Леска для троллинга какую выбрать?

Леска для троллинга

Забудьте о плетенках и 100 метровых размотках. На самом деле цифра в 1000 м весьма занижена. В последнее десятилетие появилось несколько видов современных лесок из прогрессивных материалов с повышенной прочностью и рыболовы стали все больше внимания уделять этому элементу оснастки. Леска, по сути, единственное, что связывает вас и рыбу после поклевки. Какими бы ни были катер и мотор, насколько дорогой будет катушка для троллинга и супермощным троллинговое удилище, – все это останется не у дел, если не уделить должного внимания леске.

Плетенка в троллинге не используется, поскольку шнур быстро изнашивает пластмассовые прищепки, с которыми он постоянно соприкасается во время рыбалки, и тем самым увеличиваются и без того ощутимые расходы. Но важнее другая причина, которая кроется в характере поклевок лососевых рыб. Кстати, очень жесткими бывают поклевки и крупной щуки, и судака. Жесткость значительно усиливает движение лодки. Когда рыболов стоит на месте, ведя приманку со скоростью 1-3 км/ч, это одно дело. Но хищнику приходится сначала догонять приманку, затем атаковать блесну (или воблер), двигающуюся на скорости 4-7 км/ч. Более того, после поклевки, не уменьшая скорости.рыбу на оснастке тянут дальше. Удилище в такой ситуации не помогает, и основная нагрузка ложится на фрикцион и леску. Огромную нагрузку испытывает вся снасть в целом. Это можно лучше понять, когда смотришь атаку приманки балтийским лососем на ролике, снятом под водой камерой, установленной на леске выше приманки. Фрикцион, какой бы совершенной ни была катушка, срабатывает с задержкой. Поэтому в первую очередь усилия рыбы гасит леска. Нерастяжимый шнур становится причиной постоянных обрывов и сходов рыбы. Пасть хищника слишком слаба, и резкий рывок просто вырывает из нее блесну. По этой причине фрикцион следует отрегулировать максимально чутко.

Диаметр используемой лески чаще всего около 0,4 мм. Очень редко выбирают 0.35 мм но и более 0.5 мм также использовать не стоит. Прочность прочностью, но не надо забывать и про работу приманки, которой толстая леска не позволит играть должным образом.

Арифметика – наука серьезная. Напомню, что количество задействованных снастей 14 и на каждую приходится минимум 200 м лески. Нехитрым действием получаем цифру в 3 (!) км. В денежном эквиваленте, взяв за основу 200 р. за 100 м хорошей лески, получим цифру 6000 р. Не так серьезно, как с катушками, но все же. К счастью, кроме привычных катушек в размотке по 100-200 м, специализированные магазины для троллинга продают массивные бобины с размотками в несколько километров.

Я постоянно использую леску Stroft и не хочу что-то менять. Многие рыболовы выбирают другие марки японских, скандинавских и североамериканских производителей. Но объединяет их приблизительно равный уровень стоимости 200-300 р. за 100 м.

Приобретая леску, не забывайте о стратегическом- запасе. Когда мы говорим с 200 м, необходимых для ловли, это означает, что такое количество должно всегда находиться на шпуле, а значит, не лишним сделать запас в 50 м. Да и менять леску стоит время от времени. Леска – главный расходный материал, по этой причине необходим запас, по меньшей мере, в 400-500 м. В настоящее время леска тоже выпускается с пометкой troll, это означает, что разработана она именно для троллинга. В нее изначально заложены повышенная разрывная нагрузка, особенно на узлах, растяжимость – на среднем уровне (слишком жесткая не подойдет, но и излишне растяжимая также доставит ряд неудобств во время вываживания). Важное свойство – отсутствие памяти. Память – настоящий бич, убивающий сотни метров лески за одну рыбалку. Причина проста: при использовании высокоамплитудных приманок, тем более в сочетании с флэшером или доджером, леска закручивается с невероятной скоростью. Два- три дня интенсивной рыбалки и участок длиной в 30 м полностью выходит из строя. Избежать этого нельзя, можно лишь уменьшить эффект закручивания, используя дополнительные вертлюжки и леску имеющую меньшую память.

Мои снасти для «дорожки» и для троллинга

Владимир Соколов | 20 сентября 2017 г.

Обсуждая с коллегами – вживую или в интернете — работу различных приманок на каких-то конкретных акваториях, иногда узнаю необычные для себя вещи. Например, что с каким-то воблером ловля у кого-то ну никак не получается, хотя в этом сезоне именно на него у меня случилась чуть не половина всех поклевок судака. Причем этот мой воблер стабильно работает и ловит на протяжении двух – трех последних сезонов практически без перерыва «на отдых».

Пытаясь уяснить, чем это явление может вызвано, начинаю задавать вопросы. И по результатам таких бесед удается сделать много интересных выводов о причинах подобных неудач коллег. А прояснив для себя детали, можно выстроить свой алгоритм рыбалки так, чтобы максимально убрать субъективную ее составляющую.

Во-первых, начнем со скорости проводки. (К слову, некоторые ее просто не контролируют, рыбалка ведется «на глазок» — по ощущениям, а GPS-навигатор или иной прибор, измеряющий скорость, на борту отсутствует, хотя как без него можно рыбачить и вообще появляться на просторах Ладоги — я себе уже не представляю). Далеко не у всех суда могут физически поддерживать комфортную троллинговую скорость — от 2 максимум до 6 — 7 км/ч. Но если мотор даже на спокойной воде задает минимальную скорость движения в 5 — 6 км/ч (а это, в первую очередь, касается двухтактников средней мощности, установленных на легких корпусах), то результирующая скорость еще возрастет, если в корму задует свежий ветер.

И тут надо иметь в виду, что далеко не всякий воблер может устойчиво работать на повышенной скорости, да и не любой рыбе интересно бегать за подобными «торпедами», особенно если вода еще не очень хорошо прогрелась. Ну а если еще на эти условия наложится и некорректная работа спиннинга, то положительного результата и вовсе не дождешься. Частенько не удается заинтересовать хищника и когда движение очень медленное — это если приходится идти против ветра и волны. Делаем вывод, что технические особенности лодки для троллинга должны обеспечивать приемлемый диапазон скоростей приманок вне зависимости от курса, ветра и волны.

А вот выбор той скорости, которая наиболее понравится хищнику, определяется уже целиком уровнем профессионализма шкипера судна. И лишь экспериментируя с разными приманками и со скоростями их проводок можно наиболее быстро подобрать ключик к рыбе. Скажем, при ловле с большой планерной системой или с помощью мини-планеров одним из приемов подачи приманки на разных скоростях является движение с постоянным изменением курса (траектории) судна.

На экране GPS-навигатора при этом появляется трек, напоминающий синусоиду. Планер, находящийся в момент поворота вдали от воображаемого центра вращения, начинает ускоряться, увлекая за собой (и тем самым разгоняя) приманки своего борта, в то время как на противоположном борту приманки замедляются в зависимости от радиуса циркуляции, вплоть до полной остановки. К слову, совершая подобные эволюции на воде, стоит иметь в виду, какие приманки применяются в этом конкретном случае – плавающие, суспендеры или тонущие, и какая под ними в этот момент глубина — чтобы не преподнести себе неприятный сюрприз в виде зацепа за дно.

При подобной траектории движения судна, оснащенного двумя спиннингами, стоящими на бортах, эффект ускорения тоже почувствуется, но он будет выражен менее ярко. Правда, при этом может проявиться один неприятный момент: редко какие приманки в процессе ловли идут по прямой, сделать-то гидродинамически идеальную ее форму – задача трудновыполнимая. И маловероятно, что приманка пойдет строго прямолинейно на дальнем отпуске, неизбежно будут уводы в сторону. В какую — предсказать сложно, поэтому при поворотах вполне возможен их перехлест.

Во-вторых, почему-то у довольно большого контингента коллег сложился такой стереотип: чем больше глубина под лодкой, тем глубже должны идти приманки, чуть ли не цепляясь за дно. Ну, такой подход может быть результативным в реках. Там обычно запускаются с бортов лодки по спиннингу – на каждом по приманке, как того требует Закон для многих акваторий. Обычно ставятся приманки, идущие на разных глубинах. И если случается зацеп, то даже на течении есть время смотать второй спиннинг — и, заякорившись, при помощи отцепа освободить застрявшую приманку. На водоемах же со стоячей водой пелагический троллинг (проводка воблеров в толще или в средних слоях) оказывается заметно предпочтительнее и результативнее. Особенно учитывая, что наилучшие результаты могут быть, когда судак выходит «париться» (или «плавиться» — кому какой термин больше нравится) и активно реагирует на приповерхностные приманки.

В-третьих, речь пойдет о снастях и о значении их оптимального подбора. Я сразу же хочу внести некоторую ясность: когда рыбы, что называется, палкой не размешать, то все вопросы, связанные с приманками и снастями, отходят на второй план – клюет на всё, что опущено в воду, и спиннинг с его работой в подобной ситуации не играет никакой роли. Но обычно в такие условия, особенно в наших краях, удается попасть крайне редко — и ловля, по большей части, всё-таки «трудовая». А вот при этих условиях нюансы, обозначенные ниже, обычно играют если не самые главные, то далеко и не второстепенные роли. Итак, перечислим составляющие нашего арсенала: спиннинг, катушка, леска/шнур, поводок, застежка. Именно этому третьему пункту – рациональному подбору снастей — я и хочу уделить максимум внимания, потому как ни в печатных, ни в визуальных СМИ этот аспект народ явно обходит стороной, что, на мой взгляд, неправильно.

Читайте также  Дизель хапнул воздуха что делать?

Итак, что я вкладываю в понятие «сбалансированная снасть». Естественно, что разговор идет совсем не о том балансе, к которому стремятся все спиннингисты. Здесь, в троллинге, всё иначе. Но прежде чем перейти непосредственно к теме, сделаю небольшое отступление — разграничу термины «троллинг» и «дорожка». Если понятие «дорожка» еще с позапрошлого века трактовалось однозначно в работах наших рыболовных классиков, то под словом «троллинг» во многих работах зарубежных авторов понималось всё, что угодно, но только не то, чем занимается мы.

И лишь с 70-х годов прошлого века начала доходить информация, описывающая именно этот процесс. Я эти понятия условно разделю, но лишь для того, чтобы внести некоторую ясность в применяемое оснащение и в то, как взаимодействуют между собой все элементы в этих комплексах – которые я и определяю, как «снасть».

Когда разговор идет о «дорожке», то под этим действом будем понимать следующее: самое простое использование снастей, т.е. один — два спиннинга, отпущенные с бортов лодки. Казалось бы, при такой схеме ловли нет и не может быть никаких нюансов — ан нет, их довольно много.

Начнем с глубины ловли. Для кого-то важно, чтобы воблер «пахал» дно, постоянно по нему чиркая. В зависимости от того, какая глубина под кормой лодки в данный момент, могут применяться приманки с заглублением от 1 — 3 и до 10 — 15 м, а может — и еще больше. Если сюда добавить и размер, то это могут быть как 5 – 7-сантиметровые воблеры, так и длиной 15 – 25 см. Размеры тела воблера в совокупности с размером лопасти дают заметно отличающиеся по значению величины сопротивления – как правило, чем глубже идет воблер, тем он более упористый. И вот здесь хочу переключить внимание на то, как будет работать удилище с такими разнообразными по характеристикам приманками.

Многие коллеги, стремясь сэкономить, для «дорожки» применяют удилища, которые у них выполняют функции спиннинга для ловли взаброс. Идея по своей сути хорошая, но эти модели имеют неширокий диапазон допустимых нагрузок, а тест, обозначенный на бланке, определяет лишь массу приманок, которые этим спиннингом можно закидывать. Но эта характеристика никоим образом не учитывает, насколько эта приманка будет упориста. Поэтому такие спиннинги обычно имеют довольно узкий спектр применения, если смотреть с позиции проводок упористых приманок.

Вот, скажем, я под подобную ловлю приспособил забросный спиннинг Maximus High Energy-X MSHEX24H, который, имея тест 20 — 60 г, позволяет чувствовать во всех деталях и «игру» небольших приповерхностных воблеров, и отлично справляется с проводкой упористых приманок среднего горизонта, идущих на четырех-пяти метрах – например, 7-сантиметрового Nils Master Haka DD. Несколько достаточно крупных хищников, включая щук за «пятерку» и даже сомика почти на 8 кг (фото 1), на него удалось поднять.

И это всё, не тормозя лодку — нагрузку данный «Максимус» перенес весьма приличную. Меня, с учетом применяемых для ловли на Балтике и на Ладоге приманок, такой спиннинг полностью устраивает, спокойно перекрывая весь применяемый набор приманок, а его сверхбыстрый строй отлично всё отрабатывает без провалов. На фото 2 видно, какую он принимает форму под максимальной нагрузкой, которую я ему задаю на Ладоге. Но если мне придется «заряжать» что-то типа Tail Dancer длиной 9 — 11 см от Rapala, то этот спиннинг его уже «не потянет» — и начнет, что назывется, проваливаться. Конечно, если судак суперактивен, что бывает крайне редко, всё работать будет и ловиться тоже.

А вот если хищник окажется капризен, то спиннинг, нарушающий «игру» приманки, сделает свое черное дело — поклевки на такую снасть, скорее всего, прекратятся. В лучшем случае будут крайне редкими. И чтобы упористая приманка снова нормально заработала, необходимо просто поменять спиннинг на более мощный, с более высоким тестом. Желательно, чтобы его строй был экстрафаст или, в крайнем случае – фаст. Кстати, для такого спиннинга подходит безынерционная катушка, начиная примерно с 3000-го размера по классификации «Шимано» и больше. Нагрузки при вываживании возникают большие — и запас мощности лишним никогда не будет. Для более точно выставления приманок за кормой лодки я использую маркированный разными цветами Power Phantom Multicolor 0,22 мм в размотке 150 м (фото 3).

Если на спиннинг устанавливаю небольшой воблер для ловли в местах, где вероятность щучьей атаки невысока, обычно металлический поводок не применяю — он заметно уменьшает число поклевок на небольшие приманки. А если выходишь в «точку», где всё возможно, то уже без поводка не обойтись. При ловле без поводка я просто вяжу застежку так, чтобы оставался длинный хвост, которым, в свою очередь, формирую что-то типа двойного шок-лидера длиной около 30 см. Свойство любого шнура позволяет это выполнить, причем нити оказываются натянутыми неодинаково, что делает такую фиксацию приманки «долгоиграющей».

Но если на одной из нитей я заметил небольшое замохрение, то просто перевязываю застежку. На самих застежках особо останавливаться не буду. Обычно исхожу из того, что ее конструкция должна позволять без напряжения надевать и снимать приманки, как бы ни была расположена петля у приманки. Ну и все купленные застежки я обычно испытываю на разрыв/разгиб при помощи 6-килограммовой гантели.

К подобным заключениям касательно спиннингов, предназначенных под заброс, я пришел после многочисленных рыбалок, когда мы с приятелями использовали одинаковые приманки, но гоняли их на разных по мощности спиннингах. И, как выяснилось на воде, плохо не только когда спиннинг «проваливается» из-за чрезмерно упористой приманки, но и когда он совершенно «дубовый». Особенно негативно это явление проявляется в волну, когда лодка идет неравномерно, а спиннинг не успевает отрабатывать эти ускорения.

Более того, максимальная скорость проводок для некоторых приманок ограничена величиной в 5 — 6 км/ч, а дальше идет сбой в «игре» – приманка ложится набок, а то и просто выпрыгивает из воды. Однако если бы спиннинг сгибался при ускорении и мягко действовал на приманку, то такого явления в большинстве случаев вполне реально можно было бы избежать.

Почему я сделал акцент на строе спиннингов, которые мы приспосабливаем под «дорожку»? Спиннингом медленного строя, конечно, тоже можно ловить, но диапазон приманок, если исходить из их «упора», с которыми справится эта модель в силу ее конструктивных особенностей, значительно уже. Под небольшой нагрузкой всё будет нормально. Но с повышением нагрузки бланк чуть больше сгибается – и, переходя некий рубеж, у него прекращает работать кончик, который должен рассказывать всё о состоянии и характере работы приманки, и начинает работать уже средняя часть, входя в резонанс и тем самым создавая паразитные колебания.

При ловле взаброс такого явления не получить в принципе, а «дорожка» с постоянно-переменной загрузкой к такому приводит. Что, в свою очередь, уже негативно отзывается на работе и результативности приманки. То же самое явление может возникнуть и при ускорении, скажем, на волне. Поэтому, проведя с подобными спиннингами несколько рыбалок и посмотрев особенности их работы в разных условиях, я их оставил для других задач.

Какой должна быть снасть для троллинга

После того как ваша лодка оборудована всем необходимым для борьбы с речным или морским хищником стоит задуматься о выборе снасти для троллинга. Условия и характер троллинговой ловли накладывает определенный отпечаток не только на выбор лодки, двигателя и приспособлений. Подбор правильного спиннинга для троллинга – важнейший момент, к которому нужно подойти со всей ответственностью.

Начинать собирать спиннинг для троллинга нужно собственно с самого удилища. Стоит понимать, что в отличие от обычного кастингового спиннинга для троллингового спиннинга не столь важна легкость и эстетика снасти, дальность и точность заброса, а также тест и строй. Хотя на последние параметры все же стоит обратить внимание, об этом дальше. Главной характеристикой является мощность и неубиваемость.

Качественное тролловое удилище обычно имеет усиленный комель, мощные кольца и крепеж катушки. Тестовые характеристики обычно выражаются в диаметре шнура (лески), которая может использоваться с данным удилищем. Средний диапазон диаметров лески для пресной воды 0.14-0.20, а для моря или целенаправленной ловле сома от 0.17 до 0.4 и больше. Общепринятый и понятный тест такого удилища будет в диапазон от 40 до 150 грамм и более. Чем крупнее приманки и сила течения, тем мощнее должно быть удилище. Короче говоря, аскетичная мощная палка без излишков, которая может сдержать мощные рывки крупной рыбы.

Читайте также  Как поменять габаритную лампочку на хендай солярис?

Пару слов о строе спиннинга для троллинга. Обычно используются достаточно быстрые удилища, но без фанатизма. Тут очень важно поймать грань. Излишне быстрые спиннинги лишат вашу снасть эластичности. Будут частые сходы и потери приманок на зацепах, особенно если промахнетесь с фрикционом. В то же время излишне хлесткий спиннинг будет изгибаться дугой под массой дополнительного оборудования и тяжелыми приманками. Что также не есть хорошо.

Длина удилищ колеблется в диапазоне 1.90- 3.50 метра. Усредненным оптимальным вариантом по общему мнению многих троллингистов является длинна спиннинга 2-2.5 метра. Стоит использовать удилища разной длины. Одно для ближнего боя длиной метра 2, второе для дальних дистанций вплоть до 3-х метров. Это даст преимущество в маневренности и удобстве. Из производителей хороших тролловых палок стоит отметить Salmo, Daiwa, Balzer и другие. В любом случае перед покупкой лучше пойти потрясти палочкой, — не покупать наобум.

Удилище выбрано. Следующим важнейшим элементом снасти, от которого во многом будет зависеть результат рыбалки является катушка для троллинга. Всем адептам кастинговой снасти при выборе катушки на троллинговую снасть стоит забыть о мясорубках. Руководствуясь задачами, которые должна выполнять хорошая троллинговая катушка стоит остановить свой выбор на качественном мультипликаторе.

Катушка для троллинга должна обладать такими качествами:

  1. Прочная и надежная конструкция без излишков. Надежность превыше всего. Условия в троллинге априори тяжелее, чем рыбалка с берега.
  2. Катушка должна выдерживать постоянную нагрузку на шпулю, фрикционный тормоз и остальные конструктивные элементы. Снасть постоянно находится под напряжением.
  3. Тонкая настройка фрикциона. Приманка не должна сматывать шнур со шпули, но в то же время даже небольшая рыба должна свободно стягивать шнур с катушки.
  4. Большой запас лески (шнура) на шпуле. Тут понятно. Акватории большие, хищники мощные.
  5. Способность выдержать и сгладить резкие рывки рыбы, зацепы приманки. Чтобы не сломать снасть и не потерять трофей.
  6. Желательно чтобы катушка была с датчиком количества сброшенного шнура. Очень удобно контролировать на каком расстоянии от лодки, и на какой глубине идет приманка.

Как легко догадаться ни одна безинерционная катушка не наберет и трех пунктов из шести. Потому однозначно выбираем мультипликатор! Не рекламы ради, а из собственного опыта отмечу, что отлично показали себя мультипликаторные катушки Abu Garcia и Daiwa. Например, серия Ambassadeur от Abu или Daiwa T3 Ballistic.

После того как катушки куплены и установлены на удилище, перед начинающим троллингистом возникает актуальный вопрос – “Шнур или леску использовать для троллинговой снасти?”

Однозначного мнения, а значит и ответа, нет. Не будем претендовать на истину в последней инстанции, просто отметим недостатки и преимущества лески и шнура. А делать выводы – удел каждого отдельного рыболова.

Итак, рыболовы, которые ратуют за леску мотивируют это тем, что –

  1. Леска растяжима, а шнур нет. Из этого следует, что если снасть оснащена шнуром, то будут частые сходы рыбы и обрывы приманок, так как только растяжение, которое присуще леске амортизируют первоначальный импульс от рывка или зацепа. Строго говоря, шнур не сможет так эффективно погасить усилия рыбы, как это сделает леска.
  2. Подводные препятствия, песок, ракушечник, а также части оснастки, которые крепятся на клипсах, подвергают леску гораздо меньшему износу, чем шнур.
  3. Леска менее заметна в воде, а значит, не так отпугивает рыбу.
  4. Усредненная цена лески меньше, чем у хорошего шнура.

Приверженцы шнура в свою очередь настаивают:

  1. Леска растяжима, а шнур нет, что как не смешно уже преимущество. Шнур позволяет более четко и быстро реагировать на поклевку рыбы, особенно на дальнем расстоянии от лодки.
  2. При одном и том же диаметре с леской шнур, безусловно, в разы прочнее
  3. Многие современные шнуры гораздо устойчивее к абразивному воздействию, чем леска.
  4. Шнур не так перекручивается, как леска. Особенно при использовании доджеров, флешеров и вращающихся блесен.
  5. Со шнуром можно (как и с леской в принципе) использовать флюорокарбоновый поводок.

Личное мнение каждого, на чем остановится. Имеет место быть и леска и шнур. Пробуйте, экспериментируйте, и вы найдете идеальный вариант именно для ваших условий лова.

Отметим только общие моменты, которые необходимо учитывать. Разрывная нагрузка и соответственно диаметр шнура (лески) должны соответствовать снасти, в общем, и катушке в отдельности. Эти параметры указываются и на троллинговом удилище и на мультипликаторе. Тут ничего выдумывать не нужно, производитель знает лучше нас.

Запас нитки должен быть достаточно большим. Метров 150 на реках и озерах и до 300 метров на морской рыбалке.

Снасть почти готова. Осталось дело за малым. Подобрать фурнитуру (карабинчики, вертлюжки, застежки, безузловки) и поводок для троллинга. Зачастую рыболовы мало обращают внимания на этот самый дешевый элемент оснастки. А потом мучительно больно наблюдают, как трофейный хищник разгибает некачественную застежку или в лохмотья разрывает поводок.

Совет так же прост, как и идеален. Используйте качественную фурнитуру известных производителей. Мощностные характеристики которых не будут уступать другим элементам снасти. Этот совет особенно актуален для троллинговой снасти, где нет мелочей. Слабых звеньев быть просто не должно!

Если крючки на приманках, то только качественные японские Owner, Decoy.

Карабинчики, вертлюги, заводные кольца все те же Owner или на худой конец VMC.

Материалы для поводков используют или прочные качественные флюорокарбоновые диаметром 0.4-0.8 мм в зависимости от размера предполагаемого хищника. Или из поводковых материалов, которых сейчас великое множество на рынке. Главное соизмерить общую разрывную нагрузку поводка с прочностью основной снасти.

Длина поводка должна быть метра два. Этого достаточно и для того, чтобы защитить основную снасть от повреждений о дно и от зубастой щуки.

Теперь вы почти готовы выйти на бой с трофейным хищником. Лодка оборудована по последнему слову техники, снасти собраны и размещены в крепежах, осталось собрать первую коробку с приманками и можно отправляться в путь. Но о приманках поговорим в следующей статье.

Какую лучше выбрать плетенку для троллинга? Практичные советы.

Ловля хищной рыбы троллингом становится все более популярной во всем мире и в нашей стране, поскольку подобная рыбалка дает возможность поймать рыбу в условиях, когда другие виды ловли малоэффективны.

Троллинг – это буксировка одной или нескольких приманок за оснащенным мотором плавсредством. Плетенка для троллинга – это элемент снасти, который выполняет важную роль в процессе ловли, поэтому к выбору плетенки следует относиться ответственно.

Почему важно грамотно подобрать шнур

При ловле троллингом плетенка выполняет следующие функции:

  • определяет степень заглубления приманки;
  • дает возможность отпустить приманку на нужную дистанцию;
  • помогает почувствовать или визуально определить поклевку;
  • дает возможность выполнить эффективную подсечку;
  • помогает рыболову справиться с добычей в процессе вываживания.

При выборе плетенки для троллинга определяющими являются два критерия:

  1. Максимальная прочность при минимальной толщине.
  2. Длина размотки шнура, намотанного на шпулю.

Прочие особенности плетенки, а именно, ее износостойкость, гладкость, мягкость или жесткость, цвет и т.п. также важны, но не являются определяющими.

Грамотно подобранный шнур обеспечит троллингисту рыбалку, на которой он сможет наслаждаться всеми нюансами ловли и не думать о неприятных моментах, которые гарантированы, если шнур выбран неграмотно. А такими неприятностями могут быть:

  • обрывы приманок на зацепах, если прочность шнура рассчитана неверно или не соответствует заявленной его производителями;
  • потери приманок и добычи при подсечках и в процессе вываживания, в случае если шнуру присущи вышеуказанные недостатки;
  • недостаточное заглубление приманок;
  • запутывание шнура;
  • ослабление шнура при контактах с дном, обладающим абразивными свойствами;
  • перетирание шнура в местах крепления прищепок для планеров или даунриггера, если шнур имеет низкую абразивную устойчивость;
  • сложность определения отпуска приманок, если шнур имеет однотонную окраску, а мультипликаторная катушка не снабжена счетчиком лески.

Критерии плетеного шнура

Толщина

Любому рыболову ясно, что чем тоньше шнур и, в то же время, крепче, тем лучше. Но чудес не бывает. Всегда приходиться идти на компромисс. Слишком толстый шнур способен вырвать приманки из объятий подводных коряг, пусть даже ценой разогнутых крючков, но он не позволит приманкам (особенно это касается воблеров) заглубиться на нужный уровень. Поэтому необходимая для ловли толщина и разрывная нагрузка, как ее производная, определяются следующими условиями ловли:

  1. Ловля на акватории, лишенной каких-либо придонных зацепов с одним, двумя или несколькими спиннингами, незакрепленными на тарге (устройство для крепления троллинговых удилищ), когда спиннинг держат в руке – плетенка минимально допустимой толщины, поскольку после остановки двигателя с помощью спиннинга и катушки рыболов способен успешно доставить рыбу на борт, пусть и немного помучившись с вываживанием.
  2. Ловля на акватории без зацепов, но с удилищами, закрепленными на тарге – шнуры с более высокой разрывной нагрузкой и, соответственно, толщиной, а также с повышенной ударной нагрузкой, возникающей в моменты резких перегрузок, таких как рывки рыбы, причем к сопротивлению добычи добавляется скорость движения плавсредства, поскольку на подобной рыбалке двигатель во время вываживания не останавливают. При поклевках таких перегрузок не возникает, так как рыба засекается сама и в момент поклевки ударная нагрузка нейтрализуется спиннингом и фрикционом катушки.
  3. Ловля в местах, богатых зацепами. В ущерб максимально возможному заглублению используются толстые прочные и износостойкие шнуры, а для того чтобы приманка шла в нужном слое воды, используют специальные заглубители.
Читайте также  Джинсы пахнут сыростью что делать?

Диаметр

Диаметр – это условная величина, которая указывается на шпулях с плетенкой. Условная она потому, что ни один шнур не может иметь идеально круглое поперечное сечение. Тем не менее, величина диаметра выполняет полезную функцию в двух случаях:

  1. Когда требуется сравнить шнуры одного наименования.
  2. В обсуждениях в среде рыболовов, поскольку при упоминаниях плетенок от разных производителей принято ссылаться все же на диаметр, а не на другие характеристики.

Также полезен диаметр, когда приходится выбирать шнуры для ловли конкретного вида рыб. Беря усредненные для разных брендов значения данной величины, можно порекомендовать шнуры следующих диаметров:

  • для окуня – 0.1-0.2 мм;
  • для судака – 0.13-0.2 мм;
  • для средней щуки – 0.15-0.2 мм;
  • для крупной щуки – 0.2-0.3 мм;
  • для сома – 0.3–0.4 мм и более;
  • для морского троллинга (тунец, марлин) – 0.4 мм и более.

Надо сказать, что для ловли троллингом лосося шнур не используют, поскольку эта рыба негативно реагирует на заметную в воде плетенку, а, кроме того, совершает такие рывки, что нерастяжимый шнур часто не справляется с ударными нагрузками.

Цвет никоим образом не влияет на уловистость, но важен для комфортной ловли. Если катушка не снабжена счетчиком лески, то удобно использовать многоцветный шнур, каждые пять или десять метров которого окрашены в разные цвета.

Флюоресцентный шнур удобен при ловле в сумерках или ночью.

Леска для троллинга какую выбрать?

Снасти для троллинговой ловли. Спиннинг, катушка, леска.

Если коротко и в общий чертах, то спиннинг для ловли троллингом можно использовать практически любой, если не брать в расчет спиннинги для лайта или для морского троллинга. Первые, а это до теста 10, будут слишком нежные. При проводке воблера с достаточно большим заглублением, спиннинг всегда будет на грани, «в дугу» и проживет совсем недолго. Другой крайний случай, это спиннинги с тестом за 150 и выше. Они будут слишком грубы, не чувствительны, не эстетичны. Ну сами подумайте, с таким то бревном на рыбалку за щукой-травянкой в водоеме, где отродясь более 3 килограмм ничего не попадалось.

В тоже время неплохо всегда брать поправку на место, где вы собираетесь ловить. К примеру, в таких средних по величине реках, как Ока, я всегда использую спиннинги с тестом до 30. Но когда собираемся на Нижнюю Волгу, в моем арсенале присутствует спиннинг с тестом до 120. Хотя для Нижней Волги и его маловато, если уж нарвешься на сома, то тут приходится надеяться на удачу.

Поэтому, если в водоеме, где вы привыкли ловить и знаете, какая рыба может быть в вашем улове и поимка крупного экземпляра крайне маловероятна, то не стоит покупать мощные удилища и катушки.

На средних реках самыми оптимальными спиннингами для троллинга будут спиннинги с тестом 10-30 или 20-80, имеющих длинную рукоятку и увеличенное количество колец. Объясню, зачем. Ну, с кольцами все понятно, они равномерно распределят нагрузку на удилище.

В том случае, если вы управляете мотором, а делать это приходится левой рукой, то спиннинг, соответственно, вам приходится держать правой, а так как усилие от сопротивления воблера бывает довольно приличным, то просто навесу его удерживать весьма затруднительно, кисть руки устает очень быстро. Поэтому концом рукоятки спиннинга вы упираетесь в локоть правой руки, удерживая удилище в районе катушки. Значит, чем длиннее рукоять, тем больше рычаг и удерживать намного легче. Вы можете сказать, а зачем его держать на весу, можно же вставить в держатель. Правильно, можно, когда вы знаете рельеф дна и глубину, по которой будете идти. Устанавливаете нужный воблер, спиннинг в держатель и держать нужный курс.

Но когда рельеф дна малознаком или имеет местами резкие перепады, то в этом случае нужно быть всегда наготове. Когда воблер в рабочем состоянии идет у дна, то «правильный» спиннинг будет отрабатывать каждое его движение, каждый удар об дно, каждую поклевку и зацеп. Самое опасное — зацеп. Поймав «мертвый зацеп» и не заметив его (спиннинг в держателе, вы в наушниках «пялитесь» по сторонам), вы рискуете смотать всю леску с катушки за очень короткое время и сломать или спиннинг или катушку, когда смотанная леска будет отрываться от неё. Вы не поверите, но пару раз в сезон, мне попадаются подобные трофеи со дна реки, игра воблера нарушается (по работе верхушки спиннинга), вытаскиваешь, а там плетенка, метров 100 -150 с воблером. Самый простой вывод, который тут можно сделать — спиннинг в держателе, воблер цепляется за кочку и благополучно сматывает всю леску с катушки, пока рыбак «торгует» по сторонам. Если бы удилище было в руках, то, возможно, достаточно было бы сделать легкий рывок удилищем для отцепа воблера. И самое невероятное, супер-крупняк схватил воблер, смотал леску с катушки, а потом выплюнул его, поняв, что несъедобно.

Другая ситуация, когда удерживать спиннинг с работающим воблером нужно навесу. У вас новая модель воблера, по какой глубине он реально будет проходить, вы можете только предположить, глядя на лопатку воблера и надписи на упаковке. Поэтому, ориентируясь на показания эхолота, на ровном дне, вы кистью руки будете чувствовать, когда воблер начнет стучать лопаткой о дно. Самым оптимальным было бы, если вы добьетесь ударов воблера о дно с частотой раз в 5 секунд. Это будет реальная величина заглубления нового воблера при определенной скорости движения лодки.

Катушки для троллинга.

Теперь буквально пару слов о катушках. Если снасть будет использоваться только для троллинга, то рекомендую мультипликаторную катушку. При меньших габаритах высокая мощность, простота использования, возможен счетчик метража лески. Лично я применял и те и другие. Но мульт мне по душе больше. При покупке мультипликатора обратите внимание на предназначение катушки, некоторые слишком нежны для троллинга, имеют тонкие настройки.

При выборе безинерционной катушки, обратите внимание на объем намотки лески (шпули), качества ролика на лескоукладывателе. Для ловли троллингом подойдут безинерционные катушки обозначением 3000 — 4000. Плюсом подобных катушек будет еще то, что при желании половить на джиг, будет достаточно только поменять воблер на другую приманку, отстегнув от поводка.

Леска для троллинга.

Очень советую при этом виде ловли пользоваться именно плетенкой. Монофил, конечно, имеет определенные плюсы, например, растяжимость, что поможет при вываживании. Но минусов больше. Плетенка тоньше, значит будет меньше сопротивление воды, а соответственно, и заглубление воблера. Плетенка крепче, что позволяет безболезненно для воблера выдирать его из зацепов. Плетенка не тянется, что позволяет тонко чувствовать игру воблера и поклевки.

Ну и наконец, плетенка дольше служит. Хотя есть один существенный минус — плетенка перетирается об подводные камни и ракушечник. Поэтому каждый раз, перед рыбалкой , внимательно осмотрите 2 — 3 метра на предмет перетертостей. Без сожаления отрезайте этот кусок, будет дороже, если оставите.

Вы можете смеяться, но в последние годы перешел на плетенку исключительно диаметром 0,21 — 0,23. Причем, перешел плавно. Началось с того, что с леской 0,14 у меня стали отрываться воблеры. И не просто там, при жестком зацепе, когда уже вырываешь его оттуда, а при проводке. Воблер цеплялся за более-менее крепкое препятствие, и даже при несильно затянутом тормозе катушки, он отрывался. Поменял на 0,17. Стало намного лучше, но при попытках освободить воблер из зацепа — это 30 на 70 процентов, рвется. Поставил 0,19, но вскоре остановился на 0,21. Отцепляемость воблеров возросла до 80 процентов, а может и больше. Так что, вам выбирать, пижонить или ловить спокойно. К зацепам мы вернемся позже.

В общих чертах мы вас ознакомили с троллинговыми снастями. Далее продолжим разговор о самом дорогом и любимом — воблерах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: