Сорвал резьбу на гайке что делать?

Что делать, если сорвана резьба?

Любая резьба со временем изнашивается. Проблему можно решить, просто заменив деталь или крепежный элемент с изношенной или поврежденной резьбой на новый. Но часто экономически выгоднее восстановить резьбу. Расскажем, как подобрать нужный инструмент и какой способ восстановления резьбы будет оптимальным в конкретной ситуации.

Универсальный инструмент

Для восстановления «здесь и сейчас» подойдет резьбовой напильник. Это цельное приспособление квадратного сечения с насечками под различные шаги метрической резьбы. Небольшой инструмент выполняет функцию «16 в 1». Для наружных резьб на каждой стороне квадрата с двух сторон нанесена насечка разного размера. Аналогичная насечка есть и на торцах напильника — для внутренних резьб.

Напильник очищает профиль резьбы от загрязнений и восстанавливает замятия. Единственный минус — такой способ ослабляет резьбу. Поэтому для экстренного ремонта инструмент может оказаться незаменимым, но в будущем элемент с восстановленной резьбой лучше заменить или восстановить другим способом.

Восстановление внутренней резьбы

Самый простой способ — рассверлить поврежденное резьбовое отверстие, и поверх нарезать новую резьбу. Но тогда под новую резьбу нужен и новый крепеж, что не всегда оправдано. К тому же, иногда нарезать резьбу большего диаметра просто не позволяет пространство.

Надежнее всего будет восстановить внутреннюю резьбу с помощью резьбовой вставки — футорки. Футорка — это пружина или небольшая втулка из металла. Во время вкручивания она сжимается и жестко фиксируется в отверстии. Производители обещают, что качество восстановленного соединения будет не ниже, чем оригинальное. Такой способ эффективен при восстановлении резьбы в свечных колодцах, кислородных датчиках, масляных пробках, блоке цилиндров (для установки ГБЦ), коробки передач.

При работе с мягкими материалами (алюминием, пластиком, древесиной) или изделиями с тонкими стенками, соединение получается в 2-4 раза прочнее оригинального. Восстановленную резьбу почти невозможно смять, криво завинтив, например, болт или свечу.

Вставки, футорки устанавливаются в четыре этапа:

1. Отверстие рассверливается и зенкуется под резьбу для вставки.
2. Специальным метчиком нарезается резьба под вставки.
3. Вставка устанавливается на необходимый уровень.
4. В зависимости от типа вставки — обламывается установочный хвостовик.

Восстановление внешней резьбы

Способ №1. Пластическая деформация.

Данное приспособление оснащается сменными вставками под резьбу с различными типами и шагами. Работает по принципу «гребенки», восстанавливая профиль замятой наружной резьбы.

Будет полезным при:

→ Восстановлении резьбы на трубах, если трубу заменить сложно, а резьба повреждена.
→ срочного восстановления болтов, шпилек и т.п., если нет замены.

Резьбу с особыми требованиями к прочности данным приспособлением восстанавливать не рекомендуем, лучше приобрести новый крепеж.

Способ №2. Холодная ковка.

У нас этот инструмент именуют Зильбертул, по названию бренда-производителя. Технология позволяет восстанавливать замятую наружную резьбу вообще без съема металла. Путем холодного наката специальные ролики выкатывают повреждение и возвращают профиль резьбы к изначальной геометрии.

В процессе восстановления резьба подвергается холодной ковке, и происходит местное упрочнение резьбовой части детали. Сменные ролики (приобретаются отдельно) с различными профилями и шагами резьб, а также регулируемый диаметр дают широкий диапазон применения.

Разобрались, какой инструмент нужен в вашем конкретном случае? Купите его у нас на 20% дешевле! С 15 февраля у нас стартовала акция на резьбонарезной инструмент VOLKEL.

А если остались вопросы по статье или выбору инструмента, пишите в комментарии!

Как открутить сорванные болты, гайки, саморезы

Рано или поздно любой хозяин сталкивается с ситуацией, когда гайка, болт или саморез не желают выкручиваться. На то есть несколько причин: металл низкого качества, нарушение технологии (перекаленные саморезы), ржавчина, время, слишком большие усилия, приложенные при затягивании соединения. Тем не менее, открутить болт с сорванными гранями, слизанную гайку, заржавевшее соединение можно. В этой статье поговорим о том, как это сделать.

Выкручиваем сорванные болты и гайки

«Слизанные» грани на шляпках болтов или гайках не такая уж редкость. Чрезмерные усилия, которые прилагаем при затягивании, а потом при откручивании, часто приводят к тому, что граница между гранями болта стирается. Если не откручивается болт — обычные ключи в таком случае бессильны — они просто прокручиваются, а крепеж остается на месте.

Сорванные или слизанные грани на гайке или болте не дают ее открутить

Чтобы открутить срывные болты и гайки есть несколько способов:

    При помощи газового разводного ключа. За счет ребристых губок, регулируемой степени «затягивания» и достаточно большого рычага, разводной ключ помогает в большинстве случаев. Этот инструмент нередкий, так что первое, что надо сделать, если вам надо открутить крепеж со слизанной резьбой — опробовать этот метод.

Газовый (трубный) ключ — лучшее средство для откручивания гаек

  • Сделать новые грани. Меньшего размера, но более четкие. Это позволит лучше захватить гайку все тем же разводным газовым ключом. Грани делают:
    • Болгаркой. Работать надо аккуратно, чтобы не повредить поверхность под гайкой/шляпкой болта. Это рискованное мероприятие и его стоит применять как одну из последних мер.
    • Напильником. Этот метод отнимает больше времени, но он более безопасен. Если нет срочности, лучше подрихтовать грани напильником.
  • На гайку можно наварить штырь. Руками или при помощи рычага можно будет открутить болт с сорванными гранями. Этот же способ помогает, если резьба «прикипела». Во время сварки металл прогревается, ржавчина перекаляется, грязь подгорает, после чего болт или гайка откручивается значительно проще.
  • На слизанную шляпку болта наварить гайку. Потом обычным ключом открутить все вместе. Но этот способ работает, если шляпки плоские. Если они скругленные, можно попробовать срезать/сточить верхушку, потом наварить гайку и попытаться ее открутить.

    Как работать с экстрактором

  • С болтами большого диаметра можно использовать экстрактор. Срезать шляпку или гайку, рассверлить отверстие размером «под имеющийся экстрактор». Вставить штырь экстрактора и ключом, за толстую часть вывернуть всю конструкцию, освободить экстрактор.
  • Если под болтом есть пластиковая или резиновая прокладка, ее удаляют и снова пробуют один из предложенных методов. Если открутить болт с сорванными гранями всеми этими способами не получается, остается одно: срезать/спилить шляпку и высверлить штырь.

    Заржавевшая гайка

    Еще одна проблема, которая знакома автолюбителям (и не только) — заржавевшая гайка и/или резьба. В этом случае не стоит прилагать героические усилия, чтобы открутить крепеж. У вас просто «слижутся» грани и к закипевшей резьбе добавится еще одна проблема. Если после пары попыток, не получается открутить, поочередно пробуем следующие методы:

    • Гаечным ключом простукиваем болт. Есть вероятность, что ржавчина треснет и гайку удастся открутить.
    • Залить соединение керосином и выждать. Он разъест ржавчину, после чего заржавевшую гайку будет открутить проще. Но при этой операции нельзя курить, включать сварку, находиться возле открытого огня.

    Не самое элегантное, но действенное решение

  • Прогреть гайку. Металл расширится, что даст возможность ее открутить. Весь фокус в том, чтобы нагрелась гайка, а стержень болта остался холодным, поэтому нагрев должен быть быстрым. Для этого используют строительный фен или открытый огонь (с этим осторожнее). Если винт небольшой, можно взять мощный паяльник, разогреть его до максимальной температуры, потом быстро прогреть место соединения.
  • Этот способ уничтожит (почти) гайку, поэтому его стоит применять только в безнадежных ситуациях. На гранях делают бороздки (при помощи пилы по металлу, болгарки, напильника). В эту бороздку упираются плоской отверткой, придавая ей направление в сторону откручивания. По ручке стучат молотком. Если есть хоть пара подвижек, может и получится открутить.

    Съемники для сорванных гаек

  • Использовать специальный съемник (на фото выше). При помощи болта, штырь упирается в одну из граней, после чего можно пробовать сдвинуть ее с места. За счет того, что можно насадить рычаг, он может сработать даже в очень сложных ситуациях.
  • Еще с ржавчиной можно бороться при помощи смазки. Попробуйте залить место соединения текучей универсальной смазкой (есть в баллончиках WD40). Выждав пару часов, пробуем работать ключом. Не сработало — пробуем поочередно другие способы.

    Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)

    Если перекаленные саморезы пару раз выкручивали/закручивали, их грани теряют свою остроту, отвертка прокручивается, а сам винт остается на месте. Если он «сидит» в древесине, гипсе, ДСП или других подобных, не слишком жестких материалах, можно под отвертку положить тонкую резинку (например, для волос). За счет силы упругости добиваются более плотного прилегания к оставшимся граням, что помогает сдвинуть саморез с места. Остальные методы более «травматичны»:

      Нарезать канавки внутри «слизанной» воронки, используя плоскую отвертку, открутить. Этот способ достаточно опасен: если стенки «воронки» слишком тонкие, есть вероятность того, что головка винта просто раскрошится от усилий. Останется только винт, который никак не получится выкрутить.

    Читайте также  Можно ли монтировать сайдинг зимой?

    Вот такой саморез выкрутить уже сложно

  • Рассверлить и выкручивать при помощи экстрактора небольшого диаметра.
  • Взять зубило, обточить его по размерам шляпки. Поставить его на шляпку, пару раз хорошо стукнув молотком. Образуется новая шляпка и, одновременно, может осыпаться имеющаяся ржавчина (если саморез застрял в железе). При помощи того же зубила попробовать сдвинуть упрямый винт с места. Для облегчения процесса можно капнуть масло на дерево или смазку WD40 на металл.
  • Высверлить вокруг шляпки материал, взять трубку с внутренним диаметром чуть больше диаметра шляпки, надеть ее на шляпку. Внутрь залить клей. Когда клей застынет, выкрутить за трубку.

    Выкручиваем саморез с сорванными гранями (крестовиной)

    Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.

    Как снять гайку с сорванными гранями и резьбой?

    1. Причины проблемы
    2. Как открутить?
    3. Рекомендации

    Самыми неприятными моментами в быту или на производстве являются не сами процессы ремонта какой-либо техники, а возникающие проблемы при разборке её узлов и механизмов. Чаще всего встречаются затруднения при демонтаже соединений, выполненных с помощью болтов и гаек. Рассмотрим причины, которые мешают выкрутить гайку со шпильки либо болта, а также найдём пути решения такой задачи.

    Причины проблемы

    Основными причинами возникновения трудностей по снятию гаек могут являться несколько факторов.

    • Воздействие коррозионных процессов на металл крепежа. Тут всё зависит от времени и интенсивности действия коррозии: чем дольше и активнее происходит процесс, тем больше проблем с демонтажем крепежа. В этом случае нарушается резьба сопрягаемых деталей, могут сточиться ржавчиной грани гайки, а в дополнение ко всему ещё и намертво сцепиться (прикипеть) между собой части резьбы из-за сложных коррозионных и химико-физических явлений, происходящих на рабочем оборудовании.

    • Использование некачественного или предназначенного совсем для других целей инструмента. Нередко приобретаются комплекты инструментария для ремонта автомобилей или домашних нужд по бросовым ценам с рук, на рынках, в магазинах автомобильных запчастей. Но ведь нужно понимать, что набор хорошего инструмента не может стоить 500 рублей. В результате оказывается, что ключи в таком комплекте изготовлены из низкосортного мягкого металла, поэтому при затягивании или откручивании крепёжных изделий даже с небольшим приложением усилия рабочие части (рожки) деформируются и начинают не соответствовать указанному размеру инструмента. Результат – сорванные грани гайки. То же самое происходит, если использовать для таких манипуляций не ключи, предназначенные для этого, а, например, пассатижи или газовый ключ.

    • В болтовом соединении была использована гайка из мягкого металла или низкосортной стали, не подходящих для данного крепежа. При приложении даже небольшого усилия грани на ней очень часто слизываются, а слизанную гайку открутить обычным ключом не получится.

    • При закручивании или откручивании гайки было приложено усилие, значительно превышающее допустимое для данного соединения. В итоге могут случиться два проблемных варианта: сорванные грани или нарушенная резьба. Есть и третий вариант, но он не менее проблемный, чем два первых. Нередко бывает, что случаются сразу обе неисправности от одного усиленного воздействия на затягивание резьбового соединения – и грани слизываются, и резьба срывается.

    Причины проблем ясны, теперь рассмотрим варианты их решения.

    Как открутить?

    Для каждого случая, когда не удаётся снять гайку с болта или шпильки по причинам, указанным выше, существуют проверенные практикой способы по исправлению ситуации. О них будет полезно узнать автолюбителям и другим людям, которым приходится иметь дело с ремонтом техники.

    Сорваны грани

    Здесь могут помочь следующие инструменты:

    • головка с соответствующим размером (особенно в случаях, если сорваны не все границы граней на гайке);
    • газовый ключ;
    • пассатижи или плоскогубцы (с мелким крепежом);
    • специальный съёмник для гаек с сорванными гранями.

    Если эти инструменты не справляются с задачей, тогда нужно применить более трудоёмкие меры:

    • восстановить грани путём стачивания напильником или подрезания болгаркой (получится грань под ключ меньшего размера);
    • на гайку со слизанными гранями приварить другую – с чёткими границами граней;
    • когда проблема в сорванных гранях шпильки или болта, то можно приварить к шляпке этих крепежных изделий Т-образный штырь и с помощью рычага попытаться выкрутить их.

    Ржавый крепеж

    Ржавые детали крепежа иногда удаётся открутить после их простукивания тяжёлым предметом, а также размачивания ржавчины керосином или специальными средствами.

    Кроме того, можно быстро прогреть гайку паяльником или строительным феном и попытаться её открутить, не дожидаясь прогрева шпильки или болта.

    Сорванная резьба

    В случаях с сорванной резьбой не могут помочь ни инструменты, ни все те меры устранения помех с ремонтом, что описаны выше для сорванных граней и ржавчины. Если имеется свободный доступ к проблемным местам, то здесь может пригодиться специальный инструмент под названием гайкорез. С его помощью гайка с сорванной резьбой раскалывается пополам и убирается с болта, а на её место потом закручивается новая. Если же нарушена резьба на штыре, то приходится удалять полностью соединение.

    Иногда резьба бывает нарушена на штыре болта или шпильке посередине, поэтому гайка полностью не откручивается, так как этому мешает повреждённое место.

    Такая проблема решается легко – шпилька или штырь обрезается вместе с сорванной резьбой.

    К сожалению, многие из названых методов не подходят для решения данной проблемы в труднодоступном месте. В таких местах чаще всего принимают кардинальные меры – либо срезают крепёж полностью, либо демонтируют по частям (например, срезают гайку, а потом высверливают штырь или шпильку).

    Рекомендации

    Лучший способ избежать подобных проблем с резьбовым крепежом деталей и узлов – периодически проводить профилактические меры. Например, крепёж, находящийся в труднодоступных местах или в тяжёлых эксплуатационных условиях, необходимо периодически «расхаживать» – раскрутить, а затем опять закрутить на место.

    Кроме этого, при ремонте обязательно следует все резьбовые соединения смазывать графитовой или другой специальной смазкой. Такая мера будет предупреждать возникновение коррозионных процессов в соединениях, а также при возникновении необходимости облегчать их демонтаж.

    При затягивании гаек нужно обязательно пользоваться динамометрическим ключом. Для многих резьбовых соединений в автомобиле или другой ответственной технике прописаны в инструкциях моменты их затяжки.

    Не следует пренебрегать этими рекомендациями, иначе можно не только сорвать резьбу или грани на крепежном изделии, но и сломать более ценную деталь или часть механизма.

    При производстве демонтажа болтов и шпилек с применением сварки или болгарки нужно предусмотреть все меры безопасности. Следует помнить, что небрежность при работе с такими агрегатами может привести к собственному травмированию, а также к пожару на технике с маслом и бензином.

    Сделав ремонт техники, замените все старые, ржавые, погнутые или с нарушенной резьбой и гранями элементы крепежа на новые. Не экономьте на такой мелочи, уважайте свой труд и время, которые могут понадобиться в последующих ремонтах.

    Как легко открутить слизанную гайку, смотрите далее.

    Ремонт резьбы

    Ремонт резьбового отверстия (восстановление повреждённой резьбы)

    Наша компания не занимается восстановлением резьбы. Данная статья служит исключительно для ознакомления с процессом восстановления резьбы. В наших магазинах вы можете купить футорки (резьбовые вставки) , сверла , метчики , наборы для восстановления резьбы .

    Информация предназначена для лиц, производящих ремонт в условиях личного гаража, и автосервисов. В соответствии с этим выстроен текст и даны рекомендации. Применение данного метода на производственных предприятиях предполагает использование специфических инструментов и устройств, и другой технологии.

    Способ восстановления резьбы

    Повреждённую резьбу можно полностью восстановить по следующей технологии:

    1. Рассверлить резьбовое отверстие до диаметра, указанного в приведённой ниже таблице
    2. Нарезать в нём резьбу особого профиля специальным метчиком
    3. Ввернуть в полученную резьбу спиральную ремонтную вставку (футорку из прочной нержавеющей стали, с помощью специального инструмента.

    Резьбовая вставка

    После такой операции резьба становится более прочной, чем первоначальная в исправном состоянии. Этот эффект особенно заметен, когда резьба выполнена в мягком материале, например, алюминии. При срыве болта (шпильки) в резьбовой вставке эффект “закусывания” отсутствует. Сорванный болт (шпильку) можно легко вывернуть.

    Посмотрите видео, как используется резьбовая вставка

    Какие возможности есть у резьбовых вставок

    Особенно актуален этот способ для восстановления резьбовых отверстий в корпусных деталях автомобильных двигателей, например, свечного отверстия. Резьба под свечу становится очень прочной и надёжной.

    Читайте также  Закис поршень суппорта что делать?

    Резьбовая вставка вкручена Резьбовая вставка вкручена

    Если сорвана резьба под шпильку , иногда рассверливают её, и нарезают резьбу следующего размера. В таком случае приходится применять ступенчатую шпильку неизвестного происхождения, сомнительного качества. Да и не всякую ступенчатую шпильку найдёшь в нужный момент. Если же отремонтировать отверстие с применением резьбовой вставки , остаётся возможность применить штатную, фирменную шпильку.

    Ещё одно применение ремонтных резьбовых вставок – в латунных гайках выхлопного коллектора . Получается гайка, совмещающая очень прочную резьбу и свойство не «пригорать» к шпилькам.

    Владельцам некоторых иномарок стоит обратить внимание и на возможность замены резьбы М12 х 1,5 на резьбу М12 х 1,25. Нередко случается, что болт с такой резьбой повреждён, а найти его в розничной сети в вашем городе практически невозможно (в нашем магазине есть такие болты ). Токарь приличный болт не выточит, т.к. резьба на заводских болтах формируется давлением (накаткой), что обеспечивает необходимую прочность. А на токарном станке резьба получается резцом, при этом волокна стального прутка перерезаются и витки резьбы не могут нести необходимой нагрузки.

    Если заменить резьбу в корпусной детали на более распространённую в России М12 х 1,25 , появляется возможность подобрать болт необходимых размеров и прочности в ассортименте Российских и Европейских производителей автомобильного крепежа, представленных в нашем каталоге.

    Видео – как работает резьбовая вставка, демонстрация

    Какие инструменты применяются при восстановлении резьбы

    № п/п Размеры восстанавливаемой резьбы Диаметр сверла
    1 М5 х 0,8 5,2
    2 М6 х 1 6,3
    3 М8 х 1 8,3
    4 М8 х 1,25 8,4
    5 М10 х 1 10,25
    6 М10 х 1,25 10,4
    7 М10 х 1,5 10,5
    8 М12 х 1,25 12,25
    9 М12 х 1,5 12,5
    10 М12 х 1,75 12,5
    11 М14 х 2 14,5
    12 М14 х 1,5 14,5
    13 М14 х 1,25 (под свечу) 14,25

    Для ремонта свечного отверстия рекомендуется метчик ступенчатый. Он центрируется в старом отверстии своей заходной частью, и сразу нарезает новую резьбу, минуя операцию рассверливания.

    Ступенчатый метчик существенно уменьшает риск порчи свечного отверстия, но он заметно дороже обычного.

    Для удлинения метчика при ремонте глубоко утопленного свечного отверстия можно использовать обычную торцовую двенадцатигранную головку на 10 с соответствующим инструментом.

    3. Шпиндель (инструмент для вворачивания вставки)

    Рабочая часть шпинделя похожа на резьбовую часть болта, с зацепом на торце.

    4. Вставка ремонтная

    Вставка представляет собой спираль ромбовидного профиля.

    На одном конце её имеется поводок, за который вставка вращается шпинделем.
    Вставки имеют разные длины.

    Описание технологии восстановления резьбы

    Внимание: эта технология применяется для ремонта резьбовых отверстий в бытовых, гаражных условиях.

    1. Рассверлить отверстие. Периодически вынимать сверло из отверстия и обмакивать его конец в ёмкость с моторным маслом. Желательна минимальная скорость вращения сверла.
    2. Нарезать метчиком резьбу под вставку. В процессе работы необходимо постоянно подавать в зону резания моторное масло, например из медицинского шприца, особенно при работе с алюминием. Иначе резьба может получиться «рваной», шероховатой, а на метчик налипнет алюминий.
    Если отверстие глухое — вместо моторного масла лучше применить смазку, например Литол. Ею нужно обмазать рабочую часть метчика, чтобы стружка не сыпалась в отверстие, а прилипла к метчику.
    3. Промыть полученную резьбу керосином.
    4. Надеть вставку на шпиндель, ввести в зацепление поводок и зацеп.

    Нужно иметь в виду, что вставка несколько больше шпинделя, она не сидит на нём плотно, а свободно болтается. При вкручивании в отверстие вставка сжимается и тем самым закрепляется в отверстии. Вставку вворачивать до тех пор, пока её задний конец не углубится в отверстие на 1/4 шага резьбы. После этого вывернуть шпиндель и отломить поводок вставки, надавив на него подходящим стержнем. Для этого на витке за поводком имеется риска, по которой и отломится поводок. Примечание:При использовании ступенчатого метчика пункт 1 исключается.

    Наша компания не занимается восстановлением резьбы. Данная статья служит исключительно для ознакомления с процессом восстановления резьбы. В наших магазинах вы можете купить футорки (резьбовые вставки) , сверла , метчики , наборы для восстановления резьбы.

    9 способов открутить болт с сорванными гранями или резьбой

    Различные крепежные элементы (болты, винты, шурупы) широко применяются в строительстве, авторемонте. При долгой эксплуатации изделий места соединения приходится регулярно обслуживать: подкручивать, стягивать, периодически разбирать и снова собирать.

    Нередко мастер сталкивается с проблемой срыва резьбы на болтах. В такой ситуации приходится применять нестандартные приемы извлечения крепежа, ведь обычным способом достать его не получится.

    Причины срыва резьбы

    Неприятности с крепежными элементами, как правило, встречаются при некачественном техническом обслуживании изделий. Шурупы нередко не имеют антикоррозионного покрытия, и со временем их поверхность ржавеет, ход резьбы нарушается. В результате выкручивание обычной отверткой становится затруднительным.

    Болт с поврежденной резьбой

    Проблемы с резьбой могут вызвать:

    • прикипание – нарушение целостности крепежа под воздействием высоких температур;
    • низкое качество самого изделия – в этом случае деформация может случиться уже в ходе вкручивания болта;
    • естественный износ – происходит при слишком долгой эксплуатации или излишне высоких нагрузках;
    • применение неподходящего инструмента для вкручивания и выкручивания.

    к содержанию ↑

    Как открутить болт с сорванной резьбой

    Для вытаскивания испорченного крепежного элемента можно использовать разные способы – начиная от простейших, ручных, и заканчивая применением электроинструмента. Порой скругленный болт намертво застревает внутри изделия, поэтому приходится применять несколько разных методик.

    Извлечение сломанного болта к содержанию ↑

    Постукивание молотком

    Этот способ неплохо работает на колесных болтах, поэтому он популярен среди автомехаников. Удары вызывают вибрацию, из-за чего болты лучше выходят из места соединения.

    Берут вороток и торцевую головку строго по размеру крепежа, устанавливают всю конструкцию и несколько раз ударяют молотком по месту сгиба воротка. Между ударами проворачивают инструмент. Накипь и ржавчина быстро разрушаются, болт выворачивается.

    Важно! Этот способ не годится для маленьких крепежных элементов и труднодоступных мест.

    Нанесение растворителя

    Для избавления от проблемного крепежа часто используют уайт-спирит и другие растворители, а также специальные составы (например, WD-40 в форме аэрозоля). Они особенно хорошо работают, если проблема сглаженной резьбы возникла из-за сильной коррозии металла.

    Растворитель быстро проникает в микропоры и зазоры, растворяет грязь, сажу, ржавчину. Если указанных средств в наличии нет, можно применять керосин или тормозную жидкость.

    Клещи или разводной ключ

    Крепежный элемент зажимают клещами с острыми зубчиками и начинают крутить их в направлении резьбы, будто бы обычным ключом. Зачастую этого достаточно, чтобы извлечь болт, так как качественные клещи сразу намертво сцепливаются даже с гладким металлом.

    Можно действовать и с помощью разводного ключа. Гайку зажимают только кончиками губок, после хорошо затягивают винт на рабочей части элемента. Молотком набивают ключ на болт и им же резко бьют по рукоятке в сторону, чтобы сорвать гайку.

    Важно! Нужно следить, чтобы ключ не соскользнул, иначе резьба сорвется еще сильнее.

    Термическое воздействие

    От высоких температур металл быстро освобождается от ржавчины и накипи, после чего дефектный болт хорошо выходит из отверстия. Проще всего использовать газовую горелку.

    Нагрев резьбового соединения горелкой

    Огонь направляют прямо на болт, греют около 3 минут, а потом откручивают его рожковым ключом или отверткой. Нельзя применять данный метод в отношении соединений, находящихся вблизи проводов и рядом с легко воспламеняемыми веществами.

    Пропил для отвертки (биты)

    Если у крепежа сточились грани, можно сделать пропил. Для этой цели берут ножовку по металлу, в центре болта аккуратно проделывают борозду под размер отвертки или биты.

    Последнюю используют, если болт сильно заржавел, и выкрутить его вручную все равно не удастся. Эта методика хорошо подходит для крепежных элементов любых размеров, хотя при их расположении в труднодоступных местах с пропилом возникнут проблемы.

    Болгарка

    Этот способ откручивания ржавых болтов схож с предыдущим, только пропиливание отверстия под биту выполняется с помощью болгарки. Также болгарка отлично подходит, если у крепежа с сорванной резьбой есть дополнительные проблемы с гайкой. Последнюю срезают с помощью диска по металлу, потом выполняют пропил под биту и шуруповертом извлекают дефектный элемент.

    Экстрактор

    Это приспособление предназначено непосредственно для болтов со скругленными гранями и напоминает штырь с винтовой резьбой. Если шляпка болта достаточно широкая, в ней высверливают дыру тонким сверлом, а потом доделывают отверстие, точно подходящее под диаметр экстрактора, более толстым сверлом. Затем инструмент вбивают ударом молотка в крепежный элемент, зажимают головку плашкой и вращают в направлении откручивания болта.

    Читайте также  Быстро заполняется канализационная яма что делать?

    Сварка

    Порой старый крепеж не только заржавел и скруглился, но и лишился гайки в результате механического повреждения, неаккуратной попытки съема. Лучшим выходом станет применение сварки, с помощью которой можно соорудить новую гайку и открутить болт.

    Действуют таким образом:

    1. Подготавливают новую гайку (размер изделия должен быть больше, чем старая гайка).
    2. Приваривают деталь к крепежному элементу.
    3. Убеждаются, что новая гайка прочно сидит на штыре.
    4. Берут подходящую отвертку или вставляют биту в шуруповёрт, откручивают крепеж.

    к содержанию ↑

    Современные торцевые головки

    Такие инструменты, как правило, используют профессионалы, поскольку их стоимость выше цены стандартных приспособлений. Подобные торцевые головки, ключи могут работать даже со скругленными болтами, так как имеют специальную конструкцию и соприкасаются только с гранями и стенками крепежа.

    Важно приобрести инструмент, сделанный из прочного, твердого хромированного металла и не экономить. В противном случае он может деформироваться при значительном выкручивающем усилии.

    Набор торцевых головок для поврежденных болтов

    Чтобы не знать проблем со скручиванием болтов, лучше заранее принять меры профилактики: правильно устанавливать крепеж, вовремя заменять его новым, работать подходящим инструментом. Это сэкономит время, силы и деньги и избавит от решения возникших неприятностей.

    Как выкрутить болт с сорванной резьбой?

    При длительной эксплуатации различных изделий, которые имеют болтовые, винтовые, шпилечные соединения возникает необходимость их периодического обслуживания или ремонта. Проведение таких работ требует частичной или полной разборки конструкции изделия. В этом случае может возникнуть главная трудность – как выкрутить болт с сорванной резьбой. Однако болт может иметь и другие повреждения: нарушение целостности головки или её отсутствие, заваривание в старом отверстии, покрытие коррозией. Специалисты предлагают несколько вариантов проведения подобной операции:

    • применение слесарного инструмента (зубила и молотка);
    • использование специальных головок;
    • обрезание головки болта с последующим высверливанием;
    • применение экстрактора;
    • термический способ (нагрев, с последующим удалением).

    Выбор метода зависит от степени изношенности болта и состояния резьбы.

    Применение специализированных головок

    Чтобы раскрутить болтовое соединение, которое не поддаётся обычному извлечению, применяют разработанные головки. Проблема возникает в тех случаях, когда сорвана резьба или изношены края головки.

    К таким головкам относятся так называемые SL и УПК головки. Они специально разработаны для откручивания болтов, у которых «слизаны» грани или они сорваны и прокручиваются. Отличительной особенностью является повышенная площадь контакта внутренности головки с поверхностью шляпки.

    Главным условием применения подобных головок является точный подбор внутреннего размера головки по размер сорванного болта.

    Использование болгарки и дрели

    Когда все возможные варианты исчерпаны, а задача как выкрутить болт осталась не решённой, приступают к самому радикальному средству. В ход идёт шлифовальная машина, называемая болгаркой и электрическая дрель с набором свёрл.

    На болгарку закрепляют обрезной круг по металлу (лучше тонкий с алмазным напылением). С его помощью срезают шляпку у самого основания. Затем используют дрель со сверлом. Диаметр сверла выбирают исходя их диаметра стержня. Целесообразно провести предварительное высверливание меньшим диаметром. Затем использовать сверло равное по диаметру размеру стержня. Высверливать необходимо аккуратно.

    Резьбу после этих операций предстоит восстанавливать заново.

    Высверливание

    Один из методов, который позволяет удалять ржавые и заваренные болты, разрушая их полностью. Его применяют в случаях, когда прокручивается болт. Особенно этот способ удобен, если в процессе эксплуатации механизма были нарушены грани головки (слизаны).

    На этапе подготовки определяют диаметр требуемого сверла. Для этого от величины диаметра болта вычитают величину шага имеющейся резьбы.

    После выбора сверла необходимо добиться устранения эффекта увода сверла в сторону в процессе высверливания. Для решения этой задачи применяют приспособления называемые кондукторами. Конструктивно это пластина с отверстиями, в которые вставляются гильзы равные диаметру сверла. Они не позволяют уйти сверлу в сторону в процессе работы.

    Если крепёж большого диаметра сверлят два отверстия сбоку от центра на глубину до десяти миллиметров. Вставляют металлические штыри (гвозди, шпильки подходящего диаметра) и попробуют повернуть старый болт.

    Если резьба поддалась — задача решена. Если нет, следует засверлить отверстие полностью на всю глубину или насквозь. Затем удалять остатки металла.

    Термический способ

    Одним из способов решения задачи, как вытащить болт с сорванной резьбой или проскальзывающей головкой является термический способ. В основу положен процесс нагрева (если это допустимо и существует возможность создания условий). Крепёж нагревают до температуры, пока он не покраснеет. Такая термическая обработка приводит к снижению коэффициента сопротивления в результате коррозии. Это позволит выкрутить его обычными слесарными инструментами. Процесс нагрева производится в термоустановках, с помощью паяльной лампы, газовой горелки.

    Применение метода не всегда оправдано. Нагрев даже определённой части детали или одного узла крепления может негативно сказаться на остальных элементах конструкции, привести к нарушению антикоррозийного покрытия, изменению параметров предварительной закалки.

    Применение экстрактора

    Специально разработанные приспособления, которые позволяют открутить прокручивающийся болт, удалить остатки сломанного крепежа или части, оставшейся внутри отверстия. Они применяются для извлечения любых элементов крепления (винтов, шпилек). Принцип работы экстрактора заключается в просверливании отверстия в центре и последующем заклинивании этого отверстия наконечником экстрактора. Глубина его размещения зависит от характера изношенности шляпки и стержня, степени воздействия коррозии на резьбу.

    Экстракторы бывают внутренние и наружные. По конструкции он напоминает метчик для нарезания резьбы. У него хвостовик выполнен квадратной формы. Это позволяет для его вращения использовать стандартный вороток.

    Современные производители слесарного инструмента предлагают следующие виды экстракторов:

    • в форме клина;
    • изготовленные в виде стержня;
    • спиральной формы;
    • имеют форму винта.

    Способ применения этих приспособлений не вызывает затруднений даже у неспециалистов. С этой технологией можно познакомиться в инструкции, которая прилагается к каждому набору экстракторов. Прежде чем приступить к работе следует подготовить следующий слесарный инструмент: молоток, керн, плоскогубцы, фиксатор, вороток для метчиков, дрель, набор свёрл и требуемый экстрактор. Сначала необходимо по центру просверлить отверстие в стержне удаляемого болта. Чтобы получить точное отверстие необходимо использовать кондуктор. Если это невозможно, следует вручную с помощью керна и молотка наметить точку будущего отверстия. Далее в этом месте сверлят направляющее отверстие. Рекомендуется сверлить на глубину, которая в три раза превышает диаметр выбранного сверла. Во время сверления следует строго соблюдать центровку и вертикальное положение сверла относительно плоскости болта.

    В готовое отверстие вставляют экстрактор. Для надёжной фиксации допускается произвести несколько ударов молотком по инструменту. С помощью воротка, который используется для нарезания резьбы, приступают к медленному вкручиванию экстрактора в просверленное отверстие. Вкручивать необходимо до упора. Дальнейшее усилие должно привести к вращению болта. Усилие должно производиться аккуратно без смещения. В противном случае можно сломать сам экстрактор. Вместо одного сломанного болта получиться две сломанные детали, прочно закреплённые между собой.

    Опыт подобных работ показывает, когда часть болта выкручена, целесообразно использовать плоскогубцы или фиксатор. С их помощью полностью извлекают сломанное изделие.

    Поэтому специалисты советуют, прежде чем приступать к радикальным методам извлечения неисправных болтов, винтов и шпилек следует попробовать экстрактор. Его применение позволит сохранить резьбу и избавит от необходимости обрабатывать отверстие под новый крепёж.

    Альтернативные методы

    Одним из таких методов является приваривание гайки на сломанную часть стержня. Он является достаточно эффективным, если часть болта расположена над поверхностью детали. Для реализации этого метода понадобиться молоток, сварочный аппарат, шлифовальный инструмент (ручной или механический), гайка необходимого размера.

    На начальной стадии производят подготовительные работы. Они заключаются в обработке оставшейся части: зачистке, удалению следов коррозии и обезжириванию. С помощью инструмента фиксируют гайку по центру стержня. Сварочным аппаратом приваривают её к вершине. Собранную конструкцию аккуратно выкручивают из отверстия.

    Самым простым и наименее трудоёмким является метод предварительной химической обработки резьбового соединения.

    Это метод применяется в том случае, если причиной не выкручивания болта является накопившаяся коррозия или так называемое сваривание болта с корпусом детали. Для реализации этого метода используют различные растворы. Они состоят из кислоты (например, серной) и различных добавок. В последнее время широкую популярность приобрёл специальный состав WD-40. Во многих случаях он становиться хорошим помощником для решения задачи по выкручиванию «трудных» или сломанных болтов. Этот состав целесообразно применять со всеми рассмотренными методами, кроме термического, так как он достаточно горюч.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: