Что такое рефрижератор в грузовике?

Авторефрижератор: устройство, принцип работы и сферы применения

Ещё в середине 1800-х годов люди и компании отчаянно пытались найти наиболее эффективный способ перевозки скоропортящихся товаров. На протяжении многих лет поезда были единственным вариантом транспортировки таких грузов.

Первый в истории грузовик-рефрижератор появился в 1938 году, когда американец Фредерик Маккинли Джонс изобрёл портативное устройство воздушного охлаждения для использования на грузовых автомобилях. В 1940 году он получил патент, нашёл делового партнера, а уже в 1949 построил компанию с многомиллионным оборотом. Изобретение Джонсом портативного холодильного агрегата имело большое значение во время Второй мировой войны. Это позволяло доставлять различные скоропортящиеся товары в военные госпитали и на фронт.

И всё же современный рефрижератор — что это, какие они бывают и для чего используются. Давайте исследуем мир авторефрижераторов, узнаем как они работают и почему они так важны.

Что такое авторефрижераторы?

Рефрижераторы — это грузовики или прицепы (полуприцепы) с уникальной конструкцией, предназначенные для перевозки скоропортящихся товаров, таких как фрукты, овощи, морепродукты, мясо и т. д.

По факту, рефы внешне похожи на стандартные грузовые автомобили, но устройство авторефрижератора имеет несколько важных отличий:

  • Состоит из трёх элементов: адаптированное под крепление панели собственное шасси и полуприцеп или кузов-фургон с холодильным агрегатом.
  • Стены, потолок и полы обшиваются металлом (алюминий и нержавейка) или стекловолокном.
  • Изоляторами служат пенополиуретан и алюминиевая фольга с прослойками воздуха. Это не только улучшает изоляцию, но и предотвращает поглощение запахов продукта полом и стенами.

Где используются

Может показаться неожиданным, но “скоропортящиеся товары” — это очень широкое понятие, включающее в себя не только свежие фрукты, овощи, мясо, замороженные и молочные продукты. Сегодняшние холодильные системы для грузовиков и прицепов также поддерживают идеальные температуры, влажность других ценных грузов, чтобы они благополучно прибыли в конечный пункт назначения.

Под влиянием нормативных требований и экономических соображений холодовая цепь расширилась. Теперь среди прочего, что перевозят в рефрижераторах, климат-контроля требуют:

  • Фармацевтика. Часто используемые лекарства, такие как инсулин и вакцина против сезонного гриппа, должны транспортироваться и храниться при правильной температуре.
  • Дорогие табачные изделия требуют строго контролируемого уровня температуры для сохранения свежести и качества.
  • Изобразительное искусство и антиквариат. Климат-контроль жизненно важен при транспортировке предметов искусства, антиквариата, коллекционных автомобилей и других ценных предметов. Эти предметы часто перемещаются на большие расстояния в контролируемом климате.
  • Товары личной гигиены. Косметика, парфюмерия и другие товары личной гигиены должны быть защищены от возможности порчи во время транспортировки с завода на склад и обратно. Губная помада, например, может легко растаять, если не поддерживать надлежащую температуру.
  • Химия и инженерные материалы. Контроль климата помогает снизить вероятность химической реакции, которая может привести к пожару / взрыву или повлиять на качество груза.

Хотя грузовики-рефрижераторы часто используются для поддержания более низких температур, они также могут нагревать воздух внутри кузова. Зимой грузоотправители используют рефы для защиты термочувствительных продуктов от замерзания.

Классификация рефрижераторов

Специальное оборудование, используемое для перевозки скоропортящихся грузов, должно соответствовать надлежащим стандартам изоляции и охлаждения, определёнными европейскими правилами, сформулированными в соглашении ATP. В соглашении указывается следующее:

  • Устанавливаются стандарты для транспортных средств с регулируемой температурой, таких как автотранспорт, железнодорожные вагоны и морские контейнеры.
  • Перечисляются продукты питания, которые будут перевозиться, и устанавливает наиболее высокие допустимые температуры для типов грузов.
  • Определяются тесты, которые необходимо провести на таком оборудовании, чтобы убедиться, что оно соответствует требуемым стандартам. Стандарты распространяются на кузовные и холодильные агрегаты.
  • Обеспечивается система сертификации оборудования, соответствующего стандартам.
  • Требуется, чтобы все договаривающиеся стороны признавали сертификаты, выданные в соответствии с соглашением компетентными органами.

По этим нормам принято выделять следующие типы рефрижераторов, разделяющиеся по классам в зависимости от поддерживаемого температурного режима:

  • А — диапазон: от +12 °C до 0 °C;
  • В — диапазон: от +12 °C до -10 °C;
  • С — диапазон: от +12 °C до -20 °C;
  • D — диапазон: ≤ +2 °C;
  • E — диапазон: ≤ -10 °C;
  • F — диапазон: ≤ -20 °C.

Многие виды рефрижераторов, полуприцепов или прицепов, предназначенных для перевозки скоропортящихся продуктов, имеют типовое одобрение в соответствии с необходимыми стандартами и сертификаты:

  • FRC;
  • FRB;
  • FRA;
  • FNA.

Такая маркировка соответствует рефам, относящихся к классам с усиленной изоляцией кузова C, B, A, а также к нормоизолированным грузовикам-рефрижераторам класса А. Срок действия сертификата — 6 лет. По истечении шести лет сертификацию можно продлить ещё на 3 года, пройдя эксплуатационный тест на утверждённой испытательной станции ATP.

Виды транспортных средств с регулируемой температурой

Транспортировку скоропортящихся грузов регулируют не только европейские соглашения, но санитарные правила, которые требуют чистоты закрытого кузова, соблюдения температурного режима, определяя тем самым, какие бывают рефрижераторы:

  • Изотермическое АТС — ТС на адаптированном автомобильном шасси, где термоизолирующие стенки кузова ограничивают теплообмен между внутренней и наружной поверхностью в двух вариантах: коэффициент теплоотдачи до 0,7 Вт/(м2 • °С) или выше 0,4 Вт/(м2 • °С).
  • Ледник — ТС, где источником холода могут быть эвтектические плиты, лёд, как естественный, так и сухой, сжиженные газы. Главное условие, что в кузове должна понижаться температура и удерживаться на заданном уровне, даже если за борном +30 °С.
  • Рефрижератор — ТС, которое имеет собственную холодильную установку, которая может понижать и поддерживать заданную температуру, когда снаружи + 30 °С.
  • Отапливаемое АТС — ТС, здесь внутри кузова установлено оборудование, задача которого поднять температуру до нужного уровня и удержать её заданный промежуток времени.
  • Цистерна — в таком рефе с термоизолированными стенками перевозят продукты, такие как молоко, му и т. д., которые незатарены.
  • Грузовики-рефрижераторы секционные — автомобили, разделённые на секции, в которых может поддерживаться разный температурный режим.
  • Тушевоз — грузовики, прицепы или полуприцепы с усиленным каркасом, на потолке которых расположены крюки для подвешивания туш. При этом общий вес груза не может составлять 2/3 от грузоподъёмности транспортного средства.
  • Рефы для цветов — машины, в которых расположены специальные полки — тролли, на которых перевозят цветы и растения в горшках.

Конструкция рефрижераторной установки

Авторефрижераторы на самом деле предназначены не столько для охлаждения продукта, сколько для поддержания его определённой температуры. Основные элементы конструкции:

  • Компрессор. Прикрепленный к двигателю и приводимый в действие ременной системой грузовика, компрессор воздействует на газообразный хладагент системы, сжимая его и отправляя в конденсатор.
  • Конденсатор. Расположенный на рефрижераторном прицепе, конденсатор принимает концентрированный газообразный хладагент и преобразует его в жидкость. Это происходит, когда хладагент проходит через маленькие извилистые трубки (змеевик испарителя), через которые он попадает в воздух внутри кузова. Высокая удельная поверхность этих небольших трубок обеспечивает максимальное охлаждение. Когда хладагент нагревается, он снова становится газообразным и в конечном итоге возвращается в компрессор, чтобы перезапустить процесс.
  • Изоляция. Вся технология охлаждения была бы бесполезна, если бы у грузовика не было достаточной изоляции. Весь кузов обычно имеет однородный слой пенополиуретана, который обеспечивает барьер между внутренним помещением с регулируемой температурой и теплом и влагой снаружи.

Процесс охлаждения на самом деле заключается не в добавлении холодного воздуха, а в отводе образовавшегося тепла.

Рефы вышеописанного типа “тепло-холод” могут использоваться круглый год, ведь они могут как понижать температуру внутри кузова, так и поддерживать её на заданном уровне. В таком оборудовании используется датчик давления, который устанавливается с цепью управления компрессором. А вот в установке “холод” датчик подключен к блоку управления, что позволяет сохранять низкую температуру в кузове даже при погрузо-разгрузочных работах.

Самая распространённая отделка кузова рефрижератора — монолитные сэндвич-панели толщиной 4-8 см, поскольку обладают очень низким коэффициентом теплопроводимости, устойчивы к воздействию плесени и гниению.

А вот каркасный термокузов считается менее эффективным и неэкономичным вариантом рефа, потому что внутри такой термобудки сложно поддерживать низкую температуру, а неизбежно образующийся конденсат приводит к коррозии металлических деталей.

Большая часть авторефрижераторов — это фургоны, которые могут быть установлены на любой грузовой автомобиль, включая Газель. Установка холодильного оборудования позволит транспортировать скоропортящиеся продукты, повысит универсальность машины, позволит расширить ассортиментную линейку перевозимых грузов.

Принцип работы автомобильных рефрижераторов

Дата публикации — 27.05.2020

Ключевое требование к перевозке скоропортящихся продуктов питания, медицинских препаратов и некоторых других видов грузов – поддержание оптимальных температурных условий. Для решения этой транспортной задачи используются автомобильные рефрижераторы. Они различаются грузоподъемностью, мощностью холодильных установок, температурным режимом и другими параметрами.

В этой статье мы расскажем о том, какие бывают рефрижераторы и по какому принципу функционируют. Также мы рассмотрим парокомпрессионный цикл, на котором основана работа большинства холодильных установок.

Устройство рефрижератора

Все виды рефрижераторов состоят из трех основных элементов: шасси, изотермического фургона и холодильной установки.

Шасси

Для транспортировки охлажденных и замороженных товаров на дальние расстояния чаще всего используют седельные тягачи. Некоторые типы рефрижераторов устанавливаются на универсальные грузовые шасси.

Изотермический фургон

Представляет собой герметичную теплоизолированную будку. Бескаркасные изотермические фургоны изготавливают из готовых сэндвич-панелей. Все стыки между ними герметизируются, а внутренние поверхности отделываются пластиком, влагостойкой фанерой, листовым металлом.

Каркасные модели состоят из несущих балок, наружной и внутренней обшивки, между которыми закладывается утеплитель – пенополиуретан или пенополистирол. В каркасных моделях часто используется дополнительный слой отражающей (фольгированной) изоляции. Двери фургона имеют такую же теплоизоляцию, как и стенки кузова, и снабжены эластичными уплотнениями.

Внутреннее пространство некоторых изотермических фургонов разделено перегородками на камеры с разными температурными режимами. В таких кузовах можно одновременно перевозить товары в охлажденном виде и в состоянии глубокой заморозки.

Читайте также  Как правильно ездить на камазе?

Холодильная установка

Состоит из компрессора, конденсатора, расширительного клапана, испарителя и соединительных трубок. В качестве рабочего тела используется фреон. Холодильная установка представляет собой герметичный замкнутый контур, особенности работы которого мы рассмотрим ниже. Она может быть выполнена в виде моноблока или сплит-системы.

Один из ключевых моментов в устройстве авторефрижератора – конструкция привода холодильной установки. Для вращения вала компрессора могут использоваться:

  • Механическая передача. Привод от коробки отбора мощности или непосредственно от коленчатого вала ДВС имеет существенный недостаток: мгновенная мощность холодильной установки зависит от частоты вращения двигателя.
  • Электродвигатель. Он включается в электрическую сеть автомобиля, получает питание от генератора, а при заглушенном ДВС – от аккумулятора.
  • Независимый дизель-генератор. Такой привод используется в мощных рефрижераторах с фургонами большого объема. Холодильная установка с независимым приводом не влияет на моторесурс ДВС шасси.

Как работает рефрижератор

Автомобильный рефрижератор по принципу работы практически не отличается от бытового холодильника. Холодильная установка отбирает низкопотенциальное тепло из изотермической камеры, преобразует в высокопотенциальное, а затем рассеивает в атмосферу.

Принцип работы рефрижератора построен на парокомпрессионном цикле:

  1. Газообразный фреон сжимается компрессором и переходит в жидкое состояние. При этом его температура повышается выше 100 °C.
  2. Жидкость поступает в конденсатор, который представляет собой теплообменник. Здесь он охлаждается за счет обдува воздухом. Обратите внимание: часто блок с конденсатором устанавливается на крышу кабины или прицепа, чтобы ничего не преграждало путь потоку воздуха во время движения транспортного средства.
  3. Фреон поступает в испаритель, который тоже представляет собой теплообменник. Здесь он переходит в газообразное состояние. В процессе кипения фреон поглощает большое количество тепловой энергии. Испаритель расположен внутри фургона и обдувается вентилятором.
  4. После испарителя газообразный фреон снова идет в компрессор.

Чтобы фреон закипел в испарителе, необходимо снизить давление на этом участке системы. Для этого используются терморегулирующий и соленоидный вентили, а также регулятор давления.

Автоматическое регулирование и контроль температуры в рефрижераторе выполняются микропроцессором. Заданные параметры поддерживаются с точностью до 0,1 ° C.

Большинство рефрижераторов умеет работать реверсивно: вырабатывать и холод, и тепло, как бытовые климатические системы. Холодильная установка работает «на тепло», когда в фургоне перевозятся грузы, требующие положительной температуры, а за бортом – мороз.

Как выбрать рефрижератор

При выборе рефрижератора нужно отталкиваться от планируемых объемов грузов, расстояний, на которые они будут перевозиться, и необходимых температурных режимов.

По грузоподъемности и объему кузова такие автомобили разделяют на следующие категории:

  • Малотоннажные грузовики. Их грузоподъемность составляет до 1,5 тонн, а объем фургона – до 12 м 3 . Чаще всего их используют для доставки охлажденных и замороженных грузов в черте города. Компактные грузовики с хорошей маневренностью хорошо показывают себя в условиях плотной застройки и интенсивного дорожного движения.
  • Среднетоннажные рефрижераторы способны перевозить до 5 тонн в кузовах до 20 м 3 . Их можно использовать для перевозок как в черте города, так и между соседними населенными пунктами.
  • Крупнотоннажные грузовики грузоподъемностью до 15 тонн и кузовом до 60 м 3 используются для междугородних перевозок.
  • Полуприцепы. Крупные партии замороженных продуктов (до 40 тонн) перевозят на дальние расстояния в рефрижераторах объемом до 80 м 3 .

Мощность (холодопроизводительность) холодильных установок выбирают исходя из объемов груза, температурных условий его перевозки и климатических особенностей региона.

Рефрижератор — это что такое

Казалось бы, рефрижератор — это холодильная установка. Отчасти верно, однако, если точнее, это транспортное средство, которое предназначено для передвижения по дорогам. Рассмотрим виды, особенности и ремонт рефрижераторов.

Еще с древних времен, люди искали способ перевозки скоропортящихся продуктов, придумывая для этого различные технологии и приспособления. Но прогресс не стоял на месте и с появлением первых холодильников, перевозчики стали думать, как установить его на автомобили.

Это и привело к созданию рефрижераторов. Причем грузоперевозки рефрижераторов требуют хранения продуктов при определенной температуре. Климат внутри установки не зависит от внешней среды и поддерживается на протяжении доставки груза.

История возникновения

Под перевозку скоропортящихся продуктов приспособили фургон, но не обыкновенный, а изотермический. Он сам по себе мог долгое время поддерживать постоянную температуру и был способен перевозить охлажденные продукты на малые расстояния. Для больших – нужен был транспорт посерьезнее.

Так первую холодильную установку на колесах придумали в США в 1938 году Дж. Нумеро и Ф. МакКинли Джонс. Она заряжалась от аккумулятора и была способна охладить весь объем термоизолированного кузова, который отделял внутреннюю среду от воздействия внешней.

Вскоре была образована компания Термо-Кинг, которая впоследствии, стала мировой. Ее оборудование поставлялось так же и в СССР.

Повсеместное использование спецтехники началось в 50-х годах прошлого века.

Транспортная холодильная установка первой стала эксплуатироваться компаниями по производству мороженного. Затем, на них начали перевозить замороженное мясо и рыбу. Транспортировка скоропортящегося товара вышла на международный уровень.

В СССР для региональных направлений разработали одноосный цельнометаллический полуприцеп рефрижератор ОдАЗ-826 в виде фургона. Буксировка осуществлялась тягачами ЗиС-120.

В рамках стран соцлагеря для перевозчиков поставлялась знаменитая чехословацкая рефа Alka, предназначенная для работы с тягачами Skoda-LIAZ и КамАЗ.

Рефрижераторы, которые можно купить сегодня

По температуре различаются на следующие группы:

  • 1-ой категории, предназначенные для развозки охлажденных товаров (при температуре до плюс 1 градус);
  • 2-ой категории, для развозки замороженных товаров (от минус 1 до минус 20-ти градусов);
  • многотемпературные установки (многоотсековые, с разной температурой в каждом);
  • комбинированные – с возможностью установки внутри фургона среды от плюс 10-ти до минус 20-ти градусов.

По типу приводов встречаются:

  • с электроприводом (для небольших отсеков);
  • приводные от силового агрегата (для объемных отсеков);
  • с водяным охлаждением.

По длине кузова (для контейнерных установок):

  • 6 метров;
  • 12 метров;
  • 13,5 метров.

По массе перевозимого груза:

  • легкие 1000 – 3000 кг (местные перевозки);
  • средние 3000 – 5000 кг (региональные);
  • тяжелые 5000 и более (международные).

Конструктивно автомобильные холодильные установки выделяется в несколько типов: фургон или контейнер, а также прицеп, полуприцеп или фура на шасси, устанавливаемая на грузовой автомобиль.

Классификация

Доставку товаров в черте города и ближайшего пригорода осуществляют фургоны с небольшой загрузкой, например Газель рефрижераторы.

Грузоперевозки по России выполняются средними фурами и автопоездами – седельный тягач в сцепке с рефрижератором, смонтированным на раме полуприцепа. Большинство из них является фирменными машинами торговых сетей, которые связывают магазины и продуктовые терминалы в разных регионах.

Международные направления обслуживаются как правило сцепками с самыми мощными холодильными установками в конфигурации тягач – полуприцеп, либо фура автомобиль – прицеп.

Такие транспортные средства способны перевезти до 25 тонн груза с постоянной температурой на протяжении всей поездки. Кроме того, они оснащаются самыми современными навигационными системами, делающими доставку качественной и безопасной.

Особенности перевозки

В течение всей грузоперевозки холодильная установка позволяет обеспечить доставку скоропортящегося груза. Причем грузовые рефрижераторы передвигаются на любые расстояния, своевременно и без потери качества товара. Основные виды продукции, перемещаемые в таких транспортных средствах, подразделяются на три категории:

  • хранящиеся более двух месяцев. К ним относятся продукты глубокой заморозки – это рыба и мясо;
  • сроком хранения до месяца. Это – колбасные и мясные изделия, молочная продукция, кондитерские изделия;
  • сроком годности до нескольких суток. Такие как: фармацевтические товары, пирожные, свежая рыба.

Из-за большой территории РФ, популярность автоперевозок в спецфургонах с холодильной установкой, неизменно растет. Расширяется число компаний, выполняющих транспортировку скоропортящихся продуктов, а для этого необходимо иметь большой автопарк.

Да и ремонт рефрижераторов занимает не последнюю очередь. Хотя своевременное обслуживание поможет снизить риск поломки и необходимости ремонта рефрижератора.

Преимущества

  • Большой перечень сфер эксплуатации;
  • Перевозка товаров с разными условиями и температурой за счет размещения в изолированных отсеках с нужной средой;
  • Доставка изделий большого объема;
  • Сохранение изначально заданных свойств товаров;
  • Циркуляция воздуха;
  • Управление созданием микроклимата.

Так что это такое – рефрижератор? Это совокупность узлов и систем, предназначенных для транспортировки и хранения скоропортящихся грузов, а также, поддержания характеристик продукции на заданном уровне.

Конструкция этих фургонов держит температуру постоянной, на протяжении всего процесса доставки продукции. Тип используемых фур зависит от категории груза и расстояния. Рассмотрим на примере полуприцепа Алка главные достоинства холодильного оборудования.

Полуприцеп Alka N12

Собирался в Чехословакии. Фургон создавался для сцепки с тягачом Skoda-LIAZ и был рассчитан для перевозки охлажденных и замороженных продуктов.

На раму устанавливался изотермический кузов c холодильной спецтехникой BIS. Температура регулировалась автоматически. Кузов был снабжен механизмом транспортировки туш на крюках.

Внутри было разделение на два отсека – грузовой и машинный. В грузовом отсеке были установлены двери, а внутри он изолирован пенополиуретаном и отделан алюминиевыми листами. Машинный располагался спереди полуприцепа. Его оборудовали холодильной установкой, а испарительную поверхность вывели в грузовое помещение.

Устройство

Стены современных изотермических фур изготавливают из сэндвич-панелей. Они имеют толщину 40-80 миллиметров и соединяются друг с другом листами обшивки. Стыки хорошо изолируются для предотвращения возникновения конденсата. Створки дверей обрамляются по периметру уплотнителем. Все эти меры служат для предотвращения воздействия окружающий среды на внутреннюю среду кузова.

Теплоизоляцией служит пенополиуретан, которым обшивается коробка фургона. Этот материал обладает низкой теплопроводностью, устойчив к возникновению плесени, экологически безопасен.

Прочность кузова и низкая масса обеспечены благодаря применению современных материалов и бескаркасной сборки, что позволило увеличить грузоподъемность.

Для обшивки изнутри и снаружи используют:

  • оцинкованный лист с покрытием из полимера;
  • плакированный лист стали;
  • ламинированная фанера;
  • нержавеющая сталь;
  • алюминиевый лист.

Пол состоит из сэндвич-панели, обшиваемой оцинкованными листами стали.

Холодильное оборудование бывает моноблочным и раздельным. Моноблочное – испаритель и конденсатор выполнены в одном блоке.

Читайте также  Что такое интардер на грузовиках?

По типу монтажа есть различные варианты:

  • рабочие узлы в фургоне;
  • испаритель в фуре, а конденсатор снаружи;
  • на крыше, либо на передней стенке.

Ремонт

Основные неисправности, при которых требуется ремонт рефрижераторов:

  • Выход из строя компрессора;
  • Изнашивание цилиндров, плунжеров, сальников, рабочих поверхностей и исполнительных деталей;
  • Появление воды в узлах;
  • Неисправность контрольного блока;
  • Нарушение герметичности системы.

Текущий ремонт рефрижератора необходим, когда происходит потеря мощности, перегрев и снижение технических показателей.

Зачастую сложно выявить неисправности по внешнему виду узлов, т.к. отсутствуют механические повреждения. Главные поводы провести диагностику рабочих систем, это падение давления в магистралях и повышение температуры в кузове. Если это проигнорировать, то можно усугубить последствия неправильной работы в выходе из строя и других систем – ремонт рефрижератора будет дорогим.

Замеры давления проводят на рабочем режиме при полностью заправленной системе. Если обнаруживаются трещины во фреоновых трубопроводах, они либо паяются, либо подлежат замене.

Имеют место так же быть и неисправности в электрическом оборудовании: электродвигатель, пускатель, реле или проводка. Такой ремонт рефрижератора выполняет электрик. Чаще всего вопрос встает в простой замене прокладок или чистке фильтрующих элементов.

Также необходимо проходить своевременное техническое обслуживание, согласно перечню регламентных работ, указанных в руководстве по эксплуатации на технику. Кроме того, водитель обязан ежедневно осматривать холодильную установку на наличие механических повреждений, масляных подтеков и разгерметизации.

Важно помнить, что ремонт выполняет только квалифицированный персонал с помощью специального оборудования.

Принцип работы рефрижератора

Хранители холода. Конструкции рефрижераторов

Ррефрижератор — это специальный фургон (реже контейнер), оборудованный холодильной установкой.

Типология

Автомобильные холодильные установки можно разделить на четыре типа — с прямым приводом от двигателя автомобиля, с приводом от автономного двигателя, с электродвигателем и аккумуляторами холода (эвтектикой).

Отдельный вид перевозок скоропортящихся грузов, который также нельзя обойти стороной, — работа с изотермическими кузовами без холодильных установок.

Рефрижераторы с приводом от двигателя автомобиля чаще всего устанавливаются на грузовики без прицепа с небольшим внутренним объемом фургона. Привод может быть как от самого двигателя, так и от генератора, который питает электродвигатель холодильной установки.

Среднетоннажные рефрижераторные фургоны один из самых востребованных классов техники для внутригородской дистрибуции «скоропорта»

Тягачи с изотермическими полуприцепами чаще всего комплектуют холодильными установками с собственным дизельным или бензиновым двигателями. Такая конструкция позволяет поддерживать заданную температуру в фургонах большого объема. Кроме этого, такая холодильная камера может долгое время работать автономно, без «поддержки» тягача.

Стена

На сегодняшний день существует огромное количество вариантов изготовления бескаркасных стенок, потолка и пола изотермических фургонов. Кузова такого типа собирают из так называемых «сэндвич-панелей». Они различаются количеством слоев. Каждый крупный производитель, стремясь привлечь клиента, пытается привнести в конструкцию собственные ноу-хау. Но общая суть от этого не меняется — рефрижераторная надстройка собирается из листов высокопрочного пластика, в промежуток между которыми заливают теплоизоляционную пену (пенополиуретан или экструдированный пенополистирол). Эти материалы не теряют своих свойств в течение большого количества лет. Но не стоит путать экструдированный пенополистирол (ППС) с отечественным пенопластом (ПСБ), который также иногда называют пенополистиролом.

Если не брать в расчет «специальные лаки», «технологии соединения склеиванием без заклепок» и другие фирменные «навороты», то качество изотермы зависит в первую очередь от количества слоев и толщины стенок.

Начинка блока управления современной автомобильной холодильной установки напоминает внутренности компьютера. По сути это и есть компьютер

Регистратор температурных режимов. Устройство, по смыслу напоминающее тахограф, только для транспортного холодильника.

Качество уплотнителей, запоров, дверей и дверных петель — важная составляющая любой рефрижераторной надстройки

Не менее важный элемент конструкции — напольное покрытие кузова.

Основные теплопотери рефрижератора приходятся на неправильно оборудованный пол фургона. Алюминиевое «дно» повышает стоимость конструкции, зато имеет неоспоримые преимущества в сравнении с фанерным или резиновым напольным покрытием.

В алюминии практически не образуются микротрещины, а значит, не будут скапливаться частицы перевозимых продуктов. А простой процесс уборки исключит неприятные запахи гниения.

Как это работает?

Принцип работы автомобильных холодильных установок основан на процессе поглощения или выделения тепла.

В замкнутой системе под давлением циркулирует хладагент (фреон).

При помощи компрессора газообразный фреон с низким давлением (около 2 атм.) сжимается до 15-18 атм. и через внутренний клапан направляется в конденсатор.

Под давлением температура хладагента увеличивается.

В конденсаторе фреон отдает тепло во внешнюю среду и конденсируется, то есть превращается в жидкость.

Далее жидкий фреон попадает в ресивер-влагоотделитель, который является резервуаром для жидкого хладагента.

После него фреон попадает в терморегулирующий вентиль, где за счет резкого снижения давления происходит кипение и испарение жидкости при температуре порядка -35° С.

Процесс испарения жидкого хладагента в испарителе сопровождается поглощением тепла, которое отбирается от проходящего через испаритель воздушного потока.

Воздух, находящийся в фургоне, продувается через испаритель и охлаждается.

Влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на испарителе, либо сливается по дренажным трубкам во внешнюю среду.

Далее газообразный хладагент опять попадает в компрессор, где снова сжимается и нагревается.

С этого момент цикл повторяется.

Виды рефрижераторов по типу охлаждения

Рефрижераторы подразделяются на классы А, В и С.

В рефрижераторах класса А поддерживается температура в диапазоне от +12 до 0°С, класса В -от +12 до — 10°С, класса С — от + 12 до — 20°С при температуре наружного воздуха + 30°С.

Температура внутреннего грузового помещения отапливаемых фургонов до +12°С при температуре наружного воздуха — 10°С для рефрижераторов класса А и — 20°С для рефрижераторов класса В.

Рефрижераторы и отапливаемые фургоны используются для дальних пе­ревозок (до 1000 км) скоропортящихся продуктов.

Термоизоляция кузова обеспечивается применением термо­изоляционных материалов, обладающих малой теплопроводностью и гигроскопичностью, отсутствием запаха, долговечностью, огне­стойкостью, пожаробезопасностью и т.д.

На отечественных фур­гонах наибольшее применение получил пенопласт, который не­гигроскопичен, достаточно прочен, хорошо приклеивается к ме­таллу и остается стабильным по своим свойствам до температуры +60 °С.

Внутреннее охлаждение кузовов-рефрижераторов осуществля­ется с помощью либо временных, либо постоянных источников холода.

Применяемые в рефрижераторах временные источники холода представляют собой устройства, использующие переход опреде­ленного вещества (сухой лед, специальные растворы солей, сжи­женные газы) из твердого и жидкого состояния в газообразное с поглощением теплоты из окружающей среды и тем самым охлаж­дающие ее.

Постоянные источники холода поддерживают необходимую температуру внутри кузова рефрижератора без периодического питания извне. Они представляют собой компрессорные холодиль­ные установки, работа которых основана на испарении сжатых компрессором хладагентов (фреонов).

Привод холодильной уста­новки осуществляется либо от двигателя автомобиля, либо от спе­циального автономного двигателя.

Холодильная установка в реф­рижераторах размещается на передней стенке кузова. Холодильно-силовая часть установки размещается вне кузова, а испаритель с вентилятором устанавливаются внутри кузова. При таком разме­щении частей холодильной установки обеспечивается полное ис­пользование внутреннего пространства кузова и лучший обдув воздухом элементов холодильной установки (компрессора, кон­денсатора) в процессе движения рефрижератора.

Компрессорная холодильная установка может быть использо­вана также для обогрева кузова рефрижератора, что бывает необ­ходимо для перевозки грузов при положительных температурах или для постепенного размораживания грузов после их перевозки в замороженном виде.

При безмашинном способе охлаждения грузовых помещений рефрижера­торов используется твердая углекислота (сухой лед), замороженные эвтекти­ческие растворы, сжиженные газы (жидкая углекислота, азот).

Сублимация сухого льда (переход из твердого состояния в газообразное) позволяет достигать низких температур кузова. Высокая плотность (1500 кг/м3) сухого льда позволяет создавать компактные охлаждаемые установки. Сухой лед помещается в бункера, расположенные под потолком грузового помещения. Бункер загружается через специальный люк без нарушения гер­метичности камеры.

Эвтектические растворы (хлористый натрий, хлористый кальций, водный раствор этиленгликоля и др.) помещаются в емкости (зероторы) и заморажи­ваются в стационарных холодильных установках или другим способом. При оттаивании эвтектических растворов за счет поглощения ими теплоты темпе­ратура в кузове может поддерживаться от — 2 до — 9°С в течение 12. 15 ч.

Использования зероторов и бункеров не позволяет регулировать темпе­ратуру. Более совершенной системой охлаждения является использование жидкой углекислоты. Необходимая температура поддерживается при управ­лении вентилем регулировки подачи углекислоты в грузовое помещение. Не­достатком такого охлаждения является специфическое воздействие углеки­слоты на многие продукты. Относительная стоимость углекислоты довольно высока. В последнее время в качестве хладагента в рефрижераторах все шире применяется жидкий азот.

Азотная система охлаждения (рис.6.8) работает следующим образом.

В кузове ус­танавливается датчик температуры, передающий сигнал на реле, настроенное на определенную температуру.

По команде реле температуры открывается или закрывается электромагнитный вентиль подачи азота в камеру. Жидкий азот из сосуда под давлением поступает в распределительный коллектор. В результате теплообмена со средой в грузовом помещении происходит испаре­ние азота. После охлаждения среды до заданной температуры реле темпера­туры дает сигнал на закрытие вентиля. Система охлаждения блокируется с работой дверей, при открытых дверях система отключается. Это вызвано тре­бованиями безопасности, а также уменьшения расхода азота.

Рис. 6.8. Принципиальная схема системы охлаждения азотом: 1 — наружный кожух сосуда с азотом; 2 — сосуд с жидким азотом; 3 -вентиль; 4 — регулятор давления; 5испаритель азота для поддержания постоянного избыточного давления в сосуде; б — вентиль газосброса; 7 — вен­тиль заправки; 8 — регулятор температуры; 9 — вентиль подачи жидкого азота; 10 — распылительный коллектор; 11 — датчик температуры; 12 — пре­дохранительные клапаны; 13манометр; 14 — указатель уровня жидкого азота.

При машинном способе охлаждения рефрижераторы снабжаются ком­прессорными холодильными установками. Привод компрессора осуществля­ется от двигателя внутреннего сгорания. Это обеспечивает полную автоном­ность работы рефрижератора, как во время движения, так и на стоянках.

В современных рефрижераторах холодильные установки обычно разме­щают вне фургона — на передней стенке, что обеспечивает полное использо­вание площади и вместимости фургона, а также улучшение обдува компрес­сора во время движения.

Читайте также  Как правильно отрегулировать ручник на газели?

Изотермические фургоны, фургоны-рефрижераторы и обогреваемые фур­гоны оборудованы термоизоляцией, которая находится между наружной и внутренней облицовками. Кузов фургона выполняется с каркасом или в бес­каркасном исполнении.

Фургоны с каркасами применяются на рефрижераторах, предназначен­ных для перевозки грузов, подвешиваемых к крюкам на крыше (например, мясных туш). Клепаные каркасы современных фургонов изготавливают из алюминиевого или стального профиля. Элементы крепления внутренних и внешних панелей к каркасу расположены со стороны каркаса и закрываются внешней или внутренней обшивкой. В такой конструкции устраняются «теп­ловые мостики» — места соединения металлического каркаса с облицовкой.

Термоизоляция осуществляется несколькими способами: напылением изоляционного слоя снаружи или изнутри кузова до установки наружной или внутренней облицовок; заполнением полости между обшивками пенообразующим раствором, который при последующем вспенивании расширяется и заполняет все пустоты. Нанесение вспененной композиции до закрепления одной из обшивок позволяет исключить появление пустот в теплоизоляции.

Бескаркасные фургоны обычно изготавливают с использованием термо­изоляционных плит толщиной до 90 мм. В ка­честве теплоизолирующего материала часто используется пенополиуретан. В изоляционных панелях для повышения жесткости помещаются различные вставки из стекловолокна, фанеры и т. п., соединенные между собой специ­альными клеями.

Кузова фургонов оборудуются навесными задними двустворчатыми и боковыми навесными или сдвижными дверями. Двери изготовляются из алю­миниевых сплавов, коррозионно-стойких сталей или композитных материа­лов. Уплотнение дверей обеспечивается двумя прокладками: внешней, контактирующей с атмосферой, и внутренней — теплоизолирующей.

Холодный воздух подается вентилятором от испарителя в верхнюю часть кузова, вдоль двери и пола к вентилятору и обеспечивает равномерное охлаж­дение кузова.

Авторефрижератор представляет собой автомобиль-фургон (прицеп, полуприцеп) с изотермическим кузовом и холодильной установкой.

Большинство холодильных установок авторефрижераторов осуществляют охлаждение и обогрев и называются холодильно-обогревательными установками. Холодильные установки обеспечивают поддержание температурного режима от -25°С до +12 °С в изотермических кузовах автомобилей-фургонов, прицепов и полуприцепов объемом от 2 до 120 м2.

Холодильная установка автомобилей малой и средней грузоподъемности обычно имеет два компрессора: компрессор с приводом от двигателя автомобиля (непосредственно через клиноременную передачу или от автомобильного генератора), который называют дорожным, и стояночный компрессор с приводом от электродвигателя и питанием от внешней электросети. В автомобилях средней и большой грузоподъемности устанавливается один компрессор с приводом от автономного двигателя, обычно дизеля. Для привода компрессора и охлаждения груза на стоянках авторефрижераторы могут дополнительно комплектоваться резервным электродвигателем (напряжение 220, 380 В, мощность 3. 11 кВт) с питанием от внешней электросети.

Холодильные установки имеют два варианта управления: электромеханический и микропроцессорный.

Что такое автомобиль рефрижератор?

С середины далеких 18 столетия люди и большинство компаний начали задумываться над тем, как эффективно и без потерь перевозить скоропортящуюся продукцию. Единственно верным решением оставалась перевозка грузов поездами. Долго это не могло продолжаться по понятным причинам, и в 1938 г. в свет вышла самая первая модель грузовика-рефрижератора. Это стало возможным после портативного изобретения Фредерика Маккинли Джонса. Речь идет об приборе воздушного охлаждения, который пригоден к применению в автомобилях грузового назначения.

В 1940 году Фредерик обзавелся патентом, отыскал делового партнера, а спустя 9 лет была создана компания, набравшая многомиллионный оборот. Изобретение Джонса возымело большой успех во времена Второй мировой войны. В те времена зачастую нужно было как можно скорее доставлять скоропортящиеся товары в военные госпитали и на передовую.

Особенности авторефрижераторов. Что они из себя представляют?

Рефрижераторы представляют собой грузовые транспортные средства, прицепы либо полуприцепы, обладающие уникальной конструкцией с целью транспортировки различных скоропортящихся товаров. К ним относятся овощи и фрукты, мясная продукция, морепродукты, а также многое другое. По внешнему виду такой транспорт мало чем отличается от обычных грузовиков. В то же время есть ряд отличительных особенностей.

Во-первых, в основе автомобилей-рефрижераторов заложено три основных элемента:

  • собственное шасси, которое адаптировано под монтаж специальной панели;
  • полуприцеп / кузов-фургон;
  • холодильное оборудование.

Во-вторых, напольное покрытие, стены и потолочное пространство обшиты металлом (алюминий, нержавеющая сталь) или стекловолокном.

В-третьих, в качестве изолятора выступает алюминиевая фольга с прослойками воздушных масс и пенополиуретан. Это способствует улучшению изоляции, не допускает поглощение запахов стенами и полом при транспортировке продуктов питания.

Область применения автомобилей с рефрижераторами

Такое знакомое каждому понятие, как «скоропортящиеся товары», имеет довольно широкое определение. Сюда входят овощи, фрукты, мясная продукция, замороженные и молочные товары. По экономическим соображениям, а также ряду нормативных требований, сфера применения рефрижераторов немного расширилась в нынешнее время:

  • Фармацевтика – некоторые виды лекарств (к примеру, вакцина от сезонного гриппа, инсулин) должны перевозиться и храниться при определенных показателях температуры.
  • При транспортировке табачных изделий редких сортов также требуется контролировать температуру, чтобы сохранить свежесть и качество.
  • Для предметов изобразительного искусства, антиквариата также важно обеспечить необходимые условия транспортировки. Декоративные изделия, коллекционные автомобили, а также другие ценные предметы приходится перевозить на большие расстояния, что требует соответствующего подхода.
  • Средства личной гигиены – такой ассортимент может испортиться в неподходящих условиях транспортировки при перевозке с заводов на склады и в обратном направлении. К примеру, губная помада быстро тает, если не поддерживать нужную температуру.
  • Химические и инженерные материалы – контролировать показатели температуры необходимо с целью минимизации рисков возникновения химической реакции. Несоблюдение условий оборачивается взрывом, пожаром, нередко сказывается на качестве товара не в лучшую сторону.

Современные холодильные агрегаты, предназначенные для грузового транспорта, способны поддерживать оптимальную температуру и влажность на протяжении всей поездки, чтобы товар благополучно прибыл в предварительно назначенный пункт.

Внутри кузова поддерживается не только низкая температура, при необходимости воздух нагревается. В зимний период автомобили с рефрижераторами используются для транспортировки термочувствительной продукции, которая нуждается в защите от замерзания.

Типы авторефрижераторов

Используемое для транспортировки скоропортящихся товаров специальное оборудование должно соответствовать определенным требованиям, согласно европейским правилам. В созданном соглашении уделяется внимание важным критериям:

  • Устанавливаются нормы в отношении транспортных средств, в которых регулируется температура. Это не только грузовые автомобили, но и железнодорожные вагоны, морские контейнеры.
  • Создаются списки продуктов питания, а также определяются максимальные допустимые показатели температуры.
  • Формируется перечень тестов, которые нужны для определения соответствия оборудования принятым нормам. Это касается кузовных и холодильных агрегатов.
  • Создается система сертификации холодильных установок, которая удовлетворяет стандартам.

Договаривающиеся стороны обязательно должны признать сертификаты, которые выданы соответствующими органами. Согласно таким нормам рефрижераторы, размеры которых могут быть различными, принято разделять на несколько классов в зависимости от поддерживаемых показателей температуры:

  • «A»: от 0 до +12 градусов.
  • «B»: от -10 до +12 градусов.
  • «C»: от -20 до +12 градусов.
  • «D»: ниже или равно +2 градусам.
  • «E»: ниже либо равно -10 градусам.
  • «F»: ниже либо равно -20 градусам.

Большинство автомобильных терморефрижераторов, используемых для транспортировки скоропортящихся продуктов (включая прицепы, полуприцепы) имеют соответствующие предварительно заверенные сертификаты:

  • FRC,
  • FRB,
  • FRA,
  • FNA.

Это обозначение соответствует трем начальным классам – «A», «B», «C». Это относится к транспортным средствам, имеющим усиленную изоляцию кузова, грузовикам-рефрижераторам. Срок действия сертификата составляет 6 лет, а по завершении этого периода сертификация продлевается еще на 3 года. Предварительно необходимо пройти эксплуатационный тестирование на станции ATP.

Особенности конструкции рефрижераторов

Автомобильные рефрижераторы созданы не столько с целью охлаждения перевозимой продукции, сколько для поддержания необходимых показателей температуры. Именно поэтому конструкция системы включает в себя три главные элементы:

  • Компрессор. Крепится ближе к двигателю и связан с ним ременной передачей. Собственно это и приводит его в действие. Роль компрессора заключается в сжатии газообразного хладагента, который потом направляется в конденсатор.
  • Конденсатор. Данный элемент системы располагается на прицепе рефрижератора. Он принимает сжатый хладагент, который становится жидким, проходя по извилистым трубкам испарителя. За счет оптимальной удельной поверхности змеевика обеспечивается максимальное охлаждение. При нагреве хладагент снова переходит в газообразное состояние и возвращается в компрессор, цикл продолжается.
  • Изоляция. В охлаждении не было бы смысла при отсутствии качественной изоляции. Как правило, весь кузов «оборачивается» однородным слоем пенополиуретана. В итоге формируется барьер, отделяющий внутреннее пространство, где температура регулируется, от наружного теплого воздуха и влаги.

Суть охлаждения заключается в том, что не холодный воздух добавляется, а отводится тепло из рабочей камеры.

Доставка скоропортящейся продукции регламентируется не только европейскими соглашениями. Предусмотрены специальные санитарные норативы, требующие содержать закрытый кузов в чистоте.

Чтобы удовлетворять санитарным требованиям, для отделки внутреннего пространства рефрижераторов используются монолитные сэндвич-панели толщиной от 40 до 80 мм. У такого покрытия низкий коэффициент теплопроводности, а также присутствует стойкость к гниению, возникновению плесени.

Стоит учесть, что каркасные термические кузова – не самая эффективная и экономная реализация рефрижератора. Это обусловлено сложностью поддерживания низкой температуры в такой «термобудке». К тому же из-за конденсата, которого не избежать, металлические детали неизбежно ржавеют.

Многие авторефрижераторы – это, по сути, фургоны, пригодные для установки на любое грузовое транспортное средство (например Газель). Монтаж холодильного оборудования обеспечит доставку скоропортящихся продуктов без вреда для качества. Это делает машину универсальной и позволяет расширить ассортимент перевозимых товаров.

На сайте компании «ТермоАвто» Вы можете купить и установить оборудование высокого качества. Работают такие рефрижераторы от двигателя или автономно. Наши специалисты помогут определиться с выбором.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: