Регулировка клапанов Маз ЯМЗ 238

Наладка клапанного механизма ЯМЗ 238

  • Немного об устройстве ГРМ ЯМЗ 238
  • Необходимость в проведении регулировки клапанного механизма и суть подготовки
  • Проверка действительных величин «тепловых компенсаторов»
  • Как производится регулировка клапанов на моторе ЯМЗ 238: основные приемы
  • Резюме

Немного об устройстве ГРМ ЯМЗ 238

Перед осуществлением регулировки клапанов на турбодизеле ЯМЗ 238 стоит ознакомиться с верхнеклапанной компоновкой ГРМ. Схема предполагает:

  • нижнее размещение распредвала в развале блока;
  • косвенную связь между клапаном и распредвалом через систему роликовый толкатель-штанга-коромысло;
  • наличие подналадочного устройства передающего рычага.

Необходимость в проведении регулировки клапанного механизма и суть подготовки

Детали мотора ЯМЗ 238, как и узлы любых других двигателей, подвергаются нагреву и, как следствие, упругому расширению. Операция производится с целью обеспечить в разогретом рабочем состоянии плотное прилегание клапана к седлу.

В процессе эксплуатации стоит принимать внимание, что:

  • увеличенный тепловой зазор приводит к ухудшению работы камеры сгорания, сокращая ресурс исполнительных органов ГРМ;
  • малый зазор не обеспечивает герметичного соединения между клапаном и седлом ГБЦ, что ведет не только к ухудшению показателей мотора, но и приводит к прогару.

Первоначальная задача подготовительного процесса – выключение подачи топлива. Обесточить ТНВД можно поворотом скобы кулисы, расположенной в корпусе регулятора частоты вращения, вниз.

В ранг мероприятий подготовительного плана также включены:

  • охлаждение двигателя до температуры 20-30 градусов;
  • демонтаж клапанной крышки;
  • проверка усилия затяжки осей коромысел ГРМ (заводом-изготовителем предписан диапазон 120-150 Нм).

Проверка действительных величин «тепловых компенсаторов»

Производитель турбодизеля оговаривает, для ЯМЗ 238 регулировка клапанов необходима лишь в случае вылета измеренного значения за установленные пределы: 0,25-0,30 мм. Точный замер зазоров обоих клапанов одного цилиндра можно осуществить только лишь в такте сжатия:

  • сфокусировать внимание на первом цилиндре;
  • провернуть коленвал по часовой стрелке (взгляд на вентилятор, со стороны передка автомобиля) до момента закрытия впускного клапана (завершение такта всасывания) – его торец, контактирующий с носком коромысла, должен подняться в верхнюю максимальную точку;
  • вращать коленвал еще на 1/3 оборота (120 градусов), соблюдая прежнее направление поворота.

Идентифицирование номера цилиндра производится так:

  • ориентировать взгляд на вентилятор мотора (на передок автомобиля);
  • левый ближний цилиндр – первый;
  • правый ближний цилиндр – пятый;
  • дальнейшая нумерация ведется последовательно (крайний левый – четвертый, крайний правый – восьмой).

Проворачивать коленвал можно двумя способами:

  • спереди: за крепление шкива подходящим накидным ключом;
  • сзади: специальным воротком – за маховик.

Определение величины зазора производится по толщине щупа, помещаемого между торцом клапана и приливом коромысла. Не подлежат коррекции клапана в случае, если щуп 0,25 проходит свободно, а 0,30 – с ощутимым натягом.

При осмотре и регулировке клапанов на двигателе ЯМЗ 238 передающие рычаги (коромысла) рекомендуется прижать:

  • на правой ГБЦ (1-4 цилиндры) рычаги выпускных элементов – к торцу оси; впускных деталей – к упорной шайбе;
  • на левой ГБЦ (5-8 цилиндры) – наоборот.

Как производится регулировка клапанов на моторе ЯМЗ 238: основные приемы

При получении некорректного значения исследуемой величины следует выполнить следующие действия:

  • ослабить гайку регулировочного винта, расположенную на противоположном конце коромысла;
  • вставить щуп подходящей толщины между торцом «запорного элемента» камеры сгорания и рычагом;
  • вращать винт отверткой до момента установления приемлемого значения «теплового компенсатора»;
  • предотвращая поворот винта, зажать гайку;
  • удостоверится в номинальном значении зазора, при необходимости повторить спектр мероприятий.

К сведению. При проверке расстояний после вращения коленвала уже отрегулированного двигателя допускается колебание в границах 0,20-0,35 мм, вызванное неточностями деталей ГРМ.

На окончательном этапе необходимо:

  • пустить мотор и диагностировать характер его работы на предмет отсутствия стуков;
  • проверить состояние прокладок;
  • поставить крышки ГБЦ.

Звонкие стуки в процессе работы мотора – повод еще раз проверить и настроить ГРМ.

Резюме

Перекрыв подачу топлива, демонтировав клапанную крышку и проверив затяжку осей коромысел ГРМ, приступают к регулировке выпускного и впускного клапанов ЯМЗ 238 согласно установленного диапазона (0,25-0,3 мм):

  • вращая коленвал за шкив или маховик, выставить клапаны исследуемого цилиндра в такт сжатия;
  • проверить зазор, вставив щуп между качающимся рычагом и торцом клапана;
  • ослабить гайку подналадочного винта;
  • снова смонтировать щуп;
  • вращением винта добиться рекомендуемой величины тепловой компенсации;
  • зажать гайку;
  • вновь проверить регулируемую величину щупом, при необходимости – повторить;
  • произвести дальнейшую наладку в порядке 5-4-2-6-3-7-8;
  • провернуть коленвал и вновь идентифицировать расстояние (допускается 0,20…0,35 мм);
  • пустить двигатель и удостоверится в отсутствии стуков;
  • установить крышки ГБЦ.

Двигатель ЯМЗ-238: Регулировка клапанов

С регулировкой клапанов на двигателе ЯМЗ-238, встречается основная масса водителей МАЗов. Только те, кто обслуживает свой автомобиль исключительно на станциях технического обслуживания, избегают этой операции.

По регулировке клапанов, написано довольно много рекомендаций и наставлений: от самых простых и незамысловатых до музыкальных. Профессиональные мотористы, регулируют клапана на слух по стуку, который происходит при выборе свободного зазора. Есть также люди, которые регулируют клапана на глаз.

Справедливости ради, стоит отметить, что такие варианты регулировки, если применяет их настоящий специалист, дают хорошие результаты при выставлении зазоров. Однако, описывать подобные методы я не буду, т.к. такими способностями не обладаю, а потому пользуюсь щупом.

1. Инструмент требующийся для регулировки клапанов

2. Причины регулировки клапанов

Когда же следует регулировать клапана? Сразу приходит на ум стук в механизме газораспределения. Понятно, что с такими симптомами в первую очередь проверяют тепловые зазоры и регулируют их.

Стоит также произвести регулировку, если после ремонта пройдена первая тысяча километров или если осуществлялась протяжка головки блока.

Нужно следить за пробегом автомобиля и состоянием всего механизма газораспределения. В случае необходимости, регулировать зазоры клапанов через 10-20 тыс. км и всегда помнить, что увеличенные тепловые зазоры ведут к увеличению расхода топлива.

3. Регулировка клапанов двигателя ЯМЗ-238

Теперь, опишу сам порядок регулировки, который у меня выработался. Первым делом, ставим машину на ровное чистое место и достаем инструмент. Поднимаем кабину и откручиваем клапанные крышки клапанов.

Бывает, некоторые болты с барашками не хотят откручиваться от руки, тогда берем газовый ключ или большой рожковый ключ. Мне при такой проблеме, хорошо помогал ступичный трубчатый ключ на 55, который шел в комплекте инструмента на автомобиль.

Далее, берем накидной ключ на 30 с усилителем и залазим под переднюю часть автомобиля. Если клапана на машине регулируются в первый раз, то берем с собой еще и трехгранный напильник.

Ищем метку впрыска 1-го цилиндра на шкиве коленчатого вала и на передней части шкива обращенной к радиатору, запиливаем риску напротив метки 1-го цилиндра.

Затем, делаем еще одну метку диаметрально напротив первой, а также под 90 градусов к первым двум меткам, ставим еще две метки. Таким образом, мы делим шкив на четыре части под углом 90 градусов.

Теперь, приступаем к выставлению первой заводской метки под 18 градусов и это место на передней плите, следует отчеркнуть хотя бы мелом, т.к. оно еще пригодится.

Читайте также  Ротбанд быстро схватывается что делать?

Вылазим из под машины и проверяем не зажаты ли клапана 1-го цилиндра. Также, убедиться в этом можно по метке топливного насоса, тогда станет понятно, точно ли мы прокрутили двигатель и впрыск находится на 1-ом цилиндре.

Сначала, я тоже так делал и если оказывалось, что впрыск на 6-ом цилиндре, то опять залазил под машину, прокручивал двигатель еще на один оборот и начинал регулировку с 1-го цилиндра в порядке работы двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8.

Отрегулировав оба клапана на 1-ом цилиндре, залазим под машину и прокручиваем коленвал так, чтобы вторая риска на шкиве оказалась напротив метки впрыска 1-го цилиндра на блоке. Таким образом, мы повернули коленвал ровно на 90 градусов и можно переходить на левый ряд цилиндров и регулировать следующий по порядку 5-ый цилиндр.

Затем, опять лезем под двигатель, крутим коленвал еще на 90 градусов до совпадения меток и регулируем клапана 4-го цилиндра на правой стороне двигателя. Далее, просто повторяем процесс для всех оставшихся цилиндров в соответствии с порядком работы мотора.

4. Альтернативный метод регулировки клапанов

Парочку раз отрегулировав клапана на двигателе ЯМЗ-238 подобным образом, меня посетила простая мысль и я сократил прокручивание коленвала до точки впрыска 1-го цилиндра.

С этого момента, для меня стало важно просто выставить заводскую метку на шкиве в момент впрыска, после чего, я проверял клапана 1-го цилиндра и если они не были зажаты, то регулировал их, а дальше шел по порядку 1-5-4-2-6-3-7-8. Если же клапана 1-го цилиндра были зажаты, то я начинал регулировку клапанов с 6-го цилиндра, а дальше придерживался порядка 6-3-7-8-1-5-4-2.

Такая мелочь, позволяла лишний раз не залазить под машину и не смотреть на привод топливного насоса, а облегчить процесс регулировки клапанов и немного сократить требующееся на это время.

Кто-то привык регулировать клапана по закрытию одного из них, кто-то регулирует сразу два цилиндра вместе. Спорить о том, какой способ лучше, я не буду. Лично мне, понравился именно порядок регулировки приведенный выше, поэтому им и пользовался.

Регулировка клапанов ЯМЗ 238

Несмотря на то, что дизельные двигатели ЯМЗ 238 появились еще в середине прошлого века, они остаются востребованными и сейчас. Сфера применения моторов достаточно широкая. Их устанавливают на грузовики Урал, КАМАЗ, КрАЗ и трактора К-700.

Учитывая высокие нагрузки и температурные перепады, которым подвергаются такие двигатели, необходимость в регулировке их клапанов возникает достаточно часто. Если владелец техники не разбирается в устройстве двигателя, лучше доверить эту работу профессионалам, но в целом, незначительный ремонт можно провести и своими руками.

Устройство двигателя ЯМЗ 238

Перед началом ремонта следует разобраться в устройстве газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя ЯМЗ 238. Именно он отвечает за своевременный впуск рабочей свечи в цилиндр и выпуск отработанных газов из камеры сгорания.

Примечание: Особенность ГРМ в том, что система клапанов располагается вверху, распредвал находится внизу, а на передающих коромыслах (рычагах) находится регулировочный механизм.

Основными конструктивными элементами ГРМ являются распределительный вал, толкатели, штанги толкателей, клапаны и коромысла (рисунок 1).

Рисунок 1. Устройство газораспределительного механизма ЯМЗ 238

Главным рабочим механизмом системы является распределительный вал. Его кулачки подают передают импульсы на толкатели. Они воздействуют на клапаны, которые возвращаются на исходную позицию с помощью пружин.

Правильная регулировка клапанов ЯМЗ 238 поможет наладить оптимальный режим подачи топлива и полный вывод отработанных газов. Благодаря этому продлевается срок эксплуатации двигателя и достигается оптимальный размер топлива.

Когда требуется регулировка клапанов?

В первую очередь следует учитывать, что двигатели такой мощной техники работают в чрезвычайно сложных условиях. Кроме высоких механических нагрузок, каждая деталь мотора подвергается сильному нагреву. Он вызывает тепловое расширение металла и со временем деталям требуется профилактический осмотр и ремонт (рисунок 2).

Рисунок 2. Регулировка необходима, если из двигателя слышен посторонний шум

Вся газораспределительная система двигателя ЯМЗ 238 собрана из элементов, изготовленных из разных металлов. Их состав неоднородный, поэтому после нагрева точность подгонки элементов двигателя искажается, изменяются параметры тепловых зазоров и нарушается изначальная настройка механизма.

В результате возникает характерный стук, который говорит о том, что работа клапанов и всей камеры сгорания нарушилась.

Необходимо помнить, что:

  1. Увеличенный тепловой зазор ухудшает функционирование камеры сгорания и сокращает рабочий ресурс деталей.
  2. Небольшой зазор уменьшает герметичность �

Перед началом ремонтных работ необходимо выключить подачу топлива, повернув скобу кулисы вниз. Она располагается в корпусе регулятора частоты вращения.

Далее двигатель охлаждают до температуры не более +30 градусов, демонтируют клапанную крышку и проверяют усилие затяжки осей коромысел ГРМ. Оптимальный показатель, установленный заводом-изготовителем, составляет 120-150 Нм.

Схема регулировки

Универсальная схема регулировки такая:

  1. Сначала отвинчивают стопорную гайку регулировочного винта и вставляют щуп в образовавшийся зазор.
  2. Далее начинают вращать регулировочный винт, чтобы достичь оптимальной величины зазора.
  3. Потом затягивают колпачковую гайку регулировочного винта, удерживая его в неподвижном состоянии с помощью отвертки.

Рисунок 3. Регулировка предполагает использование нескольких инструментов

В процессе настройки коромысла выпускных клапанов прижимают к стопорному кольцу, а впускных – к торцу оси (по левой стороне). Если регулируются зазоры по правому ряду цилиндров, манипуляцию проводят в обратном порядке (рисунок 3).

Полезные советы

После завершения настройки мотора повторно проверяют состояние зазоров, далее запускают двигатель и проверяют его работу на слух. Если будет слышен характерный стук, процедуру повторяют.

Практические навыки регулировки клапанов ЯМЗ 238 можно освоить с помощью видео.

Регулировка клапанов двигателя ЯМЗ 238

Дизельные двигатели серии ЯМЗ 238 появились еще в 60 годах прошлого века. Они использованы в грузовых автомобилях Урал, МАЗ, КАМАЗ, КрАЗ, в тракторах К-700. Необходимость регулировки клапанов на ЯМЗ 238 обусловлена высокими температурами и нагрузками, сочетание которых изменяет положение элементов ГРМ относительно друг друга.

Схема устройства ГРМ ЯМЗ 238

Газораспределительный механизм (ГРМ) двигателя ЯМЗ 238 обеспечивает своевременный и полноценный впуск рабочей свечи в цилиндры и выпуск из камеры сгорания отработанных газов. Специфика ГРМ состоит в верхнем расположении системы клапанов, нижней установке распредвала и наличии регулировочного механизма на передающих рычагах (коромыслах). В состав ГРМ входят:

  • Распределительный вал.
  • Толкатели.
  • Штанги толкателей.
  • Коромысла.
  • Клапаны.

Основным рабочим элементом системы является распределительный вал, кулачки которого передают импульсы на толкатели. Те, в свою очередь, воздействуют на клапаны, возвращаемые на исходную позицию при помощи пружин. Регулировка клапанов дизеля ЯМЗ-238 обеспечивает оптимальный режим подачи топливной смеси и полный вывод отработанных газов, что позволяет продлить срок службы двигателя, получить оптимальный расход топлива.

По каким причинам нужно проводить регулировку клапанов

Работа элементов механизма газораспределения происходит в сложных условиях. Помимо высоких механических нагрузок, все детали подвергаются значительному нагреву, вызывающему соответствующее тепловое расширение материала.

Система собрана из нескольких элементов, при изготовлении которых используется металл разных марок. Термическая обработка и химический состав деталей неоднородны, при нагревании точность подгонки искажается. Изменение размеров деталей приводит к нарушению настройки механизма, изменяются параметры тепловых зазоров. При их увеличении появляется специфический стук, режим работы камеры сгорания ухудшается.

Уменьшение зазоров нарушает герметичность контакта клапана и седла, что в конечном счете приводит к прогару. Эти причины приводят к необходимости постоянного наблюдения за состоянием ГРМ и регулировки клапанного механизма при изменении тепловых компенсаторов.

Проверка величин тепловых компенсаторов

Прежде, чем приступить к проверке величин зазоров, следует выполнить некоторые подготовительные действия:

  • Отключить подачу топлива, обесточив топливный насос. Для этого следует повернуть вниз скобу кулисы на регуляторе вращения.
  • Остудить двигатель до температуры около 20–30°С. Работы начинаются не ранее, чем через час после остановки двигателя.
  • Снять крышку с блока клапанов и проверить усилие затяжки на осях коромысел. Оптимальное значение — 120–150 Нм.

Проверка зазора производится в определенном положении цилиндра — на такте сжатия. Номера цилиндров определяются при взгляде со стороны вентилятора (с передней части автомобиля). Ближний цилиндр слева будет первый, справа — пятый.

Положение клапанов регулируется поворотом коленвала по часовой стрелке, если смотреть со стороны передка машины. Движение вала необходимо продолжать до момента полного закрытия впускного клапана. Торец клапана, взаимодействующий с коромыслом, максимально поднимается вверх. После достижения нужного положения необходимо довернуть коленвал еще на треть оборота.

Паспортная величина зазора составляет 0,25–0,30 мм. Для измерения используются специальные щупы, которые вставляются в зазоры. По усилию, с которым щуп входит в щель, определяется ее размер. При нормальной настройке щуп 0,25 входит достаточно легко, а 0,30 — с усилием.

Проверка и настройка тепловых компенсаторов производится поочередно на всех цилиндрах в последовательности 1–5–4–2–6–3–7–8. Необходимость регулировки зазоров клапанного механизма выявляется путем тщательного обследования каждого из них. Возможно, что вмешательство понадобится лишь на некоторых узлах.

Как проходит регулировка клапанов ЯМЗ-238

Обнаруженные несоответствия в величинах тепловых компенсаторов требуют немедленного исправления. Порядок регулировки клапанов на ЯМЗ 238:

  • Отвернуть стопорную гайку регулировочного винта.
  • Вставить щуп в зазор.
  • Вращая регулировочный винт, добиться оптимальной величины зазора.
  • Затянуть колпачковую гайку регулировочного винта, удерживая его в неподвижном состоянии при помощи отвертки.

Во время настройки необходимо прижать коромысла выпускных клапанов к стопорному кольцу, а впускных — к торцу оси (по левой стороне), или в обратном порядке, если регулируются зазоры по правому ряду цилиндров.

После настройки следует еще раз проверить состояние зазоров, запустить двигатель и определить качество работы на слух. При обнаружении характерного стука клапанов всю процедуру необходимо произвести заново.

Видео по теме: Регулировка клапанов ЯМЗ 238

Регулировка клапанов Маз ЯМЗ 238

РЕГУЛИРОВКА КЛАПАННОГО МЕХАНИЗМА двигателей ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2

Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает герметичность посадки клапана на седло и компенсирует тепловое расширение деталей механизма при работе двигателя.

Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах

0,25-0,30 мм. При проверке на двигателе из-за биения сопрягаемых деталей распределительного механизма тепловые зазоры после проворачивания коленчатого вала должны укладываться в пределы 0,20-0,40 мм.

Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или менее чем через 15 минут после его остановки.

При регулировке клапанного механизма и повторной проверке тепловых зазоров коромысла клапанов рекомендуется прижать:

— на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов — к торцу оси, впускных клапанов — к стопорному кольцу;

Рис. 15. Привод топливного насоса высокого давления:
1 — корпус топливного насоса высокого давления; 2 — муфта опережения впрыскивания; 3, 8 — пластины; 4 — болт крепления пластин к ведомой полумуфте; 5 — ведущая полумуфта; 6 — указатель начала подачи топлива; 7 — болт крепления пластин к фланцу ведущей полумуфты; 9 — гайка болта крепления пластин к фланцу ведущей полумуфты; 10 — центрирующая пластина; 11 — фланец полумуфты с пластинами; 12 — стяжной болт; 13 — ведомая полумуфта; 14 — болт крепления ведомой полумуфты; а — выступ-метка на фланец полумуфты; б — совмещение меток на указатели и муфте опережения впрыскивания.

— на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов — к стопорному кольцу, впускных клапанов -к торцу оси.

Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров — к маховику.

1. Выключить подачу топлива.

2. Отвернуть болты крепления крышек головок

цилиндров и снять крышки.

3. Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120 — 150 Нм (12 — 15 кгсм).

4. Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) ключом за болт крепления шкива или ломиком за отверстия в маховике и внимательно наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимется (т.е. полностью закроется), после чего провернуть вал еще на 1/4-1/3 оборота. В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия, и оба клапана этого цилиндра закрыты.

5. Вставив щуп в зазор между торцом клапана и носком коромысла, проверить зазоры у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, если необходимо, отрегулировать их в пределах 0,25 — 0,30 мм.

6. Для регулировки зазоров отвернуть контргайку регулировочного винта (рис. 16), вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор (рис. 17). Придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, а толщиной 0,30 мм — с усилием.

7. Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра провернуть коленчатый вал в направлении вращения до момента полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно провернуть еще на 1/4-1/3 оборота. Регулировку зазоров в каждом цилиндре производить, как указано в п.п. 5 и 6.

Клапанные зазоры рекомендуется регулировать в порядке работы цилиндров:

для двигателя ЯМЗ-236М2: для двигателя ЯМЗ-238М2:

1 — 4 — 2 — 5 — 3 — 6 1 — 5 — 4 — 2 — 6 — 3 — 7 — 8

8. После регулировки зазоров пустить двигатель и прослушать его работу. При появлении стука клапанов остановить двигатель и вновь проверить зазоры.

9. Установить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: