Что такое класс api для моторного масла?

Классификация автомобильных масел по API

В 69 году прошлого, двадцатого века Американским институтом нефти была разработана система классификации автомобильных масел, которая сегодня известна, как спецификация по API (сокращённо от названия American Petroleum Institute).

Основным критерием разделения смазочных жидкостей на категории была сфера применения вещества и его рабочие параметры. Новая система классификации разделила смазочные жидкости для авто на категории:

  • S (service) — автомасла, применяющиеся для смазки двигателей, работающих на бензине;
  • С (commercial) — категория автомобильных масел, применяющихся для смазки двигателей, работающих на дизельном горючем.

Первая буква в маркировке означает тип двигателя, в котором рекомендуется применять автомасло (S или C), вторая — это новый разработанный вид смазки; буквы присваиваются последовательно по английскому алфавиту (SA, SB и т.д.). Существуют универсальные смазки, которые могут использоваться как в двигателях на дизельном горючем, так и в двигателях, работающих на бензине; данные вещества имеют двойное обозначение (SM/СЕ).

  • Измеряется температура работающего двигателя;
  • Измеряется период замещения смазочной жидкости в моторе на соответствие нормативам, заявленным производителем. Также проводится измерение усилий, прилагаемых силовым агрегатом, для выхода в рабочее состояние;
  • Проверка соответствия экологическим требованиям;
  • Некоторые смазочные жидкости тестируются на способность снижения расхода топлива в двигателе.

Современные моторные масла в спецификации по API

Так как разработанная Американским институтом нефти система появилась почти пятьдесят лет назад, многие из типов смазочных жидкостей, внесённых в классификацию, давно устарели и не используются в современных двигателях (если только это не указано производителем).

В список устаревших смазок входят:

Что за средство для удаление царапин?

Нам постоянно поступают вопросы в комментарии что это за такие средства «жидкое стекло», и вообще что за куча рекламы по авто тематики сейчас на рынке. В итоге решили проверить на практике, на сколько это правда. Скажем так, использовали 3 средства. Одно средство зарекомендовало себя так себе, после нанесения осталось на этом месте выгорелое пятно. Второе средство, при нанесении не показало вовсе никакого эффекта.

Третье средство SILANE GUARD, по началу так же ощущалось что не будет эффекта. но тем не менее после того как раствор побыл на поверхности несколько минут, эффект был прекрасным. Конечно, не так все красиво как рекламируют.

Вели дискуссию на местном СТО, сказали что средства да, действенные, но их нужно применять только согласно инструкции. А не как кому вздумается.

  • SA — одно из первых автомасел, использовавшихся как в дизельных, так и в бензиновых двигателях. Эта смазка не содержит в себе набора присадок, используется чаще всего по рекомендации производителя;
  • SB — смазочные жидкости, производившиеся в первой четверти двадцатого века. Обладают щелочными присадками, но не защищают от коррозии;
  • SE — смазка, используемая в двигателях, оснащённых турбонаддувом, работающих в тяжёлых условиях;
  • SF — этот тип моторных масел предназначался для автомобилей с двигателями, выпущенными в восьмидесятые годы. Обладает набором присадок, обладающих антикоррозийными свойствами. Масла этой категории могут заменять смазку типа SC, SD, SE;
  • СА — категория автомасел, которые можно использовать в автомобилях, выпущенных до 59 года прошлого века, полностью устаревшая категория;
  • СВ — категория автомасел, которые можно использовать в автомобилях, выпущенных до 61 года прошлого века, полностью устаревшая категория;
  • СС — категория автомасел, которые можно использовать в автомобилях, выпущенных до 90 года прошлого века, полностью устаревшая категория;
  • CD — категория, появившаяся в 55-м году. Автомасла применяются для дизельных двигателей с турбонаддувом и без него, частично устаревшая категория;
  • CD-II — категория, появившаяся в 85-м году. Автомасла применяются в 2-тактных двигателях;
  • СЕ — появилась также в 85-м году. Применяется в высокоскоростных 4-тактных двигателях;
  • CF — появилась в 94-м году, предназначается для силовых агрегатов с косвенным впрыскиванием (обычно — внедорожников), используется с топливом с содержанием серы, превышающим 0,5%. Может заменять CD. Моторное масло API CF применяется и сегодня в некоторых автомобилях;
  • CF-2 — появилась также в 94-м году. Предназначается для нагруженных 2-тактных силовых агрегатов;
  • CF-4 — применяется в скоростных силовых агрегатах с турбонаддувом и без него. Может заменять CD и СЕ;
  • CG-4 — применяется в нагруженных скоростных силовых агрегатах. Работает с горючим с содержанием серы, не превышающим 0,5%. Может служить заменой масел CD, CE, CF-2 и CF-4.

  • SG — данная категория была выделена в 1989 году. Обладает антикоррозийными и противокислотными свойствами, частично предотвращает скопление гари на внутренних стенках двигателя за счёт содержания большого набора присадок. Может эффективно заменять масла предшествующей спецификации для бензиновых двигателей, а также универсальные смазочные жидкости;
  • SH — используются в автомобилях, выпущенных до 1996 года. Обладает усиленными антикоррозийными и противокислотными свойствами, препятствует преждевременному износу двигателя и оседанию гари;
  • SJ — применяется в двигателях, выпущенных до 2001 года. При необходимости может заменять автомасла спецификации по API SG. Улучшенная стойкость к низким температурам и образованию гари;
  • SL используется в двигателях, выпущенных до 2004 года, обладает улучшенными антикоррозийными свойствами, нейтрализации кислот, пониженной летучестью;
  • Следующая после SL должна была стать SK, но один из дилеров использовал в своём брендовом имени эту комбинацию букв, и чтобы предотвратить путаницу, следующим типом после SL стал SM, а затем SN;
  • SM — предназначены для двигателей до 2010 года. По сравнению с категорией SL улучшены свойства, препятствующие износу и коррозии. Помимо этого масла сохраняют низкие температуры даже после длительной эксплуатации. Масла спецификации SM могут применяться там, где рекомендуется SJ;
  • SN — самая новая категория масел, которая может использоваться во многих типах автомобилей, оснащённых бензиновым двигателем. Обладает набором моющих присадок, а также превосходными антикоррозийными и противоизносными свойствами. Можно использовать там, где рекомендуются SL и SM. Автомасла типа SN применяются также в двигателях, оснащённых турбонаддувом. Масла API SN являются самым современным типом смазочных жидкостей.


Действующие моторные масла исходя из спецификации по API для дизельных двигателей:

  • CH-4 — категория моторных масел, предназначенных для 4-х тактных двигателей. Работает с топливом, содержащим меньше 0,5% серы. Обладает повышенными противоизносными свойствами, препятствует образованию гари. Автомасла данной категории могут заменять CD, CE, CF-4 и CG-4;
  • CI-4 — предназначается для высокоскоростных четырёхтактных двигателей. Используется с топливом с содержанием серы до 0,5%.Эффективно препятствует оседанию гари в картере и цилиндре. Оснащено улучшенными антикоррозийными и противоизносными свойствами. Может заменять CD, СЕ,CF-4,CG-4, и GH-4;
  • CJ-4 — тип масел, появившийся в 2006 году. Предназначена для высокоскоростных 4-тактных двигателей. Данный тип масел работает с топливом, содержащим до 0,05% серы в составе. Лучше использовать в двигателях, оснащённых системами обработки выхлопов. Могут служить заменой масел CI-4, СН-4, CG-4,CF-2, CF-4.

Трансмиссионные масла также проходят процедуру сертификации API

  • GL-1 — в народе прозвана «минералкой». Выпускается как с набором присадок, так и без них. Может содержать вещества, препятствующие развитию коррозии. Может использоваться с ручными коробками передач;
  • GL-2 — обладает улучшенными характеристиками по сравнению с GL-1, оснащено добавками, увеличивающими стойкость к холодным температурам, работает с червячными передачами на низких скоростях и с малыми нагрузками;
  • GL-3 — оснащены большим набором присадок. Используется в ступенчатых коробках передач. По сравнению с предыдущим классом — GL-2 — проявляет улучшенное сопротивление преждевременному износу;
  • GL-4 — большой набор присадок, противоизносные свойства, в целом характеристики очень схожи с GL-3. Требует использования противозадирных присадок. Применяется для работы со ступенчатыми коробками передач и рулевыми механизмами;
  • GL-5 — улучшенные свойства класса GL-4. Смазочные жидкости данной категории рекомендуется применять для трансмиссий с самыми высокими эксплуатационными нагрузками (применяется для гипоидных передач);
  • GL-6 — обладают большим количеством противозадирных серно-фосфорных присадок, чем GL-5. Рекомендуется применять в автомобилях с гипоидной коробкой передач со смещением;
  • MT-1 — применяются в нагруженных агрегатах. Рекомендуется использовать в тягачах, габаритных автобусах с асинхронной механической коробкой передач. Класс, близкий автомаслам GL-5, но обладающий большей стойкостью к перепадам температур;
  • PG-2 — класс, представляющий трансмиссионные масла, которые используются в габаритных автобусах, тягачах, различной мобильной технике. Обладает улучшенными свойствами смазочных жидкостей класса GL-5.

Спецификация моторных масел

Классификация масел по API позволяет определиться с подходящими смазочными жидкостями.

И немного о секретах Автора

Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби — рыбалка.

Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.

Классификация моторных масел по API

В целях защиты и обеспечения рабочего цикла в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), включая автомобильных надо применять специальную смазочную жидкость, которая называется моторным маслом. Ключевой ролью смазочной технологической жидкости служит формирование защитной ограждающей пленки на металлических поверхностях двигателя, его деталей для предотвращения задиров на соприкасающихся элементах и уменьшения трения между ними.

При отсутствии смазки в моторе увеличивается сила трения, которая осуществляет нагрев всех узлов силового агрегата и приводит к их заклиниванию с последующей потерей работоспособности всей поршневой группы. Возможны и прочие крупные повреждения, связанные с перегревом и заклиниванием деталей. Кроме своей основной задачи моторное масло выполняет в двигателе еще ряд функций:

  • удаление возможных металлических частиц;
  • выведение остатков несгоревшего топлива;
  • охлаждение деталей и их антикоррозийная защита.
Читайте также  Можно ли расширитель трансформатора полностью залить маслом?

Для создания моторного масла используют синтетическую, минеральную или полусинтетическую основу, которые обогащаются специальными функциональными добавками (антизадирные, очищающие, антикоррозийные, противоизносные). Основу таких присадок составляют добавки с использованием серы, фосфора, хлора, дисульфида. Объем присадок может составлять до 25% состава смазочного материала, и лучше всего их описывает классификация масла по стандарту API.

Смазочные материалы для ДВС разделяются по своим технологическим свойствам в зависимости от типов силовых агрегатов, конструкционных особенностей и условий в которых им приходится работать. С этой целью имеются различные стандарты, в том числе классификация масел API для дизелей, бензиновых двигателей и других механизмов, поэтому для правильного подбора смазочных материалов очень важно иметь четкое представление что из себя представляет данная спецификация.

Общие сведения о стандарте

Американским топливным институтом (American Petroleum Institute) была выполнена работа и установлена в 1969 г. классификация моторных масел по API, которую еще называют как систематизацией по качеству смазывающих материалов для силовых агрегатов автомашин. Следует отметить, что представленная классификация не охватывает технологические жидкости, которые используются в автоматических коробках передач и трансмиссиях, в связи с тем это компании-производители делают для своих выпускаемых автомашин самостоятельно.

Классификация API разделяет все масла на основании их условий применения:

  1. Для двигателей;
    1. бензиновых,
    2. дизельных,
    3. двухтактных.
  2. Трансмиссионные смазывающие материалы.

Для любого смазочного материала из данных типов разработаны определенные качества. Разработанные классификации по качеству характеризуют и закрепляют заданный перечень свойств и характеристик масел для определенного использования.

Классификация моторного масла по API осуществляется по двум группам двигателей и одной качественной категории:

  • S – бензиновые;
  • C – дизельные;
  • EC – энергосберегающие масла.

Характеристики и назначение масел S, C и EC

Согласно классификации масел по API каждый из представленных видов является самостоятельной технологической жидкостью. Описание каждого стандарта представлено в таблице:

Обозначение стандарта Назначение Примечания
S (service) Бензиновые двигатели автобусов, легковых, грузовых автомобилей, спецмашин сконструированных на их базе.
C (commercia) Дизельные двигатели автобусов, грузовых, легковых автомашин, сельскохозяйственной техники, дорожных машин.
EC (energy conservin) Бензиновые двигатели автобусов, грузовых и легковых автомобилей, а также спецмашин выпускаемых на их основе. Состоит из смеси легкотекущих и маловязких фракций, что уменьшает потребление топлива в бензиновых моторах

Для определения возможности применение любого из указанного в стандарте смазочного материала в двигателе с определенными конструкционными и техническими характеристиками используется буквенное обозначение. При этом может использоваться двойное обозначение, что указывает на возможность применение данной смазочной жидкости в различных типах силовых агрегатах, но при этом первое обозначение указывает на основной тип мотора.

Чтобы получить сертификат API моторные смазочные материалы обязаны пройти четыре уровня тестирования:

  1. Контроль соответствия температурных показателей на работающем двигателе.
  2. Соответствие периодичности смены технологической жидкости заявленной производителем стандартам API.
  3. Соответствие экологическим требованиям.
  4. Способность к снижению затрат топлива.

Классы, применение и особенности масла для бензиновых двигателей по API

В зависимости от применяемых присадок для предания моторному маслу необходимых характеристик и согласно стандарту API их можно разделить на классы, представленные в таблице:

Обозначение класса Основные характеристики Особенности применения Примечания
SN Невысокое наличие фосфора. Для автомобилей с системой нейтрализации выхлопных газов. Выполняет комплексное энергосбережение.
SM Улучшенные показатели по износостойкости и защите от окисления. Для автомобилей выпущенных после 2003 г. Высокая экологическая безопасность.
SL Пониженная летучесть. Для двигателей произведенных после 2000 г. и работающих на обедненной топливной смеси. Продолжительный срок службы.
SJ Усиленная устойчивость к образованию нагара и осадков. Для автомобилей выпущенных начиная с 1996 г. Возможность работы в условиях пониженных температур.
SH Усиленная устойчивость к образованию нагара и износу. Для автомобилей выпущенных до 1996 г. Условно действующий класс.
SG Улучшенные антикоррозийные показатели. Для автомобилей выпущенных начиная с 1989 г. Действие класса прекращено в 1995 г.

Ранее существовали следующие классы по спецификации API (год прекращения действия):

  1. SF – 1980.
  2. SE – 1972.
  3. SD – 1968.
  4. SC – 1964.
  5. SB – использовалось в 20-30 г. XX века.
  6. SA – старое масло, без присадок, применялось и в дизельных моторах.

Классы, применение и особенности масла для дизельных двигателей по API

В соответствии с используемыми присадками согласно стандарту моторное масло для дизельных ДВС делится на классы, представленные в следующей таблице:

Обозначение класса Основные характеристики Особенности применения Примечания
CI-4 Невысокое наличие фосфора, серы. Для ДВС с системами снижения токсичности отработанных газов и работающими под высокими нагрузками. Усиленная экологическая безопасность.
Действует с 2006 г.
CH-4 Улучшенные показатели по устойчивости и к образованию нагара. Для высокооборотистых двигателей. Усиленная экологическая безопасность.
Действует с 1998 г.
CG-4 Усиленная устойчивость к образованию сажи, окислению, пенообразованию. Для ДВС, работающих в высокоскоростных режимах под повышенными нагрузками. Усиленная экологическая безопасность.
Действует с 1995 г.
CF Повышенная устойчивость к образованию отложений. Для ДВС, работающих на топливе пониженного качества с непрямым впрыском. Применяются для двухтактных (CF-2) и четырехтактных (CF-4) моторов.
СЕ Повышенная устойчивость к окислению и пенообразованию. Для ДВС автомобилей выпущенных до 1983 г. Условно действующий класс.

Устаревшие классы спецификации API (год введения):

  1. CD – 1955.
  2. СС – 1961.
  3. СВ – 1949.
  4. СА – использовалось в 30-40 г. ХХ века.

Классификация и обозначение энергосберегающего масла

По стандарту API энергосберегающие смазочные материалы обозначаются буквами EC. При маркировке, для расшифровки класса, данный артикул указывается после категории эксплуатационных свойств. Например: API CI-4 (ECI).

Кроме того, установлена группировка для энергосберегающих технологических жидкостей в зависимости от процентов возможной экономии горючего по сопоставлению с эталонным материалом (SAE 20W-30):

  • EC I – не меньше 1,50%;
  • EC II – не меньше 2,50%.

Указанная экономия может достигаться только на технически исправной автомашине, при этом если автомобиль эксплуатируется в городском цикле, то есть на коротких поездках, то это экономия может достигать до 5.0%. Еще большей экономии можно достичь, если совместно применять аналогичный трансмиссионный смазывающий материал.

Классификация смазочных материалов для двухтактных двигателей по API

В настоящий период классификации API выделяет 4 класса масла для двухтактных моторов, в зависимости от мощности и технических характеристик. Описание указанных классов приведено в таблице:

Обозначение класса Основные характеристики Применение Примечания
TA Улучшенные противозадирные показатели. Газонокосилки, насосы, мопеды, электрогенераторы. Объем ДВС до 120 см3.
TB Усиленная устойчивость к образованию нагара и отложений. Мотороллеры, небольшие мотоциклы и квадроциклы, бензопилы. Объем ДВС до 250 см3.
TC Усиленная устойчивость к образованию нагара и отложений. Мотоциклы, квадроциклы, снегоходы. Объем ДВС до 350 см3.
TD Улучшенные антикоррозийные показатели и устойчивость к нагару. Лодочные моторы.

Выбор жидкости с учетом рассмотренной классификации

Среди основных рекомендаций по выбору масла для автомобильного двигателя следует выделить:

  1. Определение соответствующей химической основы;
    1. минеральная;
    2. полусинтетическая;
    3. синтетическая.
  2. Выбор показателей классификации по вязкости;
    1. летнее;
    2. зимнее;
    3. универсальное.
  3. Выбор присадок отвечающих требованиям спецификации моторных масел по API в соответствии с конструкцией и техническими характеристиками силового агрегата транспортного средства.

Правильное подобранное моторное масло для двигателя должно обеспечивать выполнение следующих задач:

  • защищать трущиеся поверхности от заедания и износа;
  • отводить тепло от взаимодействующих поверхностей;
  • снижать потери энергии при трении;
  • уменьшать шум и вибрацию.

Допуски API

API это Американский Нефтяной Институт в котором была разработана классификация масла в 1969 году. Состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке (более старший класс может заменить младший).

Классификация разделяет масла на:

  • «S» масла для бензиновых двигателей
  • «C» масла для дизельных двигателей
  • «GL» трансмиссионные масла

Действующие классы качества API для бензиновых моторов:

API SN — Разработан в 2010 году. Основное отличие от предыдущих классификаций в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение.

API SM – Разработан в 2004 году. Моторные масла для современных бензиновых (много клапанных, турбированных) двигателей. Моторные масла данного класса должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах.

API SL – Разработан в 2000 году. Автомасла этого класса применяются в моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению.

API SJ – Разработан в 1996 году. Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовых машин, которые обслуживаются в соответствии с требованиями производителей автомобилей. SJ предусматривает такие же минимальные стандарты, как и SH, а также дополнительные требования к нагарообразованию и работе при низких температурах.

Устаревшие классы масел по для бензиновых моторов:

API SH – Этот класс характеризуется более высокими требованиями по сравнению с классом SG, и был разработан, как заменитель последнего, для улучшения антинагарных, против окислительных, анти износных свойств масел и повышенной защиты от коррозии.

Читайте также  Можно ли ездить на промывочном масле?

API SG – Моторные масла этого класса обладают свойствами, обеспечивающими улучшенную защиту от нагара, окисления автомасла и износа мотора, в сравнении с предыдущими классами, а также содержат присадки, защищающие от ржавления и коррозии внутренних деталей двигателя.

API SF — Моторные масла применялись в бензиновых моторах 1980-1989 годов выпуска, при условии наличия рекомендаций и инструкций производителя двигателя. Обеспечивают усиленную устойчивость к окислению, улучшенную защиту от износа деталей, в сравнении базовыми характеристиками автомасел SE, а также более надежную защиту от нагара, ржавления и коррозии.

API SE — моторные масла бензиновых моторов выпуска с 1972 года. Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах моделей выпуска 1972-79 годов, а также некоторых моделях 1971 г. Дополнительная защита в сравнении с автомаслами SC и SD.

API SD — моторные масла для использования в бензиновых моторах 1968-70 годов, а также некоторых моделей 1971 г. и позднее.

API SC — моторные масла для бензиновых моторов 1964-1967 годов.

API SB — моторные масла для маломощных бензиновых моторов. Моторные масла 30-х годов 20-го века,

API SA — моторные масла для бензиновых и дизельных моторов, работающих в таких условиях и режимах, при которых защита деталей с помощью присадок не нужна.

Классы качества API для дизельных моторов:

API СJ-4 — Разработан в 2006 году. Данный класс разработан специально для тяжело нагруженных двигателей. Отвечает ключевым требованиям по нормам выбросов NOx и твердых частиц для двигателей 2007 года выпуска. На масла CJ-4 вводятся лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0 %, сера 0,4%, фосфор 0,12%.

API CI-4 (CI-4 PLUS) — новый эксплуатационный класс моторных масел для дизельных двигателей. По сравнению с API CI-4 повышены требования к удельному содержанию сажи, а также испаряемости и высокотемпературному окислению.

API CI-4 – Разработан в 2002 году. Моторные масла применяются в современных дизельных двигателях с различными видами впрыска и наддува. Моторное масло, соответствующее данному классу, должно содержать соответствующие моюще-диспергирующие присадки, повышенную устойчивость к термическому окислению, уменьшение угара моторного масла за счет снижения летучести и уменьшения испарения. Класс API CI-4 введен в связи с появлением новых, более жестких требований по экологии и токсичности выхлопных газов, которые предъявляются к двигателям, выпускаемым с 1 октября 2002 г.

API CH-4 — Разработан в 1998 года. Моторные масла данного класса применяются в четырехтактных дизельных двигателях, которые эксплуатируются в высокоскоростных режимах и соответствуют требованиям норм и стандартов по токсичности выхлопных газов, принятых в 1998 году.

API CG-4 — Разработан в 1995 году. Моторные масла должны более эффективно предотвращать износ внутренних деталей двигателя, образование нагара на внутренних поверхностях и поршнях, окисление, пенообразование, образование сажи.

API CF-2 – Разработан в 1994 году. Автомасла, предназначенные для применения в двухтактных дизельных моторах, которые эксплуатируются в тяжелых условиях.

API CF-4 — моторные масла для использования в четырехтактных дизельных моторах, начиная с 1990 года выпуска.

API CF (CF-2, CF-4) — моторные масла для дизельных двигателей с непрямым впрыском. Классы введены начиная с 1990-го и по 1994-й года. Цифра через дефис означает двух- или четырехтактный двигатель.

API СЕ — моторные масла для использования в дизельных моторах, начиная с 1983 года выпуска.

API CD-2 — Класс введен в 1985 году для моторных масел, работающих в сверхмощных дизелях с двухтактным рабочим циклом.

API CD — Класс введен в 1955 году. Моторные масла для дизельных двигателей повышенной мощности, которые использовались в сельскохозяйственной технике.

API СС — Класс введен в 1961 году. Моторные масла для дизельных двигателей, которые эксплуатируются в средних режимах нагрузки.

API СВ — Класс утвержден в 1949 г. Моторные масла для дизельных двигателей, работающих со средней нагрузкой.

API СА — Моторные масла для малонагруженных дизельных двигателей 40-х и 50-х годов.

Классы качества трансмиссионных масел:

ВАЖНО! В отличии от других классов тут нет хронологической зависимости и более старший класс не способен заменить младший.

API GL-1. Масла для передач, работающих в лёгких условиях. Состоят из базовых масел без присадок. Иногда добавляются в небольшом количестве антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии, лёгкие депрессорные и противопенные присадки. Предназначены для конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин.

API GL-2. Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести. Содержат противоизносные присадки. Предназначены для червячных передач транспортных средств. Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.

API GL-3. Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести. Содержат до 2,7 % противоизносных присадок. Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач.

API GL-4. Масла для передач, работающих в условиях разной степени тяжести — от лёгких до тяжелых. Содержат 4,0 % эффективных противозадирных присадок. Предназначены для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста. Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов, для главных и других передач всех автотранспортных средств. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. В таком случае на этикетке или в листе данных масла должны быть надписи о таком предназначении и подтверждение о соответствии требованиям производителей машин. Обычно содержит 50 % присадок применяемых для масел API GL-5.

API GL-5. Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях. Содержат до 6,5 % эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок. Основное предназначение — для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей. Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробок передач). Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин. Для дифференциалов повышенного трения применяются масла со специальными присадками (модификаторами) ограниченного скольжения. В этом случае, обозначение класса может иметь дополнительный знак LS.

API GL-6. Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. Имеют большее количество серо фосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла API GL-5.

API классификация моторных масел Sintec

Содержание

  • Категории назначения и качества материалов по API
  • Обозначение масел
  • Масла категории API S
  • Масла категории API C

Классификация моторных масел API была создана в 1969 году при совместной работе трех организаций: American Petroleum Institute, American Society for Testing and Materials (ASTM), Society of Automobile Engineers (SAE). Система опирается на эксплуатационные характеристики материалов и на сегодняшний день является одной из наиболее понятных и распространенных в мире. Классификация API описывает 4 группы масел: для бензиновых, дизельных, двухтактных двигателей и трансмиссионные масла. Система постоянно дорабатывается и совершенствуется.

Категории назначения и качества материалов по API

Система устанавливает 3 эксплуатационные категории масел:

  • S – Service (spark ignition). В группу включены масла для бензиновых двигателей;
  • C – Commercial (compression ignition). Категория включает продукты для дизельных двигателей;
  • EC – (energy conserving). В группе представлен ряд энергосберегающих материалов. Это инновационные продукты, изготовленные на основе легколетучих, маловязких масел, способствующих уменьшению расхода топлива. Продукты категории ЕС являются универсальными и могут применяться в бензиновых и дизельных двигателях.

Масла в каждой группе расположены в хронологическом порядке и обозначены буквами латинского алфавита, начиная с первой. Чем дальше от начала, тем современнее продукт. Каждая последующая категория качества по классификации масел API может использоваться в моторах, для которых рекомендована любая из предыдущих марок.

Обозначение масел

Материалы, прошедшие испытания по системе API и SAE, получают графический знак API Service Symbol. Это маркер круглой формы, в которой указывают категорию качества и назначения, показатели вязкости масла по SAE, а также возможную степень энергосбережения.

Масла категории API S

Марки от API SA до API SG признаны устаревшими и недействительными, но спрос на продукты этих марок пока остается, поэтому они еще встречаются на рынке.

API SH. Категория считается условно действующей. Требования утверждены в 1992 году и на сегодняшний день используются для дополнительной сертификации масел категории API C (API CF-4/SH). Продукты этой марки используют в бензиновых двигателях 1996 года и старше.

API SJ. Действующая категория с 1995 года. Она устанавливает требования к маслам для бензиновых двигателей 1996 года выпуска и моложе. В категории дополнительно появились такие характеристики, как улучшенная работа в условиях низких температур, стойкость к образованию нагара. Допускается сертификация по показателям энергосбережения API SJ/EC.

API SL. Категория введена в 2001 году. Масла API SL предназначены для многоклапанных турбированных двигателей, работающих на обедненных топливно-воздушных смесях. Продукты соответствуют современным требованиям к энергосбережению и экологичности. Производители постоянно совершенствуют масла категории SL для увеличения межсервисных интервалов, снижения летучести, повышения стабильности энергосберегающих свойств.

Читайте также  Что делать с вялеными помидорами в масле?

API SM. Категория установлена в 2004 году с повышением требований к экологичности, надежности двигателей и расходных материалов. Моторные масла API SM характеризуются отличными защитными, противоокислительными, противоизносными свойствами. Улучшены низкотемпературные показатели продуктов. Материалы категории SM можно сертифицировать по классу энергосбережения ILSAC.

API SN. Самая новая на сегодняшний день категория, введенная в 2010 году. Основным отличием масел стало пониженное содержание фосфора, которое сделало продукты совместимыми с системой нейтрализации отработавших газов. Материалы этой категории также получили комплекс энергосберегающих свойств, улучшенные показатели окислительной стабильности, устойчивость к образованию шламов и отложений. Совместно с API SN также используют обозначение Resource Conserving – ресурсосбережение. По сравнению с энергосбережением оно охватывает не только снижение расхода топлива, но и защиту систем турбонаддува, очистки выхлопных газов. Продукты Resource Conserving совместимы с биотопливом, содержащим до 85 % этанола. Требования API SN близки к ILSAC GF-5. Если вязкость масла достаточно низкая, его можно сертифицировать по обеим классификациям.

Масла категории API C

Продукты API от CA до CG-4 являются устаревшими.

API CH-4. Введена в 1998 году. Масла этой категории используют в 4-тактных дизельных двигателях, работающих в высокоскоростном режиме. Характеристики продуктов соответствуют требованиям стандартов по уровню токсичности отработавших газов за 1998 год. Категория разработана специально для моторных масел двигателей, работающих на топливе высокого качества с содержанием серы не выше 0,5 %. В состав продукта вводят присадки, снижающие образование нагара и защищающие клапаны от износа.

API CI-4. Действующий стандарт с 2002 года. Масла этой категории применяются в двигателях с различными системами наддува и впрыска. В составе продуктов есть моющие и диспергирующие присадки. Моторные масла API CI-4 характеризуются повышенной стойкостью к термическому окислению, низким расходом на угар и летучесть. Повышены требования к текучести масла для улучшения прокачиваемости при низких температурах.

API CI-4 PLUS. Дополнительная эксплуатационная категория, введенная в 2004 году. По сравнению с API CI-4, она повышает требования к образованию сажи, отложений, к вязкостно-температурным показателям масел, вводит ограничения на значения TBN. Чтобы получить маркировку API CI-4 PLUS, продукт проходит испытания по 17 моторным тестам.

API CJ-4. Категория установлена в 2006 году и предписывает требования к маслам для быстроходных 4-тактных двигателей, соответствующих нормам токсичности выхлопных газов 2007 года. Продукты API CJ-4 отвечают стандартам выбросов твердых частиц и NOx для моторов 2007 года выпуска и моложе. Категория устанавливает лимиты по целому ряду показателей масел:

  • зольность – не менее 1,0 %;
  • сера – 0,4 %;
  • фосфор – 0,12 %.

Масла API CJ-4 рекомендованы для моторов, оборудованных сажевыми фильтрами и другими системами очистки отработавших газов.

API CK-4. Категория масел для высокоскоростных 4-тактных двигателей, выпускаемых с 2017 года. Продукты характеризуются повышенной устойчивостью к окислению, к образованию отложений в области поршневых колец. Вязкость масел остается стабильной под воздействием сдвиговых нагрузок. Повышены требования к стойкости к деградации, к противоизносным свойствам. Масла API CK-4 рекомендованы для двигателей с сажевыми фильтрами и другими системами доочистки.

API FA-4. Новейший класс качества и назначения, устанавливающий требования к маслам SAE XW30. Продукты предназначены для двигателей, соответствующих современным нормам по уровню токсичности выхлопов и показателям энергосбережения. Важно, что категория API FA-4 не является взаимозаменяемой с другими классами. Использование таких масел возможно только в строгом соответствии с рекомендациями производителя мотора.

В ряду продуктов Sintec представлены материалы для бензиновых и дизельных двигателей высочайших категорий качества и назначения. Мы подберем масло, соответствующее Вашим требованиям.

Расшифровка классификации масла по API

Система классификации моторных масел API (Американского Нефтяного Института ) начинает свое существование с 1969 года. Основное её предназначение – разделение моторных масел по качеству и используемой технике.

В соответствии с этими категориями, в названиях соответствующих стандартов используется нужные обозначения. Например, обычно, масла стандартизированные таким образом имеют названия API SE. Сейчас мы подробнее разберем, что означают данные буквы.

Для каждого нового класса присваивается дополнительная буква по алфавиту. Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным (указывает для какого мотора масло), а второй на возможность использования от года создания двигателя, и есть ли у него турбина или отсутствует.

S (Service) — состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке.

C (Commercial) — состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке.

Если масло проходит по нескольким стандартам, например, API SJ/CF – значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории. На рисунке ниже приведены все основные стандарты масла в категории API.

Исходя из двух данных таблиц, расскажем о самых популярных на сегодняшний день категориях.

Бензиновые масла

SJ — Категория утверждена 06.11.1995, лицензии стали выдаваться с 15.10.1996. Автомобильные масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Максимальных уровень эксплуатационных свойств. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC.

SL — введен в июле 2001 года для многоклапанных турбированных двигателей, оборудованных системами контроля и нейтрализации выхлопа. API SL подразумевает следующие совершенствования моторных масел:

  • пониженную токсичность выхлопа
  • защиту систем контроля и нейтрализации выхлопа
  • повышенную защиту от износа
  • усиленная защита отвысокотемпературных отложений
  • удлиненный интервал замены

SM — введен в действие в ноябре 2004 года. API SM включает в себя моторные масла для бензиновых двигателей, выпущенных после 2004 года. Удовлетворяющие требованиям моторные масла, обеспечат надежную смазку турбированным и многоклапанным двигателям. Моторное масло сертифицированное по классификации API SM может иметь дополнительную спецификацию ILSAC GF-4, что говорит о высоких энергосберегающих свойствах моторного масла.

SN (нет в таблице) — введен в действие в октябре 2010 года. На сегодня это самые последние (потому и самые жесткие) требования, которые предъявляются к производителям моторных масел для бензиновых двигателей. Сертифицированные масла подразумевают возможность применения во всех бензиновых двигателях современного поколения (производством после 2010 года).

Важным в появлении класса API SN классификации API можно отметить введение следующих требований

  • Можно применять в двигателях, использующих биотопливо;
  • Все масла стандарта энергосберегающие;
  • Повышенные требования к обеспечению износостойкости двигателя;
  • Моторные масла API SN должны обеспечивать «долгую и счастливую жизнь» системам контроля эмиссии и «экологически чистый» выхлоп.

Дизельные масла

СF — введен в 1994 году. Масла для внедорожной техники, двигателей с разделительным впрыском, в том числе работающих на топливе с содержанием серы 0,5% от массы и выше. Заменяет масла CD.

СF-2 — введен в 1994 году. Улучшенные характеристики, используется вместо CD-II для двухтактных двигателей. Наивысшее масло для двухтактных двигателей.

СF-4 — введен в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него. Можно применять вместо CD и СЕ масел. Высшее для четырехтактных моторов.

СG-4 — введен в 1995 году. Для двигателей быстроходной дизельной техники, работающей на топливе с содержанием серы менее чем 0,5%. Масла CG-4 для двигателей, выполняющих требования по токсичности отработанных газов, введенные в США с 1994 года. Заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий. Высшее для моделей с 1995 года.

СH-4 — введен в 1998 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, удовлетворяющих требования по токсичности выхлопных газов, введенных в США с 1998 года. Масла СН-4 позволяют использовать топливо с содержанием серы вплоть до 0,5% от массы. Можно использовать вместо CD, СЕ, CF-4 и CG-4 масел.

СI-4 — введен в 2002 году. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения нормам по токсичности отработавших газов, осуществляемым в 2002 году. Масла СI-4 допускают использование топлива с содержание серы вплоть до 0,5% от массы, а также применяются в двигателях с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Заменяет CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4 масла. В 2004 году была введена дополнительная категория API CI-4 PLUS. Ужесточены требования к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям.

CJ-4 — введен в 2006. Для быстроходных четырёхтактных двигателей, проектируемых для удовлетворения норм по токсичности отработавших газов 2007 года на магистральных дорогах. Масла CJ-4 допускают использование топлива с содержанием серы вплоть до 500 ррт (0,05% от массы). Однако работа с топливом, в котором содержание серы превышает 15 ррт (0,0015% от массы), может сказаться на работоспособности систем очистки выхлопных газов и/или интервалах замены масла. Масла CJ-4 рекомендованы для двигателей, оборудованных дизельными сажевыми фильтрами и другими системами обработки выхлопных газов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: