Украли груз при перевозке что делать?

Хищение грузов при перевозке: какой этап поставки товаров является самым слабым звеном и как минимизировать риски?

Партнер проекта ИМПАКТ, один из авторов уникальной методики по снижению предпринимательских рисков в транспортной логистике

специально для ГАРАНТ.РУ

С мая 2012 года по октябрь 2020 года сумма исковых требований, заявленных в арбитражных судах Российской Федерации по спорам, связанным с полной утратой груза в результате мошеннических действий, по данным, опубликованным на сайте arbitr.ru, составила почти 9 млрд руб. Что происходит на практике, можно увидеть в решениях судов:

«Из постановления о возбуждении уголовного дела следует, что в неустановленное время, не установленное следствием лицо, путем обмана и злоупотреблением доверием, находясь на заводе, расположенном в городе Москва, похитило груз на общую сумму 2 565 029 рублей».

«Неустановленное лицо, находясь на территории по адресу: Тульская область, г. Новомосковск, предъявив подложные документы, мошенническим способом похитило груз бытовой химии на сумму 2 922 338 рублей».

«Не установленное следствием лицо, в не установленное следствием время, находясь по адресу: г. Москва, путем обмана и злоупотребления доверием, завладело грузом, после чего с места совершения преступления скрылось, причинив своими действиями компании материальный ущерб в особо крупном размере на общую сумму 7 000 000 рублей».

И так до бесконечности…

Бесконечная череда хищений грузов по всей территории Российской Федерации говорит о том, что проблема носит ярко выраженный системный характер. Это далеко не случайные единичные эпизоды, а заранее спланированные и организованные действия, очень часто серийные и практически ежедневные. Однако после случившегося события объяснения наемных сотрудников компаний на протяжении последних нескольких лет всегда стандартны: человеческий фактор, цейтнот по времени, срочный заказ, плохо проверили и т. п.

После проведенного анализа нескольких тысяч судебных решений необходимо задать один вопрос: КТО ВИНОВАТ, что груз был добровольно передан неизвестно кому, и кто из своего кармана заплатит за ошибки в бизнесе? Кто? Что делать, чтобы этого не произошло или минимизировать размеры хищений?

Законодательство, императивно установив круг сведений, не оставило ничего на усмотрение грузоотправителя, грузоперевозчика или других лиц. Жесткие рамки обеспечивают точность и оперативность перевозки, а также защиту интересов сторон, документальное подтверждение оказания услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации. Главное в данных отношениях – точно и неукоснительно следовать требованиям законодательства, предъявляемым к оформлению перевозок грузов. Соблюдение закона – путь к снижению рисков. А что же происходит на практике?

Рассмотрим одну из популярнейших ошибок службой бухгалтерии очень многих организаций.

При осуществлении любой закупки бухгалтер принимает непосредственное участие и осуществляет контроль над действиями структурных подразделений, исходя из своих должностных обязанностей. Огромные затруднения начинаются, когда необходимо осуществить закупку товара в другом регионе, так называемый «самовывоз», и с помощью транспортной компании осуществить доставку к себе на склад, так как момент исполнения обязательств продавцом происходит на складе отправителя – и вот тут начинается самое интересное и увлекательное…

На практике при самовывозе цепочка поставки товара из пункта «А» в пункт «Б» состоит в 99% случаев из 4 основных этапов:

  1. Заключение договора купли-продажи. Взаимоотношения сторон в рамках договора купли продажи любой бухгалтер будет рассматривать в рамках главы 30 Гражданского кодекса «Купля-продажа»;
  2. Заключение покупателем договора транспортной экспедиции с транспортной компанией, в котором он дает право привлекать третьих лиц. Действия бухгалтера здесь полностью будут соответствовать требованиям главы 41 ГК РФ;
  3. Отправление покупателем поручения экспедитору (заявки) на перевозку груза из пункта «А» в пункт «Б» в транспортную компанию и получение данных по транспортному средству и водителю. Действия бухгалтера здесь полностью будут соответствовать требованиям главы 41 ГК РФ;
  4. Выдача покупателем доверенности на водителя продавцу.

Тут нужно рассказать подробнее, в чем именно заключается проблема с доверенностью, которая приводит к этой статистике. Выдача доверенности на получение товарно-материальных ценностей в рамках договора купли-продажи (поставки) на неизвестное физическое лицо, имеющее с чьих-то слов должность «водителя», от покупателя к продавцу товара закономерно привело к хищению грузов путем мошенничества, с дальнейшими закономерными судебными разбирательствами и поиска ответа на вопрос – кто будет платить за убытки? Увы, на протяжении 13 лет никаких выводов никто не делает!

В своей работе главный бухгалтер в числе прочих НПА руководствуется Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 года № 119Н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».

Из приказа, п. 45:

«Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации (организации) уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов. Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации (при наличии печати). Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей – должна быть подписана также главным бухгалтером этой организации. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, – ничтожна».

Вот именно это требование и пытается выполнить бухгалтер покупателя. Только одно маленькое, совсем незначительное и почти незаметное уточнение: выдачей доверенности «уполномоченным лицом» для приема товарно-материальных ценностей бухгалтер назначает водителя транспортного средства.

Бухгалтер своим волевым решением доверяет получить несколько миллионов рублей лицу, которое не имеет никакого отношения к договору купли-продажи между продавцом и покупателем, путем подписания этой самой доверенности. Данное решение очень удобно как для бухгалтерии (только в целях упрощения бухучета), так и для мошенников, специализирующихся на хищении грузов. А имеет ли право главный бухгалтер принимать такое решение?

Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к цепочке взаимоотношений всех участников сделки и определиться, чьим представителем является водитель:

  • водитель – представитель покупателя;
  • водитель – представитель экспедитора;
  • водитель – представитель перевозчика?

Цепочка взаимоотношений, как правило, выглядит так:

Продавец (поставщик) – покупатель – транспортная компания (экспедитор) – (третьи лица, «перевозчик») – водитель.

Заключение договора перевозки определено в главе 40 ГК РФ «Перевозка», также в статье 8 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее –УАТ иГНЭТ) и в разделе 2 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200.

В соответствии с п. 1. ст. 10 УАТ иГНЭТ при приеме груза водитель предъявляет грузоотправителю путевой лист и документ, удостоверяющий личность. Согласно п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. № 152, путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, ИП для осуществления перевозок.

Путевой лист является документом, дающим право водителю действовать от имени перевозчика. Требования подтверждения полномочий путевым листом установлены федеральным законом, который является специальной нормой и имеет приоритетное значение.

Одновременное представительство водителем перевозчика организации «покупателя» и организации «экспедитора» противоречит действующему законодательству. Согласно п. 2 ст. 182 ГК РФ не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок.

Перевозчик действует от собственного имени путем выдачи водителю путевого листа.

Продавец (поставщик) – покупатель – транспортная компания (экспедитор) – (третьи лица,»перевозчик») – водитель (представитель перевозчика).

В п. 2 ст. 802 ГК РФ указано, что клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Выдавая доверенность на водителя, бухгалтер глубоко убежден, что именно водитель и является представителем экспедитора. Данная позиция является глубоко ошибочной и противоречит ГК РФ. Непонимание главным бухгалтером данного вопроса ведет к разрыву цепи поставки товара, чем с успехом пользуются организованные преступные группы, специализирующиеся на хищении грузов путем мошеннических действий. С легкостью внедряясь в цепь поставок, захватывая управление процессом доставки, мошенники, прекрасно зная все вышеперечисленные этапы по закупу товара, без особых сложностей, на основании доверенности, любезно предоставленной и подписанной главным бухгалтером организации покупателя, закономерно похищают многомиллионный груз.

Что делать, чтобы не стать участником печальной статистики?

Ничего сложного – пересмотреть взаимоотношения с транспортной компанией, с которой заключен договор транспортной экспедиции, в рамках главы 41 ГК РФ и заставить ее выполнять требования Постановления Правительства от 8 сентября 2006 года № 554 «Об утверждении Правил транспортно экспедиционной деятельности», то есть принимать груз в месте нахождения продавца товара и подтверждать это документально. Обязательно отказаться от выдачи доверенности на неизвестное физическое лицо.

Обратить внимание, что в случае, когда покупатель дает экспедитору право привлекать третьих лиц, экспедитор обязан действовать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», то есть являться грузоотправителем. Осуществлять выдачу груза представителю перевозчика только в строгом соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В этом случае внедрение в цепь поставки мошенников будет сведено к минимуму.

Кража груза при перевозке

Автомобильные грузоперевозки занимают наибольшую долю в совокупном объеме товарооборота. Такой способ транспортировки привлекателен широким охватом территорий, развитой логистической системой, гибкой ценовой политикой и возможностями перевозить практически любые объемы грузом. В то же время грузовладелец сталкивается при выборе данного способа транспортировки с определенными рисками. Одной из наиболее существенных опасностей является возможная кража груза при перевозке – тайное хищение чужого имущества. Обстоятельства такого происшествия могут быть различными, однако итог всегда один – утрата имущества, необходимость привлечения полиции и определение порядка взыскания компенсации. Перевозчику же необходимо доказать свою непричастность к происшествию, что зачастую создает существенные трудности. Для восстановления справедливости рекомендуется обратиться к квалифицированным юристам. Такую помощь Вы получите, обратившись в нашу компанию. Просто оставьте свою заявку – и мы поможем Вам в самые короткие сроки!

Кто несет ответственность при хищении груза?

В соответствии с установившейся судебной практикой обеспечение сохранности груза в процессе транспортировке является обязанностью перевозчика. В большинстве случаев данное условие прописывается в договоре, заключаемом между отправителем и транспортной компанией. Это дает грузополучателю законное право при выявлении недостачи предъявлять соответствующие претензии непосредственно перевозчику. Для освобождения от ответственности ему необходимо доказать, что злоумышленники украли грузы по независящим от перевозчика причинам. На практике же такие прецеденты встречаются крайне редко – в большинстве случаев против грузоперевозчика открывается делопроизводство.

Однако факт возбуждения дела по факту кражи груза негативно сказывается на репутации компании-перевозчика. Поэтому в такой ситуации необходимо как можно раньше заручиться квалифицированной юридической поддержкой, благодаря чему появляется шанс разрешить конфликт, не доводя его до судебной стадии.

Если груз сопровождает экспедитор, представляющий отправителя либо получателя. В данной ситуации в большинстве случаев он несет солидарную ответственность с перевозчиком, что установлено положениями Гражданского кодекса РФ. Однако экспедитор практически никогда не отвечает за сохранность груза в полном объеме. Такое возможно только в том случае, если данное условие прописано в договоре.

Важный момент – видеозаписи согласно действующему Законодательству не могут рассматриваться как полновесное доказательство вины либо невиновности какого-либо лица. Такое заключение может быть сделано только компетентными органами в ходе следственной работы. При этом, как свидетельствует статистика, исполнителей хищения в некоторых ситуациях возможно найти, однако выявить организаторов и заказчиков кражи практически невозможно.

Ответственность за хищение груза при международных грузоперевозках

Несколько отличается порядок определения ответчика при краже груза в ходе международных перевозок. Они регламентируются действующей «Конвенцией о договоре перевозки груза». Согласно ее положениям, с грузоперевозчика снимается ответственность за недостачу либо несоответствующее состояние доставленного груза при следующих обстоятельствах:

  • причиной хищения имущества, несоблюдения сроков доставки стали действия отправителя, экспедитора либо получателя;
  • перевозимый груз изначально имел дефекты;
  • недостача обусловлена форс-мажорными обстоятельствами.

В действительности же данные условия не являются абсолютными, определить виновность либо невиновность транспортной компании, а также порядок возмещения понесенных убытков определяется исключительно судом.

Правовое регулирование хищений на транспорте

Порядок установления ответственности того либо иного лица, возмещения понесенного ущерба применения судебных санкций устанавливается нормами Гражданского и Уголовного кодексов России. Согласно их положениям, в большинстве случаев ответственность ложится на перевозчика. При выявлении лиц, совершивших хищение имущества, и доказательстве их вины в суде вся ответственность возлагается на них.

Для того, чтобы получить компенсацию понесенного ущерба, необходимо правильно составить соответствующие документы. Для этого рекомендуется обратиться к юристам, специализирующимся на гражданском и транспортном праве. Такую помощь Вы получите в нашей компании – наши квалифицированные юристы обладают большим опытом работы в сфере правового регулирования сферы транспорта и поэтому знают все тонкости составления требуемой документации.

Возмещение ущерба

Если груз украли при перевозке фурой – что делать, чтобы получить компенсацию? Для этого необходимо, прежде всего, определить круг истцов. При совершении кражи на транспорте требование возмещения ущерба в большинстве случаев исходит от грузополучателя. Однако истцом может выступать и отправитель в случае, когда груз похищается при транспортировке между объектами одной компании.

Читайте также  Лампочка сигнализации горит постоянно что делать?

В частности, если происходит кража товара при перемещении его со склада в торговую точку, то отправитель имеет право предъявить претензию перевозчику. В ситуации, когда перевозка осуществлялась работниками фирмы-отправителя, ответственность определяется в соответствии с нормами трудового законодательства.

Если похищенный груз был застрахован, то истцом может выступать страховая компания. В порядке регресса после выплаты компенсации владельцу имущества она имеет право обратиться с иском к грузоперевозчику. И, как показывает практика, споры со страховщиками в подобных обстоятельствах чаще всего решаются в их пользу.

Документальное подтверждение кражи

Для того, чтобы иметь право требовать возмещение ущерба, необходимо подтвердить факт недостачи груза, составив следующий пакет документов:

  • транспортная накладная;
  • документы, подтверждающие факт приобретения транспортируемого груза;
  • договор с грузоперевозчиком;
  • полис страхования груза (при наличии);
  • документы на транспорт, из которого был похищен груз.
  • Если похищенный груз имел существенную стоимость, то рекомендуется получить заключение эксперта, которое будет подтверждать такую ценность.

Очень важно при хищении перевозимого груза правильно оформить коммерческий акт:

  • составлением акта следует заняться по прибытии транспорта в пункт доставки;
  • фиксируется информация фуре, перевозчике;
  • в основной части акта необходимо подробно описать ситуацию, отразить все имеющиеся факты, информацию о типе украденного груза, его название, объемы недостачи и ее стоимостную оценку;
  • акт заверяется подписями уполномоченного представителя получателя груза и грузоперевозчика.

Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда перевозчик отказывается подписывать коммерческий акт по факту кражи. Однако и без его подписи акт обладает юридической силой – в данном случае он считается составленным в одностороннем порядке.

Услуга Что получаете Цена
Консультация автоюриста За 30 минут своего времени вы получите подробную бесплатную консультацию, правовой анализ вашей ситуации, оценку рисков и перспективности вашего дела, разработанный алгоритм действий. Бесплатно
Кража груза при перевозке Вы получите юридически грамотно составленную и оформленную претензию, которая может выступать доказательством факта кражи либо непричастности к ней представителей компании-перевозчика. от 5 000 рублей
Решение конфликтных ситуаций по перевозке грузов Мы проанализируем и составим договор, сформируем доказательную базу, составим претензию и иск, будем представлять Ваши интересы в суде. от 11 000 рублей
Перевозка опасных грузов Мы учтем нюансы законодательной базы и поможем выполнить доставку без хлопот, штрафов и уголовной ответственности. от 11 000 рублей

Оформление претензии

Отечественным законодательством разработан индивидуальный порядок предъявления претензии при хищении груза. Прежде чем готовить и направлять исковое заявление, владелец груза обязан направить перевозчику соответствующую претензию. Как показывает практика, во многих случаях урегулировать споры можно именно на основании претензии без обращения в суд. Такая возможность выгодна при следующих условиях:

  • стоимость похищенного имущества сопоставима с судебными расходами;
  • продолжительность судебного разбирательства слишком велика.

Также юридически грамотно составленная и оформленная претензия может выступать доказательством факта кражи либо непричастности к ней представителей компании-перевозчика.

Закон обязывает составлять претензию по факту хищения груза следует в письменной форме. В случае многократного хищения следует составлять отдельную претензию на каждый прецедент. В ее тексте нужно отразить следующие пункты:

  • какое конкретно действие должно быть компенсировано виновником;
  • причина предъявления претензии;
  • обоснование требований составителя;
  • сумма компенсации, сроки удовлетворения требований;
  • адрес, на который ответчик высылает аргументированный ответ;
  • реквизиты банковского счета, на которые должна быть перечислена сумма компенсации;
  • дата составления.

Ответ на выставленную претензию должен быть дан в течение 30 календарных дней после ее получения. Если ответчик отказывается удовлетворить условия претензии, то необходимо подавать исковое заявление в арбитражный суд по месту регистрации грузоперевозчика.

Методы борьбы с проблемой хищения грузов

Проблема кражи перевозимого груза приобрела на сегодняшний день внушительные масштабы, в результате чего автомобильные грузоперевозки стали не только удобным, но и по-настоящему рискованным видом транспортировки. К тому же уровень раскрываемости таких дел остается очень низким. А какого-либо законного способа полностью обезопасить владельцев грузов от действий злоумышленников нет. Однако принятие ряда мер позволяет существенно снизить вероятность хищения на транспорте:

  • выбирайте крупного перевозчика с хорошей деловой репутацией;
  • страхуйте ценный груз;
  • организуйте эффективный контроль отгрузки и приемки груза;
  • оптимизируйте процесс перевозки, минимизировав количество и продолжительность простоев груженого транспорта;
  • обеспечьте конфиденциальность всего процессе транспортировки – адрес назначения, сроки доставки, характер груза и т.д.

Если же факта хищения избежать не удалось, то как можно скорее заручитесь квалифицированной юридической поддержкой.

Как защитить себя от мошенников при грузоперевозках?

Мошенников в грузоперевозках с каждым годом становится больше. Явление связано с высоким спросом на услугу, желанием заказчиков сэкономить, не застраховать груз. Итог — фиктивные сделки, которые существуют только на бумаге, кража партии, убытки получателя и отправителя. Законодательство старается обезопасить перевозки, призывает документально оформлять факт отправки. Но не все способны заранее распознать, что перед ними преступник.

Признаки мошенничества при грузоперевозках

В грузоперевозках мошенничество — это давно не кража единичного объекта в пути или небольшой партии. Преступники разрабатывают схемы, позволяющие завладеть миллионами рублей, ценными грузами, которые легко продать на российском рынке, за рубежом. Распознать опытного мошенника очень сложно, стоит проверить:

  • Документы на основную деятельность, авто, водителя — если их нет, отсутствует стационарный телефон, стоит отнестись к перевозчику настороженно.
  • Договор о доставке груза — мошенники, перевозя грузы, не заключают официальный контракт, мотивируя это по-разному.
  • Регистрационные документы — обязаны предоставить для ознакомления копии заказчику услуги.
  • Исполнитель услуги избегает личных встреч с отправителем, не приглашает на консультацию в офис — пользуются съемными квартирами, арендованными на несколько дней помещениями.
  • О перевозке грузов мошенниками может сигнализировать — просьба перевести аванс или всю сумму за услугу на личную карту. Объясняют схему желанием снизить налоговую нагрузку.

Фирмы-однодневки — популярная схема обмана грузодержателей. Их трудно распознать, потому что есть регистрационные документы, арендованный офис. Основные признаки: мало сотрудников, нет бухгалтерии, диспетчера, нельзя узнать местоположение груза. Автопарк располагается по заверению владельца в другом городе или далеко от офиса.

Пропажа груза

Популярная схема, при которой мошенники крадут груз при перевозке. Как это возможно сделать через диспетчерскую компанию:

  • Посредники практически не тратят денег на проверку наемных водителей, транспортных средств.
  • Фирмы не имеют в штате сотрудников, которые способны собрать информацию — они часто заявляют о наличии службы безопасности, в реальности — это неправда.
  • Посредники практически не несут ответственности за сохранность груза — нужно уточнить, как они обеспечивают безопасность перевозки, заключают ли договор с водителем.

Грузоотправителю сложно проверить диспетчера, лучший вариант, который защитит от хищения груза — обращение к логисту. В наличии большой автопарк, машины разной грузоподъемности, спецтехника. Водители являются наемными сотрудниками, работают по трудовым договорам.

Если пропажа груза уже произошла, стоит немедленно обратиться к юристу, который поможет подготовить документы для поимки мошенников, возмещения убытков:

  • правовед составит перечень украденного имущества;
  • подаст заявление в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела;
  • подготовит иск в суд.

Не стоит самостоятельно искать преступников, это неэффективно, может быть опасно.

Неоплата или двойная оплата грузоперевозки

От этой схемы страдает сам перевозчик, который не может получить деньги за оказанную услугу у диспетчера-посредника. Суть — человек доставил груз, передал получателю, а тот в свою очередь не внес оплату на счет посредника. Но если диспетчер просто не дополучил прибыль, перевозчик — понес серьезные убытки:

  • топливо;
  • оснащение машины специальным оборудованием при необходимости;
  • оплата труда водителя;
  • оформление сопроводительной документации;
  • срочный ремонт;
  • амортизация и т.д.

Защитить свои права можно, если не заниматься транспортировкой грузов через посредников или отказываться выходить в рейс без полной оплаты за услугу. Не стоит соглашаться работать по схеме отсрочки платежа, за выплату незначительного аванса, который составляет менее 30-40% от оговоренной суммы. Вариант для мелких перевозчиков — создать объединение, где ответственное лицо будет предотвращать мошеннические схемы.

Проблема — неоплату услуги за транспортировку партии, объекта трудно взыскать. Мало иметь необходимые документы, решение о взыскании с диспетчера. Посредники — часто организации с ограниченной формой ответственности, поэтому им может не хватить средств на выплату денег перевозчику. Не получится привлечь компанию к ответственности по статье «Мошенничество», факт умышленного причинения вреда трудно доказать. Для этого нужно предъявить договор, выставленный счет и т.д.

Правильный вариант — обращаться в суд с просьбой взыскать провозную плату за исполненную в полном объеме услугу.

Двойная оплата

Схема обмана — перевозчик просит у грузоотправителя срочно заплатить деньги за услугу еще до ее исполнения. Мотивируют просьбу необходимостью провести срочный ремонт, водителю нужно купить деталь, решить другую проблему, которая задерживает партию в пути. Отправитель может получить письмо по электронной почте, или звонок.

Затем мошенник связывается с клиентом и требует оплатить услугу перевозки. Грузодержатель сообщает, что уже переводил деньги, но сторона заявляет, что не имеет отношения к этой схеме. Приходится платить повторно, или разбираться в суде.

При такой схеме клиента может обманывать как недобросовестный перевозчик, ссылаясь, что взломали его почту, украли телефон и просили деньги на карту от его имени. Другой вариант — неизвестные люди, которым удалось узнать данные заказчика.

Фиктивная перевозка грузов

Преступники действуют по разным схемам:

1.Перевозка по бумагам, но без факта исполнения.

Мошенники четко понимают, что получить плату за перевозку можно, если доказать документально ее выполнение. Как действуют преступники — это в одном лице заказчик и перевозчик:

  • Преступник обращается к экспедитору с просьбой организовать доставку его партии.
  • Посредник размещает данные на интернет-сайтах экспедиторов. Сразу звонит мнимый перевозчик и забирает в работу заказ.
  • Заключают договор, перевозчик «везет партию».
  • Затем мошенник присылает посреднику транспортную накладную, актуальный счет и начинает требовать оплатить его услуги.

Результат — услуга прошла только по бумаге, фактически не исполнена. Суммы выставляются незначительные, поэтому экспедиторы не готовы рисковать авторитетом, терять доверие клиентов. Результат — выплачивают мошенникам деньги, а не ввязывается в долгие разбирательства.

2.Фиктивная потеря груза.

Афера напоминает первый вариант, но мошенники уже подделывают не накладную и заявку, а акт об утрате груза и требуют у экспедиторов возместить ущерб.

3.Исчезла перевозка по предоплате.

Суть — получить аванс за услугу и больше не выходить на связь с грузодержателем. Как обезопасить себя:

  • Не платить авансы сомнительным компаниям, диспетчерам.
  • Подписывать официальный договор, изучить подлинник, а не копию, только после этого вносить предоплату. Важно узнать все реквизиты фирмы, чтобы при необходимости обратиться в суд.
  • Вносить аванс только после факта загрузки автомобиля партией.

Проверенный вариант — сотрудничество с авторитетным логистом, где подобные схемы невозможно реализовать.

Защита от мошенничества при грузоперевозках

Невозможно обезопасить себя от всех рисков, но если разработать комплексные меры, не пользоваться неоправданно дешевыми услугами, есть возможность не понести убытки. Как действовать:

  • Проверка контрагента — запрос официальных бумаг, анализ репутации на рынке, заключение договора даже на маленькие грузы на небольшое расстояние.
  • Обеспечить безопасность своим средствам коммуникации — чаще менять пароль электронной почты, проверять телефоны на наличие программ-шпионов.
  • Не жалеть средств на оснащение грузового транспорта многоуровневыми системами безопасности — замки, камеры слежения, датчики вскрытия кузова. Это поможет избежать хищения груза в пути, на временных парковках.
  • Система спутникового мониторинга — оборудование помогает отслеживать груз в пути круглосуточно, при возникновении нестандартной ситуации немедленно сообщить об этом водителю, сторонам договора. Это электронные пломбы на кузов, датчики, терминал, GPS-маяки.
  • Отслеживание показаний тахометра — нарушение режима труда, когда водитель очень спешит, не отдыхает на положенных стоянках, повышает риск ДТП. Человек может уснуть за рулем. Итог — в аварии страдает машина, груз может быть частично или полностью уничтожен, украден.
  • Обязательное страхование — авторитетный логист всегда предложит услугу, это гарантия, что заранее не планируется мошенническая схема. Даже если партия будет утрачена, грузоотправитель получит законную компенсацию.
  • Внимательно, без спешки искать перевозчика в новом регионе, городе, стране — стоит поинтересоваться отзывами на тематических форумах. Там обманутые клиенты могут раскрыть новую схему мошенников. Не доверять бесплатным доскам объявления, газетам — отзывы могут быть заказными, им нельзя верить.

Не стоит заказывать услугу, если она в 2-5 раз дешевле, чем у конкурирующих организаций. Подозрительная скидка может обернуться серьезными потерями, многолетними тяжбами в суде, банкротством для грузоотправителя. Не стоит заключать договор по почте, требуйте личных встреч, проверяйте наличие транспорта, который будет осуществлять перевозку.

Защита от похищения груза мошенниками

Хищение грузов путём мошенничества стало уже привычным делом. Ежедневно на форуме “Пропажа груза” АвтоТрансИнфо появляются новые сообщения, анализ которых показывает, что чаще всего мошенникам удаётся реализовать свои замыслы благодаря абсолютному отсутствию каких-либо барьеров и препятствий. Мы предлагаем Вам воспользоваться простой экспресс-проверкой, которая позволит значительно снизить риск утраты груза в результате мошеннических действий. Все этапы проверки не требуют значительных усилий и временных затрат, а интернет-ресурсы, используемые для проверки, полностью бесплатны и общедоступны.

Основной способ хищения грузов.

Несмотря на то, что мошенники в основной своей массе люди не ленивые и невероятно творческие, для хищения грузов они используют простой (но несмотря на это эффективный) способ: “встраиваются” в качестве посредника между экспедитором и перевозчиком и оформляют с перевозчиком заявку, указывая в ней нужный им адрес выгрузки (иногда на соседней улице от места загрузки). Чтобы у заказчика перевозки раньше времени не появились сомнения в сохранности вверенного мошенникам груза, в качестве телефона водителя указывают номер мошенника, который представляется водителем. Такая бесхитростная комбинация, которая позволяет похищать грузы стоимостью в несколько миллионов.

Читайте также  Адгуард не блокирует рекламу что делать?

Зная тактику противника, мы можем разработать эффективные контрмеры. Итак, нам необходимо:

  1. Исключить посредника между непосредственным перевозчиком и Вами.
  2. Идентифицировать личность водителя по телефону.

[Этап 1] . Получение необходимых сведений от перевозчика.

Запросите у перевозчика следующие сведения:

  • ИНН или ОГРН(ИП);
  • если контрагент индивидуальный предприниматель — его адрес регистрации и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество водителя, серию, номер и дату выдачи паспорта и водительского удостоверения, адрес регистрации, действующий мобильный телефон;
  • VIN код транспортного средства, серию и номер свидетельства о регистрации транспортного средства, его государственный регистрационный знак;
  • в каких отношениях находится водитель и Ваш контрагент (трудовой договор, договор аренды, экспедиторский договор).

Требовать сканированные копии документов не обязательно, хоть и не возбраняется. Для проверки достаточно электронного письма, в котором будут указаны необходимые сведения.

Наличие между Вашим контрагентом и перевозчиком других звеньев увеличивает риск хищения груза. В этом случае следует руководствоваться принципом “Лучше не заработать, чем потерять”.

[Этап 2] . Проверка контрагента.

Проверка государственной регистрации предпринимателя или организации:

  • на сайте федеральной налоговой службы: http://egrul.nalog.ru/
  • на сайте “Вестник государственной регистрации”: http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/ и http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/.

Проверка директора и учредителей юридического лица или индивидуального предпринимателя на предмет розыска Федеральной службой судебных приставов: http://fssprus.ru/iss/suspect_info/.

В информационной выписке ФНС России обратите внимание на статус Вашего контрагента — не находится ли он в состоянии ликвидации или реорганизации. Присутствие индивидуального предпринимателя, директора или учредителей юридического лица в базе данных разыскиваемых лиц ФССП однозначно указывает на то, что лучше поискать другого партнёра для перевозки груза.

[Этап 3] . Проверка телефона и электронной почты контрагента.

Есть большое количество сайтов, которые бесплатно моментально определяют регион мобильного оператора по номеру, например, https://gsm-inform.ru/info/. При наличии элементарных навыков рекомендуется также установить IP-адрес, с которого Вам прислали электронное письмо с данными, и с помощью Whois-сервиса (например, https://www.nic.ru/whois/ или http://2whois.ru/) установить регион отправки сообщения.

Несовпадение регионов, с которых Вам поступали звонки и отправлялись электронные письма с регионом регистрации организации или предпринимателя, должно вызвать у Вас подозрение. Попросите контрагента пояснить эту ситуацию.

[Этап 4] . Идентификация водителя по телефону.

Целью является установление личности человека, который Вам известен как водитель. Методика идентификации состоит в установлении совокупности сведений, которые известны водителю, подготовка вопросов, на которые он может дать ответы “с ходу”, и непосредственный опрос водителя.

[Этап 4.1] . Подготовка к опросу.

Произведите поиск информации о розыскиваемых лицах в системе Внимание, розыск! МВД РФ. Введите фамилию, имя, отчество и год рождения водителя в соответствующие поля, после чего укажите свой электронный адрес и введите капчу. Затем нажмите «Искать».

Проверьте паспорт водителя на предмет утери: http://www.egrul.ru/pasports.html.

http://www.gibdd.ru/check/driver/ — проверьте водительское удостоверение. Сервис позволяет получить информацию о наличии водительского удостоверения в базе данных ГИБДД, открытые категории (B, C, D, E), а также дату рождения водителя.

http://www.gibdd.ru/check/auto/ — проверьте транспортное средство на предмет угона и наложенных ограничений.

http://fssprus.ru/iss/ip — проверьте наличие у водителя судебных задолженностей.

На электронных картах https://www.google.ru/maps, https://yandex.ru/maps определите ближайшие к адресу регистрации водителя приметные организации и учреждения (крупные магазины и торговые центры, театры, автозаправки), перекрёстки улиц, озёра, реки или другие водоёмы. Используйте сервисы Google Просмотр улиц и Яндекс Панорама, чтобы уточнить этажность и цвет зданий рядом стоящих зданий, а также дома, в котором зарегистрирован водитель.

[Этап 4.2] . Опрос водителя.

Позвоните водителю и задайте ему заранее подготовленные вопросы. Рекомендуется незадолго до проведения опроса попросить диспетчера предупредить водителя о том, что ему позвонят и попросят ответить на несколько вопросов. Пример такого опроса:

— Здравствуйте, Виктор Петрович. Меня зовут Николай, я сотрудник службы безопасности транспортной компании “Мега-Транс”. Могли бы Вы ответить на несколько вопросов?
— Здравствуйте, да, могу.
— Назовите дату Вашего рождения.
— 17 апреля 1980 года.
— Где Вы прописаны?
— Калужская область, посёлок Воротынск, улица Школьная, 22.
— Что находится напротив Вашего дома?
— Стадион ФОК.
— Какого он цвета?
— Красный с белым.
— Что ближе к Вашему дому: школа или детский сад?
— Они совсем рядом, через дорогу. Наверное, детский сад ближе, он прямо под домом находится.
— Скажите, Вы на этой машине в аварию месяц назад не попадали?
— Авария была, но три месяца назад.
— Да, всё верно. У Вас есть задолженность по коммунальным платежам. Помните размер, хотя бы примерно?
— Тысяч 5-6.
— Виктор Петрович, у меня больше нет к Вам вопросов. Большая просьба: разгружайтесь только по адресу, указанному в транспортной накладной. До свидания, спасибо за беседу.
— До свидания.

В результате проверки сразу ясно кто Ваш собеседник. Обратите внимание: задаваемые вопросы должны чередоваться, изменяться и дополняться каждый раз, чтобы мошенники не смогли подготовиться к ним и заучить ответы.

Проверка контрагента и идентификация водителя значительно снижают риск хищения груза. Использование указанной или другой методики по проверке тех, кому Вы доверяете перевезти груз, должно стать в наше непростое время обязательным. Перевозка грузов — высокорискованный бизнес. Одна из главнейших задач профессионального экспедитора заключается в исключении или минимизации потенциальных рисков.

Перевыпуск sim-карты водителя.

Мошенники не стоят на месте, изобретая все новые способы хищения грузов. Пресловутое соревнование щита и меча никогда не прекращается. Освоен новый способ хищения грузов, учитывающий проверку и идентификацию водителя службой безопасности экспедитора — перевыпуск sim-карты.

Основная идея этого метода проста — после прохождения водителем (настоящим) идентификации экспедитор “расслабляется”. В этот момент мошенники производят перевыпуск sim-карты водителя по доверенности, копии паспорта или фальшивому паспорту в салоне связи. Это действие приводит к блокировке sim-карты водителя и получению мошенником действующей sim-карты, с которой мошенники будут вести переговоры с экспедитором и “сообщать” “актуальное местонахождение” машины с грузом. Разумеется, водителю будут даны другие инструкции относительно места выгрузки.

Мошенникам не составляет большого труда перевыпустить sim-карту. По запросу “мошенники перевыпустили sim” поисковые системы выдают огромное количество ссылок на заслуживающие доверия источники — такие как площадка vc.ru, новостные ленты “Известий” и “Вести.Ru” и другие ресурсы.

Скриншот с сайта Вести.Ру

Скриншот с сайта vc.ru

Скриншот с сайта Известия.Ру

Скриншот с сайта Клерк.Ру

Но если раньше мошенники пользовались перевыпуском sim-карт для кражи денег со счетов пользователей интернет-банков, то сейчас они освоили новое применение.

Как экспедитору заметить замену sim-карты? К сожалению, надежных механизмов по отслеживанию этого факта не существует. Однако, можно отметить, что при регистрации водителем в мессенджере WhatsApp, использующем сквозное шифрование всех сообщений, у собеседника, при замене мобильного устройства водителя, появится уведомлением об изменении кода безопасности абонента.

Поэтому будет не лишним направлять водителю любое сообщение (например, с адресом погрузки и выгрузки) именно через мессенджер и регулярно проверять статус кода безопасности. При наличии оснований полагать, что грузом собираются завладеть мошенники, следует обращаться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.

© ГрузКонсалт. Любое использование материала допускается только при наличии прямой ссылки на источник.

Получение с перевозчика возмещения за потерянный груз. Бухгалтерский учет и налогообложение

Перевозчик потерял вверенный ему груз. Значит, он должен возместить его стоимость. Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете продавца (грузоотправителя) возмещения, полученного им от перевозчика.

Гражданско-правовые отношения

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа предусмотрена ст. 796 ГК РФ.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

В случае повреждения (порчи) груза ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором (абз. 3, 5 п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Документальное оформление операций по получению возмещения от перевозчика

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (коносаментом или иным документом на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК РФ).

Кроме этого, при повреждении груза составляется акт, который прилагается к претензии, предъявляемой перевозчику.

Так, например, если доставка осуществлялась автомобильным транспортом, то в этом случае:

  • Транспортная накладная составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (п. п. 1, 2 ст. 785 ГК РФ, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом)).
  • Порядок оформления претензии приведен в разд. VII Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.
  • При повреждении груза составляется акт, который прилагается к претензии, предъявляемой перевозчику (пп. «в» п. 79, пп. «е» п. 88 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом). Порядок составления акта и оформления претензий приведены в разд. VII Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.

Бухгалтерский учет

Право собственности на готовую продукцию переходит к грузополучателю (покупателю) при получении ее у перевозчика, следовательно, выручка от продажи определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете грузоотправителя.

Стоимость готовой продукции, переданной перевозчику, отражается по дебету счета 45 «Товары отгруженные» в корреспонденции с кредитом счета 43 «Готовая продукция» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Стоимость поврежденной готовой продукции, не подлежащей восстановлению, списывается грузоотправителем со счета 45 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (Инструкция по применению Плана счетов).

После признания претензии перевозчиком организация производит запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям», в корреспонденции с кредитом счета 94 на сумму балансовой стоимости поврежденной готовой продукции.

Разница между суммой возмещаемого ущерба и балансовой стоимостью поврежденной готовой продукции является для грузоотправителя прочим доходом, который отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», и дебету счета 76, субсчет 76-2, в периоде признания претензии перевозчиком (п. п. 2, 7, 10.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Поступление денежных средств от перевозчика в счет возмещения причиненного организации ущерба отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 76, субсчет 76-2 (Инструкция по применению Плана счетов).

Ранее правомерно принятые к вычету суммы НДС по материалам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции, которая впоследствии была испорчена при перевозке, восстановлению не подлежат, так как это не предусмотрено п. 3 ст. 170 НК РФ.

Налог на прибыль организаций

Сумма возмещения ущерба учитывается в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Указанный доход признается на дату признания перевозчиком суммы возмещения ущерба (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Глава 25 НК РФ не содержит прямой нормы, позволяющей включить стоимость поврежденной готовой продукции, которая компенсируется перевозчиком, в состав расходов.

Вместе с тем, на наш взгляд, организация в связи с признанием внереализационного дохода в виде сумм, полученных в возмещение ущерба, вправе в этом же отчетном (налоговом) периоде учесть стоимость поврежденной готовой продукции в составе внереализационных расходов на основании пп. 20 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 272 НК РФ (как другие обоснованные расходы, связанные с получением внереализационного дохода). Аналогичные разъяснения приведены, например, в Письмах Минфина России от 27.04.2020 N 03-03-06/1/34033 (о возмещении убытка от хищений), от 19.06.2018 N 03-03-07/41741 (о возмещении убытка в случае утраты имущественных прав).

Применение ПБУ 18/02

В данном случае в бухгалтерском учете признается доход в размере превышения суммы возмещения ущерба над балансовой стоимостью поврежденной готовой продукции. При этом в налоговом учете в состав доходов включается полная сумма возмещаемого ущерба, а в состав расходов — стоимость поврежденной готовой продукции.

Разницы в признании доходов и расходов приводят к возникновению равных сумм постоянного налогового дохода (ПНД) и постоянного налогового расхода (ПНР) (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

Руководствуясь принципом рациональности ведения бухгалтерского учета, организация может не отражать в учете указанные ПНД и ПНР, поскольку они возникли в одном отчетном периоде и различий между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью не возникает (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Пример

Читайте также  Как поставить лебедку на Ниву шевроле?

Организация заключила договор перевозки, согласно которому передала перевозчику груз — готовую продукцию балансовой стоимостью 1 000 000 руб.

Договорная стоимость этой продукции составляет 1 500 000 руб., включая НДС.

Право собственности переходит к грузополучателю (покупателю) при получении продукции у перевозчика.

При получении груза получателем выявлено, что 10% груза повреждено и восстановлению не подлежит.

Выставленная организацией претензия на возмещение ущерба в сумме 150 000 руб. признана перевозчиком и оплачена.

Организация применяет метод начисления в налоговом учете.

В учете организации-грузоотправителя сумму возмещения ущерба, полученную от перевозчика в связи с повреждением груза следует отразить следующими проводками:

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Отражена стоимость готовой продукции, переданной перевозчику

Списана балансовая стоимость поврежденной готовой продукции

Акт об определении размера ущерба,

После признания перевозчиком претензии грузоотправителя

Отражена в учете задолженность перевозчика (в части балансовой стоимости поврежденной готовой продукции)

Отражена разница между суммой возмещенного ущерба и балансовой стоимостью поврежденной готовой продукции

(150 000 — 100 000)

На дату поступления денежных средств в счет возмещения ущерба

Получены денежные средства в счет возмещения причиненного ущерба

Ваш груз исчез: кто виноват и что делать?

Кто несет ответственность за утерянный или поврежденный груз, отправленный из пункта А в пункт Б транспортной компанией? Как указал Верховный Суд, всегда виноват экспедитор, ему и отвечать. Но клиенту все же надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак

Кто из нас хотя бы раз в жизни не пользовался услугами транспортной компании? Это удобно. Можно отправить подарок родственникам в другой регион, выслать к месту работы или к новому месту жительства габаритный багаж, передать покупателю проданный через Интернет товар и т.д.

Заполнил документы, отдал груз, получил груз – что может быть проще? Так и есть. Но ровно до того момента, пока с нашим грузом не случается какая-нибудь оказия: он может потеряться в пути, разбиться, его могут выдать непонятно кому. Тут мы задумываемся о своих правах и об обязанностях транспортной компании, ищем «скрытые» пункты в договоре оказания услуг. И если потерю или «гибель» груза мы с вами не можем предотвратить (не от нас это зависит), то варианты компенсации канувшего в Лету багажа предусмотреть должны именно мы – в наших же это интересах. А для этого необходимо разобраться в своих правах и обязанностях экспедитора, обратить внимание на то, что прописывается в договорах. Попробуем?

Обязанности экспедиторов и перевозчиков

У экспедиторов и перевозчиков, которых те нанимают, чтобы доставить груз в точку назначения, обязанностей огромное количество. Не будем утруждать себя изучением всех этих «пунктов». Нам достаточно уяснить три ключевые позиции. Итак, они обязаны:

  • доставить груз до пункта назначения в согласованные сторонами сроки;
  • доставить груз в целости и сохранности;
  • выдать груз не кому попало, а тому, кто указан в экспедиторской расписке.

Кажется, все предельно просто. В теории. А вот на практике возникает немало проблем. То вместо целой вазы клиент получает осколки и сам же оказывается виноват – не заказал дополнительную упаковку или не оплатил метку «хрупкий груз». То экспедитор выдает груз непонятно кому – снова виноват клиент, ведь он не внес в стандартные бланки экспедитора дополнительные сведения для идентификации грузополучателя.

Клиент всегда прав?

Везде выходит, что ты сам виноват. Получается, правило «клиент всегда прав» здесь не работает? Отнюдь. Еще как работает. Вот только права свои знать надо.

Итак, клиент транспортной компании имеет право:

  • требовать качественного оказания услуги (доставки целого груза и вручения его грузополучателю) в согласованные сторонами сроки;
  • требовать от экспедитора возмещения утраченного или поврежденного груза.

Именно с последним пунктом могут возникнуть сложности. Возмещать утерянный или разбитый груз транспортные компании обычно не спешат. Зачастую добиваться соблюдения этого права приходится в судебном порядке. А чтобы в суде выглядеть убедительно и добиться своего, необходимо иметь неоспоримые доказательства. И все они должны быть прописаны в договоре. Поэтому, прежде чем ставить свой автограф в документе, внимательно его читаем.

4 правила, которые помогут избежать проблем

Главное правило: отправляйте через экспедиторов только тот груз, который не жалко потерять. Особо ценные вещи вроде бриллиантового колье и раритетных предметов лучше перевозить самостоятельно. Понятно, что не всегда это возможно. Но тут уж вопрос приоритетов: груз, время или еще что для вас на первом месте.

Если вам все же пришлось обратиться в транспортную компанию, помните: чем дороже груз, тем выше риск его выдачи не грузополучателю, а неизвестно кому. И наша задача – минимизировать свои потери.

Правило № 1: озвучиваем стоимость груза.

И «озвучиваем» не значит, что достаточно похвастаться его дороговизной. Здесь фишка в другом: обязательно отправляем груз с объявленной ценностью. То есть в экспедиторской расписке указываем, груз какой стоимости перевозится. Зачем это надо? А затем, что при утрате груза вам будет возмещена именно стоимость его объявленной ценности.

Правило № 2: уточняем детали.

Важно детализировать вид груза. Обязательно укажите, какой именно товар вы отправляете: модель, артикул, цвет, размер, марку, производителя, дату выпуска и т.п.

Зачем такие заморочки? Если вы не оценили стоимость груза, то при его утрате будете иметь право на возмещение его реальной стоимости, а чтобы ее, эту самую стоимость, определить, нужно иметь данные о характеристиках груза. Нельзя просто указать в документах «компьютер», ведь они бывают разные.

Правило № 3: документы – наше всё.

Необходимо иметь документы на груз, который вы решили отправить. Они будут служить подтверждением вашего права собственности на груз и, соответственно, его стоимости и характеристик.

Правило № 4: он – и никто другой.

Следует максимально конкретизировать личность получателя груза, указав не только ФИО, но и паспортные данные, номер телефона и т.д. А еще укажите, что документом, удостоверяющим личность получателя груза, будет, например, только паспорт и только с вот такими реквизитами, что экспедитор не может выдать груз лицу, предъявившему иной документ. Это нужно, чтобы экспедитор выдал товар не первому пришедшему Иванову Ивану Ивановичу, а тому, которого вы указали.

Вы следуете этим простым правилам? Молодцы! Но у нас для вас новость: даже соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций не гарантирует сохранность груза. Зачем тогда их выполнять? А затем, что это все поможет вам в суде отстоять свои права и возместить стоимость утраченного груза.

Хитрые пункты в договорах с экспедиторами

Имейте в виду: экспедиторы не лыком шиты и пытаются заранее снять с себя ответственность за утраченный груз, прописывая в договорах весьма интересные формулировочки.

Все экспедиторы включают в правила договора транспортной экспедиции такой пункт:

«Клиент уведомлен и согласен, что экспедитор не производит юридическую экспертизу подлинности подписей и печатей, содержащихся в доверенностях представителей грузополучателя. Экспедитор не несет ответственности за выдачу груза по подложному документу в случае, если из документа явственно без специальных средств и/или познаний не следует, что он поддельный»

«Экспедитор не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Под такими обстоятельствами в том числе понимается выдача груза по подложным документам в результате мошеннических действий третьих лиц».

Что эти пункты в договорах дают экспедитору? А то, что он может даже сам себе выдавать грузы на основании поддельных документов и не нести при этом какой бы то ни было ответственности.

Но! Как бы ни старалась транспортная компания снять с себя имущественную ответственность за утрату груза, закон говорит о презумпции вины экспедитора. Это означает, что он виноват во всем, что произошло с грузом – от момента вручения ему товара до момента выдачи груза клиенту. Экспедитор может быть освобожден от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы, т.е. исключительных и необычных для данной ситуации обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предусмотреть (COVID-19, наводнение, ураган и т.п.).

А вот выдача груза не тому человеку целиком и полностью зависит от действий экспедитора (а не от цунами или землетрясения), поскольку именно он обязан передать груз уполномоченному лицу, предварительно удостоверившись в его личности. Поэтому вышеуказанные пункты, якобы освобождающие экспедитора от имущественной ответственности в случае выдачи груза третьим лицам, ничтожны, так как противоречат закону и их включение в договор с потребителем запрещено в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.

Кстати, за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, экспедитору грозит административная ответственность. При этом к ответственности могут быть привлечены одновременно должностное лицо, включившее эти условия в договор, и само юридическое лицо.

Получили груз? Рано радоваться

Представим, что все описанное выше оказалось «страшилкой» – груз вы получили. Но это не повод отключать бдительность. Надо убедиться, что груз прибыл в целости и сохранности. Сразу же, не отходя от кассы, включаем видео на телефоне и при экспедиторе вскрываем упаковку – проверяем все, начиная от количества груза и заканчивая его состоянием (вмятины, царапины, трещины и т.п.).

Если случилось так, что вы на радостях подписали документ о получении груза (а внизу обязательно мелкими буквами будет написано, что груз вам передан в целости и сохранности, претензий никаких вы не имеете), а дома вскрыли упаковку и увидели, что ваза разбита, получить возмещение уже не удастся (даже после обращения в Верховный Суд РФ). А все потому, что теперь никакой эксперт не ответит на вопрос, кто разбил вазу – вы или экспедитор.

Потому при экспедиторе проверяем состояние груза и сразу же отражаем в акте все недостатки. Только тогда вы сможете компенсировать свои убытки при повреждении груза.

И споры эти так похожи.

Казалось бы, все во взаимоотношениях клиентов и экспедиторов должно быть уже очевидно. Ан нет! Число споров со временем не уменьшается. Так о чем же спорят транспортные компании с клиентами и какие решения принимают суды?

Такие споры до боли похожи: это или утрата, или повреждение груза. Есть такие истории и в практике юристов компании «Гаврюшкин и Партнеры».

Дело № 1. Клиент отправил транспортной компанией ПЭК из Челябинска в Ярославль, где планировал открыть магазин, запчасти для автомобилей на сумму 900 тыс. руб. Отслеживая состояние груза на сайте компании, он неожиданно обнаружил, что его товар уже выдан. Позже выяснилось, что груз передан на основании поддельной доверенности.

Как повели себя суды? Арбитражный суд г. Москвы в иске отказал, полагая, что клиент сам виноват в произошедшем. Но в Девятом арбитражном апелляционном суде вынесенное решение было отменено: удалось доказать, что виноват все-таки экспедитор. Кассация поддержала апелляционную инстанцию.

Дело № 2. Клиент компании «Кашалот» отправил из Новороссийска в Самару комплектующие для компьютеров на сумму 500 тыс. руб. Но до адресата груз не дошел, а был выдан кому-то на основании временного удостоверения личности.

Как повели себя суды? Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга и вышестоящие суды в иске отказали, сославшись на то, что груз выдан лицу с такими же ФИО, как у клиента, а значит, экспедитор свою обязанность исполнил. Якобы клиент сам виноват в том, что больше данных о получателе груза не предоставил. Только в Верховном Суде РФ удалось добиться отмены судебных решений, доказав, что на территории Российской Федерации все же действует презумпция вины экспедитора (Определение ВС РФ от 15 декабря 2020 г. по делу № 45-КГ20-18-К7).

Да здравствует наш суд!

Подобные дела рассматриваются в арбитражных судах (споры в сфере предпринимательской деятельности) и в судах общей юрисдикции (споры с участием потребителей – простых граждан). Несмотря на единое в стране законодательство, судебная практика поразительно неоднородна: в арбитражных судах стоимость груза взыскивали с экспедиторов, а в судах общей юрисдикции практически в 90% случаев клиентам отказывали в исках, ссылаясь на отсутствие вины экспедитора в произошедшем.

Так было раньше. Надеемся, что больше не будет. А все потому, что определение Верховного Суда РФ по делу клиента «Кашалота» (дело № 2 – читаем выше, если пропустили) расставило все точки над «i». Верховный Суд доступно разъяснил то, что юристы нашей компании из инстанции в инстанцию пытались донести до судей: в Российской Федерации действует презумпция вины экспедитора. Даже при отсутствии его вины экспедитор несет ответственность за все, что произошло с грузом (кроме цунами, наводнений и землетрясений, конечно).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: