Как менять электролит в аккумуляторе?

Как правильно заменить электролит в аккумуляторе

Аккумулятор – расходная часть автомобиля, источник электроэнергии, которая необходима для пуска двигателя и для работы бортовой сети при выключенном двигателе. В ходе эксплуатации ресурс аккумулятора постепенно исчерпывается. Замена электролита дает возможность, в некоторых случаях, вернуть характеристики и повысить эффективность работы аккумуляторной батареи.

  1. Показатели необходимости замены электролита
  2. Порядок действий при замене электролита в аккумуляторе
  3. Подготовка АКБ и слив электролита
  4. Промывание аккумуляторной батареи
  5. Заливка электролита и зарядка АКБ
  6. Правила и продолжительность зарядки аккумулятора после замены электролита
  7. Проверка аккумулятора

Показатели необходимости замены электролита

Конструктивно аккумулятор представляет собой две свинцовые пластины, пространство между которыми заполнено электролитом. При протекании обратимой электрохимической реакции аккумулятор может накапливать ток (заряжаться) или отдавать ток (разряжаться).

Аккумуляторы, путем последовательного соединения пластин, объединяются в аккумуляторную батарею (АКБ). АКБ могут вырабатывать ток напряжением 12 В (применяются на бензиновых двигателях) или 24 В (для некоторых дизельных двигателей).

Автомобильные АКБ подразделяются на два типа:

  • Необслуживаемые. Имеют неразъёмный корпус, их можно только дозаряжать с помощью зарядного устройства.
  • Обслуживаемые. Их можно дозаряжать, но также необходимо проверять раз в 1-2 месяца плотность жидкости, в некоторых ситуациях может понадобиться полная замена электролита.

Состояние и количество электролита – один из факторов, который совместно с состоянием свинцовых пластин, определяет работу аккумулятора. Его несоответствующие качество и объем вызывают снижение силы тока и напряжения на батарее.

Если устройство эксплуатировалось правильно, то необходимости менять кислоту может не возникнуть. Она будет служить в течение всего срока использования АКБ. Следует только контролировать плотность и уровень жидкости в секциях, при необходимости доливать дистиллированную воду.

Возможны ситуации, когда требуется полная замена электролита в аккумуляторе:

  • Помутнение электролита. Причина — использование низкокачественного раствора.
  • Пониженная плотность жидкости при полностью заряженной батарее. Снижение плотности ниже 1,27 г/см 3 , свидетельствует или о необходимости доливания электролита, или о необходимости его полной замены. О том, как замерять плотность, читайте в этой статье.
  • Саморазряд батареи может быть вызван наличием вредных примесей в аккумуляторной жидкости.
  • Понижение уровня электролитного раствора ниже допустимого, которое возникает в результате проливания.
  • Замерзание жидкости. Эта ситуация характерна при резком похолодании воздуха. Электролит полностью разряженной АКБ замерзает при ‑7 0 С. Если батарея разряжена на 45-50 % ,то он может замёрзнуть при температуре до ‑30 0 С.

Внимание! Особо следует подчеркнуть, «осыпание» пластин бывает причиной помутнения жидкости. В этом случае требуется ремонт секций АКБ, который в домашних условиях не выполняется. При этом наиболее оптимальным вариантом является полная замена аккумулятора.

Порядок действий при замене электролита в аккумуляторе

Замена электролита может дать долгосрочный положительный эффект только в случае с обслуживаемым аккумулятором. В необслуживаемых АКБ замену электролита проводить не рекомендуется, так как нет доступа к раствору. Слить кислоту можно через высверленные своими руками отверстия в дне такой АКБ, но это рискованно так как:

  • АКБ переворачивать нельзя и сверлить отверстия придётся в горизонтально расположенной батарее, что может привести к повреждению дна и попаданию кислоты на дрель и на руки человека.
  • Высверленные отверстия сложно загерметизировать, следовательно, высока вероятность того, что серая кислота будет вытекать из аккумулятора.

Поэтому, прежде чем производить замену кислоты в необслуживаемом аккумуляторе надо реально оценить последствия такой процедуры.

Для обслуживаемых АКБ, советы, как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля, следующие:

  1. Подготовить аккумулятор и слить электролит.
  2. Промыть банки.
  3. Правильно поменять кислоту и зарядить аккумулятор.
  4. Проверить батарею.

Для того чтобы заменить электролит самостоятельно, рассмотрим эти этапы подробно.

Подготовка АКБ и слив электролита

Для замены электролита понадобятся:

  • средства индивидуальной защиты (резиновые перчатки и желательно очки);
  • резиновая груша для скачивания жидкости;
  • ёмкость, лучше стеклянная, в которую будет сливаться отработанная кислота;
  • новый раствор и дистиллированная вода;
  • воронка для залива жидкости;
  • ареометр для измерения плотности.

Важно! Категорически запрещается переворачивать аккумулятор (можно наклонить не более чем на 45 0 ). При эксплуатации АКБ или при осыпании пластин на дне образуется осадок, который при переворачивании может забить пластины или попасть на контакты, после чего устройство окончательно придёт в негодность.

Слив электролита в автомобильном аккумуляторе следует выполнять при комнатной температуре в такой последовательности:

  1. Отсоединить АКБ от клемм, удалить загрязнения и расположить на горизонтальной поверхности.
  2. Окрутить пробки на банках батареи, проверить состояние и уровень раствора, а также заряд батареи.
  3. С помощью резиновой груши или шприца, понемногу наклоняя батарею, удалить раствор из банок. Жидкость сливать в подготовленную стеклянную емкость. Слив можно считать завершенным, когда угол наклона АКБ будет составлять 45 0 .

При сливе кислоты следует выполнять правила техники безопасности: избегать ее попадания на руки и на слизистые, в случае попадания кислоту обильно смыть водой. Отработанный электролит нельзя сливать в канализацию, вначале он должен быть нейтрализован.

Промывание аккумуляторной батареи

Промывание батареи — важный этап. Если не удалить остатки отработанного раствора, осадок и налет, то они приведут к быстрой потере свойств нового электролита в аккумуляторе.

Промыть аккумулятор можно так:

  1. Используя грушу наполнить все секции водой до соответствующего уровня. Отставить воду в секциях на 10-15 минут.
  2. Покачивая батарею взмутить осадок. Батарею нельзя сильно встряхивать.
  3. Откачать воду грушей.
  4. Залить чистую воду, выдержать 10-15 минут и снова слить.
  5. Повторять до тех пор, пока сливаемая вода не будет прозрачной.

При сульфатации пластин (образование кристаллического налета PbSO4) аккумулятор можно дополнительно промыть содовым раствором (0,5 кг соды на 5 л воды). Раствор заливается в банки, в процессе протекания реакции жидкость начнет бурлить. После окончания бурления (через 2-3 часа) раствор сливается с помощью груши. Затем банки надо заполнить солевым раствором (25 грамм соли на 1 л воды). Через час он также сливается. Таким образом, банки подготавливаются к заполнению электролитом.

Заливка электролита и зарядка АКБ

В качестве электролита предпочтительно использовать уже готовый раствор серной кислоты и воды, который можно приобрести в магазине. Он удобный в использовании и имеет необходимую плотность 1,27-1,28 г/см 3 . Для заливки потребуется 2,5-5 л раствора. Объем используемой жидкости зависит от емкости АКБ. При заполнении банок можно добавить присадку для десульфатации.

Электролит заливается в банки грушей или через воронку, вставленную в заливную горловину. Он должен покрывать пластины на 5 мм. Это объясняется тем, что после замены жидкости, аккумулятор будет заряжаться, и плотность может повыситься. Для ее снижения необходимо будет добавить дистиллированную воду, которая и займет оставленный объем.

После того, как жидкость залита в аккумулятор, его надо покачать для удаления пузырьков воздуха. При необходимости жидкость следует добавить.

Правила и продолжительность зарядки аккумулятора после замены электролита

Рекомендуется зарядку аккумулятора проводить через двое суток после замены электролита. За это время растворятся присадочные вещества и выйдет воздух.

АКБ заряжается с помощью зарядного устройства по схеме «зарядка-разрядка». Ток зарядки должен быть в 10 раз ниже, чем номинальная емкость батареи (если емкость батареи 60 А/ч, ток зарядки 4-6 А).

В ходе зарядки следует вести контроль напряжения и уровень кислоты в секциях. Если уровень снизился, добавляется дистиллированная вода

Когда напряжение на батарее достигнет номинального значения 14,7 В, а на секциях 2,4 В, ток необходимо уменьшить в 2 раза. Если через 2-3 часа показатели плотности раствора не изменятся, зарядку можно прекратить.

Проверка аккумулятора

После зарядки аккумулятору надо дать «отдохнуть» несколько часов, а затем проверить его состояние. Если напряжение на клеммах батареи не менее 12,7 В и плотность аккумуляторной жидкости 1,27 г/см 3 – АКБ готова к работе.

Современные АКБ имеют специальный индикатор, позволяющий оценить ее состояние. Зеленый цвет лампочки индикатора указывает, что аккумулятор заряжен полностью, черный – требуется дозарядка, белый цвет – аккумулятор вышел из строя.

При отсутствии индикатора, для проверки можно использовать вольтметр или мультимер. Следует определить напряжение на каждой секции (не менее 2,4 В) и на клеммах (не менее 12,7 В).

Таким образом, замена электролита в аккумуляторе автомобиля — процедура, которая позволяет в домашних условиях восстановить его функциональность и параметры работы. После замены электролитного раствора, аккумуляторная батарея может прослужить еще долгий срок.

Как и зачем делают замену электролита в аккумуляторе (АКБ)? 6 полезных советов

Аккумуляторная батарея (АКБ) является одним из основных агрегатов любого автомобиля, но, к сожалению, служит она относительно недолго – несколько лет. Тем не менее, существует немало методов возвращения к жизни «уставшей» АКБ, среди которых есть и замена электролита в аккумуляторе автомобиля. Эта относительно простая и недорогая процедура. При соблюдении некоторых технологических тонкостей, пусть и не гарантированно, но достаточно часто приводит к положительным результатам.

Принцип работы

Прежде чем говорить о замене электролита, необходимо понять, как работает аккумулятор и для чего этот самый электролит в нём вообще нужен.

Стандартная современная автомобильная батарея состоит из шести отдельных и абсолютно независимых секций (банок), электрически соединённых последовательно. Каждая из банок имеет наборы положительных и отрицательных пластин, которые расположены вертикально и чередуют друг друга.

Анодные (отрицательные) пластины выполнены из диоксида свинца. Катодные (положительные) – из металлического свинца. Набор пластин погружён в водный раствор серной кислоты, который и является электролитом.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, посвящённую тому, как подобрать аккумулятор на автомобиль.

Также советуем внимательно изучить статью нашего специалиста, в которой он подробно рассказывает о зарядке автомобильного аккумулятора.

Ещё один популярный вопрос, интересующий автомобилистов, заключается в том, как зарядить гелевый аккумулятор. Об этом можно узнать из нашей статьи.

Конструкция одной секции свинцово-кислотного аккумулятора, где:

  • крышка секции;
  • корпус секции;
  • придонная призма;
  • пакет анодных и катодных пластин с сепараторами;
  • анодный вывод;
  • набор анодных пластин;
  • пластина-сепаратор;
  • катодный вывод;
  • набор катодных пластин.

В процессе разряда аккумулятора диоксид свинца разлагается кислотой и оседает на катоде в виде сульфата. При этом расходуется серная кислота, плотность электролита уменьшается. Во время зарядки происходит обратный процесс – восстановление диоксида и серной кислоты за счёт сульфата. Очевидно, что электролит является важнейшим компонентом батареи и от его качества напрямую зависит эффективность и долговечность самой АКБ.

Здесь стоит оговориться, что существуют аккумуляторы с тремя секциями, имеющие рабочее напряжение 6 В. Конструкция и принцип работы таких батарей аналогичны двенадцативольтовым. Отличие их составляет только количество секций и, как следствие, выходное напряжение.

Зачем и когда меняется электролит

Прежде всего стоит развеять один миф, согласно которому электролит (ЭЛ) в свинцово-кислотной обслуживаемой батарее нужно периодически менять. Это абсолютно неверно. При правильной эксплуатации аккумулятора электролит, залитый при изготовлении батареи (точнее, при её вводе в эксплуатацию), служит весь срок и утилизируется вместе с АКБ. Единственные действия, которые требуются от автолюбителя – контроль плотности и уровня рабочей жидкости в банках и при необходимости доливка дистиллированной воды.

Читайте также  Как проверить исправность зарядного устройства для аккумуляторов?

Но это в идеале. На практике существует множество ситуаций, требующих замены ЭЛ. В такие ситуации входят:

  • мутный электролит;
  • при полной зарядке АКБ плотность в секциях низкая;
  • большой саморазряд;
  • эксплуатация с «сухими» секциями (уровень электролита ниже верхнего среза пластин);
  • произошло замерзание рабочей жидкости.

Наиболее распространённым случаем является помутнение ЭЛ. Обычно помутнение указывает на то, что в устройство изначально был залит состав низкого качества, или в процессе эксплуатации доливалась плохая вода (к примеру, из-под крана или топлёный лёд из холодильника). «Порча» электролита может произойти и при неправильной или длительной эксплуатации. К примеру, при больших токах заряда/разряда с пластин может осыпаться диоксид или сульфат. То же самое происходит и со временем.

Чем грозит мутный электролит? При подобной проблеме обычно наблюдаются потеря ёмкости батареи (два раза покрутил и разрядился), плохой набор даже при зарядке внешним ЗУ, большой саморазряд. Но даже если при мутном электролите подобные неприятности не наблюдаются или проявляются слабо, раствор надо менять, пока не стало слишком поздно.

Замена рабочей жидкости в аккумуляторе

Итак, если вы всё же решились, самое время разобраться, как правильно заменить электролит в аккумуляторе. Но, прежде чем начать, необходимо приготовить все необходимые инструменты и принадлежности.

Для работы вам понадобятся:

  • готовый электролит (2.5 — 3 л для батареи ёмкостью 60 А/ч, плотность 1.28 г/см 3 );
  • дистиллированная вода (5 — 10 л);
  • кислотостойкая тара для слива старого раствора;
  • ветошь;
  • кислотостойкая воронка (пластик, стекло);
  • резиновая груша;
  • ареометр;
  • зарядное устройство для АКБ;
  • вольтметр постоянного тока (тестер).

Поскольку вы собираетесь работать с серной кислотой, особое внимание необходимо уделить средствам индивидуальной защиты. В обязательном порядке нужны:

  • защитные очки;
  • резиновые перчатки;
  • проточная вода, мыло.

Подготовка и слив

Это, пожалуй, самая ответственная операция. От того, насколько тщательно и аккуратно вы всё сделаете, будет зависеть жизнь «пациента». Все работы нужно производить при комнатной температуре. Отсоедините батарею от клемм авто и перенесите её на стол или верстак. Тщательно очистите поверхность устройства от пыли и кислоты при помощи ветоши, смоченной в растворе соды.

Поскольку АКБ уже работала, с её пластин начал осыпаться диоксид и свинец, которые выполнены в виде пористой вмазки. Это нормальное явление и батарее не вредит, поскольку всё оседает на дне секции, оснащённом специальными придонными перегородками – призмами (см. фото конструкции). Но стоит вам перевернуть батарею, как вся эта красота окажется между пластинами и вызовет замыкание – АКБ можно выбросить.

В 90 % случаев слитый таким методом аккумулятор придется выбросить.

Единственный вариант – отсос жидкости при помощи груши. На все рекомендации типа «просверлить дно и слить» отвечайте категорическим «нет». Во-первых, сверля дырки в днище батареи и стоя, простите, враскоряку, вы рискуете повредить сверлом пластины. Во-вторых, просверлив-таки отверстие, вы получите порцию токопроводящей и едкой кислоты на руки и в лицо, а, главное, на электроинструмент, который тут же попытается убить вас током. В-третьих, придонные призмы не дадут слить осадок, делая операцию абсолютно бесполезной.

И, наконец, высверленные в дне дырки вам никакими силами и ухищрениями не удастся надёжно заварить, заклеить, замазать (нужное подчеркнуть). Буквально через неделю эксплуатации вся серная кислота окажется в аккумуляторном отсеке авто со всеми вытекающими последствиями.

Итак, установите АКБ на ровную поверхность, открутите крышки секций и при помощи резиновой груши откачивайте кислоту, сливая её в приготовленную ёмкость. По мере уменьшения уровня потихоньку и аккуратно наклоняйте аккумулятор, продолжая отбор жидкости. Как только угол наклона батареи достигнет 45°, слив можно считать законченным.

В качестве груши можно использовать ареометр.

Промывка АКБ

Старая кислота слита, а значит, пора разобрать вопрос, как промыть аккумулятор и заменить электролит. Установите АКБ горизонтально и при помощи той же груши заполните все секции дистиллированной водой до нормального уровня. Сделайте паузу минут на 10 — 20, пусть вода вымоет кислоту из пористого диоксида пластин.

Покачайте батарею, чтобы слегка взбаламутить осадок, и слейте воду так же, как до этого кислоту. Обратите внимание на то, что нужно именно покачать и ни в коем случае не трясти! Снова заливайте (естественно, чистую воду), ждите. Потом покачивайте и сливайте, повторяя операцию до тех пор, пока жидкость не станет визуально чистой. На этом этап промывки можно считать оконченным.

Заливка и зарядка

Осталось залить свежий электролит и зарядить батарею. В качестве рабочей жидкости лучше использовать готовый раствор серной кислоты с водой, который продаётся как «Электролит аккумуляторный». Раствор уже имеет нужную плотность и гораздо удобнее в плане безопасности (читайте о том, как проверить плотность электролита в аккумуляторе).

Заливку электролита можно произвести как при помощи воронки, так и грушей или ареометром. Для этой операции вам понадобится от 2.5 до 5 л раствора в зависимости от ёмкости аккумулятора. При этом уровень раствора в банках должен быть таким, чтобы на 4 — 5 мм скрыть пластины. По окончании процедуры слегка покачайте батарею, чтобы удалить пузырьки воздуха, и убедитесь, что уровень существенно не изменился (по необходимости долейте).

Почему наливать так мало, а не до рекомендованного производителем уровня? Дело в том, что электролит, купленный в магазине, имеет плотность 1.27 — 1.28 г/см 3 и предназначен для заливки сухозаряженного аккумулятора. Поскольку ваша батарея в той или иной мере разряжена, после смены кислоты вам придётся её заряжать. Но в процессе зарядки плотность повышается, а значит, её придется понижать до нормы, разбавляя дистиллированной водой. Как раз для этой воды вы и оставили место.

Теперь АКБ нужно оставить на 2 — 3 часа для пропитки пластин кислотой, после чего его можно ставить на зарядку. Заряжать АКБ нужно током, который в 10 — 15 раз меньше номинальной ёмкости батареи. К примеру, если ваша АКБ имеет ёмкость 60 А/ч (указано на корпусе), то ток зарядки будет составлять 4 — 6 А.

В процессе зарядки постоянно контролируйте напряжение на батарее и уровень электролита в каждой секции. Если пластины в какой-либо из банок оголились, долейте в неё дистиллированной воды. Как только напряжение на АКБ, стоящей на зарядке, поднимется до 14.7 В, процесс прекращают. Пусть теперь ваша батарея пару часов отдохнёт. Напряжение на ней снизится примерно до 12.6 В, это нормальное явление. Вот теперь можно измерить плотность в каждой секции и в зависимости от показаний ареометра довести уровень раствора до нормального дистиллированной водой либо электролитом.

Что необходимо знать при работе с АКБ

Эксплуатируя или обслуживая аккумулятор, необходимо соблюдать хоть и простые, но обязательные правила:

  1. Делая электролит самостоятельно, необходимо лить кислоту в воду, но ни в коем случае не наоборот. Вода имеет меньшую плотность и разбрызгивается с поверхности кислоты.
  2. При попадании электролита на кожу его необходимо смыть большим количеством воды с мылом и смазать место поражения любым кремом.
  3. Если раствор попал в глаза, немедленно промойте их сначала большим количеством воды, буквально подставив открытый глаз под струю, затем раствором фурацилина (1 таблетка на стакан воды) и обязательно обратитесь к врачу. Ни в коем случае не промывайте глаза борной кислотой из автомобильной аптечки – она служит для совершенно других случаев!
  4. При попадании кислоты на одежду или обувь не поленитесь и сразу же застирайте это место с большим количеством мыла. Если вы не сделаете этого, через несколько часов ткань и даже кирзовая кожа рассыплются в пыль.
  5. Не заряжайте аккумулятор в закрытых помещениях. Во время зарядки из банок выделяется водород и кислород, которые взорвутся при первой же искре не хуже бомбы. Обязательно откройте ворота гаража или используйте вытяжку. Ну и, конечно, не пользуйтесь спичками для подсветки и не курите.
  6. Не переворачивайте аккумулятор при транспортировке, даже если вы везёте его на утилизацию. Пробки секций негерметичны, а серная кислота разъедает почти всё, что угодно.

Вывод

Итак, операция по замене электролита в АКБ, как вы убедились, совсем несложная. Тем не менее, если даже по прочтении этого материала вы так и не поняли, как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля, то видео на эту тему, в которых все операции можно наглядно посмотреть, в сети великое множество. Просто наберите в любом поисковике интересующий вас вопрос и добавьте слово «видео».

Аккумуляторы и батареи

Информационный сайт о накопителях энергии

Замена электролита в аккумуляторе

Свинцовые автомобильные аккумуляторы накапливают энергию до тех пор, пока идет химическая реакция между электролитом и токопроводящими пластинами. При изменении плотности электролита, этот процесс нарушается. Неважно, по какой причине испортился электролит, аккумулятор не работает. Требуется замена электролита, корректировка плотности или приобретение новой АКБ. В случае если электролит приобрел черный цвет, в нем взвесь угля и окалины – аккумулятор придется менять.

Полная замена электролита в аккумуляторе

Электролит представляет смесь серной кислоты с водой в определенной пропорции. О концентрации раствора узнают по плотности, измеряемой ареометром. Показатель основной, даже сотые доли влияют на способность электролита работать на накопление энергии.

Признаки негодного электролита:

  • Измерение плотности на заряженном аккумуляторе ареометром. Значение должно быть 1,25 -1,27 г/см3.
  • Мутный электролит – свидетельство того что внутри идут паразитные процессы сульфатирования.
  • Электролит перемерзал, но герметичность корпуса не нарушена.
  • Раствор черный или темно-коричневый со взвесью угля и окалины.

Замена электролита в аккумуляторной батарее будет эффективна, когда полости банок обследованы, промыты, удален сульфатный осадок. Если разрушены пластины, осыпалось активное вещество – аккумулятор не ремонтопригоден.

В домашних условиях полная замена электролита в аккумуляторе автомобиля происходит в последовательности:

  • Подготовить эмалированную или стеклянную посуду для слива электролита, средства личной защиты, место для работы, лучше, на открытом воздухе.
  • Аккумулятор извлечь, из автомобиля, снять пробки или просверлить отверстия в необслуживаемом АКБ, слить жидкость в подготовленную тару, пользуясь грушей или шприцом.
  • Аккумулятор промывается дистиллированной водой многократно, пока не удалится осадок. Возможно, придется удалять сульфат свинца, если есть осадок на пластинах. Нужно убедиться что активная замазка не осыпалась, угольная решетка цела.
  • Медленно, с перерывами залить электролит нужной плотности в каждую банку выше пластин на 5-7 мм. Подождать 2-3 часа для выхода пузырьков, замерить плотность электролита, довести до нормы
  • Зарядку аккумулятора после замены электролита вести малым током 0,1 А, не допуская закипания. После набора половины емкости, зарядка ведется циклично.
  • Произвести герметизацию банок.
Читайте также  Wh что это на аккумуляторе?

Сколько времени заряжать аккумулятор? Заряжать аккумулятор после замены электролита нужно бережно, как после глубокой разрядки. Операция замены электролита своими руками в автомобильном аккумуляторе считается законченной, если он полностью принимает ток длительное время. Зарядка ведется осторожно, кипение в банках недопустимо.

Предлагаем посмотреть видео по правильной замене электролита в автомобильном аккумуляторе.

Почему нельзя доливать электролит в аккумулятор

Вы замерили уровень в банках аккумулятора, он ниже нормы? Это значит, что часть воды испарилась. Если это обслуживаемый аккумулятор, нужно замерить уровень в каждой банке и долить электролит до нормы водой. В необслуживаемом АКБ сквозь стенки видно зеркало залива.

Упал уровень, значит в растворе мало воды и высокая плотность. Добавленный электролит повысит уровень, но плотность раствора останется высокой. Это пагубно для пластин АКБ, сокращается срок службы батареи. Поэтому следует электролит доводить до уровня, доливая дистиллированную воду.

Посмотрите видео о правилах замены электролита.

В каких случаях доливать электролит в аккумулятор?

Электролит в аккумулятор доливают, когда снижается емкость. При этом замеры ареометром содержимого каждой банки показывают снижение плотности. Возможно, в АКБ произошла сульфатация, связанный кислотный остаток в PbSO4 не участвует в реакции.

Если электролит, извлеченный из банок прозрачный, светлый, его можно использовать вторично, добавив корректирующий раствор, плотностью 1,4 г/см3. После снятия осадка на пластинах, батарея заливается прежним электролитом, но он низкой концентрации. Можно ли довести раствор до нужной плотности, доливая электролит? Какой состав взять, и сколько нужно долить в аккумулятор корректирующего раствора?

По технологии нужно заменить порцию слабого состава крепким. Долить и изъять электролит из банок раствор можно, воспользовавшись грушей и мерным цилиндром. Как поменять растворы, в какой пропорции видно из таблицы.

При этом следует использовать только электролит для корректировки. После операции замены, в течение получаса ведется подзарядка, чтобы жидкости смешались. Через два часа после отключения ЗУ проверяется плотность, если нужно, корректировка повторяется.

Предлагаем ознакомиться на видео, как долить электролит в аккумулятор.

Что доливать в аккумулятор, воду или электролит

При соблюдении условий эксплуатации, необслуживаемые аккумуляторы не требуют контроля плотности и уровня электролита. Обслуживаемые АКБ имеют специальные пробки – доступ к каждой банке. В них регулярно проверяются показатель качества и уровня электролита. Запас энергии батареи определяется по самому слабому элементу. Поэтому необходимо поддерживать плотность электролита во всех банках равной.

Плотность в банке может снизиться, если началась сульфатация. Тогда добавка электролита не поможет. Сильное сопротивление забитых пластин не пропускает заряд, добавленная кислота увеличит отложения. В этом случае заряд восстановит сульфатирование. Вот почему нельзя в АКБ с налетом сульфата свинца доливать электролит.

Доливать ли воду в аккумулятор? Если уровень электролита в банках низок, это указывает на интенсивное кипение батареи во время работы. Испаряется в основном водород. С оголенных пластин может осыпаться активная замазка, произойдет сульфатирование, коррозия. Поэтому подлить дистиллированную воду необходимо, но после этого аккумулятор нужно ставить на зарядку по полному циклу.

В период восстановления емкости частично разрушаются кристаллы свинца, происходит разбавление плотного раствора, происходит восстановление активности электролита. Доливают электролит или воду в АКБ в отверстия, прикрытые пробками, малой струей через воронку. Зарядку начинают не сразу, чтобы вышел воздух, смешались составы.

Контроль плотности следует произвести через полчаса после отключения ЗУ. При отклонениях плотности выполнить корректировку.

Когда доливать в электролит, а когда воду

Вопрос, чем долить, если мало электролита в банках аккумулятора требует особого освещения. Такие жидкости, как электролит или дистиллированная вода, нужно заливать в аккумулятор правильно. Корпус и воронка должны быть чистыми, заливаемая жидкость прозрачная, без взвеси. Долить электролит водой можно, используя медицинский шприц без иглы, если корректировка требуется незначительная.

В каких случаях можно доливать воду в электролит аккумулятора? Если в одной или нескольких банках уровень электролита в АКБ низкий. Это происходит из-за кипения банок в условиях повышенной температуры или глубокого разряда. Добавлением дистиллированной воды восполняются потери объема, уменьшается плотность электролита, предотвращается скорый износ батареи.

Нужно ли заряжать аккумулятор после добавления воды, или замены электролита? Любое изменение внутреннего баланса требует выравнивания и стабилизации. После изменения концентрации жидкости необходимо провести полный цикл зарядки, убедиться, что аккумулятор не потерял емкость, стабильно напряжение на клеммах, обеспечивает пусковой ток.

Можно ли долить электролит в аккумулятор, если случайно его выплеснули? Как это случилось? Возможно, перевернули прибор. Это один из немногих случаев, когда вытекший электролит заменяют точно таким же и даже температуру подгоняют. Но все равно потребуется подзарядка и проверка плотности.

Посмотрите видео, как правильно долить электролит в аккумулятор. Вода или электролит, что доливать?

Как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор

Все намного сложнее, если потребовалось долить воду в электролит необслуживаемого аккумулятора автомобиля. Сквозь полупрозрачные стенки можно увидеть, сколько электролита в банках. Но как проникнуть в корпус необслуживаемого аккумулятора?

Есть модели, проникнуть внутрь в которых можно отрезав болгаркой верхнюю крышку. Но такие действия нужны, если нужно удалить накипь и промыть осевший внизу шлам. Для того чтобы долить жидкость до нужного уровня сверлят отверстие в корпусе. Позже его заклеивают эпоксидным клеем.

Полностью необслуживаемый аккумулятор требует бережного обращения, боится глубоких разрядов и нестабильной работы бортовой АКБ. Заявленные 5-7 лет он выдерживает только в идеальных условиях.

Как разобрать необслуживаемый аккумулятор чтобы долить электролит

В современных АКБ, таких как VARTA, под декоративной наклейкой можно увидеть 6 пластинок, плотно утопленных в корпус. Если подковырнуть кружок шилом, можно под ним обнаружить пробку резиновую. Тогда появится возможность отобрать пробу электролита, провести замер плотности, откорректировать состав. Если нет пробки – в каждой банке колется отверстие тонким шилом, а вода запускается из шприца, каплями.

Но если обнаружено, что в банках на пластинах белесые полосы – это сульфатация. Чтобы очистить полости, убрать осадок внизу, потребуется вскрыть крышку распиливанием.

Посмотрите видео, как долить электролит в необслуживаемый аккумулятор.

Долить электролит в гелевый аккумулятор

Необслуживаемый гелевый аккумулятор представляет тот же свинцовый аккумулятор, но электролит загустили, он находится в виде геля. С годами вследствие электрохимических паразитных реакций получается водород, выходящий из резинового вентиляционного клапана. Гель обезвоживается и уже неплотно прилегает к пластинам. Емкость АКБ уменьшается.

Долить воду в банки аккумулятора просто. Нужно снять наклейку на корпусе, снять колпачки-клапаны и закапать в каждую банку по 1,2 мл воды. Вода должна впитаться в желеобразную массу. Нужно время. Через полчаса, если вода выше поверхности пластин батареи – извлеките ее фильтром или шприцом.

Что нужно знать о замене электролита в аккумуляторе

Электролит является важнейшим компонентом свинцово-кислотной аккумуляторной батареи. Это рабочая жидкость, благодаря которой между отрицательными и положительными пластинами могут протекать электрохимические процессы.

Срок службы даже самых современных АКБ обычно не превышает 5–6 лет. Встречаются и более «живучие» устройства, но тут многое зависит уже от соблюдения правил эксплуатации и обслуживания.

Обидно, когда отказ батареи происходит уже через пару лет после покупки. Потому автомобилисты стремятся тем или иным образом продлить жизнь источнику питания. Существует несколько способов добиться желаемого. Один из них предусматривает замену электролита. Процедура достаточно простая и финансово выгодная. Тут главное – соблюдать правила и рекомендации при замене рабочей жидкости.

  1. Зачем и в каких ситуациях проводится замена
  2. Что необходимо для замены
  3. Процедура замены
  4. Подготовка и удаление
  5. Промывание
  6. Залив жидкости и зарядка
  7. О чём должен помнить автомобилист

Зачем и в каких ситуациях проводится замена

Для начала нужно разобраться с особенностями замены электролита в аккумуляторах и понять, когда и зачем это делается.

Существует достаточно распространённое мнение или даже, скорее, миф. Некоторые автомобилисты в него искренне верят. Они уверены, что периодическая полная замена электролита в автомобильном аккумуляторе – процедура просто необходимая. Это якобы один из методов профилактики, позволяющий продлить срок службы АКБ.

В действительности это не так.

При соблюдении правил эксплуатации залитый на производстве электролит служит полный срок и утилизируется вместе с АКБ. Потребоваться может только контроль состояния, уровня и доливка дистиллированной воды.

На вопрос о том, надо ли менять старый электролит в аккумуляторах, можно ответить следующим образом. Обойтись без замены можно лишь в идеальных условиях. На практике добиться их удаётся не так часто.

Среди наиболее распространённых ситуаций, когда замена всё же может потребоваться, выделяют такие:

  • помутнение электролита;
  • низкая плотность в банках при полном заряде;
  • высокие показатели саморазряда;
  • эксплуатация при пониженном уровне жидкости;
  • замерзание.

Нельзя сказать точно, поможет ли проведённая замена электролита в автомобильном аккумуляторе в той или иной ситуации. Но если проблема кроется в самой жидкости, прибегнуть к такой процедуре стоит.

Чаще всего автомобилисты сталкиваются именно с помутнением смеси серной кислоты и дистиллированной воды. Изменение цвета изначально прозрачной жидкости связано с такими явлениями:

  • применение электролита низкого качества;
  • доливка обычной воды вместо дистиллята;
  • длительная эксплуатация АКБ;
  • осыпание пластин и пр.

Эксплуатация АКБ с мутным электролитом обычно ведёт к существенному падению ёмкости, из-за чего полного заряда хватает буквально на пару пусков двигателя. Ещё такая батарея будет плохо набирать заряд от ЗУ и генератора, демонстрировать высокий саморазряд.

Если электролит мутный, но никаких проблем не наблюдается, всё равно менять жидкость необходимо.

Главное – убедиться в том, что помутнение и изменение характеристик не связаны с осыпанием свинцовых пластин. Если это произошло, тогда АКБ подлежит утилизации. Простая смена рабочей жидкости уже не поможет.

Что же касается того, можно ли полностью поменять в автомобильном аккумуляторе старый электролит, то так делать допускается. Важно избавиться от потерявшей свои свойства жидкости, а также убрать осадок, способный испортить свежий электролит.

Что необходимо для замены

Решив заняться заменой электролита в автомобильном аккумуляторе, предварительно потребуется подготовить всё необходимое для этого.

К списку требуемых инструментов и материалов относят:

  • готовый электролит;
  • дистиллированную воду;
  • тару для слива старой жидкости;
  • ветошь;
  • воронку;
  • резиновую грушу;
  • ареометр;
  • ЗУ;
  • мультиметр или вольтметр (постоянный ток).

Электролит должен иметь плотность, соответствующую климатическим условиям вашего региона. Обычно это 1,28 г/см³. Его количество определяется ёмкостью АКБ. Для популярных батарей на 60 Ач обычно требуется от 2,5 до 3 литров.

Количество дистиллированной воды составляет от 5 до 10 литров. Тару для слива, как и воронку для заливки, выбирайте только из устойчивых к кислоте материалов. К ним можно отнести стекло и пластик.

Помимо материалов и инструментов, также пригодятся средства защиты. Это очки, перчатки, доступ к проточной воде, мыло.

Процедура замены

Теперь непосредственно о том, как заменить своими силами электролит в аккумуляторе.

Читайте также  Уровень электролита в аккумуляторе аком 60

Вся процедура делится на несколько этапов:

  • подготовка;
  • слив;
  • промывка;
  • заливка;
  • зарядка.

Зная о том, как нужно менять электролит в аккумуляторе, вам удастся успешно выполнить поставленную задачу.

Подготовка и удаление

Автомобилисты справедливо считают, что успешная замена старого электролита в автомобильном аккумуляторе, которая проводится в домашних условиях, более чем на 50% зависит от правильной подготовки батареи и удаления старой рабочей жидкости.

Когда выполняются подготовка и слив, важно максимально качественно подготовить источник питания к последующей заливке свежего электролита.

Чтобы подготовиться и самостоятельно заменить изношенный электролит в аккумуляторе своего автомобиля, нужно сделать следующее:

  • подготовить помещение с хорошей вентиляцией и температурой 15–20 градусов Цельсия;
  • снять АКБ с автомобиля, перенести в помещение;
  • очистить поверхности корпуса;
  • при наличии следов электролита на батарее промыть её ветошью и содовым раствором;
  • используя грушу, начать постепенно высасывать из банок батареи старую жидкость;
  • по мере извлечения электролита можно постепенно наклонять АКБ;
  • когда при наклоне батареи на 45 градусов груша уже не сможет ничего доставать, слив можно считать завершённым.

Многих интересует, можно ли при замене старого электролита переворачивать автомобильный аккумулятор. Тут ответ однозначный.

Ни в коем случае не пытайтесь слить жидкость, просто открутив крышки и перевернув АКБ. Также нельзя сверлить в днище отверстия, чтобы ускорить процесс выведения электролита.

Если перевернуть батарею, весь осадок, осевший в придонных призмах, окажется на пластинах. Это ни к чему хорошему не приведёт. Сверлить нельзя, поскольку электроинструмент может ударить вас током, вы нарушите герметичность, часть кислоты выльется вам на руки, и есть риск просто повредить свинцовые пластины.

Потому слив выполняется только с помощью груши и до наклона не более 45 градусов относительно ровной горизонтальной поверхности.

Вот почему важно знать, как правильно и безопасно поменять старый электролит в уже немного изношенном аккумуляторе. Опыт показывает, что более чем в 80% случаев, когда жидкость сливается путём переворачивания АКБ, источник питания просто отправляется на свалку.

Промывание

Следующим этапом будет промывка АКБ от остатков старого электролита. Задача не менее ответственная.

На этот счёт можно дать следующие рекомендации:

  • разместите АКБ на ровной горизонтальной поверхности;
  • с помощью груши залейте во все банки дистиллированную воду;
  • убедитесь, что вода полностью покрыла пластины;
  • дайте батарее постоять около 10–20 минут;
  • немного покачайте в стороны батарею, что позволит поднять осадок;
  • слейте воду по аналогии с кислотой, то есть грушей.

Только не трясите устройство. Тряска может свести к нулю все ваши старания.

Слив грушей воду, повторите процедуру ещё несколько раз.

Как только сливаемая из батареи вода станет чистой, промывку можно заканчивать.

Часто автомобилисты интересуются, нужно ли после выполненной замены старого электролита заряжать аккумулятор. Об этом в следующем разделе.

Залив жидкости и зарядка

Теперь остаются последние два этапа. Правильная заливка и последующая зарядка АКБ также играют большую роль.

В заливке нет ничего сложного. Аккуратно берёте готовый раствор и постепенно заполняете им с помощью груши банки аккумуляторной батареи. Либо воспользуйтесь воронкой и постепенно, небольшими порциями, через неё заливайте состав.

В общей сложности может уйти от 2,5 до 5 литров готового раствора воды и серной кислоты. С помощью корпуса от ручки (прозрачного) можно убедиться в правильном уровне. Для этого после заливки вставьте корпус в банку, коснувшись пластин, второй конец закройте пальцем и поднимите.

После заливки обязательно покачайте немного АКБ, что позволит удалить воздух и выровнять уровень электролита. Сделайте замер ещё раз и при необходимости долейте состав.

Измерьте, сколько жидкости осталось в корпусе от ручки, с помощью линейки. Если электролит покрывает пластины на 4–5 мм, уровень правильный. Некоторые заливают до 15 мм. Но это неправильно.

Да, в норме уровень жидкости должен быть на 10–15 мм выше пластин. Так рекомендует производитель. Но вы заливаете электролит, фактически предназначенный для сухозаряженных АКБ. Его плотность составляет около 1,27–1,28 г/см³. После заливки батарея будет разряженной, и её потребуется подключить к ЗУ. В процессе зарядки плотность начнёт повышаться. По завершении заряда потребуется привести плотность в норму, что делается путём добавления дистиллированной воды. Потому заливка на 4–5 мм необходима, чтобы потом иметь возможность долить воду.

Говоря о том, нужно ли заряжать свой аккумулятор после замены электролита, ответ будет утвердительным. Сделать это необходимо.

Сразу после заливки электролита нужно оставить АКБ в состоянии покоя на 3–4 часа, чтобы пластины пропитались рабочей жидкостью.

Только теперь можно приступать к зарядке.

Что же касается того, сколько необходимо заряжать по времени аккумулятор после выполненной замены электролита, то тут ориентируйтесь на саму АКБ и её состояние. Лучше всего поставить батарею на автоматическое зарядное устройство и выбрать зарядный ток на уровне 10% от ёмкости. То есть при 60 Ач ток будет 6 А.

В среднем на полную зарядку уходит 6–8 часов. Следите за состоянием батареи, контролируйте уровень электролита и при оголении пластин доливайте дистиллированную воду.

Когда зарядка закончится, отключите АКБ от ЗУ и дайте ей просто постоять 2–3 часа. Теперь сделайте замеры напряжения и проверьте плотность. Долейте недостающее количество дистиллята, чтобы электролит покрывал пластины на 10 мм.

Напряжение должно быть около 12,6 В, а плотность 1,27–1,28 г/см³.

На этом процедуру можно считать завершённой.

О чём должен помнить автомобилист

Напоследок стоит дать несколько рекомендаций:

  • отдавайте предпочтение готовому электролиту;
  • делая состав своими руками, кислоту добавляйте в воду, а не наоборот;
  • если электролит попал на тело, смойте водой с мылом, смажьте кремом для кожи;
  • промывать глаза нужно под проточной водой, а затем раствором из 1 таблетки «Фурацилина» на 1 стакан воды;
  • электролит на одежде через несколько часов разъест ткань, потому застирать нужно сразу;
  • зарядку АКБ нельзя проводить в закрытых помещениях и под открытым небом;
  • не курите около АКБ;
  • всегда держите батарею в горизонтальном положении, не переворачивайте её.

Как видите, поменять электролит не так сложно даже в гаражных условиях.

Но прежде чем это делать, убедитесь, что замена жидкости даст результат, а АКБ ещё пригодна к восстановлению таким способом.

Как правильно поменять электролит в аккумуляторе

Исправность аккумулятора является одним из основных условий беспроблемной эксплуатации автомобиля. Бывают случаи, особенно зимой, когда емкость аккумулятора резко падает, и владельцу приходится бежать за новой АКБ в магазин. Не всегда такие траты оправданы. Если батарея не старше 5 лет, то можно попытаться восстановить его при помощи полной замены электролита.

Можно ли поменять электролит в аккумуляторе

Споры на этот счет по-прежнему ходят. Заменить электролит в аккумуляторе несложно, хотя и есть некоторые особенности. При должной сноровке поменять раствор можно самостоятельно даже в необслуживаемой батарее.

Некоторые уверяют, что замена не даст должного результата, а батарея прослужит лишь пару дополнительных месяцев. Другие отмечают, что способ действенный и аккумулятор после замены продержится от года до двух при правильно проведенной процедуре. В любом случае, попробовать стоит, ведь стоимость электролита несоизмерима с ценой на новый аккумулятор.

Причины полной замены электролита

Важно понимать, что далеко не во всех случаях помогает полная замена электролита. Прежде чем приступить к процедуре стоит изучить причины, требующие замены раствора:

  1. Изменилась плотность. Косвенным признаком изменения плотности может быть нехарактерный цвет раствора. Для проверки плотности следует использовать ареометр. Перед замером нужно полностью зарядить АКБ. Плотность раствора в нормальной батареи должна быть в пределах от 1,25 до 1,27 г/см3.
  2. Помутнение электролита. Такие изменения наблюдаются с некачественным раствором, который был разбавлен обычной, а не дистиллированной водой. Также причиной может быть сульфатация пластин.
  3. Новый аккумулятор быстро теряет заряд (вплоть до полного разряда в течение суток). Обычно это связано с недостаточной концентрацией серной кислоты в растворе.
  4. Одна из ячеек не содержит раствора.
  5. Электролит был подвержен заморозке.
  6. Часть раствора испарилась из-за плохой герметизации (наблюдается у обслуживаемых моделей АКБ).

Важно! Если пластины аккумулятора осыпались или присутствует замыкание на одной из ячеек, то замена раствора не поможет. В данном случае восстановление работоспособности возможно только после замены пакета пластин в ячейке. Это достаточно сложная процедура и требует специального оборудования.

Меры предосторожности

В процессе работы с электролитом и постановки батареи на зарядку нужно использовать резиновые перчатки, защитный фартук, очки и обувь, устойчивую к кислотам.

Помещение должно хорошо проветриваться. В нем запрещено хранить или принимать еду. Также не допускается курить вблизи раствора, поскольку пары водорода могут легко воспламениться.

Заливать раствор необходимы с использованием стеклянной посуды. Серная кислота, содержащаяся в растворе, даже при небольших концентрациях прожигает одежду и наносит химические ожоги.

Важно! При попадании электролита на одежду или кожу требуется немедленная обильная промывка водой. После, кислоту нужно нейтрализовать пищевой содой.

Как заменить электролит в аккумуляторе самостоятельно

В процессе замены следует полностью слить жидкость из всех ячеек АКБ и выполнить промывку дистиллированной водой.

Сливать раствор рекомендуется снизу батареи, чтобы исключить ее переворачивание. Избегать этого следует, дабы осадок не поднялся и не замкнул пакет в ячейке. Нужно аккуратно просверлить 3-миллиметровое отверстие во дне батареи. Объем слитой жидкость в среднем составляет 2 литра. После того как будет выполнена промывка необходимо запаять просверленные отверстия.

Для запайки следует использовать только кислотостойкий пластик или герметик. Подойдет часть корпуса непригодного аккумулятора или его пробки. После запайки нужно залить свежий электролит плотностью 1,27-1,28 г/см3 и провести процедуру зарядки.

Как заряжать аккумулятор после замены электролита

После заполнения батареи нужно подождать от 2 до 5 часов до окончания реакции и стабилизации плотности. Время ожидания зависит от емкости. Заряжать следует током, силой не более 2 А в автоматическом режиме зарядного устройства. После окончания зарядки батарея будет готова к использованию.

Метод доступен практически каждому, но стоит понимать, что аккумулятор после такой реанимации не может заменить новый. Этим способом следует пользоваться, чтобы выкроить время до покупки батареи. При этом важно помнить, что полная разрядка восстановленного аккумулятора приведет к глубокой сульфатации, реанимация после которой будет невозможна.

Остались вопросы о том, как менять электролит или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: