Как обжимать клеммы в автомобиле?

Работа с изолированными наконечниками и клеммами. НШВИ, НКИ, НВИ, НШПИ, РПИ — все правила и технические данные.

Для того чтобы качественно произвести обжим провода необходимо выполнить 3 главных правила:

    Во-первых, правильно подобрать коннектор или наконечник, чтобы его размер соответствовал сечению прессуемого провода.
    Во-вторых, воспользоваться профессиональным инструментом. Это пресс клещи, оснащенные храповым механизмом, который позволит выполнить полный цикл опрессовки.
    И в третьих, выбрать нужную матрицу. Ее геометрия и форма должны соответствовать обжимной части наконечника.

Опрессовка или обжим проводов изолированными или неизолированными наконечниками стала очень доступна в последнее время. Данный процесс имеет даже ряд преимуществ перед лужением жил проводов:

А так как температура плавления припоя низкая, то он беспрепятственно под нагрузкой выгорает или выплавляется, ослабляя и значительно уменьшая площадь контакта. Далее происходит искрение со всеми текущими негативными последствиями.

А можно ли вообще обойтись без гильзования и обжатия? Что плохого в простом креплении проводов к автоматам и другим приборам?

При простом зажиме пучок провода распушается и раздавливается в стороны. Некоторые отдельные проводники вообще могут быть повреждены. Такие жилы, разрушенные и отделенные от основного пучка, уже не принимают участия в контакте и пропуске через себя токовой нагрузки.

Все это приводит к тому, что оставшихся жил не хватает и происходит нагрев мест соединения.
Кроме этого, оголенная медь из которой выполнены жилы проводов остается доступной для попадания влаги и кислорода. А это приводит к ее потемнению и окислению.
Один раз обжав проводник наконечником или гильзой, вы избавите себя от всех этих проблем в дальнейшем.

Для начала, нужно узнать какого сечения провод вы будете обжимать. Сделать это можно по надписям на изоляции жилы, либо воспользоваться штангенциркулем.
Далее при выборе тех или иных втулочных наконечников можно ориентироваться по цветовой маркировке их изолированной юбки. Каждый цвет должен соответствовать определенному сечению и размеру гильзы наконечника.

Правда есть и производители, которые на этом не заморачиваются, и выпускают одноцветную продукцию разных сечений.

После выбора обязательно физически проверяйте насколько плотно провод заходит в гильзу или наконечник.

У наконечника на входе есть специальная юбочка, которая поможет одеть его даже на слегка распушенный провод. Кроме того, эта юбка играет роль фиксатора изоляции. Можете сравнить, сколько изломов в разные стороны выдержит провод с юбкой и без нее. Как понимаете, результат окажется не в пользу последнего варианта.

Еще один немаловажный момент, про который нужно помнить: многие провода изготавливают не по ГОСТ, а по собственным техническим условиям.

И поэтому их фактическое сечение может быть меньше заявленного в номенклатуре. Соответственно из-за этого образуется слабина в прессуемой части наконечника, хотя как вам казалось вы и подобрали все по таблицам и вроде бы нигде не допустили ошибок.

Зачастую бывает так, что в наконечник сечением 1,5мм2 с легкостью залетает провод 2,5мм2. Поэтому выбор по таблицам это конечно же хорошо, но без практической примерки гильзованной части и провода никак не обойтись.

Многие часто задаются вопросом, можно ли обжимать моножильные провода? Да конечно, делать это не запрещается, только использовать для этого нужно соответствующий инструмент.
Обыкновенные кримперы здесь уже не подойдут, так как они рассчитаны на меньшее усилие, которое необходимо при сжатии моножилы. Придется закупать для этого специально предназначенные пресс клещи ПК-16у или ПК-35у.

Это универсальный инструмент и работать им можно также для обжатия и многожильных проводов.

Чтобы обжатие на моножиле получилось качественным и внутри гильзы не было люфта, основное правило здесь — выбирайте гильзу или наконечник на один размер меньше чем сечение прессуемого провода.
Еще этими клещами удобно прессовать одновременно несколько проводников в одной гильзе. Делается это например при соединениях в распредкоробках.

Проводки внутри втулки обжимаются под очень высоким давлением, так что даже способны изменить свою первоначальную форму окружности, если лежат параллельно друг другу.
Из круга они превращаются в шестигранник, а это увеличивает площадь их контактной поверхности между собой. А когда вы их скрутите, то при обжиме, в тех местах где жилки пересекаются, они могут быть передавлены друг дружкой.

Еще один актуальный момент выбора наконечника – это материал изготовления. При покупке удостоверьтесь, что вам продают именно медные или луженные наконечники. Для этого достаточно предварительно приобрести один наконечник и надпилить его чем нибудь посторонним.

При медном материале изготовления, особенно если используется высококачественная медь, срез будет красноватого оттенка. Если же используются обычные медные сплавы, что чаще всего и встречается – то надрез будет бледно-желтоватого цвета.

При взаимодействии с воздухом медь может потемнеть и потерять качество контакта. Лужение меди это давно известный способ, который позволяет сделать контакт долговечным и надежным.

Плюсы обжатия проводов наконечниками

    обжатый наконечником конец провода считается воздухонепроницаемым

Технические параметры

Основные типы и марки тонкостенных изолированных наконечников и клемм, широко представленных на нашем рынке следующие:

Наконечники кольцевые НКИ — все их данные и технические параметры приведены в начале статьи выше.

Наконечники вилочные изолированные НВИ:

Наконечники штифтовые плоские изолированные НШПИ:

Наконечники штыревые круглые изолированные НШКИ:

Разъемы — клеммы плоские изолированные «мама» РПИ-М:

Разъемы — клеммы плоские изолированные «папа» РПИ-И:

Ознакомиться с текущими ценами на инструмент для опрессовки подобных наконечников можно здесь.

Правила работы с изолированными наконечниками

    обжиму изолированными наконечниками подлежат только многопроволочные провода. Моножильные должны использоваться под свой тип неизолированных наконечников.
    при выборе обязательно обращайте внимание не только на диаметр и сечение, но и на форму контактной лопатки. Нельзя использовать вилочные наконечники на подвижных или подверженных вибрациям контактах!
    изоляция с жилы снимается ровно на длину прессуемой трубочки куда вставляется жила. В отличии от втулочных, здесь будет крайне неудобно откусить лишнее кабелерезом.
    при обжатии наконечник вставляете в матрицу пресса так, чтобы шов хвостовика был сверху и строго по центру
    соблюдайте цветовую маркировку на матрицах с цветами самих наконечников
    обжимая пресс клещами изолированные наконечники, контролируйте чтобы каждый контур матрицы, обжимал свою часть жилы и изоляции, а также вставляйте наконечник в матрицы только с маркированной стороны
    если матрицы не полностью сомкнулись в конце зажатия ручек, значит вы не правильно подобрали размер наконечника. Если изоляционная манжета при этом повредилась, требуется заменить наконечник.

Рекомендации по опрессовке втулочных наконечников НШВИ

Лайфхаки работы с наконечниками НШВИ

Как сделать из наконечника НШВИ простой НШВ? Как с подручных материалов изготовить удлиненный наконечник НШВИ? Несколько лайфхаков по работе с втулочными наконечниками можно узнать из видео ниже:

Как обжать клемму на проводе в автомобиле

Как обжать автомобильную клемму и провод

Соединение проводов в автомобиле при помощи клемм – самое надежное соединение. Кроме этого, провода можно легко рассоединить на время, например, ремонта. Как же обжать клемму на проводе?

Для удобной и быстрой обжимки клемм существует специальный инструмент – кримпер. Но, если вы устанавливаете клемму на провод один раз в год, то смысла в покупке специализированного инструмента нет. Качественно обжать обычную автомобильную клемму можно и простыми плоскогубцами.

Прочитав эту статью до конца вы узнаете о различных способах обжатия автомобильной клеммы с использованием специально инструмента и без него.

Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами

Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы

  1. Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.
  2. Плоскогубцами аккуратно поджимаем наружные лапки так, чтобы они начали сворачиваться, образуя кольцо. Диаметр кольца должен пропускать вовнутрь ваш провод и слегка зажимать его.
  3. Зачищаем конец провода. Как зачистить провод в автомобиле. Слегка скручиваем оголенный конец, чтобы жилки провода не топорщились. Просовываем сквозь подготовленное кольцо провод таким образом, чтобы оголенная часть оказалась между внутренних лапок, а внутри кольца уже была изоляция.
  4. На этом этапе можно было бы, и заканчивать статью, но как можно не показать типичную ошибку при обжиме клемм плоскогубцами. Обращаем внимание на усики клеммы
  5. После того, как клемма обжата на проводе, ее можно обмотать изолентой. Это спасает от короткого замыкания, да и выглядит вполне красиво. Таким образом, обжимаются стандартные российские автомобильные клеммы типа «мама», «папа» и «под ключ». При должном опыте, качество обжима практически не отличается от заводского, а обжать клемму можно всего за полминуты.

Как соединить клемму и провод при помощи кримпера

В сети вы встретите много споров, какой способ соединения лучше — пайка, обжим, скрутка. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие. Скрутку не приемлю в принципе, считаю ее слишком ненадежной в условиях вибрации, поэтому для соединения проводов в автомобиле использую только пайку. Но мы немного отвлеклись, вернемся к инструменту.

Читайте также  Что такое бегунок в автомобиле?

Специализированным инструментом для обжима автомобильного провода является кримпер

Внешне инструмент очень напоминает пассатижи, на концах которого установлена специальная матрица, в которую вставляются наконечники и не изолированная часть кабеля.

Данный инструмент призван обеспечить равномерное усилие наконечника вокруг провода, исключая плохой контакт при обжимке кабеля. Кроме того существуют универсальные инструменты, позволяющие не только выполнить обжим, но и разрезать кабель, снять с него изоляцию и скрутить жилу.

  1. снять часть изоляции с провода (с небольшим запасом до 0.3–0.5 см), крайне желательно при удалении изоляции пользоваться специальным инструментом, позволяющим снять оплетку и не повредить жилы кабеля, но при отсутствии такого инструмента допускается использовать острый нож (при снятии изоляции следует убедиться в том, что не были затронуты жилы провода);
  2. надеть на шнур небольшой кусок термоизоляционной оплетки;
    после чего оголенный участок необходимо обезжирить спиртом и нанести специальную электропроводную пасту (самыми распространенными вариантами являются составы типа «КВТ» и «ЭПС»).
  3. выставляем в матрице устройства необходимое сечение и тип наконечника;
  4. устанавливаем наконечник до конца в устройство так, чтобы цифры с маркировкой матрицы находились на лицевой или тыльной сторонах наконечника;
    расправленные жилы кабеля заправляем в наконечник до упора (Внимание! Скручивать жилы кабеля запрещается);
    прилагая усилие нажимаем на рукоятки кримпера;
  5. обжатие многожильного провода выполнено, теперь возвращаем заранее надетую на шнур термоусадку на место соединения и прогреваем её строительным феном, паяльником или турбозажигалкой;
    после выполнения операции рукоятки должны вернуться в стандартное (разжатое положение), если этого не произошло, то причиной тому могут быть проблемы, описанные выше.

Клеммы соединительные для проводов

Применение обжимных соединительных клемм для проводов — коммутация силовых кабелей, так и в слаботочных цепях, где они являются обязательными. При ремонте, такие провода можно легко разъединить. Опыт применения различных типов обжимных клемм для соединения проводов. Обзор инструментов для обжима наконечников.

Клеммы для проводов виды

Клемма — это контактный элемент, который предназначен для разъемного соединения проводников между собой.

Соединения при устройстве электрических схем могут исполняться разной методикой и клеммы – это лишь один из вариантов. Однако именно такой вариант видится простейшим, удобным и даже экономичным по сравнению, к примеру, с пайкой, сваркой, в том числе холодной.

    Столкнувшись с необходимостью подбора электрических клемм для проводов, начать лучше с простейших конструкций отечественного производства – надёжных, долговечных, проверенных в деле не один раз:
  1. ножевых;
  2. вилочных;
  3. кольцевых;
  4. штыревых.

Клеммы для проводов обжимные

Кабельные наконечники обжимные или клеммы для проводов соединительного типа предназначены для быстрого и надёжного соединения проводов в электрических схемах путём зажима с изоляцией.

Кольцевые

Более надежный контакт обеспечивают так называемые кольцевые клеммы. Как и их вилочные собратья они предназначены для последующего крепления винтовым зажимом. Но благодаря круглой форме контактной части обеспечивают большую площадь контакта и снижают риски «выскакивания» наконечников.

Клеммы кольцевые на провода являются настолько удачным решением, что применяются не только в слаботочных сетях, но и являются обязательным атрибутом силовых кабелей любого сечения. При этом способ крепления провода или кабеля к наконечникам такого типа может варьировать от сварки и пайки, до опрессовки.

Кольцевые клеммы выпускаются из меди, алюминия, латуни и меде-алюминия. Их сечение может очень сильно варьировать, начиная от небольших клемм под винт троечка и заканчивая болтами на 27 и больше. При этом клеммы для слаботочных сетей могут поставляться с изоляцией обжимной части.

Вилочные

Клеммы вилочного типа предназначены для коммутации силовых и вторичных цепей. Такие наконечники предназначены для последующего крепления при помощи винтов непосредственно к оборудованию или к шинам. Инструкция советует применять их в качестве временного или требующего частого переподключения контакта.

Конструкция вилочных наконечников представляет собой двузубчатую вилку, откуда и пошло название. Такая конструкция позволяет достаточно просто производить переключения без полного откручивания винтового зажима. При этом в подключенном состоянии она обеспечивает достаточно плотный контакт.

Вилочные наконечники выпускаются под провода сечением до 6 мм 2 . Провода на клеммы крепятся методом опрессовки. Это место в различных вариациях может иметь или не иметь изоляционного покрытия.

Автомобильные

Клеммы для проводов обжимные автомобильные: при работе с автомобилем нередко приходится выполнять различные электрические подключения с использованием разъемов или клемм. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие.

Для неизолированных клемм используются кримперы со специальным профилем губок, во время обжатия загибающих концы металла вовнутрь. Такие кримперы обжимают провод и дополнительно фиксируют изоляцию, чтобы провод от перегибов и вибрации не обломился.

Как показывает опыт, для стандартных 6-мм автомобильных клемм требуется кримпер с губками на провод с сечением 1,5 мм2, не меньше, иначе клемма и провод будут передавливаться.

Соединительные клеммы для проводов

Эта группа соединительных клемм для электрических проводов изготовлена по принципу разъёмной детали, состоящей из двух отдельных элементов – вилки и розетки.

Ножевые

Это, пожалуй, наиболее распространённые конструктивные варианты изделий. Их часто можно встретить в составе электрических схем многих бытовых приборов: утюгов, холодильников, нагревательных устройств и т.д.

Но для соединений проводников силовой электрической разводки, например, в электрических квартирных щитках, они не предназначены.

Устанавливать этот вид электротехнических изделий допустимо на проводники (многожильные) сечением 0,26-6,0 мм 2 методом силового обжима хвостовика. Существует два вида таких продуктов: изолированные и неизолированные.

Изоляция обычно окрашивается разным цветом (красным, синим, желтым) в зависимости от расчётной мощности клеммника. Применяются изделия парами в связке «папа-мама».

Штыревые

Эта группа соединительных клемм для электрических проводов изготовлена по принципу разъёмной детали, состоящей из двух отдельных элементов – вилки и розетки. Вилка маркируется символом «А», например, F2A.

Розетка маркируется символом «В», например, F2B. Поддерживается монтаж на проводники сечением 1,25-6,64 мм. Главное предназначение штыревых клемм – обеспечение соединения электрических проводников.

Эта группа монтажной фурнитуры относится к изолированным изделиям. Хвостовая часть клемм закрывается изолирующим материалом. В зависимости от расчетной мощности клеммника для соединения проводов изолятор имеет соответствующую окраску.

Изоляторы электрических клемм под проводники сечением до 2 мм 2 окрашиваются в синий цвет, остальные (от 2 до 6,64 мм 2 ) – в жёлтый цвет.

Клещи для обжима наконечников проводов

Клещи для обжима клемм используются для прочного и надежного соединения проводов между собой или с клеммами различной формы и размера. В данном случае применяется метод опрессовки, который считается предпочтительным, по сравнению с пайкой.

Это особенно актуально при использовании электрических схем открытого типа, которые применяются при сборке автомобилей. Также при соединении проводников с помощью клещей для обжима клемм необходимо помнить про эффект гальванической пары.

Представленные у нас в магазине клещи отличаются количеством поддерживаемых размеров клемм, наличием приспособлений для снятия изоляции, а также применением обычного механизма обжима или трещоточного, который позволяет добиться более равномерного усилия на всей поверхности.

Обжимка проводов

    Для того чтобы качественно произвести обжим провода необходимо выполнить 3 главных правила:
  1. Во-первых, правильно подобрать коннектор или наконечник, чтобы его размер соответствовал сечению прессуемого провода.
  2. Во-вторых, воспользоваться профессиональным инструментом. Это пресс клещи, оснащенные храповым механизмом, который позволит выполнить полный цикл опрессовки.
  3. И в-третьих, выбрать нужную матрицу. Ее геометрия и форма должны соответствовать обжимной части наконечника.

Обжиму изолированными наконечниками подлежат только многопроволочные провода. Моножильные должны использоваться под свой тип неизолированных наконечников.

При выборе обязательно обращайте внимание не только на диаметр и сечение, но и на форму контактной лопатки. Нельзя использовать вилочные наконечники на подвижных или подверженных вибрациям контактах!

Изоляция с жилы снимается ровно на длину прессуемой трубочки куда вставляется жила. В отличии от втулочных, здесь будет крайне неудобно откусить лишнее кабелерезом.

При обжатии наконечник вставляете в матрицу пресса так, чтобы шов хвостовика был сверху и строго по центру.

Соблюдайте цветовую маркировку на матрицах с цветами самих наконечников.

Обжимая пресс клещами изолированные наконечники, контролируйте чтобы каждый контур матрицы, обжимал свою часть жилы и изоляции, а также вставляйте наконечник в матрицы только с маркированной стороны.

Если матрицы не полностью сомкнулись в конце зажатия ручек, значит вы неправильно подобрали размер наконечника. Если изоляционная манжета при этом повредилась, требуется заменить наконечник.

Провода вставляются в гильзу, и обжимаются специальным инструментом — кримпером. Кримпер — это обжимные клещи. Огромное достоинство гильз в том, что такой обжим не создает повышенного сопротивления в месте соединения.

Обжимки могут использоваться для работы с одножильными или витыми проводами. Такой обжимной инструмент еще называют кримпером. Преимуществом обжимки считается и возможность замены губок.

обжимка (кримпер) для изолированных клемм. обжимаем быстро, качественно и красиво

Обжим провода наконечниками с помощью кернера

Когда под рукой нет специальных обжимных клещей, для выполнения разовой работы приобретать дорогое оборудование нецелесообразно. Домашние мастера для фиксации проводника в концевом колпачке применяют несколько приемов. Однако деформация металла молотком либо плоскогубцами, сдавливание в тисках или даже на гидравлическом прессе не обеспечивают надежного обжима. Выполненное таким методом соединение при работе может греться и отгорать.

Читайте также  Что такое сателлит в автомобиле?

Фиксация провода в гильзе наконечника в домашних условиях возможна кернером. При таком закреплении достигают плотный контакт между концевым колпачком и кабелем. Для выполнения работы потребуется минимальное количество инструмента: кернер, молоток и тиски. Форма и размер наконечника не имеют значение. Если среди домашнего инструмента отсутствует кернер, то его можно заменить толстым гвоздем, дюбелем или обломком сверла. Контакт в таком соединении обеспечивают лунки или керны, вдавленные в тело проводника.

Необходимо точно подобрать диаметр проводника и гильзы. Часто указанные характеристики не соответствуют действительности. Для хорошего контакта проводник должен входить в гильзу без зазора.

Порядок выполнения работы:

  1. Очистить край провода от изоляции.
  2. Полностью вставить проводник в наконечник.
  3. Разместить конструкцию на жесткой, ровной поверхности (тиски, наковальня, кувалда).
  4. Кернером равномерно сделать углубления на гильзе. При этом происходит ее сплющивание.
  5. Разместить керны следует строго по оси наконечника. При нанесении ударов следует быть осторожным, чтобы не пробить гильзу. Если в качестве кернера используют гвоздь, его предварительно притупляют. Количество и глубина лунок зависят от длины гильзы и ее диаметра.
  6. Оконцовку перевернуть, сделать углубления с обратной стороны. Керны должны располагаться со смещением относительно уже нанесенных на 2 — 3 мм.
  7. Обжатый наконечник обернуть несколькими слоями изоленты.

Скрутка или клеммник что лучше

Многие опытные электрики этот вопрос ответят, что скрутка гораздо надёжней, чем клеммник и что «хорошая скрутка всех переживёт».

В чём-то они окажутся правы, но лишь отчасти, потому-что здесь надо принять во внимание многие важные факторы: материал токоведущих жил коммутируемых проводов, их электрохимическая совместимость или несовместимость (напр. медь и алюминий), сечение проводов, длина скрутки, нагрузка сети и т. д.

Однако, в нормативных документах, регламентирующих правила выполнения электромонтажных работ, в частности – ПУЭ (Правила устройства электроустановок), конкретно в пункте 2.1.21, чётко сказано о запрете на соединение проводов методом скрутки:

Соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями.

Как видим, ПУЭ разрешает всего 4 вида соединений проводов и скрутки среди них нет. Поэтому бесконечные споры и дискуссии о достоинствах или недостатках скруток теряют всякий смысл, ведь ни один пожарный инспектор не одобрит электроустановку, если коммутация её проводов выполнена скрутками.

В случае необходимости перекоммутировать провода (напр. добавить провод) тоже есть свои трудности — снять изоляцию, снова паять (варить). С клеммниками всё намного проще, но лучший контакт достигается с использованием сварки или пайки.

Существуют разные по своему исполнению, особенностью конструкции виды клеммников, подходящих для соединения проводов электропроводки квартиры, дома.

    Вот основные и наиболее распространённые среди них:
  • Самозажимные клеммники могут иметь от 2 до 8 мест для проводов с минимальным сечением 0,75 мм2 и максимальным — 2,5 мм2. Способны выдержать нагрузку до 4-5 кВт (24 А).
  • Такие зажимные клеммники очень удобны в монтаже, сильно сокращая его время — не нужно скручивать, а затем изолировать провода. Но, занимают больше места в распаячных коробках, в отличие от скрутки, которой можно придать любую форму, уложить, согнув её как угодно.
  • Соединительные винтовые клеммники предназначены для соединения проводов между собой. Это наиболее распространённый вид клеммников. Обычно применяются для коммутации проводов в распределительных коробках.

    Зажимы соединительные изолирующие (СИЗ), применяются для соединения однопроволчных жил проводов, имеющих суммарное максимальное сечение до 20 мм2 и минимальное – от 2,5 мм2 (в зависимости от производителя СИЗ).

    При соединении проводов, с них снимают изоляцию (на 10-15 мм), собирают в один пучок и накручивают на них СИЗ (по часовой стрелке) до упора. Колпачки СИЗ очень удобны и просты в монтаже, но сильно проигрывают силовым клеммникам в качестве скрутки, поэтому предпочтение всё-таки лучше отдать клеммникам, например, барьерным.

    Достоинства и недостатки видов соединении

    Всем, кто верит в закон Ома понятно, что качество контакта пропорционально площади соприкосновения проводников и зависит от надежности соединения между ними. Часто, при монтаже очередного объекта, между молодыми и опытными электриками возникает спор, какой вид соединений проводов выбрать.

    Обычно, опытные электрики отмечают скрутку как самый надежный тип соединения и приводят в качестве аргумента объекты возрастом до 100 лет, где скрутки надежно «стоят». Никакие клеммники пока не могут похвастаться такими внушительными сроками эксплуатации. Их просто еще не было в природе.

    Однако и в защиту клеммников существуют весомые аргументы.

    Соединение провода и наконечника пайкой

    Надежно зафиксировать провод в наконечнике без механических воздействий можно при помощи пайки. Такое соединение не является обжатием, но и не требует применения специального инструмента. Для работы потребуются флюс, припой, источник тепла (газовая горелка или строительный фен) и минимальные навыки пайки. Для нагрева в домашних условиях можно использовать газовую плиту.

    Перед соединением зачищают гильзу с внутренней стороны и провод с запасом в 3-5 мм. Поверхность кабеля лудят (покрывают тонким слоем припоя), а внутреннюю полость наконечника заполняют примерно на треть. Удерживая последний плоскогубцами или зафиксировав в тисках, его нагревают до плавления олова и вставляют луженый проводник. Если между гильзой и проводом остается зазор, необходимо добавить еще припой, после остывания намотать несколько слоев изоленты.

    Технические параметры

    Основные типы и марки тонкостенных изолированных наконечников и клемм, широко представленных на нашем рынке следующие:

    Наконечники кольцевые НКИ – все их данные и технические параметры приведены в начале статьи выше.

    Наконечники вилочные изолированные НВИ:

    Наконечники штифтовые плоские изолированные НШПИ:

    Наконечники штыревые круглые изолированные НШКИ:

    Разъемы – клеммы плоские изолированные «мама» РПИ-М:

    Разъемы – клеммы плоские изолированные «папа» РПИ-И:

    Ознакомиться с текущими ценами на инструмент для опрессовки подобных наконечников можно здесь.

    Обжим винтом и тисками

    В случае когда отсутствуют паяльные принадлежности, а обжим при помощи кернера не обеспечивает требуемого обжатия, передачу номинального тока, применяют винт и тиски. Контакт гильзы и кабеля происходит по всей длине наконечника, деформация которого в тело проводника обеспечивает надежную фиксацию сердечника провода. Натяг металла по краям выполняет функцию дополнительного закрепления.

    Как обжимать клеммы плоскогубцами?

    Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы.

    Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.

    Каждое из этих ушек загибаем вовнутрь полукругом так, что бы концы не накладывались друг на друга.

    Кончик провода зачищаем от изоляции на 5 мм и вставляем в получившееся отверстие. Достаточно теперь сильно сжать ушки плоскогубцами и их кончики плотно врежутся в изоляцию, фиксируя тем самым провод. Аналогично маленькими усиками фиксируются на этой клемме жилы провода.

    Получилось не так аккуратно, как кримпером, но тоже прочно и надежно. Для сравнения: верхняя клемма фиксировалась кримпером, а нижнюю мы только что обжали плоскогубцами.

    На этом этапе можно было бы, и заканчивать статью, но как можно не показать типичную ошибку при обжиме клемм плоскогубцами. Обращаем внимание на усики клеммы.

    Для наглядности можно взглянуть, как выглядит правильно обжатая клемма в разрезе.

    Вывод

    Соединение проводов клеммной колодкой – вещь, конечно, удобная, но, прежде всего, следует верно определиться с видом необходимых вам клемм. Это следует делать, исходя из сечения, типа провода, возможной нагрузки, возможностей монтажа и, конечно, наших советов.

    Ведь только правильный выбор способа соединения проводов и кабелей обеспечит надежную и бесперебойную работу вашей электрической сети.

    При монтаже клемм на кабель используется специальный обжимной инструмент, другое название пресс-клещи или кримпер от английского cлова crimper

    Чтобы подобрать инструмент для обжима клемм, надо определиться с клеммами которые планируется использовать. Существует несколько разновидностей клемм по их монтажу на кабель:

    соединение проводов в автомобиле

    Начнем со сварки. Она в автомобиле применяется (в заводских условиях) для соединения нескольких массовых либо плюсовых проводов. Соединение надежное при условии хорошей изоляции места соединения, но при ремонте ИМХО не применяется, потому что оборудование для сварки дорого, в труднодоступных местах им не поработаешь (а они в машине почти везде), так что на этом мы со сваркой и закончим ;)

    Далее идёт скрутка. Сделанная прямыми руками скрутка — соединение довольно надежное, но есть нюансики. Во-первых как ни крути — но от вибрации это соединение со временем ослабнет. Во-вторых оно изначально плохо применимо для высоких токов. Ну и в-третьих — провода нужно тщательнейшим образом зачищать для обеспечения хорошего контакта. Таким образом я считаю применение скруток в автомобиле «условно допустимым», с учетом вышесказанного. Напоследок опишу «свой» способ скрутки, дающий на мой взгляд оптимальные результаты и по прочности и по надежности соединения. Итак, расплетаем жилки соединяемых проводов на два пучка каждый. Скручиваем их попарно, а затем скручиваем между собой ну и пригибаем к проводу.

    О том что место соединения нужно защищать я далее упоминать не буду, потому что это понятно и логично для любого соединения. Впрочем, раз уж вспомнил — опять же есть по сути два распространенных и общепринятых способа изоляции/защиты соединения — термоусадка и изолента. Термоусадка в свою очередь бывает с клеем и без (ну и разная по качеству). Естественно, что идеальный вариант — это термоусадка с клеем. Она и ограничивает доступ влаги к соединению и дополнительно фиксирует его.

    Далее следует пайка. И это самый сложный вопрос. Потому что именно на нем сломано немеряно копий. То есть на вопрос «можно ли паять провода в автомобиле?» существует ровно два правильных ответа — «да» и «нет». ;) То есть на самом деле паять МОЖНО (и примером тому — мерседес по w124 включительно, где большинство разъемов именно паяные), но при этом существует столько нюансов, что проще заявить что «НЕЛЬЗЯ», чем читать лекцию.

    Я же прочитаю лекцию. Итак, пайка. начнем с того, что даже в идеальных условиях и на столе — при пайке требуется и хороший паяльник и главное прямые руки. То есть паять нужно УМЕТЬ. Смешно? мне — нет. Потому что большинство незаводских паяных соединений в машине называются «срали-мазали». Второй нюанс — применение флюсов. При пайке применяется флюс. Всегда. Флюсы бывают активные и нейтральные. Флюсы нужно смывать. Почти все и почти всегда. То есть тут опять же — проще написать что все и всегда, чем углубляться в еще одни дебри. Особенно важно помнить о необходимости промывки в случае активных флюсов, которые применяются для пайки «несвежих» проводов — а это в 99% наш случай, ведь на новых машинах провода паять нужно только разве что при установке сигнализации. А на старых машинах — провода уже окислены в большей или меньшей степени. Соответственно, для качественной пайки нужно зачистить каждую жилку от окислов и/или применять активный флюс. Который неминуемо засосёт под изоляцию, как ни вымывай. Кроме этого под изоляцию засосёт и припой и многожильный провод станет «одножильным» и потеряет гибкость. И успешно и неминуемо отвалится в этом месте через какое-то время от вибраций (что регулярно наблюдалось на мерседесах, несмотря на специальную конструкцию разъемов). Либо отгниёт из-за несмытого активного флюса.

    Не могу не упомянуть соединительные муфты с припоем в термоусадке. Тут те же проблемы — провода должны хорошо паяться, потому что флюса там — минимальное количество и он нейтральный. Ну и требуются навыки пайки, чтобы оценить качество соединения. Потому что то что я видел на mysku как пример соединения — иначе как браком назвать нельзя.

    То есть подытоживая — паяное соединение боится вибрации и требует тщательной зачистки перед пайкой и промывки после пайки. Исключения — пайка НОВЫХ проводов гарантированно нейтральным флюсом и фиксация места соединения в жгуте.

    Отдельным пунктом тут стоит лямбда-зонд и его провода. Тут всё вообще прикольно, потому что есть несколько нюансов. Во-первых провода лямбда-зонда — не медные, или не совсем медные (слегка магнитятся), короче говоря паяются они не то что с активным флюсом, а вообще только с кислотой. В-вторых — Бош официально заявляет что по проводам внутрь датчика поступает воздух. Может это и не так, но эксперименты показали что воздух МОЖЕТ проходить по проводам. Действительно ли это свойство нужно для работы лямбда-зонда — я на 100% не уверен, но и не доверять бошу тоже как-то глупо. Плюс к этому совершенно точно известно что по проводам может проходить жидкость. Так вот у меня были случаи когда в лямбду по проводам попадала вода и он там внутри начинал коротить, выдавая на сигнальный провод 12В с подогрева. А на батарее просох — и заработал. Второй случай — я смазал контактолом разъем, после чего датчик таки заработал, но хватило его минут на 5 — дальше контактол дошел до датчика и он успешно издох. Как вы думаете, попадет ли кислота под изоляцию, и дойдёт ли она до датчика? А будет ли провод по-прежнему пропускать воздух? Я вот чот не сильно горю желанием проверять. И на этой ноте мы переходим к единственно правильному методу соединения проводов в автомобиле — обжимке.

    Итак, обжимка. Повторюсь, я считаю этот метод оптимальным по совокупности достоинств. Это быстро, просто, технологично, надежно. Соединяемые провода не требуют особо тщательной зачистки, потому что окислы при обжимке частично разрушаются, и контакт всё равно обеспечивается. Несомненно, лучше зачищать как можно тщательнее, а еще лучше поменять кусок провода на всем протяжении где он почернел, а луше весь провод, а еще лучше машину на новую. Но, повторюсь — вполне нормально работает и так. Работа не требует каких-то особых навыков — только инструмент и здравый смысл. При чем тут здравый смысл? Ну потому что нужно выбирать соединители под сечение провода. Работать достаточно безопасно — нет вероятности ткнуть куда-то не туда паяльником, а это может быть и глаз и приборка.

    Недавно вот встретил мнение что обжимка, дескать, круто, но дорого. Хм. да нет, ребята, прошли те времена когда это было дорого. Сейчас в Китае даже гидравлические кримперы стоят от 50 баксов. Как пример вот один от 4 до 70 квадратов и вот второй — от 8 до 300 квадратов. Оба — в пределах 50 баксов (для белорусов как всегда + доставочка еще, итого уже порядка сотки плюс влёт на растаможку). Да, собственно, и «отечественный» КВТ ПГРс-70 не думаю что будет прям существенно дороже — порядка 70-75 баксов судя по яндексу.

    Для меньших сечений применяются обычные ручные кримперы, которые даже в оффлайне стоят 30-40 баксов, а в Китае — около 20. Как пример могу привести КВТ СТВ-05 — это кримпер как раз для обжимки неизолированных муфт и клемм до 10 квадратов.

    Теперь поговорим о видах расходников для соединения проводов обжимкой. Ну во-первых не могу не упомянуть самые правильные соединители для многожильных проводов.

    Они обеспечивают самую правильную обжимку, так как фиксируют не только жилы, но и изоляцию. Обзор можете почитать тут. Это реальный мастхэв каждого автоэлектрика. Для них требуется обычный примпер для автомобильных неизолированных клемм. Я покупал его тут на месте, поэтому не могу дать на него ссылку, но чисто для примера у тех же КВТ это модели СТВ-04 и СТВ-14. По качеству этих кримперов ничего сказать не могу, это чисто пример «что это такое».

    Данные соединители — достаточно редкий вариант, в основном же используются неизолированные муфты типа ГМЛ (их несколько разновидностей) и изолированные ГСИ и ГСИ-т — с простым пластиком и с термоусадкой. Здесь и далее ссылки на сайт КВТ приведены чисто для простоты и удобства. Никоим образом не пытаюсь их рекламировать. Производят всё это десятки фирм, купить можно не только на месте, но и в Китае. Ниже картинки ГМЛ, ГСИ, ГСИ-Т

    Кстати, обратите внимание, что для ГСИ и ГСИ-Т применяются разные кримперы — СТВ-01 и СТВ-10 соответственно.

    Я предпочитаю использовать неизолированные соединители. При этом для их обжимки (особенно для малых сечений) условно можно использовать и кримпер для автомобильных неизолированных клемм, что здорово упрощает жизнь. Я не могу конечно рекомендовать такое неправильное использование инструмента, но не вижу причин почему бы и нет ;)

    Изолированные без термоусадки как ни странно обеспечивают очень неплохое качество соединения (при использовании специального кримпера! а не плоскогубцев), но имеют очень уж большие габариты и не обеспечивают никакой защиты от попадания влаги.

    Качество соединения муфт в термоусадке по идее не должно отличаться, плюс если термоусадка с клеем — то и герметизация будет отличная. Впрочем, даже если без клея — то всё равно лучше чем у ГСИ. Чтобы исключить варианты — можно применять неизолированные соединители и качественную термоусадку с клеем. Где её покупать — тут уж каждый решает сам.

    Надеюсь, что мне удалось максимально прояснить ситуацию с вариантами и нюансами соединения проводов в машине. Если будут появляться новые умные мысли — буду дополнять. Можете пройтись по моим обзорам на mysku — там есть обзоры разного инструмента и прочих полезных штук, не все из них я переношу в ЖЖ — что-то забываю, что-то специально. ;)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: