Что сыпят на дороги зимой?

Дорожные реагенты — зло или польза?

Сегодня мы решили обсудить тему дорожных реагентов.
А почему этот вопрос возник я сейчас расскажу))
Мы родом из Сибири, зимы у нас очень снежные и морозные.

Инфраструктура нашего региона настроена и справляется даже с обильными снегопадами. Снег регулярно чистится и вывозится. В наших городах много снегоуборочной техники различного назначения.

Тем не менее дороги так же приходится посыпать реагентами, чтобы снизить аварийность от гололеда.
Так как у нас отопление происходит углем, производится много шлака, от сгорания.
Шлак хорошо подходит для обработки дорог, а если его смешать с солевыми реагентами, то смесь получается вдвойне эффективной.
Но есть большой недостаток этого мероприятия! Шлак – это черная пыль, которая на снегу оставляет грязный налет, это как минимум портит эстетический вид))) А так же сильно марает машины, обувь и одежду!

В Москве же, мы заметили другую картину. Дороги обильно посыпают и поливают чистыми реагентами, это как правило соли кальция, натрия и пр. Эти соли хорошо влияют на почву, удобряя ее, и естественно отлично справляются со своей прямой обязанностью – плавить снег и лед! Но оказывают пагубное влияние на металлические и лакокрасочные поверхности автомобиля и напольные покрытия, куда соль попадает с обуви, и на саму обувь конечно тоже!

Недавно произошёл интересный случай: Один наш специалист решил испытать защитный состав для кожаных поверхностей, и покрыл для этого один ботинок, чтоб отследить какая будет разница. Ботинки были совсем не новые.
Через две недели мы все были в шоке, никто не ожидал такого результата! Обработанный ботинок остался таким же как и был – слегка потрепанный и потертый. Второй ботинок, который не был обработан очень сильно растрескался, он стал буквально как труха! И это сделали реагенты за две недели!
Мы слышали много рассказов о ядреных московских реагентах, но теперь мы своими глазами увидели их реальное воздействие на обувь))

А какое влияние оказывают химические реагенты на кузов автомобиля?

Думаю все замечали как сложно отмыть кузов от налетевшей грязи из под колес впереди идущего автомобиля в зимнее время?
Эта грязь как будто липкая, тянучая и жирная. Интересно, что это так и есть!
Реагенты растворяют не только снег и лед, они так же разжижают нефте-продукты – остатки бензина, битума и других смесей попадающих на дорогу с автомобилей. И так, растворяя и разжижая все на своем пути, тот самый рассол с дороги попадает на кузов автомобиля, и там продолжается действие солей. Реагенты вступают в реакцию с лаковым слоем, крепко цепляясь за него.

Общаясь с большим количеством клиентов, которые обращаются в нашу компанию за различными видами услуг, мы часто слышим мнение автовладельцев, что зимой, или перед зимой не стоит делать полировку кузова автомобиля из-за того, что все равно снег, грязь, никакой красоты под снегом не видно, для кого и для чего делать не понятно. Вот весной, когда выглянет солнышко и станет почище, тогда — да. Кузов засверкает вместе с весенним солнышком!

Липкий слой реагентов создает пленку на кузове автомобиля, если у вас автомобиль темного цвета, то он станет выглядеть матовым, а если светлый, то вы четко увидите желтый налет.

Давайте вспомним, какие факторы и компоненты могут воздействовать на автомобиль в целом и на одну из самых дорогих частей автомобиля кузов и лакокрасочное покрытие:

1. Агрессивные моечные щелочные составы
2. Реагенты на дорогах и входящие в их состав хлорид кальция и другие хлориды
3. Лёд, грязь рассол образовавшейся на проезжей части от смешивания солевых растворов с маслом и топливом.
4. Пескоструй летящий из под колёс впереди едущего автомобиля
5. Битумные загрязнения
6. Перепады температур.

Вывод такой – как минимум регулярно (один раз в неделю) необходимо хорошо промывать автомобиль, качественной двух-фазной мойкой. В некоторых случаях возможно даже придется обезжирить стекла и кузов…

А теперь представьте картину, перед нами кузов автомобиля, имеющий большое количество следов эксплуатации в виде потёртостей, царапин, различных вкраплений, загрязнений, неровностей. И в этом состоянии лакокрасочное покрытие входит в зимний период и на него обрушивается весь букет агрессивных факторов, которые мы перечисляли чуть выше.
Плюс к агрессивным факторам которые воздействуют на повреждённое лакокрасочное покрытие, ещё добавляется процесс замерзания-размерзания влаги в микроповреждениях лакокрасочного покрытия, от чего царапины становятся еще глубже.
Этот процесс разрыхляет лаковый слой, а химические реагенты работают в повреждениях, как мины замедленного действия.

Так же происходит активнее процесс загрязнения поверхности за счёт того, что поверхность шершавая, к ней сильнее липнет загрязнение, хуже отмывается, увеличивается сила трения при касательных воздействиях, в следствии чего сильнее царапается.
Каким же образом кузов нашего автомобиля может без потерь красоты и накопления повреждений пережить зимний период?
Думаю, что не сложно отгадать секрет сохранения первозданного вида автомобиля.
Это процесс полировки — удаления повреждений и обработки долгосрочными керамическими составами, которые «закрывают» поверхность кузова и в течение всей зимы надёжно защищают лакокрасочное покрытие от большинства агрессивных загрязнений, способных оставить непоправимые следы на лакокрасочном покрытии.

Более подробно о защитных свойствах керамических защитных покрытиях в следующий раз…

Нас травят реагентами каждую зиму. Разобрались, какими именно

С наступлением морозов на дороге становится опаснее, и в качестве борьбы применяются реагенты для разъедания льда и песок или щебень для лучшей фиксации шипов.

Правда, проблем от этого меньше не становится. Песок и щебень загрязняют дороги, а реагенты разъедают не только лед, но и резину и обувь, а также вредят окружающей среде.

Будьте осторожны! Смотрите, что это за белая крошка под ногами:

Какими бывают реагенты

По разновидностям в Москве распространены следующие смеси и растворы:

? Песок + соль. Самая распространенная комбинация. Не требует специального оборудования

? Хлорид натрия (или обычная соль). Дешево для коммунальщиков и опасно для пешеходов и водителей. Особенно сильно разъедает резину и обувь.

? Хлористый кальций. Плавит лед быстро и без ущерба для экологии, при попадании в почву удобряет ее. Работает даже при минус 30. При этом способен вызвать аллергию у человека и ожоги лап у животных.

? Хлористый кальций модифицированный. Устойчив к сильным морозам, разъедает все на своем пути — лед, резину, обувь, асфальт. Ядовит для животных

? Соль + мраморная крошка или гранитный щебень. Абразивные материалы безопасны для человека и животных. Правда, их необходимо использовать правильно, иначе они закупорят ливневки, и весной на улице будут стоять лужи.

Реагенты также бывают двух типов:

? Жидкие. Используются при температуре не ниже минус 5 градусов, потому что если поверхность уже успела покрыться слоем льда, то налитая сверху жидкость только усугубит дорожную ситуацию, ухудшив сцепление с дорогой.

? Твердые. Менее прихотливы, подходят для использования при любой погоде.

Во всех типах используемых в России реагентов одним из основных компонентов является соль. Химикаты разной степени опасности для вещей, людей и животных – добавлять по вкусу.

Почему именно соль

Для борьбы со льдом соль используется с конца XIX века. Ледяная корка, вступая в химическую реакцию с натрием, за короткий промежуток времени тает превращается в лужу, которая не замерзает даже при температуре ниже минут 10.

Пару десятков минут, и проезжая часть становится абсолютно безопасной — шины не скользят, а из препятствий только слякоть, которая не провоцирует аварии и легко убирается грейдером.

Однако вместе с быстродействием у соли есть и большой недостаток. Еще в XIX веке отмечалось, что она разъедала копыта лошадей.

В настоящее время соль наносит вред шинам автомобилей, нашей обуви и лапам животных. Тем не менее, на улицах дворники разбрасывают зачастую именно её.

В некоторых городах уже задумываются об ограничениях использовании этого едкого компонента. Например, в 2019 году ее использование в Санкт-Петербурге ограничили — в Северной столице соль применяется точечно при резких колебаниях температуры.

Можно ли обойтись без реагентов?

Частично да, но для этого потребуется больше времени и денег.

В 2016 году в Санкт-Петербурге попытались свести использование реагентов к минимуму, сделав упор на очистку дорог и вывоз сугробов с тротуаров. Эффект был ожидаем — увеличились затраты и время работы.

Читайте также  Пылит бетонный пол в гараже что делать?

«Это требует больше затрат и усилий, ведь растопить снег проще, чем собрать и вывезти. Но такой подход приводит к лучшим результатам: на дорогах нет грязных луж и жижи, не страдают люди, автомобили, домашние животные и уличные растения», — говорили в 2016 году в комитете по благоустройству Северной столицы.

Спустя какое-то время соль вернулась на улицы Питера. В Москве даже таких экспериментов не делали, как разбрасывали тоннами химическую крупу – так и разбрасывают.

Как проблема с вредными реагентами решается в других странах

Все зависит от погоды. Наиболее распространенное решение — мраморная крошка, но в чрезвычайных ситуациях можно прибегнуть и к более эффективным решениям.

В Финляндии в Хельсинках зима 2019 года выдалась суровее, чем предыдущие, и расходы на защиту дорог увеличились.

Главный пункт борьбы со снегом в Хельсинки — вовремя чистить.

Все улицы делятся на три категории: главные дороги с активным движением, дорогие средней загруженности и небольшие улицы — преимущественно в жилых кварталах.

Дороги первых двух категорий очищаются каждый день до 7 утра, небольшие улицы — раз в три дня.

Своевременная чистка не всегда помогает, поэтому в Хельсинках также применяется соль. Правда, состав реагента изменен, чтобы он наносил окружающей среде меньше урона.

«Чтобы сохранить уровень засоления почв настолько низким, насколько возможно, рекомендуется использовать увлажненную соль», — говорит инженер-специалист по техническому обслуживанию в администрации Хельсинки Туомас Лаутаньеми.

Аналогичным методом снижают урон от соли в некоторых провинциях Канады (в Онтарио и Квебеке). Там используется соль на основе сока сахарной свеклы. За счет собственных кислот она тоже работает как реагент — в результате на растапливание льда требуется на 30% меньше соли.

Кроме того, сок сахарной свеклы делает раствор более плотным, поэтому соль лучше прилипает к асфальту и эффективнее растапливает лед.

Как выяснилось, полностью отказаться от реагентов невозможно. В таком случае, на чистку дороги уйдет гораздо больше времени, чем с ними.

Но можно свести их использование к минимуму или снизить урон с помощью изменения состава. Жаль, что у нас об этом не думают, продолжая посыпать дороги ядовитыми химикатами вперемежку с солью.

Мифы и правда о реагентах

Зима закончилась и кажется, что больше она никогда не вернется. Ну, по крайней мере, могу поспорить, что к концу года снег будет для всех сюрпризом ))). А пока народ прячет в шкафы пуховики, я хочу закрыть тему с реагентами. Тем более сейчас можно эту тему обсуждать спокойно без истерик.

Я сам живу в Москве, хожу по улицам и каждый год выкидываю обувь. Я знаю, что такое, стоя в прихожей, говорить себе: «Нет, это хорошие ботинки, их жалко убивать на улицах Москвы!» И я давно изучаю тему, а как обстоят дела с реагентами и уборкой снега в других странах. Помню, дет 5 назад я приехал в Лондон. Было относительно тепло и солнечно, +5 где-то, но меня поразило, зачем они засыпают все тротуары солью, когда даже снега нет! Потом мне объяснили, что так положено. Потому что, если снег вдруг пойдет, а в Лондоне «вдруг» может случиться в любой момент, не должно образоваться гололеда.

Миф о том, что в Европе и Канаде в отличие от России снег и гололед давно уже победили, я постарался развеять в одном из предыдущих постов. На самом деле сильный снегопад – тяжелое испытание для любого города, будь то Осло, Хельсинки или Монреаль. И судя по моему опыту, никто не справляется с этим испытанием на отлично.

Теперь пришло время разобраться в еще одном большом заблуждении, что реагенты – это чисто российская болезнь и в цивилизованных странах от них давно уже отказались. Безусловно, реагенты – это плохо для экологии, и я против того, чтобы использовать реагенты на тротуарах. Однако когда речь идет о дорогах, тем более с интенсивным трафиком, без реагентов не обойтись. Еще раз, мы с вами сейчас говорим про дороги с интенсивным движением! Когда выбор встает между экологичностью и безопасностью, приходится выбирать безопасность, что и делают везде. Сегодня в мире нет ни одной северной страны, которая полностью отказалась бы от реагентов.

Есть ли такие же эффективные и при этом экологичные способы борьбы со снегом и гололедом? Теоретически есть. Это например, подогрев дорог горячей водой или электричеством, асфальт из солнечных батарей, асфальт с солью внутри. Такие проекты пытались реализовывать во многих странах, но они так и остались пилотными, не получив широкого распространения. Проблема всех этих методов в том, что они слишком уж дорогие. Наиболее же дешевое и эффективное средство – реагенты. Поэтому вопрос о том, чем заменить реагенты, в последние годы для цивилизованных стран сменился вопросом, как правильно с ними обращаться. Давайте разбираться.

Когда дороги начали солить

Необходимость борьбы с гололедом возникла задолго до появления автотранспорта. В исторических заметках царской России уже можно встретить сообщения о том, что лошади поскальзывались на оледеневшей дороге и падали. Поначалу с проблемой пытались бороться песком – это был самый подручный и дешевый способ. Однако уже в XVIII веке появляются упоминания об использовании на дорогах соли. Так как материал был в то время все еще дорогим, очистка дорог солью была привилегией и признаком богатства двора.

С распространением автотранспорта проблема борьбы со снегом и гололедом вышла на новый уровень. В 1940-х годах в разных странах мира практически одновременно появляются исследования о воздействии снега и льда на безопасность движения. Все они содержат один и тот же вывод: наличие на дороге снега и льда увеличивает риск возникновения аварий в 3-4 раза. При этом длина тормозного пути в этом случае не зависит от скорости движения. То есть не важно, как аккуратно ты двигаешься, если дорога зимой не очищена полностью, шансы попасть в аварию возрастают на 400%.

Тогда же, в 1940-х годах, во всем мире начинают появляться сообщения о применении хлорида натрия и других солей для борьбы со скользкостью. Наиболее активно внедряют реагенты в США и Скандинавских странах.

А как было у нас?

Когда в Европе и Северной Америке уже вовсю использовали реагенты, в СССР из-за не столь бурного развития химической промышленности основным способом борьбы со скользкостью оставался песок с добавлением небольшого количества соли (5-10%).

Так продолжалось вплоть до конца 90-х годов, и это при том что во многих странах к тому времени песок признали не просто неэффективным, а даже опасным. В Германии, Норвегии, Франции, некоторых штатах США применение песка в городах полностью запрещено даже на низкоинтенсивных дорогах из-за опасной пыли, которую тот образует весной. Кроме того, песок не плавит лед и снег, поэтому применение его для очистки дорожного полотна бессмысленно.

В России же объемы применения пескосоляных смесей только росли, причем катастрофическими темпами. Весной на 1 квадратный метр дороги иногда приходилось до 20 кг песка, потому что средний расход смесей при одной обработке – 250-300 граммов на квадратный метр, а проходить по дороге нужно было несколько раз за день, так как песок сдувается, вмерзает в снег, его засыпает другим снегом.

Только после нескольких пыльных весен и серьезных потопов, причиной которых стала забитая песком ливневая канализация, Лужков поручил наконец убрать песок из города. Поначалу перешли на техническую соль (хлорид натрия), но уже после нескольких лет применения такой соли выяснилось, что в столице засолено почти 90% почв и уровень соли в Москве-реке растет катастрофическими темпами.

Надо было срочно что-то делать. Тогда в России впервые была собрана комиссия из ученых, которой поручили изучить заграничный опыт в сфере реагентов и предложить что-то более безопасное. Началось время экспериментов. Пробовались разные вещества – ацетаты, которые запретили после года использования из-за запаха уксуса; бишофит, который тоже быстро запретили из-за накопления ионов магния в почвах и высокой коррозии и вязкости; хлористый кальций модифицированный, от которого опять-таки отказались из-за массовых аварий, так как он оказался маслянистым.

Только к 2010 году комиссией были подобраны составы, которые максимально отвечали требованиям безопасности и которые по большей части используют до сих пор. Это была смесь хлорида натрия, хлорида кальция, формиата натрия и хлорида калия для автомобильных дорог, а для тротуаров — смесь хлорида натрия, формиата натрия и мрамора.

Читайте также  Как снять концевик двери Лада гранта?

Таким образом, те вещества и смеси, которые сегодня используются в России – это результат анализа мирового опыта, а не чисто российская история, как у нас многие почему-то считают.

Сколько «солят» в разных странах

Возможно, дело не в реагентах как таковых, а в их количестве? Давайте посмотрим, какой объем реагентов ежегодно закупают на зимний сезон в разных странах мира. Понятно, что Москву некорректно напрямую сравнивать в этом плане с Осло или Хельсинки, потому что Москва во много раз больше. Как некорректно сравнивать ее и с Нью-Йорком, например, поскольку в Нью-Йорке совершенно другой климат и снега выпадает гораздо меньше. Но эти цифры помогут составить хотя бы общее представление о масштабах использования противогололедных материалов.

Начнем, само собой, с нас. В зимний сезон 20182019 года мэрия Москвы приобрела:

— 156 тысяч тонн твердого противогололедного реагента «на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия» за почти 2,7 млрд рублей;

— 66 тысяч тонн твердого реагента «на основе композиции хлористого кальция и натрия» за 0,904 млрд рублей;

— 102 тысячи тонн композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль) «для уборки дворовых территорий и межквартальных проездов города» и тротуаров за 2,4 млрд рублей.

В общей сложности 324 тысячи тонн примерно на 6 тысяч км дорог. Или же на 100 млн квадратных метров дорог. Квадратные метры более наглядно отражают ситуацию, ведь понятно, что на дорогу с шестью полосами нужно в разы больше противогололедных материалов, чем на двухполосную. Итак, 324 тысячи тонн на 100 млн квадратных метров, то есть 3,4 кг на 1 квадратный метр за сезон.

В Норвегии соли используют с 1970 года. Применяют их только на магистралях с высокой интенсивностью движения – более 5000 автомобилей в сутки. На дорогах с менее интенсивным движением, где допустим снежный накат, применяют гравий, щебень или песок.

Всего в стране около 8 тысяч км дорог с интенсивным движением. За последние 5 лет объем используемой на них соли варьировался от 190 до 260 тысяч тонн. Это поменьше, чем в Москве, но тут надо учесть, что тротуары, на которые у нас уходит почти треть от общего количества противогололедных материалов, в Норвегии не солят. Вообще.

Финляндию у нас очень любят приводить в пример, ведь и климат там такой же суровый, как у нас, да и находится она совсем близко, а потому знакома многим россиянам лучше других северных стран. Однако при сравнении России и Финляндии, особенно в отношении дорог, часто не учитывают разное количество трафика в наших странах. Самая загруженная трасса Финляндии – из аэропорта в Хельсинки, по ней проезжают ежедневно 100 тысяч автомобилей. На МКАД в Москве – свыше 250 тысяч автомобилей в сутки.

В целом количество трасс первой категории, которые не должны иметь снежного наката и всегда быть расчищены до голого асфальта, в Финляндии составляет около 8 тысяч километров. Общий объем используемых в стране реагентов за зимний период составляет около 150 тысяч тонн. При этом на 1 квадратный метр за зиму в среднем высыпают до 8 кг солей. Это в два с лишним раза больше, чем в Москве.

И это при том, что финны очень озабочены ущербом, который реагенты наносят экологии, и делают все возможное, чтобы его снизить: в районах, где грунтовые воды подходят близко к поверхности, они используют только наиболее экологичный реагент — формиат натрия; совсем не применяют сухую соль в качестве противогололедного средства, только увлажненную – от нее вреда меньше; а также используют широкую сеть метеопрогнозирования, которая помогает предсказывать крупные снегопады и заранее готовиться к ним. Несмотря на все эти меры, объем используемых реагентов, как мы видим, остается все еще достаточно высоким.

Вот уж где не скупятся на реагенты, так это в США. Общий годовой объем реагентов в целом по стране – 20 млн тонн, из них на один только Нью-Йорк приходится 1,1 млн тонн. Почти в четыре раза больше, чем в Москве, но это вполне нормально, ведь и протяженность улично-дорожной сети Нью-Йорка примерно в четыре раза больше.

В США используют вообще все подряд: и твердые химические вещества, и жидкие, и абразивные материалы, и химические смеси. Хлорид натрия, хлорид кальция, хлорид магния, ацетат кальция магния, ацетат калия, ацетат кальция – здесь на дороги высыпается пол-таблицы Менделеева. Причем хлорид магния, распространенный в США повсеместно, в разы хуже хлорида натрия, который используется в Скандинавии и у нас – такой состав разъедает не только обувь, но даже металл автомобилей.

В Канаде отношение к реагентам такое же, как и в США – чем больше, тем лучше. Я уже показывал вам кучи соли, которые лежат в Оттаве и Монреале прямо на тротуарах. Общий же объем реагентов по стране – 5-7 млн тонн в год. Ежегодно на очистку дорог страна тратит до 1 млрд долларов.

При этом в Канаде пытаются применять и альтернативные способы борьбы с гололедом. Например, уже при строительстве дорог в асфальт добавляют верглимит – смесь на основе хлористого кальция. Считается, что такая добавка препятствует образованию наледи. Однако уменьшить объем использования реагентов это не помогает.

Еще один интересный метод борьбы со снегом начали использовать в Калгари зимой 2018 года – это свекольный рассол. Свекольный рассол стоит дороже соли, однако альтернативный реагент более эффективен и менее токсичен. Насколько удачна эта практика и распространится ли она по всей стране? Поживем, увидим.

Немцы стараются бороться со снегом и льдом превентивными мерами. По всей стране действуют метеостанции и датчики температуры. Длительные и кратковременные прогнозы позволили снизить количество используемой соли для обработки дорог в зимний период – соль рассыпается только в тех местах, где ожидаются снегопады.

Однако это не значит, что соли нужно совсем мало. Нет, в 2009 и 2010 годах немцы уже напоролись на то, что соли катастрофически не хватало, а ждать доставки новой партии приходилось по несколько недель. Поэтому c 2012 года объем закупаемой на зимний период соли, наоборот, был удвоен – с 1,2 млн тонн до 2,4 млн.

Как обстоят дела с уборкой снега и использованием реагентов в других странах мира, можно изучить здесь. Дороги «солят» все. Причем в больших количествах. Нужно ли уменьшать количество реагентов? Да. Но делать это необходимо с умом, как в Германии или Скандинавии – внедрять системы метеопрогнозирования и датчиков состояния покрытия на дорогах, чтобы обрабатывать дороги до снегопадов и заморозков, а не после них. А просто взять и отказаться от реагентов, как в Питере – это скорее наплевательское отношение к безопасности, а не забота об экологии.

Осторожно, реагенты: чем посыпают дорогу зимой?

Осторожно, реагенты: чем посыпают дорогу зимой?

Коммунальщики неоднократно слышат многочисленные жалобы от автомобилистов, пешеходов, владельцев животных после применения специальных смесей на дорогах. На самом деле без химических реагентов можно обойтись, если использовать природные материалы, не добавляя химию в окружающую среду. Чем планируют посыпать столичные дороги и насколько такие реагенты безопасны? АиФ.ru разбирался в вопросах «зимней» химии.

Какой реагент применяют в Москве?

Уже многие годы в качестве основного реагента в Москве используется жидкий раствор хлористого кальция модифицированного. По сравнению с технической солью, нормы расхода этого реагента в среднем на 30–40 % ниже, при этом он весьма эффективен при низких температурах (до 35 градусов по Цельсию, против 16 — у соли). Однако у такого реагента есть существенный недостаток — непродолжительный срок действия: около трёх часов. Поэтому дороги приходится обрабатывать несколько раз в сутки.

Предстоящей зимой Москва не откажется от жидких реагентов, однако во дворах их будет меньше за счёт использования гравийной крошки, пообещал руководитель Объединения административно-технических инспекций Дмитрий Семёнов.

Закупки реагентов Москва начала ещё весной. На портале госзакупок появился заказ на сумму более 6 миллиардов рублей. В прошлом году реагенты обошлись почти на треть дешевле. Для москвичей это может означать увеличение расходов на «коммуналку» — в пересчёте на тонну материала твёрдые реагенты в четыре раза дороже.

Читайте также  Маз 5440в5 8420 031 технические характеристики

Виды реагентов

Антигололёдные реагенты бывают разных видов — жидкие, твёрдые, гранулированные.

Твёрдые реагенты подходят практически для любых погодных условий и температур. А вот жидкие — для сухой погоды, причём температура воздуха должна быть не менее минус 5 °С. Жидкие реагенты используют для профилактической обработки дорожного полотна. Если асфальт, уже покрывшийся ледяной коркой, обработать жидкой смесью, то вероятность скольжения колёс машин только возрастёт. Такой реагент приступит к действию только спустя некоторое время.

Состав реагентов

Как правило, противогололёдная смесь состоит на 60 % из хлорида натрия. Вдобавок идут хлористый калий, хлористый кальций и другие соединения.

Смесь песка и соли — наиболее популярный реагент. Сам по себе песок не вызывает химической реакции, приводящей к уменьшению снежного и ледяного покрова. К плюсам смеси песка с солью относится очень низкая цена и простота использования. Правда, от данной смеси портится обувь, детали автомобилей. Кроме этого, песок забивает ливневую канализацию и добавляет лишней грязи на улицах.

Техническая соль (хлорид натрия, галит) — наиболее дешёвая среди химикатов. Основное её преимущество в том, что она очень быстро растапливает лёд. Но такой реагент разъедает автомобильные кузовы, колёса и обувь пешеходов.

Хлористый кальций — безопасный, с экологической точки зрения, антиобледенитель. Преимуществами являются быстрое и глубокое проникновение реагента в ледяной слой, позволяющий плавить лёд и удобрять почву. Реагент эффективен даже при очень низких температурах (до 35 ºС мороза). При этом он не разрушает бетонного покрытия дорожного полотна.

Раствор хлористого кальция модифицированного — имеет низкие нормы расхода (по сравнению с солью технической — на 30–40 %), эффективен при сильных морозах (до -35 ºС), но при этом реагент имеет достаточно короткий срок действия (до трёх часов). Притягивает к дорожному полотну влагу, что приводит к снижению коэффициента сцепления колеса и асфальта на 30 %. Вызывает у человека сильную аллергию и разрушает металлическое покрытие автомобиля, опасен для животных, вызывает порчу обуви.

Смесь соли с мраморной крошкой — экологически чистый материал, воздействует на лёд исключительно как противоскользящее средство. При правильной организации применения и последующей уборке территории может применяться многократно.

Гранитный щебень — устойчив к морозам, достаточно прочен и может использоваться повторно. В нём не присутствуют химически вредные и загрязняющие компоненты. Гранитный щебень отличается выгодной ценой и отличным противоскользящим эффектом.

Бишофит (ХММ) — хлорид магния, к нему примешиваются йод, бром, железо, кремний, цинк и ещё около 70 элементов. Реагент быстро впитывают влагу, однако имеет коррозионные свойства. Принцип действия аналогичен технической соли (хлористый натрий), но менее вреден для окружающей среды из-за своего состава. Как реагент бишофит безопасен для человека и животных, не оставляет белых пятен на обуви.

Как ещё борются с гололёдом?

В Ярославской области с 2007 года дороги поливают минеральной водой, которую добывают неподалёку из скважины. Вода для употребления в пищу не пригодна, содержание солей в ней слишком высокое. Такую воду заливают в поливальные машины прямо из скважины без каких-либо примесей или химии.

В Белоруссии разработали специальный реагент на основе мелассы — патоки, которая остаётся после производства сахара. Вещество не разрушает дорожного покрытия, не подвергает металл коррозии и является экологически безопасным.

В Финляндии улицы ежегодно посыпают крошкой, которую весной собирают при помощи специальной техники, моют, а в следующем зимнем сезоне используют снова.

В Норвегии тепловые магистрали прокладывают под автомагистралями и тротуарами, что не позволяет снегу и льду задерживаться.

В Швеции используют особую дорожную соль, смешанную с сахаром. Подобная смесь дольше лежит на дорогах (при этом они быстрее высыхают), замедляет ржавление деталей автомобиля.

Реагенты для дорог – что используют?

Мы уже не раз писали на нашем автомобильном портале Vodi.su о том что, зима — это сложное время для автомобилистов по целому ряду причин:

  • увеличивается расход топлива и масла;
  • трудно завести двигатель в мороз;
  • необходимость перехода на зимнюю резину;
  • нужно уметь управлять автомобилем на скользких дорогах.

Еще одна немаловажная проблема — антигололедные реагенты, которыми посыпают дороги для борьбы со льдом и снегом. Из-за этих химических материалов страдает лакокрасочное покрытие, быстрее проявляется коррозия, изнашиваются шины.

Что же такое сыпят коммунальщики на дороги зимой? Разберемся с этим вопросом в этой статье.

Самое первое, что приходит на ум — соль. Однако посыпание обычной поваренной солью улиц обойдется слишком дорого, поэтому применяется техническая модифицированная соль. Полное название данного состава — жидкий раствор хлористого натрия модифицированного. Именно его сегодня и используют в столице.

Главные преимущества данного вещества:

  • расход на 30-40% меньше, чем технической соли;
  • способность топить лед в сильные морозы — минус 35 градусов;
  • им можно посыпать как автомобильные магистрали, так и тротуары.

Для того, чтобы расход был еще более экономичным, используют не просто этот реагент, а делают различные смеси:

  • гравийная крошка;
  • песок;
  • щебенка (отсев гранитного щебня, то есть самая мелкая фракция);
  • мраморная крошка.

Согласно многочисленным экологическим экспертизам, данные составы не влияют негативно на окружающую среду. Но любой водитель и пешеход подтвердит, что весной, когда все начинает таять, из-за всей этой крошки образуется очень много грязи, которая потом смывается ливнями в реки и озера. Кроме того, ею забиваются ливневые стоки.

Есть и определенные негативные моменты, к примеру непродолжительный срок действия (3 часа), поэтому его распыляют по несколько раз в день.

Другие реагенты

Бишофит (хлористый магний) — вместе с ним применяют самые разные элементы (бром, йод, цинк, железо). Стоит сказать, что бишофит считается намного более эффективным, чем соль, потому как не только вызывает таяние льда, но и впитывает образующуюся влагу. Он не оставляет пятен на одежде или на ЛКП, однако может вызывать быструю коррозию. Этот реагент успешно используется не только в Москве, но и в других регионах, например в Ростове-на-Дону, Воронеже, Тамбове.

Стоит, правда, отметить, что от разработанных на основе хлористого магния реагентов, например Биомаг, решили отказаться, так как анионы магния в больших количествах скапливаются в почве, вызывая ее засоление и гибель насаждений. Кроме того, из-за фосфатов, входящих в состав данного средства, на поверхности дороги образуется тонкая масляная пленка, из-за которой ухудшается сцепление колес с поверхностью.

Техническая соль (галит) — та же обыкновенная соль, но с низким уровнем очистки. Ее пласты образуются там, где когда-то протекали реки, были большие озера или моря, но, в результате геологических и климатических преобразований на планете, исчезли со временем.

Песчано-солевую смесь начали использовать еще в 1960-х годах.

Однако с начала 2000-х в Москве от нее отказались из-за таких негативных последствий:

  • разъедает лакокрасочное покрытие автомобилей;
  • наносит существенный вред одежде и обуви пешеходов;
  • соль, вместе с талым снегом, впитывается в землю или смывается в реки, приводя к засолению почвы.

Из плюсов можно выделить высокую эффективность и дешевизну — на сегодняшний день это самый доступный реагент.

Хлористый модифицированный кальций — кальциевая соль. Тоже применяется в виде раствора, благодаря чему расход значительно уменьшается.

В больших городах от этого средства отказались, потому что:

  • у него ограниченный срок действия, после чего растворяется и притягивает влажность;
  • плохо сказывается на здоровье — может вызывать аллергические реакции;
  • портит резиновые изделия, шины, обувь, может вызывать коррозию.

Скажем также, что постоянно ведутся поиски наиболее эффективных веществ, влияние которых на экологию, здоровье людей, лакокрасочное покрытие было бы минимальным.

Так, в качестве эксперимента используют в некоторых регионах состав Биодор, представляющий собой смесь солей калия и магния, а также специальных добавок для минимизации вредного воздействия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: