Су 152 или су 100м1 что выбрать?

Су 152 или су 100м1 что выбрать?

СУ-152 (изначально Объект 236, КВ-14, СУ-14) — тяжёлая советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) времён Великой Отечественной войны, построенная на базе тяжёлого танка КВ-1с и вооружённая мощной 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С.

По своему боевому предназначению СУ-152 являлась тяжёлым штурмовым орудием; ограниченно могла выполнять функции самоходной гаубицы. Постройка первого прототипа СУ-152 была закончена на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) 24 января 1943 года, со следующего месяца начался серийный её выпуск. В связи со снятием с производства танка-базы КВ-1с СУ-152 в декабре 1943 года были заменены в производстве равноценной по вооружению и лучше бронированной ИСУ-152, всего было построено 670 самоходно-артиллерийских установок этого типа. Боевой дебют СУ-152 состоялся летом 1943 года в сражении на Курской дуге, где она проявила себя как эффективный истребитель новых тяжёлых немецких танков и САУ. Наиболее активно СУ-152 применялись во второй половине 1943 года и начале 1944 годов, позже их число в войсках неуклонно уменьшалось вследствие боевых потерь и износа ходовой части и моторно-трансмиссионной группы. Заменой вышедшим из строя СУ-152 в частях советской самоходной артиллерии стали более совершенные ИСУ-152. Небольшое число машин воевало вплоть до конца войны и состояло на вооружении Советской армии в послевоенные годы. После снятия с вооружения оставшиеся СУ-152 были практически все утилизированы на металл и до настоящего времени уцелело только несколько САУ этого типа.

СУ-152 (КВ-14)
Классификация Штурмовое орудие
Боевая масса, т 45,5
Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение сзади, боевое и управления спереди
Экипаж, чел. 5
Годы производства 1943
Годы эксплуатации 1943—1945
Количество выпущенных, шт. 670
Размеры
Длина корпуса, мм 6750
Длина с пушкой вперёд, мм 8950
Ширина, мм 3250
Высота, мм 2450
Клиренс, мм 440
Бронирование
Тип брони гомогенная катаная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60/70°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 60/20°
Борт корпуса, мм/град. 60
Корма корпуса, мм/град. 60
Днище, мм 30 впереди, 20 сзади
Крыша корпуса, мм 30
Лоб рубки, мм/град. 75/30°
Маска орудия, мм/град. 60—65
Борт рубки, мм/град. 60/25°
Корма рубки, мм/град. 60
Крыша рубки, мм/град. 20
Вооружение
Калибр и марка пушки 152-мм МЛ-20С обр. 1943 г.
Тип пушки нарезная гаубица-пушка
Длина ствола, калибров 27,9
Боекомплект пушки 20
Углы ВН, град. −5…+18°
Углы ГН, град. 12°
Дальность стрельбы, км 3800 м (прямой наводкой), наибольшая 6200 м
Прицелы телескопический СТ-10, панорама Герца
Другое вооружение в боевом отделении укладывались два 7,62-мм пистолета-пулемёта ППШ с боекомплектом 1278 патронов (18 дисков) и 25 гранат Ф-1, позднее боекомплект к ППШ был увеличен до 1562 патронов (22 диска)
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Скорость по шоссе, км/ч 43
Скорость по пересечённой местности, км/ч 30
Запас хода по шоссе, км 330
Запас хода по пересечённой местности, км 165
Удельная мощность, л. с./т 13,2
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 36°
Преодолеваемая стенка, м 1,2
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 0,9

ИСУ-152 (Объект 241) — советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Великой Отечественной войны. В названии машины буква «И», в дополнение к стандартному советскому обозначению «СУ» — самоходная установка, означает «на базе танка ИС». САУ того же калибра под названием СУ-152 выпускалась на другой танковой базе. Индекс 152 означает калибр основного вооружения машины.

Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в июне — октябре 1943 года и принята на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) 6 ноября того же года. Тогда же началось её серийное производство на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ), продолжавшееся до 1946 года. Несколько машин этой марки выпустил в 1945 году Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ). ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались Вермахтом и армией Финляндии. Известна только одна фотография (датированная 1944 г.) с ИСУ-152, используемой армией Финляндии.

В послевоенный период ИСУ-152 прошли модернизацию и долго состояли на вооружении Советской армии. Они также поставлялись для оснащения египетских вооружённых сил. Переданные Египту самоходки принимали участие в арабо-израильских вооружённых конфликтах на Ближнем Востоке. Участвовали в Шестидневной войне в виде неподвижных огневых точек закопанных в песок по надгусеничные полки. В Египет поставлялись немодернизированные варианты, однако на них была установлена система ПНВ с ИК-прожектором, смонтированном попарно с фарой в защитной корзине слева от орудия. Начиная с середины 1970-х годов, ИСУ-152 были сняты с вооружения Советской Армии и заменены более современными САУ; некоторое количество уцелевших от разрезки на металл машин сейчас служат памятниками и экспонатами в музеях различных стран мира.

Жаргонное название ИСУ-152 — «Зверобой». В Вермахте её называли «Dosenöffner» (с нем. — «консервный нож»).

ИСУ-152
Боевая масса, т 46,0
Экипаж, чел. 5
Годы разработки 1943
Годы производства 1943—1946
Годы эксплуатации 1943—1974
Количество выпущенных, шт. 2825
Размеры
Длина корпуса, мм 6543
Длина с пушкой вперёд, мм 9050
Ширина, мм 3070
Высота, мм 2870
База, мм 4310
Колея, мм 2420
Клиренс, мм 470
Бронирование
Тип брони катаная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60/78°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 90/−30°
Борт корпуса (верх), мм/град. 75/15°
Борт корпуса (низ), мм/град. 90/0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 60/49°
Корма корпуса (низ), мм/град. 60/−41°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 30
Лоб рубки, мм/град. 90/30°
Маска орудия, мм/град. 100
Борт рубки, мм/град. 75/15°
Корма рубки, мм/град. 60/0°
Крыша рубки, мм/град. 30
Вооружение
Калибр и марка пушки 152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр. 1937/43 гг.
Длина ствола, калибров 28
Боекомплект пушки ИСУ-152: 21
ИСУ-152М: 20
ИСУ-152К: 30
Углы ВН, град. −3…+20
Углы ГН, град. −3..+7
Дальность стрельбы, км до 13
Прицелы СТ-10, Панорама Герца
Пулемёты 1 × 12,7-мм ДШК
Подвижность
Тип двигателя V‑образный 4‑тактный 12‑цилиндровый дизель
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 40
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15—20
Запас хода по шоссе, км 350—500
Запас хода по пересечённой местности, км 140—300
Удельная мощность, л. с./т 11,2
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,82
Преодолеваемый подъём, град. 36
Преодолеваемая стенка, м 1,0
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3

Различия между ИСУ-152 и СУ-152

СУ-152 часто путают с ИСУ-152. Машины чётко различаются по следующим характерным признакам:

Ходовая часть. У СУ-152 — от КВ-1С катки (восьмилучевые, серийные), звёздочки с плоской крышкой, передние ленивцы большего размера. ИСУ-152 — от ИС-2, меньшие катки без ярко выраженных лучей, ленивец с меньшими вырезами, звёздочки с овальными колпаками.
Рубка. У СУ-152 рубка с плоскими люками на образец КВ. Зенитного пулемёта нет, крепления тоже. 5 перископов на рубке. 4 поручня по бортам рубки, сзади — один справа от люка.
Форма рубки. У СУ-152 более низкая по силуэту рубка корпуса. Вертикальный стык боковых бронелистов находится практически посередине борта рубки, тогда как у ИСУ-152 этот стык сдвинут вперед.
Крылья. У СУ-152 по типу КВ, с треугольными косынками усиления 2 и 3 уголок имеют треугольные отверстия, топливные баки крепятся к краям полок. .
ВЛД. У СУ-152 имеет пластину усиления, наваренную на стыке ВЛД и НЛД. Серповидная пластина под маской орудия для защиты стыка маски и корпуса с отверстием для сброса воды.
МТО. У СУ-152 аналогична КВ-1С. С 2 решётками с изогнутой защитой жалюзи, 2 люками круглой формы сзади, 4 поручнями для десанта по всей длине. Патрубки расположены под бронеколпаками на середине стыка 2 плит МТО. Люк доступа к двигателю большего размера с круглой выштамповкой и механизмом стопора (V — образная конструкция).
НКД. У СУ-152 имеет С-образную закруглённую форму, на стыке ВКД и НКД — решётка вентиляции двигателя с отбойником газов с 4 кронштейнами по всей длине.
У СУ-152 гусеницы от КВ-1С. У СУ-152 грязеочистители по типу КВ, а не ИС.
СУ-152 никогда не подвергались модернизации после войны. Соответственно, никаких крыльев и ЗИП по типу ИС-2М быть не может.

Мифы о СУ-152
Распространённым мифом об истории создания СУ-152 является утверждение о том, что СУ-152 создавалась как ответ на появление у врага нового тяжёлого танка «Тигр». Хотя хорошие противотанковые способности 152-мм тяжёлой САУ благодаря высокой дульной скорости и большой массе снарядов для МЛ-20 были отмечены советскими военными ещё на этапе эскизных разработок в первой половине 1942 года, главным назначением такого рода машины была артиллерийская поддержка танковых и механизированных частей Красной армии. Первый тяжёлый танк PzKpfw VI Ausf. H «Тигр» был захвачен под Ленинградом в январе 1943 года и испытан обстрелом ещё позже, поэтому он не мог оказать никакого влияния на разработку СУ-152. Интересен также тот факт, что на совместном совещании, посвящённом появлению у противника танков «Тигр», ни СУ-152, ни буксируемая гаубица-пушка МЛ-20 не рассматривались как возможные средства решения проблемы, скорее наоборот — высказывались идеи по вооружению САУ КВ-14 122-мм пушкой А-19 и увеличения выпуска буксируемых 122-мм пушек за счёт некоторого снижения объёма выпуска МЛ-20. Однако ещё до появления «Тигров» на поле боя в значительных количествах (то есть сражения на Курской дуге) с целью повышения боевого духа войск СУ-152 была широко задействована в листовках, фильмах и показательных расстрелах трофейной техники. Причём личный состав РККА в своей массе до боя ни тех, ни других машин не видел (да и во время Курского сражения было задействовано всего около полутора сотен «Тигров» и 24 СУ-152, что на фоне тысяч других бронированных машин вермахта и РККА составляло небольшую долю). Эти пропагандистские мероприятия и легли в основу поверья.

Кроме того, при обстреле «Тигра» на полигоне из орудия МЛ-20 не удалось добиться ни одного зачетного поражения из 10 выстрелов

СУ-100, Самоходная артиллерийская установка

Чертежи / Схемы

Полные характеристики

Боевая масса, т: 31,6
Скорость хода, км/ч: 50
Вооружение: 1 x 100-мм Д-10С
Запас хода, км: 310
Экипаж, чел.: 4

Литература

Самоходная установка СУ-100

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии.

Вопрос усиления огневой мощи решили за счет применения на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре 1943 года передали Наркомату танковой промышленности и Управлению самоходной артиллерии. 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление № 4851 о вооружении средней САУ 100-мм орудием. Для исполнения этого постановления НКТП приказом № 765 от 28 декабря 1943 года обязал “Уралмашзавод”:

1.К 15.01.44 спроектировать средний самоход на базе агрегатов танка Т-34 и вооружить его 100-мм пушкой С-34 конструкции ЦАКБ; 2.К 20.02.44 изготовить и провести заводские испытания самохода. Орудие должно быть подано с завода № 92 к 25.01.44; 3.К 25.02.44 передать самоход на государственные испытания.

Читайте также  Проткнул динамик отверткой что делать?

Сроки устанавливались очень жесткие. Получив чертежи орудия С-34 на “Уралмаше” убедились, что эта пушка для САУ не годится: она имела внушительные размеры, при наведении влево упиралась во вторую подвеску, не позволяла разместить люк водителя. Были необходимы большие изменения в корпусе САУ, в том числе и в ее геометрической схеме.

Это влекло за собой изменение стендов для сварки и сборки. Требовалось перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц, что вызвало бы увеличение массы САУ на 3,5 т по сравнению с СУ-85. При этом ЦАКБ заняло непримиримую ведомственную позицию: давая свою танковую пушку С-34 для установки на САУ, оно требовало использовать ее без изменений и настаивало на приспособлении САУ к пушке. “Уралмаш” обратился к заводу № 9, и к середине 1944 года под руководством Ф.Ф.Петрова была сконструирована новая 100-мм пушка Д-10С. Д-10С создавалась на основе морского зенитного орудия Д-10, которое было легче С-34 и устанавливалось в серийном корпусе без его существенных изменений и без излишнего увеличения массы машины. Используя эту пушку и шасси танка Т-34/85 конструкторы “Уралмаша” оперативно разработали новую САУ, впоследствии получившей индекс СУ-100.

СУ-100 обладала исключительно высокой огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня.

Бронебойный снаряд ее 100-мм пушки с дистанции в 2 тыс. метров поражал броню толщиной 139 мм, а на дальности до километра пробивал немецкие танки практически насквозь. Серийный выпуск новой самоходной артиллерийской установки начался в сентябре 1944 года, а уже к концу этого года заводами было изготовлено около 500 этих грозных боевых машин.

СУ-100 имела для своего времени классическую компоновку. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, располагалось в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещались органы управления, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция с танковым переговорным устройством, передние топливные баки и часть инструментов и запасных частей.

Моторное отделение располагалось непосредственно за боевым и отделялось от него специальной перегородкой. Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части корпуса. В нем размещались главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Кроме того, там же находились два топливных бака и два инерциально-масляных воздухоочистителя. Емкость всех внутренних топливных баков – 400 л, что обеспечивало машине запас хода в 310 км.

Ходовая часть САУ аналогична ходовой части танка Т-34. В правой передней части боевого отделения в лобовом листе корпуса устанавливалась 100мм пушка Д-10С. На ней имелись два прицела: телескопический и панорамный. Практическая скорострельность орудия 5-6 выстрелов в минуту. Боекомплект – 33 выстрела унитарного заряжания.

Коротковолновая радиостанция обеспечивала надежную связь на дальности до 25 км. В переднем левом углу рубки – место механика-водителя, напротив которого в лобовом листе находился прямоугольный люк. В крышке люка устанавливались два призматических смотровых прибора. Справа от пушки – рабочее место командира машины. За сиденьем механика-водителя – место наводчика, и в левом заднем углу боевого отделения- заряжающего. В крыше боевого отделения располагались два прямоугольных люка для экипажа, два вентилятора под колпаками и неподвижная командирская башенка. В стенках башенки – пять смотровых щелей с бронестеклами, а в крышке люка башенки и в левой створке крышки люка наводчика устанавливались перископические смотровые приборы.

Неподвижное бронирование пушки литое, сложной конфигурации, крепилось к лобовому листу корпуса болтами. Снаружи установка пушки защищалась подвижной броневой сферической маской. Броневой корпус СУ-100 представлял собой жесткую броневую коробку из катаных бронелистов и состоял из днища, передней и задней частей, бортов и крыши моторно-трансмиссионного отделения. Днище собиралось из четырех листов, соединенных сваркой и усиленных специальными накладками. В средней части днища справа находился люк аварийного выхода экипажа, крышка которого откидывалась вправо вниз. Передняя часть корпуса образовывалась верхним и нижнем наклонными бронелистами. Наклон верхней лобовой бронеплиты 50°. В нижнем лобовом листе справа- прямоугольный люк для доступа к натяжному механизму гусеницы; в верхнем- вырез для установки пушки, а также люк механика-водителя В нижней части листа слева и справа приваривались два буксирных крюка.

Борт СУ-100 состоял из верхней и нижней частей. Спереди к нижнему бортовому листу приваривался кронштейн натяжного колеса. Верхний бортовой лист состоял из двух частей – передней и задней, причем последний лист устанавливался с большим наклоном, чем передний. К верхним бортовым листам крепились десантные поручни, кронштейны наружных топливных баков и узлы крепления запасных частей и принадлежностей. Вдоль бортов располагались надгусеничные полки, на которые устанавливались ящики для различных принадлежностей, по одному слева спереди и сзади справа.

Корма САУ состояла из двух наклонных листов- верхнего откидного, в центре которого находился люк с крышкой, справа и слева от люка – вырезы с бронеколпаками для выхлопных труб, и нижнего, на котором монтировались картеры бортовых передач, два буксирных крюка и две петли крепления верхнего откидного бронелиста. В передней части крыши боевого отделения справа располагались командирская башенка, левее ее- колпак кронштейна походного крепления пушки. Там же находился и прямоугольный люк панорамы. Люк для входа и выхода экипажа – в задней части крыши.

Моторное отделение закрывалось тремя бронелистами. Средний был с прямоугольным моторным люком, боковые- с окнами продольных жалюзи и тремя лючками для доступа к маслобакам и шахтам подвески четвертого и пятого опорных катков. Сверху боковые листы закрывались выпуклыми бронеколпаками с сетками прохода воздуха к жалюзи. Трансмиссионное отделение имело откидную выпуклую крышку из листового металла с пятью окнами, закрытыми сеткой.

В феврале 1944 года первый опытный образец прошел заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. С 9 по 27 марта на АНИОПе в Гороховце проходили государственные испытания, где САУ произвела 1040 выстрелов и прошла 864 км. В своем заключении комиссия отметила, что опытный образец испытания выдержал и может быть принят на вооружение Красной Армии после внесения некоторых изменений. 14 апреля по заводу отдали распоряжение о немедленной подготовке к серийному производству СУ-100. Однако ЦАКБ снова потребовало формального выполнения постановления ГКО, то есть изготовления опытной САУ с пушкой С-34. Вновь потянулись переговоры и переписка по этому вопросу. В итоге было принято решение о частичной переделке пушки С-34, спроектированной изначально для вооружения тяжелого танка ИС-2.

Переделка, заключавшаяся в уменьшении ширины люльки на 160 мм, изготовлении новых вставных цапф, новой рамки, поворотного механизма, походного крепления, удалении прилива под спаренный пулемет и установке прицела, выполнялась на заводе № 9.

САУ с орудием С-34 получила индекс СУ-100-2. Одновременно с ней построили второй опытный образец САУ СУ-100, которая стала головной для машин серийного производства и включала в себя все улучшения, рекомендованные госкомиссией. Ее испытания проходили на АНИОПе с 24 по 28 июня 1944 года. После проведения стрельбы в количестве 923 выстрелов и пробега на 250 км государственная комиссия признала, что “тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков “Тигр” и “Пантера” вне зависимости от точки попадания снаряда, а для “Фердинанд” только при попадании в бортовую броню, но с дистанции 2000 метров”.

САУ СУ-100-2 с пушкой С-34 специальным поездом доставили на полигон в Гороховец в начале июля 1944 года. Она прошла испытания в том же объеме, что и СУ-100, была признана худшей и на вооружение не рекомендована. СУ-100 же, напротив, постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года приняли на вооружение Красной Армии. Новая боевая машина создавалась на базе агрегатов танка Т-34/85 и САУ СУ-85.

Все основные агрегаты танка – двигатель, трансмиссия, ходовая часть – остались без изменений. Лишь из-за некоторой перегрузки передних катков усилили их подвеску, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм. Корпус, заимствованный у СУ-85, подвергся немногочисленным, но весьма важным изменениям: толщину лобовой брони увеличили с 45 до 75 мм, ввели командирскую башенку и смотровые приборы типа MK-IV, установили два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей заимствовались от Т-34, 4% – от СУ-122, 7,5% – от СУ-85 и лишь 16,5% проектировались заново. Пушка Д-10С с длиной ствола 56 калибров имела начальную скорость бронебойного снаряда 895 м/с. Боекомплект состоял из 33 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412Б, осколочно-фугасными гранатами ОФ-412 и осколочно-морскими гранатами. Бронебойный тупоголовый снаряд с баллистическим наконечником БР-412Б на дистанции 1500 м при угле встречи 60° пробивал 110-мм броню.

Производство СУ-100 началось в сентябре 1944 года, причем в течение трех месяцев оно велось параллельно с производством СУ-85. С сентября 1944 г. по 3 квартал 1945 г. на УТМЗ было изготовлено 2495 СУ-100. По предложению Л.И.Горлицкого обе артсистемы – Д-10С и Д-5С – монтировались в максимально унифицированные корпуса, годные как для установки любого из двух орудий, так и любой боеукладки.

Походное крепление, поворотный механизм, прицелы и бронезащита орудий изменялись. От этой унификации особенно много выигрывала конструкция СУ-85. Достаточно сказать, что боекомплект увеличился до 60 выстрелов. Первую унифицированную САУ выпустили в июле 1944 года. В августе завод прекратил изготовление СУ-85 и перешел на выпуск “гибридов”, имевших индекс СУ-85М.

Летом и осенью 1944 года в опытном порядке были изготовлены САУ ЭСУ-100 с электротрансмиссией и СУ-122П со 122-мм пушкой Д-25Т. Производство СУ-100 продолжалось по март 1946 года, за это время было выпущено 3037 самоходных установок. По некоторым данным в 1947 году производство возобновили и выпустили еще 198 САУ. В 50-х годах по советской лицензии СУ-100 производили в ЧССР.

С ноября 1944 года средние самоходно-артиллерийские полки Красной Армии начали перевооружать новыми САУ. В каждом полку имелась 21 машина. В конце года приступили к формированию самоходно- артиллерийских бригад СУ-100 по 65 САУ в каждой. Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны. В больших количествах СУ-100 применялись при отражении немецкого контрнаступления у озера Балатон (Венгрия) в марте 1945 года. На остальных участках фронта применение САУ этого типа носило ограниченный характер.

В послевоенный период СУ-100 состояли на вооружении СА (до конца 70-х), армий стран – участниц Варшавского договора, а также многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они применялись в боевых действиях на Ближнем Востоке, Анголе и др.

Экипаж, чел – 4
Масса, кг – 31600
Длина, м – 9,45
Ширина, м – 3,00
Высота, м – 2,25
Бронирование, мм – 45-75
Вооружение – 1 x 100-мм Д-10С
Боезапас – 34 выстрелов
Двигатель – В-2-34М, 12-цилиндровый дизель, 520 л.с.
Запас хода, км – 310
Макс. скорость, км/ч – 50

Читайте также  Где стоит предохранитель на бензонасос нива шевроле?

СУ-100Y

СУ-100Y: «сарай» с большим потенциалом

Бой начинается! Вернее, здравствуйте, уважаемые читатели! Начиная с сегодняшнего дня, я буду знакомить Вас с обитателями своего ангара. Я буду делать обзоры только той техники, которая действительно побывала у меня в ангаре, так что – никаких выдумок и беспочвенной отсебятины.
Первый мой «домочадец», о котором хотелось бы рассказать – премиумная советская ПТ-САУ СУ-100Y. Эта ПТ приглянулась мне ещё во время её тестирования, и я, не задумываясь, купил её за 3250 золотых монет.

Игроки уже прозвали СУ-100Y «шкафом» и «печкой» за её большие размеры. И правда, внешний вид этой самоходки получился довольно неказистым. Но вряд ли её конструкторы думали о красоте, ведь это – боевая машина, а не какой-то концепт-кар.

Коротко об истории СУ-100Y

Кстати, о конструкторах. СУ-100Y появилась на свет в далеком 1940-м году. На базе тяжелого танка Т-100 был выпущен всего один экземпляр этой ПТ-САУ. Но, в отличие от многих других прототипов танков, которые после создания были отправлены прозябать по ангарам или вообще на переплавку, СУ-100Y приняла участие в боевых действиях. Воевала она во время битвы за Москву. К сожалению, кроме этого факта, о боевом применении самоходки почти ничего не известно.

Что такое СУ-100Y? Это боевая машина с массой 64 тонны и очень большими размерами. Её длина – более 10м, а ширина и высота – более 3м. Бронирование СУ-100Y имеет толщину 60мм во всех проекциях, кроме днища и крыши. Всю эту махину передвигает двигатель мощностью в 890 лошадиных сил, а максимальная скорость составляет 32 км/ч по шоссе и 12 км/ч по пересеченной местности.
Гордость СУ-100Y – это орудие. Корабельная пушка 130мм Б-13 имеет дальность стрельбы свыше 25 километров (куда уж там 600м на стрельбу в WoT). Предназначением ПТ-САУ с этим орудием было уничтожение укрепленных огневых точек, ДОТ-ов и бронеобъектов противника.

Вот такая вот короткая история у этой своеобразной самоходки с корабельным орудием. Ну а теперь пора вернуться к игре и посмотреть на СУ-100Y в её игровом варианте.

СУ-100Y: страшный урон

Хоть в World of Tanks игрокам и не приходится вести огонь на 25км, разрушать ДОТ-ы и решать прочие задачи реальной артиллерии, но орудию СУ-100Y в игре нашлось отличное применение. За исключением, пожалуй, крайне неточной пушки КВ-152 и орудий арты, 130мм «дрын» у СУ-100Y можно назвать самым мощным орудием среди техники шестого уровня.
Орудие Б-13-С2 имеет уникальные характеристики. В первую очередь, в глаза бросается высокое пробитие обычного бронебойного снаряда: 196мм. Урон – 440hp. СУ-100Y – это, наверное, единственная машина в игре, у которой пробитие обычного снаряда выше, чем у премиумного. Премиумный снаряд – тоже бронебойный, но с увеличенным уроном (510hp) и меньшим пробитием (171мм). Точность у пушки не снайперская – 0.38м, но с таким пробитием и уроном это более чем хороший показатель.

Фугасами на СУ-100Y вы будете пользоваться крайне редко, но пару штук с собой возить можно. Их пробитие, как водится, невысокое – 65мм, но урон в 580 единиц и разлет осколков на 2.8 метра могут помочь при добивании противника или в ситуации, когда необходимо гарантированно сбить захват базы.
Скорострельность орудия СУ-100Y невысокая: с досылателем и 100%-м экипажем перезарядка занимает 13.81 секунд. Это не слишком много, но баланс есть баланс. Не забывайте, что такое орудие доступно нам всего лишь на шестом уровне, где оно и без того крайне опасно.
Всего СУ-100Y может взять в бой 30 снарядов. Мой боекомплект для случайных боев выглядит так: 22 бронебойных снаряда, 6 премиумных и 2 фугаса.

В остальных характеристиках виртуальная СУ-100Y почти не отличается от реального прототипа. Тот же двигатель 890 л. с., то же бронирование 60мм по кругу. В игре немного завышена максимальная скорость – 35 км/ч. Гусеницы
Не радует дальность связи – всего 440м. Можно не видеть, что творится в дальнем уголке карты. Впрочем, пока что мне это ещё ни разу не помешало. А вот с обзором беда – всего 350 метров. Кто-то будет со мной не согласен, но я пытаюсь компенсировать этот недостаток стереотрубой.
Дело в том, что для СУ-100Y особенно важно как можно раньше заметить противника. Причем, сделать это раньше, чем он. У нашего «шкафчика» очень большие размеры – а это большая заметность. Маскировочная сеть тут не помогает.

Раз уж заговорили об оборудовании, то вот мой комплект: досылатель, стереотруба, приводы наводки. О досылателе и говорить нечего – must have. Орудие сводится долго – 2.9 секунд, но это ещё полбеды. Разброс сильно увеличивается даже при повороте орудия на зафиксированном корпусе. Без приводов наводки вы упустите не одну цель, не успев на неё как следует свестись. Ну а стереотруба необходима, чтобы не пасть жертвой невидимых врагов. Это мой выбор, и вполне допустимо, что кто-то решит заменить трубу на вентиляцию.

СУ-100Y: страшная уязвимость

Толщина брони СУ-100Y – 60мм, да еще и без наклона. Это вызывает у противника алчную усмешку. Ближний бой «сушке» категорически противопоказан, а средний – нежелателен. На СУ-100Y всегда приходится ждать, пока кто-нибудь отвлечет внимание противника, и только тогда открывать огонь. У «сушки» в запасе всего 700хп. Время жизни под вражеским огнем измеряется двумя пробитиями от, например КВ-1С. А это еще не самый страшный враг. Балансировщик отправляет СУ-100Y в бои 6-8 уровня, поэтому встречи с техников 8-го уровня – не редкость.

Из-за такой уязвимости СУ-100Y перед игроком стоит головоломка: спрятать «сарай». Владельцы Маусов, конечно, с ней справятся, а вот лично у меня с этим есть проблемы. Спрятать этот «домик» так, чтобы по нему не вели огонь, и при этом иметь возможность стрелять самому – это залог успеха на СУ-100Y.

Экипаж и доходность

СУ-100Y – премиумная машина, а это значит, что в неё можно усадить не зелёных новичков, которые и пороху не нюхали, а матёрых танкистов, например, с Объекта 268 или Объекта 263. Уж эти лихие ребята – офицеры, сплоченные в тысячах боёв.
Экипаж СУ-100Y состоит из шести человек – командира, двух наводчиков, мехвода и двух заряжающих. У меня эти бойцы взяты с Объекта 268, а недостающего наводчика я пересаживаю с СУ-101.

Если же вы собираетесь завести на СУ-100Y отдельный экипаж, то рекомендуется исследовать в первую очередь «лампочку» командиру, а всем остальным ремонт. Вторым умением игроки часто берут «боевое братство». Третьим умением первому наводчику следует взять «плавный поворот башни», а второму – «мастер-оружейник». Мехводу третьим перком нужно брать «виртуоза». Ну а заряжающим – «отчаянного» первому и «бесконтактную боеукладку» второму.
Ну а если вы докачаете экипаж на СУ-100Y до четвертого умения, то уже будет ваша очередь давать советы, что и кому изучать.
Что касается доходности, то тут СУ-100Y не впечатляет. У меня выходит чистыми в среднем 27 000 кредитов за бой. Всё упирается в то, что у СУ-100Y очень плохая живучесть, и зачастую нанести много урона просто не удаётся. Поэтому покупать эту ПТ ради фарма явно не стоит.

СУ-100Y – это машина на любителя, и заранее понятно, что многим игрокам она не понравится. Поэтому перед покупкой посоветуйтесь с её владельцами, а еще лучше – поиграйте на ней на тестовом сервере нового патча, если он открыт. Ну а для тех, кто не боится сложностей, СУ-100Y станет отличной ПТ-САУ для фана, ведь она своеобразна и неповторима.

Су 152 или су 100м1 что выбрать?

голду зарядил и поехал

Люблю фугасами стрелять, бах и нет борща гы

так это ты делаешь мне ваншоты ))))

если ты задал такой вопрос!? то посоветую су-152.

су-100м1 и последующие аппараты заточены под высокую скорострельность с малым уроном, что само собой разумеется частые смены флангов, поиск удобного места для настрела урона, в случае с су-101 с его ужасными УВН еще и посик удобного места для выстрела. в-общем, необходимо иметь определенные навыки.

а ветка с су-152 — это такие бабахи с долгим кд, но огромным уроном за выстрел. пару раз выстрелил, можешь и в ангар! для неопытного танковода — самым адекватным выбором будет именно су-152 и следующие по ветке.

бери су-152 для новичков самое то,да и вся ветка такая простая и приятная

су100м1 ужасные увн,альфа слабоват вся ветка такая, короч не бери

а меня 263 просто радует :)

152 ужас летящий на крыльях ночи

сушка в топе громкий ужос

забудешь фразу — не пробил и рикошет

су152 — это куча фрагов и урона

су101 УГ. только чуток быстрый.

видел пару раз когда су101 вытаскивал реально с воином и рэдликом и колобановым

а су152 ни разу , но я взял пока 152 + пойду по этой ветке. на 101 нужен скилл и пинг хороший

су 152 мощь же. первая ветка пт которую качаю. понравилось очень

С шайтанкой на голде только. Жаль понял эту фичу поздно. сейчас на ису катаюсь. Хрен пойми где не пробил и почему снаряд всегда сверху пролетает :(

попробуй фугасом. он дешевле и карательнее

пробовал. по 350 бьет в лоб т34 или ис3.

а критом что выбил? т34 надо в бок или в корму

ну, когда он прет на тебя видна только лоб танка ))

критом выбил ничего.

т34 нет смысла стрелять в лоб башни. надо дождаться когда башня повернется

ты сам понимаешь, что пишешь?

какой идиот станет поворачивать башню, тем более такую, ездя в твою сторону с целью уничтожить?

в погон башни по 400 входит

ветку 263 прошла быстро и весело, чем ветку 268

оххх как я мучалась на ису и об.704 — неповоротливые слоупоки

704 читерская пт же

Невидимка,кд быстрое,убер пробой+дамаг. Ису на 8 лвл карант всех,за выстрел пол хп любой 8.

кому как. кому то в кустах хорошо, а кому то вместе с ст бегать

такая же проблема

откровенно кустодротить быстро надоедает.
на об704 выручает только то, что угн широкий достаточно, + точность более менее лучше, чем на ису, и рикошетные углы корпуса.

Взял су-152,чет у меня совсем не идет на ней.Средний урон даже меньше чем на су-100.

Пуха сток,косая до безобразия.Или из-за того что экипаж еще молодой.Вообщем не понравился аппарат.

голда и читокуст. стой да бей. ехать не надо.

если начинающий то су152

я сначала прокачал ветку 268, ису с бл10 это нечто даже танки 10 лвл боятся, 704 понравился имба, 268 до нерфа был имбой. после нерфа играть стало противно на 268, поэтому пересадил экипаж с 5 перками на су100 — у многих пукан горел) прошел через ад до об 263, обожаю его

Читайте также  Луковицы тюльпанов проросли осенью что делать?

конечно су-152. урон 700 хп при пробитии 135

конечно в лоб тт 8лвл и выше не всех пробьеш, но критонешь конкретно. Качаю две ветки одновременно на по ветке су-152 прохожу лучше чем су100м — до сих под до су101м не докачался хотя есть мастер и т.д. Су-152 проходил мучительно долго ибо голду принципиально не беру, фугас редко. На зато как купил ису-152 и прокачал топ пуху с пробитием 286 и альфой 750 хп, то тогда началось. даже не успел понять как прокачал об.704. Сейчас на ней гоняю, пуха таже токо кд немного быстрее и броня отличная, стоко рикошетов и непробитий бывает, даже от однокласников пт типа Т30, всякие борщи и т.д. Аппарат отличный. Су-100м до сихпор качаю. осталось 10к опыта до су-101м.

ты на су152 катался на бб?

там на фугасах играть можно без напряга,
кумулятосами так вообще надж*****.

конечно без обид, мб зададите сами себе вопрос, ответ будет какой топ вы хотите?

об.268 или об263? если ответите то вам и ответ что брать.

не заметил как их прошел )))

из за этого так долго и качал следующий лвл ))

многие скажут что дурак. но я принципиально не беру голды и фугас. че кормить разрабов )) главное прошел эту ветку. но все поменялось после того как купил топ пуху на ИСУ-152. любимая пт была, сейчас караю на об.704. теперь точно голды не нужно. но иногда обидно не пробивает тт 10 уровня. но в основном по 700 хп снимаю с выстрела. средний хп сейчас на уровне 2,5к за бой. Я просто как пт не люблю стоять в кустах а иду с тт в лоб )))

так то фугас даже дешевле бб-ех. ну это так, к сведению

На СУ 152 только фугасом и надо

подскажу — он имеет в виду фугасницу которая 135 мм пробоя имеет ббехами )) и альфу 700 :D

наверное нужно епашить на целых 400 урона фугасом по тяжу с 600 хп

чем пульнуть в него кумулятивом с каким то пробитием на 250мм и 700 урона ))

фугас портит врага критом

если не пробьет то хоть экипажу крышка или какое оборудование выйдет из строя.

в начале тоже корячился на ББ, потом как то случайно попробовал фугас на ат8, вот с того момента у меня начал расти процент побед, дамага и попаданий ))

вроде британские пушки точные и пробивные же

зачем им фугасы?))

это у советских пт ветки об.268 у СУ-152 в частности, много пушек, самая стоковая — «фугасница». Крайне неточное орудие, пробой бб 135 мм, голды -250 мм. Альфа 700 и фугас 950. Поэтому просто не выцеливая ставят фугас. И лупят куда попало. Многие до того к ней привыкают, что все промежуточные пушки до «легендарного» БЛ-10 просто пропускают, не исследуют. А берегут опыт только для БЛ-10. Вполне резонно.

Камрад Фрасс наверно чуть скилловее остальных, и потому когда видит танк с менее 700 хп, заряжает Голду и лупит одним выстрелом чтоб убить наверняка. Такое мнение тоже имеет право на жизнь.

А вот на других пт типа ат8, ат7, ат15. смысла в фугасах ваще нет. имхо. только если сбить захват там, или добрать ваншотика, и то как то странно

СУ-152 — советская ПТ-САУ VII уровня

СУ-152 имеет в своем арсенале два крутых орудия: стоковую фугаску с огромным уроном за выстрел и топовый дырокол с высокой скорострельностью.

Прокачка

  • Для исследования СУ-152 требуется 31.500 единиц опыта. Предыдущий танк — СУ-100;
  • Первым делом изучаем ходовую даже несмотря на то, что топовое орудие может устанавливаться и на стоковую. Мы получим возможность установить дополнительное оборудование и сможем поворачивать корпус на 3 градуса быстрее.
  • Предтоповое орудие является проходным и не обладает какими либо преимуществами.
  • Двигатель. Повышает максимальную скорость и динамические характеристики СУ-152.
  • Топовое орудие демонстрирует высокий урон в секунду, но за это расплачивается дорогой ценой за снаряды.
  • Радиостанцию изучаем в последнюю очередь.

Топовая комплектация

Цена 1.305.000 кр.
Прочность 870 HP
Масса/макс. 45.83/48.3 т.
Мощность 600 л.с.
Скорость 43/11 км/ч.
Поворотливость 23 °/с
Корпус 75/60/60 мм.
Урон 390/390/465 HP
Пробитие 175/217/64 мм.
Перезарядка 7.39 сек.
Углы ГН -8…+8°
Углы ВН -6…+18°
Обзор 330 м.
Связь 625 м.

Обзор

Преимущества

  • высокий разовый урон стоковой фугасницы, что перекрывает все минусы данной ПТ;
  • крепкая и большая маска орудия;
  • приемлемая мобильность;
  • высокая скорострельность топового орудия;
  • высокое пробитие кумулятивным снарядом.

Недостатки

  • слабое бронирование;
  • большая заметность;
  • плохой обзор;
  • крайне низкая точность стоковой фугасницы;
  • длительная перезарядка стокового орудия;
  • низкое пробитие бронебойным снарядом;
  • малые УВН.

Вооружение

122 мм Д-25С обр. 1944 г.

Выбирая скорострельные и точные орудие с невысоким уроном — 57 мм ЗиС-8С на АТ-1, 57 мм ЗиС-2 на СУ-76, 85 мм Д-5С на СУ-85, 100 мм Д-10С на СУ-100 — то рекомендуемый выбор — 122 мм Д-25С обр. 1944 г., топовое орудие СУ-152, обладает самым высоким показателем ДПМ (единицы урона в минуту) — отличным соотношением разового урона и скорострельности, неплохой точностью, а также хорошей бронепробиваемостью. Для стрельбы лучше всего использовать преимущественно бронебойные снаряды, так как осколочно-Фугасные обладают довольно малым уроном. Эта пушка отлично подходит для тактики «непосредственной поддержки атаки».

152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг.

Отдавая предпочтение орудиям с большим разовым уроном — 76 мм Л-10С на АТ-1, 76 мм ЗиС-3 на СУ-76, 122 мм М-30С на СУ-85, 122 мм Д2-5С на СУ-100 — то ваш выбор — 152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. — базовое орудие СУ-152. «Фугасница», «Дрын», «Глушило», «Полено» — прозвища данного орудия говорят сами за себя. 48 кг снаряды 152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг., несмотря на довольно посредственную бронепробиваемость, обладают огромным уроном.

Бронебойные снаряды способны пробить броню таких «крепких орешков», как КВ, Тигр, Королевский Тигр, «Фердинанд» и даже грозный «VK4502(P) Ausf. B». Однако помните — если у вас заряжен ББ снаряд, не рискуйте, очень тщательно цельтесь в самые уязвимые и слабобронированные точки врага. Иначе, если броня не будет пробита — вас уничтожат ещё до того, как вы перезарядитесь. Вообще имеет смысл заряжать один ББ снаряд в начале боя, первые противники, которых вы увидите, скорее всего будут светляками, а они обычно бывают слабобронированы.

Фугасные снаряды 152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. обладают ещё большим уроном, но их бронепробиваемость очень мала. В основном эти снаряды применяют для того, чтобы покалечить и максимально снизить эффективность тяжёлых танков противника: часто, после единственного попадания ОФ снаряда, например, по Королевскому Тигру, у последнего выходит из строя половина экипажа, а также тяжело повреждаются сразу несколько модулей: орудие, боеукладка, гусеницы, приборы наблюдения.

И последнее: 152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. — одно из самых неточных в игре. Тем не менее, практически единственная «ниша» гаубицы-пушки 152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. в игре — ведение огня с дальних и средних дистанций. На практике, ближний бой для СУ-152 заканчивается очень быстро — обнаружив вас после вашего выстрела, противник в первую очередь стремится сбить вам гусеницы, сблизиться и зайти сбоку. В этом случае без поддержки товарищей СУ-152 обречена на смерть.

Навыки и умения экипажа

Командир (Радист)
Наводчик
Механик-водитель
Заряжающий
Заряжающий

Оборудование и снаряжение

Досылатель Усиленные приводы наводки Улучшенная вентиляция
Малая аптечка Малый ремкомплект Подкрученный регулятор оборотов

Тактика

СУ-152 — весомый аргумент на поле боя. По тактике и боевой мощи СУ-152 немного напоминает тяжёлый танк. При использовании ОФ снарядов на 152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. даже самые «толстые» враги высокого уровня получают ощутимый урон из любого положения и частенько «встают на гусли», что является неплохим подспорьем, поскольку долгую перезарядку можно выждать за укрытием. Однако настоящий кошмар для противника наступает, если удается бить в слабобронированные борта и корму: в этом случае поглощение фугасного урона минимально, и повреждения в 600 и выше позволяют почувствовать себя хозяином положения.

Советские ПТ в игре идейно не предназначены выдерживать огонь противника, однако начиная с СУ-152 (и далее по ветке) у игрока появляются преимущества — толстая и довольно большая по площади маска орудия, которую совершенно нормально не пробить орудиями 10 уровня. Поэтому если есть выбор, из-за укрытия следует высовываться справа. Если всё-таки случился ближний бой лоб в лоб, необходимо следить, куда именно целится противник, и «пританцовывать», норовя подставить гусеницы или маску. Иногда это позволяет «чудом спастись» от верной смерти, когда какой-нибудь ИС-3 получает об СУ-152 парочку непробитий.

Самая идеальная тактика — нападения и прорыва. СУ-152 наносит огромный урон, оставляя выведенных из строя полуживых противников на добивание союзникам. Кстати о союзниках, никогда не пренебрегайте их поддержкой. Перезарядка 152 мм МЛ-20 обр. 1931/37 гг. весьма долгая и в это время СУ-152 совершенно беззащитна. Хоть и СУ-152 напоминает тяжёлый танк по тактике, раздавать быстро урон налево и направо, одновременно принимая на себя снаряды данная ПТ-САУ не может.

В обороне лучше не стоять по той же причине долгой перезарядки. Встав СУ-152 в обороне, наступающая группа сразу же лишится огневой поддержки СУ-152. А 700 урона за выстрел никогда лишним не будет.

Выбор орудия — в зависимости от тактики, которой придерживается игрок.

Историческая справка

СУ-152 — тяжёлая советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) времён Великой Отечественной войны, построенная на базе тяжёлого танка КВ-1с и вооружённая мощной 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. По своему боевому предназначению СУ-152 в равной степени являлась как тяжёлым истребителем танков, так и тяжёлым штурмовым орудием.

Постройка первого прототипа СУ-152 под названием Объект 236 (также КВ-14 или СУ-14) была закончена 24 января 1943 года, со следующего месяца начался её серийный выпуск. В связи со снятием с производства танка-базы КВ-1с СУ-152 в декабре 1943 года были заменены в производстве равноценной по вооружению и лучше бронированной ИСУ-152, всего было построено 670 самоходно-артиллерийских установок этого типа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: