Для чего удаляют катализатор на автомобиле?

Удаление катализатора

Содержание статьи:

Производители автомобилей устанавливают катализатор в выхлопную систему для того, чтобы сделать транспортное средство более экологичным. Катализатор снижает объем вредных выхлопов в атмосферу и вместо CO и CH из выхлопной трубы выходит только CO2 в допустимой концентрации. Срок службы этой детали ограничен и составляет 80—150 тысяч пробега. Со временем ее ячеистая структура, покрытая сплавом из благородных металлов, загрязняется и перестает выполнять свои функции. На этом этапе многие автовладельцы принимают решение удалить катализатор.

Неисправный катализатор: причины и последствия

Это реальная проблема для водителя авто. Машина не может очистить выхлопы другими способами, в итоге они не выводятся или выводятся частично, растет давление между двигателем и пробкой. Специальные датчики определяют это как неисправность и искусственно снижают мощность автомобиля.


Катализаторы выходят из строя по разным причинам. Например, из-за топлива низкого качества или неисправной системы зажигания. Но чаще это естественный износ в результате за загрязнения внутренних полостей.

Независимо от причины поломки вырезать катализатор будет оптимальным решением проблемы. Но не все автовладельцы планируют после этого устанавливать новую деталь. Тем более, что можно адаптировать работу датчиков к новым условиям работы.

Как автомобиль обходится без катализатора

Убрать катализатор — значит, навредить окружающей среде. С другой стороны, этим вы увеличиваете мощность автомобиля, снижаете расход топлива, избавляетесь от регулярных оповещениях о проблемах. У вас реже пропадает тяга и не возникают проблемы с запуском двигателя.

Оплавленный или забитый катализатор приводит к тому, что отработанные газы не могут выйти наружу и возвращаются в камеру сгорания. Горючая смесь, которая поступает туда, становится менее эффективной, а это негативно влияет на работу мотора.

Плюсы и минусы удаления катализатора

Зачем удалять катализатор? Как минимум, вы сэкономите на установке дорогой альтернативы. Вы улучшите динамические характеристики автомобиля и снизите расход горючего, не меняя стиль езды, вид топлива и не заменяя другие детали транспортного средства. В качестве бонуса двигатель станет менее чувствительным к качеству топлива, а еще вы исключите риск попадания керамической пыли внутрь силовой установки.

Негативные последствия тоже есть:

  • экологический фактор;
  • проблемы при прохождении техосмотра;
  • неприятный запах выхлопных газов;
  • посторонние звуки в выхлопной системе (при неправильном удалении);
  • ошибки на приборной панели.


Если то, что дает удаление катализатора, перевешивает минусы, смело решайтесь на эту процедуру и обращайтесь за помощью в специализированные автомастерские, где работу выполнят аккуратно и профессионально.

Что делают кислородные датчики

Второе их название — лямбда-зонды. Обычно их устанавливают в двух местах: один перед, а второй после катализатора. Когда второй зонт определяет, что количество вредных выхлопных газов выросло до критичной отметки, он подает сигнал о том, что нейтрализатор не сработал или функционирует неэффективно. Некоторые современные модели авто в такой ситуации могут не запуститься — так на заводе позаботились об их экологичности.

Второй (он же «нижний») лямбда-зонд тщательно контролирует вредные выбросы, а их допустимое количество регламентируется ассоциацией ЕС. Это те стандарты, которые мы знаем как «ЕВРО» (Евро-2, Евро-3, Евро-4, Евро-5). В настоящее время действует стандарт «ЕВРО5», его нормы по выбросам составляют СН — до 0,05 г/км, CO — до 0,8 г/км и NOy — до 0,06 г/км.

Когда выхлопная система останется без катализатора, кислородные датчики будут фиксировать больше вредных выхлопов. Соответственно, нужно сделать так, чтобы не почувствовали отсутствия этой важной детали.

Что делать после удаления катализатора

Итак, вы запланировали удаление катализатора в СПб. Но как быть дальше? Скорее всего, вариант с покупкой новой детали на замену вам не подходит: это дорого, а прослужит она недолго. Учитывая, что в некоторых автомобилях производители устанавливают несколько катализаторов, замена обойдется в круглую сумму, которая сопоставима со стоимостью подержанного автомобиля.

Предлагаем несколько вариантов решения задачи, а вы выбирайте тот, который подходит вам по ресурсозатратам и сложности реализации.

Установить новый катализатор

Это самый простой, но наименее бюджетный способ. Плюс найти новую деталь для некоторых автомобилей сложно и может занять много времени. Все меньше автолюбителей выбирает такой вариант решения проблемы и обращается к альтернативам.

Адаптировать лямбда-зонды

Если вы выбрали удаление катализатора, вам обязательно придется перенастроить лямбда-зонды. В противном случае из-за них на приборной панели будет загораться ошибка Check Engine, а расход топлива ощутимо вырастет, так как мотор будет работать в аварийном режиме. В этом случае просто отключают лямбда-зонд — это похоже на чип тюнинг автомобиля. При этом из блока управления считывается программа и видоизменяется с учетом того, что сделана вырезка катализатора. После этого в авто загружают обновленную прошивку и делают сброс ошибок, чтобы исключить мигание лампочки Check Engine в будущем.

Установить пламегаситель или стронгер

Нужен ли пламегаситель при удалении катализатора? Да, если таким образом вы хотите сэкономить. Пламегаситель представляет собой часть выхлопной системы и работает как первичный глушитель. Он отвечает за разделение потока первичных газов и нормальное функционирование основного резонатора. Стоимость пламегасителя в несколько раз меньше, с его помощью можно немного повысить мощность двигателя и снизить расходы топлива. Это связано с тем, что он создает меньшее сопротивление выхлопным газам, в отличие от катализатора, но прирост мощности будет относительно скромным — всего 5—10 %. Это не те показатели, ради которых стоит избавляться от какой-то детали выхлопной системы принудительно, но приятный бонус для тех, у кого вырез катализатора — вынужденная мера.


Еще одно преимущество, которое получает автовладелец, выражается в снижении требований к качеству топлива. Катализатор острее реагирует на посторонние примеси, чего не скажешь о пламегасителе. Это не повод переходить на менее качественное топливо, а возможность исключить неприятные сюрпризы в виде выхода из строя дорогой детали.

Так как электронная система управления автомобилем запрограммирована на использование катализатора, а не пламегасителя, ей тоже потребуется корректировка. Обычно выбирают более простой способ — ставят обманки на лямбда-зонды.

Где удалить катализатор

Автовладельцы часто сталкиваются с вопросом: где удалить катализатор — в специализированном сервисном центре или выполнить все работы самостоятельно? Рассказываем, как это выглядит в первом и во втором случае, а вам останется выбрать, какой способ лучше и где вырезать катализатор именно вам.

Удаление катализатора своими руками

В условиях гаража или небольшой мастерской можно выполнить удаление катализатора своими руками. Но вначале определите, какой именно катализатор установлен в выхлопной системе вашего автомобиля. Одни встроены в выхлопной тракт непосредственно под днищем, другие располагаются в выхлопном коллекторе.

В первом случае, если вы решили удалить катализатор своими руками, снять деталь можно с меньшими усилиями, особенно, если производитель закрепил ее обычными болтами. Если же болтов нет или открутить их нет возможности, поможет только болгарка.

Во втором случае следует предварительно демонтировать выхлопной коллектор, а это займет время. Кстати, стоимость удаления катализатора в мастерской тоже будет зависеть от особенностей монтажа.

Удаление катализатора в мастерской

На станциях техобслуживания процедура выглядит несколько иначе. В первую очередь там выполнят диагностику выхлопной системы, чтобы на 100 % определить, стоит ли вырезать катализатор или, возможно, виновник неприятных запахов и снижения тяги вовсе не он. Самостоятельно причину поломки определить сложно.

Один из способов — демонтируют часть выхлопной системы, включая нейтрализатор, и изымают содержимое катализатора. Обычно для этого делают несколько отверстий диаметром от 20 мм с помощью перфоратора. У такого способа есть недостатки: отверстия достаточно быстро снова забиваются. Но есть и положительные моменты, так как не придется резать металл и заниматься сваркой.


Второй способ заключается в том, чтобы разрезать катализатор по длине или ширине, а затем тщательно очистить его внутренности — убрать ячейки, на поверхности которых происходит химическая реакция. После этого вваривают внутрь корпуса катализатора пламегаситель и приваривают срезанную часть на место. Этот способ подходит для катколлекторов. Если катализатор расположен снизу автомобиля, то корпус катализатора вырезается и вместо него ставится пламегаситель или стронгер.

Если не вваривать пламегаситель, то с высокой вероятностью появляются паразитные вихревые потоки. Из-за них водитель будет слышать шум при работе силовой установки, а сама она будет перегреваться. Чтобы этого не случилось, ставят пламегаситель — он снизит интенсивность выхлопных потоков и у мотора будет более ровный звук.

Читайте также  Чем испортить краску на автомобиле?

Цена удаления катализатора

Если вам необходимо вырезать катализатор, цена будет зависеть от того, что вы хотите получить на выходе. Для тех, кто затрудняется с выбором, специалисты сервиса «Мастер глушителей» посоветуют оптимальный вариант ремонта.

О том, сколько стоит удалить катализатор, предлагаем узнать из таблицы:

Наименование Стоимость, руб. Время на работу, мин. Гарантия, мес.
Установка заменителя катализатора (без материала) от 1000 от 40 12
Замена прокладок, точки крепления хомутов от 300 20 12
Замена катализатора от 1500 40 12
Замена катализатора пламегасителем (включая пламегаситель) от 2500 20 12
Замена катализатора в катколлкторе, включая пламегаситель от 5500 от 3 часов 12

Для тех, кто хочет не только удалить катализатор, цена будет пересчитана по прайсу с учетом других видов работ.

Тем, кто планирует установить новую деталь взамен старой, мы предложим качественные комплектующие, выполним монтаж, а также устраним вероятную причину загрязнения. Автомобиль будет экономно расходовать топливо, а вы сделаете вклад в защиту окружающей среды наравне с другими участниками дорожного движения. Обращайтесь к нам, чтобы убрать катализатор — цена вас приятно удивит!

Зачем удаляют катализатор в автомобиле?

Катализатор или каталитический нейтрализатор выхлопных газов представляет собой специализированное устройство, установленное перед выхлопной трубой. Его задача состоит в минимизации урона, наносимого экологии выхлопными газами, образующимися в результате эксплуатации автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. В некоторых случаях требуется удаление катализатора из выхлопной системы машины.

Катализатор имеет особую структуру. В камере, содержащей радий, палладий, платину и иные химически активные элементы, осуществляется «сжигание» поступающих выхлопов химическим способом, чтобы их вред существенно снизился. Химическая реакция приводит к тому, что агрессивная окись азота и углерода переходит в разряд более безопасных компонентов: воду, углекислый газ, свободный азот.

Катализатор устроен достаточно просто: это трубка, внутри которой размещены мелкие металлические или керамические ячейки в виде сот. На их поверхностях имеется активная смесь, вступающая во взаимодействие с вырабатываемыми выхлопами. В процессе прохождения через трубку воздуха происходит его очищение, поэтому в атмосферу в итоге подается намного меньший объем вредных и токсичных компонентов и веществ.

Удаление забитого катализатора может потребоваться в случае его выхода из строя или поломки. Не всегда рационально заменять узел на новый, так как его цена варьируется в пределах 25-170 тыс. рублей. Стоимость узла, который уже побывал в употреблении, может быть ниже, до 20 тыс. руб., однако неизвестно, какой у него есть остаточный ресурс.

Нейтрализатор выходит из строя незаметно для машины. Если его не удалить, то сквозь него не смогут полноценно проходить отработанные газы. Это негативно сказывается на динамических показателях авто, силовая установка перестает работать стабильно, а топливный расход существенно повышается. Только по косвенным признакам можно понять, что имеет место выход из строя катализатора.

Причины и последствия неисправности

Разрушение керамического нейтрализатора сопровождается появлением вихревых потоков, что приводит к попаданию абразивных частиц в выпускной коллектор и рабочую камеру. Из-за кусочков керамики в поршневой и цилиндровой группе появляются задиры, что сокращает рабочий ресурс силовой установки. Рекомендуется удалить катализатор или заменить его, как только неисправность выявлена.

Автомобили, в которых установлено два датчика кислорода, более точно отслеживают работу катализатора. Если очищение выхлопов недостаточное, то обязательно загорается Check Engine. От лямбда зонда поступают данные, которые не дают мотору развивать полноценную мощность до тех пор, пока выхлопные газы не будут очищаться достаточно эффективно. Иногда нужно вырезать даже рабочий катализатор. Это чаще всего сопряжено с тюнингом мотора. Удаление препятствия на пути выхлопных газов позволяет повысить мощность на 2-5%.

Специалисты рекомендуют менять катализатор достаточно часто – каждые 100-150 тысяч километров пробега. Этого времени достаточно для того, чтобы компонент исчерпал весь свой ресурс. В нем происходит химическая реакция, обеспечивающая связывание конкретных соединений, присутствующих в выхлопных газах. Устройство превращается в бесполезный элемент, как только в нем расходуются активные реагенты.

Однако выделяется ряд причин, по которым возникает необходимость удаления или замены катализатора ранее указанного пробега. Есть факторы, из-за которых износ сильно ускоряется:

  • Автомобиль ездит по недостаточно качественным дорогам или бездорожью регулярно. Постоянная тряска по неровностям, камням, ухабам становится причиной разрушения керамических ячеек внутри нейтрализатора, поэтому свою непосредственную функцию они перестают исполнять.
  • Проблемы в работе двигателя. Если в моторе либо системе зажигания уже есть какие-то неполадки, то неполностью сгоревшее топливо и масло оказываются в катализаторе, что приводит к закупорке ячеек.
  • Привычка водителя постоянно резко «газовать» вместо плавного ускорения. Такая ситуация становится причиной того, что топливная смесь не догорает до конца, а ее остатки проникают в нейтрализатор, постепенно закупоривая его поры.
  • Топливо низкого качества или использование каких-то сезонных добавок и присадок. В них присутствует свинец и иные тяжелые металлы, что существенно сокращает срок жизни катализатора.
  • Частое нахождение в пробках. Транспортное средство стоит в заторе, но мотор функционирует, поэтому выхлопы поступают в катализатор. Это становится причиной более стремительного расхода ресурса компонента.

Признаки нерабочего катализатора

Катализаторы обычно устанавливаются на автомобили, уже оборудованные электронной системой, отвечающей за определение неполадок. При сложностях с катализатором возникнет соответствующее сообщение об ошибке на панели, обычно это загорающаяся лампочка с рекомендацией проверить двигатель. Производители машин часто встраивают в систему специальные кислородные датчики. Если выходящие выхлопные газы не очищаются нормально, в некоторых авто срабатывает блокировка, поэтому они даже не запускаются.

Есть и косвенные признаки, свидетельствующие о наличии проблем с катализатором. Как было сказано выше, мощность двигателя заметно снижается, автомобиль разгоняется намного хуже. Во время старта транспортного средства может появиться грохот. Это связано с тем, что выхлопные газы нормально не проходят сквозь забитый катализатор. Возвращаются в камеру сгорания, что приводит к эффекту «задыхающегося» авто.

Удаление катализатора: в каких случаях уместно и как без него ездить?

Замена или удаление неисправной детали уместны в том случае, когда катализатор исчерпал имеющийся ресурс. Это можно сделать или после определенного пробега, или при наблюдении явных признаков неисправности. Если так не поступить, то авто будет расходовать намного больше топлива, хуже запускаться и разгонятся, а в некоторых моделях сработает ограничение, и их даже нельзя будет завести.

Простейшим выходом можно назвать покупку нового катализатора и установку на место испорченного. Однако это дорогая деталь, так как в ней присутствует процент драгоценных металлов. Многие владельцы машин предпочитают просто ставить обманки и пользоваться пламегасителями.

Изменение настроек датчиков

Этот метод обойтись без катализатора можно считать самым примитивным. Производители машин монтируют пару кислородных датчиков, именуемых лямбда-зондами, чтобы контролировать уровень загазованности воздуха, поступающего из выхлопной системы. Для езды без катализатора выполняется отключение датчиков, а бортовой компьютер подвергается перепрошивке с учетом внесенных в конструкцию коррекций.

Установка пламегасителя

Это устройство более приемлемое по цене, чем катализатор. Пламегаситель функционирует аналогично глушителю, а также служит для разделения потоков выхлопных газов. Он не имеет настолько мелкой ячеистой решетки, как катализатор, поэтому элемент не слишком чувствительный к присутствию в топливе добавок и к его качеству вообще. Помимо этого, он пропускает воздух намного свободнее, поэтому мощность мотора повышается до 10%, а расход топлива падает.

«Обманки» для зондов

Если полностью удалить катализатор или установить пламегаситель, то обязательно потребуется использовать дополнительные «обманки» для лямбда-зондов, позволяющие не перепрошивать бортовой компьютер авто. Что они собой представляют? Это дополнительные проставки, отодвигающие второй зонд подальше от выходящих выхлопов. Результатом становится фиксация меньшего уровня загрязнений, а бортовой компьютер не выдает никаких сообщений о неполадках. Бывают пустые «обманки» либо с мини-фильтром внутри, чтобы данные о загрязнениях, поступающие к зонду, подходили по параметрам под его запросы.

Плюсы и минусы удаления катализатора

Для владельцев автомобилей существует несколько плюсов в удалении катализатора выхлопных газов:

  • Отпадает необходимость в покупке и замене дорогостоящей детали, рабочий ресурс которой сильно ограничен;
  • Мощность двигателя заметно увеличивается;
  • Расход топлива снижается;
  • Качество топлива не настолько влияет на транспортное средство, как ранее;
  • Двигатель не будет «задыхаться», так как отвод выхлопных газов не ухудшается.
Читайте также  Как проверить датчик дождя на автомобиле?

При таком перечне плюсов от удаления катализатора, есть и определенные недостатки у этой процедуры:

  • Состав выхлопа автомобиля существенно ухудшается, поэтому оказывается разрушительное действие на окружающую среду;
  • При попадании выхлопных газов в салон ощущается неприятный запах, у водителя и пассажиров могут начаться головные боли, так как они получают слабое отравление окисью азота и окисью углерода.

Если пламегаситель установлен неправильно или катализатор удален некорректно, на приборной панели будут постоянно загораться индикаторы, свидетельствующие о проблемах с двигателем. Помимо этого, водитель сталкивается со сложностями при прохождении техосмотра, во время езды часто возникает дребезжащий звук.

Что делать с отработанным катализатором?

Когда катализатор прекращает выполнение своих функций, его удаляют или заменяют на новый. В любом случае снятый элемент не нужен, ремонту не подлежит, поэтому возникает закономерный вопрос, что с ним делать? Так как процесс работы катализатора сопровождается тем, что внутри на всех его поверхностях оседают и накапливаются вещества с повышенным уровнем токсичности, недопустимо просто выбрасывать его вместе с бытовым мусором.

Помимо этого, во внутренней структуре катализатора содержатся материалы, подлежащие вторичной переработке: металл, керамика, сплавы с драгоценными металлами. Такие вещества просто нельзя выбрасывать.

Приемкой негодных катализаторов занимается пункт приема катализаторов, подготавливающий их для вторичной переработки с четким соблюдением всех норм и правил безопасности утилизации токсичных отходов. Специалисты при приемке каталитических нейтрализаторов анализируют их на содержание благородных металлов, и в зависимости от этого назначают цену скупки.

Получается, что сдача отработанных элементов в скупку – это не просто способ позаботиться об окружающей среде, а еще и возможность получить определенный доход, чтобы хоть частично компенсировать расходы на покупку новой детали.

Умер катализатор. Что будет, если вырезать его

Как это работает?

Каталитический нейтрализатор призван очищать выхлопные газы методом доокисления до водяного пара и углекислого газа. Процесс проходит на поверхности керамических сот, покрытых тончайшей пленкой благородных металлов (платины, родия и палладия). Перед блоком каталитического нейтрализатора установлен первый, управляющий, датчик кислорода (лямбда-зонд). Он измеряет количество свободного кислорода в выпускных газах, и блок управления двигателем обеспечивает процесс сгорания в цилиндрах так, чтобы кислорода оставалось достаточно для доокисления вредных веществ в нейтрализаторе. За нейтрализатором ставят второй, диагностический, лямбда-зонд. Он проверяет, как прошел процесс нейтрализации — много ли осталось кислорода.

Почему вообще возникает идея вырезать каталитический нейтрализатор отработавших газов? Ведь очень немногие отключают сами у себя климат-контроль или, например, систему АБС. Чем же это сравнительно новое устройство помешало?

Пока каталитические нейтрализаторы располагались под днищем автомобиля, они были безопасны для двигателей. Они честно очищали выхлоп от вредных примесей. Скончавшись, начинали мешать нормальной езде — и их вырезали. Керамический блок нейтрализатора при этом либо разваливался на куски, либо запекался коркой. В обоих случаях проход отработавших газов был затруднен.

Под днищем вместо нейтрализатора обычно вваривали трубу либо просто выбивали керамическую начинку. Пустая «бочка» могла «бубнить», придавала басовитости звуку выхлопа, и тогда в нее вваривали трубу с отверстиями, за которыми располагалась стальная проволока-путанка или стекловата. Это смягчало неприятный звуковой эффект.

Но прогресс не стоит на месте. Для более быстрого прогрева каталитический нейтрализатор стали устанавливать как можно ближе к двигателю. Все процессы нейтрализации, идущие при высокой температуре, при этом начнутся раньше. Нейтрализатор, совмещенный с выпускным коллектором, называется катколлектором.

Так вот в близости катколлектора и двигателя заключена главная опасность. Керамическая основа со временем начинает крошиться — образовавшиеся частички могут попадать в цилиндры двигателя. А цилиндропоршневая группа и абразивные частицы керамики — вещи несовместимые. Возникают большие износы пары цилиндр-поршень и даже задиры. Мотор может потребовать капитального ремонта задолго до выработки среднего ресурса. Виновны в выкрашивании керамической основы нейтрализатора и низкое качество керамики, и плохое топливо, догорающее в катколлекторе, и присадки к бензину, которые использовал владелец автомобиля.

У разных производителей степень опасности повреждений моторов очень различается.

Решение или вредительство?

Каталитические нейтрализаторы на некоторых моторах начинают разрушаться при пробегах меньше 50 000 км. И владельцы, начитавшись страшилок, едут их ликвидировать. Удалить «каталик» можно двумя способами. Просто извлечь всю керамическую начинку и слои пристеночного уплотнителя. Только надо делать это на снятом устройстве, потому что можно затолкать частицы в цилиндры через открытые клапаны. Звук выхлопа после такой процедуры может стать несколько громче на определенных режимах. Кому это не нравится, вскрывают катколлектор и вместо керамических блоков вваривают пламегаситель.

Все проблемы решены? Конечно, нет — перечислим, что будет не так:

Система управления двигателем покажет ошибку «Check engine». Ведь второй лямбда-зонд будет видеть то же количество кислорода, что и первый. Выходом может быть перепрошивка блока управления на Евро-2 или установка так называемой обманки на второй датчик кислорода. Обманка — это резьбовая втулка, ограничивающая прохождение газов к кислородному датчику либо содержащая в себе кусочек керамического наполнителя нейтрализатора, способного очищать газы.

Ваша машина станет очень вонючей. И сами этого хлебнете: во время прогрева во дворе и в медленно текущей пробке нанюхаетесь. Соседи по дому и по потоку тоже карму вам не улучшат. Еще, если вы возите детей, а также домашних животных, то помните, что они больше чувствительны к запаху и ездят сзади, где концентрация вредных веществ выше.

Честно получить диагностическую карту не получится. Ведь фактически у вас нет даже Евро-2, вместо записанного в ПТС значения Евро-4 или Евро-5.

Если машина еще на гарантии, то с ней (по крайней мере, с гарантией на двигатель), придется распрощаться.

Рекомендация «За рулем»

Есть три варианта решения проблемы с вышедшим из строя нейтрализатором — от хорошего и дорогого до простого и дешевого.

  1. Самое правильное — заменить вышедший из строя катколлектор новым. Но цена вопроса, как правило, негуманна. На Рио или Солярис новый катколлектор стоит около 50 000 рублей.
  2. На наше счастье, ряд фирм выпускает ремонтные каталитические блоки. Вид — как у пламегасителя, только внутри цилиндра — полноценная керамическая основа с напылением драгметаллов. А еще, на радость запуганным автовладельцам, основа бывает не керамической, а металлической. Вот эта точно не разрушится, превратившись в пыль. Устанавливаются такие блоки вместо штатного нейтрализатора либо внутрь его корпуса, в зависимости от модели автомобиля. Сама деталь обойдется в 6000–9000 рублей. С металлической основой — самые дорогие. Работа по установке — еще 1500–2000 рублей.
  3. У владельцев некоторых моделей есть еще один вариант решения проблемы. К примеру, почти у всех корейских машин помимо основного каталитического нейтрализатора в выпускном коллекторе предусмотрен дополнительный — под днищем. Он значительно уступает в эффективности основному нейтрализатору и не сможет восполнить его потерю. Зато на его место (под днищем машины) можно установить дешевенький, но полноценный каталитический нейтрализатор, например, от ВАЗ-2107 с впрысковым мотором. Обойдется он чуть дороже трех тысяч рублей. Для небогатых автовладельцев это спасение. Только имейте в виду, что темп прогрева нейтрализатора под днищем будет уже не тот. И чтобы второй кислородный датчик не врал, потребуется перепрошивка блока управления двигателем.

Каталитический нейтрализатор — не враг автовладельца. Он, по мере возможности, сохраняет для нас с вами чистый воздух. Поэтому, если он вышел из строя, постарайтесь восстановить работу одним из перечисленных способов.

  • Самые надежные двигатели (из тех, что еще продаются) — тут.

Зачем удалять катализатор? Плюсы и минусы.

Автомобильный каталитический нейтрализатор (КН) или проще говоря катализатор, сегодня встречается на всех современных транспортных средствах. Он входит в состав выхлопной системы автомобиля.

Соответственно, данная деталь устанавливается на днище транспортного средства после выпускного коллектора автомобильного двигателя. Для контроля работы нейтрализатора устанавливается сразу два датчика — лямбда-зонда. Один ставится перед катализатором, а второй — после него. Второй датчик лямбда-зонд проверяет, насколько качественно деталь выполняет свою функцию.

Основной функцией катализатора является нейтрализация трех основных вредных компонентов выхлопных газов автомобиля: окислы азота, углеводороды и угарный газ. Данная деталь автомобиля выполняет единственную функцию — экологическую. Благодаря тому, что катализатор очищает автомобильные выхлопные газы от вредных компонентов, в определенной степени сохранятеся окружающая среда

Устройство каталитического узла достаточно простое. По внешнему виду нейтрализатор напоминает бочонок в виде трубы. Эта труба имеет утолщение, внутри которого находится особый фильтр-наполнитель. Он состоит из большого количества очень мелких ячеек, которые по форме напоминают пчелиные соты, только они полые и более длинные.

Читайте также  Как дать вторую жизнь аккумулятору автомобиля?

Ячейки каталитического фильтра изготавливают, как правило, из керамики или металла. Керамические детали более хрупкие, чем металлические. Соты катализатора покрываются специально созданным каталитическим напылением.

Этот каталитический слой содержит металлы редкой группы. Они подбирались по особому признаку: способность выступать в качестве катализаторов, т.е. химических элементов, которые способны запускать определенные химические реакции, не участвуя в них. Таким образом количество ценных металлов в катализаторе не меняется за годы его эксплуатации.

Благодаря протеканию химических реакций распада удается разложить токсичные элементы на более безопасные компоненты. Для протекания этих реакций очень важно соблюдение особого температурного режима. Ведь химические реакции распада запускаются только в том случае, когда катализатор нагревается до 700-750 градусов Цельсия.

Но, как и любая деталь автомобиля, каталитический нейтрализатор со временем приходит в негодность. В таком случае автомобиль начинает работать некорректно, а именно:

  • существенно снижается мощность;
    • растет расход топлива и моторного масла;
    • автомобиль плохо заводится и часто глохнет.

Если вовремя не демонтировать катализатор бу с транспортного средства, то это может привести к серьезным поломкам. Поэтому при первых признаках неисправности нейтрализатора специалисты рекомендуют произвести замену детали.

Вот только стоимость нового нейтрализатора составляет в среднем более 30 тысяч рублей, ведь в его состав включены ценные и редкие металлы (платина, палладий и родий.) Именно поэтому автомобилисты стараются найти более бюджетный вариант решения проблемы. И в принципе он существует — это удаление КН. Возникает вполне логичный вопрос: зачем удаляют катализатор в машине?

Все дело в том, что такое решение проблемы с неисправной деталью позволяет при минимальных затратах вернуть работоспособность транспортному средству. Но перед тем, как решиться на удаление фильтра, стоит рассмотреть преимущества и недостатки этой процедуры.

Достоинства удаления КН

Чтобы понять, зачем удалять катализатор, необходимо разобраться, в чем же преимущество данной процедуры. Прежде всего, стоит отметить, что удается сэкономить существенную сумму. И именно это является одной из основных причин, побуждающих автовладельцев пойти на этот шаг.

Некоторые автомобилисты утверждают, что после демонтажа нейтрализатора транспортное средство начинает лучше работать, в частности отмечается:

  • повышенная мощность;
    • уменьшается расход топлива.

Однако, как правило, удаление каталитического нейтрализатора не может стать причиной того, что транспортное средство начинает работать в полную мощность. Специалисты убеждены в том, что эта процедура не может влиять на ресурс мотора. Да и разрушаться он от этого точно не начнет.

При этом многие сходятся во мнении о том, что альтернативным решением удаления данной детали станет замена его на пламегаситель.

Недостатки удаления катализатора

Если у процедуры удаления автокатализатора есть недостатки, тогда зачем убирают катализатор? Все довольно логично: ездить с неисправным нейтрализатором нельзя, а покупка новой оригинальной детали не всегда по карману автомобилисту.

Производители утверждают, что в среднем катализатор может исправно прослужить до 100 тысяч км автопробега. Есть и ряд причин, из-за которых деталь приходит в негодность намного раньше. Поэтому такого рода траты не всегда могут быть включены в семейный бюджет.

Приехав в мастерскую, владелец ТС может получить совет от автомастеров насчет удаления детали. Вместо нее могут поставить предложить поставить пламегаситель. Он, конечно, не будет выполнять функцию нейтрализатора, а всего лишь будет заполнять пустоту в выхлопной системе транспортного средства после того, как катализатор будет удален.

После демонтажа нейтрализатора потребуется произвести еще ряд процедур с автомобилем. Важно, чтобы все манипуляции проводили только специалисты. Прежде всего, потребуется произвести перепрошивку электроники. В противном случае на приборной панели всегда будет появляться уведомление о неисправности выхлопной системы. А это может отвлекать от вождения.

Еще одним недостатком является то, что без нейтрализатора автомобиль становится более опасным для окружающей среды. На таком транспортном средстве нельзя будет отправиться путешествовать за границу. Ведь во многих зарубежных странах предусмотрены внушительные штрафы за удаление катализатора с автотранспорта.

Зачем удаляют катализаторы?

Как показывает практика, чаще всего это делают тогда, когда он просто выходит из строя. О такой неприятности водитель может узнать двумя различными способами: или по тому, что на приборной доске загорелась лампочка, имеющая соответствующий диагностический код, или по таким признакам неисправности, как значительный рост расхода горючего, падение мощности двигателя, весьма нестабильная его работа и т.п. Если такое происходит, то это устройство или же вышло из строя ввиду каких-либо внешних воздействий, или исчерпало тот ресурс, который был в нем заложен производителем. Бывает и такое, что вполне исправный катализатор демонтируют при проведении тюнинга для того, чтобы увеличить мощность автомобиля.

Удаление катализатора: что оно дает?

Если катализатор неисправен, то когда его удаляют, двигатель автомобиля вновь приобретает свои изначальные, заводские параметры, он начинает легче «дышать», в результате чего снижается расход топлива и возрастает мощность. В тех случаях, когда катализатор снимают для того, чтобы модернизировать выхлопную систему, то эта процедура, обычно дополняется монтажом нового глушителя прямоточного типа, который создает значительно меньше, чем катализатор, препятствий выхлопным газам. В сочетании с перепрошивкой силового агрегата (которая также производится) это приводит к увеличению мощности силового агрегата. Необходимо отметить, что такой способ тюнинга нередко именуется «любительским», поскольку при тюнинге выхлопной системы, выполняемом професиионалами (используемом, например, для «доработки» спорткаров) производится немало расчетов и задействуется большое количество параметров. Профессиональный тюнинг производится только высококлассными специалистами и обходится в немалые суммы.

Процедура правильного удаления катализатора

Большинство автовладельцев не являются специалистами в области тюнинга своих «железных коней», и поэтому для удаления катализатора им лучше всего обращаться в специализированные сервисные мастерские, где его заменят на пламегаситель, причем сделают это на высоком профессиональном уровне. Если же решено все-таки провести эту процедуру своими силами, то необходимо обязательно учесть целый ряд важных нюансов.

Прежде всего, очень желательно демонтировать оба датчика, которые имеет лямбда зонд, особенно если имеется хоть небольшая вероятность их сломать (они в своей конструкции имеют хрупкие керамические элементы). При их монтаже обратно надо внимательно следить за тем, чтобы не перекручивались проводники.

Необходимо также правильно выбрать пламегаситель по размеру для того, чтобы после его установки не была нарушена геометрическая конфигурация системы.

Когда выбивается керамический катализатор нужно следить за тем, чтобы в системе не оставалось его частиц. Очень желательно по окончании этого процесса продуть ее воздухом или же пропылесосить. Кроме того, удалять лучше всего сразу оба катализатора.

Как удалить катализатор самому?

Если вместе с желанием сделать эту работу самому, не прибегая к помощи профессионалов, есть еще и возможность воспользоваться подъемником или загнать автомобиль на яму, то предпочтительнее всего демонтировать узел, в котором располагается катализатор, и выбить его прямо на земле. Это снизит вероятность, что внутри останется пыли и частицы, да и просто это делать довольно удобно. Выбивают катализатор монтировкой или отверткой с молотком через отверстие. Если его снятие производится непосредственно на автомобиле, то произвести эту процедуру можно через вырезанный в корпусе небольшой люк. Нужно заметить, что все сказанное выше относится к демонтажу катализаторов из керамики. Если же они из металла (как, к примеру, на автомобилях BMW), то придется использовать болгарку и сварочный аппарат.

Перепрошивка двигателя после удаления катализатора

После того, как удален катализатор, настоятельно рекомендуется произвести перепрошивку двигателя. Некоторые автомобилисты игнорируют эту процедуру, однако она все же действительно необходима, особенно для тех автомобилей, которые соответствуют нормам Евро-2. дело в том, что именно после перепрошивки двигатель начинает работать в своем штатном режиме, причем мощность его увеличивается. К тому же, установка «обманки» вместо перепрошивки часто приводит к перерасходу, а не к экономии топлива.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: