Что такое система есп на автомобиле?

Как функционирует электронная система стабилизации (ESP) в автомобиле?

Автоликбез 20 декабря 2017

Умение предотвратить занос и удержать на дороге скользящее боком авто всегда считалось признаком мастерства водителя. Чтобы освоить данный навык, рядовому автолюбителю надо проехать не одну сотню километров. Благодаря внедрению новой системы курсовой устойчивости (общепринятое название – аббревиатура ESP) многие автомобили «умеют» выходить из подобных ситуаций самостоятельно. Чтобы разобраться, как функция действует на практике, нужно понимать общее устройство и принцип работы ESP.

Как устроена система?

Указанная аббревиатура расшифровывается как Electronic Stability Program, что в переводе на русский язык означает «электронная система стабилизации». Следует отметить, что для бюджетных автомобилей данная функция недоступна, а в машины средней ценовой категории устанавливается опционально. Только дорогие авто оснащаются ESP в базовой комплектации, позже вы поймете почему.

Главный элемент схемы – отдельный электронный блок управления (он же – контроллер, ЭБУ), взаимодействующий со следующими датчиками:

  • измеритель вращения передних колес;
  • то же, для задних колес;
  • определитель положения рулевого колеса;
  • датчик динамических боковых нагрузок (другое распространенное название – G-сенсор, измеритель углового ускорения).

Кому доводилось разбираться в принципе действия антиблокировочной системы (ABS), наверняка увидит в приведенном списке знакомые детали – измерители вращения колес, передающие информацию контроллеру ABS.

Электронный блок ESP также управляет клапанами гидроцилиндров передних и задних тормозов плюс соединяется с основными «мозгами» автомобиля, ведающими подачей топлива в цилиндры двигателя. В автомобиле с подобным набором электроники отдельный контроллер противоблокировочной системе попросту не нужен, поскольку ABS входит в состав ESP и получает команды от главного ЭБУ.

Для поддержания курсовой устойчивости легковой машины ESP должна взаимодействовать с другими электронными «помощниками» водителя:

  • система, предотвращающая пробуксовку ведущих колес (ASR);
  • устройства автоматической блокировки свободного дифференциала (EDS);
  • система, распределяющая тормозные усилия в зависимости от условий движения (EBD).

Справка. В автомобилях премиум – класса ESP тесно связана еще с одним «помощником» – адаптивным круиз – контролем, способным полностью управлять движением авто по трассе и в городских условиях.

Нетрудно догадаться, что в бюджетных авто вышеуказанная электронная «начинка» отсутствует, а в машины средней ценовой категории производители ставят антиблокировку колес и парочку других систем (зависит от марки и комплектации транспортного средства). Вот почему ESP доступна далеко не для каждого нового автомобиля.

Принцип действия электронной стабилизации

Во время движения авто система курсовой устойчивости работает постоянно, причем независимо от режима – в процессе разгона, торможения и езды с постоянной скоростью. Собирая данные от группы датчиков и других помогающих систем, контроллер сравнивает полученную картину с эталонной, заложенной в собственной памяти. Обнаружив отклонения, угрожающие безопасности автомобиля и пассажиров, электронный блок вмешивается в управление и старается исправить ситуацию.

Алгоритм работы ESP стоит показать на примере бокового сноса машины в левом повороте:

  1. Факт заноса отмечает датчик углового ускорения (G-сенсор) и передает информацию контроллеру.
  2. Дополнительные данные ЭБУ получает от датчиков вращения колес и положения баранки.
  3. По совокупности полученных сигналов электронный блок «понимает» скорость бокового смещения и его направление. В результате электромагнитным клапанам гидроблока отдается команда притормаживать левое заднее колесо с определенным усилием.
  4. Одновременно подается сигнал основному контроллеру автомобиля уменьшить подачу горючей смеси в цилиндры, дабы снизить передачу крутящего момента на ведущую ось.
  5. Результат: независимо от действий водителя автомобиль замедляется и выравнивается в повороте.

При взаимодействии ESP с другими электронными «помощниками» курсовая устойчивость автомобиля может обеспечиваться дополнительными средствами – временной блокировкой свободного дифференциала (межосевого и межколесного), включением антипробуксовочной системы и точным распределением тормозных усилий. В машине, оборудованной автоматической коробкой передач с электронным управлением (робот, вариатор), ESP может переключиться на пониженную скорость либо ввести в действие зимний режим.

Примечание. Если проблемы с нарушением курсовой устойчивости возникнут под управлением адаптивного круиз – контроля, последний станет действовать синхронно с остальными системами – подруливать передние колеса в нужном направлении.

По сути, активная система стабилизации избавляет автолюбителя от необходимости обучаться экстремальной езде. Входя в поворот, водитель просто вращает баранку, возлагая остальные действия на ESP. Но следует помнить, что возможности электроники не безграничны и не все аварийные ситуации она способна предотвратить.

Преимущества и недостатки ESP

Электронная система стабилизации автомобиля изобретена с единственной целью – повысить безопасность езды независимо от уровня подготовки водителя. Как говорилось выше, она всегда находится настороже и в любой момент готова подкорректировать действия автолюбителя в правильную сторону.

Главное преимущество данной технологии заключается в том, что скорость реакции электроники на изменения условий движения гораздо выше, чем у любого человека. Датчики фиксируют занос на начальном этапе, а срабатывание распределенных тормозов занимает долю секунды. Дополнительный бонус – повышение комфорта в управлении при езде на длинные дистанции, когда усталость водителя играет большую роль.

Недостатки системы стабилизации автомобиля в процессе движения выглядят так:

  1. На данный момент контроллер курсовой устойчивости не умеет «вытаскивать» переднеприводный автомобиль из заноса путем повышения крутящего момента на передних колесах. Это очень действенный прием, практикуемый опытными водителями.
  2. То же касается внедорожников и легковых авто, оснащенных полным приводом на 4 колеса. В определенных условиях (например, гололед), разумное нажатие педали акселератора может дать лучший результат, чем торможение и снижение мощности на ведущей оси.
  3. ESP не слишком уверенно ведет себя в специфических условиях – при движении по рыхлому снегу либо по скользкой грунтовой дороге.
  4. Многие производители в инструкции по эксплуатации транспортного средства предупреждают, что стабилизационная электроника станет действовать некорректно, если на авто установлены шины другой размерности или баллоны не накачаны должным образом.

Для подавляющего большинства автомобилистов (особенно новичков) система курсовой устойчивости весьма полезна. Но некоторым категориям водителей ESP доставляет неудобства, например, поклонникам «месить грязь» за пределами асфальта или просто опытным автолюбителям, привыкшим ездить без вмешательства компьютера. На этот случай производители авто предусматривают отключение системы специальной кнопкой либо отдельный режим, активируемый селектором АКПП.

Что такое ЕСП система (ESP) в автомобиле: принцип работы ESP

Многие современные автомобили даже в базовой комплектации сегодня оснащаются различными системами активной и пассивной безопасности. Что касается электронных «помощников», среди наиболее распространенных решений можно выделить антиблокировочную систему ABS, а также систему стабилизации ESP т.д.

При этом далеко не каждый автолюбитель знает, для чего нужна система стабилизации, каким образом улучшается курсовая устойчивость благодаря работе ЕСП, а также что будет, если отключить стабилизацию при помощи кнопки ESP OFF. Подробнее читайте в нашей статье.

Для чего нужна система ESP

Система ESP в автомобиле (Electronic Stability Program) — динамическая система стабилизации. Первыми серийно такой системой оснащались автомобили марки Мерседес. Обратите внимание, разные производители авто для определения данной системы могут также использовать аббревиатуры ESC, DSC, VDC, VSC и т.п.

Фактически, система ECП — это активная динамическая система стабилизации, которая позволяет сохранить курсовую устойчивость и траекторию движения, а также стабилизирует машину во время маневрирования.

Читайте также  Как почистить тканевый салон автомобиля самостоятельно?

Работа системы особенно полезна на высокой скорости или на скользком покрытии, когда отмечается повышенная склонность к сносу или заносу. Благодаря таким особенностям, ESP система – это не только стабилизирующая, но и противозаносная система.

Как работает ESP

Разобравшись с тем, что такое ESP и для чего нужна система, также важно понимать, как устроена и работает данная система. Прежде всего, можно выделить:

  • блок ESP (блок управления);
  • группу датчиков (датчики ESP).

На блок подаются сигналы с датчиков, которые постоянно отслеживают направление движения автомобиля, учитывают угол поворота руля, угол открытия дроссельной заслонки и т.д. Также на блок ЕСП подается информация о боковых ускорениях авто, направлении заноса и других показателях.

В целом, ESP- это отдельный контроллер с датчиками, интегрированный в комплекс контраварийных систем. Сигналы на блок приходят с датчиков скорости вращения колес, а также датчика положения руля и датчика давления в тормозной системе.

Однако главными датчиками ESP являются:

  • датчик угловой скорости относительно вертикальной оси;
  • датчик поперечного ускорения.

Такие датчики принято называть датчик курсовой устойчивости. В случае, когда величина бокового скольжения на вертикальной оси окажется больше допустимого показателя, система стабилизации ESP начнет работать. Система старается вернуть машину на курс, подтормаживая одно колесо или несколько колес.

С учетом того, что на блок подается информация об оборотах мотора, скорости движения авто, на какой угол повернуто рулевое колесо, как сильно нажата педаль газа и т.д., действие системы происходит максимально «деликатно» и безопасно.

При этом система стабилизации активна постоянно, работает при разгонах, торможении и т.д. Алгоритм работы в разных ситуациях будет отличаться. Сегодня есть так называемые «адаптивные» ESP, которые способны тесно взаимодействовать с коробкой-автомат (при необходимости система стабилизации может самостоятельно переключить передачу, демпфировать реакции на нажатие педали газа и т.д.).

В результате комплекс решений в процессе езды динамично оценивает условия и принимает ряд контраварийных мер. При этом водитель в обычных режимах может даже не замечать, как работают данные системы.

Отключение ESP: зачем отключать систему стабилизации

Изучив особенности ESP, что такое система стабилизации и как работает, можно с удивлением обнаружить следующее — в автомобиле с ESP имеется кнопка ESP OFF. Это значит, что систему можно деактивировать. Многие водители задаются вопросом, для чего же реализована опция отключения такой полезной системы.

  • Сразу ответим — отключать ESP можно только в том случае, если водитель опытный и намеренно собирается эксплуатировать авто в спортивных и экстремальных режимах.

Дело в том, что система стабилизации в некоторых случаях может «мешать». Иногда бывает так, что для выхода из заноса нужно повысить обороты мотора, при этом система ЕСП дает команду на ЭБУ уменьшить подачу топлива. Также любители агрессивной езды специально срывают машину в занос, при этом система стабилизации всеми силами пытается этому помешать.

Что же касается рядовых водителей, срыв в занос и экстремальная ситуация могут стать абсолютной неожиданностью. По этой причине отключать систему стабилизации курсовой устойчивости настоятельно не рекомендуется даже опытным водителям, эксплуатирующим авто в штатном или агрессивном режиме.

Что в итоге

Как видно, современный автомобиль оснащен большим количеством вспомогательных систем, которые в значительной степени повышают безопасность и комфорт при управлении автомобилем. При этом важно знать, как работает система ESP, что это такое и для чего предназначена.

Система ESP: куда мы катимся

1. Что представляет собой современная система ESP?

Прошло всего пара десятков лет с момента появления первой системы электронной стабилизации, а на рынке уже хорошо себя зарекомендовала ESP девятого поколения.

ЭВОЛЮЦИЯ ESP

ESP-Evolution für Pressebild 10’2014_dt und engl.ai

Для начала давайте вернемся в далекий 1978 год. Тогда впервые на автомобиле стали серийно устанавливать систему ABS (антиблокировочную систему), не позволявшую колесу во время торможения полностью блокироваться. Тем самым водитель получал возможность контролировать траекторию движения. Трудно оценить всю важность и необходимость этой системы, но тот, кто хоть раз в жизни, тормозя «в пол», пересекал четыре полосы по диагонали, не имея возможности корректировать направление движения, пользу ABS осознает в полной мере.

Прошло еще 8 лет, и на машины стали устанавливать систему TCS (Traction Control System) — противобуксовочную тормозную систему. Она предотвращает пробуксовку колес при старте. Эти системы, ABS и TCS, используют одни и те же датчики и исполнительные механизмы, разница лишь в программном обеспечении. И наконец, в 1995 году появляется первая программа стабилизации ESP. Электроника стала контролировать не только блокировку и пробуксовку колес, но и поворот автомобиля вокруг вертикальной оси — инженеры смогли обуздать занос автомобиля. Причем если первая ESP состояла из 11 элементов, то в современной системе стабилизации их всего четыре.

bosch2

Основная задача этой системы — автомобиль должен ехать туда, куда повернут руль, при этом занос и рысканье исключаются. Работает она так: водитель с помощью руля задает траекторию движения, датчик угла поворота передает данные в блок управления, наряду с ними туда поступает информация от датчиков ABS, ускорения и углового вращения кузова. Два последних сейчас объединены в один корпус и размещаются непосредственно на гидроблоке. Это проще, дешевле и надежнее.


  • 2. Стоит ли переплачивать за ESP при покупке нового автомобиля?

    Начиная с середины 2014 года все новые автомобили, выпускающиеся в Европе, должны иметь в базовой комплектации ESP. У нас пока все не так строго: новые автомобили, которые впервые получают омологацию, должны быть оборудованы этой системой, а если на них лишь продлевают сертификат, ее наличие необязательно.

    Надо учитывать, что если вам необходимы различные помощники, такие как система помощи при троганье в гору, имитация блокировки дифференциала, ассистент парковки и т.д., то без электронной стабилизации не обойтись.

    Тем, кто не хочет ездить с «электронным ошейником», можно посоветовать выбрать старую добрую классику (до 1995 года), но найти такой автомобиль в хорошем состоянии нынче весьма проблематично. Еще лучше купить новый, но с отключаемой системой ESP. В качестве примера можно привести модель MiTo компании Alfa Romeo. В зависимости от настроения и условий движения можно выбрать одну из трех базовых настроек. Dynamic — самая агрессивная, система безопасности срабатывает в последний момент, позволяя получить полное наслаждение от вождения. Режим All Weather заточен на безопасность, все электронные помощники срабатывают быстро и по максимуму. Natural — промежуточная настройка, предназначенная для повседневной езды.

    3. Можно ли дооснастить автомобиль, оборудованный ABS, системой ESP?

    bosch-1

    4. Есть ли различия между системами ESP, которые устанавливаются на автомобили разных классов?

    5. Как будут развиваться системы безопасности в ближайшем будущем?

  • Для этого есть практически все необходимые предпосылки и наработки. Уже созданы прототипы, которые могут без участия водителя двигаться в обычном потоке машин, совершать различные маневры и довозить пассажиров до конечного пункта. Но такие автомобили, во-первых, очень дороги, во-вторых, пока не вполне надежны.

    Читайте также  Как правильно подобрать резину на автомобиль ниссан?

    Вначале автопилот будет работать на автотрассах, затем постепенно будет использоваться на обычных дорогах в городах. Правда, для этого надо решить ряд проблем.

    Датчики, обеспечивающие анализ окружения на 360 0

    По сути требуется создать систему, которая будет анализировать окружающую обстановку и выдавать правильное решение. Первый шаг уже сделан: активный круиз-контроль использует радиолокационные и видеодатчики для отслеживания дорожной ситуации впереди автомобиля.

    1-UBK-20781

    Резервная архитектура системы

    Автомобиль в ближайшее время станет намного безопаснее, у него, как и у современных самолетов, появятся различные дублирующие друг друга системы. Это, в первую очередь, необходимо для того, чтобы внезапный выход из строя одной из систем не привел к аварии.

    Специалисты Bosch уже разработали технологию резервной тормозной системы. Электромеханический усилитель тормозов iBooster и ESP (электронная система курсовой устойчивости) позволяют остановить автомобиль независимо друг от друга.

    Высокоточные картографические данные

    Сейчас точность позиционирования современных систем навигации лежит в пределах одного метра. Для безопасного автопилота точность надо поднять как минимум раз в десять. Кроме этого актуализация карт должна происходить чаще. Наша привычка установить новые знаки на время ремонта дороги, а потом забыть их убрать может свести с ума кибернетический мозг автомобиля. Например, когда видеокамера зафиксирует «кирпич», а навигация определит дорогу как одностороннюю. Куда тогда двигаться? Ведь запрет нарушать правила дорожного движения будет основным у искусственного интеллекта.

    Мы перечислили только три проблемы, в то время как на пути к созданию автопилота их десятки! И все-таки есть надежда, что лет через десять мы сможем выехать рано утром на дачу на «умном» автомобиле, а по дороге спокойно поспать еще в кресле водителя.

    ESP – умная система безопасности авто: нужна или все-таки мешает

    1. Как устроена
    2. В каких популярных авто установлена
    3. К чему может привести неисправность
    4. В каких случаях она мешает
    5. Как ее отключить
    6. Итоги

    Далеко не все автовладельцы знают, что дает система ESP в автомобиле, что это за блок, как он помогает управлять транспортным средством и какие функции выполняет. Electronic Stability Program является динамической системой стабилизации, призванной помочь водителю полностью контролировать автомобиль в различных ситуациях.

    Как устроена

    Практически во всех современных машинах есть курсовая устойчивость. Если не в базовых версиях, то в более дорогих комплектациях она доступна к заказу. Этот электронный модуль работает в тесной связи с ABS. Без наличия последней контроль курсовой устойчивости не будет функционировать вообще.

    Блок управления антиблокировочной системы

    Важно знать, что управление данной опцией осуществляется не только с участием антипробуксовочнй системы, но и блока управления двигателем.

    По сути, все эти компоненты обеспечивают общий, комплексный принцип работы. Водитель далеко не всегда способен понять и ощутить, как именно работает эта функция, какие действия предпринимает. Однако при этом она осуществляет целый комплекс мероприятий, направленных на контраварийное вождение.

    АВS поможет водителю вовремя и правильно выйти из заноса

    В основе действия ESP лежит электронный контроллер, который постоянно следит за сигналами:

    • датчика колес, вычисляющего скорость их вращения;
    • положения рулевого колеса;
    • давления в тормозной системе.

    Датчик положения рулевого колеса под контролем ESP

    Система электронного контроля устойчивости ESP собирает данные в фоновом режиме и при необходимости активируется.

    Основные сведения, которые поступают в блок управления, идут с двух особых датчиков. Первый – это контроллер угловой скорости по отношению к вертикальной оси, а второй – датчик поперечного ускорения.

    Датчик угловой скорости ESP

    Если показатели выше допустимых, то система стабилизации моментально начинает действовать. Кроме того, ESP всегда известны такие параметры:

    • количество оборотов двигателя;
    • скорость движения;
    • наличие заноса;
    • угол вращения колес и руля.

    Все данные передаются мгновенно, чтобы опция стабилизации сработала максимально быстро и корректно.

    Работа системы ESP на автомобиле при заносе машины на дороге

    В каких популярных авто установлена

    В настоящее время система безопасности ESP установлена в большинстве выпускаемых автомобилей. Это может быть как недорогой Рено Дастер и Форд фокус, так и топовый Фольксваген или Мерседес.

    Первыми внедрять эту разработку стали в компании Bosch и Daimler. В 1995 году функция стабилизации появилась на флагманском представительском седане Mercedes-Benz S-Class. В дальнейшем эту технологию начали применять и другие производители.

    К чему может привести неисправность

    Если система ESP неисправна, она полностью деактивируется. Причиной этому могут стать электрические или механические проблемы.

    В первую очередь необходимо произвести электронную диагностику. Она укажет, где следует искать проблему. Это может быть неисправность одного из датчиков.

    При такой информации необходимо произвести электронную диагностику

    В каких случаях она мешает

    Вокруг вопроса, связанного с отключением опции курсовой устойчивости, возникает множество споров. Одни считают, что из-за ее постоянного вмешательства в управление автомобилем, невозможно получить желаемые эмоции, пустить транспортное средство в управляемый водителем занос. Вторые утверждают – далеко не всегда система работает корректно и позволяет выбраться из критических ситуаций.

    Чтобы наверняка знать, когда лучше отключать ESP, следует знать ее слабые стороны:

    1. Электронная программа, работающая по алгоритмам, не способна вывести переднеприводный автомобиль из сильного заноса. Для этого требуется резкое увеличение крутящего момента, в то время как заданный сценарий уменьшает его.
    2. На авто с полным приводом при гололеде также требуется увеличение крутящего момента. Торможение только ухудшает положение.
    3. ESP далеко не всегда корректно срабатывает на дорожном покрытии с рыхлым снегом на невысоких скоростях, при езде по грязи и песку.
    4. Если колеса машины накачаны слабо, ESP будет только мешать водителю.

    При слабом давлении в шинах ESP будет помехой водителю

    Преимущество у опции курсовой устойчивости всего одно, но оно перекрывает все ее недостатки. А именно – это высокая скорость срабатывания. Реакция электроники в данном случае значительно выше, чем у водителя.

    Также эта вспомогательная система способна обеспечить максимальный комфорт при динамичной езде за счет устранения кренов при вхождении в повороты на высоких скоростях. Необходимость отключения ESP может возникнуть в случаях, когда необходимо проехать по небольшому бездорожью, грунтовой дороге, песку или выехать с парковки, покрытой льдом. В таких случаях нет необходимости в функции стабилизации. Ее срабатывание может только затруднить проезд, поскольку она не будет давать двигателю развивать обороты и отдавать крутящий момент.

    Как ее отключить

    Если возникла необходимость отключения системы курсовой устойчивости, сделать это не всегда просто. Тут все зависит от марки и модели автомобиля.

    Далеко не все машины имеют соответствующую кнопку «ESP OFF». В некоторых транспортных средствах это можно сделать только с помощью меню бортового компьютера. Конечно, для этого придется изрядно повозиться, но это лучше, чем ничего.

    Если такой возможности нет, придется идти другим путем и вспомнить, что влияет на работу датчиков. Речь идет об ABS. Если антиблокировочная система не будет функционировать, она не даст ESP активироваться. Это позволит повысить проходимость транспортного средства.

    Читайте также  Что такое гидроудар в автомобиле?

    Отключаем ESP в блоке предохранителей под капотом

    Отключить опцию можно несколькими способами:

    1. Извлечь соответствующий предохранитель. Если действия были сделаны правильно, то на щитке приборов загорится сигнальная лампа. После этого ESP будет деактивирована.
    2. Отсоединить один из колесных датчиков ABS. Это также приводит к деактивации антипробуксовочной системы. Однако важно защитить разъем, чтобы в него не попали грязь и вода. В противном случае восстановить работоспособность АБС будет крайне трудно.
    3. Отключить разъем с центрального блока ABS. Эффект аналогичный. Сделать это проще, поскольку данный узел расположен под капотом и обычно находится в свободном доступе.

    Итоги

    Система динамической стабилизации ESP призвана помогать автомобилистам в критических ситуациях, обеспечивая максимальный контроль над транспортным средством. Благодаря ей не только опытные водители с навыками контраварийного вождения, но и новички будут чувствовать себя комфортно и безопасно за рулем. Однако стоит знать, что есть ряд случаев, когда эту опцию лучше деактивировать, чтобы без лишних хлопот преодолеть сложное дорожное препятствие.

    А вы как считаете, ESP приносит пользу или она не нужна?

    Что такое ЕСП (ESP) система в автомобиле: необходимость или прихоть

    ЕСП (ESP) — система в автомобиле, занимающая лидирующие позиции в эффективности обеспечения активной безопасности. После оснащения транспортных средств данной функцией, количество ДТП снизилось на 30 %. ESP спасает жизни пешеходов, предотвращает аварии, и делает управление автомобилем более прогнозируемым и простым.

    1. Для чего нужна система ESP
    2. Как работает ESP
    3. Отключение ESP: зачем отключать систему стабилизации
    4. Что в итоге

    Для чего нужна система ESP

    ЕСП необходима для удерживания траектории движения автомобиля в экстремальных ситуациях. Это может быть неожиданный занос транспортного средства, резкое торможение или сход с поставленного пути. К примеру, в снежную пору автомобиль теряет сцепление с трассой и уходит в занос. Если он оснащен данной системой, то траектория автоматически начнет выравниваться, а скорость снижаться. Без ЕСП водителю остается выравнивать ее самостоятельно.

    С контролем курсовой устойчивости сложнее сбить автомобиль с траектории. Как бы водитель не пытался спровоцировать занос, ЕСП будет препятствовать этому всеми силами, обеспечивая безопасное передвижение.

    70 % аварий возникает из-за заноса транспортного средства. ЕСП предотвращает вероятность заноса на 80 %. Прохождение теста «на лося», когда автомобиль на скорости объезжает внезапно возникнувшее препятствие, показало – с ESP максимальная скорость объезда увеличивается на 10 %.

    ESP — высшая ступень активной безопасности. В данной системе объединены следующие:

    • ABS (для торможения);
    • ASR (контроль пробуксовки колес);
    • EBD (неравномерное распределение тормозного усилия);
    • VSC (устойчивость автомобиля);
    • VSA (стабилизация автомобиля).

    ЕСП сработает не только во время заноса. Эта система помогает водителю в случае резких торможений, спуска с горы, крутых поворотов и т. д.

    Важно знать! Автомобильные бренды называют систему курсовой устойчивости разными названиями: ESP, DSC, ESC. Разницы никакой, принцип работы одинаков.

    Как работает ESP

    Восстановление устойчивости транспортного средства реализуется при помощи распределения тормозного усилия по колесам. Принцип работы можно сравнить с действием дифференциала, распределяющего момент на колеса, только здесь подается тормозное усилие.

    Блок ЕСП — своего рода мозг, получающий информацию от множества датчиков, соединенных с ним. Основные показатели, которые устройства передают в систему:

    • скорость вращения колеса;
    • давление тормозной системы;
    • поперечное отклонение;
    • угол поворота колес.

    Информации с этих устройств достаточно для полной оценки поведения автомобиля. Датчик поперечного отклонения сразу же зафиксирует неожиданный занос. От него центральный блок примет сигнал. Чтобы не перепутать обычный поворот автомобиля с заносом, он сравнит эти показания с показаниями датчика поворота колеса.

    Получив информацию, что нарушена устойчивость машины, а колеса при этом не были повернуты под необходимым углом, блок формирует вывод – осуществлен занос. На гидромодулятор тормозной системы поступит управляющий сигнал, и колеса с внешней стороны заноса будут блокироваться сильнее, чем с внутренней. В итоге тормозное усилие начнет “вытягивать” машину в сторону, противоположную заносу.

    Блокировка колес проводится кратковременными усилиями с высокой частотностью. Полный блок колеса не так эффективен, и только усугубит критическую ситуацию. В то же время управляющий сигнал поступит и на ЭБУ, который уменьшит обороты двигателя для более прогрессивного торможения.

    Курсовая устойчивость активирована как во время начала пути, так и при движении накатом. На скорости более 40 км/ч контроль и реагирование на показания датчиков осуществляется сильнее.

    Интересно знать! Впервые ЕСП была установлена в Mercedes CL 600 в 1996 году. Технология считалась пиком инженерии и являлась дорогой опцией. Сегодня ей оборудован каждый автомобиль даже в минимальной комплектации.

    Отключение ESP: зачем отключать систему стабилизации

    Отключение ЕСП актуально при занятии автоспортом. Например, реализовать дрифт с включенной системой курсовой устойчивости невозможно. Компьютер не будет понимать, что водитель специально пускает авто в занос, и будет выравнивать траекторию.

    Именно поэтому в спортивных машинах имеется кнопка “DSC OFF”, деактивирующая стабилизацию. Полностью она не отключится никогда – лишь не будет так избирательно помогать. Но если контроль утратится совсем, то ЕСП все равно “придет на помощь”.

    Некоторые путем программного вмешательства отключают систему насовсем. Но имеет ли смысл деактивировать программу, спасающую жизни? Это актуально только для машин, используемых исключительно на треке.

    На гонках автоспорт не заканчивается – есть езда по бездорожью. На проходимости система курсовой устойчивости сказывается негативно, так как блокирует прокручивающееся колесо, когда необходима наоборот блокировка дифференциала. С включенной ЕСП шанс выехать с труднопроходимого места минимален, поэтому требуется отключение.

    Есть 2 поколения ЕСП. Первое существовало до середины двухтысячных и не имело развитых алгоритмов работы. Водители буквально чувствовали, как электроника вмешивается в рулевое управление и контроль тяги. Второе поколение работает незаметно и более эффективно.

    Работа ESP прекращается при неисправности датчиков. Однако их отключение не пройдет бесследно – автомобиль это зафиксирует и “выдаст” ошибку. Осуществить отключение можно только программно.

    Что в итоге

    Механизм обеспечения курсовой устойчивости считается самым полезным алгоритмом активной безопасности. Он предотвращает аварии, но при этом не является строгим контроллером, мешающим активной езде – при необходимости он отключается нажатием кнопки. Современные автомобили оснащается ЕСП, что прописано Европейскими нормами.

    Благодаря ЕСП для управления мощным транспортным средством не требуются профессиональные навыки вождения. Автомобили стали более “спокойными”, что одобряют не все автолюбители. Однако ценность человеческой жизни куда выше эмоций.

    А как считаете вы, что лучше – спасение жизней или удовольствие за рулем? Напишите ответ в комментариях. поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять полезную информацию.

    Принцип работы системы курсовой устойчивости ESP автомобиля в видео.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: