Почему перегорают предохранители в автомобиле?

Почему перегорают предохранители в вашем автомобиле?

Диагностика предохранителей и почему они перегорают в вашем автомобиле.

Любая цепь в системе электроснабжения автомобиля имеет предохранитель, который перегорает и защищает дорогостоящую проводку машины. Предохранитель служит для защиты от:

  • короткого замыкания,
  • токовой перегрузки.
  • выхода из строя автомобильного оборудования

Стоимость его мала, поэтому именно их и используют в качестве защиты.

Первым делом при коротком замыкании разрушается плавкая вставка , тем самым разрывает цепь проводки. Купить и заменить всавку не составляет большого труда и средств.

Любой предохранитель рассчитан на определенное значение протекающего тока. Только при превышении этого значения он сгорает . Иногда завод-изготовитель устанавливает несколько предохранителей в зависимости от мощности и количества электроустройств в машине. При протекании тока, большего, чем номинальное значение, плавкая вставка расплавляется, т.е. предохранитель срабатывает. Теперь его нужно заменить на новый с таким же номинальным значением.

Если же установить, например, вместо 10 А , 16 А, то тогда при перегрузке предохранитель может выдержать превышение тока, а вот проводка – не сможет. В итоге плавкая вставка останется целая, а провода и прибор подлежат замене. Если же предохранитель установлен на 8 А вместо 10 А, то тогда надежность повыситься, но при протекании тока, например, 9 А он разрушиться, хотя при прежнем аналоге цепь выдержала бы перегрузку. Производители автомобилей учитывают и запас мощности на электрической цепи.

Существуют несколько ошибок водителей во время использования электрооборудования и предохранителей. Например, вместо плавкой всавки ставят:

  • кусочек проволоки,
  • монеты,
  • гвоздь,
  • другие металлические предметы

Тем самым не обеспечивается надежная защита. Ведь такие предметы могут выдержать очень большие токи, что может привести к перегреву электрической проводки и чего хуже к возгоранию автомобиля.

Также следует после обнаружения сработавшего предохранителя выяснить, в чем причина перегрузки электрической цепи. Быть может, что неисправность в светосигнализации или генераторе. Если замененная вставка перегорает повторно, необходимо перезванивать электрическую цепь и искать замыкание проводки или оборудования автомобиля.

На потребительском рынке очень много стало приборов не качественного исполнения, которые вставляются в прикуриватель и вызывают перегорание предохранителя отвечающий за работоспособность самого прикуривателя.

Не штатное оборудование автомобиля и перегрузка электрических цепей так же может стать причиной перегорания предохранителей.

Выявление неисправного предохранителя

Автомобили бывают с одним блоком и двумя блоками предохранителей, как правило один находиться в подкапотном пространстве, а второй под приборной панелью справа от водителя.

Блок который расположен в подкапотном пространстве отвечает за оборудование связанное с непосредственной работой двигателя и все, что с ним совместно работает, так же за наружнее освещение.

Как не трудно догадаться блок предохранителей расположенный в салоне отвечает за все оборудование которое расположено в салоне включая приборную панель и освещение.

Зачастую на крышках этих блоков наносят пояснение к какому оборудованию автомобиля относится определенный предохранитель. Так же возможно определять методом тыка перебирая каждый предохранитель на предмет его неисправности, в данном случае главное определить в каком блоке он находиться.

Ремонт предохранителя

Что же делать, если предохранитель пришел в негодность во время пути? При этом запасного нет. В этой ситуации есть выход, если имеется тонкая медная проволочка. Но тут важно правильно выбрать диаметр тонкой проволоки в зависимости от номинального значения . Этот кусочек проволоки следует вставить в наконечники предохранителя и хорошо прижать плоскогубцами. Учтите это вы делаете на свой страх и риск!

Причины перегорания предохранителей в авто и решение проблем

Все электрические цепи автомобиля оснащены защитой от короткого замыкания и перегрузок. Устранение неисправностей бортовой сети или оборудования тесно связано с выяснением причин перегорания предохранителей в машине. Откладывание решения проблемы на потом и простая замена негодной детали чреваты выходом дорогостоящего оборудования из строя и даже пожаром.

Общая информация о предохранителях в машине

Защита электрооборудования легкоплавкими вставками, расположенными в отдельных блоках, является наиболее простым и дешевым средством сохранения работоспособности электрических приборов. Они наиболее эффективны для обеспечения безопасной эксплуатации оборудования вследствие своей малой стоимости и простоты использования.

Длительная работа предохранителей возможна, если:

  • осматривать наиболее опасные, изношенные участки бортовой проводки с целью поиска неисправности;
  • не допускать короткого замыкания;
  • избегать длительных перегрузок электрических узлов автомобиля;
  • не превышать нагрузочной способности генератора или аккумулятора;
  • поддерживать подвижные механизмы и узлы в хорошем состоянии.

Выполнение названных правил позволит реже прибегать к замене предохранителей.

Предназначение и функции

Предохранители предназначены для защиты электрического оборудования и проводки от повреждения. Их основная функция – отключение потребителя от источника питания путем саморазрушения, если значение протекающего тока превысит установленный порог.

Основные виды

Используемые в автомобилях предохранители различаются способами отключения потребителей:

  • плавкой вставкой;
  • электромеханическим устройством (реле);
  • электронным прибором (транзистором, тиристором).

Последние 2 варианта могут обладать автоматическим восстановлением электропитания после устранения неисправности.

Основные виды защитных устройств:

  • цилиндрические;
  • ножевые (форматов «мини», «стандарт», «макси»);
  • термические (с тепловой и электромагнитной защитой) и ручным возобновлением подачи электричества;
  • ленточные, для сильноточных цепей.

Месторасположение

Блоки располагаются в защищенных, но легкодоступных местах. Они группируются по функциональному назначению. Под капотом, рядом с аккумулятором, размещены детали системы запуска, освещения, габаритных огней.

Блоки, относящиеся к мультимедиа, системам кондиционирования, освещения салона, помещаются в торце левой части приборной панели или под боковым листом, со стороны водителя.

Основные причины перегорания

Страховые компании, собирающие статистику, выяснили, что свыше 90% всех пожаров автомобилей вызваны неисправностями бортовой проводки и применением предохранителей неудовлетворительного качества или «жучков».

Вероятными причинами перегорания являются:

  • короткое замыкание (КЗ) непосредственно в нагрузке (потребителе);
  • КЗ в проводке, вызванное нарушением изоляции и замыканием на корпус;
  • повышение напряжения бортовой сети;
  • использование неверного номинала;
  • плохое соединение с контактами колодки;
  • физико-химический износ.

Короткое замыкание в электрической цепи

Чаще других причин перегорание плавкой вставки происходит из-за КЗ. Сопротивление электропроводящего участка сильно понижается, а величина тока возрастает в десятки или сотни раз. К такой ситуации приводят:

  • нарушения изоляции проводки вследствие сильного нагрева;
  • попадание воды на незащищенные участки под напряжением;
  • механические повреждения узлов;
  • неверное подключение нагрузки.

Превышение допустимого предела силы тока

Повышение силы тока сверх допустимого предела отличается от короткого замыкания природой роста и продолжительностью воздействия. К такой ситуации приводят:

  • подключение нагрузки, превышающей расчетное значение;
  • работа потребителя в трудных условиях, например вытаскивание машины, застрявшей в грязи, электрической лебедкой.

Плохое соединение с колодкой

Ненадежный контакт с колодкой приводит к образованию искр в этом месте, избыточному нагреву материала и перегоранию легкоплавкой вставки. Возникает при использовании деталей неудовлетворительного качества, у которых толщина ножек меньше нормы или контактная группа утратила пружинистые свойства.

Износ

Этот процесс в первую очередь вызван окислительными процессами, атмосферным влиянием. С течением времени коррозия разрушает материал вставки, нарушаются контакты, что приводит к прерыванию электроснабжения потребителей.

Читайте также  Что такое блок комфорта на автомобиле?

Нарушение пути подачи тока в цепи

Сила тока в цепи рассчитывается заранее и не превышает заданных величин при исправном оборудовании. Однако механические повреждения проводов, контактов, нарушения изоляции по разным причинам изменяют величину нагрузки и влияют на распределение тока в цепи.

Нарушения пути протекания в большей части случаев приводят к возрастанию силы тока.

Выбран неверный предохранитель

По ошибке вместо штатного может быть установлен предохранитель с меньшим номиналом. Тогда даже при исправном оборудовании величина протекающего тока превысит предельное значение используемой детали, и плавкая вставка в скором времени перегорит.

Самостоятельная диагностика

Водителю рано или поздно придется столкнуться с заменой перегоревших предохранителей. Прежде всего это касается любителей спортивной езды, внедорожных ралли. В этих режимах электрооборудование работает на пределе допустимых параметров с увеличенной токовой нагрузкой, что нередко приводит к разрушению плавких вставок. Пригодность к работе можно оценить визуально, убедившись в их целостности, или применить тестер (мультиметр) для проверки проводимости.

Главное правило замены – ставить деталь с таким же номиналом тока срабатывания, которая использовалась до этого. При отсутствии выбора отклонение не должно превышать 30% штатного значения.

Визуальная проверка

Корпус деталей намеренно изготавливается из прозрачного материала и обрыв, распыление, другие случаи повреждения определяются невооруженным глазом. Сразу следует обращать внимание на целостность плавкой вставки. Далее ищутся следы оплавления пластмассового корпуса. На неисправность детали могут указывать следы термического, искрового воздействия на контакты.

С помощью мультиметра

Осмотр не гарантирует надежного результата. Проверка с помощью приборов более информативна. Мультиметр позволяет разрешить сомнения в сложных ситуациях, показав величину сопротивления. При исправном предохранителе на его концах не будет зафиксировано напряжение, а в случае неисправности вольтметр покажет значение бортовой сети.

Для определения целостности предохранителя не требуется наличие тестера, достаточно пробника или электрической лампочки. При исправной детали они ничего не покажут. В случае перегоревшего предохранителя лампочка загорится.

Действия в случае возникновения неполадок

В случае перегоревшего предохранителя не стоит сразу его менять и пытаться включить электрооборудование. Следует проверить проводку и подключенные приборы на предмет явных видимых повреждений, следов горения, оплавления, в том числе место установки предохранителя. Если после замены он снова перегорает, продолжить поиск неисправности, вызывающей его срабатывание.

Ремонт

При обнаружении неисправного узла, вызывающего перегорание предохранителя, следует его отключить от бортовой сети и при первой же возможности отдать в ремонт электрикам или заменить. Ремонтировать сами предохранители не стоит, поскольку это может привести к тяжелым последствиям вплоть до пожара в автомобиле. Лучше категорически отказаться от использования «жучков» (самодельных предохранителей).

Замена

При замене предохранителя вероятность ошибки возрастает вследствие одинакового размера деталей, отличающихся только цветовым оформлением. Маркировка изделия не всегда находится на видном месте. Поэтому, меняя слаботочные предохранители, следует быть внимательным, чтобы не поставить более мощный вариант.

Нюансы решения проблемы в дороге

Отправляясь в дорогу, следует подготовить запас предохранителей, которые вызывали нарекания при работе автомобиля. Чтобы ускорить замену деталей в дороге, заранее составьте схему расположения в монтажном блоке, назначение и укажите на карте номиналы.

Советы по выбору качественного предохранителя для автомобиля

Рекомендуется выбирать предохранители для автомобиля с учетом следующих рекомендаций:

  • покупать продукцию знакомых брендов, в качестве которых уверены;
  • такой же подход соблюдайте при выборе места покупки, чтобы продавец всегда предлагал оригинальную продукцию, а не внешне похожие детали неизвестного происхождения;
  • обращайте внимание на толщину или ширину легкоплавкой вставки, одинаковые для всех номиналов – подделка;
  • если, несмотря на все признаки, появились сомнения в качестве предохранителей, испытайте один из них коротким замыканием, подключив к аккумулятору (он должен в кратчайший срок сгореть).

Предохранитель не должен обладать большим сопротивлением, вызывать чрезмерную потерю мощности и создавать помехи работе оборудования. В то же время для надежного выполнения защитных функций вставка не должна быть массивной, чтобы успеть отключить нагрузку от источника питания за короткий интервал времени.

Перечисленные параметры противоречат друг другу, и приемлемое соотношение достигнуто в продукции брендов, давно присутствующих на рынке. Постоянно держите в автомобиле запас предохранителей различных номиналов.

Перегорает предохранитель в автомобиле: причины, диагностика, выбор предохранителя

Сложно недооценивать роль предохранителей в автомобиле, которые способны защитить электрическую цепь машины от выхода из строя в случае возникновения неисправности. Блок предохранителей видел каждый водитель, многие сталкивались с необходимостью замены данных элементов электрической цепи. Но ситуацию, при которой предохранители регулярно перегорают, нельзя считать нормальной, и следует разобраться, в чем причина их выхода из строя.

Причины перегорания предохранителей автомобиля

Каждый автомобильный предохранитель, расположенный в блоке и вне его, отвечает за стабильность работы определенной электрической цепи. Если он перегорел, значит, произошла неисправность, которая может быть единичной или перерасти в тенденцию. Можно выделить несколько основных причин, которые приводят к выходу из строя предохранителей:

  • Предохранитель имеет плохое соединение с колодкой. Если контакты предохранителя слабо фиксируются в колодке, велик не только шанс оплавления пластмассовых деталей обоих элементов, но и выход предохранителя из строя. Чтобы этого избежать, рекомендуется покупка предохранителей от других компаний – более известных в производстве подобных компонентов;

Если в автомобиле перестал работать один или несколько электрических приборов, в первую очередь следует проверить предохранители. Их выход из строя приводит к разрыву цепи, из-за чего на оборудование перестает поступать ток, и оно не функционирует.

Что делать, если перегорел предохранитель

Поскольку цена на предохранители более чем доступная, многие автолюбители возят с собой целый набор подобных элементов, которые могут быть установлены в электрическую цепь при необходимости. Перегорание предохранителя – это нормальная ситуация, поскольку от скачков тока и напряжения не защищена ни одна электрическая цепь. Однако, когда предохранитель перегорает регулярно, следует не только задуматься о диагностики электрических компонентов автомобиля, но и провести ее как можно быстрее.

Если предохранитель перегорает практически сразу после того как он устанавливается в цепь, необходимо определить какой именно прибор приводит к подобным проблемам. Для этого:

  1. Проверьте по технической документации автомобиля, какие приборы входят в цепь данного предохранителя;

Включите все потребители, которые взаимодействуют с данным предохранителем;

  • Возьмите отвертку с изолированной ручкой, и ее металлическим концом касайтесь клемм крепления предохранителя. Если проскакивает искра при соприкосновении, значит, неисправность все еще имеется в цепи – отключите один из приборов в ней, после чего вновь прикоснитесь отверткой. Когда после отключения очередного прибора искра перестанет проскакивать, вы определите элемент электрической цепи автомобиля, вызывающий постоянное перегорание предохранителей.
  • После того как неисправный компонент электрической цепи выявлен, необходимо произвести его ремонт или замену.

    Как определить качественный предохранитель

    Автомобильные предохранители имеют цену в сотни раз ниже, чем стоимость оборудования, которое они защищают. Именно поэтому не рекомендуется экономить при покупке предохранителей, отдавая предпочтение сомнительным моделям. Покупать необходимо только такие элементы защиты цепи, параметры которых идеально соблюдены.

    Поскольку нет возможности проверять каждый конкретный предохранитель от неизвестного производителя, при покупке подобных элементов электрической цепи следует обращать внимание на бренды, которые их выпускают. Среди наиболее известных компаний, которые производят качественные предохранители, можно выделить Bosch, Hella, Vibe, Hollywood, CarPoint и SoundQuest.

    Приобретая много предохранителей от неизвестного производителя, не поленитесь их проверить, перед тем как устанавливать в автомобиль. Для этого подключите накоротко новый предохранитель к аккумулятору, и обратите внимание на его поведение. Если он мгновенно перегорел, значит, предохранитель качественный, и он сможет оборвать цепь, если по ней будет протекать ток, превышающий его параметры. В том случае, когда при коротком замыкании на аккумулятор предохранитель не перегорает, а начинает плавиться, следует опасаться его установки в автомобиль – он не сможет мгновенно оборвать цепь, и на электрические приборы начнет поступать губительный повышенный ток.

    Почему перегорают предохранители в машине: причины, устранение проблем

    На львиной доле автомобилей предохранители располагаются в блоках. Один из них, основной, чаще всего размещен под капотом или в районе багажного отделения.

    Второй, вспомогательный блок, монтируется, как правило, под передней панелью в салоне, но случается также, что некоторые предохранители располагаются отдельно, в различных частях машины.

    Чаще всего предохранители выходят из строя при коротком замыкании внутри потребителя — стартера, генератора, электродвигателя отопителя и так далее. Или, скажем, случается, что в гнездо прикуривателя попала мелочь или какой-то мелкий мелкий металлический предмет — и вот вам, сгоревший предохранитель. Еще одна частая причина неисправности — подключение в штатную энергосистему мощного устройства или неисправного гаджета.

    Чтобы определить, какой именно предохранитель вышел из строя, проще всего воспользоваться автомобильным мануалом. В нем вы обнаружите так называемую карту, в которой отображено, на каких местах установлены предохранители, отвечающие за тот или иной потребитель. Определив локацию нужного предохранителя, следует выполнить его диагностику.

    Самый простой способ проверки таких коммутационных устройств — это банальный визуальный осмотр на наличие обрыва проволоки внутри корпуса предохранителя.

    Если последняя разорвана или на корпусе имеются следы расплавления, это значит, что виновник обрыва цепи найден.

    Плохо то, что визуальный осмотр подходит лишь для стеклянных или прозрачных полимерных предохранителей. Таких — большинство, однако существуют также и предохранители с непрозрачными корпусами. В таком случае уже без вариантов — вооружайтесь электронными приборами.

    Скажем, простейший мультиметр позволяет разрешить сомнения в сложных ситуациях. При исправном предохранителе на его концах не будет зафиксировано напряжение. В случае же неисправности вольтметр покажет значение бортовой сети.

    Согласно статистике страховых компаний, более 90% пожаров в автомобиле вызваны неисправностями бортовой проводки и применением нештатных предохранителей или так называемых «жучков» — самодельных плавких предохранителей, выполняемых чаще всего из медной проволоки.

    Также нарушение контакта в предохранителе происходит при движении по неровным дорогам. «Болтанка» в некоторых случаях может вызвать скачки тока в цепи и привести к сгоранию предохранителя.

    Подключение оборудования с чрезмерной мощностью — еще одна частая причина смерти предохранителей. Возможен также выход предохранителя из строя из-за попадания воды на незащищенные участки проводки и контакты под напряжением, короткого замыкания в проводке, возникшего из-за неисправностей потребителей или самой проводки.

    Кроме того, не секрет, что предохранители часто горят в автомобилях любителей спортивной езды и участников внедорожных ралли. В таких режимах электрооборудование работает с увеличенной токовой нагрузкой, что нередко приводит к разрушению плавких вставок.

    Обнаружить неисправный узел, вызывающий перегорание предохранителя, имеет смысл как можно скорее. Затем этот потребитель следует отключить от бортовой сети и при первой же возможности отдать в ремонт или заменить.

    Что же касается предохранителей, то ремонтировать их точно не стоит, поскольку такие самоделки, равно как «жучки», могут спровоцировать короткое замыкание и пожар.

    Помните также, что в блоке предохранителей или на защитной крышке предусмотрено место для запасных элементов, а цвет предохранителя обозначает его номинал. Кроме того, имеет смысл держать в автомобиле несколько предохранителей разного номинала на случай выхода из строя сразу нескольких коммутационных устройств.

    avtoexperts.ru

    Глупо недооценивать важнейшую роль в системе автомобиля, таких элементов, как предохранители. Ведь они способны уберечь электрическую составляющую автомобиля от проблем, разного рода неисправностей. Большинство автолюбителей, скорей всего неоднократно сталкивались с ними. Но, нельзя упускать из виду тот факт, если они «горят» слишком часто – это чревато более серьезными проблемами. Поэтому если вы обратили внимание, что приходится довольно часто посещать автомагазины для покупки таких деталей, настоятельно рекомендуем разобраться подробней в этой проблеме. Поэтому далее в статье попытаемся раскрыть полный ответ на вопрос, почему перегорел предохранитель.

    Причины выхода из строя

    Помните, что каждый предохранитель несет ответственность за определенную «цепь» и упускать из вида такие проблемы, в первую очередь чревато из-за возможных будущих проблем уже в глобальном смысле. Перегорел предохранитель, значит, произошла поломка в какой-то сети, возможно неисправен какой-то прибор или же просто произошел скачек напряжения. Точно определить, за что именно отвечает каждый контролер, можно с помощью «мануала» для вашей модели или же спросить на форумах посвященных модели вашей машины. Хотелось бы привести некоторый список проблем, точней причин, которые могли бы послужить к выходу из работы предохранителей:

    Иногда возникает такая ситуация, что предохранитель, попросту имеет ненадежное соединение в «колодке» (посадочном месте), виду чего может наблюдаться плавление деталей или просто выход из строя.

    Чтобы обезопасить себя, лучше приобретать качественные комплектующие от известных брендов.

    • Банальный износ. Ошибочно считается, что предохранитель может выйти из строя моментально после кратковременного незначительного повышения напряжения в сети. Это не так, если перепады лишь слегка превышают норму, предохранительно постепенно начнет плавиться, но никак не моментально. Так называемая плавкая часть в таком случае постепенно перегорает, пока сечение окончательно не уменьшится. Поэтому покупая новый набор предохранителей первое время лучше последить за ними и проверить работоспособность.

    • Изначально выбрали неподходящий элемент, к примеру, с уменьшенным током. Если выбран ток меньше чем в сети, он просто не сможет перенести нагрузки и в таком случае сгорит моментально.

    • Выйти из строя может и по причине резких скачков напряжения, как уже говорилось, к примеру, из-за резкой блокировки электромоторов.

    Способы ремонта

    Как понимаете, если приходится довольно часто менять предохранители, значит, проблема требует разрешения. Большинство водителей, по поводу выхода из строя контролеров не переживает, а просто возит в автомобиле некий запас деталей, которые можно заменить в любой момент. Но, если вы заметили, что они перегорают достаточно часто, обязательно необходимо искать причину и уже после обдумывать возможные варианты ремонта.

    Запомните, если предохранитель горит сразу же после установки, значит, проблема скрывается в каком приборе и его обязательно нужно «вычислить». Способов, как это сделать не так уже и много. Приведем наиболее действенный. Итак, если перегорел какой-то элемент, первым делом изучаем документацию по модели. Необходимо определить в какую именно цепь включается сгоревший предохранитель, какие приборы и устройства туда подключены. К примеру, если перегорел предохранитель на ВАЗ 2114, 2110, помните, что есть двадцать предохранителей, у каждого из них своя группа потребителей. К примеру, наиболее часто выходит из строя предохранители: F1,F9 и F19.

    В группу F1 входят лампы подсветки номера, подсветка «приборки», освещение багажника, габариты.

    В группу F9 зачислены омыватели лобового стекла, фар, а также обогрев лобового и заднего стекла.

    Для группы F19 зачислены реле стоп-сигналов, габариты, указатели поворота, обмотка генератора, блок индикации «приборки», часы, бортовой компьютер, а также центральный замок.

    Определив «пакет» устройств подключенных к системе, включаем все приборы, которые взаимодействуют вместе с этим контролером.

    • Обзаведитесь отверткой с закрытой ручкой, лучше специальной изолированной. Металлическим краем аккуратно прикасайтесь к клеммам посадочного места для предохранителя. Если проскакивает даже небольшая искра при касаниях, значит неисправность все еще в сети. Чтобы «вычислить», что именно «болеет», необходимо постепенно удалять потребители, проверяя таким же образом, касаясь клемм. В случае если после удаления потребителя, искра при касании пропала, значит, виновник найден. Выявили проблемный элемент, несем к мастеру и определяем, возможно ли починить, если нет, покупаем новый.

    Замена предохранителя

    После замены источника неисправности, можно смело покупать набор предохранителей, которые вам подойдут. И тут внимание нужно сосредоточить на том, какой контролер там стоял изначально. Если выкинули и забыли, снова обращаемся к «мануалу» на автомобиль.

    Помните, что все предохранители еще с завода маркируются определенным цветом и цифрой. Допустим, цифра означает «ампераж», то есть, вынув синий на 30 А, необходимо такой же и поставить. Больше или меньше по «амперажу» могут впоследствии привести к более серьезному ремонту машины.

    Кстати, важно еще правильно найти место, куда поставить предохранитель. Бывает в потемках или с перепуга, водители путают места посадки, виду чего, машину может начать странно себе вести. Бывали случаи, что путали места посадки, и не могли потом заглушить машину при работающем кондиционере или горящих фарах. Может быть все что угодно. Поэтому, если не уверены в своих силах, лучше обратиться к специалистам.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: