Из чего состоит моторное масло?

Процентный состав моторного масла

Масла для поршневых двигателей — группа технических жидкостей для смазки, очистки и охлаждения рабочих элементов мотора. В зависимости от компонентного содержания получают продукты с различными физико-химическими свойствами. Рассмотрим подробный химический состав моторных масел и назначение компонентов.

Классификация масел

По способу получения масла для ДВС делят на 3 группы:

  • Минеральное (нефтяное)

Получают путём прямой нефтеперегонки с последующим отделением алканов. Подобный продукт содержит до 90% разветвлённых насыщенных углеводородов. Характеризуется высокой дисперсностью парафинов (неоднородностью молекулярных масс цепей). Как итог: смазочный материал термически нестабилен и не сохраняет вязкостные показатели в процессе эксплуатации.

  • Синтетическое

Продукт нефтехимического синтеза. Сырьём служит этилен, из которого посредством каталитической полимеризации получают базу с точной молекулярной массой и длинной полимерных цепей. Также возможно получить синтетические масла путём гидрокрекинга минеральных аналогов. Отличается неизменными эксплуатационными качествами на протяжении срока службы.

  • Полусинтетическое

Представляет смесь минерального (70-75%) и синтетического масла (до 30%).

Помимо базовых масел готовый продукт включает пакет присадок, которые корректируют вязкостные, моющие, диспергирующие и прочие свойства жидкости.

Общий состав смазочных моторных жидкостей представлен в таблице ниже:

Состав моторного масла в процентах

Содержание основы достигает 90%. По химической природе можно выделить следующие группы соединений:

  • Углеводороды (предельные алкены и ненасыщенные ароматические полимеры).
  • Сложные эфиры.
  • Полиорганосилоксаны.
  • Полиизопарафины (пространственные изомеры алкенов в полимерной форме).
  • Галогенпроизводные полимеры.

Подобные группы соединений составляют до 90% по массе готового продукта и обеспечивают смазывающими, моющими и чистящими качествами. Однако свойства нефтяных смазок не отвечают требованиям эксплуатации в полной мере. Так, насыщенные парафины при высокой температуре образуют коксовые отложения на поверхности двигателя. Сложные эфиры подвергаются гидролизу с образованием кислот, которые приводят к коррозии. Чтобы исключить подобные эффекты вводят специальные модификаторы.

Пакет присадок — состав и содержание

Доля модификаторов в моторных маслах составляет 10%. Существует множество готовых «пакетов присадок», которые включают набор компонентов для повышения требуемых параметров смазочного материала. Перечислим наиболее важные соединения:

  • Высокомолекулярный алкилсульфонат кальция — моющий агент. Доля: 5%.
  • Диалкилдитиофосфат цинка (Zn-ДАДТФ) — защищает металлическую поверхность от окисления и механических повреждений. Содержание: 2%.
  • Полиметилсилоксан — термостабилизирующая (антипенная) присадка с долей 0,004%
  • Полиалкенилсукцинимид — моюще-диспергирующая присадка, которую вводят вместе с антикоррозионными агентами в количестве до 2%.
  • Полиалкилметакрилаты — депрессорные добавки, которые препятствуют осаждению полимеров при понижении температуры. Доля: менее 1%.

Наряду с вышеописанными модификаторами готовые синтетические и полусинтетические масла могут содержать деэмульгирующие, противозадирные и другие присадки. Общее процентная доля пакета модификаторов не превышает 10–11%. Однако в некоторых типах синтетических масел допускается содержание добавок до 25%.

Состав моторного масла

Моторные масла — сложный химический состав, состоящий из базовых масел и комплекса аддитивных присадок, которые улучшают свойства «базы».

Базовое масло

Согласно классификации Американского Института Нефти, существует 5 групп базовых масел:

I группа

Минеральные базовые масла, получаемые из нефти. Содержат менее 90% предельных углеводородов и 0,03 % серы, вследствие чего, достаточно быстро окисляется. Индекс вязкости — от 80 до 120, хотя обычно не превышает 90.

II группа

Улучшенные минеральные масла, которые прошли процедуру гидрообработки. Содержат не менее 90% предельных углеводородов и менее 0,03% серы, индекс вязкости от 80 до 120 (обычно превышает 90).

III группа

Масла III группы так же называются HC-синтетическими (Hydro-Cracking-Synthese-Technology). До 1999 года гидрокрекинговые масла считались минеральными, до того момента, как Castrol не стал писать на канистрах своих гидрокинговых масел слово «Synthetic», что вызвало возмущение компании Mobil. Состоялось разбирательство, в ходе которого суд постановил, что слово «Synthetic» не относится к вопросам технического описания товара. После этого прецедента гидрокрекинг, по сути, стал королем среди королей синтеза. К тому же, с тех пор технологии сильно развились и на сегодняшний день масла III группы в гражданской эксплуатации практически ничем не уступают маслам IV группы при гораздо меньшей стоимости производства.

На сегодняшний день существуют две основных технологии получения базовых масел III группы.

VHVI (Very High Viscosity Index)

Технология VHVI — это глубокое очищение масляных фракций нефти с последующей обработкой каталитическим гидрокрекингом, в ходе которого удаляются практически все серные и азотистые соединения, а так же происходит молекулярная модификация масла.

GTL (Gas to Liquid)

Gas to Liquid — досл. «Газ в жидкость». Технологический процесс состоит в следующем: полученный из природного газа метан частично сжигается, превращаясь в синтез газ, из которого получают чистейший расплавленный парафин. Путем уже известного процесса, гидрокрекинга, парафин превращают в базовое масло.

Преимущества
  • Высокий индекс вязкости;
  • Низкая гигроскопичность;
  • Отличная растворяемость присадок;
  • Относительно низкая себестоимость производства.
Недостатки
  • Низкая полярность: масло плохо липнет к металлу и быстро стекает в картер. Нивелируется путем добавки алкилированных нафталинов, эстеров.
  • Невысокая температура вспышки.

IV группа

ПолиАльфаОлефины (ПАО)

ПАО масла получают из нефтяных газов, преимущественно из этилена или бутилена, путем сложных, многоступенчатых химических реакций, в ходе которых масло «собирают», как конструктор. ПАО-масла имеют огромные преимущества перед всеми другими видами базовых масел:

  • Термостабильность;
  • Увеличенный срок службы;
  • Низкая гигроскопичность;
  • Низкая испаряемость;
  • Высокая температура вспышки, у некоторых производителей она близка к 280 градусам!

ПолиАлкиленГликоли

ПАГ масла характеризуются очень высоким индексом вязкости, низкой зольностью, большей теплоемкостью (чем ПАО), высокой устойчивостью к сдвигу. Единственный недостаток — высокая цена.

V группа

Все остальные базовые масла, не вошедшие в первые 4 группы.

Присадки

Для улучшение свойств к базовым маслам добавляются различные присадки. Они улучшают индекс вязкости, добавляют моющие свойства и защищают детали двигатели, когда масляная пленка разрушается. Рассмотрим их подробнее.

Модификаторы вязкости (Viscosity Index Improvers, VIIs)

Полимерные загустители представляют собой молекулы, которые легко растворяются в маслах I, II и III группы. При нагревании они расширяются, увеличивая вязкость, а при низких температурах, наоборот, сжимаются, занимая меньше места, тем самым снижая вязкость.

Существуют два типа загустителей:

  • Линейный полимер — неустойчив к механической деструкции и окисляется;
  • Звездообразный — сохраняет вязкость на всем протяжении работы, при сдвиговых нагрузках почти не разрушается.

Моющие присадки (детергенты)

Детергенты являются основными носителями щелочности, которая нейтрализует кислоты, возникающие в процессе сгорания топливно-воздушной смеси. Предотвращают образование нагара на поршнях и других деталях, а так же удерживают во взвешенном состоянии продукты загрязнения.

Диспергирующие присадки (дисперсанты)

Диспергенты предотвращают образование низкотемпературных отложений, шламов, а также забивание маслопроводов.

Модификаторы трения

Модификаторы трения — присадки, снижающие потери на трение, увеличивают топливную экономичность, а так же исключают сухое трение «металл-металл». Обладают высокой полярностью (т.е. легко прилипают к металлу), при этом легко деформируются. Наиболее известным представителем является молибден.

Антиокислительные присадки

Создают на поверхности сплавов цветных металлов защитную, непроницаемую для агрессивных веществ, пленку, тем самым защищают их от коррозии.

Депрессоры

Присадки, понижающие температуру застывания масла, препятствуя потере текучести при низких температурах из-за образования твердых кристаллов парафинов.

Смешивание базовых масел и присадок

Состав моторного масла — это сложная рецептура, которая создавалась ведущими компаниями не один десяток лет. Однако технология получения готового моторного масла — это не просто смешение компонентов. Это сложный технологический процесс, состоящий из нескольких стадий, которые происходят при разных температурах. Малейшее отступление от технологии может привести к значительной потере качества.

Читайте также  В каких странах запрещено пальмовое масло?

Поэтому масла RIXX производятся по запатентованной технологии CCBL. Суть процесса заключается в схлопывании миллиардов пузырьков в зоне блендинга, что позволяет на молекулярном уровне смешивать базовые масла и присадки. В эпицентре взрыва температура может достигать нескольких сот градусов, тогда как при обычном блендинге реакционная масса нагревается до 80 градусов. Масла, произведенные по такой технологии, обладают высокой однородностью, улучшенными смазывающими свойствами и увеличенным (до 25%) сроком службы.

Масло для двигателя

Часто при выборе моторного масла, автолюбители не могут определиться и принимать правильное решение.

Надеемся, что после прочтения данной статьи, вы с легкостью примите правильное решение при выборе моторного масла для вашего автомобиля.

Разговор о моторных маслах, начну с истории, который случилось с двигателем моего автомобиля после того, когда я не правильно выбрал моторное масло.

А сейчас лаконично поговорим о классификациях, типах, классах и категориях современных моторных масел, которых огромное количество.

Все наверно знают, что все технические масла, а вернее будет сказать, масляные основы — это результат переработки нефти.

Попробуем разобраться в составляющих компонентов моторного масла, разновидности которых с каждым днем становятся все больше и больше.

  • Если коротко, то моторное масло это смесь масляной основы и разных присадок.

Так как в моторном масле основным компонентом является масляная основа, с него и ночном познакомится с типами масел, которые предназначены для автомобильных двигателей.

Масляные основы бывают минеральные , синтетические и полусинтетические .

Все виды масляных основ, без добавления присадок, имеют невысокие смазочные свойства, не говоря уж об эксплуатационных характеристиках (срок, температура).

Присадки, в основном от себя представляют химические вещества, которые после добавления в масло повышают эксплуатационные и смазочные свойства.

Разные присадки придают маслам разные характеристики, одни стабилизируют вязкость, другие – устойчивость к высоким температурам, третье — очищают детали двигателя от нагара.

В основном все разновидности моторных масел отличаются составом присадок, которые производители добавляют.

Самым главным, в производстве моторных масел, является соответствие мировым стандартам, а также к требованиям автопроизводителей разных марок.

Каждый конкретный двигатель имеет свои требования к характеристикам моторных масел.

Именно по этой причине, при определении оптимального набора присадок, в производстве моторных масел решающее слово принадлежит специалистам по созданию двигателей.

А сейчас разберемся в классификациях моторных масел, которых несколько, в зависимости какой параметр масла имеется в виду.

  • Первый и самый главный в классификации — это химически состав.

По химическому составу моторные масла разделяют на 3 основные группы:

  1. минеральные,
  2. полусинтетические
  3. синтетические масла.
  • Второй параметр, по которому классифицирую масла — это вязкость, или SAE классификация.
  • Третий параметр классификации — это присадки, или API и ACEA.

Есть еще и четвертый классификатор — допуск производителей, однако на нашей стране мало кто обращает внимание на этот параметр моторных масел.

В России и в странах СНГ, обычно при покупке моторного масла 90 процентов водителей интересует лишь химический состав и вязкость, то есть минералка, синтетика или полусинтетика и цифры обозначающий вязкость.

Этикетки моторных масел Этикетки моторных масел Этикетки моторных масел

Химический состав моторных масел

Минеральные моторные масла получают из переработки нефти. Синтетическое масло получают путем химического синтеза. Разница между минеральными и синтетическими моторными маслами очень существенная.

Выбор того или иного масла в основном зависит из условий работы двигателя.

Кто не знает как трудно запускать двигатель с минеральным маслом , если температура воздуха находится ниже отметки минус 25 градусов.

Отсюда следует, что синтетические масла более подходящие для работы двигателя, как при высоких так и при низких температурах. Но их высокая стоимость не всегда вписывается в семейный бюджет.

Но не все так безнадежно. Есть промежуточный вариант — полусинтетика

При замене масла, для многих водителей часто становится актуальным ответ на вопрос: — Можно ли смешивать разные типы моторных масел ?

Надо сказать,что среди автолюбителей бытует мнение , что при смешивание разных типов, масло сворачивается, и приобретает гелеобразную констинтенцию. Однозначно сказать, что это так — будет неправдой, но скажу сразу, что делать это не желательно.

Хотя полусинтетическое масло получают смешиванием синтетики и минералки, и в этом случае ничего не происходит. Но надо помнить, что при получении полусинтетического масла масляные основы смешивают до добавления присадок, поэтому, скорее всего, нечего не обычного и не происходит.

Но с высокой долей вероятности может случиться так, что во время смешивание моторных масел разных производителей, находящиеся в составе химические присадки могут, вступить в химическую реакцию друг с другом и причинить вред вашему двигателю.

Поэтому, если вы собираетесь долить в двигатель другой тип масла, постарайтесь, чтобы старое и новое масла были выпущены одним производителем. Не забывайте и о том, что при замене масла в двигателе остается 5% от старого масла. Если вы собираетесь менять производителя масла, или залить в двигатель масло, которое по типу отличается от старого, советую обязательно произвести промывку двигателя.

Температурные границы Отметки о стандартах классификации на этикетке масла Отметки о стандартах классификации на этикетке масла

Вязкость моторного масла

Главней задачей для параметра вязкость — это уменьшить силу трения всех деталей работающего двигателя, а особенно поршней в цилиндре, которые плюс ко всему этому должны имеет максимальную герметичность.

Классификация моторных масел по вязкости чаще всего называют «Классификация SAE«, который разработали инженеры Американской автомобильной ассоциации. SAE параметр описывает состояние вязкости масла при разных температурных режимах.

Одним словом, SAE параметр это максимальная и минимальная температура, в промежутке которого работа двигателя можно считать надежным и безопасным.

На этикетках моторных масел вязкость пишется таким образом: — например SAE 5W-30 .

Давайте разберемся, что обозначают эти цифра и буква W. W — это первая буква от английской слова «зима» – «winter». Такое масло можно использовать зимой.

Цифра 5, на нашем примере, определяет минимальную температуру запуска двигателя. Для определения надо от цифра 40 отнять цифру, написанную перед буквой W, в нашем случае это цифра 5. Для масла с параметром вязкости AE 5W-30, нижняя температурная граница получается -35 градусов.

Цифра 30 определяет верхняя температурная граница, и определяется оно не в прямую. То есть если написано 30, это вовсе не означает что масло можно использовать при температуре +30 градусов. Этот параметр указывает минимальный и максимальный вязкость масла в работающем двигателе — чем выше это цифра, тем густое моторное масло.

Чтобы было понятнее, мы публикуем некоторые параметры вязкости с обозначенными температурными границами.

Набор присадок

Классификация APIAmerican Petroleum Institute (Американский институт топлива) в 1969 году создал систему классификаций по качеству моторных масел.

Этим параметром определяется тип двигателя, бензиновый или дизельный.

Класс API в этикетках имеет такой вид: API SJ , API CF-4 , API SJ/CF-4 . Если на таре моторного масла нет описание для классификации API, значит сертификат API этому типу масле не присвоена.

А сейчас расшифруем буквы и цифры. Первая букв всегда характеризует тип масла: S — для бензиновых и C — для дизельных двигателей.

Бывают моторные масла, которые предназначены как для дизельных, так и для бензиновых движков. В таких случаях на этикетке ставится API классификация обеих типов, которые разделены символом / (слеш).

Читайте также  Промывочное масло для двигателя какое лучше выбрать?

API SJ/CF-4 можно расшифровать так: масло можно применить как в бензиновых, так и в дизельных моторах, однако так как первым в коде написано SJ, то есть буква S, это значить, что более предпочтительным являются бензиновые двигатели.

Классификация ACEA — Европейский вариант классификации API . Создано в 1995 году. Последующие изменение в этом стандарте вынесены в 2002-ом и 2004 годах.

Все производители, которые используют на своем этикетке стандарт классификации ACEA, обязательным порядке должны произвести проверку масла согласно стандартам European Engine Lubricant Quality Management System.

В 2004 году по стандарту ACEA все виды моторных масел разделены на 3 категории.

Отметки о стандартах классификации на этикетке масла Таблица безопасных диапазонов температур и вязкости

Думаю, столько информации будет достаточной, для самостоятельного и правильного выбрать моторного масла. А сейчас подведем итоги конкретными советами по выбору моторного масла .

Чтобы выбор моторного масла не был ошибочным, еще раз внимательно посмотрите на фотографии с таблицами по классификацию моторных масел, которые представлены в этой публикации (кликните по картинкам, и они увеличатся в размерах, будет проще прочесть написанное).

Если автомобиль у вас новый, обязательно постарайтесь приобрести масло там, где вы купили машину. Это наверно самый лучший вариант выбора моторного масла для новых автомашин, находящиеся в гарантии.

Посмотрите в инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля от производителя, если конечно оно есть. По идеи в нем должно быть параметры моторного масла для вашего двигателя.

Если вы купили автомобиль от руки, постарайтесь узнать больше информации о масле в двигателе. При отсутствии такой информации, замена масла надо произвести с промывкой двигателя.

Имейте в виду, что каждый раз изменив марку моторного масла, вы наносите вред своему двигателю, если конечно это не обосновано конкретными фактами. А конкретным поводом для изменения марки масла является только завышенный расход, или течь.

В таких случаях, если автомобиль с большим пробегом, будет лучше, если вы перейдете на более густое, вязкое моторное масло. Перейдите от синтетического масла на полусинтетику.

А если у вас машина почти новая, тогда в таких случаях, скорее всего вам придется, заменит некоторые сальники, или прокладки в двигателе.

Для уточнения вязкости масла, обращайте внимание к пробегу вашего автомобиля. Большой пробег требует высокий высокотемпературный вязкость моторного масла (это цифра после буквы W в коде классификации). Еще раз вспоминайте историю моего автомобиля, о которой я написал в начале этой статьи.

Обычно, сервисный интервал (пробег, после которого следует заменить масло в двигателе) определяется производителем двигателя, однако опытные автолюбители руководствуются другими приметами.

Всем ясно, чем чаще заменить масло, тем лучше для двигателя. Но, не надо забывать и о том, что хорошие масла стоят дорого. Именно поэтому стоит правильно определит, когда надо заменить масло.

В среднем, пробег после которого производится замена масла, для современных автомобилей составляет от 5-и до 8-и тысяча километров. Но если вы обычно ездите в малых оборотах, не нагружаете двигатель, тогда это цифра может возрасти до 10-12 тысяч километров.

На сервисный интервал сильно влияет также и качество топлива. Некачественное топливо приводит к тому, что несгораемые жидкие компоненты топлива попадают в масло и уменьшают вязкость моторного масла.

Состав моторного масла

Состав масла по большей части (75 — 85 %) определяется содержанием так называемых базовых масел, которые не содержат присадок. В зависимости от типа моторного масла к ним добавляются отдельные присадки или пакет присадок. Принципиальное значение имеет различие в виде базового масла: минеральное или синтетическое. У минеральных масел испаряемость намного выше, чем у синтетических. При одинаковых условиях эксплуатации и вязкости разница в расходе будет весьма заметная. Например, масло с вязкостью 10W-40 может быть как минеральным, так и синтетическим, но испаряемость у них разная.

Для оценки испаряемости применяется тест Noack (ASTM D 5800, DIN 51581, CEC-L-40-A-93), который показывает, какое количество масла в процентном отношении испарится в определенный период времени (за 1 час) при определенной температуре (+250 °С). В течение часа масло выдерживается на тарированной пластине, после чего вычисляется его остаток. Испаряемость по Noack выражается в процентах. Если сравнивать синтетические базовые масла с минеральными, то испаряемость по этому методу минеральных масел составляет около 25 — 30 %, что примерно в два раза выше, чем у синтетических -13-15%. То есть на угар моторного масла влияет и его базовый состав.

Для оптимальной работы двигателя следует подбирать масло с правильной вязкостью, которая задана автопроизводителем. Обычно в инструкции по эксплуатации или сервисной книге указывается, какой класс вязкости (SAE) рекомендован для данного двигателя. Например, в масле с вязкостью 10W-40 первая цифра определяет только низкотемпературные качества масла, т. е. пусковые свойства и прокачиваемость. Вторая же цифра означает класс вязкости масла, который определяет вязкость масла уже при рабочих температурах 100 и 150 °С. Например, величина кинематической вязкости при 100 °С для масла с классом вязкости 40 пределах 12,5 -16,3 сСт, соответственно для 30-го класса – 9,3 — 12,5 сСт.

Эти показатели не связаны напрямую с толщиной масляной пленки, поскольку на нее влияет не только вязкость, но и строение, свойства молекул самого масла. Тем не менее тенденция существует, что при увеличении вязкости толщина масляной пленки возрастает. Нельзя определенно сказать, что 10W-40 лучше, чем 10W-30, и наоборот. Для каждого типа двигателя предусмотрена своя оптимальная вязкость.

Однако здесь нужно учитывать следующий момент: если, например, изначально производитель указал класс вязкости 30, но в процессе работы двигатель износился, на сервисной станции могут порекомендовать перейти на 40-й класс. За счет повышения вязкости можно компенсировать увеличенные зазоры, образовавшиеся вследствие износа. Следует помнить, что понижать вязкость от рекомендованной категорически нельзя, это может привести к уменьшению толщины масляной пленки, что в свою очередь приведет к повышенному износу.

Большое влияние на угар оказывают эксплуатационные свойства масла, т. е. его рабочие характеристики. Они также определяют, насколько хорошо двигатель защищен от вредных отложений, износа и коррозии. Для определения эксплуатационных свойств существуют специальные классификации (американские, европейские и от производителей техники). Почти у каждого производителя техники есть свои допуски. Например, для Mercedes-Benz они обозначены как 228.1, 228.3 и 228.5. Данные допуски действительны для масел, применяемых в дизельных двигателях для коммерческого транспорта. Каждый из них подразумевает определенные эксплуатационные свойства. В них также заложен расход на угар. Масла с допуском 228.5 бывают только синтетические и полусинтетические, так как для получения данного допуска масло тестируется в двигателе ОМ 501 LA и расход масла не должен быть более чем 30 г/ч (в сравнении с 228.1 — не более 50 г/ч).

Свои требования к расходу масла на угар есть также в классификациях моторных масел АСЕА (Е4, Е6, Е7, Е9) и API (СН-4, CI-4, CJ-4). Как правило, от допусков зависит интервал замены масла. Они могут различаться в полтора-два раза. Принцип довольно простой: чем выше допуск, тем потенциально меньше расход на угар масла и тем реже его приходится доливать. Вот почему ужесточаются требования к испаряемости масла с каждой новой спецификацией.

Читайте также  Антифриз пошел в масло что делать?

На старых двигателях допустимо использовать масла как с рекомендованными, так и с более высокими допусками. Старые модели двигателей делались не на столь точном, как сейчас, оборудовании, поэтому зазоры между деталями находятся в более широких пределах, в отличие от новых двигателей. В старых двигателях нужно строго соблюдать класс вязкости масла и даже применять классы выше, если автомобиль имеет солидный пробег.

Однако пробег не всегда определяет износ двигателя: если автомобиль эксплуатировался правильно и был заправлен «хорошим» маслом, износ может быть минимальным даже на двигателях-миллионниках. Во все старые двигатели рекомендовано заливать новые масла, так как они обладают более высокими эксплуатационными свойствами.

Автомобильное масло, свойства, характеристики, применение

Автомобильное масло для двигателя – необходимый продукт, обеспечивающий правильное функционирование системы. Используется для смазки, охлаждения, уменьшения трения, коррозии, передачи давления на комплектующие, вывода продуктов сгорания. Состоит из смеси базового масла и различного вида добавок.

Основы для автомасла

Чтобы ответить на вопрос: «Из чего и как делают машинное масло?» в первую очередь следует рассмотреть виды основ для его создания.

Автомобильные моторные масла делят на минеральные, синтетические и полусинтетические.

Минеральное масло получают из остаточных продуктов нефтепереработки. В результате деления нефти на фракции путем перегонки, получают мазут, из которого далее производится основа для масла. Основным минусом минеральных смазочных материалов является требование к их частой замене и большая вязкость, густота.

В отличие от минерального, производство синтетического моторного масла основано на химическом синтезе углеводородов.

Необходимость в таком виде смазочного материала возникла вследствие того, что минеральное масло обладает рядом ограничений в режиме эксплуатации ДВС. При запуске, работе, остановке двигателя, перепадах температуры воздуха, масло изменяет свою вязкость, что влияет на эффективность работы и износ двигателя. Чтобы расширить диапазон применения минеральной базы, производство масел включает смешивание с особыми химическими соединениями, присадками. Однако, это не всегда результативно для мотора, работы в оптимальном режиме.

Синтетические масла производятся с заранее запрограммированными характеристиками. Они лучше сохраняют свои свойства при изменении режима работы. Ведут себя одинаково стабильно при высоких и низких температурах. Дольше сохраняют паспортные свойства в процессе эксплуатации. В результате их реже требуется менять.

Полусинтетические производят путем смешивания минеральной и синтетической основы в пропорциях от 50:50 до 70:30.

По ценам минеральные масла самые дешевые, синтетические самые дорогие, полусинтетические, занимают среднюю ценовую нишу.

Присадки в моторное масло для автомобиля

Химические соединения присадок влияют на вязкость, создают обволакивающую защитную пленку, которая уменьшает износ деталей в результате трения и коррозии. Существующие требования к моторным маслам привели к созданию различных видов смазочных составов.

Так как вязкость напрямую зависит от температуры, возникла необходимость создать летнее и зимнее масло. В жарких климатических условиях масло уменьшает вязкость, становится жидким. В результате комплектующие двигателя оказываются плохо смазаны, масло сочиться сквозь прокладки. Низкое давление приводит к тому, что стартер не проворачивает, не заводит двигатель. Изготавливают летнее масло на минеральной и синтетической базе.

При отрицательных температурах вязкость повышается. Зимой, масло заливаемое в двигатель, требует разжижающих присадок. Зимнее масло, как правило, имеет синтетическую основу.

В настоящее время большой популярностью пользуется всесезонное моторное масло. Такой продукт имеет состав, который расширяет границы применимости. В качестве основы применяется синтетика и полусинтетика. И что немаловажно, в этом случае, нет необходимости его менять при смене времен года.

Следующей характеристикой смазочного материала для двигателя, является щелочное число. Горение топлива – это химический процесс окисления. В результате образуются хлопья шлама, которые оседают на металлических стенках. Впоследствии они вызывают коррозию, мешают нормальному скольжению поршней.

Щелочи – лучшие нейтрализаторы кислот. Добавление щелочных присадок не дает возможности оседать продуктам сгорания. Они постоянно находятся во взвешенном состоянии. Чем выше щелочной показатель, тем лучше масло нейтрализует негативное действие окислов. В процессе эксплуатации, число постепенно снижается.

Какое масло лучше для двигателя?

При смене масла необходимо придерживаться главного правила – оно должно быть такое же, как было залито ранее. У разных производителей основа может отличаться характеристиками. Если неизвестно какое было использовано ранее, двигатель следует предварительно промыть.

Понятие лучшего масла для легкового автомобиля – не существует. В зависимости от вида топлива, применяются различные смазочные материалы. Масло для бензинового двигателя не заливают в дизельный двигатель.

Отличные характеристики синтетического масла не делают его лучшим вариантом для старого двигателя с большим пробегом. В этом случае больше подойдет минеральное масло, так как оно характеризуется высокой вязкостью. А для нового двигателя с небольшим пробегом, оптимальным станет полусинтетический смазочный материал.

Если автомобиль эксплуатируется в условиях с мягким климатом, то нет необходимости использовать масло с большой вязкостью.

Высокое значение щелочного числа не требуется для карбюраторного бензинового двигателя. Для дизельных двигателей число должно быть выше и находится в пределах 2 – 5.

Лучшим способом подбора смазочного материала для двигателя будет подбор по стандартизации. Чем точнее подобрано масло в соответствии с конструкцией двигателя, тем лучше будет работать мотор автомобиля.

Классификация масла для двигателей

В настоящее время используются основные виды классификации SAE и API. Масла маркируются буквами и цифрами. Первая буква обозначает для какого типа двигателя оно предназначено. Вторая буква определяется по году выпуска двигателя. Чем дальше буква по алфавиту, тем новее год выпуска. Буквой W обозначен зимний вид масла. Цифрами обозначают в каких температурных диапазонах применяется масло.

Существующие стандарты моторных масел по системе API, которые позволяют подобрать масло по следующим характеристикам:

  • вид топлива (для бензиновых двигателей первая буква в названии S, для дизельных – C, универсальное масло имеет двойное буквенное обозначение);
  • год выпуска двигателя (вторая буква в названии для бензиновых С, D, E, F, G, H, J, L, M, для дизельных моторов B, C, D, F, G, H, I).

По оптимальной вязкости определяется международный стандарт SAE. Масло для минусовых температур имеет маркировку W. Диапазонам температур соответствуют следующие цифровые обозначения:

  • 20W – 10-15 градусов со знаком минус;
  • 15W – 15-20 градусов;
  • 10W – 20-25 градусов;
  • 5W – 25-30 градусов;
  • 0W – 30-35 градусов мороза и ниже.

При плюсовых температурах используется следующая цифровая маркировка:

  • 30 – применяется при температурах плюс 20-25 градусов;
  • 40 – 35-40 градусов тепла;
  • 50 – 45-50 градусов;
  • 60 – 50 градусов жары и выше.

Если нет возможности использовать одинаковое масло, то новое нужно приобретать того же производителя. По году выпуска двигателя буквы должны отличаться не более чем на две позиции. Приобретать масло лучше для предыдущих годов выпуска.

Например, если автомобиль с бензиновым двигателем выпущен в 2000 году, то по стандарту ему необходимо масло с маркировкой SJ. В крайнем случае подойдет маркировка SH и SC.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: