Как проверить динамометрический ключ самостоятельно?

Как проверить динамометрический ключ самостоятельно

Время на чтение: 6 минут

Каждому опытному автолюбителю или профессиональному мастеру известно, что многие детали в автомобиле требуют особого усилия при затяжке. Так, если на гайку будет передан момент, недостаточный для её полного затягивания, она может разболтаться при движении, и, напротив, перетянув крепёж, можно обеспечить деформацию детали.

Именно поэтому динамометрический ключ — одна из важнейших составляющих набора инструментов каждого специалиста. Однако стоит он достаточно дорого, и некоторые умельцы изготавливают инструмент своими руками.

Динамометрический ключ

Динамометрический ключ своими руками

Динамометрический ключ — это инструмент для мастеров станций техобслуживания, предназначенный преимущественно для обеспечения равномерного приложения нагрузки на тот или иной крепёжный элемент, он обеспечивает равномерную затяжку каждого болта или гайки.

Электронная или стрелочная шкала на данном изделии позволяет обеспечивать затяжку деталей с точностью до десятых и даже сотых долей мм.

При ближайшем рассмотрении изделие представляет собой обычный рычаг с трещоткой на конце, которая не позволяет мастеру переборщить с усилием и просто прокручивается вхолостую, в соответствии с заранее выставленными параметрами на динамометре.

Динамометр — это простой пружинный механизм, который, натягиваясь, вызывает отклонение стрелки на циферблате от нулевой отметки до предельного значения, заданного пользователем.

В основании рычага находится вращающийся ограничитель, с помощью которого мастер выставляет точное значение требуемого предельного усилия перед началом работы.

Детали для ключа своими руками

Таким образом, имея под рукой некоторые бытовые приборы, а также немного смекалки и знаний элементарной физики, любой мужчина сможет изготовить подобие ключа, не выходя из дома или гаража, причём результат мало чем будет отличаться от показаний прибора, приобретённого в магазине.

Динамометрический ключ без шкалы: чем заменить

Чтобы ключ получился простым в использовании и мог нормально эксплуатироваться, пользователю нужно знать простую формулу из школьного курса физики, а именно, что момент в 10 Н*м — это произведение веса в 1 кг, приложенного на расстоянии один метр от точки. Таким образом, нетрудно догадаться, что рычаг в 0,5 м достигает данного значения при усилии в 2 кг, 0,2 м — 5 кг и т. д.

Отталкиваясь от этих расчётов, мастер должен приобрести или найти следующие детали для изготовления инструмента:

  • Рукоять, которая имеет торцованные в форме квадрата наконечники, причём длина изделия должна соответствовать приведённым выше расчётам для достижения более точного результата.
  • Если обрезать рычаг не удаётся, то всегда можно нанести на нём метку маркером или просто надеть тугой хомут, что и будет являться отправной точкой приложения нагрузки на крепёж.
  • Вместо динамометра можно взять обычный высокоточный безмен — весы, которые показывают нагрузку в граммах в зависимости от силы натяжения. Специалисты советуют приобрести данный прибор с ценой деления хотя бы в 100 граммов и пределом взвешивания до 50 килограммов.

Советы профессионалов при изготовлении ключа

С первого раза инструмент может не получиться, и измерение будет некорректным. Однако любой опытный мастер может дать несколько подробных советов, следуя которым каждый новичок добьётся желаемого результата.

При отсутствии рычага или материалов для него можно пользоваться обычным гаечным ключом с рожковым захватом с одной стороны и накидным — с противоположной. Однако здесь следует более тщательно вычислить соотношение длины и крутящего момента, так как наверняка размер плеча будет представлять собой дробное число.

Для лучшей фиксации безмена к рычагу следует особенно тщательно отнестись к месту его установки. Лучший вариант — аккуратно просверленное сквозное отверстие, точно в месте приложения нагрузки, и прибор никогда не соскользнёт с рукояти.

Работа с самодельным динамометрическим ключом

В зависимости от требуемого натяжения у мастера может быть сразу несколько безменов с различными пределами взвешивания, каждый из которых должен иметь собственную таблицу зависимости нагрузки от плеча и крутящего момента.

Так как все усилия при определении степени затяжки прикладываются только к весам, необходимо обеспечить удобный захват ручки, так как 20-30 кг с плохим захватом не позволят комфортно работать с прибором.

Как осуществляется измерение затяжки

Чтобы корректно измерить затяжку при помощи самодельного прибора, необходимо выполнить несколько простых правил:

  • Собрать прибор и привести его в рабочее состояние — прикрепить безмен к рукояти, выставить его на нулевое значение, при возможности — задать предел взвешивания с сигнализацией, а в конце — одеть необходимую насадку на рабочий орган устройства либо изначально выбрать рожковый ключ подходящей размерности.
  • Накинуть ключ на гайку или болт. Прибор покажет точное значение только в том случае, если сопряжение с крепежом происходит напрямую через рычаг, а при участии одного или нескольких переходников и удлинителей при выдаче результата возможна погрешность до 5-8 %.
  • Аккуратно потянуть безмен таким образом, чтобы его положение было строго перпендикулярно оси рычага, и показатель нагрузки не был искажён, раскладываясь на векторы.
  • Если было достигнуто нормальное усилие, прибор подтвердит это результатом измерений, а гайка не шелохнётся. Если же затяжка не была достаточной, то крепёж провернётся вокруг своей оси до достижения требуемого крутящего момента.

Основные ошибки при изготовлении ключа

Любой высокоточный инструмент не может быть изготовлен совсем без ошибок, так как у мастера под рукой нет ни точных разработок, ни чертежей, и всё это может привести к некорректным измерениям и поломке деталей авто впоследствии. Однако многие профессионалы имеют ответы и на этот счёт, предлагая автолюбителям ряд рекомендаций для того, чтобы минимизировать ошибки и неточности, в частности:

  • В качестве рычага не стоит брать мягкий металл, который может легко погнуться при нажатии, потому что усилие, приложенное к безмену, без соблюдения ортогональности не даст искомый результат, и назначение устройства будет полностью утрачено.
  • Не стоит выбирать дешёвый безмен, потому что точность его измерений весьма сомнительна, а пружина быстро растягивается и выходит из строя. Так, по состоянию на декабрь 2018 года, стоимость весов должна быть в районе 400-500,0 руб. Это немного по сравнению с ценой на сам динамометрический ключ — около 3-4 тыс. руб., а некачественную составляющую лучше поменять сразу.
  • При креплении насадки на гайку нужно учитывать, что она должна находиться перпендикулярно оси работы рычага, а в противном случае измерения не получится.
  • Большинство безменов обладают лишь информационной функцией и никак не ограничивают действия мастера, который может легко отвлечься и перетянуть болт, не обратив внимание на показание шкалы.

Таким образом, при использовании самоделки на мастере лежит гораздо больше ответственности, потому что прибор не может обладать теми функциями по автоматическому ослаблению усилия, как покупной аналог.

Станция техобслуживания

Самодельное устройство лучше всего применять для контроля за натяжением болтов, если возникают сомнения. При необходимости контроля затяжки на какой-либо сложной составной детали автолюбителю всё-таки следует обратиться в СТО для проведения диагностики и ремонта, не производить замену важных компонентов у себя в гараже, потому что самовольное вмешательство может стоить гораздо дороже, чем сэкономленные на ключе средства.

Рекомендованные сообщения

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Сейчас на странице 0 пользователей

Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

Все механические динамометрические ключи проходят БЕСПЛАТНУЮ калибровку и регулировку на заводе производителя. Ко всем откалиброванным динамометрические ключам выдается БЕСПЛАТНОЕ свидетельство поверки. Свидетельство обязательно содержит серийный номер ключа и месяца/года поверки.

Завод изготовитель рекомендуем осуществлять проверку Ваших динамометрических ключей ежегодно, начиная с момента ввода эксплуатацию. Напоминаем Вам о том, что нтервал проверки может быть короче, если Вы ранее выполните 5000 циклов нагрузки в связи с более интенсивным использованием.

Проверка динамометрического ключа осуществляется на специальном оборудовании. Суть теста заключается в том, что на динамометрическом ключе устанавливается значение и на специальном оборудовании проверяется срабатывает ли ключ на установленном значении.

В случаи отклонения свыше установленных значений погрешности ключ калибруется.

Вот видео материал по проверке динамометрического ключа:

Как проверить динамометрический ключ самостоятельно?

  • О нас
  • Акции
  • Каталог товаров
  • Гарантия
  • Оптовикам
  • Круг друзей
  • Блог
  • Оплата и доставка
  • Контакты
Читайте также  Сломалась техника на гарантии что делать?

Динамометрический инструмент — приспособление с механизмом измерения усилия затяжки. Конструкция ключа представляет собой трещотку, в привод которой встроен измерительный механизм. С помощью этого инструмента производят точную затяжку крепежных изделий с необходимым крутящим моментом. Зачастую ключ со встроенным динамометром применяют для ремонта и обслуживания автомобилей, промышленного оборудования, строительной техники и высокотехнологичных механизмов. Сильно или слабо затянутый крепеж может сорваться, что приведет к существенным повреждениям механизма. Динамометрические ключи разделяют на три типа:

  • Торсионный;
  • Предельный (щелчковый или пружинный);
  • Индикаторный.

Индикаторные динамометрические ключи подразделяются на стрелочные, шкальные и электронные. Последний тип считается самым точным.

Торсионный динамометрический ключ работает за счет изгиба рукоятки со шкалой и неподвижной стрелки. Погрешность подобных ключей составляет 5-20%. Торсионный тип ключа работает в обе стороны, поэтому его довольно просто использовать. Кроме того, стоимость этого приспособления ниже по сравнению с другими типами ключей.

Существенный недостаток торсионных ключей — низкая точность измерения момента. К тому же, ключ неудобно использовать в труднодоступных местах, он требует контроля за шкалой, из-за чего снижается точность конечной затяжки.

Торсионный ключ подходит для затяжки крепежа, который не требует особой точности. Поэтому это устройство востребовано в гаражном ремонте. Такие ключи не поддаются регулировке. По мере износа инструмент и вовсе теряет свою точность.

Главной особенностью динамометрического предельного ключа считается предварительная установка момента срабатывания. Диапазон применяемых усилий от 0,5 до 150 килограмм, а размеры привода — 1/4″, 3/8″, 1/2″, 3/4″, 1″. Некоторые ключи могут работать в обе стороны.

Допустимая погрешность у предельных ключей не превышает 8%. Мы рекомендуем проверять инструмент на стенде и регулировать раз в год. Но не следует забывать, что в крайнем положении любой динамометрический ключ имеет погрешность. Поэтому, чтобы инструмент не изнашивался, его не стоит использовать в предельно максимальных значениях. При подобных нагрузках динамометрический ключ придется проверять и регулировать намного чаще, чем раз в год.

Динамометрический ключ будет работать с минимальной погрешностью, если имеет перекрытие значений. К примеру, вы купили ключ с диапазоном 6-30 Н*м, но вам необходимо затягивать крепеж с моментом от 10 до 30 Н*м. На такие случаи в своем арсенале стоит иметь второй ключ с диапазоном 19-110 Н*м. Тогда ключ не будет испытывать максимальных нагрузок, следовательно не будет необходимости регулировать его чаще обычного.

Как только предельный ключ достигнет установленного момента, вы услышите щелчок в рукоятке. Благодаря трещоточную механизму с инструментом легко работать: выставляете необходимый момент и затягивайте крепеж. Благодаря этому вы успеваете затягивать большое количество крепежа за короткое время, не отвлекаясь на настройку инструмента. Предельным ключом удобно работать в труднодоступных местах, потому что инструмент не требует контроля за стрелкой.

Индикаторные динамометрические ключи помогают проследить поведение крепежа. В конструкцию инструмента встроена шкала с одной или двумя стрелками: установочной и сигнализирующей. Первую, установочную стрелку, выставляют на необходимое значение момента затяжки, а вторая, сигнализирующая, стрелка фиксирует текущее значение момента. Когда стрелки совмещаются, момент затяжки достигнут. Индикаторный ключ может прикладывать момент в обе стороны для работы как с левой, так и с правой резьбой.

Электронные динамометрические ключи гарантируют погрешность не более 1%. Инструмент можно отрегулировать по нескольким единицам измерения момента: кг/м, кг/см, Нм/м, Нм/см, ft/lb. Кроме того, электронный ключ способен компенсировать температуру и запомнить данные последней затяжки. Достигнув нужного момента затяжки, ключ извещает об этом световой и звуковой индикацией. Работает в двустороннем режиме.

Неисправности динамометрических ключей

Можем осуществить ремонт динамометрического ключа ,ремонт динамометрических ключей фирмы GEDORE в Москве, c последующей поверкой и включением в единый реестр средств измерения

Неисправности динамометрических ключей будут рассматриваться на примере моментных ключей щелчкового типа, т.к. они наиболее распространены в нашей стране.

Предельные ключи считаются исправными если они способны выполнять свою основную функцию. Проводить затяжку болтового(гаечного) соединения с заранее установленным моментом.

Вопрос: Как долго может работать(функционировать) динамометрический ключ?

Ответ: моментный ключ может функционировать пока не потерял свои потребительские свойства, то есть срабатывать — издавать звуковой сигнал при достижении установленного на нем момента в пределах допустимой погрешности принятой в РФ +- 4% или у ряда иностранных производителей +-3%

Вопрос: как узнать что ключ срабатывает когда надо??

Ответ: читаем ГОСТ 33530-2015 (ISO 6789:2003) там все написано… Или 1 год с момента калибровки или 5000 затяжек(что наступит быстрее). Для регулярного контроля при ответственном производстве существуют специальные приборы для контроля момента затяжки. Или кустарные методики, которые можно почерпнуть в интернете.

Если ключ эксплуатируется правильно и не очень интенсивно, то в моей практике был ключ который эксплуатировался 3 года и проходил калибровку без ремонта.

Вопрос: Что значит эксплуатировался правильно?

Ответ: САМОЕ ВОЖНОЕ при эксплуатации щелчковых ключей сгонять(устанавливать) ключ В ПОЛОЖЕНИЕ МИНИМАЛЬНОГО МОМЕНТА ДЛЯ НЕГО, ПОСЛЕ КАЖДОЙ РАБОЧЕЙ СМЕНЫ. При не соблюдении этого требования ключ начинает неверно срабатывать на нижнем диапазоне ключа уже через 2-3 суток у китайцев или через 7-10 дней у нормальных производителей, т.к. пружина в напряженном состоянии теряет свои свойства..

Это правило не относится к ряду типов ключей например к DREMOMETR. Эти ключи могут храниться при любом установленном моменте. На работопригодность влияет, только количество срабатываний и условия эксплуатации и хранения.

Вопрос: какие неисправности бывают у динамометрических ключей?

1. Наиболее часто встречаются механических неисправностей , такие как

1.1. Поломка трещотки исполнительного привода. Действия — в ряде случаем можно исправить самостоятельно(купить ремнабор), если нет в сервис

1.2. Ключ не щелкает. Действия -строго в сервис или выкинуть.

1.3. Поломка привода(искривление или вообще срез). Действия — попытка купить рем комплект, если не удачно, то в сервис. После установки ремкомплекта ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО провести поверку, хотябы на тестере момента типа DREMOTEST.

1.4. Поломка или искревление корпуса ключа. Действия — выкинуть(дешевле будет)

1.5. Поломка визиров установки момента(разбитие, загрязнение стекла визира). Действия — в ряде случаем можно исправить самостоятельно, если нет в сервис.

1.6. Поломка механизма установки момента на ключе(у ключей, у которых нет одного предустановленного момента).

Действия — в ряде случаем можно исправить самостоятельно, если нет в сервис.

1.7. Ключ не верно срабатывает при установленном моменте. Действия — строго в сервис.

1.8. У щелчковых ключей ключ не скручивается на «0». Действие — в сервис.

1.9. У шкальных ключей стрелка индикатора не встает на «0». Действие — в сервис.

Вопрос: Ключ неисправен… ЧТО ДЕЛАТЬ.

Ответ: Вы должны четко сформулировать ремонтной организации что с Вашим ключем не так..

1. Кто производитель? Многие производители не имеют сервис центров в РФ и соответственно комплектующих для ремонта нет. Иногда (прежде всего Китайцы и Тайваньцы продают ремкоплекты для трещоток и на этом все).

2. Что сломалось.. Трещотка, приводной механизм или что то еще..у многих производителей трещотка и приводной квадрат входят в состав ЗИП наборов. Если что то еще, это уже фатально –ключ можно выбрасывать, если это конечно не серьезный производитель.

3. Ключ не прошел поверку.. Скорее всего у него проблемы в пружиной установки механизма момента. У GEDORE это не проблема.. Заменили и продолжаем работу после настройки и поверки. У основной же массы щелчковых ключей это повод их поменять, т.к. там даже конструктивно не предусмотрена их разборка.

Вопрос : почему динамометрические ключи выходят из строя?

Ответ: 1. Человеческий фактор. Работники забывают скрутить момент на максимальный. Роняют ключи. Используют не по назначению.(видел случай, когда ключ использовали как лом). Не аккуратно обращаются, разбивают визиры, металлическая стружка попадает в исполнительный механизм и т.д. и т.п. Не правильно хранят — в ключ попадает вода, стружка, КЛЕЙ, масло и прочие посторонние субстанции.

2. Жесткие условия эксплуатации. Ключ совершает много затяжек в смену в неудобных местах, трется и соприкасается с элементами конструкции.(видел ключи, у которых элементы конструкции просто стирались, как будто их долго обрабатывали напильником). При больших моментах затяжки, затяжку часто проводят «с рывка».. ГОСТом это не запрещено(я по крайней мере не нашел), там рассказывается, что калибровку надо проводить при плавной затяжке, но и на практике это делать надо, т.к. при рывке значения усилия на 20-30% может превосходить номинальное установленное значение на данном ключе. При моментах выше 500Нм это часто приводит к поломке трещоток(на ключах где они есть, (около 50% рем случаев) или к поломке приводного квадрата. Я отнес этот случай к жестким условиям, т.к. работник, который крутит по 400 болтов в смену при усилии скажем 1300 нм должен гнать темп, а не думать о поломке ключа, хотя квалификация рабочих очень влияет на количество ремонтов и в этом случае. Чем выше квалификация, тем меньше ремонтов.

Читайте также  Rx300 или rx330 что выбрать?

Работы на открытом воздухе ВСЕГДА приводят к более быстрому выходу ключа из строя. Попадает вода и грязь ключ ржавеет и конечно циклы замораживания!! Вода попала в механизм ключа и замерзла. Варианты поломок следующие.

А) рабочий начинает менять на замершем ключе момент и ломает механизм установки момента

Б) ключ просто не срабатывает.

С) грязь забивается в механизм срабатывания и ключ или не срабатывает или нельзя поменять момент.

Вывод: настройки ключа в мороз только в теплом помещении.

3.Недостатки конструкции и материалы из которых делают ключи. Если коротко. Почитайте гарантийные обязательства какого- нибудь китайско тайваньского производителя.. там написано больше чем в этой статье и суть, по сути одна. Купил используй пока работает, а дальше твои проблемы. ДЕШЕВЫЕ КЛЮЧИ ДЕЛАЮТ НЕ РЕМОНТОПРИГОДНЫМИ ИЗ ДЕШЕВЫХ МАТЕРИАЛОВ!

1. Покупая ключ пойми, что тебе от него надо.. Если 5-10 затяжек у месяц, то дешевые и проще взять в аренду динамометрический ключ

2. Если вы собираетесь покупать ключ для жестких условий эксплуатации(большой объем затяжек, работа на улице, низко квалифицированный персонал) то у поставщика ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть сервис центр в РФ! Человеческий фактор имеет страшную разрушительную силу, особенно в сильных руках не отягощенных мозгами работников..

3. Дешевые ключи вы покупаете до первой поломки. Они не ремонто –пригодны. (кроме трещоток у некоторых производителей, которые не всегда есть у продавцов).Стоимость поверки ключей, как правило соизмерима с их собственной стоимостью, то есть при интенсивной эксплуатации ключ прослужит МАКСИМУМ год(или 5000 затяжек).

4. Чем менее квалифицированный в вашей организации персонал, тем более дорогие ключи Вам необходимо покупать.

5. Если ключ нужен, чтоб показать поверочный сертификат проверяющим то наилучьший выход — аренда динамометрического ключа!!

В каких случаях нужен динамометрический ключ при ремонте автомобиля

Расскажем, как пользоваться и выбрать

Момент силы — это векторная величина. Усилие, которое прикладывается к верхней шляпке болта, чтобы его открутить или закрутить и есть момент силы. Некоторые типы крепежных элементов автомобиля требуют затяжки на выверенную величину, чтобы компонент работал как закладывал производитель. Уровень затяжки производитель прописывает в служебной документации, но на глаз его не выставишь. Вот тут-то на сцену выходит динамометрический ключ — must have в наборе необходимого автомобильного инструмента. Чтобы понять, выбрать динамометрический ключ под себя, нужно понимать, как он работает.

Как работает динамометрический ключ

Разница между гаечным и динамометрическим ключом в том, что последний используя индикатор, маленький дисплей, щелкающий звук, иглу или стрелку точно указывает, какое усилие прикладывается к его ручке. Не всем известно, что для многих крепежных деталей требуется очень выверенная затяжка. Когда речь заходит о силе затяжки гаек и болтов в автомобиле, гадать «хорошо ли я затянул эту гайку или нужно посильнее» неправильно.

Зачем нужен

Почему нужно знать с каким усилием затянуто крепление? Затянул слабо и болт открутится, колесо отвалится, глушитель отпадет. Слишком туго и сорвете резьбу или загнете деталь. Например, чрезмерно затянутые гайки на колесе приведут к деформации ротора тормоза, увеличению тормозного пути, преждевременному износу тормозов и неудобствам из-за заклинивающих рулевых наконечников. Из-за чрезмерно затянутой гайки может даже отпасть шпилька с резьбой, на которую закручивается гайка. Недостаточное затягивание колесных гаек приведет к их ослаблению, отвинчиванию. Ощущая внезапное биение руля при движении на автомобиле, которое усиливается с каждым десятком километров проверьте, затянуты ли гайки, иначе можно увидеть отпавшее колесо, обгоняющее вас по дороге. Поэтому в большинстве руководств по эксплуатации автомобилей есть рекомендации по уровню момента затяжки гаек, болтов и соединений.

Если проводится работа с двигателем или трансмиссией, динамометрический ключ необходим как воздух. Например, чрезмерное затягивание болтов головки блока цилиндров может легко привести к дорогим повреждениям и катастрофическим потерям охлаждающей жидкости. Слишком плотно затянутые болты выпускного коллектора приведут к растрескиванию коллектора. Уровень момента затяжки настолько важен для правильного ремонта автомобиля, что большинство руководств по эксплуатации техники дает их вместе с рекомендациями по ремонту, включая в таблицы на задней странице с указанием расположения крепежа, обозначения и отдельных рекомендаций момента затяжки. Сила крутящего момента может быть измерена в единицах:

  • метр-килограммы (мкг);
  • ньютон-метр (Нм);
  • pound-feet (lb-ft).

Приобретая новый гаечный ключ, убедитесь, что он откалиброван в тех же единицах измерения, которые рекомендуются в документации по ремонту автомобиля или имейте под рукой таблицу пересчета. Большинство автомобилей, продаваемых в Соединенных Штатах, имеют характеристики крутящего момента, выраженные в pound-feet (lb-ft). В России в Ньютон-метрах.

Как работает динамометрический ключ

Приличные динамометрические ключи начинаются в цене от 2600 до 9000 рублей с размерами присоединительного квадрата, на которую крепится торцевая головка или удлинитель, ⅜, ½, ¾ и 1 дюйма. Ключи с малым размером квадрата подходят для работ с хрупким материалом, где нужна хирургическая точность затяжки. Крупные используются для придания высокого усилия момента затяжки гайкам шкива коленчатого вала или трансмиссии. Как и в случае с торцевыми ключами, ½ дюймовый справится с большинством основных задач по ремонту автомобиля.

Типы динамометрических ключей

Есть четыре основных типа динамометрических ключей, отличающихся принципом работы: шкальный или с циферблатным индикатором, щелковой (трещеточный) и цифровой. Шкальный и циферблатный используют простую механическую систему, которая соединяется с указателем, который зависает над шкалой крутящего момента, прикрепленной к ручке или к циферблатному индикатору. Когда к рукоятке гаечного ключа прикладывается сила, шкала или циферблат показывают величину крутящего момента, эквивалентную прогибу рукоятки. При использовании шкальных потребуется источник света для работы в темных местах под капотом.

«Щелкунчики» отличаются удобством, так как индикатором служат щелчки, воспринимаемые на слух. Они имеют регулируемое кольцо вокруг основания ручки, устанавливающее точный уровень усилия с которым нужно затянуть гайку или болт. Когда вы затянете крепеж с заданным крутящим моментом, храповой механизм громко щелкает, чтобы предупредить вас, что заданный крутящий момент достигнут и следует прекратить затягивание. Плюс «щелкунчика» в том, что не нужно всматриваться в трудно читаемый циферблат со стрелкой, нужно опираться только на слух. Проворачивание ручки внутрь или наружу перемещает индикатор вверх и вниз по шкале, изменяя точку, где происходит щелчок, указывающий силу момента затяжки.

Цифровые динамометрические помощники самые дорогие и точные. Они используют электронный тензодатчик внутри рукоятки для отправки сигнала на светодиодный дисплей. Недостатки в том, что ключ хрупкий и требуются батарейки.

Для правильного измерения момента затяжки важно, чтобы ключ был откалиброван до минимального значения и знать, проводятся ли измерения на сухих или смазанных крепежных деталях.

Что такое динамометрический ключ?

Крутящий момент — это скручивающая сила. Когда вы используете гаечный ключ на резьбовом креплении (например, болт, гайка, винт или шпилька), вы прикладываете крутящий момент, чтобы либо затянуть его, либо ослабить. Но насколько туго? Некоторые типы крепежных деталей, многие из которых используются на различных механических устройствах, включая автомобили, требуют затяжки до определенной величины, чтобы компонент работал должным образом. Вот тут-то и появляется динамометрический ключ. Какой самый лучший динамометрический ключ? Самый простой способ ответить на этот вопрос рассказать, что существует множество хороших вариантов, поэтому важно, чтобы вы знали, что делает динамометрический ключ и что вам нужно знать, чтобы найти лучший динамометрический ключ именно для решения ваших задач.

Принцип работы динамометрического ключа

Эти ключи используют одну из двух систем (калиброванная пружинная система или отклоняющая балка) для определения величины прилагаемого крутящего момента и отражают его на счетчике или циферблате. Крутящий момент измеряется в Ньютон-метрах (Нм) в метрических системах измерения. Желаемое усилие обычно можно установить с помощью механизма, встроенного в ручку. В типичном гаечном ключе щелчкового типа механизм производит слышимый щелчок при достижении нужного крутящего момента.

Читайте также  Какой трос для буксировки выбрать?

При использовании динамометрического ключа с щелчком используйте одну руку, чтобы удерживать ось на месте, а другую на ручке. Вращайте инструмент до тех пор, пока он не издаст слышимый щелчок. Как только это произойдет, прекратите поворачивать, так как один щелчок это все, что нужно, иначе крепление может быть перетянуто.

Как только инструмент больше не понадобится, установите шкалу обратно в самое низкое положение, чтобы предотвратить влияние на ее точность при будущих измерениях.

Воздержитесь от использования их на крепежных деталях, которые уже были полностью затянуты обычным гаечным ключом или головкой, так как может оказаться, что нужный уровень крутящего момента уже превышен. Вместо этого лучше ослабить крепеж, а затем снова затянуть его до нужного момента.

Ключ для шиномонтажна

При затягивании автомобильных колесных гаек важно использовать динамометрический ключ, поскольку обычно ошибочно полагают, что чем они туже затянуты, тем безопаснее. Они опасны, если отваливаются во время движения, но чрезмерное их затягивание может быть столь же опасным.

Каждый автомобиль имеет определенное значение крутящего момента для крепления колес – обычно в районе 100 Нм для среднего автомобиля. Возможно, самый популярный тип динамометрического ключа это ключ с щелчковым механизмом, стиль щелчка назван так потому, что он производит слышимый щелчок, когда достигается желаемое количество крутящего момента. Это делает его невероятно простыми в использовании.

Важно отметить недостатки этого типа динамометрического ключа. Щелчок не предотвращает чрезмерного затягивания, так как после этого вы все равно можете повернуть ключ. Возможность остановиться, как только вы услышите щелчок, сведет к минимуму количество чрезмерного крутящего момента, но требует хорошего контроля над двигателем.

Затягивание болтов больше указанного требования приведет к их растяжению. Когда они растягиваются выше предела текучести, они могут сдвигаться, потому что сила, которую они обычно выдерживают, уменьшается.

Использование правильного крутящего момента помогает обеспечить надежную установку колесного узла, а следование рекомендациям производителя снизит риск слишком большого или слишком малого давления на любой из узлов. Поэтому перед установкой или изменением чего-либо на автомобиле всегда проверяйте технические характеристики автомобиля.

Таблица момента затяжки болтов динамометрическим ключом

Типы динамометрических ключей

Хотя сам по себе это тип гаечного ключа, на самом деле существует пять основных типов динамометрических ключей, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Балансировка этих качеств в соответствии с вашими личными потребностями является важной частью правильного выбора инструмента.

1. Щелчкового типа

Возможно, самый популярный тип динамометрического ключа, стиль щелчка назван так, потому что он производит и слышимый щелчок, когда достигается желаемое количество крутящего момента. Это делает их невероятно простыми в использовании. Современные динамометрические ключ этого типа стоят относительно не дорого, что делает их отличным выбором для всех уровней квалификации. Важно отметить недостатки этого типа динамометрического ключа. Щелчок не предотвращает чрезмерного затягивания, так как после этого вы все равно можете повернуть ключ. Возможность остановиться, как только вы услышите щелчок, сведет к минимуму количество чрезмерного крутящего момента, но требует контроля.

2. Стрелочный тип

Этот ключ использует длинную балку, прикрепленную к головке в качестве отвеса, а также шкалу на ручке под ним. Эта ручка предназначена для легкого изгиба при увеличении крутящего момента, что приводит к смещению шкалы под указателем. Считывание инструмента аналогично использованию обычной весовой шкалы, при этом положение указателя на шкале указывает на величину приложенного в данный момент крутящего момента. Динамометрические ключи стрелочного типа просты в конструкции и используют физику для получения высокоточных показаний. Они требуют наименьшего количества технического обслуживания и, как правило, имеют самый длительный срок службы. По этой причине они обычно используются для калибровки других инструментов.

К сожалению, они могут быть более трудными для чтения и гораздо менее удобными, чем современные ключи, что делает их плохим выбором для новичков. Эта версия использует манометрический циферблат для индикации крутящего момента и гораздо проще в использовании благодаря более простому дисплею.

3. Цифровой тип

Предварительно откалиброванные для более точного считывания цифровые динамометрические ключи являются отличным выбором, когда вам нужны удобство и эффективность. Многие модели позволяют предустановить несколько настроек крутящего момента или могут сохранять настройку в течение нескольких применений.

Как только вы достигнете целевого измерения крутящего момента (или вторичного предупреждения о предварительном измерении), ключ уведомит вас либо жужжанием, звуковым сигналом, вибрацией, либо светом (или всем вышеперечисленным). Большинство цифровых динамометрических ключей имеют хорошую систему оповещения, поэтому вы не выходите за пределы своей целевой установки крутящего момента.

К сожалению, это самая дорогая вариация динамометрического ключа, что делает их менее привлекательными. Кроме того, для работы требуются батарейки, а некоторые модели требуют, чтобы вы обнулили настройку или со временем обнулили калибровку, что требует от вас время от времени сбрасывать их, чтобы восстановить точность.

4. Другие типы

Существуют и другие типы динамометрических ключей, которые предназначены для более специфических задач, таких как ключ без ступицы (используется в сантехнике) и гидравлический динамометрический ключ (узкоспециализированный для использования в авиации). Эти и электронные вариации вышеупомянутых основных типов с гораздо меньшей вероятностью окажутся в вашем наборе инструментов и поэтому специально не рассматриваются здесь.

Размер посадочного квадрата для динамометрического ключа

Размер вашего динамометрического ключа может иметь большое влияние на то, для чего он может быть использован. Иногда существует некоторое перекрытие в функциональности между двумя размерами, но каждый размер соответствует определенным задачам.

  • 1/4 дюйма: это самый маленький общий размер. Чаще всего такие ключи понадобятся вам для небольших алюминиевых двигателей. Таким образом, это отличный выбор для мотоциклов, мопедов и тому подобного. 1/4-дюймовый привод также пригодится для небольших электронных устройств, встречающихся в некоторых системах автомобиля. Вы также можете использовать для работы с мелким крепежом в двигателе автомобиля.
  • 3/8 дюйма: это маленький размер ключа, который вы, вероятно, будете использовать для капитального ремонта автомобилей. Чаще всего он необходим для работы двигателя, например для затяжки свечей зажигания. Он является вторым по распространенности среди динамометрических ключей.
  • 1/2 дюйма: при обсуждении динамометрических ключей этот размер привода используется по умолчанию. Он идеально подходит для монтажа выступающих гаек и работы на подвеске автомобиля. Существуют различные модели фиксации момента и большая линейка моментов.
  • 3/4 и 1 дюйм: Скорее всего, вам не понадобится ничего такого большого, если только вы не работаете с полуприцепом или строительной техникой. Однодюймовые приводы встречаются для особо прочных гаек грузовых колес.

Какой самый лучший динамометрический ключ?

Лучший динамометрический ключ для вас — это тот, который отвечает вашим потребностям с точки зрения возможностей и цены. Динамометрические ключи существуют уже очень давно, поэтому можно легко найти качественный. Вам не нужны самые дорогие, и многие фирменные гаечные ключи будут хорошо работать для вас. Вам действительно нужно решить, для какой работы он вам нужен, но в целом 1/2 дюймовый ключ сделает большую часть того, что вам нужно. Вот несколько вещей, которые вам понадобятся в качественном динамометрическом ключе:

  • Прочный рычажный рычаг для применения крутящего момента от 20 до 210 Н/м
  • Цепкая ручка для ситуаций, когда жир или масло попадают на инструмент
  • Сертификат точности ISO 6789 (плюс-минус 4 процента на срок до 25 000 циклов)
  • Защитный чехол для обеспечения долговечности и точности в условиях сурового цеха
  • Для щелчковых ключей быстрая и точная регулировка крутящего момента с помощью стопорного кольца
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: