Что такое эфу на камазе?

Электрофакельное устройство КамАЗ-43105

3.4.12. Электрофакельное устройство

Электрофакельное устройство (ЭФУ) пред­назначено для облегчения пуска холодного двигателя при температуре воздуха до минус 25°С.

Принцип действия ЭФУ основан на подогреве воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, факелом свечей. Фа­кельные свечи подсоединены к магистрали низкого давления системы питания двигателя топливом на участке фильтр тон­кой очистки топлива — топливный насос высокого давления.

Ток, потребляемый ЭФУ, не превышает 24 А, что не ока­зывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд аккумуляторных батарей. При этом в четыре — шесть раз снижается ток, потребляемый стартером, за счет появле­ния более ранних вспышек в цилиндрах двигателя.

Принципиальная электрическая схема устройства пред­ставлена на рис. 46. При включении кнопочного выключате­ля 6 напряжение от аккумуляторных батарей через ампер­метр 7, реле 3 и термореле 4 подается на факельные све­чи 10, 11 и происходит их разогрев. Одновременно с разогре­вом свечей нагревается и срабатывает термореле, включая электромагнитный клапан 9 и контрольную лампу блока 5. При этом клапан 9 открывает доступ топлива к свечам, а за­горание контрольной лампы указывает на готовность устрой­ства к пуску двигателя.

Рис. 46. Схема системы пуска двигателя и электрофакельного устройства (ЭФУ): I — к реле отключения обмотки возбуждения генератора; II — к дистанционному выключателю массы; 1 — реле блокировки стартера; 2 — тахометр; 3 — реле включения ЭФУ; 4 — термореле ЭФУ; 5 — блок контрольных ламп; 6 — выключатель кнопочный ЭФУ; 7 — амперметр; 8 — реле стартера; 9 — клапан электромагнитный ЭФУ; 10 и 11 — свечи факельные; 12 — стартер; 13 — выключатель приборов и стартера; 14 — выключатель дублирующий стартера; 15 — розетка внешнего пуска; 16 и 17 — батареи аккумуляторные; 18 — выключатель «массы»; 19 — генератор

Кроме того, при включении кнопки 6 напряжение подает­ся на реле, которое разрывает цепь обмотки возбуждения ге­нератора, что необходимо для защиты свечей от напряжения, вырабатываемого генератором, когда выход двигателя на устойчивый режим сопровождается работой ЭФУ. Сохранение факела при малой частоте вращения коленчатого вала дви­гателя после пуска способствует быстрому выходу его на самостоятельный режим работы и уменьшению дымления, воз­никающего у непрогретого двигателя.

Сопротивление спирали термореле 4 выбрано таким обра­зом, чтобы на выводах свечей обеспечивалось напряжение 19 В (номинальное напряжение свечи).

При пуске двигателя выключателем 13 через дополнитель­ное реле 8 включается стартер и реле, контакты которого шунтируют термореле, т. е. на выводы свечей подается напря­жение в обход спирали термореле, так как при проворачи­вании коленчатого вала двигателя стартером напряжение на выводах батарей снижается.

Проверка работоспособности ЭФУ. Работу ЭФУ проверяй­те при исправных и заряженных аккумуляторных батареях в следующем порядке:

— проверьте исправность контрольной лампы ЭФУ на щитке приборов в кабине (нажатием кнопки контроля);

— включите ЭФУ и проверьте исправность свечей по откло­нению стрелки амперметра. Разрядный ток, соответствую­щий 30 А, свидетельствует об исправном состоянии нагрева­телей свечей. Одновременно определите время от момента включения ЭФУ до загорания контрольной лампы. Для пер­вого включения ЭФУ оно должно составлять при положи­тельной температуре воздуха 50—70 с, а при отрицатель­ной— 70—110 с.

Примечание. При повторном включении ЭФУ время загорания контрольной лампы сокращается, поэтому для получения достоверного значения необходимо дать остыть термореле до температуры окружаю­щего воздуха;

— проверьте наличие факела пламени во впускных коллек­торах. Для проверки факела:

— выверните свечи из коллекторов, присоедините к ним топ­ливопроводы и электропровода;

— обеспечьте надежное соединение корпусов свечей с «мас­сой» и убедитесь, что вывод изолирован от «массы»;

— включите ЭФУ и стартером прокрутите коленчатый вал.

При отсутствии пламени замените неисправную свечу.

Возможные неисправности ЭФУ, причины и способы их устранения.

Причина неисправности Способ устранения
Стрелка амперметра зашкаливает
Замыкание свечи на «массу» Отсоедините провод от вывода левой свечи, исключив контакт наконечника с «массой», и вновь включите ЭФУ. При зашкаливании стрелки отсоедините провод от вывода правой свечи. Отсутствие зашкаливания стрелки указывает на замыкание правой свечи. Замените отказавшую свечу. После устранения замыкания рекомендуется проверить состояние изоляции электропроводки, работоспособность термореле и реле, обеспечивающее включение аккумуляторных батарей автомобиля, а если замыкание произошло при пуске двигателя, работоспособность шунтирующего реле
Замыкание спирали термо­реле Если свечи исправны, отсоедините от термореле провод, соединяющий его с кнопкой включения ЭФУ. Отсутствие зашкаливания стрелки при повторном включении ЭФУ указывает на замыкание спирали термореле. Замените термореле
Стрелка амперметра не отклоняется
Перегорание спирали термореле Включите ЭФУ и проверьте напряжение на выводах термореле. Отсутствие напряже­ния на выводе со стороны штекерного соеди­нения при наличии напряжения на другом выводе свидетельствует о перегорании спи­рали. Замените термореле
Перегорание свечей или отсутствие контакта в цепи Включите ЭФУ и проверьте наличие на­пряжения на выводах каждого изделия ЭФУ, начиная с факельных свечей. Наличие напряжения на выводе правой свечи свиде­тельствует о перегорании свечей. Замените свечи или восстановите контакт
Стрелка амперметра показывает вдвое меньший ток разряда
(находится между отметками «30» и «0», одна из свечей холодная)
Перегорание одной из свечей Включите ЭФУ на 10—15 с, затем замените холодную свечу
Нет факела свечи
Топливо не поступает к свече Ослабьте топливоподводящий штуцер на свече. Включите ЭФУ и после загорания контрольной лампы (открытие электромагнитного клапана) прокрутите стартером коленчатый вал. Если топливо при открытом клапане не просачивается через неплотно завернутое резьбовое соединение штуцера, устраните неисправность в топливной системе
Топливо не проходит через свечу Выверните свечу из коллектора, подсоедините к ней топливопроводы и электропроводы. Обеспечьте надежное соединение корпуса свечи с «массой» и убедитесь, что вывод изолирован от «массы». Включите ЭФУ и стартером прокрутите коленчатый вал. При отсутствии пламени замените неисправную свечу
Негерметичность топливной системы Устраните негерметичность

Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на новости!

Что такое эфу на камазе?

Элек­трофакельное устройство (ЭФУ) предназ­начено для облегчения пуска холодного двигателя при температурах окружающего воздуха до —30 °С

Условно систему электрофакельного устройства можно подразделить на две взаимосвязанные: топливную и электри­ческую.

Топливная система обеспечивает также дозировку дизельного топлива на сгорание.

Она подключена к системе пита­ния двигателя топливом.

Основным элементом электрофакель­ного устройства являются факельные све­чи.

Они установлены во впускных трубо­проводах двигателя так, чтобы обеспечива­лась равномерная подача подогретого воздуха и паров топлива во все цилиндры.

Корпус 1 факельной свечи (рис. 1) неразборной конструкции, имеет нижнюю резьбовую часть для вворачивания во впускной трубопровод и фиксации на нем контргайкой 6.

Нагревательный элемент 2 выполнен в виде штифтовой свечи и пред­ставляет собой металлический кожух, внутри которого запрессована спираль в специальном наполнителе.

Наполнитель обладает хорошей теплопроводностью и электрически изолирует спираль от кожу­ха.

Нагревательный элемент осуществляет нагрев свечи до рабочей температуры, что обеспечивает испарение и воспламенение дизельного топлива.

Топливо поступает из системы питания к штуцеру, где очищается фильтром 7, а затем попадает в кольцевую полость, образованную поверхностью на­гревательного элемента и испарителем 5. Количество топлива дозируется жикле­ром 8.

Для увеличения поверхности испарения служит объемная сетка 4, окруженная экраном 3 с двумя рядами отверстий.

Эк­ран защищает факел пламени от срыва потоком воздуха, засасываемого в цилинд­ры двигателя.

Принцип работы электрофакельного устройства заключается в следующем

Перед пуском двигателя с помощью ручно­го топливопрокачивающего насоса созда­ют избыточное давление топлива, которое в период провертывания коленчатого вала стартером поддерживается топливным насосом.

Клапан-жиклер фильтра тонкой очист­ки и перепускной клапан ТНВД, перекры­вающие дренажные топливопроводы, обес­печивают подачу топлива к факельным свечам 13 с минимальной задержкой во времени под давлением 20. 40 кПа.

При таком давлении обеспечивается минималь­ное время для образования факела пламе­ни. Увеличение или уменьшение этого давления приводит к задержке образования факела и соответственно к увеличению времени пуска.

Читайте также  Как менять шкворня на газели?

Топливо проходит через электромагнит­ный клапан 11 и попадает к предвари­тельно нагретым факельным свечам, где оно дозируется, нагревается и испаряется.

Воспламенение топлива и образование факела пламени происходят в силу того, что в этот момент провертывается старте­ром коленчатый вал двигателя и во впуск­ных трубопроводах появляется поток воз­духа, обдувающий факельные свечи.

Частицы не сгоревшего во впускных трубо­проводах топлива в виде паров попадают в цилиндры вместе с нагретым воздухом, где воспламеняются и способствуют вос­пламенению основного топлива, впрысну­того через форсунки.

Для сокращения времени выхода двигателя на устойчивый режим предусмотрена возможность совме­щения его работы с работой электрофа­кельного устройства. При этом обеспечи­вается устойчивое удержание факела вс впускных трубопроводах при работе двига­теля на холостом ходу.

Техническая характеристика изделий ЭФУ

— номинальное напряжение, В — 19

— потребляемый ток при номинальном напряжении, А 11- 11,8

— пропускная способность по топливу, см 3 /мин 5,5-6,5

— номинальное напряжение, В — 24

— номинальный ток Ампер — 22,8

— время от момента включения тока до замыкания контактов, с 50-65

— время замкнутого состояния контактов после отключения тока, с > 45

— номинальное напряжение, В — 24

— напряжение включения (открытия), В >12

— напряжение отключения (закрытия), В >6

— потребляемый ток при напряжении 12 В, А 2 ) и температуре 15-25°С пропускная способность свечи должна быть 5,5-6,5 см 3 /мин.

Замер производите после предварительного пролива свечи топливом в течение 20-30 секунд.

При отсутствии указанных стендов соберите установку по схеме на рис. 5.

Для определения величины потребляемого тока свечи соберите схему (рис. 6), позволяющую иметь выходное напряжение постоянного тока 19 В.

Напряжение поддерживайте реостатом 2. При таком напряжении потребляемый ток через минуту после включения свечи должен быть 11-11,8 А.

Для проверки параметров термореле соберите схему, указанную на рис. 7.

Термореле установите на горизонтальную поверхность защитным экраном вверх.

Номинальную величину тока 22,8 А, проходящего через реле, устанавливайте и поддерживайте реостатом 2.

Время до замыкания контактов и удержания их в замкнутом состоянии определяйте по загоранию контрольной лампы 4. Для этого один провод контрольной лампы соедините со штекером термореле, а второй — с источником постоянного тока (аккумуляторной батареей).

Время с момента включения тока до замыкания контактов термореле (загорание контрольной лампы) при температуре окружающего воздуха 15-25 °С должно быть 55- 65 секунд, а время удержания контактов (горения контрольной лампы) после отключения — не менее 45 секунд.

Герметичность электромагнитного клапана проверяйте подачей сжатого воздуха под давлением 147 кПа (1,5 кгс/см 2 ) к входному каналу клапана.

При погружении клапана в воду не должны выделяться пузырьки воздуха

Техническое обслуживание

При сервисе «С» (осенью):

— промойте свечи и освободите топливопроводы ЭФУ от летнего топлива (после замены топлива в системе питания на зимнее топливо);

— проверьте работу ЭФУ.

Промывая свечи ЭФУ, очистите от отложений защитную гильзу 1 (рис. 10) и сетку 2, после этого промойте их бензином.

Для освобождения топливопроводов ЭФУ от летнего топлива после замены его на зимнее в системе питания электродвигателя:

— пустите двигатель и дайте ему проработать со средней частотой вращения коленчатого вала до тех пор, пока полностью не выработаются остатки летнего топлива из системы питания;

— остановите двигатель и отсоедините топливопроводы от свечей;

— откройте электромагнитный клапан подачей напряжения на его штекер со штекера провода подкапотной лампы. Масса автомобиля при этом должна быть включена. Открытие клапана сопровождается характерным щелчком;

— прокачайте систему питания двигателя ручным топливоподкачивающим насосом, пока из топливопроводов ЭФУ не сольется летнее топливо;

Что такое эфу на камазе?

  • Главная
  • Запчасти
      __/catalog/__
  • Техническая информация
      __/catalog/tehinfo/__
  • Руководство по эксплуатации автомобилей Камаз
      __/catalog/tehinfo/rukovodstvokamaz/__
  • Эксплуатация автомобилей КамАЗ
      __/catalog/tehinfo/rukovodstvokamaz/ex-kamaz/__
  • Электрофакельное устройство КамАЗ

Назад

Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже минус 5 о С. Применение ЭФУ эффективно при температуре окружающего воздуха до минус 22 о С, при более низких температурах следует применять предпусковой подогреватель.

Принцип действия ЭФУ основан на подогреве воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, факелом свечей. Топливо, поступающее к свече, сгорает не полностью. Несгоревшая часть его в виде паров и разогретого газа поступает в цилиндры, способствуя возникновению в камере сгорания дополнительных очагов воспламенения. Факельные свечи подсоединены к магистрали низкого давления системы питания двигателя топливом на участке фильтр тонкой очистки топлива – ТНВД.

При пуске двигателя топливоподкачивающий насос подает топливо через фильтр тонкой очистки 17 (рис. 35) к свечам 13. Перепускной клапан ТНВД и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива закрыты и топливо под давлением поступает на свечи ЭФУ с минимальной задержкой от момента открытия электромагнитного клапана 11. При давлении больше 25…45 кПа (0,25…0,45 кгс/см2) клапан- жиклер открывается, поддерживая оптимальное давление перед жиклером свечи ЭФУ для устойчивого горения факела.

Сила тока, потребляемого ЭФУ, не оказывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд аккумуляторных батарей. При этом в 4-6 раз снижается сила тока, потребляемого стартером, вследствие более ранних вспышек в цилиндрах двигателя.

При включении кнопки ЭФУ напряжение от аккумуляторных батарей через реле включения ЭФУ и термореле подается на факельные свечи. Одновременно с разогревом свечей нагревается и срабатывает термореле, включая электромагнитный клапан и сигнализатор в блоке сигнализаторов. При этом клапан открывается и топливо поступает к свечам, а загорание сигнализатора указывает на готовность устройства к пуску двигателя.

Кроме того, при включении кнопки ЭФУ напряжение подается на реле, которое разрывает цепь обмотки возбуждения генератора, что необходимо для защиты свечей от напряжения, вырабатываемого генератором, когда выход двигателя на устойчивый режим сопровождается работой ЭФУ. Сохранение факела при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя после пуска способствует быстрому выходу его на самостоятельный режим работы и уменьшению дыма, возникающего у непрогретого двигателя.

Сопротивление спирали термореле выбрано таким, чтобы на выводах свечей обеспечивалось напряжение 19 В (номинальное напряжение свечи).

При пуске двигателя выключателем приборов и стартера через дополнительное реле включается стартер. Одновременно срабатывает реле, контакты которого шунтируют термореле, то есть на выводы свечей подается напряжение, минуя спираль термореле, так как при проворачивании коленчатого вала двигателя стартером напряжение батарей снижается.

Во избежание повышения напряжения на свечах после пуска двигателя, при работе ЭФУ так же предусмотрено отключение обмотки возбуждения генератора.

Техническая характеристика изделий ЭФУ

Свеча факельная:
номинальное напряжение, В 19
потребляемый ток при номинальном напряжении, А 11. 11,8
пропускная способность по топливу, см3/мин 5,5. 6,5
Термореле:
номинальное напряжение, В 24
номинальный ток А 22,8
время от момента включения тока до замыкания контактов, с 50. 65
время замкнутого состояния контактов после отключения тока, с >45
Электромагнитный клапан:
номинальное напряжение, В 24
напряжение включения (открытия), В >12
напряжение отключения (закрытия), В >6
потребляемый ток при напряжении 12 В, А Пуск двигателя с применением ЭФУ

При наружной температуре воздуха от минус 5 до минус 20° С для облегчения пуска холодного двигателя используют электрофакельное устройство КамАЗ в следующем порядке:

1. Удалите воздух из системы питания, для чего прокачайте ручным топливоподкачивающим насосом топливную систему двигателя до открывания перепускного клапана ТНВД — топливного насоса высокого давления (при срабатывании появляется характерный звук). Для ускорения выхода воздуха из топливной системы ослабьте крепление топливопровода от выходного отверстия фильтра тонкой очистки топлива.

На автомобилях, укомплектованных двигателями 7403.10, топливоподкачивающий насос 1 установлен на ТНВД (см. рис. 10). На автомобилях, укомплектованных двигателями 740.11-240 и 740.11-300, предусмотрено два варианта установки топливоподкачивающего насоса: на топливном фильтре грубой очистки топлива (см. рис. 11) и на кронштейне, размещенном под хомутом крепления топливного бака.

2. Установите в нейтральное положение рычаг переключения передач и установите рукоятку останова двигателя в нижнее положение.

3. Нажмите педаль подачи топлива до ее среднего положения. Вытяните рукоятку управления подачей топлива до упора и зафиксируйте ее поворотом.

4. Включите аккумуляторные батареи. Включите приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в первое фиксированное положение.

5. Нажмите кнопку включения ЭФУ (см. рис. 5) и так удерживайте ее.

6. Нажмите до упора педаль сцепления.

7. После загорания сигнальной лампы готовности ЭФУ (см. рис. 6) нажмите до упора педаль подачи топлива.

8. Не отпуская кнопку ЭФУ, включите стартер, повернув ключ во второе, нефиксированное, положение не более, чем на 15 с. Только при наличии регулярных вспышек в цилиндрах двигателя допускается непрерывная работа стартера в течение 25—30 с.

Кнопку ЭФУ удерживайте до выхода двигателя на устойчивый режим работы, но не более 60 с. Не нажимайте кнопку ЭФУ при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора напряжения.

В случае неудачной попытки пуск повторите с выдержкой между включением 1—2 мин. При неудавшемся пуске после трех попыток определите причину и устраните неисправность.

Рис. 10. Топливоподкачивающий насос для двигателя 7403.10

Рис. 11. Топливоподкачивающий насос на топливном фильтре грубой очистки

Эксплуатация автомобиля КамАЗ-5490 в холодный период времени, применение ЭФУ.

Эксплуатация автомобиля КамАЗ-5490 в холодный период времени, применение ЭФУ.

  • Аккумуляторные батареи и прикуривание автомобиля КамАЗ-5490.
  • Эксплуатационные материалы КамАЗ-5490.
  • Химмотологическая карта (применение горюче-смазочных материалов) КамАЗ-5490.
  • Подогреватели предпусковые дизельные 14ТС-10, 14ТС-10-12В. Руководство по эксплуатации. КамАЗ-5490.
  • Подогреватель жидкостный малогабаритный Прамотроник-16ЖД-24. Руководство по эксплуатации. КамАЗ-5490.
  • Схема электрическая принципиальная управления предпусковым подогревателем (ПЖД).
  • Возможные неисправности агрегатов и систем автомобиля КамАЗ-5490. Самопомощь.

При эксплуатации автомобиля в холодный период необходимо:

  • использовать эксплуатационные материалы, рекомендуемые заводом – изготовителем.
  • бачок стеклоомывателя заправлять готовой стеклоомывающей жидкостью, имеющей пониженную температуру замерзания.

Внимание!

При эксплуатации автомобиля при отрицательных температурах останов двигателя выполнять только после срабатывания регулятора давления для сброса накопившегося конденсата и предотвращения его замерзания.

При замерзании регулятора или подводящих трубопроводов и несрабатывании регулятора при давлении в системе 10 ± 0,2 кгс/см2, или при незаполнении пневмопривода сжатым воздухом и повышенном шуме компрессора, заглушить двигатель и отогреть регулятор давления теплым воздухом или теплой водой.

Для исключения замерзания в шланге для накачки шин, накачку шин проводить в два этапа:

подсоединить шланг к клапану контрольного вывода в ресивере стояночного тормоза, провести накачку шин до максимально возможного давления, определяемого регулятором давления;

подсоединить шланг к крану накачки шин, довести давление в шинах до нормы.

Перед постановкой автомобиля на стоянку во избежание примерзания тормозных колодок к диску не забывать просушивать тормозные механизмы несколькими последовательными торможениями.

Если автомобиль ставится на длительную стоянку (например, на ночь), не пользоваться стояночной тормозной системой.

Для затормаживания автомобиля с механической коробкой передач:

  • затормозить автомобиль стояночной тормозной системой;
  • включить низшую передачу;
  • установить под колеса противооткатные клинья;
  • выключить стояночную тормозную систему;
  • выключить двигатель.

Для затормаживания автомобиля с коробкой передач с автоматизированным управлением:

  • автомобиль установить на ровной горизонтальной поверхности для предотвращения скатывания автомобиля;
  • затормозить автомобиль стояночной тормозной системой;
  • убедиться, что на дисплее горит «N». Если нет, включить «N» принудительно;
  • установить под колеса противооткатные клинья;
  • выключить стояночную тормозную систему;
  • выключить двигатель.

Пуск двигателя в холодный период.

В холодный период года пуск двигателя осуществляется с применением электрофакельного устройства (ЭФУ). Пуск двигателей может осуществляться также с помощью предпускового подогревателя.

Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя и время подготовки двигателя к принятию нагрузки при этой температуре приведены в таблице «Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя».

Предельные температуры надежного пуска холодного двигателя.

Вязкость (сорт) моторного масла и топливо в соответствии с рекомендациями:

Пуск двигателя с применением ЭФУ.

Электрофакельное устройство служит для облегчения пуска двигателя при температуре окружающего воздуха от минус 4 °C до минус 20 °C.

Электрофакельное устройство сокращает выброс в атмосферу вредных веществ. Кроме того, уменьшается износ стартера и аккумуляторных батарей, сокращается продолжительность пуска двигателя.

Для активирования электрофакельного устройства включить приборы, повернув ключ замка выключателя приборов и стартера в положение «ON» (положение движения).

О готовности ЭФУ к пуску двигателя сигнализирует сообщение на дисплее комбинации приборов. После того, как индикатор ЭФУ погаснет, в течение 30 секунд произвести пуск двигателя.

ЭФУ автоматически выключается, если:

  • двигатель не запустился в течение 30 секунд после того, как погас индикатор ;
  • производится пуск двигателя во время горения индикатора ;
  • при работающем двигателе температура охлаждающей жидкости достигает около 0 °C.

Внимание!

  • Нельзя пользоваться открытым пламенем факела и паяльной лампой для прогрева воздуха при пуске двигателя.
  • При температуре окружающего воздуха ниже минус 30 °C возможна нестабильная работа дисплея, а при минус 40 °C – комбинации приборов.

Предпусковой подогреватель.

Предпусковой подогреватель предназначен для предпускового разогрева двигателя при температуре окружающего воздуха до минус 45 °C.

В зависимости от комплектации, автомобили комплектуются подогревателем модели 14ТС-10 или 16ЖД-24. Сведения по конструкции, эксплуатации, техническому обслуживанию и возможным неисправностям подогревателя 14ТС-10 (копия инструкции фирмы-изготовителя) приведены в Приложениях «Подогреватели предпусковые дизельные 14ТС-10, 14ТС-10-12В» и «Подогреватель жидкостный малогабаритный ПРАМОТРОНИК-16ЖД-24».

Расположение пульта управления подогревателем в кабине.

1 — пульт управления подогревателем.

Включение/отключение подогревателя, индикация состояния его работы производится с помощью пульта управления подогревателем (см. рис. Расположение пульта управления предпусковым подогревателем в кабине).

Автоматическое управление регулированием температуры в кабине, включение и выключение электродвигателей штатного отопителя пультом управления подогревателем не осуществляется.

Регулирование температуры необходимо осуществлять включением/ выключением вентилятора отопителя кабины штатным выключателем.

На автомобиле установлен автономный топливный бачок подогревателя 14ТС. Необходимо следить за уровнем топлива в баке, так как автономный бак не входит в топливную систему двигателя.

Подогрев топлива.

Подогрев топлива осуществляется автоматически в фильтре грубой очистки топлива и топливо-заборнике.

Активация подогрева в фильтре грубой очистки топлива (ф. «UFI») происходит при 2±3 °C, дезактивация – при 8±3 °C.

Подогрев нейтрализующей жидкости.

Нейтрализующая жидкость замерзает при температуре минус 10 °C. Подогрев бака с нейтрализующей жидкостью AdBlue осуществляется за счёт температуры охлаждающей жидкости двигателя. При достижении рабочих температур начинается впрыск жидкости.

Проверка уровня топлива в автономном бачке предпускового подогревателя.

Подогреватель 14ТС укомплектован автономным бачком, который установлен на автомобиле с правой стороны за кабиной.

Необходимо следить за уровнем топлива в баке, т.к. автономный бак не входит в топливную систему двигателя. Средняя периодичность заправки бака при постоянной работе подогревателя примерно 8 часов.

Применять топливо в соответствии с рекомендациями, приведенными в Эксплуатационные материалы КамАЗ-5490.

Бак топливный подогревателя 14-ТС.

1 — бак топливный, 2 — горловина заливная; 3 — рукав; 4 — кран сливной; 5 — хомут; 6 — трубка полиамидная.

На летний период рекомендуется слить топливо из автономного топливного бака подогревателя. После слива топлива и установки рукава на место, следует выработать остатки топлива до отключения подогревателя.

Слив топлива.

  • Закрыть сливной кран 4.
  • Ослабить хомут крепления рукава 5
  • Снять рукав 3 с полиамидной трубки 6.
  • Направив рукав в сливную емкость, открыть кран.

Для удаления воздуха из системы необходимо произвести не менее 4 циклов запуска подогревателя.

Сезонное обслуживание подогревателя 14ТС проводить согласно Руководству по эксплуатации на подогреватель (см. Подогреватели предпусковые дизельные 14ТС-10, 14ТС-10-12В. Руководство по эксплуатации. КамАЗ-5490.)

Электрофакельная КАМАЗ

Электрофакельное устройство КАМАЗ

Электрофакельное устройство КАМАЗ. Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температурах окружающего воздуха до —30 °С.

Условно систему электрофакельного устройства можно подразделить на две взаимосвязанные: топливную и электрическую. Топливная система обеспечивает также дозировку дизельного топлива на сгорание. Она подключена к системе питания двигателя топливом.

Основным элементом электрофакельного устройства являются факельные свечи. Они установлены во впускных трубопроводах двигателя так, чтобы обеспечивалась равномерная подача подогретого воздуха и паров топлива во все цилиндры.

Корпус 1 факельной свечи (рис. 1.72) неразборной конструкции, имеет нижнюю резьбовую часть для вворачивания во впускной трубопровод и фиксации на нем контргайкой 6. Нагревательный элемент 2 выполнен в виде штифтовой свечи и представляет собой металлический кожух, внутри которого запрессована спираль в специальном наполнителе. Наполнитель обладает хорошей теплопроводностью и электрически изолирует спираль от кожуха. Нагревательный элемент осуществляет нагрев свечи до рабочей температуры, что обеспечивает испарение и воспламенение дизельного топлива. Топливо поступает из системы питания к штуцеру, где очищается фильтром 7, а затем попадает в кольцевую полость, образованную поверхностью нагревательного элемента и испарителем 5. Количество топлива дозируется жиклером 8.

Для увеличения поверхности испарения служит объемная сетка 4, окруженная экраном 3 с двумя рядами отверстий. Экран защищает факел пламени от срыва потоком воздуха, засасываемого в цилиндры двигателя.

Рис. 1.72. Факельная свеча:

1 — корпус, 2 — нагревательный элемент, 3 — экран,

4 — сетка, 5 — испаритель, 6 — контргайка, 7 —

фильтр, 8 — жиклер

Принцип работы электрофакельного устройства заключается в следующем. Перед пуском двигателя с помощью ручного топливопрокачивающего насоса создают избыточное давление топлива, которое в период провертывания коленчатого вала стартером поддерживается топливным насосом 7 (см. рис. 1.29).

Клапан-жиклер фильтра тонкой очистки и перепускной клапан ТНВД, перекрывающие дренажные топливопроводы, обеспечивают подачу топлива к факельным свечам 13 с минимальной задержкой во времени под давлением 20. 40 кПа. При таком давлении обеспечивается минимальное время для образования факела пламени. Увеличение или уменьшение этого давления приводит к задержке образования факела и соответственно к увеличению времени пуска.

Топливо проходит через электромагнитный клапан 11 и попадает к предварительно нагретым факельным свечам, где оно дозируется, нагревается и испаряется. Воспламенение топлива и образование факела пламени происходят в силу того, что в этот момент провертывается стартером коленчатый вал двигателя и во впускных трубопроводах появляется поток воздуха, обдувающий факельные свечи. Частицы не сгоревшего во впускных трубопроводах топлива в виде паров попадают в цилиндры вместе с нагретым воздухом, где воспламеняются и способствуют воспламенению основного топлива, впрыснутого через форсунки. Для сокращения времени выхода двигателя на устойчивый режим предусмотрена возможность совмещения его работы с работой электрофакельного устройства. При этом обеспечивается устойчивое удержание факела во впускных трубопроводах при работе двигателя на холостом ходу.

Электрическая схема ЭФУ питается от аккумуляторных батарей автомобиля и включает в себя факельные свечи 6 (рис. 1.73), термореле 5, служащее для включения электромагнитного топливного клапана 7, и контрольной лампы блока 8, сигна­лизирующей о том, что свечи достаточно нагреты и подано питание на электромагнитный клапан; реле 4, предназначенное для включения свечей на максимальный разогрев; реле 18 отключения обмотки возбуждения генератора на период работы ЭФУ.

Для приведения в действие ЭФУ нужно нажать кнопку 14 дистанционного включения массы, затем нажать кнопку 9 и удерживать ее в таком положении до загорания лампы в блоке 8, затем включить стартер поворотом ключа выключателя 19 во второе положение, не отпуская кнопки 9.

Питание ЭФУ осуществляется от аккумуляторных батарей включением кнопки 14 по цепи: «+» аккумуляторных батарей — клеммы стартера 17 — реле 12 стартера — амперметр — выключатель 19 приборов и стартера — реле 13 электродвигателя отопителя — кнопка 14 — обмотка выключа­теля 15 массы — «—» аккумуляторных батарей. Выключатель 15 срабатывает и соединяет «—» аккумуляторных ба­тарей с массой автомобиля. Следует иметь в виду, что нельзя держать кнопку 14 нажатой более 2 с, поскольку в противном случае возможен перегрев обмотки электромагнита выключателя 15.

Нормально замкнутые контакты реле 13 электродвигателей отопителя кабины за­действованы для подачи тока в обмотку электромагнита выключателя 15. Это сделано для предотвращения возможности отключения аккумуляторных батарей от массы автомобиля при работающем двигателе. При повороте ключа выключателя 19 первое нефиксированное положение контакты реле 13 размыкаются.

При нажатии кнопки 9 питание от аккумуляторных батарей подается на нагревательные элементы свечей по цепи: «+» аккумуляторных батарей — клеммы стартера 17 — реле 12 стартера — амперметр — блок 10 предохранителей — кнопка 9 — реле 4 — резистор термореле 5 — факельные свечи 6 — «—» аккумуляторных батарей.

Сопротивление резистора термореле выбрано так, чтобы на выводах свечей обеспечивалось напряжение 19 В (номинальное напряжение свечи). Одновременно с разогревом свечей нагревается биметаллическая пластинка 1 (рис. 1.74) термореле, на которой установлены контакты, включенные в цепь электромагнитного клапана и контрольной лампы блока.

В это же время напряжение подается на катушку реле 18 (см. рис. 1.73), которое включает обмотку возбуждения генератора, размыкая свободно замкнутые контакты и блокируя тем самым генератор; на период работы электрофакельного устройства генератор выключается автоматически.

По истечении 70. 110 с (в зависимости от температуры окружающего воздуха, состояния аккумуляторных батарей, электрического сопротивления свечей) биметаллическая пластина термореле нагревается, изгибается и замыкает контакты. В результате откроется электромагнитный топливный клапан 7 и загорится контрольная лампа блока 8, сигнализируя о готовности пускового устройства к работе.

Как только загорится контрольная лампа, осуществляют пуск двигателя пово­ротом ключа выключателя 19 во второе нефиксированное положение. Кнопку 9 при этом удерживают в нажатом состоянии. Напряжение подается на контакт СТ выключателя 19. К контакту СТ подключены катушки реле 13 стартера и реле 4 включения ЭФУ, шунтирующее резистор термореле 5. При подаче питания контакты реле стартера и реле ЭФУ замыкаются и обеспечивают включение стартера и питание факельных свечей, минуя резистор, что несколько компенсирует снижение напряжения аккумуляторных батарей, вызванное включением стартера.

Стартер проворачивает коленчатый вал двигателя, обеспечивая подачу топлива через открытый электромагнитный клапан на раскаленные нагреватели свечей. Образовавшиеся во впускных трубопроводах факелы пламени подогревают воздух, поступающий в цилиндры, что ускоряет пуск.

После пуска двигателя ключ выключателя 19 отпускают, и он под действием пружины переходит в положение 1. Удерживая кнопку 9 нажатой, можно поддер­живать горение факела на свечах до выхода двигателя на устойчивый режим работы, но не дольше 1 мин с момента загорания контрольной лампы. При этом токовые цепи будут те же, что был и указаны ранее.

При отпускании кнопки 9 выключаются термореле 5 и свечи 6, прекращается подача топлива клапаном 7 и горение сигнальной лампы. Одновременно размыкается цепь обмотки реле 18 и пружина реле, замыкая его контакты, включает обмотку возбуждения генератора 3, обес­печивая тем самым включение генераторной установки.

Рис. 1.73. Электрическая схема системы пуска двигателя и электрофакельного устройства:

1 — реле блокировки стартера, 2 — указатель тахометра, 3 — генераторная установка, 4 — реле включения ЭФУ, 5 — термореле ЭФУ, 6 — факельные свечи, 7 — электромагнитный клапан, 8 — блок контрольных ламп, 9 — кнопка включения ЭФУ, 10 — блок предохранителей, 11 — амперметр, 12 — реле стартера, 13 — реле электродвигателей отопителя, 14 — кнопка дистанционного выключения массы аккумуляторных батарей, 15 — выключатель массы, 16 — аккумуляторные батареи, 17 — стартер, 18 — реле отключения обмотки возбуждении генератора, 19 — выключатель приборов и стартера

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: