Как проверить шаровую опору на автомобиле?

Как проверить шаровую опору

Зачастую вопросом Как проверить шаровую опору водитель задается лишь услышав стуки в подвеске своего автомобиля. Первое что приходит в голову, это уставшая опора которая и издает стуки при езде. Запускать с проверкой данной детали не стоит, ведь последствия обрыва достаточно печальные как для автомобиля так и для водителя. Особенно если случиться это на очень высокой скорости. Как известно, её обрывает и колесо уходит в сторону, автомобиль ложится на бок. В таком случае, если скорость была низкой, страдает только крыло. На больших скоростях, последствия невообразимо большие.

Как узнать что вышла из строя шаровая

Понять это можно по нескольким главным признакам не выходя из салона автомобиля. Профессиональный водитель почувствует неладное прямо в движении и переезде через лежачие полицейские.

Во-первых, при переезде каких-либо препятствий на дороге, возникает стук из нижней части подвески. Опустив стекло автомобиля его будет четко слышно в салоне. Происходит это из-за увеличения зазора между пальцем и корпусом в результате износа.

Во-вторых, вы услышите неприятный скрип, доносящийся с того же места. Возникает он в следствии полного отсутствия смазки в данной детали. Метал трется насухо об металл и создает неприятные звуки. Зачастую это происходит если рвётся пыльник и смазка вытисняется на ружу. Такая же проблема может присутствовать и на новой шаровой, если её не смазали с завода.

Так же, на большой скорости, колесо может болтаться со стороны в сторону, что вызовет биение которое сложно не услышать. Таким образом одна вышедшая из строя шаровая может потянуть за собой другие детали подвески.

А когда опора уже изнашивается до критичного состояния, колесо меняет свой угол на несколько градусов. Это приведет к сильному и неравномерному износу покрышки.

Типы шаровых опор

На разных машинах по их потребностях ставят разные типы шаровых.

На однорычажной или так называемой подвеске “Макферсон” устанавливается всего одна опора. Она сконструирована таким образом, что для правильно работы требуется один рычаг снизу. В этом рычаге и устанавливают опору.

Так же, существуют и многорычажные подвески. Она подразумевает, что в подвеске установлено более одного рычага, а значит и шаровых будет больше. Такой тип подвески проверить намного сложнее, что и вызывает затруднения у большинства.

Как проверить шаровую опору

Перед проверкой на люфты и стуки осмотрите пыльник на целостность. Если он порван, и смазка внутри него не наблюдается, проверять бесполезно. Её срочно нужно снимать и смотреть по месту, если износ сильный под замену. Если пыльник порвался недавно, смазываем, меняем резинку и ставим обратно.

Проверить опору можно множеством разных способов. Интернет, в частности хостинг ютуб переполнен знатоками как проверить шаровую. Мы расскажем два самых эффективных и проверенных годами. Для первого метода нам понадобится подъемник и монтировка. Но если возможности заехать на подъемник нету можно воспользоваться вторым способом. Проверка с ямы при помощи домкрата и той же монтировки. Если даже яму не получится найти, можно проверить и без неё, но прийдется запачкаться.

Как проверить опору с подъемника

Вывешиваем автомобиль так, что бы вы могли под него зайти. Берем в руки монтировку не большого диаметра и приступаем к проверке. Осторожно, что бы не повредить резиновые изделия, заводим монтажку между рычагом и поворотным кулаком. Далее начинаем раскачивать и случать наличие в нем стуков. Даже визуально будет видно когда опора относительно рычага будет ходить вниз и вверх.

Как проверить опору со смотровой ямы

Весь процесс диагностики точно такой же и ничем не отличается. Но, тут есть одно но, сторону на которой вы планируете проверять шаровую нужно вывесить домкратом. Можно поднять сразу две стороны и поставить их на упоры для большего удобства.

Видео


Как проверить шаровую опору

    108 6 152k

Вопрос как проверить шаровую опору может волновать как при появлении симптомов ее неисправности, так и элементарно при покупке новой. Существует три основных метода проверки исправности — без вывешивания колес, с поддомкрачиванием машины и при помощи подъемника, на котором поднимают автомобиль (обычно используют в автосервисе). Также проверка зависит от типа шаровой опоры — однорычажная (другое название подвеска Макферсона) и многорычажная. Кроме того выделяют нижнюю и верхнюю опоры. Несмотря на разнообразие, методы проверки во многом схожи, и доступны практически любому автовладельцу, имеющему элементарные навыки выполнения ремонтных работ в автомобиле.

Как понять что шаровая разбита

Понять что нужна проверка шаровой опоры можно по одному из четырех главных признаков:

  • появление стука, исходящего от передних колес, во время езды по неровностям, особенно на большой скорости;
  • виляние авто со стороны в сторону при прямолинейном движении по дороге;
  • шаровая скрипит при повороте руля в одну или другую сторону;
  • передние покрышки имеют неравномерный износ, в частности, больше изнашивается то колесо, где установлена проблемная шаровая, а сам износ больше на внутренней поверхности покрышки.

При появлении хотя бы одного из перечисленных признаков рекомендуется выполнить проверку элементов подвески автомобиля, в том числе шаровых опор. И желательно сделать это как можно раньше, чтобы, во-первых, сэкономить на ремонте, а во-вторых, обезопасить себя и пассажиров во время движения, поскольку неисправная шаровая опора несет в себе потенциальную угрозу.

Методы проверки шаровой опоры

Существует 3 основных метода, позволяющих автовладельцу самому проверить состояние шаровой автомобиля. Первый и самый простой — не снимая колеса и даже не поддомкрачивая машину. Второй — с использованием домкрата (нужно вывешивать колеса поочередно). Третий — с использованием подъемника. Такой метод доступен правда лишь в условиях СТО, но подобный метод диагностики дает самый точный ответ на вопрос о состоянии шаровой опоры автомобиля. Также методы проверки отличаются в зависимости от того, к какому типу относится шаровая — однорычажному или многорычажному. Так что рассмотрим более детально исправность шаровой без подъемника ориентируясь лишь стук, люфт и степень износа по тому как шар болтается в корпусе.

Типы шаровых опор

Выбор метода проверки зависит от типа используемых в автомобиле шаровых опор. Как указывалось выше, они бывают двух типов, в частности:

  • Однорычажная или типа Макферсон. Конструкция выполнена таким образом, что в верхней части колесо и его ступица держится на стойке, и вместе с этим снизу опирается на рычаг, с которым контактирует шаровая опора. Такая конструкция используется в большинстве обычных бюджетных автомобилей и чаще всего описывается проверка именно такого типа устройства.
  • Многорычажная. Здесь конструкция предполагает наличие двух рычагов — верхнего и нижнего, к которым прикреплен поворотный кулак. В соответствии с тем, что рычагов два, то и шарниров имеется два, по одному с каждой стороны.

Как проверить шаровую опору без подъемника

Далее рассмотрим по порядку алгоритм поиска износа шаровых различных типов, что правда зачастую методы их проверки во многом схожи, соответственно, их можно использовать для разных типов шаровых шарниров.

Как проверить верхнюю шаровую на машине

Для проверки исправности верхней многорычажной шаровой опоры необходимо следовать по следующему алгоритму (он даст возможность проверить люфт):

  • Машину необходимо установить на ровную площадку и установить на ручной тормоз.
  • Попросите помощника сесть на место водителя и нажать на педаль тормоза. Вместо помощника можно зафиксировать педаль тормоза с помощью подручных средств (тяжелого предмета, упертой в педаль монтировки). Фиксация тормоза исключает возможное появление люфта ступичного подшипника при его наличии.
  • Возьмитесь руками за верхнюю часть колеса и раскачивайте его в направлении, перпендикулярном движению машины, то есть, от себе/к себе.

Проверка верхней шаровой

Если в верхнем шарнире на опоре имеется люфт, то в процессе описанной проверки он будет четко ощущаться. Также при этом возможно будут слышны щелчки или скрипы, исходящие из шаровой опоры. Однако зачастую такая проверка подходит лишь в случае значительного износа, на начальном этапе подобный алгоритм может не дать результата.

Поэтому для проверки лучше воспользоваться домкратом. Алгоритм будет тот же самый, однако отличие будет состоять в том, что раскачивать нужно не только верхнюю часть колеса, но и нижнюю, и боковые. В частности, можно взяться одной рукой за верхнюю часть колеса, а другой — за нижнюю. Далее раскачивать колесо в вертикальной плоскости. Аналогичную проверку можно выполнить, если одной рукой взяться за левую часть колеса, а другой за правую. Раскачивать колесо в этом случае надо в горизонтальной плоскости. Если имеют место люфт и «нездоровые» скрипящие звуки, то необходимо заменить опору на новую. Кот такие простые действия помогут проверить шаровые не снимая и без подъемника.

Как проверить исправность нижней шаровой

Проверить нижние шаровые можно так само как и в случае с верхними, но результат будет намного эффективнее если задействовать монтировку и установить машину на эстакаде или подъемнике. Нужно просовывать монтажку между цапфой и рычагом, чтобы разгрузить шаровую опору и проверить возможность ее движения. Приведенные ниже методы проверки подходят для проверки однорычажной системы.

Проверка нижних шаровых на подъемнике

Проверка шаровой видео инструкция

Так, для проверки нижней шаровой в однорычажной системе подвески необходимо использовать домкрат и монтировку. Машину желательно загнать на эстакаду (смотровую яму) либо на подъемник с тем, чтобы было удобнее выполнять диагностику. Алгоритм проверки в данном случае будет следующим:

  • Установить машину на эстакаду (с установкой на ручной тормоз) либо на подъемник.
  • Если используется смотровая яма или эстакада, то необходимо воспользоваться домкратом, в частности, вывесить то колесо, опора которого проверяется. Подъемник с машиной, естественно, нужно поднять до удобной высоты.
  • Аккуратно, таким образом, чтобы не порвать пыльник (его тоже нужно будет проверить) заложить плоский конец монтировки между проушиной поворотного кулака (цапфа) и рычагом опоры.
  • Далее нужно аккуратно покачать монтировкой вверх и вниз таким образом, чтобы разгрузить и вновь загрузить проверяемый шарнир. То есть, шаровой палец будет двигаться в вертикальном направлении.
  • Если шарнир исправен — люфта под монтировкой быть не должно. Если он есть — его сразу будет видно на глаз и даже ощущаться на ощупь. Наличие люфта — прямое указание на то, что шаровая опора пришла в негодность и требует замены.
Читайте также  Что такое траверса в автомобиле?

Проверка нижней шаровой опоры на машине без подъемника

Метод проверки шаровой без подъемника можно осуществить с помощью дополнительного упора, наподобие пенька, способного выдержать массу автомобиля либо подобной конструкции.

Так, вначале надо поддомкратить испытуемое колесо, после чего под шаровую поместить упор таким образом, чтобы нагрузить шаровую опору. Если она находится в относительном порядке, то колесо автомобиля останется в подвешенном состоянии и будет беспрепятственно вращаться, не издавая посторонних стучащих звуков. Если при вращении колеса в нем чувствуется биение и стук — значит, шаровая опора вышла из строя и подлежит замене.

Конструкция подвески некоторых автомобилей еще предусматривает и наличие диагностического отверстия, специально сделанного для измерения расстояния от поверхности шаровой опоры до основания пальца. Однако при этом необходимо знать допустимые значения соответствующих расстояний. Их можно узнать из технической документации. Расстояние проверяется измерительными приборами. Наличие указанного отверстия значительно упрощает процесс диагностики шаровой опоры на износ своими руками без каких либо приспособлений.

Проверка пыльника шарового шарнира

В процессе проверки состояния шаровой опоры обязательно нужно обратить внимание на ее пыльник. Он выполнен из резины и его задача состоит в том, чтобы не допустить попадания внутрь шарнира влаги, пыли и различного мусора с дороги в процессе эксплуатации машины. Пыльник, по большому счету, является расходным материалом и подлежит периодической замене. В результате перепада температур (в том числе зимой), механических воздействий, повреждений и просто в процессе старения на его резиновом корпусе могут появиться сначала мелкие, а потом все более укрупняющиеся трещины, через которые пыль, песок и прочий мелкий мусор будет попадать внутрь шаровой опоры. Эта смесь будет работать в качестве абразива, постепенно разрушая металлические поверхности и вымывая смазку.

Поэтому при выполнении ревизии всегда нужно обращать внимание на состояние пыльника, наличие в нем мусора и смазки. Если он поврежден — его нужно обязательно заменить на новый, поскольку использование порванного пыльника ведет к резкому снижению общего ресурса шаровой. А при замене пыльника на новый нужно не забыть набить его смазкой («Литолом», ШРБ-4 или их аналогами).

Существует еще один нестандартный метод проверки шаровой, в частности, из-за повреждения пыльника. В частности, метод подойдет для проверки на машинах, у которых шаровая стоит вертикально пальцем вверх, то есть, вода если попадает внутрь, то остается внутри как в сосуде, а попадает она сверху через уплотнение сальника. Так, на машинах, где сложно демонтировать и вообще добраться до опоры, можно взять обычный медицинский шприц с иголкой и налить в него немного жидкого масла (2…3 кубика). Далее нужно в верхней части иголкой шприца проткнуть пыльник и залить внутрь имеющееся масло. После этого сравнить характер старого стука и стука после заливки масла. Если появилась разница — значит, шаровая вышла из строя и ее желательно заменить. Что касается дырки от иглы, то через нее вода не попадет внутрь, поэтому автовладелец может быть спокоен насчёт этого.

Проверка новой шаровой опоры

Многие новые автомобильные детали даже с завода имеют не такое высокое качество, как того хотелось бы автолюбителю. Особенно это касается бюджетных запчастей от малоизвестных китайских и прочих брендов. Актуально это и для новых шаровых. Поэтому перед покупкой запчасти имеет смысл проверить ее состояние путем визуального осмотра. К слову, подобную проверку можно выполнять и в случае, если по каким-либо причинам автовладелец демонтировал проблемную шаровую. Что касается ремонта, то современные шаровые являются неремонтопригодными, а вот старые детали для «Москвичей» или ВАЗа-классики зачастую выполнялись с возможностью замены полимерного вкладыша, то есть, с возможностью восстановления.

Самый простой метод проверки снятой или новой шаровой является процедура с переворачиванием их шаровым пальцем вниз. Если при этом верхний (при переворачивании соответственно нижний) конец пальца под собственным весом опустился вниз (а тем более если попросту выпал из посадочного места), то такая шаровая заведомо неисправна и подлежит замене. Даже если большого люфта в ней еще нет, это лишь дело времени. Аналогично имеет смысл подергать шаровой палец из стороны в сторону на его посадочном месте. Мало того что люфт должен отсутствовать, так и само перемещение должно быть с небольшим усилием!

Другой признак некачественных (в основном, китайских) шаровых опор — наличие у них тавотницы, либо места под нее. У оригинальных качественных опор тавотницы быть не должно (грубо говоря, считается, что тавотница — это прошлый век). Для справки — тавотница это старое название пресс-масленки. Название происходит от слова тавот, как раньше назывались смазочные масла. Соответственно, тавотница — это приспособление для подачи смазочного материала.

Также у новой шаровой необходимо обязательно осмотреть целостность пыльника. Он не только не должен иметь повреждений (даже мелких трещин), но и под ним должно быть обильное количество смазки. В противном случае автовладельцу лучше набить смазочный материал в пыльник самостоятельно перед установкой его на машину.

Заключение

Лучше всего проверять работоспособность шаровой опоры на подъемнике, однако и своими руками вполне можно обойтись, воспользовавшись домкратом и монтировкой. Также не забудьте проверить пыльник. Главное, выполнить проверку своевременно с тем, чтобы заменить шаровую на той стадии, когда она еще не угрожает безопасности водителя и пассажиров при движении автомобиля!

Как проверить шаровую опору: способы

Водители задаются вопросом, как проверить шаровую опору, особенно, когда обнаружились какие-то неисправности и их нужно срочно устранить. Также проверка необходима после покупки новой шаровой. Существует большое количество способов самостоятельной «диагностики». Методы схожи друг с другом, но для каждого типа детали предусмотрен свой. Рассмотрим типы шаровых опор и самые правильные методы их проверки.

Типы шаровых опор

Шаровая опора — деталь, соединяющая колесную ступицу с рычагом подвески.

В конструкционной системе автомобиля данный элемент предназначен для свободного перемещения колеса по горизонтали и в то же время для блокировки его перемещения по вертикали.

Актуальные на сегодня шаровые опоры подразделяются на:

Однорычажные — их конструкция состоит из колес со ступицей, которые удерживаются на стойке в верхней части, а в нижней имеют опору на рычаг, контактирующей с шаровой. Обычно эта конструкция используется на машинах бюджетного класса.

Многорычажные — конструкция предполагает присутствие двух рычагов и, соответственно, двух шаровых опор.

Шкворневого типа опоры были раньше, но имели массу недостатков. Во-первых, их приходилось смазывать. Во-вторых, они не давали колесам перемещаться не по одной оси. Из-за этого машина управлялась водителем тяжело.

Когда стоит провести проверку?

Проводить проверку шаровой опоры нужно тогда, когда есть подозрения на возникновение неполадок.

Перечислим самые распространенные:

Стук — если от передних колес в момент езды по бездорожью доносится стук.

Виляние — если возникает своего рода «виляние» машины при езде по ровной поверхности.

Скрип — если водитель в момент поворота руля слышит странные скрипы.

Износ — если было замечено, что передние покрышки изнашиваются неравномерно, а именно большему износу подвергнуто колесо с неисправной шаровой.

Если обнаружился хотя бы один из этих признаков неисправности, рекомендуем заняться проверкой шаровых. Сделать это стоит как можно быстрее, поскольку неисправности носят в себе угрозу для пассажиров.

Методы

Диагностика шаровой опоры возможна в самостоятельном «режиме». Это актуально для тех, кто не имеет возможности попасть в сервис на диагностику.

Для работы потребуются:

Подъемник со смотровой ямой. Но есть один популярный метод, который позволяет обойтись без этого.

Домкрат. Он станет заменой подъемнику.

Гаечные ключи.

Монтировка.

Съемник шаровых опор.

В сети представлены подробные инструкции по проверке, включающие в себя информацию о размерах гаечных ключей и о типах съемников. Однако мы не будем указывать эти данные, поскольку они отличаются для разных марок автомобилей. Все перечисленные инструменты подбираются водителем самостоятельно, исходя из особенностей его машины.

Проверка нижней шаровой

Проверка шаровых опор, особенно нижних, осуществляется по тому же принципу, что и проверка верхних. Но окончательный результат «диагностики» будет лучше, если водитель воспользуется подъемником или монтировкой.

Для начала стоит подготовить монтировку и домкрат. Авто устанавливают на подъемнике или загоняют над ямой.

С помощью домкрата необходимо вывесить колесо, которое требуется проверить. Это проделывают в случае использования эстакады.

Если водитель решил воспользоваться подъемником, то нужно поднять его до определенной высоты.

Плоскую сторону монтировки прокладывают между рычагом опоры и цапфой.

Качают монтировку в обе стороны так, чтобы шаровой палец перемещался вертикально.

У исправного шарнира отсутствует люфт. Если люфт обнаружится, значит, опоре необходима замена. Все те же самые действия проделывают с другой стороны, поскольку опоры изнашиваются парно.

Проверка верхней шаровой без подъемника

Больше всего водителей интересует, как проверить шаровую опору без подъемника, ведь не у каждого есть возможность им воспользоваться. Как было сказано выше, проверка проходит аналогичным образом, что и в предыдущем пункте.

Для начала придется с помощью домкрата поднять колесо, требующее диагностики. Далее следует под опору поместить упор так, чтобы нагрузить ее. Если деталь действительно исправна, колесо останется подвешенным и будет спокойно вращаться без каких-либо посторонних шумов. Если ощущается биение и стуки, значит, опора неисправна и ее требуется заменить.

У некоторых моделей машин существует диагностическое отверстие в подвеске. Именно оно помогает измерить расстояние от опоры до пальца. Для того, чтобы проводить диагностику таким образом, водителю нужно знать значения расстояний. Для измерения потребуются специальные приборы, а также техническая документация.

Проверка пыльника

Во время диагностики шаровых требуется уделить особое внимание пыльнику. Эта деталь изготовлена из резины. Она выполняет защитную роль, то есть предотвращает попадание внутрь жидкости, грязи. Пыльник считается расходным материалом, поэтому его следует время от времени заменять. В зимнее время года в результате морозов, а также при механических воздействиях на нем появляются трещины. Внутрь трещин попадает песок и грязь, поэтому поверхность разрушается, смазочное вещество вымывается.

Мы советуем перед диагностикой шарниров всегда смотреть на состояние пыльника, проверять смазку и присутствие трещин. При наличии повреждений стоит заменить пыльник на новый без промедлений. Именно из-за порванной детали происходит снижение ресурса шаровой. В процессе замены не следует игнорировать набитие пыльника смазкой.

Из-за поврежденного пыльника страдает работа шаровой. Для ее проверки придуман еще один метод. Он подойдет тем, у кого в машине опора находится в вертикальном положении, т.е. жидкость попадает сверху и остается внутри, как «в бутылке».

Читайте также  Оттоманка что это такое в автомобиле?

Если добраться до опоры крайне сложно, необходимо воспользоваться обычным шприцом для инъекций. В шприц набирают жидкое масло, иголкой протыкают пыльник и заливают масло туда. Далее необходимо провести сравнение стуков до заливки и после. Если разница стала сразу заметна, значит, опоры действительно вышли из строя и их нужно заменить. Многие беспокоятся, что через проткнутое отверстие начнет попадать вода. Это не произойдет, поэтому можно не переживать за дырочку от иглы.

Проверка новой шаровой

К сожалению, вышедшие из строя шаровые нельзя отремонтировать. При этом детали для авто, даже выпущенные только с завода, не всегда имеют отличное качество. Это касается деталей неизвестных китайских компаний и не только. Тоже самое происходит и с новыми шаровыми опорами. Мы рекомендуем проверять товар после покупки визуально. Чтобы было проще разобраться с этим, следуйте представленным ниже советам.

Легче всего проверить деталь путем ее переворачивания вниз. Шаровая считается сломанной или некачественной в случае, если верхний конец пальца перешел вниз. Не стоит смотреть на то, что в ней отсутствует люфт. Со временем он гарантированно появится. Вместе с этим советуем дергать палец в разные стороны. Люфт, конечно же, должен отсутствовать, а также перемещение даваться с трудом.

Иногда можно приобрести такую шаровую, в которой пальцы будут ходить туго. У хорошей детали, после сдвига пальца в сторону, остается довольно плавный и легкий ход. Если она все равно продолжает туго двигаться, то рекомендуем не приобретать товар.

Некачественные детали также выдает тавотница (пресс-масленка), либо сделанное место под нее. Чаще всего это можно увидеть на китайских опорах. Почему не стоит покупать товар? Дело в том, что пресс-масленка морально устарела. У оригинальных изделий ее попросту нет.

В самую последнюю очередь при проверке шаровой уделяют внимание пыльнику. Он должен быть целый, без царапин и трещин. Лучше всего будет, если на нем окажется большое количество смазки. При желании автолюбитель сможет самостоятельно набить смазочное вещество.

Заключение

Мы выяснили, что проверить шаровые опоры можно разными способами, и даже без «участия» подъемника. Также при покупке новых деталей стоит обратить внимание на их качество. Не стоит покупать опоры с треснутым пыльником, с наличием пресс-масленки, а также с маленьким количеством смазки.

Проверка шаровой опоры

В конструкции каждого автомобиля есть подвеска (соединительное звено между кузовом автомобиля и дорожным покрытием), в которой есть такая деталь, как шаровая опора, которую не все знают, как проверить. Шаровая опора — это, соединяющее колесо и рычаг подвески, подвижное устройство, обеспечивающее управление колесом.

Шаровая опора — это

Шаровая опора — это шарнир, который соединяет ступицу колеса с рычагом подвески. Основная функция этого устройства в конструктивном строении машины — это обеспечивание возможности свободного перемещения колеса по горизонтали и недопущение перемещения колеса по вертикали. Шаровые устройства устанавливаются не только на ступицы колес, но и в развальные рычаги, в рулевые трапеции и в газовых упорах крепления капота.

Раньше, шаровые опоры были шкворневого типа. Минусы его были в том, что он давал возможность колесу двигаться только по одной оси, из-за чего таким автомобилем было тяжеловато управлять. К тому же, его надо было часто смазывать.

Конструкция шаровой опоры

Устройство данного вида подвижного связующего звена не так уж сложна.

  • 1-корпус;
  • 2-высопрочная износостойкая металлическая вставка;
  • 3-сферическая деталь «яблоко» (принимает основные нагрузки);
  • 4-кольцо стопорное (фиксатор яблока и высокопрочной вставки);
  • 5-наконечник конической формы (соединительный элемент поворотной цапфы колеса и сферы);
  • 6-пыльник резиновый (защищает от пыли и влаги), под пыльником тугоплавкая смазка;
  • 7-резьба конического стержня (служит для болтового соединения с поворотной цапфой);
  • 8-фланец с отверстиями для болтовых соединений, который выполнен литым с корпусом 1 шаровой опоры (служит для крепления на рычаге подвески).

Благодаря такой конструкции, в которой есть сферической формы деталь, устройство может вращаться в трех плоскостях. В отличие от шаровых опор шкварневого вида, не требует смазки.

Классификация шаровых опор:

  1. Разборной конструкции.
  2. Не разборной. Изготавливается литым с рычагом.

Способ обнаружения неисправностей для них один.

В зависимости от качества дорог, на которых эксплуатируется автомобиль, зависит и срок службы шаровых опор. Если «забить», то есть не менять вовремя, тем более, если появились признаки неисправности, то это может привести к поломке на дороге. Бывают случаи, когда колесо полностью падало.

Неисправности шаровой опоры

Перечислим все признаки неполадок в работе этого важного устройства:

  1. Появился стук на поворотах.
  2. Появилось биение руля (руль сильно вибрирует).
  3. Появился неравномерный износ протектора. Это из-за торцевого биения колеса.
  4. Развал-схождение разошелся или не правильно сделан. При этом протекторы резины изнашиваются неравномерно только с одной стороны.
  5. Увеличение нагрузки на колеса. Руль тяжелее крутить.
  6. Во время торможения автомобиль отклоняется в сторону. При этом могут быть слышны щелчки в подвеске.

Перечисленные признаки неполадок не обязательно относятся к проблемам с шаровыми опорами, это может быть связано с другими деталями узла подвески.

Как самому проверить шаровую опору

Не всем нравится обращаться в сервисный центр и делать диагностику. Для самостоятельной проверки нужны следующие условия и инструменты:

  • Подъемник, смотровая яма или эстакада. Можно из ям и подъемников.
  • Домкрат и противооткатные устройства (башмаки). При отсутствии автомобильного подъемного устройства домкрат обязательно.
  • Монтировка с плоским концом. Такой, чтобы его легко можно было просунуть между поворотной цапфой и самой шаровой.
  • Подпор размером от защиты картера до земли.
  • Набор ключей гаечных.
  • Съемник шаровых опор или молоток и бензин.

Всегда соблюдаем технику безопасности. На мягком грунте такие ремонтные работы не проводим.

Есть несколько видов подвесок. Одним из распространенных видов является подвеска макферсона. В такой подвеске шаровые устанавливаются только снизу.
Есть еще такие конструкции подвескок: двухрычажная, многорычажная, адаптивная, подвеска «ДЕ ДИОН», задняя зависимая схема подвески, задняя полузависимая подвеска, подвески джипов и пикапов, подвески грузовых авто.
Если подвеска двухрычажная, то шаровая будет и сверху, и снизу.

Проверка шаровых опор своими руками:

  1. Визуальный осмотр. Если пыльник треснутый или вообще оторвался, то рекомендуется заменить шаровую опору. Можно и сэкономить заменив или установив новый пыльник, но неизвестно сколько песка и абразивных частиц попало в внутрь.
  2. Домкратом или подъемником приподнять машину и подложить заранее приготовленную опору. Далее, медленно опустить авто на опору, чтобы появилась нагрузка на шаровую опору. Колесо должно быть в воздухе и свободно вращаться.
  3. Взять колесо двумя руками сверху и снизу, и покачать по вертикали. Если люфт есть, то это может быть износ сайлентблоков, износ шаровой опоры, ослабление подшипника ступицы.
  4. Взять монтировку и плоской стороной вставить между поворотной цапфой и рычагом подвески. Аккуратно давить на монтировку и смотреть, есть ли люфт на шаровой.
  5. Если есть признаки неисправности, надо открутить гайку шаровой. Наконечник шаровой может проворачиваться вместе с гайкой. Для удержания используем монтировку.
  6. Съемником или ударным инструментом демонтируем шаровую. Если нет съемника, надо ударять по посадочному месту наконечника молотком. Кстати, можно сделать съемник своими руками, например, для снятия сайлентблоков. Так как наконечник конусный, то при резких небольших ударах, он высвобождается. Я лично, когда менял на ВАЗ 2106 шаровую, тихонько постукивал молотком, в соединение побрызгал бензин (если есть, можно ВД-40) и шаровая сама упала.

Видео

В этом видео показывается подробно по устройство шаровой, для чего она служит и т.д.

Здесь показывается наглядно, как работает шаровая опора в движении.

Как проводить диагностику подвески самому.

Диагностика рулевых наконечников и шаровых.

В этом видео, как проверить подвеску.

Проверка и замена шаровой на автомобиле FORD FOCUS 2 / ФОРД ФОКУС 2.

3 способа проверить шаровую и почему это стоит сделать как можно скорее

Основной частью подвески автотранспорта является шаровая опора, от исправности которой зависит правильная работоспособность транспортного средства. Если не уследить за поломкой, то неисправная машина может попасть в ДТП. Поэтому очень важно знать признаки повреждения шаровой и уметь вовремя их обнаружить.

Признаки неисправности шаровой

Существует несколько основных признаков, которые помогут нам заподозрить проблемы с опорой:

  1. Посторонний стук в области передник колес, который возникает во время преодоления дорожных препятствий, особенно при превышении скорости.
  2. Заносы машины в разные стороны при прямолинейном движении.
  3. Скрип при повороте руля.
  4. Повышенный износ той покрышки, где находится испорченная деталь.

Если замечен хотя бы один из проблемных пунктов, то проверка частей подвески обязательна. К тому же, лучше сделать это заранее, чтобы избежать ненужных трат на ремонт и обезопасить себя.

Самый простой способ без домкрата и подъемника

Если деталь сверху, необходимо выполнить следующее:

  1. Остановитесь на ровной поверхности и поставьте машину на ручной тормоз.
  2. Попросите помощи у пассажира, чтобы он нажал на педаль тормоза. Если помочь вам некому, то воспользуйтесь подручными средствами (например, лопатой). Зафиксируйте тормоз в нажатом положении.
  3. Начните понемногу раскачивать верхнюю часть колеса от себя, к себе.

При неисправности эти действия приведут к люфту. Помимо этого будут хорошо слышны посторонние скрипы. Однако используя представленную технику проверки, поломку можно определить только при значительном износе элемента подвески.

Проверяем верхние и нижние шаровые на яме (или с подъемником)

Чтобы распознать небольшие дефекты в верхней опоре, лучше прибегнуть к использованию опор или ямы. Алгоритм действий будет идентичным, как и в предыдущем варианте, однако раскачивать нужно все части колеса.

Если браться одной рукой за верх, а другой за низ колеса, то движения выполняются в вертикальной плоскости. Если придерживать покрышку по бокам, ее раскачивают в горизонтальной плоскости.

При наличии люфта или скрипов стоит заменить деталь подвески на новую.

При проверке нижней опоры используют опору и монтировку. Автомобиль загоняют на эстакаду или поднимают на подъемнике для качественной диагностики. Алгоритм последующих действий:

  1. После установки авто на эстакаде его ставят на ручной тормоз (либо используют подъемник).
  2. Если выбор сделан в пользу смотровой ямы, то с помощью домкрата вывешивается колесо с исследуемой шаровой.
  3. Заложить плоскую часть монтировки между цапфой и рычагом опоры. Действие необходимо выполнять аккуратно, чтобы не повредить пыльник.
  4. Для разгрузки и последующей загрузки шарнира стоит подвигать монтировку вверх-вниз.
  5. Если все в порядке – скрипов и люфта не будет. Если присутствует неисправность, то это будет заметно невооруженным глазом. Люфт – прямой свидетель неисправности шаровой опоры.
Читайте также  Что такое maf в автомобиле?

Снимаем шаровую

Чтобы проверить работоспособность снятого элемента подвески необходимо развернуть ее вбок. Если в таком положении верхняя часть пальца ушла вниз, то деталь подвески придет в негодность в ближайшее время. Ее нужно заменить в кратчайшие сроки.

Проверка такой важной части подвески – дело простое и не требует специальных знаний и оборудования. Однако своевременно выявленная поломка может предотвратить возможные неприятности, которые могли бы произойти с вами на проезжей части.

Самостоятельно проверить состояние шаровой опоры не сложно даже при отсутствии эстакады или подъемника. Своевременная диагностика позволит вовремя избежать крупных неприятностей, связанных с неисправностью шаровых опор.

Как можно проверить и определить неисправность шаровой опоры

Неисправность шаровой опоры чревата не только дорогостоящим ремонтом. Проигнорированные и замеченные слишком поздно признаки неполадки могут создать аварийно-опасную ситуацию на дороге и угрожать вашей жизни. Поэтому в данной статье мы расскажем о признаках неисправности шаровой и как их исправить.

Что такое шаровая опора

Шаровая опора — это шарнир, с помощью которого ступица колеса крепится к рычагу подвески. С ее помощью машина перемещается вперед, влево и вправо. Шаровые шарниры являются не только элементом подвески, но и применяются в развальных рычагах, рулевой трапеции, креплении газовых упоров капота.

Шаровая опора обеспечивает:

  • прочное крепление колес.
  • ровную фиксацию колес в стойке,
  • движение вперед и назад,
  • легкое рулевое управление автомобилем,

Устройство шаровой опоры

Данная конструкция постепенно вытеснила шкворневой механизм, применявшийся для устройства подвески ранее. Поначалу корпус шаровой представлял собой две половины, которые соединялись точечной сваркой. Им на смену пришли разборные и литые конструкции с резьбовой крышкой.

Универсальная шаровая опора состоит из:

  • пальца с шаром, который вращается внутри корпуса;
  • корпуса со сферическим углублением, которое для надежности покрывается защитным материалом (полимером, пластиком и т.д.);
  • резинового пыльника, который служит для защиты конструкции от попадания внутрь воды, грязи, пыли и др.

Способы крепления шаровой:

  1. Присоединение болтами к рычагу. На место вышедшей из строя запчасти устанавливается новый узел. Обычно такую замену производит специалист на СТО.
  2. Запрессовывание в рычаг. В случае выхода из строя запрессованной шаровой ремонтные работы обойдутся выше, т.к. они предусматривают полную замену рычага подвески.

Сколько шаровых опор может быть в автомобиле

Количество зависит от типа подвески. Например, в простейших конструкциях их всего две — по одной на каждое колесо. На двухрычажных автомобилях бывают верхние и нижние шаровые опоры. Некоторые производители идут еще дальше: сложные подвески комплектуются сразу пятью узлами с каждой стороны. За исправностью такого количества деталей уследить достаточно сложно. Однако ряд признаков не даст упустить из вида поломку.

Причины выхода из строя шаровой опоры

Как и любая другая запчасть автомобиля, которая активно используется, шаровая опора со временем изнашивается. В среднем, она может прослужить без ремонта от 15 до 120 тысяч километров пробега. Внушительная разбежка между цифрами обусловлена тем, что каждый автомобиль эксплуатируется в разных условиях. Вода, пыль и грязь являются самой страшной угрозой для ходовой автомобиля. Для этого шаровая защищена пыльником. И если на нем появляются даже микротрещины, грязь просачивается в шарнир и точит его изнутри.

Впрочем, именно поэтому пыльник и сам неплохо защищен. Повредить его довольно сложно, поскольку деталь располагается далеко. По сути, она представляет собой небольшой резиновый щит, закрывающий шаровую. Как раз в материале и заключен главный недостаток пыльника: со временем резина рассыхается и перестает гарантировать 100%-ную защиту. Лучше всего периодически проверять его состояние.

Другие причины неисправности шаровой

  1. Естественный износ. Как уже было сказано выше, у каждой детали автомобиля свой срок. Все зависит от многих факторов: качества шаровой, наличия или отсутствия повышенных нагрузок, ухода за авто, выработки смазки, воздействия высоких и низких температур и т.д.
  2. Эксплуатация в экстремальных условиях. Головокружительная скорость, лихачество на дорогах, постоянная езда по бездорожью являются серьезным испытанием даже для той подвески, которая для этого предназначена. Понятно, что шаровая опора в таких случаях выходит из строя гораздо раньше, чем в автомобилях, которые используются исключительно в городских условиях.
  3. Выработка смазки. Смазочные материалы со временем испаряются и высыхают, а без них конструкция выходит из строя гораздо быстрее. Причем дополнительно смазывать стоит даже новые детали, поскольку нередко производитель оставляет слишком мало смазочной массы.

Неисправность шаровой обычно дает о себе знать заранее. Главное — не закрывать глаза на данные симптомы и вовремя отправиться на СТО.

Симптомы неисправности Описание поломки
Во время преодоления препятствий раздается стук и другие посторонние звуки в районе колеса. Характерный лязг и стук раздается вне зависимости от того, с какой скоростью двигается автомобиль. Лучше всего посторонние звуки слышны, если машина хорошо нагружена и колесом попадает в яму или любую другую выбоину на дороге. Даже если стук раздался только один раз (хотя обычно данное явление периодически повторяется), это повод обратиться к специалистам. Обратите внимание: стук и лязг также может раздаваться зимой (в минусовые температуры), если замерзает смазка в ШРУС.
Поменялись характеристики развала-схождения. Нередки случаи, когда невооруженным взглядом неполадки не обнаружить. Во время планового техосмотра на СТО специалисты обязательно вас предупредят, что на одном из колес износилась шаровая опора и ее необходимо починить. Единственный визуальный признак, которые может указать на неисправность — «подъедание» резины на краю колеса вашего авто.
Стало сложнее управлять автомобилем. Когда вследствие поломки шаровой опоры появляется люфт. Колесо во время движения шатается, и это виляние передается автомобилю: он больше не способен ехать ровно. При увеличении скорости управляемость становится только хуже. Причем диагностировать данный симптом на ранней стадии можно в тех случаях, если автомобиль ездит исключительно по ровным городским трассам. Если же вы постоянно путешествуете, ездите на дачу или в лес по грунтовым дорогам, ухудшение управляемости не всегда будет заметно.
Во время поворота колеса скрипят. Еще одним признаком неисправности шаровой опоры является скрип, который издают передние колеса. Если звук доносится из другого места — поломку может скрывать рулевая рейка либо гидроусилитель.
Покрышки изнашиваются неравномерно. В результате повреждений шаровой рулевое колесо занимает неровное положение и находится под углом к поверхности дороги. В таком случае по его внутреннему краю (который ближе к двигателю) протектор начинает изнашиваться сильнее, чем на оставшейся поверхности покрышки. Обнаружить данную неисправность можно как визуально, так и на слух: поврежденное колесо бьется во время движения.
Траектория автомобиля меняется прямо во время торможения. Если вы заметили, что при торможении машина уходит вбок, то скорее всего у нее повреждена шаровая. Причем автомобиль всегда клонит именно в ту сторону, с которой находится неисправная запчасть. Одно из колес ввиду износа шаровой опоры будет наклонено, и в процессе торможения станет издавать характерные щелчки.

Для того, чтобы правильно диагностировать повреждение, необходимо тщательно проверить всю подвеску. Автомобиль — это сложная техника, которая работает исправно, только если все ее элементы в порядке. И одна поломка может со временем привести к другой. Именно поэтому так важно диагностировать неисправность на ранней стадии. Это поможет вам избежать лишних трат и поберечь нервы.

Как проверить шаровую опору

Если вы подозреваете, что с подвеской что-то не так, можно заехать на СТО. Специалисты смогут сказать вам точно, что именно неисправно.

Однако при острой необходимости можно обойтись и своими силами:

  1. Загнать машину на яму и проверить состояние шаровой. О наличии неисправности вам скажет стук и чересчур свободный ход шарового пальца (данную проверку можно провести даже с помощью обычной монтировки).
  2. Второй способ — попросить кого-нибудь, кто разбирается во внутреннем устройстве автомобиля, «послушать» машину. Для этого ее нужно раскачать и прислушаться, какие звуки при этом издает подвеска.
  3. Если способ, описанный выше, не дал нужного резальтута, следует приподнять проблемный бок автомобиля на домкрате. Затем, надавив на педаль тормоза (для того, чтобы вас не сбил с толку возможный люфт подшипника), нужно раскачать колесо. Определить поломку шаровой опоры поможет лязгающий звук.

Можно ли ездить с неисправной шаровой

Таким вопросом наверняка задается практически каждый автолюбитель, впервые столкнувшийся с проблемой. Первое время, если износ детали не очень сильный, а неисправность вы только диагностировали, использовать автомобиль в крайних случаях можно. Главное — соблюдать скоростной режим и избегать ям на дороге.

Чем чаще вы садитесь за руль неисправной машины, тем больше усугубляете положение. Запомните, чем чревата поломка шаровой опоры прямо во время движения:

  • вам придется вызывать эвакуатор,
  • вы создадите аварийно-опасную ситуацию,
  • вы рискуете жизнью и своим имуществом.

Именно поэтому лучше обратиться к специалистам заранее, а также стараться минимизировать воздействие на подвеску автомобиля.

Диагностика лучше ремонта

Ряд нехитрых правил поможет вам сохранить подвеску, нервы и деньги.

Придерживаясь их в повседневной жизни, вы сможете свести риск аварии к нулю:

  1. Регулярно проводите проверку состояния шаровой опоры. Даже если вы сами не разбираетесь в тонкостях устройства автомобиля, всегда можно обратиться к специалистам или позвать в гости знающего соседа или друга.
  2. Следите за наличием смазки. Не только замена порванных пыльников спасет вас от дорогостоящего ремонта, но и вовремя смазанная деталь.
  3. Не игнорируйте посторонние звуки. Как только автомобиль начинает издавать стук, лязг и скрежет — стоит загнать его на смотровую яму и проверить неисправности шаровой.
  4. Ездите аккуратно. Быструю езду любят все, однако игнорировать дорожные ямы и скакать по лежачим полицейским, не сбавляя скорости, не стоит, если вам дорого ваше авто.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: