Приставка автомат для зарядного устройства автомобильных аккумуляторов

Приставка автомат для зарядного устройства автомобильных аккумуляторов

Продолжая развивать программу доступности коммутационных компонентов KLS, Компэл расширяет складской ассортимент кнопочных переключателей, в том числе с функцией OFF-(ON), предназначенных для коммутации сигнальных цепей как постоянного, так и переменного токов. Кнопочные переключатели представлены в стандартном и антивандальном исполнениях, что позволяет их использовать для включения/выключения приборов промышленного контроля, СКУД, систем управления освещением, медицинского оборудования и других.

Для информации:
http://autogrep.ru/review/212.html
https://www.drive2.ru/l/2229337/
http://journal.caseclub.ru/2014/12/05/a . -proverit/
«НАПРЯЖЕНИЕ НА АККУМУЛЯТОРЕ АВТОМОБИЛЯ ДОЛЖНО БЫТЬ ОТ 13.9 ДО 14.2 В НЕЗАВИСИМО ОТ РЕЖИМА РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ И ВКЛЮЧЁННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЯХ»
На это и ориентируйтесь при настройке приставки.
1-3% в конце цикла зарядки-это 0,5-1,5А — вполне достаточно. Вам известно, что ток зарядки от обычного нестабилизированного блока будет постепенно уменьшаться, такой алгоритм реализуют сложные зарядные устройства, только заряжают они сначала током 0,1С, а потом его снижают до 0,01-0,05 в зависимости от установок. Сочетание нестабилизированного блока питания и этой приставки делает то же самое, только начальный заряд выбирайте 0,05С (т.е. для 50А/ч — это максимум 2,5А) и заряжайте не 10 часов, а 20, вернее сам аккумулятор будет столько времени заряжаться, пока не наберёт своё напряжение. Заряд меньшим током, чем 0,1С рекомендуют сами производители аккумуляторов! Главное — это не допустить перезаряда. когда идёт активное кипение и разрушение пластин. Правильно настроенная приставка этого не допустит.
И вот ещё интересная статья про восстановление и адаптивную зарядку.
http://adopt-zu.soroka.org.ua/vosst.html
«Также известен способ восстановления батарей асимметричным током (при соотношении зарядной и разрядной составляющих тока 10:1 и отношении длительностей импульсов этих составляющих 1:2. Но этот метод обычно делается на частотах 50Гц(сеть 220В) и я его не рекомендую — так как 50Гц это «сильно быстро» и будет лишний нагрев СА. Хотя само соотношение «зарядка:нагрузка» в 10:1 (по току) я рекомендую применять для низких частот (0.5-1Гц)»
http://www.powerinfo.ru/caraccumulator-charge.php
«При зарядке постоянным током наиболее распространенным является режим, который состоит из двух стадий. Первая стадия заряда производится при токе равном 0,1С до тех пор, пока напряжение на батарее 12 В не достигнет 14,4 В (2,4В на каждом аккумуляторе). Затем сила зарядного тока уменьшается вдвое до величины 0,05С . Зарядка при такой силе тока длится до неизменности напряжения и плотности электролита в аккумуляторах в течение 2ч. При этом в конце заряда происходит бурное выделение газа («кипение» электролита).»

Т.е. можно принять рекомендацию по настройке — 14,4В, при начальном токе 2-2,5А, в конце зарядки ток упадёт до, примерно, 0,5А, а сам процесс заряда будет длиться до 24 часов,в зависимости от степени разряженности.

В программе вебинара: технология Silent Switcher® — сочетание высокого КПД и сверхмалого уровня ЭМИ, технология uModule® — высокоинтегрированные решения для источников питания, микро- и нанопотребляющие DC/DC-преобразователи, решения для резервного питания, цифровое управление системой питания (PSM), безоптронные изолированные обратноходовые преобразователи. В практической части вебинара будут продемонстрированы примеры работы с инструментами Analog Devices для проектирования источников питания.

_________________
Хоть оптика и увеличивает изображения но, глядя через оптический прицел, все проблемы мельчают.

_________________
Мудрость приходит вместе с импотенцией.

_________________

Вчерашний опыт с новым аккумулятором: через пять минут после поездки на аккумуляторе было 13,8В, я подключил зарядник со стабильным током 1А, за 20 с небольшим минут напряжение дошло до 14,7В аккумулятор вяленько закипел и это, повторю, при токе 1А. Отключил, подождал 40 минут, напряжение опустилось до 13,2В. Снова подключил зарядку, но теперь в два этапа: до 14,4В током 1А (около 25 минут), затем до 14.7В током 0,25А ещё почти 30 минут. Аккумулятор при 250мА почти не кипел, слышно было потрескивание, а газовыделения обильного небыло.
Так вот что я хочу этим сказать: даже при токе 0,25А в конце процесса зарядки (а у кого сеть «плавает» то от 0,1 до 0,5А) аккумулятор способен набрать 14,7В, просто времени нужно больше. И как бы там ток не плавал в пределах пары сотен миллиампер — какая разница? всё равно 14,7 — это на 2 вольта больше ЭДС 100% заряда.
С другой стороны, никто не мешает вам включать зарядку несколько ночей подряд, и, в конце концов, вы зарядите аккумулятор, тем более,что производители рекомендуют раз в месяц делать цикл полной зарядки малым током для исключения сульфатации. Таким образом, выставив начальный ток на 2А вы легко сможете зарядить этой приставкой свой аккумулятор с 13,2В до 14,7В за ночь.
Сегодня утром мужик сказал «спасибо». Ночью ставил на зарядку свой старенький аккумулятор с начальным током 3А. Я ему посоветовал несколько ночей подряд ставить на зарядку с током 1,5А (благо такой ток получался на крайнем положении выключателя), думаю что заряд аккумулятор после этого будет держать лучше.

Я, при всём уважении, так и не смог найти прямых доказательств, что долговечность аккумулятора крайне чувствительна именно к стабильности тока заряда. Перенапряжение — это не хорошо, превышение тока зарядки — тоже вредно, импульсный ток тоже не очень, но, опять же, только при его высоких значениях. в любом случае каждый принимает решение сам.

Последний раз редактировалось lomnik Ср авг 24, 2016 08:38:59, всего редактировалось 2 раз(а).

Некоторые поправки в схеме.
Убрал резистор «поддерживающего заряда» за ненадобностью, а также переместил индикатор подключения аккумулятора на коллектор Т1. Это улучшило индикацию, обеспечило правильную работу защиты на Т1. Уменьшил резистор R10 до 5,1кОм для надёжного открытия Т1.
Ещё раз о настройке.
Не включайте в сеть саму зарядку. Вместо аккумулятора включаете регулируемый блок питания. Устанавливаете напряжение 14,7В. Т.к. TL431 открывается «плавно» от 2,48В до 2,5В, то настраивать на 14,7В нужно по чуть заметному уменьшению свечения D12, тогда во время работы зарядки на этом уровне произойдёт отключение.
Как проверить настройку без аккумулятора.
Я подключил вместо зарядного устройства лабораторный блок питания с ограничением тока, установил 20В, поднял уровень тока защиты до уровня, при котором она отключилась и напряжение поднялось до 20В. Засветился светодиод D2 «питание». Возможно, очень слабо будет светиться D12 «Заряд». Подключил набор аккумуляторов на 12В (или 12В мини-батарейку, как в пульте от автосигнализации) наоборот — загорелся индикатор D6 «полярность». Подключил нормально, загорелся D11 «готов». Нажал кнопку S1 «заряд» включилась зарядка, упало напряжения блока питания до напряжения аккумулятора, т.к. включилась защита по току. В зависимости от настройки защиты блока питания ток зарядки может доходить до 0,2А, в моём случае удалось ограничить ток на уровне 60мА и при подключенной мини-батарейке напряжение стало плавно подниматься, по достижении 14,65В зарядка отключалась, напряжение блока питания вновь поднималось до 20В.
Теперь можно ещё раз настроить точнее и собирать в корпус. Хочу заметить, что из за плавного открытия TL431 в конце зарядки мощный транзистор будет работать в режиме близком к линейному, поэтому может рассеивать до 1,5Вт тепла, т.е. небольшой радиатор нужен.
Вот новая схема:

Кроме того сваял чуть иную схему в которой вместо TL431 стоит триггер Шмидта. Вот эта схема:
и плата
Теперь переключается зарядка резко, мощный транзистор работает уже в ключевом режиме и даже при токе 6А рассеивает около 0,5Вт тепла, т.е. при токах до 3А можно обойтись без радиатора. Настраивается так же, но уже по моменту смены цвета D3 на зелёный т.к. я применил двухцветный светодиод. Возможно лучше использовать многооборотный резистор R1. Индикатор D3 «заряд/готов» загорается зелёным только если аккумулятор имеет напряжение не менее 5В и подключен в правильной полярности. При нажатии на кнопку «заряд» индикатор D3 станет оранжевым. По окончании зарядки он снова станет зелёным. Так как у триггера имеется некоторый гистерезис, то после отключения зарядки сразу её включить не удастся, пока напряжение на аккумуляторе не опустится ниже 14В (в моём случае 13,6В). В приложении печатная плата.

Читайте также  Как правильно установить выключатель массы на автомобиль?

Автоматическая приставка к зарядному устройству для авто аккумулятора

Дополнив имеющееся в вашем распоряжении зарядное устройство для автомобильной аккумуляторной батареи предлагаемым автоматом, можете быть спокойны за режим зарядки батареи — как только напряжение ва ее выводах достигнет (14,5±0,2)В, зарядка прекратится. При снижении напряжения до 12,8..13 В зарядка возобновится.

Приставка может быть выполнена в виде отдельного блока либо встроена в зарядное устройство. В любом случае необходимым условием для ее работы будет наличие пульсирующего напряжения на выходе зарядного устройства. Такое напряжение получается, скажем, при установке в устройстве двухполупериодного выпрямителя без сглаживающего конденсатора.

Схема приставки-автомата

Она состоит из тринистора VS1, узла управления тринистором А1, выключателя автомата SA1 и двух цепей индикации- на светодиодах HL1 и HL2. Первая цепь индицирует режим зарядки, вторая — контролирует надежность подключения аккумуляторной батареи к зажимам приставки-автомата.

Если в зарядном устройстве есть стрелочный индикатор — амперметр, первая цепь индикации не обязательна.

Узел управления содержит триггер на транзисторах VТ2, VТЗ и усилитель тока на транзисторе VТ1. База транзистора VТЗ подключена к движку подстроечного резистора R9, которым устанавливают порог переключения триггера, т. е. напряжение включения зарядного тока. «Гистерезис» переключения (разность между верхним н нижним порогами переключения) зависит в основном от резистора R7 и при указанном на схеме сопротивлении его составляет около 1,5 В.

Триггер подключен к проводникам, соединенным с выводами аккумуляторной батареи, и переключается в зависимости от напряжения на них.

Рис. I. Принципиальная схема приставки-автомата.

Транзистор VT1 подключен базовой цепью к триггеру и работает в режиме электронного ключа. Коллекторная же цепь транзистора соединена через резисторы R2, R3 и участок управляющий электрод — катод тринистора с минусовым выводом зарядного устройства. Таким образом, базовая и коллекторная цепи транзистор pa VT1 питаются от разных источников: базовая — от аккумуляторной батареи, а коллекторная — от зарядного устройства.

Тринистор VS1 выполняет роль коммутирующего элемента. Использование его вместо контактов электромагнитного реле, которое иногда применяют в этих случаях, обеспечивает большое число включений — выключений зарядного тока, необходимых для подзарядки ак-кумуляібрной батареи во время длительного хранения.

Как видно из схемы, тринистор подключен катодом к минусовому проводу зарядного устройства, а анодом-к минусовому выводу аккумуляторной батареи. При таком варианте упрощается управление тринистором: при возрастании мгновенного значения пульсирующего Напряжения на выходе зарядного устройства через управляющий электрод тринистора сразу начинает протекать ток (если, конечно, открыт транзистор VT1).

А когда на аноде тринистора появится положительное (относительно катода) напряжение, тринистор окажется надежно открытым. Кроме того,’ подобное включение выгодно тем, что тринистор можно крепить непосредственно к металлическому корпусу приставки-автомата или корпусу зарядного устройствя (в случае размещения приставки внутри его) как к теплоотводу.

Выключателем SA1 можно отключить приставку, поставив его в положение «Ручн.». Тогда контакты выключателя будут замкнуты, и через «резистор R2 управляющий электрод тринистора окажется» подключенным непосредственно к выводам зарядного устройства». Такой режим нужен, например, для быстрой зарядки аккумулятора перед установкой его на автомобиль.

Детали и конструкция

Транзистор VT1 может быть указанной на схеме серии с буквенными индексами А — Г; VГ2 и VТ3 — КТ603А — КТ603Г; диод VD1-любой из серий Д219, Д220 либо другой кремниевый; стабилитрон VD2 — Д814А, Д814Б, Д808, Д809; тринистор — серии КУ202 с буквенными индексами Г, Е, И, Л, Н, а также Д238Г, Д238Е; светодиоды — любые из серий АЛ 102, АЛ307 (ограничительными резисторами R1 и R11 устанавливают нужный прямой ток используемых светодиодов).

Постоянные резисторы — МЛТ-2 (R2), МЛТ-1 (R6), МЛТ-0,5 (Rl, R3, R8, R11), МЛТ-0,25 (остальные). Подстроечный резистор R9 — СП5-16Б, но подойдет другой, сопротивлением 330 Ом. 1,5 кОм.

Если сопротивление резистора больше указанного на схеме, параллельно его выводам подключают постоянный резистор такого сопротивления, чтобы общее сопротивление составило 330 Ом.

Детали узла управления монтируют на плате (рис. 2) из одностороннего фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Подстроечный резистор укрепляют в отверстии диаметром 5,2 мм так, чтобы его ось выступала со стороны печати.

Плату укрепляют внутри корпуса подходящих габаритов либо, как было сказано выше, внутри корпуса зарядного устройства, но обязательно возможно дальше от нагревающихся деталей (выпрямительных диодов, трансформатора, тринистора). В любом случае напротив сси подстроечного резистора в стенке корпуса сверлят отверстие. На лицевой стенке корпуса укрепляют светодиоды и выключатель SA1.

Рис. 2. Печатная плата приставки-автомата.

Для установки тринистора можно изготовить теплоотвод общей площадью около 200 см2. Подойдет, например, пластина дюралюминия толщиной 3 мм и размерами 100X100 мм. Теплоотвод прикрепляют к одной из стенок корпуса (скажем, задней) на расстоянии около 10 мм — для обеспечения конвекции воздуха.

Допустимо прикрепить теплоотвод и к наружной стороне стенки, вырезав в корпусе отверстие под тринистор.

Перед креплением узла управления его нужно проверить и определить положение движка подстроечного резистора. К точкам 1, 2 платы подключают выпрямитель постоянного тока с регулируемым выходным напряжением до 15 В, а цепь индикации (резистор R1 и светодиод HL1) -к точкам 2 и 5. Движок подстроечного резистора устанавливают в нижнее по схеме положение и подают на узел управления напряжение около 13 В. Светодиод должен гореть. Перемещением движка подстроечного резистора вверх по схеме добиваются погасания светодиода. Плавно увеличивая напряжение питания узла управления до 15 В и уменьшая до 12 В, добиваются подстроечным резистором, чтобы светодиод зажигался при напряжении 12.8. 13 В и погасал при 14,2. 14,7 В.

Коробков Александр Васильевич — ведущий специалист одного из московских предприятий, родился в 1986 году. Радиолюбительством занялся в школе, где восьмиклассником собрал детекторный приемник. Через два года осилил супергетеродин. В 60-е годы разработал и собрал транзисторный магнитофон. К этому же периоду относятся первые публикации в журнале «Радио». Немного позже стал публиковаться и в сборнике ВРЛ. Основная тематика публикаций в последнее десятилетие — автомобильная влектроника.

приставка к ЗУ АКБ (тестовая сборка)

Продолжаю серию постов про приставку для зарядного устройства (ЗУ) автомобильного аккумулятора. В моем блоге (и в сообществах) уже есть посты с описанием работы этой приставки, кому интересно могут посмотреть. А, сейчас я хочу рассказать и показать как собрать эту приставку чтобы не только можно было посмотреть но и самостоятельно протестировать её работу.
Выглядит приставка так :

Но совсем не обязательно для тестов делать печатную плату (вначале я эксперименты начинал сборкой навесным монтажом) т.к. схема простая и для того чтобы понять нужна вам такая приставка или нет, все можно собрать «на коленке» . Ниже привожу схему силового блока.

Для управления этим блоком я использовал готовую плату Arduino Pro Mini теоретически можно использовать любую плату Arduino или просто контроллер с минимальной обвязкой.
А, если все таки есть желание сделать на плате, то вот ссылка на рисунок в «спринте» www.dropbox.com/s/1pv21oi…%9D%D0%9E%D0%95.lay6?dl=0

Читайте также  Как пользоваться навигатором навител в автомобиле?

На этой плате сборка будет выглядеть так :

Для работы приставки естественно нужна программа и вот ссылка на тестовую прошивку www.dropbox.com/s/gpgszz4…r_47_for%20tests.hex?dl=0
Фьюзы можно оставить «родные», если делать на отдельном контроллере, то я применял: lf = 0xFF, hf = 0xDF

Остается только видео, где я расскажу как «оживить» приставку для работы.

и собственно небольшой парк моих приставок …

Кстати, теперь в качестве источника напряжения использую блок питания от ноутбука, у него в схеме ничего не менял, только сделал выход более толстым проводом.
Провода для выхода приставки тоже советую делать сечением потолще и длиной покороче, я применяю сечение 2,5 длина до 40 см.

Все, что вы делаете, вы делаете на свой страх и риск!

Комментарии 128

В качестве диода после дросселя шотка 100в 2×10А пойдет ? STPS20H100C

прошу указать тип диода

От 40 Ампер…
Только на эту схему нет прошивки.

Я смотрел блог тестовая сборка, разве это не та схема? Она там присутствует.
И что Вы предлагаете для повторения?
Как то все запутанно выглядит, можете прояснить?
Не обижайтесь, со всем уважением к Вашему труду…
Но хотел бы по подробней о калибровке, внимательно просмотрел видео,
калибровка привязана к конкретному аккумулятору, если Вы предлагаете прошивку
с автоматической калибровкой- то как быть с другим аккумулятором?
Я понимаю, что опорное остается прежним, а ЭДС другого аккумулятора иная-
снова ручная калибровка?
нет, если Вам эта тема не интересна, можем ее оставить, не хочу Вас отвлекать и надоедать,
хотя желал бы проверить на макете- судя по комментам никто ее не повторял.
Ну а обыкновенная моргалка мне не нужна, такого пруд пруди в нете.

— калибровка НЕ привязана к аккумулятору. параметры для калибровки это опорное напряжение (напряжение питания) контроллера и фактические номиналы резисторов делителя напряжения.

— в тестовой версии калибровка требуется только при каждом включении ЗУ при смене аккумулятора этого делать не нужно.

— знаю о двух повторениях ЗУ но в комментах этого нет, все общения были в личке.

Доброго времени суток. Пытаюсь разработать свое первое зарядное для АКБ, очень удачно наткнулся на Ваш каскад постов, 3 день пытаюсь въехать в тему. Просветите по поводу алгоритма работы, насколько мне удалось понять: измеряем напряжение АКБ, если меньше 10.8 включаем зарядку импульсми (на форуме пишут отношение 10:1 импульс-пауза и 1:2 длительности соответственно и чем ближе к 12 вольтам тем скважность можно больше сделать), так гоним пока напряжение на АКБ не станет 12 вольт. Затем заряжаем как обычно постоянным током 0.1С до 12.5в. Затем добиваем АКБ зарядкой типа «качели» (не нашел никакой конкретики), но видимо это режим когда подается порция тока, а затем подключается маломощная нагрузка рассчитанная на ток 0.05*С и так продолжается пока напряжение на АКБ не достигнет 14.4в. Законченной картины в голове пока нет, подскажите где я не прав?

Вы сгребли кучу выдержек из разных постов, теперь нужно все сформировать в один логически обоснованный алгоритм…

1 — определитесь с целью и задачей, что вы собрались конструировать.
судя по цитатам это будет, что-то типа «моргалки», тогда может проще взять уже готовый вариант там на форуме, например от Павла Валерьевича.

В общем нужен зарядник для АКБ, деньги есть на покупку готового, но неспокойный мозг инженера говорит что надо собрать самому. Думаю пока остановлюсь на изготовлении БП+»моргалки», а затем по уже если будет желание усовершенствую, добавлю разные контроли, режим разрядки, КТЦ. А тема с моргалкой Павла Валерьевича помогла, там почти готовый алгоритм, и как я раньше его не заметил. Спасибо что тыкнули носом куда надо!

«остановлюсь на изготовлении БП+»моргалки», » — тоесть вернетесь в прошлый век…

«а затем по уже если будет желание усовершенствую, » — гемороя много, а толку мало …

Не понял как изготовление БП вернет меня в прошлый век? насколько я помню вы в своих первых экспериментах использовали в качестве бп, зарядное типа «кипятильник», а потом уже пересели на БП от ноутбука.

я имел ввиду «моргалку»…
что, использовать в качестве источника энергии (БП ноутбук или трансформатор) это не так критично, вопрос в блоке управления.

Форум большой, читать его трудно и времени жалко если честно, да и мло людей кто делится информацией в открытую. Но найти необходимую информацию все же удалось.
Алгоритм зарядки-моргалки:
1. Зарядка производится пачками импульсов, частотой 35Гц, скважность импульсов равна 50%.
2. Длина пачки 30 сек или меньше, если достигнут верхний порог 14,3-14,4В
3. Далее пауза (отдых) 20 сек или меньше, если спад АКБ в паузе более 0,01В за 1 сек.
4. Если АКБ

Интересно чем вы руководствовались выбирая именно этот алгоритм… интерес чисто теоретический…

У вас есть какие-то обоснования по приведенным пунктам, почему именно такие параметры, а не другие ?

давайте для начала попробуем разобраться с п.1 …

нашел спасибо .еще бы о торе что нибудь.я так понял это дросель я вижу 25 витков провод 1.5 или 2.5 мм2 или там еще чтото или это готовый откудато.

Это дроссель фильтра из компового БП.

добрый вечер .подскажите тип оптопары .тип сборки диодов.тор данные.или где почитать а то не нашел .спасибо.

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Зарядное устройство автомат для автомобильных АКБ

Это зарядное устройство верой и правдой служит уже года 4, причём оно в отличии от многих других самодельных и промышленных автозарядок имеет несколько преимуществ, которые и сподвигли на создание сего девайса. Во-первых простота и надёжность схемы (без всяких процессоров) и наглядный простой светодиодный индикатор — полоска по вольтам. Псевдо-аналоговый вольтметр на 12 светодиодах был сделан на микросхеме UAA180, которую выпаял с какого-то тахометра. А к контактам АС подключаем трансформатор

Схема автоматической зарядки для батарей авто

Автоматизация зарядки основана на так называемом компараторе — система, взятая из старых схем по заряду батареек + немного собственных модификаций. Задача модуля состоит в том, чтобы управлять реле (с контактами на 10 А), которое в свою очередь подает 12 В выпрямленного напряжения от основной вторичной обмотки на свинцовый АКБ.

Контроллер имеет вентилятор на достойном кулере из старого источника питания ПК. В качестве датчика температуры использовались 4 диода 1N4148, соединенных последовательно, получив изменение напряжения примерно 10 мВ / С. Установлен порог переключения примерно 40C, но вентилятор редко включается даже летом.

Корпус готовый из набора. Лицевая панель напечатана на желтой клейкой бумаге, на которой также прикрепил самоклеющуюся пленку. Решение оказалось надёжным и сохранилось в течение 4-х лет в самых трудных условиях (гаражи, подвалы) без повреждений. Под трансформатором, на задней панели и в верхней части, просверлил несколько десятков вентиляционных отверстий. Вентилятор был установлен таким образом, чтобы он вытягивал теплый воздух наружу. В течение многих часов работы корпус зарядного лишь слегка теплый.

Принцип действия автоматического ЗУ

Выпрямитель для заряда АКБ имеет 3 режима работы, выбранных переключателем:

  1. Автоматическая зарядка — заряд начнется только после подключения батареи, если ее напряжение будет больше 10 В и закончится, когда оно достигнет 15 В;
  2. Нет зарядки — переключатель в среднем положении — полезен для замера фактического напряжения батареи;
  3. Непрерывная зарядка — на клеммах постоянно подается напряжение, независимо от того, подключена ли батарея и каково ее реальное напряжение.

Вольтметр имеет нижнюю пороговую настройку измеряемого напряжения и верхнюю. Там использованы потенциометры, чтобы точно установить пороговые значения. Диапазон измеряемого напряжения составляет 6 вольт, поэтому 6 [В] / 12 [LED] = 0,5 В / LED, и на практике оно так и есть. Задача вольтметра — показать, какое примерно напряжение находится на клеммах аккумулятора.

За последние годы это самодельное зарядное устройство зарядило десятки батарей, в том числе у соседей по гаражному массиву. Начиная от новых 80 Ач — до старых 36 Ач и собрало очень лестные отзывы. Несмотря на отсутствие регулировки тока зарядки, схема работает отлично. Чем выше емкость аккумулятора, тем выше начальный зарядный ток (низкое внутреннее сопротивление батареи). Самый высокий ток составляет 6 А при зарядке аккумулятора емкостью 80 Ач. Типичный начальный ток 3-5 А, в зависимости от типа батареи. По завершении процесса система отключается, что слышно щелчком реле.

Читайте также  На что влияет лямбда зонд в автомобиле?

Какой вольтаж должен быть на авто АКБ

Обратите внимание что газы (то есть разделение воды на кислород и водород), являются признаком окончания зарядки аккумулятора, этот процесс начинается когда напряжение батареи превышает 14,4 В (2,4 В на ячейку). Производители аккумуляторов рекомендуют зарядку до 15 В (2,5 В на ячейку). Превышение этого напряжения может привести к повреждению аккумулятора. Также, по словам производителей, напряжение в установке автомобиля должно составлять 13,9-14,5 В. В конце зарядки ток составляет около 1 А.

Превышение значения 14,5 В приводит к довольно быстрому увеличению электролиза, в случае неоткрытых батарей — это реальная проблема. Для AGM и GEL еще хуже, потому что, если системы рекомбинации не справятся, то даже инвазивная заливка не является вариантом. Возможен уход активной массы и проблемы с АКБ в более позднее время, если не сразу.

Типичный автомобильный аккумулятор, состоящий из 6 ячеек, имеет:

  • электродвижущая сила: приблизительно 12,6 В
  • номинальное напряжение одной ячейки: 2,105 В
  • минимальное зарядное напряжение 10,8 В
  • после окончания заряда минимум: 13,9 В, максимум 14,5 В
  • коэффициент саморазряда аккумулятора : 3-20% в месяц
  • типичный зарядный ток 1 / 10 С
  • долговечность: 500 — 800 циклов.

Напряжение батареи должно быть измерено через 12 часов после зарядки, чтобы обеспечить точные данные. После полной зарядки напряжение быстро падает до 13,2 В, а затем медленно до 12,6 вольт. В случае глубокой разрядки аккумулятора, целесообразно зарядить его постоянным током до напряжения 16 вольт.

НАЖМИТЕ ТУТ И ОТКРОЙТЕ КОММЕНТАРИИ

Да ,уж……навертел. Напиши подробнее как настраивать.нарисуй блок схему как и что подсоеденять….какие диоды используются как датчик температуры…

Зарядно-десульфатирующий автомат для автомобильных аккумуляторов

А.Сорокин
Радиолюбитель 10, 1998

Давно уже известен тот факт, что заряд электрохимических источников питания асимметричным током, при соотношении Iзар : Iразр = 10:1, в частности кислотных аккумуляторов, приводит к устранению сульфатации пластин в батарее, т.е. к восстановлению их емкости, что, в свою очередь, продлевает срок службы батареи.

Не всегда есть возможность находиться возле зарядного устройства и все время контролировать процесс зарядки, поэтому зачастую либо систематически недозаряжают батареи, либо перезаряжают их, что, конечно же, не продлевает срок их службы.

Из химии известно, что разность потенциалов между отрицательной и положительной пластинами в аккумуляторной батарее составляет 2,1 В, что при 6 банках дает 2,1 х 6 = 12,6 В.

При зарядном токе, равном 0,1 от емкости батареи, в конце заряда напряжение повышается до 2,4 В на одну банку или 2,4 х 6 = 14,4 В. Повышение зарядного тока ведет к повышению напряжения на аккумуляторе и повышенному разогреву и кипению электролита. Заряд же током ниже 0,1 от емкости не позволяет доводить напряжение до 14,4 В, однако длительный (до трех недель) заряд малым током способствует растворению кристаллов сульфата свинца. Особенно опасны дендриты сульфата свинца, «проросшие» в сепараторах. Они и вызывают быстрый саморазряд батареи (с вечера зарядил аккумулятор, а утром не смог запустить двигатель). Вымыть же дендриты из сепараторов можно только растворением их в азотной кислоте, что практически нереально.

Путем длительных наблюдений и экспериментов была создана электрическая схема, которая, по мнению автора, позволяет довериться автоматике. Опытная эксплуатация в течение 10 лет показала эффективную работу устройства. Принцип работы заключается в следующем:

Заряд производится на положительной полуволне вторичного напряжения.

На отрицательной полуволне происходит частичный разряд батареи за счет протекания тока через нагрузочный резистор.

Автоматическое включение при падении напряжения за счет саморазряда до 12,5 В и автоматическое отключение от сети 220 В при достижении напряжения на батарее 14.4 В.

Отключение — бесконтактное, посредством симистора и схемы контроля напряжения на батарее.

Важное достоинство метода заключается в том, что пока не подключена батарея (автоматический режим), блок не может включиться, что исключает короткое замыкание при замыкании проводов, подводящих зарядный ток к аккумуляторной батарее.

При сильно разряженной батарее включение блока возможно посредством переключателя «АВТОМАТ-ПОСТОЯННО».

Еще одно очень важное достоинство — отсутствие сильного «кипения», что в совокупности с автоматическими отключением и включением позволяет оставлять включенное устройство без присмотра на длительное время. Автор про-экспериментировал с двухнедельным режимом постоянного включения в режиме «АВТОМАТ».

В целях пожарной безопасности необходимо, чтобы зарядное устройство было в металлическом корпусе, сечение подводящих проводников к батарее — не менее 2,5 мм 2 . Обязателен также надежный контакт на клеммах батареи.

Напряжение сети 220 В подается через предохранитель FU1 и симис-тор VD1 на первичную обмотку силового трансформатора. Со вторичной обмотки переменное напряжение U2=21 В выпрямляется диодом VD3 и через балластный резистор R8 сопротивлением 1,5 Ом поступает на клемму «+» батареи, к которой подключены вольтметр РА1 на 15 В, тумблер SA2 «ВКЛ. ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ» и схема контроля и управления, представляющая собой триггер Шмитта с гистерезистором около 1,8 В, определяемым падением напряжения на диодах VD5, VD6 и переходе база-эмиттер транзистора VT2. Транзистор VT1 при напряжении на аккумуляторе 12,6 В включается, и через оптрон VD4 включает симистор VD1, что приводит к включению трансформатора Т1 и подаче напряжения на заряжаемый аккумулятор.

Подключение тумблером SA2 резистора R5 обеспечивает асимметричность формы зарядного тока. Светодиоды VD8 и VD7 индицируют включение блока в режимы «ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ» и «ВКЛ.» соответственно. Резистором R7 устанавливается момент отключения блока при напряжении на вольтметре 15 В (0,5 В падает на подводящих проводах). Мостик VD2 обеспечивает включение симистора на обеих полуволнах сетевого напряжения и нормальную работу трансформатора. Тумблер SA1 служит для включения режима «ПОСТОЯННО».

Детали. Силовой трансформатор — Р=160 Вт, Uii=21 В, провод — ПЭВ-2-2,0. R8 — проволочный (нихром) диаметром 0,6 мм. R5 — ПЭВР на 10. 15 Вт. Диод VD3 — любой из Д242. Д248 с любым буквенным индексом на радиаторе площадью S=200 см 2 . Остальные резисторы типа — МЛТ, СП; симистор — КУ208Н, без радиатора. S1 — любой, например МТ1. S2 — ТВ1-1. HL1 -любая лампа на 12 В. РА1 — измерительная головка на 15 В.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: