Можно ли расширитель трансформатора полностью залить маслом?

Заливка силовых трансформаторов маслом.

Заливку трансформаторов маслом рекомендуется производить при помощи маслообрабатывающих установок. Трансформаторы на напряжение до 110 кВ заливают маслом с температурой не менее 10°С без вакуума. Маслоочистительную установку подсоединяют к вентилю, расположенному в нижней части бака трансформатора, воздухоспускные пробки на крышке бака открывают. Бак трансформатора заполняют маслом со скоростью примерно 1,5—3 т/ч для появления масла в отверстиях пробок, закрывают и уплотняют пробки. Если на трансформаторе установлен расширитель, заливку продолжают до достижения отметок в маслоуказателе расширителя. После отстоя в течение не менее 12 ч повторно открывают пробки и выпускают скопившийся под ними воздух.

Трансформаторы на напряжение 150—500 кВ, не имеющие герметичных защит масла, заливают маслом с температурой 40—50°С при наличии остаточного давления в баке трансформатора не более 665 Па. После окончания вакуумирования трансформатора, не останавливая вакуум-насос, через вентиль, расположенный на крышке трансформатора, при помощи маслоочистительной установки в бак трансформатора подают масло со скоростью не более 3 т/ч. Попадая на активную часть, масло разбрызгивается, что способствует удалению из него паров влаги и газа. В течение всего периода заливки в баке необходимо поддерживать соответствующее остаточное давление. При вакуумной заливке для подачи масла в бак трансформатора не рекомендуется применять фильтр-прессы и центрифуги, имеющие сообщение с окружающим воздухом. Применяемый маслопровод должен быть маслоплотным и выдерживать полный вакуум. Для контроля за уровнем масла в баке трансформатора обычно применяют временные маслоуказатели в виде стеклянных трубок, которые при помощи гибких шлангов соединяют с верхней и нижней частями бака трансформатора. Более технологичным является метод контроля уровня масла в баке при помощи двух вакуумметров. Один вакуумметр подсоединяют к надмасляному пространству, а другой устанавливают на вентиле внизу бака трансформатора. Высоту столба масла, м, над уровнем установки нижнего вакуумметра можно вычислить по формуле: Н=(р1—р2)/0,9, где р1 и р2 — показания вакуумметров, Па. Для практических расчетов принимают, что плотность масла равна 0,9·103 кг/м3. Вакуумную заливку производят до уровня 150—200 мм от верха крышки бака трансформатора, пока все изоляционные детали активной части не будут покрыты маслом. После этого прекращают подачу масла в бак трансформатора и вакуумируют надмасляное пространство в течение 10 ч. Останавливают вакуум-насос и через воздухоосушитель заполняют надмасляное пространство в баке воздухом. При атмосферном давлении выдерживают активную часть в течение 5 ч.

После вакуумной заливки выполняют доливку трансформатора маслом через имеющийся в расширителе патрубок для доливки масла. Доливку трансформатора до уровня отметок в маслоуказателе расширителя производят без вакуума после монтажа всех заполненных маслом комплектующих узлов (охладителей, выхлопной трубы и пр.) и установки расширителя. После отстоя в течение 12 ч из всех пробок на крышке и комплектующих узлах трансформатора повторно выпускают скопившийся воздух. Таким же образом производится доливка трансформаторов, прибывших на монтажную площадку частично не долитыми маслом, с которых масло в процессе монтажа полностью не сливалось. Перед вакуумной заливкой трансформаторов, оборудованных пленочной защитой масла, необходимо на крышке бака смонтировать патрубок газового реле с запорным вентилем и другие составные части, для установки которых требуется разгерметизация бака. Заливку производят дегазированным маслом при остаточном давлении в баке. При этом масло в бак трансформатора подают через задвижку, расположенную в нижней части бака, до уровня на 100—200 мм ниже верха крышки бака. Скорость подачи масла не ограничивается. Надмасляное пространство вакуумируют при соответствующем давлении в течение 2 ч, затем вакуумирование прекращают.

После установки расширителя со смонтированной гибкой оболочкой газового реле и соединяющих их патрубков и запорных вентилей расширитель доливают дегазированным маслом до максимально возможного уровня. Открывают вручную отсечный клапан и запорный вентиль, отсекающий газовое реле от расширителя, заполняют соединяющие патрубки маслом, выпуская воздух через воздухоспускной краник реле. Затем открывают запорный вентиль, отсекающий газовое реле от бака трансформатора, и заполняют надмасляное пространство в баке маслом, поступающим из расширителя. При необходимости производят доливку расширителя маслом. Устанавливают необходимый уровень масла в расширителе, после чего открывают воздухоспускные пробки на баке и комплектующих частях и выпускают оставшийся воздух.

Технология и оборудование производства трансформаторов — Заливка маслом и испытание на герметичность, обработка масла

Содержание материала

3. ЗАЛИВКА МАСЛОМ И ИСПЫТАНИЕ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ. ОБРАБОТКА ТРАНСФОРМАТОРНОГО МАСЛА. ОБОРУДОВАНИЕ МАСЛООЧИСТИТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ
В зависимости от напряжения трансформаторов различают вакуумную и безвакуумную заливку трансформатора маслом. Обычно трансформаторы напряжением до 150 кВ заливают маслом без вакуума, а трансформаторы напряжением более 150 кВ — под вакуумом.
Для безвакуумной заливки трансформатора маслом устанавливают и подсоединяют к баку предохранительную трубу и расширитель, а при вакуумной заливке их подсоединяют к трансформатору после вакуумировки «зеркала» масла, перед доливкой масла.
Безвакуумную заливку производят снизу бака, уровень масла в баке определяют по маслоуказателю на расширителе. Скорость заливки должна быть в пределах 2—6 т/ч. Расширитель заливают маслом обычно на 2/3 высоты маслоуказателя, после чего его поступление в бак прекращают. Однако трансформатор еще не готов к электрическим испытаниям. До предъявления на испытание трансформатор необходимо выдержать в течение определенного времени:

Время выдержки трансформатора, ч

Выдержка трансформатора перед испытаниями необходима для удаления из масла воздуха, который скопился при заливке трансформатора в глухих «карманах» (фланцах вводов ВН, СН и НН, люках на крышке и т. п.). Наличие воздуха — нежелательное явление, так как оно может вызвать электрический пробой вводов, внутренняя полость которых окажется частично не заполненной маслом из-за присутствия воздушной прослойки, либо пробой по поверхности фарфора нижней части ввода ВН на крышку из-за отсутствия масла в какой-то части переходного фланца и будет сокращен путь для возможного электрического разряда, либо пробой с отвода обмоток на бак из-за присутствия воздушной прослойки под крышкой трансформатора. Поэтому перед предъявлением трансформатора на высоковольтные испытания необходимо выпустить воздух через пробки и уплотнить их. Признаком окончания выхода воздуха служит появление масла через отверстие в люке; во избежание попадания масла на бак трансформатора пробку не следует полностью вывинчивать, достаточно отвернуть ее так, чтобы открыть путь по резьбе для выхода воздуха, который под давлением масла будет стремиться выйти из бака.
Тщательным осмотром трансформатора, мест уплотнений фланцевых соединений, кранов, проверкой уровня масла в расширителе заканчиваются работы по третьей сборке для трансформаторов класса напряжения до 150 кВ.
Процесс вакуумной заливки трансформатора маслом состоит из трех этапов: 1) предварительное вакуумирование бака и активной части; 2) заливка масла под вакуумом; 3) вакуумирование «зеркала» масла и активной части. Цель предварительного вакуумирования заключается в удалении воздуха из бака, для чего необходимо выполнить следующее: а) подсоединить шланг от вакуум-линии к крану на верхней части бака; подсоединить вакуумметры типа ВСБ-1; для вакуумировки вводов связать шлангами ввод с баком (рис. 20-8); б) в течение 1 ч создать в баке вакуум не ниже 750 мм рт. ст.; в) перекрыть кран от вакуум-линии. Определить по вакуумметру остаточное давление в баке и через часовую выдержку бака под вакуумом, когда отключен насос, определить остаточное давление, которое может отличаться от первоначального не более чем на 5—10 мм рт. ст. Если разница в показаниях вакуумметров более 10 мм рт. ст., герметичность бака считается недостаточной. Необходимо найти и устранить места подсоса воздуха в бак; их определяют на слух по свисту воздуха, колебанию пламени свечки или с помощью специального приспособления для определения мест подсоса;
г) после устранения неплотностей бака включить вакуум-насос. Время вакуумирования при остаточном давлении 5 мм рт. ст. составляет 2 ч; д) подсоединить шланг от маслопровода к крану, расположенному на расстоянии не менее 2 м от крана вакуум-насоса.
После этого заливают трансформатор маслом и продолжают вакуумирование. Показания вакуумметра не должны уменьшаться более чем на 5 мм рт. ст. при вакуумной заливке. Скорость заливки масла в бак не должна превышать 4 т/ч. Скорость поступления масла в бак и уровень масла в баке контролируют по технологическому маслоуказателю.
Уровень масла в баке на монтаже трансформатора определяют с помощью двух вакуумметров, расположенных в нижней и верхней частях бака. Масло под вакуумом в бак заливают не полностью: при достижении уровня в баке 150 ±30 мм от крышки подачу масла прекращают и вакуумирование «зеркала» масла продолжают в течение установленного для трансформатора времени.

Время вакуумирования, ч

По окончании вакуумирования давление в баке приводят к атмосферному, отсоединяют вакуум-насос, вакуумметры, соединяют предохранительную трубу и расширитель с баком и производят доливку масла. Бак заполняют маслом на 2/3 высоты маслоуказателя, расположенного на расширителе.
Тщательным осмотром трансформатора, мест уплотнений, установки узлов и деталей трансформатора на крышке и баке, проверкой подачи масла в бак не заканчиваются работы по третьей сборке для трансформаторов классов напряжения более 110 кВ.

Рис. 20-8. Вакуумирование трансформатора типа ТДЦ-400000/330.
1 — шланг для вакуумирования вводов, 2 — газоотводящие трубы; 3 — шланг для заливки масла; 4 — патрубок для вакуумирования трансформатора, 5 — патрубок, соединяющий бак с расширителем.

Читайте также  Какое масло лить в трансмиссию Нивы шевроле?

Время с момента окончания заливки трансформатора маслом до начала измерения сопротивления изоляции и тангенс δ должно быть не менее:

ДОМОСТРОЙСантехника и строительство

  • Главная
  • Связаться с нами
  • Четверг, 12 декабря 2019 1:07
  • Автор: Sereg985
  • Прокоментировать
  • Рубрика: Строительство
  • Ссылка на пост
  • https://firmmy.ru/

Расширитель — трансформатор

Расширитель трансформатора представляет собой цилиндрический сосуд, соединенный с баком трубопроводом и служащий для уменьшения площади соприкосновения масла с воздухом. Бак трансформатора полностью залит маслом, изменение объема масла при нагреве и охлаждении приводит к колебанию уровня масла в расширителе; при этом воздух вытесняется из расширителя или всасывается в него. [1]

Расширитель трансформатора представляет собой цилиндрический сосуд, соединенный с баком трубопроводом и служащий для уменьшения площади соприкосновения масла с воздухом. Бак трансформатора полностью залит маслом, изменение объема которого при нагреве и охлаждении приводит к колебанию уровня масла в расширителе, при этом воздух вытесняется из расширителя или всасывается в него. [2]

Расширитель трансформатора , обеспечивая постоянное нахождение обмоток в масле, уменьшает поверхность соприкосновения масла и воздуха с целью защиты масла от окисления и увлажнения. Расширитель трансформатора снабжают уровнем масла, на котором наносятся три контрольные черты, соответствующие уровню масла в неработающем трансформаторе при температуре масла — 45, 15, 40 С. [3]

Расширитель трансформатора представляет собой цилиндрический сосуд, соединенный с баком трубопроводом и служащий для уменьшения площади соприкосновения масла с воздухом. Бак трансформатора полностью залит маслом, изменение объема масла при нагреве и охлаждении приводит к колебанию уровня масла в расширителе; при этом воздух вытесняется из расширителя или всасывается в него. Масло очень гигроскопично, и если расширитель непосредственно связан с атмосферой, то влага из воздуха поступает в масло, резко снижая его изоляционные свойства. Для предотвращения этого расширитель связан с окружающей средой через силикогелевый воздухоосуши-тель. Силикагель поглощает влагу из всасываемого воздуха. При резких колебаниях нагрузки силикагелевый фильтр полностью не осушает воздух, поэтому постепенно влажность воздуха в расширителе повышается. Чтобы избежать это, применяются герметичные баки с газовой подушкой из инертного газа или свободное пространство в расширителе заполняется инертным газом ( азотом), поступающим из специальных эластичных емкостей. [4]

Расширитель трансформатора снабжается внутренними перегородками, разделяющими его на отсеки. Это уменьшает перемещения ( толчки) масла внутри расширителя при перевозке. [6]

Расширитель трансформатора представляет собой цилиндрический сосуд, соединенный с баком трубопроводом и служащий для уменьшения площади соприкосновения масла с воздухом. Бак трансформатора полностью залит маслом, изменение объема которого при нагреве и охлаждении приводит к колебанию уровня масла в расширителе, при этом воздух вытесняется из расширителя или всасывается в него. [7]

Расширитель трансформатора в собранном виде имеет обычную форму, но в отличие от стандартного состоит из двух одинаковых полуцилиндров с фланцами, между которыми закладывается пленка. Пленка имеет объем и форму половины расширителя. Укрепляется и уплотняется пленка по всему периметру фланцев средней части расширителя. Уплотнение двустороннее с помощью маслоупорных бесшовных резиновых прокладок. [8]

Расширители трансформаторов снабжаются воздухоосушите-лем, через который происходит очистка воздуха, проникающего в трансформатор. Кроме того, все трансформаторы имеют термосифонный фильтр для обезвоживания и очистки масла. [9]

Расширитель трансформатора представляет собой цилиндрический сосуд, соединенный с баком трубопроводом. Бак трансформатора полностью залит маслом, изменение объема масла при нагреве и охлаждении приводит к колебанию уровня масла в расширителе; при этом воздух вытесняется из расширителя или всасывается в него. Масло очень гигроскопично, и если расширитель был бы непосредственно связан с атмосферой, то влага из воздуха, поступая в масло, резко снижала бы его изоляционные свойства. Для предотвращения этого расширитель связан с окружающей средой через селикагелевый воздухоосушитель. Селика-гель поглощает влагу из всасываемого воздуха. При резких колебаниях нагрузки селикагелевый фильтр не полностью осушает воздух, поэтому влажность воздуха в расширителе повышается. [10]

Расширитель трансформатора представляет собой цилиндрический сосуд, соединенный с баком трубопроводом и служащий для уменьшения площади соприкосновения масла с воздухом. Бак трансформатора полностью залит маслом, изменение объема масла при нагреве и охлаждении приводит к колебанию уровня масла в расширителе; при этом воздух вытесняется из расширителя или всасывается в него. Масло очень гигроскопично, и, если расширитель непосредственно связан с атмосферой, то влага из воздуха поступает в масло, резко снижая его изоляционные свойства. Для предотвращения этого расширитель связан с окружающей средой через силикагелевый воздухоосушитель. Снликагель поглощает влагу из всасываемого воздуха. При резких колебаниях нагрузки силикагелевый фильтр полностью не осушает воздух, поэтому постепенно влажность возд ха в расширителе повышайся. Для предотвращения этого применяются герметичные баки с газовой подушкой из инертного газа пли свободное пространство в расширителе заполняется инертным газом ( азотом), поступающим из специальных эластичных емкостей. Возможно применение специальной пленки — мембраны на границе масло — воздух. Осушение воздуха в расширителе осуществляют термовымораживателями. [11]

Расширитель трансформатора должен иметь маслоуказа-тельное стекло ( или другое устройство), а на нем три черты, соответствующие следующим значениям температуры масла в трансформаторе: — 35, 4 — 15 и 35 С. [12]

Расширители трансформаторов средней мощности в верхней части имеют пробку с отверстиями для всасывания и вытеснения воздуха ( для дыхания) при изменении объема содержащегося в них масла. [14]

Расширители трансформаторов средней мощности в верхней-части имеют пробку с отверстиями для всасывания и вытеснения воздуха ( для дыхания) при изменении объема содержащегося в них масла. Расширители трансформаторов большой мощности для этой цели снабжаются дыхательной трубкой. [15]

Расширитель — специальный сосуд, соединенный с баком высоковольтного трансформатора, предназначенный для компенсации (локализации) изменения объема масла при воздействии температуры. Помимо этого, он используется с целью уменьшения площади контакта масла с воздушным пространством, благодаря чему обеспечивается защита трансформаторного масла от преждевременного старения — окисления и увлажнения под воздействием условий окружающей среды.

В соответствии с нормативными документами расширители предназначены для установки на всех трансформаторах с номинальной мощностью 25кВА и выше, напряжением 6кВ и выше.

Его емкость выбирается исходя из того, что для обеспечения безопасной работы необходимым объемом трансформаторного масла при функционировании в режиме от отключенного состояния до полной загрузки считается заполнение 8-10% от всего объема трансформаторного масла, при этом температура пространства может колебаться в диапазоне от -45 … +40° С. Таким образом, расширитель устанавливают для того, чтобы при любых погодных условиях трансформатор был заполнен маслом. При расширении масла (нагреве) по трубе из бака масло направляется в расширитель, а при уменьшении температуры оно направляется обратно в бак.

Расширитель оборудуется воздухоосушителем, заполненный силикагелем, и имеющим масляный затвор – механизм для очистки от механических примесей. Труба, совмещающая расширитель с баком, должна заканчиваться внутри него, немного выступая за стенки емкости (на 20—25мм). На внешней стенке емкости обычно размещают маслоуказатель (масломерное стекло) с контрольными температурами масла: -45, +15, +40°С, которые указывает на количество масла в расширители при отключенном трансформаторе. Т.е. он позволяет контролировать уровень масла при заливании на заводе-изготовителе, а также при эксплуатации. Противоположная стенка укрепляется болтами на специальной маслоукрепляющей прокладке. Через этот разъем осуществляют чистку, окраску внутренних поверхностей емкости расширителя.

Расширитель — специальный сосуд, соединенный с баком высоковольтного трансформатора, предназначенный для компенсации (локализации) изменения объема масла при воздействии температуры. Помимо этого, он используется с целью уменьшения площади контакта масла с воздушным пространством, благодаря чему обеспечивается защита трансформаторного масла от преждевременного старения — окисления и увлажнения под воздействием условий окружающей среды.

В соответствии с нормативными документами расширители предназначены для установки на всех трансформаторах с номинальной мощностью 25кВА и выше, напряжением 6кВ и выше.

Его емкость выбирается исходя из того, что для обеспечения безопасной работы необходимым объемом трансформаторного масла при функционировании в режиме от отключенного состояния до полной загрузки считается заполнение 8-10% от всего объема трансформаторного масла, при этом температура пространства может колебаться в диапазоне от -45 … +40° С. Таким образом, расширитель устанавливают для того, чтобы при любых погодных условиях трансформатор был заполнен маслом. При расширении масла (нагреве) по трубе из бака масло направляется в расширитель, а при уменьшении температуры оно направляется обратно в бак.

Читайте также  Чем отличается синтетика от полусинтетики моторное масло?

Расширитель оборудуется воздухоосушителем, заполненный силикагелем, и имеющим масляный затвор – механизм для очистки от механических примесей. Труба, совмещающая расширитель с баком, должна заканчиваться внутри него, немного выступая за стенки емкости (на 20—25мм). На внешней стенке емкости обычно размещают маслоуказатель (масломерное стекло) с контрольными температурами масла: -45, +15, +40°С, которые указывает на количество масла в расширители при отключенном трансформаторе. Т.е. он позволяет контролировать уровень масла при заливании на заводе-изготовителе, а также при эксплуатации. Противоположная стенка укрепляется болтами на специальной маслоукрепляющей прокладке. Через этот разъем осуществляют чистку, окраску внутренних поверхностей емкости расширителя.

Заполнение трансформатора маслом

Масло, заливаемое или доливаемое в трансформатор, должно соответствовать нормам.

Трансформаторы напряжением до 35 кВ включительно следует заливать маслом, имеющим температуру не ниже 10єС, без вакуума. Температура активной части трансформатора должна быть выше температуры масла.

Трансформаторы напряжением 110 кВ необходимо заливать маслом под вакуумом.

Заливку маслом трансформатора напряжением 110 кВ, прибывшего без масла, или после ревизии активной части следует производить следующим образом:

  • а) проверить бак трансформатора на герметичность, для чего постепенно создать в баке вакуум 350 мм рт. ст. (100 мм рт. ст. каждые 15 мин);
  • б) остановить вакуум-насос, записать величину вакуума в баке;
  • в) через 1 ч записать второе показание вакуумметра. Бак считается герметичным, если натекание не превышает 15 мм рт. ст/ч;
  • г) выдержать активную часть под вакуумом 350 мм рт. ст. в течение 2 ч;
  • д) при вакууме 350 мм рт. ст. залить трансформатор маслом, имеющим температуру не ниже 10єС, со скоростью не более 3 т/ч;
  • е) после окончания заливки, когда уровень масла будет на 150-200 мм ниже верха крышки, продолжать вакуумирование в течение 6 ч;
  • ж) постепенно снять вакуум, подавая воздух в бак через силикагелевые воздухоосушители, и продолжать пропитку активной части при атмосферном давлении в течение 3 ч.

Доливку масла в трансформатор после установки расширителя и радиаторов следует производить через расширитель без вакуума.

При заполнении трансформатора маслом рекомендуется фильтровать его при помощи фильтр-пресса. Это предотвращает попадание в корпус трансформатора посторонних материалов и влаги. Процесс фильтрации начинайте с новыми фильтрующими элементами, частота замены которых зависит от объема отфильтрованной влаги. Фильтрующие элементы должны быть тщательно высушены, и храниться теплыми до момента использования.

Процедура заполнения маслом (диэлектрической жидкостью).

Проверьте диэлектрическую прочность масла, пока оно еще находится в контейнерах. Если в нем присутствует свободная вода, то перед пропусканием жидкости через фильтры, воду следует удалить. Продолжайте пропускать жидкость через фильтр-пресс до тех пор, пока не получите приемлемую диэлектрическую прочность.

Трансформатор должен заполняться диэлектрической жидкостью в хорошую погоду, когда влажность воздуха не превышает 70%. Температура жидкости должна быть не менее 0 градусов по Цельсию.

Когда масло проходит по трубам, шлангам и бакам, может создаться статический заряд высокого напряжения. Следовательно, на время процедуры заполнения трансформатора, нужно заземлить все металлические поверхности, включая вводы, шланги для заливки жидкости (которые должны быть из проводящего материала), и насос. Поскольку производители предлагают различные рекомендации по заполнению трансформаторов, то лучше всего следовать руководству, поставляемому с устройством. Кроме того, учтите, что трансформатор, оборудованный расширителем, требует специальной процедуры заполнения.

Заполнение без снижения давления.

Когда не требуется вакуумное заполнение, жидкость заливается через верхнее соединение фильтр-пресса (клапан фильтр-пресса), расположенное на верхней части корпуса. Необходимо открыть второе отверстие над уровнем масла, через которое будет выходить вытесняемый маслом воздух. Полное напряжение не должно подаваться на трансформатор в течение 48 часов после его заполнения.

Образующиеся при заполнении трансформатора карманы с воздухом являются потенциальным источником проблем. В общем случае, желательно заполнять трансформаторы маслом под таким пониженным давлением, какое только возможно обеспечить. Корпус трансформатора должен быть воздухонепроницаемым, за исключением соединений для вакуумного насоса и подачи масла. Если в трансформаторе имеется расширитель, то следует проявлять осторожность, так как он не рассчитан на очень низкое давление воздуха. После достижения такого низкого давления воздуха, которое допускает конструкция трансформатора, это давление следует поддерживать непрерывной откачкой воздуха в течение 4-8 часов. По истечению этого времени можно начинать заполнение трансформатора.

Жидкость должна заливаться через верхнее соединение фильтр-пресса, или через другое подходящее соединение, расположенное на верхней части корпуса. Скорость прохождения профильтрованной жидкости через это соединение регулируется клапаном таким образом, чтобы давление воздуха не поднималось выше 90% от начального значения. (Эта величина различна у различных производителей.) Любые воздушные пузырьки в жидкости будут лопаться в условиях пониженного давления, и высвобождающийся воздух будет удаляться вакуумным насосом. Низкое давление воздуха после заполнения трансформатора должно поддерживаться в течение 1-4 часов. (Опять же, конкретное время может быть разным у разных производителей.)

К оборудованию, необходимому для вакуумного заполнения трансформатора, относятся вакуумный насос (двухступенчатый, мощностью около 4 м3 в минуту), обеспечивающий зазор в 200 микрон в отключенном состоянии (Проверьте соответствующее вращение насоса). Этого будет достаточно для большинства трансформаторов. Для крупных трансформаторов может оказаться полезным вспомогательный насос. Кроме того должен использоваться фильтр-пресс (мощностью около 115 литров в минуту). Рекомендуется иметь дополнительные наборы фильтров. К остальному оборудованию относятся измеритель давления воздуха, вакуумные трубки или гибкие шланги (диаметром не менее 5 см), шланги для подачи масла и воздушный клапан (для соединения в верхней части трансформатора), а также запас сухого воздуха или сухого азота, в зависимости от производителя трансформатора.

Шланги должны быть промыты жидкостью через фильтр-пресс, затем заполнены жидкостью, и подключены к верхнему соединению фильтр-пресса. Это позволит, по возможности, минимизировать поступление воздуха в трансформатор. Рекомендуется организовать визуальные средства наблюдения за уровнем жидкость, которые позволят определить, что масло находиться на расстоянии 20-30 см от верха корпуса. Это можно сделать, установив смотровое стекло около клапана вблизи от верхней части корпуса, или используя прозрачные гибкие трубки, проходящие от верхнего клапана до сливного клапана. Замечание: Если жидкость попадет в вакуумный насос, это может вызвать его серьезные повреждения.

Инструкция о заливке, доливке и порядке смешения трансформаторного масла

Расширительный бак трансформатора представляет собой резервуар определённого объёма (около 10% объёма масла трансформатора), назначение которого для компенсации температурных изменений масла при работе трансформатора.

Расширительный бак обеспечивает постоянное заполнение бака трансформатора маслом при любых изменениях температуры окружающего воздуха и нагрузок.

При повышении температуры и увеличении объёма избыток масла поступает в расширитель по маслопроводу, соединяющему расширитель с баком. При понижении температуры и уменьшении объёма масло переходит из расширителя в бак.

Как стареет трансформаторное масло?

Старение напрямую связано с окислительными процессами в масле. Как только в масло проникает кислород и вода, то оно начинает окисляться вне зависимости от внешних условий.

Кроме того, на изоляционное масло воздействуют появляющиеся загрязнения от твердых материалов трансформатора. Высокая температура + влажность и начинающееся окисление крайне отрицательно действуют по отношению к твердой изоляции.

Пару слов о рабочей температуре.

Трансформаторное масло лучше растворяет воду при высокой, чем при низкой температуре. Если смесь масла с водой охладить, вода уйдет в осадок. Отторгнутая вода будет впитываться в изоляцию, или ее притягивают продукты распада в масле (вода, смешанная с маслом).

Влажность будет распределяться между бумагой и маслом, но непропорционально. Изоляционная бумага поглощает воду из масла и удерживает ее внутри, в местах самого высокого напряжения.

Одним из основных положений в обслуживании трансформатора является ежегодная проверка масла. Анализ масла позволяет судить о состоянии изоляционной системы трансформатора.

Загрязнение формируется в процессе износа трансформатора. Грязь появляется быстрее при сильно загруженном, горячем и при неправильно эксплуатируемом трансформаторе. Грязь увеличивает вязкость масла, и тем самым уменьшает его охлаждающую способность, что ведет к сокращению службы трансформатора.

Трансформаторное масло можно полностью восстановить. Срок использования изоляционного масла при хорошем обслуживании можно продлить неограниченно. Возможность регенерации наихудшего окисленного масла должна рассматриваться относительно высокой стоимости нового масла.

Замена масла (фильтрование, промывка, перезаливка)

Эту процедуру лучше сделать на месте. Трансформатор осушивается от масла. Внутренняя часть промывается горячим нафтеновым или отрегенерированным маслом, чтобы удалить скопление грязи и затем заполнить восстановленным маслом. Загрязненное масло снова регенерируется.

Если промывка загрязненного трансформатора производится только через смотровое отверстие, то очистится приблизительно 10 % от внутренней поверхности. В таких случаях пленка загрязненного масла останется на большой части поверхности обмотки и внутренней поверхности бака трансформатора.

Читайте также  Что делать с отработанным моторным маслом?

Не забывайте, что до 10 % объема масла в трансформаторе впитается в целлюлозную изоляцию. Оставшееся масло в изоляции и трансформаторе содержит полярные структуры и может разрушить большое количество нового или отрегенерированного масла.

Если верх покрытия убран, приблизительно 60 % поверхности может быть очищено.

Простая замена масла не удаляет всю осадочную грязь, например, как в системе охлаждения и между обмотками. Эти осадочные грязи будут растворяться в новом масле и способствовать процессу окисления.

Регенерация и очищение от грязи на месте

Процесс регенерации масла и очищения от грязи происходит на месте (возможно в баке трансформатора). Масло откачивается с нижней части бака, нагревается, фильтруется, дегазируется и обезвоживается перед тем, как она вернется на верх трансформатора через расширительный бак.

Процесс продолжается до тех пор, пока масло не будет соответствовать стандарту или другим спецификациям. Методика восстановления масла использует метод нагрева, адсорбции и вакуумирования (выделение воды и дегазация). Все обнаруженные утечки должны быть устранены перед обработкой масла.

Разница между регенерацией и очисткой заключается в том, что очистка не может удалять такие вещества как: кислоты, альдегиды, кетоны и т.д., растворенные в масле. Таким образом, очистка не может менять цвет масла от янтарного до желтого. В то время, как регенерация включает в себя также очистку, фильтрацию, и обезвоживание.

Произведенная регенерация и очистка трансформаторного масла на месте дает следующие результаты:

  • Влагосодержание в масле понизилось меньше, чем на 10 ppm
  • Кислотность понизилась меньше, чем на 0,02 мгм КОН/гр масла
  • Пробивное напряжение увеличилось больше, чем на 70 кВт
  • Межфазное напряжение увеличилось до 40 дн
  • Tgd масла стало равно или меньше, чем 0,003
  • Грязи растворились или стали как суспензия в масле, также как и осадочные грязи, и удалены в процессе регенерации
  • Стабильность окисления масла восстановилась
  • Цвет масла восстановился и стал светло желтым
  • Пробивное напряжение твердой изоляции улучшилось
  • Несмотря на то, что нормальная регенерация будет удалять грязь, которая растворилась или стала суспензией в масле, она не будет удалять осадочную грязь.

Процесс очистки – это очистка трансформатора горячим маслом, вследствие чего удаляются грязные осадки. Очищение от грязи или вымывание горячим маслом необходимо, когда анализ масла выявляет больше, чем 0,15 мгм КОН/гр и межфазное напряжение меньше чем 24 дн./см.

Очищение от грязи производится с помощью установки для регенерации масла, процесс требует нагревать масло до тех пор пока оно не достигнет точки растворимости грязи в трансформаторе и, в частности в целлюлозной изоляции. Масло тогда играет роль как растворитель для собственных продуктов распада.

Схема включения и запуска приборов

Подключить тс разрешается только после ознакомления с инструкцией. Запрещено:

  • заниматься работами, если оборудование функционирует хотя бы с одного узла;
  • применять варианты с трещинами и колами на вводах;
  • включать тс, который не плотно зафиксирован на поверхности;
  • исключать заземление;
  • игнорировать долитое масло, использовать прибор с минимальным показателем, хранить без масла или с минимальным содержанием.

Порядок включения не предусматривает осмотр внутренней части механизма. После поступления устройства на производство проводится только его внешний осмотр — вводы, контакты. Включение и пуска прибора проводится по такой схеме:

  • осмотр на отсутствие внешних дефектов;
  • протирание от сухой смазки;
  • обработка изолятором тряпкой, смоченной в бензине;
  • проверка необходимых пломб;

  • проверка соответствия уровня масла — в случае недостатка доливка;
  • очистка от окиси — включение переключателя минимум 15 раз;
  • проверка прочности электрической, сопротивления обмоток изоляционных.

Инструкция

Действие инструкции распространяется на случаи применения выше указанных масел на местах монтажа трансформаторов у потребителей, а так же при доливке масел в трансформаторы при ревизиях и осмотрах.

Не бывшими в эксплуатации следует считать масла, поступающие потребителям непосредственно от предприятий-изготовителей или баз хранения масла, а также масла, залитые в трансформаторы на предприятиях-изготовителях, но не бывшие в работе.

Заливку масла в трансформаторы проводят:

  • для трансформаторов типа ТМ через верхнюю пробку расширителя. б) для трансформаторов типа ТМЗ через выхлопную трубу расположенную на крышке трансформатора на стороне НН. Доливку трансформатора маслом произвести в такой последовательности:
  • через верхнюю пробку расширителя долить в трансформатор масло до уровня, соответствующего температуре масла во время заливки по шкале маслоуказателя. Для доливки можно использовать масло, подвергнутое полному химическому анализу. Перед доливкой масло должно быть проверено пробой;
  • ослабить пробку термосифонного фильтра и гайки вводов для выхода воздуха; в) после появления масла в отверстиях пробок последние завернуть до уплотнения. Настоящая инструкция распространяется на случаи смешивания товарных трансформаторных масел, не бывших в эксплуатации, показатели которых соответствуют требованиям по ГОСТ 10121 или равноценное. Пробивное напряжение заливаемого в трансформатор масла должно быть не менее 35 кВ при его определении по ГОСТ 6581.

Видео: разобранный трансформатор и трансформаторное масло

Правила использования трансформаторов типа ТМ и ТМГ

Трансформаторы ТМ и ТМГ относятся к наиболее популярному типу — масляным. Оборудование обладает массой преимуществ, среди которых возможность монтажа внутри помещения или в условиях улицы, невосприимчивость к перепаду температур и высоким, низким показателям (от минус 60 до плюс 40 градусов). Приборы герметичные, следовательно, масло никак не контактирует с окружающей средой. Использующему персоналу не требуется контролировать вытечку, анализировать состояние воздуха на производстве.

Руководство пользователя содержит информацию о правилах использования. Устройства подключаются с сеть с указанной частотой тока, предназначаются для распределения электрической энергии по сопутствующим приборам. Используется в помещении без вибраций, тряски. Хоть масло не контактирует со средой, применять в средах, которые содержат химически взрывоопасные элементы, нельзя.

Использование трансформаторов масляного типа разрешено не более чем с 1000 метрах над уровнем моря. Варианты для теплого климата применяют при температурах от -45 до +60 градусов, для холодного — от -60 до +45 градусов. Размещение конструкции — по первому типу ГОСТа 15150-69 на производстве. Но вероятны ситуации размещения по второму и третьему типу — требуется предварительная разметка помещения.

Величина tg δ изоляции обмотки

Величина tg δ изоляции обмотки трансформаторов не должна превышать значений, указанных в таблице 4.

  • промывка основных деталей, при необходимости плановая чистка с неиспользованием специальных средств;
  • ремонтные работы устройства переключения в случае необходимости;
  • замена некоторых конструктивных узлов — проводится сразу, если нет в наличии деталей, то тс снова собирается, недопустимо нахождение в открытом состоянии;
  • замер обмоток оборудования;
  • если обмотки влажные, то проводят их сушку подачей воздуха комнатной температуры;
  • проверка работоспособности активной внутренней части трансформатора;
  • протяжка основных соединений и просмотр их активности;
  • проверка показателей заземлении и при необходимости проведение плановых ремонтных работ;
  • проверка работоспособности навесных приборов;
  • окончательная проверка работы всех узлов и конструктивных деталей (меняется, если тс 35 или 250 кВа);
  • установка на место компонентов;
  • замена уплотнений резинового типа;
  • смена силикагеля, если используется он;
  • проверка масла и доливка, если это требуется (новое или старое);
  • изготовление и наклейка надписей (время проведения, данные сотрудника и другая информация).

Величина сопротивления изоляции R60’’

Величина сопротивления изоляции R60’’, для трансформаторов, залитых маслом, удовлетворяющим ГОСТ, не должна быть меньше значений, указанных в таблице 2.

Обмотка ВН Наименьшие допустимые значения R60’’, МОм, при температуре обмотки, °С
10 20 30 40 50 60 70
U ≤ 35 кВ, P кВ×А:

Ревизия проводится при плановом предупредительном ремонте — это обязательно. Но есть и другие случаи, когда она необходима. В частности, проводится при:

  • наличии даже небольшой течи масла;
  • уменьшении технологических параметров масла;
  • появлении шумов любой мощности;
  • повышении температуры, если это не обусловлено другими факторами, например, повышением нагрузки на трансформатор.

Ревизия — обязательная процедура. С ее помощью выявляются дефекты работы на начальном уровне. Это в свою очередь позволяет устранить проблемы до того момента, как они приведут к выходу тс из строя и необходимости качественного ремонта. Также регулярная ревизия при плановом осмотре является вехой техники безопасности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: