Что такое зимний режим в автомобиле?

Снежинка на АКПП – есть ли польза?

В некоторых автомобилях возле селектора автоматической коробки, наряду с традиционными символами, можно обнаружить кнопку с изображением снежинки.

Не каждый водитель сходу назовет функциональные возможности авто при активации режима. Тем более, многие не используют эту функцию при повседневной эксплуатации.

Особенности режима «снежинка». Нет сомнений, что кнопка с изображением снежинки непосредственно предназначена для сложных дорожных условий зимой. Но среди возможных вариантов изменения в поведении машины, неопытные владельцы авто называют:

  • снижение вероятности пробуксовки машины на старте;
  • ограничение рабочих диапазонов в целях безопасности.

Оба утверждения носят только отчасти верный характер рассуждений. Ведь водитель воздействует на коробку передач, а не на двигатель. Чтобы правильно использовать режим, следует разобраться в работе «автомата» в этом случае.

Начало движения на зимней дороге действительно часто происходит на рыхлой массе или на льду. Если включен будет низший рабочий диапазон, пробуксовки не избежать. Это нередко можно наблюдать на голом льду перед светофором, когда ведущие колеса буквально шлифуют асфальт.

Еще одной характерной ситуацией является маневрирование в условиях дворов, где рыхлый снег, вперемешку с песком, создают труднопроходимые завалы. Часто под этой массой образуются ледяные колеи, выбраться из которых машине затруднительно.

В этих условиях активация зимнего режима АКПП способна повлиять на поведение автомобиля. Агрегат трансмиссии при начале движения начинает свою работу сразу со второй (или даже третьей) передачи. Это ограничивает передачу крутящего момента на ведущие колеса — обеспечивается более плавное, без пробуксовки, трогание.

Во многих коробках заложен рабочий режим «1-2», когда дальше второй передачи агрегат не переходит. Это необходимо при движении по раскисшей дороге, при спуске с горы. Настройка работы «снежинка» — прямо противоположный вариант. В зависимости от количества передач АКПП, напротив, начинает свою работу на одну-две ступени выше.

Что с расходом топлива. Владельцы автомобилей отмечают небольшой рост расхода топлива при активации режима. Следует учитывать, что зимой потребление горючего всегда больше. Вряд ли можно утверждать однозначно, что только при старте с высших передач этот показатель возрастет.

В пользу этого убеждения можно только назвать необходимость активной подгазовки при разгоне. На другой чаше весов другие аргументы:

  • снижение потерь топлива в момент длительной пробуксовки;
  • работа мотора на более высоких передачах.

Возможная экономия также называется с позиции снижения нагрузки на автоматическую трансмиссию. Ведь не зря говорят, что АКПП пробуксовки «не любит».

В качестве заключения. Нередко владельцы автомобилей оставляют активированным режим в течение всей зимы. Но в случае сухого асфальта или при оттепели, его необходимость видится сомнительной. Наоборот, постоянное начало движения на более высокой передаче излишне нагружает двигатель. В случае его не прогретого состояния, густое масло в этот момент не обеспечит достаточной смазки рабочих поверхностей.

Особенности эксплуатации АКПП в зимний период.

По просьбам трудящихся решил чиркануть в блог об общих рекомендациях и правилах эксплуатации машин с автоматическими коробками, в котором постарался аккумулировать личный опыт и советы «бывалых»)

Итак, представьте себе ситуацию: утро, минус 20, заснеженная промерзшая машина, вы торопитесь. Знакомо? Думаю да. Ваши действия — кое-как разгрести стекла, прыгнуть в салон, в лучшем случае дождаться, пока снизятся обороты двигателя на холостом ходу, т.е. прогреется двигатель, про то, чтобы прогреть АКПП никто чаще всего не задумывается, а зря!
Большинство автоматических коробок передач выходит из строя именно зимой, связано это с несколькими причинами. Первая причина — это отрицательная температура окружающей среды которая пагубно сказывается на ресурсы АКПП во время начала движения авто после запуска двигателя на морозе, вторая- пробуксовка колес автомобиля на льду во время начала движения или пробуксовка колес на месте, когда автомобиль застрял.
Что происходит зимой? В процессе эксплуатации автоматической коробки передач в течении года, гидравлическая жидкость (ATF) теряет свои эксплуатационные свойства, такие как: устойчивость к окислению, постоянную вязкость при разных температурах, устойчивость к вспениванию, ну и ряд других, (ATF) стареет, причем стареет быстрее летом, — при эксплуатации автомата в + 30 градусов по Цельсию и выше, в городских условиях движения, с частыми остановками на светофорах, ну а про пробки и говорить не стоит. Также гидравлическая жидкость загрязняется продуктами износа фрикционных и стальных дисков, втулок АКПП, соответственно большинство этого износа остается в фильтре АКПП и на магнитах в поддоне, самая мелкая взвесь скапливается в гидравлическом блоке управления АКПП. С наступлением холодов начинает образовываться конденсат в корпусе АКПП, что то испаряется, а что то остается в фильтре АКПП. Заводим автомобиль в -20 (или в -30), прогреваем двигатель, а АКПП мы не прогреем никогда, а в это время фильтр АКПП уже успешно подмерз за ночь, ATF густая, вязкая, давления не хватает катастрофически и втулки работают в режиме масляного голодания несколько минут, пока мы прогреваем двигатель. Начинаем трогаться с места, АКПП переключается на 2,3 передачу, а гидравлическая жидкость еще не нагрелась до рабочей температуры, фильтр АКПП грязный, забит продуктами износа, давления на выходе не хватает, начинают подгарать фрикционные диски . . . Ресурс АКПП большой, но мы его успешно сокращаем до 50 000 км.
Что же делать?
1. Заводим машину, пару минут чистим снег со стекол, тем временем двигатель уже немного прогревается. Когда садимся в машину, пока продолжает прогреваться двигатель, не думаем о том, как мы сильно опаздываем, а жмем на тормоз и берем в руку переключатель режимов АКПП, и переводим его в различные режимы подряд, задерживаясь на каждом секунд на 7-10. Если двигатель «заглохнул», даем больше прогреться двигателю. После включения передачи может появиться вибрация, двигатель может и «затроить», это происходит из-за интенсивного трения гидравлической жидкости в гидротрансформаторе АКПП в связи с тем, что насосное колесо вращается, а турбинное колесо заторможено до тех пор, пока вы не выключите передачу или не опустите ногу с тормоза. Возникает трение гидравлической жидкости между насосным и турбинным колесами, малекулы ATF начинают интенсивно разогреваться. Насос АКПП постоянно подпитывает гидротрансформатор, а с гидротрансформатора происходит слив ATF в поддон АКПП. Сколько держать ногу на тормозе? Все зависит от температуры окружающего воздуха, и объема ATF в АКПП. Чем холоднее и больше АКПП, тем дольше, большинство рекомендаций сходится на том, что при — 20 градусов Цельсия прогреваем 5-8 минут.
2. Начало движения: после длительной стоянки на морозе стартуем очень плавно, не нажимая более 1/3 педали акселератора проезжаем так 200-300 метров. За это небольшое время гидравлическая жидкость успеет совершить несколько проходов по АКПП, теплой попадет в муфты включения передач, а так как скорость небольшая, обороты двигателя маленькие, то процесс включения муфт пройдет в щедящем, оптимальном режиме, без износа фрикционных элементов.
Если у вас есть программа управления АКПП зимой, обязательно используйте ее при отрицательных температурах! Это кнопки, как правило расположенные рядом с рычагом выбора диапазонов переключения передач, обозначения кнопок для зимней программы: «WINTER», «W», «SNOW», «*» и т.д. При нажатии этой кнопки, АКПП начинает работать по алгоритму, исключающему пробуксовку колес при трогании с места авто, иными словами исключается работа 1 передачи вообще и движения авто начинается сразу со 2 передачи, и переключение передач на высшую ступень происходит при минимальных оборотах коленвала двигателя. Все нагрузки во время начала движения принимает на себя гидротрансформатор, который сглаживает, поглощает все рывки, гидравлическая жидкость АКПП нагревается сильнее, чем в обычном режиме движения, кстати поэтому летом зимней программой пользоваться нельзя!
3. Предостережение! Касается любителей давить на тапку. Не нажимайте резко педаль акселератора, если зимой дорожное покрытие не однородно, например имеет участки сухого асфальта вперемешку с участками покрытыми льдом. Старайтесь преодолеть этот участок без ускорения. Дело в том, что колеса вашего автомобиля, попадая на участок со льдом, могут пробуксовывать на месте, автомат переключается на повышенную передачу, и в это время, колеса попадают на сухой асфальт, автомат резко переключается на низшую передачу, и так может быть не один раз за короткий отрезок времени, при этом трансмиссия испытывает огромные нагрузки. В итоге может оборвать тормозную ленту в АКПП и у Вас пропадет 2-4 передача.
4. Общее правило эксплуатации АКПП: перед тем, как перевести рычаг переключения режимов коробки в нужное положение, обязательно жмем на тормоз, затем включаем нужный режим и не отжимая педали тормоза ждем толчка и только затем отпускаем тормоз и начинаем нажимать на педаль акселератора! При длительном стоянии в пробке на одном месте рекомендуется переводить рычаг переключения в положение нейтрали, тем самым температура работы АКПП уменьшится и гидравлическая жидкость будет менее подвержена перегреву. Данная рекомендация особенно актуальна летом, когда мы при окружающей температуре под 30 градусов Цельсия стоим в глухой пробке. При кратковременных остановках переключать режимы АКПП нет никакого смысла.
5. Если гидравлическая жидкость с фильтром в АКПП не менялись более 50000-60000 км пробега современных авто, а наступает холодная зима, рекомендуется ЗАМЕНИТЬ ФИЛЬТР АКПП и ATF! Если ATF имеет темный, черный цвет, тем более содержит вкрапления черных, металлических, алюминиевых частиц, МЕНЯТЬ в независимости от пробега авто, правда, если ещё не поздно.

Читайте также  Что такое fwd и awd на автомобиле?

И пару слов о том, каким интервалам замены масла стоит придерживаться и стоит ли его вообще менять? Во время написания этого поста я просмотрел порядка 10-ка источников и спросил совета у сервисменов, в результате сделал для себя следующие выводы:

— для машин с АКПП до 2000 года установленный заводом изготовителем интервал для замены ATF и фильтра составляет 50000-70000 км и сокращается вдвое при тяжелых условиях эксплуатации. В России с нашими дорогами, снегопадами, грунтовками на дачах, буксировкой прицепов у некоторых, и конечно морозами — можете смело считать условия эксплуатации тяжелыми! Не скупитесь поменять масло раз в 30000 км и АКПП будет служить вам верой и правдой!
— для современных машин чаще всего установлен интервал 90000-110000, т.е. считаем в среднем 50000 км в России =) При этом некоторые производители вообще не указывают о необходимости замены масла, не делая ни сливные пробки, ни щупов для контроля уровня. То есть АТФ в коробке вообще менять якобы не нужно! Понятно к чему это все происходит — жидкости для АКПП стали более стойки к срабатыванию, и это на самом деле имеет место. Но к чему это все приводит? Владельцы автомобилей в тяжелых условиях России с такими не обслуживаемыми АКПП продолжают ездит на черном, окисленном, горелом, масле, потерявшем свою вязкость.Тяжелые условия эксплуатации убивают любое масло! Даже самое хорошее! Продукты износа коробки — металлическую пудру, стружку нужно выносить с заменой масла, а не копить в коробке. Много копий уже сломано, я не буду вас пугать сломанными коробками, но подведу к логическому заключению: от свежего масла в АКПП еще ни одна коробка не умирала, а от сработанной АТФ повышенный износ гарантирован.
Так что каждый из нас — сам кузнец счастья своей АКПП! =))

Особенности езды на коробке-автомат при отрицательных температурах

  • В чём заключается главная проблема при езде на АККП зимой
  • Как правильно начинать движение на автомобиле с автоматом
  • Как выезжать из сугроба, если угораздило в него попасть
  • Выполнение торможения двигателем на скользкой дороге
  • Коробка автомат – как пользоваться ею зимой при совершении обгона
  • Преодоление спусков по замерзшим дорогам
  • Движение вверх по склону дороги
  • Как вести себя, если автомобиль начало заносить

Мы не будем вникать в подробности этого спора, а остановимся на вопросе, который звучит так: если на автомобиле установлена коробка автомат, как пользоваться ею зимой. Тем более, что они становятся актуальными на всех видах автомобилей, начиная от седанов представительского класса и заканчивая бескомпромиссными спорткарами.

В чём заключается главная проблема при езде на АККП зимой

Общепризнано, что главной проблемой для тех, кто ездит на автомобиле с коробкой-автоматом зимой, является то, что водитель плохо ощущает, когда начинается момент пробуксовки. Объясняется это тем, что происходит проскальзывание гидротрансформатора, с помощью, которого и осуществляется плавное трогание с места даже в тех случаях, когда дорога скользкая.

Дело тут в том, что переключение передач происходит в зависимости от того, с какой скоростью вращаются колёса. И водитель просто может не поймать тот момент, когда появляется необходимость его вмешательства в работу автомата. Поэтому некоторые автоматы имеет зимний режим, включение которого позволяет выполнять переключение при более низких оборотах мотора. А это, в свою очередь, позволяет произвести старт, исключив лишние прокруты.

Как правильно начинать движение на автомобиле с автоматом

Для этого надо передвинуть рычаг в положение «D», выжать педаль тормоза и постоять так какое-то время, как правило хватает пяти-десяти секунд. Затем то же самое необходимо повторить, передвинув рычаг в положение «R». А начинать движение лучше всего при положении рычага в позиции «W», что позволит начать движение плавно, исключив пробуксовку.

Как выезжать из сугроба, если угораздило в него попасть

Попасть зимой в сугроб – дело несложное, так как это может случиться даже на стоянке после того, как целую ночь идёт снег. Но дело не в том, как автомобиль попал в сугроб, а в том, как из него выбраться, имея коробку-автомат. Если у коробки имеется в наличии понижающая передача, которая обозначается «1», «2» или же «L», то особых проблем возникнуть не должно. А вот когда их нет, тут дело несколько сложней.

Выбираться придётся, используя народный метод «раскачка». Делается это так:

  • плавно нажимаем на педаль газа, стараясь максимально продвинуться вперёд;
  • фиксируем автомобиль в этом положения, выжав педаль тормоза;
  • включаем заднюю скорость и стараемся как можно дальше продвинуться назад;
  • вновь производим фиксацию;
  • и так двигаемся вперёд-назад до полного высвобождения из сугроба.

При этом не следует забывать, что гидротрансформатору могут не понравиться такие манёвры. Об этом сразу же оповещает запах, который издаётся палёными фрикционными накладками. Даже при незначительном появлении этого аромата необходимо сразу же прекратить все попытки выбраться самостоятельно и идти за помощью. Иначе последствия могут быть плачевными для работоспособности коробки.

Выполнение торможения двигателем на скользкой дороге

Ещё одной проблемой автомобилей с коробкой-автоматом в холодное время года является практически полное отсутствие такого эффекта, как торможение с помощью двигателя. При включенном режиме Drive не наблюдается никакой реакции коробки на сброс газа. Из-за чего имеется необходимость постоянного использования рабочей тормозной системы. В таких ситуациях не следует забывать о наличии полуавтоматического режима и понижающих передач.

Необходимо всегда быть готовым к тому, что понижение передач при движении по очень скользкой дороге может спровоцировать пробуксовку ведущих колёс и, как следствие, может привести к возникновение заноса задней оси или сноса передней. На машинах с передним приводом в такой ситуации не следует отпускать педаль газа, тогда как на машинах с задним приводом это нужно сделать. Если же у автомобиля имеется полный привод, то педаль акселератора необходимо отпустить и сразу же вновь плавно нажать.

Следует помнить, что торможение с использованием двигателя эффективно только в тех случаях, когда имеется достаточно большой запас свободного места на дороге. И надо признать, что продуктивность использования этого способа у автомобилей с автоматической коробкой передач в разы меньше, чем у тех, на которых стоит механическая. И происходит это опять же из-за того, что имеется проскальзывание в гидротрансформаторе.

Коробка автомат – как пользоваться ею зимой при совершении обгона

При движении в стандартном режиме «D», если возникает необходимость в ударном разгоне, следует помнить, что автомату надо определённое количество времени, чтобы он смог среагировать на резкое увеличение газа водителем. Если коробка имеет спортивный режим, то его включение не будет лишним при выполнении манёвра обгона.

Преодоление спусков по замерзшим дорогам

Никто не будет спорить с тем, что спуск оказывает большее влияние на протяжённость тормозного пути, чем подъём на уменьшение его. Об этом не стоит забывать, выбирая скоростной режим. И использование пониженных передач рекомендуется только в тех случаях, если крутые уклоны имеют более или менее сухую поверхность, иначе это приведёт к перегреву тормозов.

Для большого количества автолюбителей свойственно забывать о том, что у машины имеется также и ручной тормоз, а не только режим «P». Оставляя автомобиль на парковке, расположенной на склоне, без ручного тормоза они на блокиратор вала коробки нагружают весь вес машины. А следует делать следующим образом:

  • сначала машина ставится на ручной тормоз;
  • и только потом рукоятка переводится в положение «P».

Движение вверх по склону дороги

При отрицательных температурах за бортом резко стартовать по обледенелому подъёму – дело напрасное. Начинать движение следует очень плавно, всячески избегая пробуксовки колёс, которая обязательно возникнет, если нажать на педаль газа активно. При этом может возникнуть такая ситуация, что и так с трудом набранную тягу начнёт глушить ESP, а потому его лучше заблаговременно выключить.

Как вести себя, если автомобиль начало заносить

Очень хорошо помогает бороться с заносом автомобиля на поверхности скользкой дороги непродолжительное включение нейтрали. Мнение некоторых водителей, что такое действие может повредить автоматическую коробку передач, ошибочно. Благодаря моментальному, чёткому и аккуратному включению нейтрали происходит стабилизация автомобиля, что приводит к прекращению заноса.

Так же следует поступать и при прохождении поворотов на невысокой скорости, если они располагаются на склоне. При таких спусках автомобиль может стать неуправляемым с помощью тормозов и продолжать двигаться не туда, куда надо. Посредством кратковременного перевода коробки в нейтраль удаётся осуществить выравнивание колёс и стабилизировать положение автомобиля.

Мы надеемся, что предложенные нами в данной статье рекомендации и пожелания помогут обладателям автомобилей, оснащённых АКПП, осуществлять движение в зимнее время года без каких-либо неприятностей и возникновения нежелательных ситуаций.

Читайте также  Как заклеить покрышку автомобиля своими руками?

Зимний режим на авто. Как пользовать?

Опции темы
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Зимний режим на авто. Как пользовать?

    Всем привет. Как правильно пользоваться зимним режимом на автомате, чтобы его не спалить? Я сейчас езжу по трассе на постоянно включенном режиме и D, а по городу тоже на постоянном зимнем режиме и 2. Не сгорит ли автомат если постоянно ездить на зимнем режиме?

    2 это зимний режим? Не знал )))) Век живи, век учись.

    А чего бы он вдруг сгорел? Зимний режим, он всего лишь изменяет диапазон переключения передач, делает их чуть «затянутыми». Т.е. автомат переключается несколько «тупее» — и все. Некоторые даже советуют использовать зимний режим при движении с непрогретым автоматом — дескать, так нагрузка меньше на трансмиссию. Но насчет последнего совета я не уверен

    эм
    чо за зимний режим такой?
    я думала зимний режим это печка на двойке и шапка на голове, а ну и перчи

    сегодня на летнем режиме на D спокойно доехала до работы

    Зимний режим — это специально обученная кнопка на некоторых моделях. Варианты: MANU, HOLD или значок снежинки
    У меня HOLD — я по снегу на нем езжу

    у меня в машине зимний режим обозначался кнопкой «WINTER» рядом с автоматом

    Аха, я просто неправильно понял. Думал, человек двойку на автомате называет зимним режимом.

    У меня режим Winter — просто со второй передачи стартует. Думаю, ничего автомату не будет, если всё время ездить.

    Неправильно ты ездишь! Надо и по трассе и по городу ездить на включенном 1.

    Аха, я просто неправильно понял. Думал, человек двойку на автомате называет зимним режимом.

    У меня режим Winter — просто со второй передачи стартует. Думаю, ничего автомату не будет, если всё время ездить.

    ))))
    На MANU какую передачу воткнешь, на такой и едет, выше не переключает, ниже тоже. А D даже в этом режиме работает как обычно, так что я тоже думаю, что пофих )

    Зимний режим — это для езды по снегу, у меня кнопка SNOW, а 2 (режим работы автомата 1 и 2 скорость) — это режим на автомате (D L 2 N P R). (для тех кто не знает посты выше). Так вот меня интересует только момент работы зимнего режима в паре с режим 2 на автомате, чтобы не спалить его на скорости.

    А зачем ты по городу на 2 ездишь все время? На двойке тормозить хорошо на обледенелом спуске, а так смысла в нем я вообще не вижу

    кнопка SNOW + L = зимний режим ВЕЗДЕ! Езди и не парься!:))

    Ваще говоря наоборот. Укорачивает. Где можно было бы ещё докручивать мотор не меняя передачу в этом режиме оно уже переключит на повышенную.
    Тупит машину ацки в итоге. Мне от него пользы ваще никакой, двумя ногами на педалях больше полезных вариантов достигается.

    думаю автомату в любом случае ничего не будет

    Ну, я в принципе это и имел ввиду, говоря «затягивает» в смысле «затупляет». Начет пользы — я тоже хз, мне показалось расход меньше, но это чисто субъективно. Типа как мытая машина едет лучше )))

    у мя кнопа есть ect snow. Как понял она убирает первую передачу. Так ездить не вариант

    Как раз на повышенную (1-2-3-4) переключается попозже! Ты же таксист должен знать как это работает! Поэтому в этом режиме и расход увеличивается: обороты уже большие а следующая (повышенная) скорость еще не включилась! Это делается чтобы колеса не проворачивались (пробуксовывали).

    Весь зимний режим для автомата заключается в троганье со второй передачи, в остальном никаких отличий. Разве нет?

    Зимний режим зимнему режиму рознь. На Тойотах середины — конца 90-х он абсолютно ничего не давал. Это тот вариант, когда рядом были кнопки Snow и Manu. На бензиновом Бигхорне при включении зимнего режима машина трогалась со второй или третьей скорости.

    Правильно пользуемся современными климат-системами

    Хорошо настроенная климатическая система ― инженерный шедевр. Учитываются даже такие нюансы, как используемая в то или иное время года одежда.

    Правильный микроклимат в салоне автомобиля ― это не только вопрос комфорта. Если температура в кокпите повышается с 25 С° до 35, время реакции водителя увеличивается примерно на 20%. Например, фирма SEAT считает, что «перегретый» водитель опасен в той же степени, что и пьяный с содержанием алкоголя в крови 0,5 промилле. Кроме того, климатические системы помогают держать чистыми окна. Всё это вопрос не только уюта, но и безопасности.

    Парадокс заключается в том, что мощности отопителей и кондиционеров достигают 8–10 кВт, тогда как для поддержания комфортной температуры человеческого тела необходимо в 50–100 раз меньше. Дело в том, что основную энергию приходится тратить на нагрев или охлаждение самого автомобиля, в частности элементов интерьера. Около трети поверхности тела пассажира соприкасается с сиденьем ― именно поэтому подогрев или вентиляция (охлаждение) сидений при малых затратах энергии дают большой эффект. Но климатическая система в любом случае должна подавать в салон не менее пяти-десяти кубометров воздуха в минуту, в зависимости от размера машины.

    Считается, что в салоне наиболее комфортна температура от 18 до 22 С°. Это среднее значение, потому что ближе к полу должно быть на пять-восемь градусов теплее, чем в области головы. Такова физиология. Не зря бабушка надевала вам в детстве тёплые носки: греть надо прежде всего ноги. А охлаждать летом эффективнее всего грудь, спину и руки. Поэтому при отоплении основной поток горячего воздуха должен быть направлен вниз, а холодный напор летом ― в центральные дефлекторы. Кстати, с их помощью наиболее эффективно остывает и задняя часть салона.

    Цифры, задаваемые вами на автоматическом климат-контроле, ― всего лишь некий условный индекс уюта, а не точная температура в градусах Цельсия. В разных частях света у людей свои привычки и представления о комфорте, и автопроизводители это учитывают. Одна и та же фактическая температура в салоне может соответствовать 20–22 «градусам», выставленным на пульте европейского автомобиля и 22–24 «градусам» ― в машине азиатского бренда. Поэтому пересев из Фольксвагена в Nissan, не удивляйтесь, что будете замерзать при привычной цифре «22» на дисплее.

    Ручное управление направлением обдува ― тоже в некотором роде иллюзия. Даже если речь идёт об автомобиле с прямым механическим управлением «печкой», например, перевод рукоятки в положение «в ноги» означает лишь то, что вниз пойдёт основной поток. Десять-двадцать процентов воздуха всё равно будет подаваться на лобовое и боковые стёкла, чтобы они не запотевали, а разница температур между верхними и нижними слоями не стала дискомфортной. Сейчас почти все «печки» и «кондеи» достаточно мощны, а разница между плохими и хорошими системами заключена именно в нюансах подобных тонких настроек.

    Раздельный климат-контроль ― безусловный плюс. Однако под одним и тем же названием скрываются системы разной степени совершенства. В бюджетных машинах можно индивидуально менять лишь температуру. Водитель, которому нужно разморозить боковые стёкла, неизбежно заберёт тепло от ног пассажиров. Продвинутые системы позволяют позонно управлять также направлением и интенсивностью обдува. И даже тонко настраивать разницу температур по слоям.

    «Лицо» климат-контроля ― его пульт управления. Мы считаем, что он должен быть организован логично и рассчитан на руки в перчатках. Хорошо, когда даже в автоматическом режиме на дисплее показывается, куда и как дует климатическая система, а не просто горит Auto ― это спасает от лишних манипуляций. Для России особенно важно, чтобы легко было на ощупь включить рециркуляцию воздуха ― вероятность «упереться» на шоссе в дымящий КамАЗ или карбюраторный пазик, не имея возможности обогнать их на протяжении нескольких километров, очень велика. Спасение от сажи и вони в салоне ― только в закрытии заслонки рециркуляции.

    Даже простейшие автоматические системы имеют датчик солнечной радиации, потому что когда солнечный свет попадает на кожу, наше восприятие температуры меняется. В более дорогих автомобилях таких датчиков может быть несколько. А ещё инфракрасные сенсоры запотевания стёкол (лобового и передних боковых), качества воздуха, содержания углекислого газа в салоне, информация от навигационной системы, например, о тоннелях… Продвинутые системы оценивают температуру в разных местах внутри блока HVAC. В общем, температура в салоне на самом деле постоянно меняется ― но если климат-контроль настроен классно, мы этого не замечаем.

    В большинстве автомобилей климат-контроли работают адекватнее, чем среднестатистический водитель, управляющий микроклиматом вручную. Я регулярно езжу в такси, и, по моим наблюдениям, лишь единицы шофёров понимают, что и как нужно делать. Самые распространённые ошибки ― подача горячего воздуха не в ноги, а вверх и полное отключение вентилятора. Недостаток воздухообмена и неправильное распределение температуры в салоне ― прямой путь к утомлению и той самой потере адекватного времени реакции. Смысла в выключении вентилятора ― ноль: климатическая система фактически перестаёт функционировать вовсе.

    Читайте также  Что такое планка в автомобиле?

    Поэтому самый важный совет: не мешай машине работать! Выставить комфортный индекс температуры, нажать кнопку Auto и ничего не трогать. Но сначала надо позволить автоматике работать максимально эффективно ― открыть все дефлекторы, не заслонять датчики и не открывать окна и люк. Правда, если нежарко и нет опасности запотевания стёкол, можно вручную отключить кондиционер. Многие современные компрессоры регулируются по производительности плавно и не увеличивают расход топлива так драматически, как было лет 20 назад. Однако физику не обманешь: несколько процентов роста расхода всё равно «кондей» даёт.

    Современные блоки HVAC (Heating, Ventilation, Air conditioning) ― то есть собственно «комбайны», готовящие и поставляющие воздух в салон, ― рассчитаны на постоянное использование кондиционера. Понятие «кран печки» фактически ушло в прошлое ― на большинстве машин охлаждающая жидкость циркулирует в радиаторе отопителя и зимой, и летом. Порой отопитель последовательно «врезан» в малый круг системы охлаждения, через него проходит вся жидкость, и на морозе «печка» начинает греть раньше и сильнее. Так сделано даже на вазовских машинах. Но летом раскалённый радиатор, пусть и перекрытый заслонками, тоже частично подогревает забортный воздух ― и рука тянется к кнопке A/C.

    Вообще, отапливать автомобиль проще не становится. Чем эффективнее и экологичнее оказываются современные двигатели, тем меньше тепла они отдают. Чтобы скорее протопить салон, приходится идти на хитрости ― играть опережением зажигания, использовать частичную рециркуляцию воздуха и более дорогие паяные радиаторы. Эффективны электрические догреватели, некогда применявшиеся только с холодными дизелями, а сейчас необходимые и для экономичных малообъёмных турбомоторов.

    Это вовсе не спиральные ТЭНы, как у бабушки на даче, а так называемые PTC-резисторы, где PTC переводится с английского как «позитивный температурный коэффициент». Нагревательный элемент изготавливается из легированной поликристаллической керамики на основе титаната бария, а смысл в том, что его производительность сама меняется в зависимости от температуры. Работают они при температуре около 270 С°, а КПД может превышать 90%! Обычно в легковушках применяются PTC-догреватели мощностью около одного-полутора киловатт.

    Чисто конструктивно блоки HVAC почти не меняются, но совершенствуются в мелочах. Например, работают всё тише и эффективнее ― благодаря бесщёточным электродвигателям вентилятора, установленным на мягких опорах, а также специальному покрытию дефлекторов. Системы старт-стоп вынуждают применять испарители кондиционера с термоаккумуляторами ― запаянными трубками с жидкостью, встроенными в соты: чтобы прохлада была доступна и какое-то время после выключения двигателя. Всё чаще используются дефлекторы, в которых можно менять не только направление и интенсивность потока, но и его «фокусировку».

    Новые подходы появляются разве что в связи с распространением электромобилей. Здесь от климатики требуется экономичность. Пяти минут работы шестикиловаттного отопителя автомобиля Tesla Model S достаточно, чтобы «украсть» примерно три километра запаса хода. Вместо традиционных систем есть смысл использовать «тепловые насосы», то есть «кондиционер наоборот».

    Экономить начинают даже в мелочах: автоматика активнее использует режим рециркуляции, чтобы не тратить энергию на приведение «в должный вид» воздуха с улицы. Есть системы, отключающие воздухообмен в тех или иных зонах кузова, если там никто не сидит. В целом ― хорошо, когда важные системы автоматизируются и забирают у водителя часть рутины. Проблема только в том, что полностью адекватные климатические установки встречаются разве что в премиальных сегментах. И дело не только в числе датчиков или мощности РТС-догревателя ― но и в настройках, и в опыте автопроизводителя. Поэтому нажимая кнопку Auto, не теряем бдительности.

    Что такое зимний или сервисный режим «дворников» в автомобиле

    Зимняя парковка и сервисный режим стеклоочистителей – вы знали, что у вашей машины есть такие опции? Поговорим об этом.

    Так бывает: о наличии удобной опции в собственной машине автомобилист узнает лишь через несколько лет пользования ею. Что же такое на самом деле – зимний и сервисный режим стеклоочистителей?

    Сервисный режим – это когда дворники запаркованы вертикально. Так их можно почистить, заменить или наклонить вперед – чтобы они не примерзли к стеклу

    Сразу предупредим, что с терминами тут имеет место некоторая путаница: иногда зимний и сервисный режимы – это одно и то же, у некоторых машин есть оба, а в некоторых нет ни одного, но это не значит, что дворники нельзя обслуживать и парковать по-зимнему.

    Зимний режим парковки дворников по мнению различных автомобилистов и автопроизводителей, это такие положения щеток, когда они:

    1. в состоянии покоя остаются в той зоне лобового стекла, которая обдувается теплым воздухом от печки или подогревается электрообогревом – для более быстрой оттайки после стоянки;
    2. в состоянии покоя остаются в положении, из которого их можно отвести от лобового стекла, чтобы они не примерзли к нему за ночь – в некоторых моделях это нельзя сделать из штатного, нижнего места парковки щеток;
    3. во время работы не опускаются до самого низа – чтобы внизу под ними осталось больше места для сметенного ими снега, в частности мокрого и плотного.

    Сервисный режим дворников по формулировке автопроизводителей, это:

    1. положение дворников в состоянии покоя, когда до них удобно достать человеку для очистки от снега и льда;
    2. положение дворников в состоянии покоя, когда щетки удобно снять и заменить новыми.

    Настоящий зимний режим – когда стеклоочистители получают ограниченный снизу ход.

    Чтобы оставить стеклоочистители вертикально в верхнем положении (или, если вам угодно, в сервисном или зимнем), обычно нужно нажать на рычаг управления стеклоочистителем в определенном направлении сразу после выключения двигателя. Например, у многих автомобилей VW и Skoda надо прижать рычаг вниз, у Nissan – на 3 сек. удержать его в положении “на себя”, в некоторых версиях Renault и Lada нужно опустить рычаг вниз при неработающем двигателе, а в Audi наоборот – при работающем двигателе дважды коротко потянуть рычаг вверх.

    Интересно, что из сервисного режима дворники выходят по-разному – или движением переключателя в определенном направлении, либо включением дворников в любой режим, а в некоторых, например, Volkswagen, также и автоматически – после набора скорости 10 – 15 км/час.

    Внизу стекла больше вероятность, что дворник примерзнет. Поэтому зимний режим стеклоочистителей предусматривает остановку щеток выше, чем летом

    Главное, однако, что вертикально запаркованные дворники не приходят в движение автоматически после включения зажигания. Иначе водителя ждали бы проблемы с перегревом моторчика электропривода из-за примерзания щеток, испорченные на намерзшем льду резинки щеток и царапины на капоте от поводков.

    Чисто зимний режим – с остановкой и отдыхом дворников в нижнем положении несколько выше обычного – встречается гораздо реже. Обычно функция реализована на механическом уровне: левую щетку вместе с поводком надо принудительно потянуть вверх до щелчка. Таким образом решен «зимний» вопрос у некоторых Toyota, Lexus и Honda. А у Range Rover в меню есть специальная строка «Зимняя парковка стеклоочистителей». После его активации стеклоочистители во время работы опускаются вниз не до самого капота, а тормозят на несколько сантиметров выше. А вот для разовой остановки дворников в сервисном положении – вертикально – у “Рейнджа” надо провести последовательные манипуляции с подрулевым переключателем и кнопкой Start Engine.

    У некоторых премиальных авто зимний режим работы стеклоочистителей включается через меню, у машин проще он активируется механически.

    Наконец, на ЛЮБОМ автомобиле можно применить элементарный дедовский способ – выключить зажигание при работающих стеклоочистителях, когда они будут находиться вверху. Привод будет обесточен и щетки замрут там, где их это событие застанет. Но тут есть одна опасность: если за время стоянки дворники примерзнут к стеклу, включать зажигание будет опасно. Привод стеклоочистителей оживет независимо от положения их выключателя под рулем, а при застопорившихся щетках это грозит или порванными резинками, или сожженным моторчиком привода. У некоторых моделей на такой случай есть электрическая защита двигателя, однако она предусмотрена далеко не всегда.

    Рекомендация Авто24

    Вероятно, это будет банальностью, но в который раз скажем: уважаемые, изучайте матчасть. В заводском мануале может не быть инструкций по регулировке клапанов и замене помпы, но всегда есть описание всех функций и возможностей данной модели вплоть до мелочей. На крайний случай есть телефон горячей линии дилера или интернет. Одним словом, если в современной машине вам кажется что-то неудобным и нелогичным, не спешите клясть конструкторов, а попробуйте почитать руководство по эксплуатации.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: