Как правильно установить сигнализацию на автомобиль?

Базовые сведения о монтаже сигнализаций

Перед тем, как установить сигнализацию на авто, желательно изучить все термины, относящиеся к данной теме. На сайте изготовителя часто размещены инструкции, где перечислены точки подключения. Начинающим монтажникам в такой «документации» разобраться сложно. А выполнить обход иммобилайзера, если сигналка оснащена автозапуском, также бывает непросто. Самостоятельно подключить обходчик можно, для чего есть рекомендованные схемы, но не факт, что в результате все заработает. Другие стандартные проблемы и методы их решения перечислены ниже.

Контакты замка зажигания

Модуль замка зажигания снабжают несколькими контактами, но напряжение с АКБ всегда идет на один – на «30-й». Еще есть контакт «50», замыкаемый с «30-м» во время запуска стартера. Пользуйтесь этой информацией, монтируя сигналку на любую машину, даже на старинную. В современных авто используется множество цепей:

В общем, чтобы установить сигнализацию на автомобиль , нужно знать обозначения всех контактов.

Установка автосигнализации , равно как ремонт начинается с отключения АКБ. Затем можно самому вызвонить, какие контакты соединяются с клеммой «30»:

  1. Контакт «15» – это часть цепи IGN1;
  2. «15/2» – IGN2;
  3. Контакт в цепи ACC обозначают так: 2, ACC, R.

Определить назначение контактов вы сможете самостоятельно, для чего не потребуется даже заводить машину. Пользуйтесь омметром, но не забывайте отключать АКБ!

Проводя ремонт или монтаж своими руками, с АКБ достаточно снять «минусовую» клемму.

Контакты электрического реле

Чтобы установить автосигнализацию и подключить ее, достаточно использовать штатные элементы и модули. Среди них может присутствовать реле, для подключения которого достаточно изучить базовую инструкцию. Можно установить сигнализацию на автомобиль, подключить ее по «базовой» схеме, а затем дополнить набор функций, подсоединив еще несколько реле. Тогда один из выводов обмотки (контакт 86 либо 85) соединяют с выходом сигналки, а на второй вывод подают напряжение питания.

При отсутствии тока в обмотке контакт 87A замкнут с «общим» (с 30-м). При срабатывании замыкаются два других контакта (30-87). Для подключения реле, если им управляет электроника, между клеммами 85-86 устанавливают диод. Многие знают, как выполняется установка сигнализации , но почему-то забывают об использовании блокирующих диодов.

Диод не проводит ток при срабатывании реле. Схема будет следующей: «+12В» подается на катод. Пользуйтесь этой информацией, и выполняя ремонт .

Для сигналки или для иммобилайзера класса Premium не ищите документацию в Интернете. Считается, что ни ремонт , ни монтаж таких систем своими руками никто выполнять не будет.

С чем придется иметь дело

Часто изготовитель сам предоставляет сведения, необходимые для того, чтобы установка автосигнализации была выполнена. Лучше, когда предоставляется файл, содержащий фотоотчет и схему. Но так бывает не всегда:

  • Иногда приводят список, где перечислены точки подключения проводов сигналки. Наличие таких списков говорит о том, что выполнять монтаж можно и нужно, в том числе, своими руками.
  • Если в руководстве присутствует универсальная схема, это уже неплохо.
  • Такой бренд, как Starline, приводит схему и фотоотчет по установке. Конечно, любой фотоотчет относится к определенной модели авто. И для большинства моделей подобные руководства есть.

Есть схемы, которые относятся к авто определенного бренда. Лучше ими и пользоваться:

Нужно получить несколько «кос», для чего руками разделяют жилы на сегменты. Фотоотчет , приведенный выше, иллюстрирует только принцип: на практике используют небольшое число сегментов (3-5).

Часто в разрыв кабеля требуется включать диод. Для силовой проводки подходят «обычные» диоды, но в сигнальную цепь устанавливают диоды Шоттки. Обоснование:

  • Своими внутренними сопротивлениями PN-переход вызывает падение напряжения (до 0,5 В);
  • Элементы с PN-переходами можно не подключать вообще, но тогда стоимость установки автосигнализации заметно вырастет (сборка Шоттки на 10А стоит 50 рублей).

Поговорим о монтаже реле. Для подключения этих элементов можно использовать «сокет». Но часто для повышения надежности провод приматывают к лепесткам руками:

Наш фотоотчет поясняет смысл сказанного.

Если ток, коммутируемый реле, идет в обход цепи зажигания, используйте пайку. Для подключения сигнальной проводки лучше использовать «сокеты».

Программирование

Установка автосигнализации – первый и не самый сложный этап по созданию систем охраны. За ним следует программирование. Подключения, сделанные своими руками, могут быть выполнены без ошибок. Но затем выясняется, что сигналка не воспринимает команд, подаваемых ей поворотом ключа. Так бывает, если в качестве руководства используют фотоотчет, публикуемый автовладельцами.

Для программирования иммобилайзера , установленного в авто, должен быть исправен концевик, нажатие которого отслеживается. А для сигналок роль концевика выполняет контакт «15».

В стоимость установки автосигнализации включается и стоимость настройки. Так что, выполнять ее программирование придется. Если точки подключения к модулю замка не использовались, поступают так: в обход цепи, указанной на стандартной схеме и проходящей через клемму «15», подключают провод с тумблером. Рычажок затем «перекидывают» руками , чтобы эмулировать повороты ключа.

Все же, лучше не дополнять штатные схемы своими изобретениями в виде тумблеров. Их наличие может привести к необходимости ремонта.

Набор важных требований

Корпус модуля обхода иммобилайзера обычно изготовлен из пластмассы. И это – не случайно. Такой модуль размещают вдали от металла, чтобы своими наводками они не блокировал себя сам. Интересно другое: изображение модуля, если он установлен, обычно не приводят ни в одном фотоотчете.

Подключив сигналку, запрограммируйте любую опцию и затем снимите клемму АКБ. Если настройки собьются, скорее всего, основной блок нуждается в ремонте. На видео, приведенном в завершение, демонстрируется другое. Там показано, как легко выполнить взлом сигнализации. Руководствуясь этой информацией, не допускайте ошибок выбора.

Тестирование на стойкость к взлому

Как установить сигнализацию на авто своими руками

Горячо любимый персонаж 12 стульев Остап Бендер говорил: «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения». Годы спустя соглашаться с этим утверждением становится все сложнее, так как если бы не высокая стоимость автомобилей, то и угонять бы их не стали. К сожалению, статистика угонов неумолимо растет и сегодня редко можно встретить автолюбителя, не установившего на свою машину охранную систему. Благо, сигнализаций сегодня существует огромное множество – это и обычные «пищалки», реагирующие на пинок ногой или разбитое окно и более «серьезные» комплексы, позволяющие глушить двигатель дистанционно, а также изделия, оснащенные GPS/GSM модулями. Стоимость таких систем отличается в зависимости от количества датчиков, дальности и многих других факторов. В любом случае сказать, что это дешевое удовольствие сложно. К тому же оплатить придется и специализированную установку. Не удивительно, что многие шоферы решают заняться монтажом самостоятельно.

Стоит ли самостоятельно устанавливать сигнализацию

Где можно установить сигнализацию на авто знает каждый, это может быть обычный автосервис или специализированный дилерский центр. И конечно, каждый автолюбитель, ознакомившись с расценками, приходит к выводу, что «попробовать можно и самому». С одной стороны, по мнению бывалых «водил», самопальные способы позволяют произвести установку не по отработанной схеме, известной каждому угонщику, а используя отличные от стандартов хитрости и уловки. Доля правды в этом есть, но, с другой стороны, знать следует также и то, что если вы неуверены в своих силах или вам на помощь вызвался товарищ, который также переоценил свои возможности, вы рискуете вывести из строя не только охранную систему, но и всю бортовую электронику автомобиля. Так что лучше подумать трижды перед принятием такого решения. Если вы уверены в своих силах, то в первую очередь детально изучите инструкцию и определитесь с точками подключения.

Полезно! Стоит учитывать, что некоторые производители категорически против самостоятельной установки. Например, системы Pandora можно монтировать только в дилерском центре, без этого вы просто не сможете приобрести такую охранную систему в официальном магазине.

Что нужно знать перед установкой сигнализации

Перед тем как установить сигнализацию на авто не стоит опираться на видео или советы в блогах. Благие пожелания автовладельцев – это не общие инструкции и при подключении «сигналки» на разных марках автомобилях учитываются не только тип авто, но и год его выпуска, тип и многое другое. Дело в том, что схема подключения в разных ситуациях будет отличаться. Это делается не просто так. Если все системы будут работать по одному принципу, то и взломщикам будет намного легче их обойти. Поэтому лучше всего ознакомиться со штатной проводкой именно вашего авто и инструкцией к конкретной сигнализации.

Важно! Существует множество схем подключения охранных комплексов, где цвета проводов могут отличаться от общепринятых норм. Некоторые производители создают новые схемы подключения, с которыми не могут разобраться даже опытные установщики.

Вот пример типовой схемы подключения современной сигнализации компании StarLine, модель A91.

Из схемы видно, что цветами обозначены только те провода, которые поставляются с ней в комплекте. Провода же, к которым производится подключение, а это именно они и являются проводами электрической сети автомобиля, обозначены черными линиями. Поэтому при проведении работ придется совмещать две имеющиеся схемы (схему сигнализации и схему электросети авто).

Обязательно используйте электронные измерители для «прозвона» чтобы ничего не перепутать. Применять привычную «лапочку» не рекомендуется.

Основные точки подключения сигнализации бывают следующими:

  • «+» — положительная полярность (точка расположения в замке зажигания двигателя);
  • стартер – отрицательная полярность (точка размещения в замке зажигания);
  • АСС – положительная (точка в замке зажигания);
  • зажигание – положительная (также может быть местом размещения в замке зажигания);
  • центральный замок – отрицательная;
  • двери – положительная;
  • габариты – положительная (точка расположения в переключателе габаритов);
  • тормоз – положительная (место расположения в «лягушке»).

Также лучше сразу решить, где вы разместите все датчики и сам блок автосигнализации. А также подготовить все необходимые инструменты.

Материалы и инструменты, требующиеся для установки сигнализации

Независимо от производителя выбранной охранной системы, в ее комплекте вы найдете:

  • блок управления;
  • датчики (движения, удара, открытия дверей или окон и прочие);
  • передатчик и приемник сигнала;
  • звуковое устройство;
  • набор проводов;
  • пульт дополнительного управления;
  • инструкцию.

Так как инструкция является самым главным фигурантом, без которого самостоятельная установка и ремонт сигнализации на авто будут невозможны, следует убедиться что этот документ русифицирован.

Из материалов вам понадобятся:

  • измерительный прибор (мультиметр), который лучше выбирать электронного типа, а не стрелочного;
  • дополнительная проводка, на случай если штатных проводов не хватит (а так, скорее всего, и случится);
  • темный поролон для надежной упаковки блока сигнализации;
  • качественная изолента и скотч;
  • инструменты для демонтажа различных панелей, дверей и прочих элементов;
  • торцевой ключ;
  • нож.

Дополнительные провода могут и не понадобиться, но для этого необходимо заранее определить, где вы установите блок сигнализации и остальные ее элементы, рассчитав, сколько проводки для этого потребуется.

Где лучше разместить сигнализацию в авто (общий алгоритм установки)

Тут особенно не разгуляешься, так как центральный блок лучше всего устанавливать за приборной панелью. Перед тем как его зафиксировать обмотайте его поролоном и убедитесь, что этот элемент ничего не задевает и надежно держится.

При определении места, где будет размещаться «сигналка» необходимо учесть следующие рекомендации:

  • Блок управления желательно установить в максимально труднодоступном месте за приборной панелью. Угонщики легко вычислять его местонахождение по проводам, но если этот элемент будет сложно достать, то злоумышленники не захотят тратить время.
  • Не размещайте блок управления вблизи от движущихся деталей, например, рядом с тросиками, тягами и так далее.
  • Устанавливать блок рядом с источниками тепла и влаги также не рекомендуется, поэтому обходите стороной воздухоотводы.
  • Не ставьте блок около источников приема или излучения радиоволн.
  • Если подключение к электросхеме авто будет производиться через приборную панель, то для этого потребуется дополнительная проводка.
  • При установке проводки в дверных проемах (в кузове) избежать перегибов можно с помощью резиновых проходных трубок и втулок с необходимым радиусом изгиба.
  • При установке соленоидов держитесь подальше от кнопки тяги открывания дверей.
  • Прокладывать проводку нужно по сухим местам кузова. Крепление осуществлять лучше с помощью пластиковых хомутиков.
  • Датчик удара желательно установить также за приборной панелью по центру авто или в моторном отсеке.
  • «Пищалку» рекомендуется устанавливать в электроприводе дворников.
  • Приемник сигнала приклеивается на лобовом стекле (в левом углу).
Читайте также  Как глушить ГЛОНАСС в автомобиле?

После того как все элементы охранной системы были установлены их необходимо соединить. Не забудьте подключить провода к световым устройствам автомобиля, так как они принимают активное участие в оповещении о попытке угона.

Если же вы стали счастливым обладателем сигнализации с автозапуском важно ни в коем случае не нарушить полярность. Кроме этого, GSM «сигналки» требуют большего опыта. Вы должны знать какие элементы выполняют определенные функции, разбираться в программировании таких систем и прочих нюансах. Разобраться во всех хитросплетениях охранных систем с GSM модулями непросто, поэтому стоит сперва взвесить все за и против.

В заключении

Как видите, универсальной инструкции по подключению всех сигнализаций ко всем существующим маркам авто не существует. Это не прихоть производителей и ни желание автосервисов нажиться на автолюбителях, все эти меры принимаются с одной единственной целью – максимально надежно защитить автотранспортное средство от угона. Поэтому если вам необходима установка сигнализации на авто своими руками, не руководствуйтесь только одной прочитанной статьей или заметками «бывалых». В сети существует огромное множество видео-инструкций для конкретных марок автомобиля, которые лучше посмотреть перед монтажом.

Устанавливаем охранную систему авто своими руками – особенности и основные моменты

Сигнализации для машин исполняют функцию оповещения владельца транспортного средства о проникновении посторонних личностей во внутрь авто. Они бывают разных типов, много производителей занимаются выпуском охранных систем для авто.

Если владелец машины нашёл для себя нужную охранную систему, принёс её к себе домой – это говорит, что систему необходимо устанавливать.

Автомобилист может довериться в этом вопросе профессионалам или своим близким. Но в этом нет особой необходимости, ведь инструкция по установке сигнализации всегда прилагается к охранному устройству.

Что владельцу транспортного средства нужно знать о сигнализациях

Модели охранных, автомобильных систем разных марок и видов отличаются между собой не только в плане внешнего вида и комплектации.

Каждая установка может иметь собственную схему, пользуясь которой владелец машины сможет разместить все части сигнализационной системы в правильном порядке.

Подводные камни этого процесса могут скрываться не только в схемах, а и в следующих показателях:

  • в разных сигнализациях провода одного и того же цвета могут выполнять разные функции, которые не будут являться идентичными;
  • некоторые виды сигнализации требуют больше усилий в плане установки со стороны владельца машины, ведь могут иметь дополнительные элементы, отвечающие за разные функции системы;
  • схема подключения самой сигнализационной системы может не подходить для авто определённого типа – следует выбирать охранную систему под конкретную модель машины.

Если человек учёл все особенности своего транспортного средства, рассмотрел ряд возможных усложнений для работы над монтажом и понял, что ему это под силу – установка сигнализации своими руками для него не станет проблемой.

Подготовка инструментов для произведения монтажных работ

Чтобы быстро, правильно, качественно установить сигнализацию на собственный автомобиль необходимо запастись выдержкой и силами, а ещё подготовить следующие инструменты:

  • мультиметр электрического типа – необходим для произведения измерений проводимости;
  • набор дополнительных проводов – на тот случай, если потребуется удлинение тех, что есть в комплекте с охранной системой;
  • поролон серого или чёрного цветов – используется для обмотки центрального блока;
  • качественная, желательно чёрная изоляционная лента и двухсторонний скотч;
  • торцевой ключ, набор отвёрток и нож – для произведения зачистки проводов;
  • специальные, изоляционные жгуты, в которые будет необходимо продеть провода для дополнительной защиты.

Подготовив сигнализацию с функцией автозапуска к монтировке, владелец машины может установить сигнализацию на авто за несколько часов. Желательно, чтобы под рукой были не только необходимые инструменты, а и схема, которая поможет произвести всё правильно.

Установка автомобильной охранной системы самостоятельно – в каких местах производится подключение

Автомобильные, охранные системы с автозапуском работают по одинаковому принципу и схема их установки такая же. Точки подключения сигнализации на автомобиле являются следующими:

  1. Свободные полости, которые находятся за приборной панелью.
  2. Отдел стояночного тормоза.
  3. Места запирания и отпирания дверей.
  4. Статор и поворотники.
  5. Возле датчиков открытия дверей и багажника.
  6. Возле тормозной педали и стояночного тормоза.

Все эти точки для сигнализации с автозапуском владелец машины может найти, пользуясь показателями модуля ЦЭКБС или заглянув за приборный щиток. Точки подключения сигнализаций в автомобилях большинства брендов расположены примерно в одинаковых местах.

Произведение процесса установки охранной системы своими руками

Выбрав автомобильную сигнализацию с автозапуском и обратной связью, человек должен позаботиться о её правильной установке. Общий алгоритм действий, который предполагает установка автосигнализации с обратной связью и функцией автозапуска выглядит следующим образом:

  • производится снятие приборной и рулевой панелей;
  • нижняя накладка рулевой колонки аккуратно извлекается;
  • производится установка системного блока сигнализации в скрытом мете;
  • выполняется прокладка проводов, их защита и удлинение;
  • в багажном отсеке устанавливают датчик удара и сирену;
  • подключают провода необходимых цветов, согласно тому что показывает схема, к специальным точкам на машине;
  • подключаются провода сигнализации к системе питания машины.
  • производится проверка функциональности при помощи автозапуска сигнализации с обратной связью.

Самостоятельная установка сигнализации на автомобиль требует со стороны его владельца больших усилий и запаса временного ресурса. Схема установки помогает производить каждый процесс правильно, шаг за шагом.

Поставить сигнализацию самому на машину будет легко если пользоваться инструкцией к охранной системе.

Дополнительные факты, о которых нужно помнить при монтаже сигнализации с автозапуском

Сигнализация для машин с функцией автозапуска и обратной связью требует к себе особого внимания во время установки. Каждый владелец, который хочет защитить свою машину от угона, поставив мощную автосигнализацию должен знать, что её правильная работа зависит от способа установки. Кроме того, что прописано в инструкции, человек должен руководствоваться следующими правилами:

  • нужно поставить системный блок охранной системы в место с ограниченным доступом влаги, тепла и радиационных волн;
  • для того, чтобы избежать изгиба проводов и их последующего обрыва необходимо использовать специальные резиновые трубки в качестве защитного механизма;
  • прокладка проводки должна производиться исключительно в сухих местах кузова;
  • запрещено опускать разъемы в металлические части кузова машины;
  • жгут проводов обязательно необходимо обматывать качественной изоляционной лентой.

Карты монтажа автосигнализаций присутствуют в инструкции к устройству. Если владельцу машины будет легче пользоваться схемами их интернета – это тоже хорошее решение. Сигнализации с функцией автозапуска и обратной связью самостоятельно установить удастся каждому водителю. Чтобы защитить свою машину ему нужна сама охранная система, схема по её установке и набор инструментов. Проверять функции обратной связи и автозапуска нужно сразу же после монтировки системы. Три сигнала – установка прошла неудачно. Если только один сигнал всё хорошо.

Самостоятельная установка охранной системы для машины с автозапуском и обратной связью возможна, но для этого необходимо набраться терпения и делать всё согласно правил.

Практические советы по установке сигнализации на автомобиль

Установка охранной системы требует высокой квалификации автоэлектрика. Плюс к этому нужно немало знаний и по особенностям конкретной марки автомобиля и типу сигнализации, которая устанавливается: даже опытный установщик иногда сталкивается со сложностями, что тогда говорить о любителях?

Поэтому, если речь идет не об установке дешевой «закрывалки дверей» на старые «Жигули», мы рекомендуем трезво оценить свои возможности. Речь идет о всех этапах процесса вплоть до прокладки жгутов – нет смысла тратиться на дорогую систему, если угонщик сможет ее легко обойти. Недаром появилась фраза «установщик должен мыслить, как будто он хочет угнать эту машину»: отчетливо представляя себе порядок действий при угоне, установщик сигнализации сможет лучшим образом противостоять преступным попыткам.

Если уж Вы обратились в студию или к знакомому частному мастеру, первым делом сформулируйте список требований к работе. Увы, печальная практика показывает, что в 90% случаев, отдавая машину и коробку с сигнализацией без уточнений, что и как требуется от мастера, в итоге Вы получите сигнализацию, установленную по типовой процедуре и с набором базовых возможностей, но не более.

Составляем список

Начнем с первого пункта: «где установить сигнализацию». Самый дешевый и быстрый вариант, который без уточнений наверняка выберет установщик – это пространство за приборной панелью, если же на конкретной модели автомобиля подключения можно сделать только на BCM – то сигнализацию засунут именно туда. У угонщика извлечение центрального блока займет время от 5 секунд до 1 минуты: стоит ли тогда тратить деньги?

Грешат подобным начинающие установщики и «профессионалы» — в автосалонах «штамповка» однотипных сигнализаций поставлена на поток, и угонщик, зная, где устанавливают блок сигнализации в конкретном салоне, сможет сразу понять, куда залезть после вскрытия автомобиля. Доходит до клинических случаев: автору этих строк доводилось видеть плоды «трудов» работников одного автосалона в Мытищах, где центральный блок бросали на обивку под торпедой, и извлечь его можно было простейшим пинком.

Устанавливается автосигнализация в нестандартное место, недоступное без разборки. На Renault Logan 2 она прячется за штатной двухдиновой магнитолой. При установке системы на CAN-шину «светиться» в районе ЦЭКБС и за приборной панелью не придется: все подключения делаются в жгутах центральной консоли, разобрав ее до основания. Стоимость установки сигнализации на авто это увеличит – но ведь сама машина стоит гораздо дороже.

Если Вы выбрали сигнализацию с автозапуском, обязательно оговорите с установщиком место, где закрепить обходчик. Хотя угонщики и не рвутся первым делом искать, где же в машине спрятан ключ , да и грамотный установщик ставит в обходчик только чип, установка обходчика иммобилайзера «под руками» — синоним халтурной работы. Обязательно узнайте, поддерживается ли для Вашего автомобиля бесключевой обход иммобилайзера: это позволит сохранить оба ключа работоспособными.

Современные сигнализации (StarLine, начиная с пятого поколения, большинство моделей Pandora/Pandect) поддерживают «умный» обход штатного иммобилайзера без дополнительных обходчиков. Проверьте на сайте производителя, поддерживается ли «умный обход» для Вашего автомобиля и поставьте вторую галочку в своем списке: «настроить бесключевой обход». Если Ваша сигнализация неспособна осуществить бесключевой обход иммобилайзера, проверьте возможность установки внешнего бесключевого обходчика наподобие Fortin F2.

Видео: Установка сигнализации — теория доступным языком.

Что касается контроля работы двигателя, то нормально работать автозапуск будет только в двух случаях – с контролем по CAN-шине (проверьте, поддерживает ли Ваша сигнализация это на Вашей машине) или по тахосигналу. Исключение – разве что старые дизельные автомобили с механическим ТНВД, где ни того, ни другого нет, и придется настраивать тахометрический контроль по генератору.

Отдельная статья – подключение блокировок. Часто слышишь: зачем их подключать, если машину все равно угонят? Угнать-то можно любую машину, но за разное время. И тут грамотно подключенные блокирующие цепи (если Вашу сигнализацию нельзя просто вскрыть кодграббером) способны серьезно увеличить затраты времени, которое потребуется угонщику – а, если речь не идет об эксклюзивной машине, ему проще повторить попытку с другой.

В свое время к нам на работу за неделю притащили два серебристых «Дастера», которые оба отказались заводиться с утра. У обоих при включении зажигания начинал быстро моргать контрольный индикатор иммобилайзера, указывая, что ключ не распознается. При проверке обнаруживалось, что в память иммобилайзера прописан вместо двух штатных только один ключ – а это указывало на то, что кто-то уже успел проникнуть в машину и переобучить штатный иммобилайзер. Только при пристальном осмотре мы обнаружили следы вскрытия замков. Однако обе эти машины не угнали – помогли противоугонные устройства, с которыми угонщики решили не тратить зря время (подобное происходит при работе вдвоем: один занят перепрограммированием иммобилайзера, второй запускает двигатель, одиночка бы сначала занялся замком зажигания и блокировками). Но мы не удивились, когда узнали, что в воскресенье у нас таки угнали «Дастер», и , естественно, серебристый – на нем противоугонной системы не стояло.

Читайте также  Как подключить ГЛОНАСС на автомобиле?

Поэтому как минимум подключайте релейные блокировки – хотя бы одно внешнее реле в комплекте сигнализации есть. Нет смысла ставить блокировку на типовые цепи:

  • На общий провод зажигания, питание ЭБУ впрыска: «лечится» перемычкой за секунды. О блокировке стартера даже не говорим: достаточно залезть с отверткой под капот.
  • На питание бензонасоса: вновь обходится перемычкой или даже небольшим аккумулятором с «быстрыми» клеммами, подключаемыми прямо на разъем бензонасоса.

Грамотная блокировка не должна себя выдавать, качественно имитируя неисправность автомобиля. Можно разорвать цепь датчика положения коленвала. Релейные блокировки обязательно выполняются по нормально разомкнутой схеме – контакты реле соединяют цепь только тогда, когда зажигание включено на автомобиле, снятом с охраны. Если реле подключить по нормально замкнутой схеме, то оно разрывает цепь только при срабатывании тревоги – угонщику даже не придется искать это реле, достаточно оборвать управляющий им провод, и контакты вернутся в замкнутое положение.

Если сигнализация поддерживает блокировку по CAN-шине, обязательно укажите установщику на необходимость активирования этой функции. Такой вариант блокировки – один из самых надежных, поскольку работает вплоть до отключения сигнализации от шины, а, как мы уже писали выше, спрятана сигнализация должна быть надежно. Тратить время на поиск внешних блокировок угонщик будет зря.

Вспомогательные функции стоит активировать, опять-таки проверяя, возможно ли это вообще с Вашей машиной и конкретной сигнализацией. В этом плане удобно ставить сигнализации StarLine по CAN-шине: зайдите на портал can.starline.ru и выберите модель сигнализации, чтобы увидеть список поддерживаемых функций. Уже из этого списка и выбирайте.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Доверяй, но проверяй

Итак, установщик завершил работу, и пора ее принять. Даже если это делал известный мастер – стоит проверить все сразу, у всех бывают ошибки. Автор этих строк однажды умудрился врезать блокировку на питание подушек безопасности, обсчитавшись в жгуте абсолютно одинаковых желтых проводов. Если же сигнализация все же ставилась в автосалоне или в «ара-сервисе», то контроль обязателен.

Пойдем по шагам:

  1. Проверить контроль всех концевиков дверей, багажника, капота. Двери открывайте по очереди – на многих автомобилях провода от концевиков дверей не запараллелены, и встречаются плоды работ «мастеров», где сигнализация контролирует только водительскую дверь.
  2. Контролируем работу блокировок: ставим машину на охрану, открываем дверь с ключа и пытаемся завести. Бензонасос должен отработать штатно, все цепи, включающиеся вместе с зажиганием – заработать. Допускается только загорание «Check Engine» на приборной панели. Мотор завестись не должен.
  3. Проверяем центральный замок, если на машине не было штатного и ставились дополнительные приводы. Внимательно смотрим на поведение тяг блокировки: они должны при запирании и отпирании совершать полный ход, если же тяга не доходит до крайнего положения даже немного (совершая характерное движение вперед-назад на миллиметр в конце хода), то привода настраивайте заново, даже если сейчас все работает: спустя некоторое время начнутся проблемы.
  4. Если устанавливался автозапуск – проверяем, работают ли оба ключа (делайте паузу в 10-20 секунд между использованием разных ключей: иммобилайзер может активироваться с задержкой, и сразу после выключения зажигания заново заведет мотор даже «болванка»). Далее испытываем, как машина заводится и глушится с брелока. Обратите внимание на то, выключаются ли все цепи после глушения машины – при ошибках в установке может не «засыпать» магнитола. Двойной щелчок дверных замков после глушения мотора пугать не должен – это отрабатывает имитация выхода водителя, таким образом и заставляют машину «заснуть».
  5. Проверяем автопостановку и автовозврат сигнализации на охрану: сначала снимите машину с охраны и не предпринимайте никаких действий. Через 10-15 секунд автомобиль должен самостоятельно запереться и встать на охрану. Повторите те же действия, но после снятия с охраны открыв и закрыв дверь – встать на охрану машина не должна. Иначе однажды она у Вас закроется с ключами внутри – по закону подлости если что-то может случиться, то оно произойдет в самое неподходящее время.
  6. Проверяем вспомогательные функции: контроль температуры в салоне и температуры двигателя (если Ваша сигнализация это поддерживает), автоскладывание зеркал и так далее.
  7. Обязательно спрашиваем, где установлена сервисная кнопка Valet. Она еще пригодится – самостоятельно установите секретный код аварийного отключения (на примере StarLine A93 мы об этом уже писали), не оставляйте код по умолчанию.

Все в порядке? Можно ехать домой.

Видео: Тест автосигнализаций на электронный взлом

Как установить сигнализацию самостоятельно

Как самому установить и подключить автосигнализацию?

Установка систем охраны автомобиля на объект собственноручно считается прерогативой специализированных сервисов, автолюбители крайне редко и неохотно берутся за эту ответственную процедуру, не имея на то необходимого опыта. Однако развитие информационного пространства вкупе с изобилием технической и технологической информации, иллюстрирующей процесс, значительно упрощают процедуру. На поверку монтаж комплекса автомобильной безопасности в машину оказывается не таким уж и сложным.

Устройство и принцип работы автосигнализации

Вся работа автосигнализации может быть представлена, как комплекс сенсоров, расположенных по периметру и в объеме охраняемого объекта. Несанкционированное воздействие на электронные датчики комплекса приводит к включению тревожной сирены.

Любая система автомобильной безопасности в базе состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

  • Контроллер (блок управления) сигнализации;
  • Ударные, объемные датчики, приборы контроля наклона транспортного средства, концевики (выключатели контактов) дверей, капота и багажника автомобиля;
  • Дополнительная батарея, позволяющая системе получать питание и оставаться в рабочем состоянии даже при отключении или полной разрядке основного аккумулятора;
  • Приемопередатчик (трансивер) устройства, обеспечивающий беспроводную связь контроллера с управляющим брелоком;
  • Тревожный динамик (сирена).

Особенности установки автосигнализации

Некоторые тонкости внедрения электронного сторожа в электронную конфигурацию автомобильного оснащения имеют прямую зависимость от сложности выбранной сигнализации. Устройства, обеспечивающие сохранность имущества, делятся на следующие условные категории:

  • Простейшие;
  • Сигнализации с обратной связью;
  • Автосигнализации с блоком GSM.

В зависимости от типа устройства существуют особенности его монтажа и подключения. Фактически тонкости в установке той или иной охранной системы напрямую зависят от технических возможностей комплекса. Нужно четко определиться с местами установки компонентов электронного сторожа с точки зрения скрытности и возможностей свободного прохождения радиосигналов между контроллером и коммуникатором. Датчики охраны тоже должны быть расположены по условному алгоритму, позволяющему полностью задействовать их возможности.

Инструменты и материалы

Установить автосигнализацию можно, используя минимальный набор инструментов:

  • Мультиметр для измерения опорного напряжения и прозвона электрических цепей автомобиля;
  • Набор отверток;
  • Паяльник;
  • Малая трещотка с головками;
  • Экстрактор для снятия салонных панелей с посадочных мест;
  • Пассатижи, нож.

Кроме того понадобятся расходные материалы:

  • Изоляционная лента;
  • Уплотнительный материал;
  • Кембрики для изоляции соединений проводов;
  • Пластиковые хомуты для крепления магистралей.

Как определить место установки устройства в машине

Блок управления автосигнализацией должен быть размещен в труднодоступном месте. Чаще всего для монтажа контроллера используются ниши под торпедо автомобиля. Однако следует обратить внимание на то, что размещение контроллера должно быть удалено от отопителя автомобиля, чтобы воздействие радиатора печки не влияло на работу датчика температуры внутрисалонного пространства. Кроме того блок управления должен быть удален не менее чем на 5 см. от датчиков дождя и освещенности.

Трансивер системы не должен устанавливаться за экранирующими частями кузова машины, дабы не нарушалась чистота сигнала при взаимодействии с коммуникатором устройства. Приемопередатчик не может быть размещен за тонировкой или солцезащитной полосой, которые значительно снижают радиус распространения сигнала трансивера.

Светодиод системы может располагаться в любом месте салона. Нужно только чтобы он был виден самому водителю на удалении от машины.

Динамик сирены является основным сигнализатором электронного сторожа в случаях неправомерных попыток проникновения на охраняемый объект. При его установке нужно соблюдать следующие условия:

  • Для предотвращения возможного проникновения влаги, раструб динамика направляется вниз;
  • Провода, соединяющие сирену с контроллером системы, прокладываются таким образом, чтобы исключить их доступность из-под машины;
  • Динамик размещается вдали в подкапотном пространстве вдали от частей мотора, подверженных значительному нагреву в процессе эксплуатации;
  • При монтаже автономки следует ввести в цепь дополнительный предохранитель, расположить компонент таким образом, чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к замочной скважине ее отключения.

Датчик температуры двигателя крепится пластиковым хомутом к патрубку системы охлаждения малого круга мотора. Либо, во втором варианте, датчик может быть установлен, при помощи имеющегося крепления, на блоке силового агрегата со стороны впускного коллектора.

Пошаговая инструкция по установке сигнализации

Определившись с местами установки компонентов системы, переходят к их соединению посредством электрических проводов с соблюдением полярности подключения.

  • К габаритам или сигналам поворота;
  • Стеклоподъемникам (если такая опция предусмотрена конструкцией);
  • Центральному электронному замку. Если устройство не предусмотрено конструкцией автомобиля, его необходимо установить дополнительно.

Самостоятельная установка сигналки придает дополнительное удовольствие владению транспортным средством. Но перед монтажом, даже будучи полностью уверенным в своих силах и способностях, владельцу следует внимательно изучить инструкцию по установке и принципиальные схемы подключения составляющих комплекса к системному блоку управления.

Световая сигнализация

Подключение осуществляется к проводам, расположенным на панели под переключателем режимов работы головного освещения либо через подсоединение проводки к управляющему пину в реле поворотов.

Центральный замок

К центральному блокиратору дверей машины подключаются через отрицательный провод непосредственно на блоке управления электроникой замка. Он расположен, как правило, под обшивкой водительской двери транспортного средства.

Концевые выключатели

Введение в систему электронной безопасности происходит с соблюдением отрицательной полярности. Провода протягиваются к каждому концевику дверей автомобиля, крышке багажника и капота. Важно уделить внимание прокладке проводов таким образом, чтобы они не повреждались при открытии/закрытии элементов кузова, места сгиба усилить резиновыми трубками подходящего диаметра.

Звуковая сигнализация и датчики

Соединяются с контроллером отдельными проводами.

Как отрегулировать датчик удара?

Настройка датчика удара производится вращением регулировочного винта, соответствующего порогу предупреждения по ходу часовой, либо против хода часовой стрелки. Для регулировки рядом с винтами нанесено направление уменьшения либо увеличения чувствительности сенсора, отмеченное значками «+» и «-». Панель регулировки датчика удара оборудована зеленым и красным светодиодами, сигнализирующими о нарушении первой или второй ступени охраны.

В начале установки требуемого уровня тонкой плоской отверткой снижают чувствительность датчика до минимального значения. Затем немного повышают уровень восприятия, закрывают двери автомобиля и наносят легкий удар по корпусу в области средней стойки кузова. Сирена должна издать короткий предупредительный окрик. В том случае, если для инициации сигнала необходим слишком сильный толчок, соответствующим винтом повышают уровень чувствительности и повторно его тестируют.

Второй порог безопасности настраивается аналогичным образом с той только разницей, что для его срабатывания нужен гораздо более сильный удар по кузову.

Монтаж контактной группы реле

Проводится в цепь управление работой топливного насоса. Если комплекс опознал несанкционированное проникновение на объект, работа топливного насоса блокируется, и возможность запуска двигателя исключается в принципе.

Доводчики стёкол

Для того чтобы стекла закрывались в автоматическом режиме при постановке автомобиля на охрану используются специальные устройства, именуемые доводчиками стекол. Подключение их производится в соответствии с прилагаемым руководством, и установка может быть осуществлена самостоятельно. Использование дополнительной проводки, как и ее прокладка не нужна, блок доводчиков находится под обшивкой водительской двери в максимально возможной близости к блоку управления стеклоподъемниками.

Читайте также  Что такое свап в автомобиле?

Светодиод и кнопка Valet

Активация светодиода сигнализирующего о постановке или снятии с охраны машины или сервисной кнопки Valet не вызывает осложнений, но важно их правильное размещение внутри салона. Что касается светодиода, то расположить его можно где угодно владельцу с тем условием, чтобы он свободно просматривался водителем при покидании салона. Состояние комплекса безопасности должно просматриваться с некоторого расстояния от объекта.

Сервисная клавиша служит для аварийного отключения автосигнализации и внесения программных изменений в настройки комплекса. Устанавливается в зависимости от пожелания владельца. Но место установки, в силу особенностей сервисного режима, должно быть скрытым от свободного доступа каждого желающего. О месте установки кнопки должен знать только владелец транспортного средства.

Особенности подключения сигнализации с автозапуском

Поставить самостоятельно сигналку с автозапуском возможно, но процесс будет сопряжен с некоторыми трудностями, которые неопытному монтажнику преодолеть может быть затруднительно.

Перед тем как ставить устройство, нужно приготовиться к тому, что возможен конфликт штатной сигналки с автозапуском мотора. В том случае, если предусмотрена схема с обходом установленного заводом иммобилизатора, сложности возникают редко, однако и при такой ситуации могут проявиться неприятные нюансы.

В момент автоматического пуска двигателя, сигнализация отключается. Возникает благоприятный момент для угона автомобиля. Во избежание противоправных посягательств, электронный охранник может дополнительно оснащаться датчиками движения вблизи автомобиля, радиус восприятия которых может быть разным. Их наличие создают дополнительную уверенность в сохранности имущества, однако сенсоры часто реагируют на пробегающих мимо собак, котов или на мирных прохожих, добавляя неприятные ощущения хозяину машины.

Исполнительные механизмы, которые запитаны в комплекс автоматического пуска включают в себя:

  • Замок зажигания:
  • Концевики дверей, крышки багажного отделения и капота;
  • Управление стартером;
  • Педаль газа;
  • Селектор КПП;
  • Педаль тормоза;
  • Рычаг управления стояночной тормозной системой;
  • Отдельные сенсоры могут устанавливаться на каждом колесе автомобиля.

Устанавливаем сигнализацию на автомобиль самостоятельно

Характеристика типов сигнализаций для авто и схема монтажа

С целью снижения риска кражи собственного авто большая часть владельцев устанавливает сигнализацию. Звуковое оповещение, которое издает машина, когда возрастает угроза проникновения в салон, отпугивает потенциальных угонщиков. Данная дополнительная опция стоит на порядок ниже, чем сам автомобиль.

На стадии производства современные средства передвижения оснащаются, как правило, минимальным набором свойств, отвечающих за безопасность водителя. Однако они не способны обеспечить в полной мере стопроцентную защиту от проникновения в салон, снятия колес и т.д. Чтобы снизить вероятность угона, целесообразнее поставить сигнализацию, обладающую расширенными функциями.

Правила выбора сигнализации

Перед тем как проводить инсталляцию, необходимо определиться, какие показатели защиты имеют первостепенное значение. Во-первых, следует обратить внимание на радиус охвата сигнала, наличие автоблокировки, автограбера, антисканера и других опций в приобретаемой сигнализации. К примеру, антисканер – это устройство, которое выдает помехи, если существует угроза перехвата команды от оригинального дистанционного ключа. По мере развития технологий угонщики научились получать доступ к авто не только с помощью грубой силы, но и другими хитрыми методами.

Сигнализирующие устройства отличаются по стоимости. Не стоит гнаться за самым дешевым вариантом. Сначала лучше изучить отзывы автомобилистов, сравнить производственные характеристики и функции. Даже в салонах не готовы дать вразумительного ответа, какую из сигнализаций выгоднее установить. Идеальным решением будет найти опытного специалиста, который знает толк в подобных устройствах.

Способы установки системы

Конструкция сигнализации предполагает размещение внутри автомобиля различных проводов, датчиков и динамиков. Если у владельца нет возможности и желания заниматься таким скрупулёзным и ответственным делом, проще обратиться в СТО, где мастера гарантированно подключат все необходимые элементы и наладят работу системы. Некоторые автовладельцы идут другим путем и монтируют сигнализацию самостоятельно, сэкономив при этом значительную часть средств на установке.

Прокладку кабелей и подключение оборудования можно выполнить своими силами, если заказчик услуги хотя бы минимально разбирается в машинах. К тому же, кроме покупки сигнализации не понадобится прибегать к другим затратам.

Особенности сборки

  1. Чтобы собственноручно монтировать звуковое оповещение, изучают изначально документы: технические паспорта авто и подключаемого устройства.
  2. Далее разбираются с разводкой проводов. Неправильная прокладка кабелей способна привести к тому, что придется разбирать салон и откручивать главные панели.
  3. Выбрать наиболее оптимальные узлы соединений для будущей инсталляции. Зачастую сигнализирующее оборудование размещают поблизости с предохранителями. Эта схема монтажа дает ряд преимуществ:
  • доступность системы;
  • безопасность и долговечность установки.

Кроме того риск возникновения проблем с коммутацией существенно сокращается, а процесс установки идет быстрее.

Перечень необходимого инструмента для монтажа

В связи с тем, что сигнализации обладают разным набором функций и входящих элементов, не существует общего списка инструмента, который точно понадобится при установке. Однако в большинстве случаев лучше иметь под рукой:

  • крестовую отвертку;
  • гаечный ключ на 10;
  • острый нож для срезания участка изоляции с проводов;
  • прочную изоленту или скотч;
  • мультиметр;
  • кусок поролона, чтобы обернуть основной блок.

О прочих комплектующих позаботился производитель. Они находятся в коробке.

Порядок установки сигнализации

  1. Начинают сборку с подключения системы подачи звука, затем выполняют коммутацию ЦЗ и прикручивают кабели к клеммам. Таким же образом поступают с поворотниками, которые являются частью всей установки;
  2. Присоединяют провода, отвечающие за подачу тока в механизм, с учетом правил полярности. В противном случае устройство легко выйдет из строя. В качестве помощника используют мультиметр или вольтметр. Если похожих инструментов нет в наличие, берут обычную индикационную отвертку;
  3. Приступают к подключению массы специальным кабелем, расположенным на корпусе авто, болтами М6 или М8, после перекидывают два провода от центрального узла к замку зажигания;
  4. Устанавливают передатчик для пульта управления. Его помещают на брелке для ключей или лобовом стекле. Чтобы избежать наводки и ложного оповещения, узлы рекомендуется прокладывать по отдельности. Если пренебречь данным пунктом, машина начнет систематически «завывать» в самый неподходящий момент. Сверху на стекле, учитывая расстояние не менее 2 см от корпуса, закрепляют светодиод;
  5. Заканчивают монтаж датчиком удара. Сенсор прячут с помощью скотча под приборную панель.

Завершающий этап сборки сигнализации

Наиболее значимая часть любой сигнализации – это динамик для звукового предупреждения, который монтируется под дворниками. Чтобы вставить датчик, дворники предварительно снимают. Провода прокладывают по намеченным трассам, т.е. новая пара кабелей должна проходить рядом с уже установленной системой. Механизм собирают заново, проверяя по ходу работоспособность противодождевой опции.

Немаловажным считается роль концевика. Механизм размещают под капотом над левой фарой. Задача концевика заключается в контролировании состояния двигателя, когда сигнализация активна. Например, если похититель попытается вскрыть машину с боку двигателя, произойдет размыкание, и включится динамик.

Устройство работает правильно лишь в том случае, когда двигатель и сигнализация взаимодействуют одновременно. Поэтому подключают контактную группу к блоку управления бензонасосом. Как только реагирует охранное оповещение, активируется реле. В результате нужный контакт размыкается. Следовательно, если сигнализация включена, насос не запустится, и автомобиль не сдвинется с места.

Дорогостоящие иномарки оснащаются зачастую системой резервирования сигнализации – дополнительной функцией, позволяющей свести риск угона практически к нулю. Поскольку услуга считается крайне затратной, она пока не нашла особого спроса.

Самостоятельная установка сигнализации считается задачей вполне выполнимой. Трудности иногда возникают на стадии проверки правильности подключения проводов, поэтому важно читать инструкцию, прилагаемую производителями сигнализаций, и изучить паспорт авто. Если под руками есть мультиметр, процесс займет всего несколько часов. К тому же, автолюбителю удастся приобрести дополнительные навыки, которые пригодятся в дальнейшем обслуживании собственного транспорта, и сэкономить на поездке в СТО.

Читайте также

В каком банке лучше взять кредит

Автомобиль достаточно дорогая покупка и очень часто для его приобретения привлекают заемные средства. В настоящее время автопроизводители и их дилеры для стимулирования продаж автомобилей активно сотрудничают с банками с целью утверждения наиболее выгодных программ кредитования для своих покупателей.

Расшифровка маркировки стекол на автомобиле

Практически все детали на автомобиле имеют свою особую маркировку, двигатель, кузов, детали подвески. Автомобильные стекла не являются исключением.

Особенности выкупа битого авто

Практически все автовладельцы хотя бы раз попадали в мелкую аварию. Перед покупкой авто нет никакой уверенности в том, что машина будет всегда оставаться в первоначальном состоянии. Более того, это невозможно.

Как узнать прошлое своего «железного коня»

Покупая подержаное авто можно ощутить как радость, так и разочарование, скрытое предыдущими владельцами. Прошлое автомобилей может хранить в себе страшные секреты, которые для будущего владельца станут настоящими проблемами.

Как осуществить выгодную продажу битого автомобиля? Полезные рекомендации по продаже автомобиля после ДТП

Многим автомобилистам знакомы ситуации, связанные с аварией, проблемами с ГАИ, а затем, с разбитой машиной. Тем не менее, жизнь не заканчивается и надо думать, как все уладить. Конечно же, имеет место тяжкий стресс, финансовые потери, но, если смотреть на эти вещи по-другому, то можно заключить, что вам повезло, и вы вообще живы.

С завязанными глазами нельзя!? Самые чудные автомобильные законы США

Наверняка, любой человек, столкнувшись с американским законодательством, удивляется всей необычности зарубежных постулатов. Да вспомнить хотя бы интересный случай, произошедший с нашим парнягой в баре Юты. Ему отказали в двойной порции виски. Официант заявил «вы имеете право требовать одиночные стаканчики с виски, но double-скотч увы незаконен в нашем штате».

Ладно вискарь, это ещё можно понять, как предостережение для поддатого гражданина. Но бывают и более галлюциногенные ситуации, возникающие в округах, штатах и иных областях, подчиненных индивидуальным законам. Особенно необычны правила дорожного движения в штатах. Даже КВНщики до такого вряд ли когда-то додумаются. Давно хотелось поведать про каверзные законы и вот руки наконец-то дошли.

Что такое система Трейд-ин, положительные и отрицательные стороны

Фактически каждый водитель, совершает одинаковые действия при замене своего старого авто на новое. Они подготавливают свой автомобиль, а затем ставят его на продажу.

Как скрутить электронный спидометр

Как можно скрутить электронный спидометр и стоит ли это делать

Новейшие автомобили снабжаются, чаще всего, электронными средствами, это касается и спидометров. Без наличия компьютера становится сложно держать свой автомобиль в полном порядке и заниматься его обслуживанием. Использование электронных приборов добавило некоторые проблемы любителям авто. Многие граждане задаются вопросом: возможно ли скрутить спидометр, если это необходимо, и можно ли обнаружить как-нибудь измененный пробег?

Как слить топливо из бензобака: тонкости процесса

Как правильно слить топливо из бензобака

Особых навыков для наполнения бензобака топливом не требуется. Однако иногда возникают обстоятельства, при которых необходимо осуществить слив продукта, и вот тогда начинаются проблемы, особенно если маневр нужно совершить быстро. Существуют разные способы для освобождения бака. Каждый автолюбитель должен быть в курсе проведения данной манипуляции.

«Пинается» автоматическая коробка передач: что делать?

Автоматическая коробка передач стала пинаться? Попробуем с этим разобраться

Число транспортных средств с автоматической трансмиссией растёт с каждым днём. Медленно, но верно они постепенно вытесняют автомобили с механической коробкой передач. Безусловно, езда на транспорте с АКПП более комфортней, но автомат менее надежный, если сравнивать его с механикой. Во время эксплуатации автомобиля с автоматической трансмиссией нередко возникают некоторые трудности, которые можно объяснить неправильной эксплуатацией либо не своевременным техническим обслуживанием. К примеру, если автомат пинается, то это означает, что необходимо заменить масло в коробке передач.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: