Что такое пэп в автомобиле?

Что представляет собой полный электропакет в автомобиле

Многие водители не могут чётко объяснить, что такое «полный электропакет» (или сокращённо ПЭП). При этом их объяснения имеют весьма широкий диапазон и во многом даже противоречивы. Как ни странно, нет единого подхода к этому термину также в специализированных изданиях. Более того: практически ни один современный производитель машин в своих официальных описаниях тоже не приводит унифицированный термин «полный пакет», каждый раз понимая под ним нечто иное.

Восполнить такой существенный информационный пробел – главная задача настоящего материала, ссылающегося на независимых опытных специалистов и профессионалов автомобильного дела.

История появления термина

Исторический экскурс в историю современного автомобиля свидетельствует, что сам термин «полный электропакет» своими корнями уходит на вторичные рынки в постсоветских странах. Причина его появления и быстрого широкого распространения очевидна. Желая привлечь внимание покупателей и как можно быстрее и чем подороже продать своё авто, его владельцы начали употреблять заманчивое словосочетание «в машине ПЭП». Хотя почти каждый из них подразумевал совершено разные комбинации электроприборов, входящих в этот «полный электропакет». Одним словом, это был однозначно коммерческий приём, который чаще всего неплохо срабатывал.

Суть «полного электропакета»

До сих пор под ним понимают разные комплекты приборов. Причём никто не берёт на себя ответственность заявлять, что такое понятие включает все, без исключения, автоприборы, которые пытаются от электричества. Зачастую, подразумевается следующий набор:

  1. Дверные электростеклоподъёмники (также и поднимающие дверь багажника).
  2. Центральные замки с системой сигнализации.
  3. Электроподогрев сидений водителя и пассажиров, а также стёкол, зеркал снаружи машины.
  4. Датчики дождя, света.
  5. Электроприводы внешних зеркал, кресел.
  6. Контролеры давления в автошинах.

Иногда к этому перечню добавляются иные электроприборы, к примеру, омыватели автомобильных фар, электроприводы рулевого колеса с памятью и некоторые другие.

Ключевые составные термина

Прежде всего, это, естественно, электростеклоподъёмники, применение которых позволяет создать в салоне необходимый комфорт. Однако надо знать, что такие подъёмники могут иметь управление:

  • Прямое. При этом управлении электроподпитка идёт от цепи, которая питается от АКБ, а стекла регулируются с помощью специальных переключателей на дверях.
  • Электронное. Во время данного управления перед водителем имеется специальная панель, позволяющая ему вести контроль за всеми стеклоподъемниками.

Кроме того, к числу ключевых составных данного термина большинство специалистов автомобильного дела относят центральные замки, систему подогрева, а также электроприводы сидений водителя и пассажиров, зеркал, расположенных вне салона. В последнее время в понятие «полный электропакет» автопроизводители, частные продавцы автомашин часто включают также датчики, позволяющие контролировать показатели давления и температуры в автошинах.

Как видно, единого подхода к понятию «полный электропакет» на современном автомобильном рынке до сих пор нет. Поэтому если при покупке автомобиля покупатель услышит это словосочетание, надо будет непременно уточнить, что конкретно, какие именно электроприборы и устройства входят в комплекс «ПЭП». И лишь после детальной расшифровки принимать окончательное решение относительно покупки машины. Удачи!

Блок управления электропакетом: электрооборудование автомобиля — под контролем

В современных автомобилях все электрическое оборудование объединяется в единую систему, которая называется электропакетом. Управление электропакетом возлагается на специальные электронные блоки — все о данных приборах, их конструкции и функционале, а также о верном выборе и замене читайте в статье.

Что такое блок управления электропакетом?

Блок управления электропакетом (контроллер электропакета, блок комфорта, центральный блок кузовной электроники) — компонент электрической системы транспортного средства; электронное устройство на основе микропроцессоров/микроконтроллеров, выступающее в качестве центрального блока управления вспомогательными системами и электронными компонентами автомобиля с целью повышения его комфорта и безопасности.

В современных легковых и многих грузовых автомобилях различное электрооборудование — стеклоподъемники, наружное и внутреннее освещение и световая сигнализация, замки дверей, привод зеркал заднего вида и другое — собрано в единую систему, которая называется электропакетом (ЭП). Функции контроля и управления ЭП возлагаются на центральный блок управления (контроллер). Применение блока управления электропакетом позволяет реализовывать различные схемы управления автомобильным электрооборудованием:

  • Ручное управление с помощью соответствующих переключателей на приборной панели, дверях, подрулевом переключателе и т.д.;
  • Дистанционное управление электрооборудованием с помощью автосигнализации или телематической системы;
  • Автоматическое управление некоторыми элементами в соответствии с состоянием автомобиля, контроллера двигателя и бортового компьютера;
  • Автоматическое управление основным элементами, обеспечивающими безопасность автомобиля (центральный замок, окна, свет), при изменении статуса автосигнализации и/или иммобилайзера.

Таким образом, блок управления электропакетом позволяет повысить комфорт и безопасность автомобиля, а также расширить функционал его электросистемы за счет использования преимуществ и возможностей протоколов передачи данных CAN, LIN, K-Line и других.

Неисправность контроллера ЭП может полностью нарушить функционирование электрооборудования транспортного средства, поэтому данный узел необходимо как можно скорее заменить. Чтобы сделать верную покупку нового блока, необходимо разобраться в существующих типах этих устройств, их особенностях и функционале.

Конструкция блоков управления электропакетом

Все современные контроллеры ЭП строятся на основе микропроцессоров или микроконтроллеров, которые берут на себя функции управления цепями электрооборудования. В процессорах заложены алгоритмы управления оборудованием в различных ситуациях — при ручном управлении, в автоматическом режиме и т.д. Непосредственное управление оборудованием осуществляется посредством малогабаритных электромагнитных реле или электронных ключей на основе мощных полевых транзисторов.

Электронные компоненты располагаются на печатной плате, которая устанавливается в пластиковый корпус, соединение с электрооборудованием выполняется с помощью стандартных электрических разъемов. На одном блоке может устанавливаться от одного до трех разъемов, зачастую цепи питания и управления разделены, для подключения к ним используются раздельные разъемы.

Блок управления электропакетом располагается под приборной панелью или под центральной консолью, обычно он устанавливается неподалеку от монтажного блока реле и предохранителей — это сокращает длину кабелей между данными узлами. Монтаж блока осуществляется винтами или с помощью металлического кронштейна.

Типы и функционал блоков управления электропакетом

Используемые в различных транспортных средствах блоки управления электропакетом могут отличаться функционалом и особенностями работы, но в общем случае на них возлагается управление следующим электрооборудованием:

  • Стеклоподъемники всех дверей и механизм блокировки стеклоподъемников;
  • Привод наружных (боковых) зеркал заднего вида;
  • Подогрев наружных зеркал заднего вида;
  • Подогрев заднего стекла;
  • Подогрев передних сидений;
  • Центральный замок;
  • Механизм блокировки и замки багажника и капота;
  • Указатели поворотов передние и задние;
  • Внутрисалонное освещение — лампа на потолке, лампы на центральных стойках, лампы на порогах, освещение багажного отсека;
  • Подсветка приборной панели;
  • Наружные осветительные приборы — противотуманные фары и задние противотуманные фонари, габаритные огни, огнь заднего хода.

Включение, отключение и изменение режимов работы указанного электрооборудования осуществляется подачей управляющих сигналов на исполнительные устройства — электродвигатели или мотор-редукторы, нагревательные элементы или лампы/светодиоды. Замыкание цепей, как уже указывалось выше, осуществляется соответствующими реле или ключами. Управляющие сигналы формируются несколькими микроконтроллерами и микросхемами-драйверами управления, количество которых в блоке управления может достигать пяти и более. Каждый микроконтроллер и драйвер отвечает за различные приборы, обычно отдельные микросхемы используются для управления стеклоподъемниками, наружным и внутренним освещением, центральным замком и т.д.

При этом не каждый контроллер электропакета имеет весь указанный функционал. Стандартно на данный узел возлагается управление стеклоподъемниками, зеркалами и центральным замком, при расширенном функционале под управление блока попадают внутрисалонное и наружное освещение, и другие электрические приборы. Соответственно, на автомобилях в различной комплектации используются неодинаковые по функционалу и возможностям блоки управления ЭП.

Следует отметить, что в нашей стране зачастую система управления электрооборудованием, которая помимо стеклоподъемников, замка и зеркал включает в себя другое оборудование, называется полным электропакетом (ПЭП). Однако это скорее маркетинговый ход, чем отражение реальных возможностей системы — многие зарубежные автомобили имеют больше возможностей, чем так называемые ПЭП в отечественных авто.

Читайте также  Как обжимать клеммы в автомобиле?

Как выбрать и заменить блок управления электропакетом

Несмотря на высокую надежность, блоки управления ЭП могут выходить из строя, что влечет за собой нарушение работы электрооборудования транспортного средства. О неисправности данного узла говорят как отказы единичных приборов (например — невозможность включения или некорректная работа указателей поворота, стеклоподъемников и т.д.), так и отказ сразу нескольких устройств (например — всего наружного и внутреннего освещения, нагревателей стекла и сидений, и т.д.). В любом случае сначала проверяются предохранители соответствующего оборудования, а лишь затем выполняется диагностика блока управления электропакетом.

В ряде случаев блок управления ЭП подлежит ремонту, который сводится к замене вышедшего из строя микроконтроллера или других деталей. Однако иногда бывает проще и дешевле заменить блок в сборе, чем сдавать его в ремонт (особенно, если в автомобиле минимальная комплектация ЭП без функции управления иммобилайзером). В этом случае на замену необходимо использовать узел того же типа и модели (а также и каталожного номера), что был установлен ранее. В некоторых случаях установка блока иной модели возможна, но чаще всего это затрудняется необходимостью менять распиновку разъемов или требует отказа от некоторых функций.

Замену блока необходимо выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию транспортного средства. Обычно работа сводится к демонтажу старого блока и установке нового, однако прежде всего необходимо получить доступ к данному устройству, а это может потребовать частичного разбора приборной панели или консоли. Так как электрический монтаж осуществляется стандартными разъемами, то выполнения пайки или иных операций не требуется, а новый блок управления начинает работать сразу после установки и подачи питания на электросистему автомобиля.

Если контроллер электропакета работает совместно сигнализацией и/или иммобилайзером, то перед началом работ требуется их отключение (перевод в сервисный режим или полное выключение). В противном случае могут возникнуть проблемы с работой электрооборудования или просто неприятности с нештатным срабатыванием охранной системы.

Верный выбор и замена блока управления электропакетом — основа надежной работы электрооборудования транспортного средства.

В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.

В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.

Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.

Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.

Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.

Что такое полный электропакет?

Статья о том, что включает в себя электропакет — функционирование, обслуживание, важные нюансы. В конце статьи — видео об устройстве электропакета Лада Калина Люкс. Статья о том, что включает в себя электропакет — функционирование, обслуживание, важные нюансы. В конце статьи — видео об устройстве электропакета Лада Калина Люкс.

Никогда, приобретая автомобиль у официального дилера, нельзя встретить в техническом описании такого термина как «Полный электропакет». Японские, европейские, даже американские автоконцерны в принципе не понимают, что значит «Полный фарш», «Все включено» и пр., когда дело касается описания автомобильного оборудования, систем безопасности и силового блока.

При этом водители прекрасно знают, что они имеют в виду не электрику автомобиля, т. е. электропривод и не его электронику.

Что чаще всего подразумевается, когда говорят, что автомобиль имеет полный электропакет:

    Электрические стеклоподъемники, включая пятую дверь.

Обогрев сидений, руля, зеркал, стекол.

  • Дополнительные датчики: света, погоды, давления в шинах, регулировка передних сидений.
  • Если рассматривать все приборы в автомобиле, которые приводятся в движение через подачу электросигнала, то в термин «Полный электропакет» можно включить все узлы и агрегаты автомобиля, в том числе ЭБУ, систему климат-контроля, автоматический парковщик, кондиционер и GPS навигатор.

    При этом важно помнить, что от марки машины и ее базовой комплектации зависит и количество опций, обеспечивающих комфортное вождение. ВАЗ 2106 с механическим стеклоподъемником вполне подходит под термин «Все включено». Действительно, в автомобиле есть все, что инженеры предполагали туда включить…

    Электростеклоподъемники

    Электрические стеклоподъемники — это, наверно, первая система в машине, которая обеспечивает 50% комфорта водителя и пассажиров. Сегодня трудно представить себе, что когда-то для подъема бокового стекла использовали ручки, которые водители и все пассажиры крутили сами.

    Установка стеклоподъемника производится непосредственно в дверной корпус на раму или на отдельно вмонтированную рейку. Автостеклоподъемник состоит из:

  • системы подъема.
  • В качестве привода используется редуктор, который состоит из электродвигателя и передачи (цепной или червячной). Для подъема стекла используются реечный, тросовый или рычажный механизм. На легковые автомобили чаще всего устанавливают реечные стеклоподъемники. Для грузового автотранспорта используют тросовый подъемник.

    Управление стеклоподъемником может быть прямое или электронное. Прямое управление подразумевает движение стекла от электроцепи, соединенной с аккумулятором, и регулировку стеклоподъемника простым переключателем, кнопки которого расположены на каждой двери, имеют две (реже три) позиции.

    Управление стеклоподъемником с помощью электронного узла более комфортно благодаря встроенным датчикам движения и остановки, контроля и безопасности. В конструкцию входят:

      электронный блок управления,

  • исполнительные механизмы.
  • На двери водителя или на панели управления расположены кнопки переключения или сенсорная панель, с помощью которых можно контролировать все стеклоподъемники, устанавливать их блокировку автономно.

    Кроме этого, каждый электронный стеклоподъемник может управляться индивидуально — это комфортно и водителю, и пассажирам. Также обеспечивается дополнительная безопасность при езде. Водитель может заблокировать любое окно от открывания, например, если на заднем сидении находятся дети.

    Благодаря электронному блоку расширяется функционал стеклоподъемников, можно:

      закрывать или открывать окна автоматически,

    поднимать или опускать стекла при выключенном двигателе,

    блокировать работу стеклоподъемника любой двери с водительского места,

    Читайте также  Что такое датчик импульсов в автомобиле?
  • закрывать стекло с пульта дистанционного управления.
  • Электростеклоподъемник — это дополнительный комфорт, который никак не влияет на скоростные параметры автомобиля и его ездовые характеристики, но очень важен для водителя и пассажиров.

    Центральный замок и сигнализация

    Еще одна вспомогательная система, предоставляющая водителю дополнительное удобство — это система центральной блокировки автомобильных замков на дверях и на крышке топливного бака. Среди автолюбителей этот блокиратор называется просто «Центральный замок» и относится к главной опции электропакета.

    Практически все центральные замки имеют дистанционное управление, антенна встроена в ЦБ (центральном блоке), открыть или закрыть дверь авто можно с расстояния 10 метров.

    Центральный блокиратор состоит из следующих деталей:

  • блок управления.
  • В современных автомобилях устанавливают центральный замок с децентрализованной системой управления. Это значит, что помимо главного, центрального блока, на каждой двери устанавливается свой блок управления. Автоматическая блокировка и разблокировки работает при выключенном двигателе, во время столкновения автомобиля система автоматически открывает все двери.

    Электропривод передних сидений

    Электрический привод передних сидений позволяет водителю настроить кресло наиболее удобным образом под себя.

    Сегодня мало кто помнит, но автомобиль ГАЗ 2410 — знаменитая «Волга» 1980 года, имела интересное устройство переднего сидения. Водительское кресло было смещено к двери, в то время как руль располагался строго по центру водительского места. Трудно представить, на какие ухищрения приходилось идти советским водителям, чтобы сделать управление машиной белее или менее комфортным.

    Электропривод позволяет регулировать высоту сидения, угол наклона спинки, расстояние до педалей управления. Электропривод состоит из:

  • предохранителя.
  • Регулировать положение кресла можно при выключенном моторе, информация о текущем положении как водительского, так и пассажирского кресла выведена на переднюю панель, В современных автомобилях электропривод передних сидений оснащается датчиками веса, памятью, подсветкой.

    Электропривод боковых зеркал

    В опцию «Полный электропакет» входит такая функция как автоматическая регулировка и настройка зеркал заднего вида. В современных автомобилях уже не нужно выходить из машины и вручную настраивать зеркало под свои параметры. Отсутствуют механические зажимы и фиксаторы. С водительского места одним нажатием кнопки зеркало поменяет угол наклона как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Во время парковки на узком пространстве зеркало автоматически сложиться и «прижмется» к кузову.

    Механика работы зеркал обеспечивается двумя встроенными в корпус зеркала электромоторами. Переключатель, который расположен на приборной доске, позволяет регулировать положение зеркала в двух плоскостях. При включении обогрева заднего стекла на многих автомобилях автоматически включается обогрев зеркал. Подача питания на электромоторы зеркал начинается с момента включения двигателя.

    Практически всегда это приводит к тому, что электропривод выходит из строя. Механизм складывания зеркала и регулировка обзора — это две разных системы, и обе они приводятся в движение электрическим импульсом.

    Климат-контроль. Печка. Кондиционер

    Несмотря на то, что сегодня сложно найти автомобиль без системы климат-котроля, кондиционеры и печки остаются достаточно востребованными. Поэтому для того, чтобы автомобиль мог рассчитывать на получение почетного звания «Машина с полным электропакетом», среди систем комфорта должна быть и печка, и климат-контроль, и кондиционер.

    Все эти механизмы имеют электропривод — их моторы «питаются» мощностью аккумулятора, управление происходит через переключатели на приборной доске. Но параметры работы у этих климатических систем разные.

    Если задача климат-контроля — поддерживать заданную температуру всего салона путем автоматической подачи холодного или горячего воздуха, температуру которого устройство будет определять самостоятельно, то для печки и кондиционера безразлична температура салона. Какие параметры работы задаст водитель, такую температуру воздуха механизм и выдаст в салон, и автоматически ничего регулировать и поддерживать не будет.

    В автомобиле еще можно найти десятки систем, которые легко входят в категорию электрооборудование: это лампы света в салоне, датчики давления в шинах, подсветка пола под пассажирскими сидениями, сигнальные огни, фары, мультимедийная система и многое другое. Но если без телевизора в салоне можно вполне обойтись, то без печки в 30-градусный мороз обойтись сложно. Поэтому каждый водитель сам выбирает, что конкретно для него значит «Полный фарш» в автомобиле, для чего он нужен и кто будет этим пользоваться.

    Видео об устройстве электропакета Лада Калина Люкс:

    Что такое пэп в автомобиле?

    переносный электронный планшет

    Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

    Пассажирское эксплуатационное предприятие

    г. Липецк, организация

    Источник: http://openbudget.karelia.ru/budnord/russian/central-blacksoil/lipetsk-region/lipetsk/text_01.htm

    истор., полит., фин.

    полевой эвакуационный пункт

    Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

    Программа эффективного производства

    Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

    простая электронная подпись

    портал электронного правительства

    гос., сетевое

    Источник: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V090005982_

    приёмный эвакуационный пункт

    1. ПЭП
    2. ПГЭП

    постгипоксическая энцефалопатия
    перинатальная энцефалопатия

    подземное электрическое профилирование

    Источник: http://www.npf-geofizika.ru/leuza/gti/sokr.htm

    Источник: http://www.pharmateca.ru/cgi-bin/statyi.pl?sid=762&mid=1085056555&magid=68&full=1

    Словарь сокращений и аббревиатур . Академик . 2015 .

    • крепартсклад
    • КНО

    Смотреть что такое «ПЭП» в других словарях:

    ПЭП — Пакетированный элементарный поток. [ГОСТ Р 54456 2011] Тематики телевидение, радиовещание, видео EN Packetized Elementary StreamPES … Справочник технического переводчика

    ПЭП — переносная электропила полевой эвакуационный пункт … Словарь сокращений русского языка

    Контроль с применением наклонного совмещенного ПЭП — 6.4.6 Контроль с применением наклонного совмещенного ПЭП . 6.4.6.1 В зависимости от толщины металла контролируемого участка из табл.3 выбрать ПЭП с соответствующими параметрами. 6.4.6.2 Выполнить настройку дефектоскопа аналогично п. 6.3.6.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Контроль с применением прямого РС ПЭП — 6.4.5 Контроль с применением прямого РС ПЭП (на примере работы с дефектоскопом «EPOCH III»). Источник: РД 19.100.00 КТН 545 06: Ультразвуковой контроль стен … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    РД 19.100.00-КТН-545-06: Ультразвуковой контроль стенки и сварных соединений при эксплуатации и ремонте вертикальных стальных резервуаров — Терминология РД 19.100.00 КТН 545 06: Ультразвуковой контроль стенки и сварных соединений при эксплуатации и ремонте вертикальных стальных резервуаров: Дефект : здесь: несплошность в металле стенки резервуара, в сварном соединении, отклонение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Конвульсан — Действующее вещество ›› Ламотриджин* (Lamotrigine*) Латинское название Convulsan АТХ: ›› N03AX09 Ламотриджин Фармакологическая группа: Противоэпилептические средства Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› F31 Биполярное аффективное расстройство … Словарь медицинских препаратов

    Ламиктал — Ламотриджин противоэпилептический препарат с нормотимической и антидепрессивной активностью. Синонимы: Ламитрил, Ламиктал Содержание 1 Фармакологическое действие 2 … Википедия

    РД 08.00-60.30.00-КТН-046-1-05: Неразрушающий контроль сварных соединений при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов — Терминология РД 08.00 60.30.00 КТН 046 1 05: Неразрушающий контроль сварных соединений при строительстве и ремонте магистральных нефтепроводов: 1.4.15 Бригада сварщиков группа аттестованных в установленном порядке сварщиков, назначенных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Трилептал — Действующее вещество ›› Окскарбазепин* (Oxcarbazepine*) Латинское название Trileptal АТХ: ›› N03AF02 Окскарбазепин Фармакологическая группа: Противоэпилептические средства Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› G40.1 Локализованная (фокальная)… … Словарь медицинских препаратов

    Требования — 5.2 Требования к вертикальной разметке 5.2.1 На поверхность столбиков, обращенную в сторону приближающихся транспортных средств, наносят вертикальную разметку по ГОСТ Р 51256 в виде полосы черного цвета (рисунки 9 и 10) и крепят световозвращатели … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Как создать и использовать простую электронную подпись

    Применение простой электронной цифровой подписи (ПЭП) позволяет пользователям работать на многих интернет-ресурсах, а ее получение не занимает много времени. Простота получения не гарантирует полной юридической силы, но при определенных обстоятельствах документы, подписанные ПЭП, могут приравниваться к заверенным собственноручно.

    Читайте также  Как выбрать противотуманные фары на автомобиль?

    Что такое простая подпись

    Простая электронная подпись — это цифровой реквизит, имеющий наименьшую степень защиты. Ее назначение — подтверждение личности автора, создавшего и отправившего электронный документ. К ПЭП относятся коды подтверждения, высылаемые в виде СМС, проверочные коды и т.д.

    Пароли, коды и иные элементы ПЭП называют также ключами ПЭП. Ключи простой электронной подписи обычно состоят из открытой и закрытой части: при входе в почтовый ящик логин является открытой или публичной частью, а пароль — закрытой или личной. Федеральный закон 63 обязывает пользователей соблюдать сохранность и неизменность закрытых ключей, т.к. их потеря приводит к компрометации ПЭП и потере ею юридической значимости. Согласно этому же законопроекту все электронные подписи делятся на простые и усиленные. Разница между ними в том, что ПЭП не дает возможности проследить изменения в подписанном документе после его заверения. Усиленная квалифицированная или неквалифицированная подпись формируется программным обеспечением, сертифицированным ФСБ, при участии сложных криптографических процессов и фунцкий хэширования. Получить ее можно только в удостоверяющих центрах, имеющих аккредитацию Минкомсвязи РФ и при предоставлении пакета документов. Еще одно важное отличие: оформление ПЭП всегда бесплатно, а услуги по получению усиленной подписи пользователь оплачивает по тарифу выбранного центра.

    Юридическая сила ПЭП

    В соответствии с ФЗ-63 от 06.04.2011 электронные документы, заверенные ПЭП, не имеют юридической силы. Признаются они равнозначными документам с собственноручной подписью, только если имеется дополнительное соглашение между сторонами. Нормативный акт, признающий силу простой подписи, должен содержать:

    • условия и порядок проверки ПЭП;
    • правила и способы определения личности, заверившей документ, по его простой подписи;
    • обязанности лица, применяющего или создавшего ключ ПЭП, по соблюдению его конфиденциальности.

    В иных случаях юридическая сила цифровой простой подписи не признается за исключениями, прописанными в законодательстве и правилах пользования некоторыми интернет-ресурсами.

    Получение ПЭП

    Каждый пользователь сети интернет может получить простую электронную подпись. Для этого нужно лишь следовать правилам информационной системы, в которой проходит регистрация и получение пары логин/пароль. Посещение МФЦ или иных центров для получения ПЭП не требуется, как не требуется и специальное лицензионное ПО для работы с ней.

    Исключение составляет ПЭП для банка. Чтобы сделать простую электронную подпись для работы в личном кабинете банка нужно сначала посетить офис, получить карту и зарегистрироваться на сайте (в мобильном приложении). Во время регистрации указывается логин и пароль, полученный в банке. Пароль после прохождения регистрации меняется на пользовательский.

    Еще одно исключение — сайт государственных услуг. Чтобы получить ПЭП для работы на портале нужно использовать один из двух доступных вариантов: посещение офиса для процедуры подтверждения личности или получение заказного письма. В этом случае код подтверждения будет отправлен на почтовый адрес, а для его получения необходим паспорт.

    Правила использования подписи

    Согласно Федеральному закону документ признается заверенным цифровой простой подписью при обязательном соблюдении 3 условий:

    1. ПЭП проставлена в теле документа.
    2. Ключ используется по правилам, которые были установлены оператором-владельцем информационной системы.
    3. В созданном и отправленном документе содержатся информационные данные, подтверждающие или указывающие на лицо, создавшее и отправившее данный документ.

    Дополнительные соглашения и правовые акты, составленные участниками документооборота и определяющие случаи признания силы документа с ПЭП, должны отвечать требованиям ФЗ.

    Применение ПЭП запрещено для работы на ресурсах, содержащих государственную тайну, а также для подписания документов, имеющих государственное значение.

    Где и как применяется ПЭП

    Простая электронная подпись активно используется в сервисах онлайн-банка для физических лиц. Обычно она имеет вид кода-СМС, приходящего на телефон для подтверждения операции и пары логин-пароль. В этом случае идентификация пользователя проходит автоматически по номеру паспорта, который был предоставлен при получении карты. Также ПЭП используется в системах страхования, государственных услуг, электронных почтовых сервисах, информационных системах, социальных сетях.

    Часто простую подпись используют между юридическим лицом или ИП и физическим лицом, т.е. между организацией и потребителем, в удаленном документообороте. В таком схеме потребитель обязательно должен ознакомиться с правилами пользования ПЭП и подтвердить свое согласие. Обычно правила публикуются отдельно в форме договора на оказание услуг или в виде оферты. Организация сверяет личность потребителя с его паспортными данными и принимает решение о выдаче ключа простой подписи. Сверка с документом проходит при подписании договора на обслуживание или при покупке товара или услуги.

    Возможно применение простой подписи и в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) в упрощенной учетной записи. Она дает пользователю право на получение лишь услуг, не требующих подтверждения личности или не связанных с финансовой стороной.

    Механизм ПЭП можно использовать и в услугах связи. Ключ ПЭП может быть встроен в сим-карту. При покупке сим-карты пользователь подтверждает свою личность паспортом и в дальнейшем может удаленно менять тарифы связи или подписываться/отказываться от услуг оператора. Еще один возможный способ применения ПЭП — удаленная работа, когда сотрудник при помощи ПЭП подтверждает авторство отчетов, текстов, изображений и т.д. Такое сотрудничество требует предварительного заключения соглашения о признании силы ПЭП и подтверждения личности сотрудника на личной встрече.

    Использование ПЭП можно найти и в учебных заведениях, предоставляющих услуги дистанционного образования. Абитуриенты, студенты и региональные представители могут подписывать документы при помощи ПЭП, которая признана внутри информационной или рабочей системы. Идентификация личности и выдача ключа ПЭП в этом случае происходит через регионального представителя.

    По новым правилам применение ПЭП допустимо и в транспортной системе. Водители, заполняющие транспортную накладную, могут подписывать ее любой удобной электронной подписью, в т.ч. и ПЭП.

    Пример использования ПЭП

    С применением простой электронной подписи может быть заключен договор на обслуживание. Условия договора будут соблюдены только при исполнении сторонами обязательств. Обслуживание может быть как страховым, так и банковским, и техническим. В этих случаях клиенту и представителю не нужно лично встречаться, а договор заключается при помощи ЭП.

    Также ПЭП используется при подписании заявления или письма, адресованного государственным органам или внутри электронного документооборота. В сфере коммунальных услуг простая подпись также применяется часто, т.к. общение между клиентом и представителем услуг часто происходит удаленно.

    Самый распространенный пример использования ЭЦП — введение логина и пароля или подтверждающего кода для входа на личную страницу в социальной сети или в почтовой системе.

    Простая электронная подпись позволяет пользователям не только работать в разных информационных системах, но и подписывать документы, участвовать в электронном документообороте, пользоваться услугами онлайн-банкинга. Чтобы получить ПЭП нужно лишь пройти простую процедуру регистрации. Эта услуга бесплатна, а процесс не занимает много времени. Простота получения подписи имеет и обратную сторону: ЭП не обладает юридической силой и для ее признания участники документооборота должны заключить дополнительное соглашение. Нормативный акт обязательно должен отвечать требованиям ФЗ. Пользователь, обладающий конфиденциальным ключом ПЭП, обязан соблюдать его сохранность, иначе подпись может быть скомпрометирована вплоть до утери ею юридической силы.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: