Как работает ГЛОНАСС на автомобиле?

Система ГЛОНАСС на автомобиль — не роскошь, а необходимость

Система ГЛОНАСС на автомобиль помогает решать целый ряд важных задач. К ним относятся эффективность эксплуатации транспортного средства, безопасность в пути, навигация, предотвращение правонарушений. Изначально она предназначалась для использования в силовых структурах, однако с каждым годом все больше востребована в бизнесе. Более того, ГЛОНАСС на авто устанавливают владельцы личного транспорта.

Одно из преимуществ данного оборудования — его универсальность. Оно может устанавливаться на легковые автомобили, грузовые транспортные средства, микроавтобусы и автобусы, сельскохозяйственную и строительную спецтехнику.

В чем заключается работа системы ГЛОНАСС в автомобиле

Что собой представляет и как работает ГЛОНАСС на автомобиле? Система включает ряд устройств, которые посредством спутниковой связи получают информацию о месторасположении, технических параметрах объекта и передают данные пользователю в формате таблиц, графических изображений, цифр, текста. Она разработана отечественными специалистами и выходит на связь с российскими спутниками.

На сегодняшний день на три околопланетные орбиты выведено по восемь спутников — итого 24 аппарата. Покрытие ГЛОНАСС распространяется на всю территорию нашей страны и около двух третей земного шара. Грамотно построенное взаимодействие спутниковых аппаратов, специализированного наземного оборудования, устройств приема-передачи сигналов позволяет достигать достаточно высокой точности данных.

Принцип действия оборудования несложный. Вот как работает система ГЛОНАСС на авто:

  • навигационные устройства посылают запросы на спутники, расположенные на околопланетных орбитах;
  • спутниковые аппараты дают ответ. Чем большее количество спутников откликнется, тем более точным получается позиционирование в пространстве;
  • получение данных о месторасположении и времени поступления ответного сигнала со спутников;
  • анализ полученной информации принимающим устройством;
  • обработка информации, расчет координат точки нахождения принимающего устройства, а соответственно — объекта;
  • повторение указанных выше действий, что позволяет определить точку в пространстве, а также вектор движения и скоростной режим транспортного средства.

Знания того, как работает на авто система ГЛОНАСС, мало. Водители и диспетчеры должны учитывать факторы, влияющие на корректность работы системы. Например, чем выше скоростной режим, тем ниже точность координатного позиционирования. При движении автомобиля в тоннеле связь со спутниковыми устройствами пропадает. Во время езды в пасмурную погоду или в городском пространстве с высотками сигнал может отражаться от различных объектов. Если ответный сигнал послали спутниковые аппараты, расположенные только в одном направлении, погрешность может увеличиваться.

Для чего нужна система ГЛОНАСС в вашем автомобиле

Практически каждый водитель знает, что такое ГЛОНАСС в автомобиле. Данная система эффективно помогает как рядовому автомобилисту, так и предпринимателю, специализирующемуся на логистике. Вот только часть ответов на вопрос, для чего нужен ГЛОНАСС в автомобиле:

  • ориентирование на местности. С помощью навигационных приборов вы можете построить оптимальный маршрут с учетом загруженности автомагистрали и других факторов, а также получить пошаговый инструктаж по удобному перемещению. Электронные карты постоянно обновляются, поэтому информация всегда актуальная;
  • мониторинг работы каждой единицы транспорта компанией. Это позволяет избежать потерь топлива, оптимизировать маршруты, избежать простоев, предотвратить недобросовестные действия водителей и сторонних лиц;
  • определение точного места нахождения транспортного средства в случае его угона. Поскольку оборудование устанавливается в потайных местах и работает в многочастотном режиме, обмануть его злоумышленник не сможет;
  • оперативное реагирование в случае внештатных ситуаций, в том числе вызов представителей правоохранительных органов, спасательных и медицинских служб.

Система совместима с англоязычным оборудованием, а потому ее можно использовать и за рубежом.

Как пользоваться системой ЭРА ГЛОНАСС в автомобиле

Одним из ключевых аспектов дорожного движения является безопасность. Ее повышению в значительной степени способствует система ГЛОНАСС на авто. Система мгновенного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС включает такие компоненты:

  • устройство для передачи данных соответствующим службам;
  • мобильное устройство с сим-картой», настроенной на связь со всеми операторами;
  • антенна — для усиления сигнала при нахождении объекта на сложных участках;
  • принимающее устройство ГЛОНАСС;
  • специальные сенсоры, реагирующие на удары, перевороты;
  • микрофон и динамик — для общения с диспетчерской службой;
  • тревожная кнопка для экстренного сигнала оперативным службам.

Рассмотрим, как пользоваться ГЛОНАСС в автомобиле, на примере аварийной ситуации:

  • после срабатывания сенсоров или при нажатии кнопки на диспетчерский пункт единого центра мгновенного реагирования приходит соответствующий сигнал;
  • диспетчер выходит на связь с лицом, управляющим транспортным средством или передает данные в службы быстрого реагирования;
  • выезд спасательных бригад на место аварии. Подтверждение не требуется — службы получают оперативную информацию о точном месте, где произошло происшествие.

Как известно, большинство трагических последствий ДТП наступают в результате опоздания помощи пострадавшим. Зная, как пользоваться ГЛОНАСС в автомобильном транспорте, можно избежать серьезных последствий.

Нужно ли устанавливать систему ГЛОНАСС в своем автомобиле и для чего

Большинство владельцев транспорта уже знают, для чего система ГЛОНАСС в автомобиле, и насколько она помогает в сложных ситуациях. На сегодняшний день установка данного оборудования является добровольной — до конца 2019 года еще сохраняется право продажи автотранспорта без данного оборудования. Однако действует закон, согласно которому с 2018 года оборудованием ГЛОНАСС оснащаются все новые транспортные средства (как отечественного, так и зарубежного производства), продаваемые на территории нашей страны. Помимо этого, в обязательном порядке необходимо оснастить ГЛОНАСС:

  • новые авто, приобретенные в зарубежной стране и привезенные на территорию РФ;
  • транспортные средства, выпущенные не более трех десятилетий назад, которые были приобретены за границей и привезены в нашу страну;
  • коммерческие машины;
  • автомобили, перевозящие грузы;
  • транспорт для пассажирских перевозок.

Установка оборудования должна выполняться специализированной службой, имеющей разрешительный документ на осуществление данной деятельности.


Установка ГЛОНАСС на автомобили

После установки необходимо ее протестировать в специализированной лаборатории. Добровольный монтаж возможен на подержанный автотранспорт. Однако следует учесть, что в данном случае оборудование не будет срабатывать в автоматическом режиме.

В случае аварийной ситуации работа ГЛОНАСС в автомобиле прошлых лет выпуска будет активироваться только после нажатия кнопки «СОС».

Система ГЛОНАСС что это и как работает

Что такое ГЛОНАСС сегодня знают многие. Но как именно работает эта система, для чего она предназначена и что необходимо для ее эффективного использования, часто остается «за скобками».

Расценивать систему ГЛОНАСС просто как систему спутниковой навигации — значит, предельно упрощать ее функционал. Сегодня она может использоваться не только военными (как это было изначально задумано), но и владельцами коммерческих предприятий, а также рядовыми автолюбителями.

Что такое ГЛОНАСС и как работает система?

ГЛОНАСС – это российская разработка, которая обеспечивает точное позиционирование объекта в пространстве с минимальной погрешностью. Для определения координат используется специальное оборудование, которое при поддержке наземной инфраструктуры связывается с сетью спутников, выведенных на околоземную орбиту.

Принцип работы системы:

  • На объект, координаты которого необходимо определить, устанавливается приемно-передающее устройство – терминал.
  • Для позиционирования терминал подает запрос на спутники. Чем больше спутников ответят на запрос (в идеале – не менее 4), тем точнее будут определены координаты.
  • Ответный сигнал поступает в терминал, программный комплекс которого анализирует время задержки для разных спутников. На основе анализа ответной информации определяются координаты объекта, на котором установлено приемное оборудование.

При постоянной работе терминала (т.е. регулярной отправке запросов и анализе ответов) система ГЛОНАСС может определять не только положение, но и скорость движения объекта. При движении точность позиционирования снижается, но все равно остается достаточной для того, чтобы навигационное оборудования могло выполнить привязку координат объекта к электронной карте местности и построить маршрут.

Сравнение с основным аналогом — системой GPS

Дать полный ответ на вопрос «Что такое ГЛОНАСС?» невозможно без сравнения его с «ближайшим конкурентом» — системой глобального позиционирования GPS. Работы над обеими системами начались в СССР и США примерно в одно время – в начале 80х годов прошлого века. После того как спутниковая навигация вышла из-под полного контроля военных и стала применяться в коммерческих целях, ГЛОНАСС и GPS развивались по достаточно схожим сценариям.

Обе системы работают на базе группировок из 24 спутников на геостационарных орбитах. Но есть у них и отличия:

  • Российские спутники двигаются в 3 плоскостях (соответственно, 8 аппаратов на одну орбиту).
  • У спутников GPS выделено 4 орбиты по 6 аппаратов в каждой.
  • Погрешность позиционирования у GPS несколько ниже, но обе системы достаточно точно определяют координаты.
  • Основное преимущество GPS — практически 100% покрытие территории земного шара. ГЛОНАСС полностью покрывает территорию РФ, но за пределами Российской Федерации есть участки, в которых сигнал от спутников очень слабый или полностью отсутствует.
  • Также есть нюансы технического характера: сервис из США использует кодировку CDMA, российский — более сложную и потому более энергоемкую кодировку FDMA. Из-за этого срок эксплуатации спутников ГЛОНАСС сокращается, так что возникает потребность в более частом выводе техники на орбиту.
Параметры ГЛОНАСС GPS
Количество спутников 24 24
Кол-во спутников в плоскости 8 6
Кол-во орбит у спутников 3 4
Погрешность, м 2…6 2…4
Размер покрытия Вся Россия и 2/3 территории мира Около к 100% территории мира

Сложно говорить об однозначном преимуществе одной из двух описанных навигационных систем. Тем более что чаще всего оборудование для удаленного позиционирования делают комбинированным: оно может работать как со спутниками GPS, так и с аппаратурой ГЛОНАСС.

Читайте также  Как утеплить двери автомобиля своими руками?

Сфера применения

Аппаратура и программное обеспечение, которое дает возможность определять местонахождение объекта с помощью спутниковой сети, может решать несколько задач.

Основная функция, которую выполняют бытовые терминалы ГЛОНАСС — глобальная навигация для транспорта. Такое оборудование представляет собой усовершенствованную карту: координаты, определённые терминалом, накладываются на план местности и показывают оптимальное направление движения к заданному пункту.

Кроме этого оборудование может использоваться:

  • В системах мониторинга транспорта. Предприятия, вынужденные отслеживать движение множества транспортных средств (автобусы для перевозки пассажиров, грузовики) по регулярным или нерегулярным маршрутам, получает возможность в любом момент увидеть, где находится та или иная машина. Для этого автомобили оснащаются ГЛОНАСС-терминалами, которые подключаются к программному обеспечению.

Кроме непосредственного отслеживания перемещения техники диспетчер получает возможность контролировать соблюдение скоростного режима, режима труда/отдыха шофера, сохранности груза в холодильных отсеках рефрижераторов, уровня горючего в баках/цистернах. Для решения этих задач может устанавливаться дополнительное оборудование, которое подключается к разъемам терминала.

  • В беспилотных автомобилях. Для беспилотников спутниковая система навигации наряду с сенсорами, которые считывают параметры окружения – основные управляющие элементы. Такое оборудование уже производится и проходит испытания — в том числе на трассах РФ. Эксперты прогнозируют рост доли беспилотной техники на дорогах уже в ближайшем будущем.
  • В противоугонных системах. ГЛОНАСС-трекер, скрытно установленный в машине, может подать сигнал тревоги, если координаты автомобиля изменяться без ведома хозяина. Кроме того, оборудование может периодически посылать сообщения с указанием местонахождения авто – это облегчит владельцу или представителям правоохранительных органов поиск украденной машины.

ГЛОНАСС для контроля транспорта

Если в сегменте систем навигации для водителей GPS традиционно остается более популярным, то ГЛОНАСС занимает более выгодную нишу в коммерческом сегменте. Связано это с активным развитием систем удаленного мониторинга транспорта.

Такие системы традиционно включают сеть ГЛОНАСС-терминалов, установленных на технике, и диспетчерское программное обеспечение. Внедрение мониторинга предусматривает его интеграцией с логистической схемой предприятия.

Основная задача – координация работы транспортного департамента и отслеживание движения автомобилей, перевозящих пассажиров или грузы, в режиме реального времени. Координаты каждой машины определяются по спутнику с установленным интервалом и накладываются на карту, потому диспетчер или руководитель департамента получает максимально объективную и оперативную информацию.

Кроме этого, мониторинг транспорта может использоваться для:

  • Повышения уровня дисциплины. Навигационный терминал отслеживает движение машины по маршруту, исключая нецелевое использование техники и простои. Любая незапланированная остановка или отклонение от маршрута должны быть мотивированы водителем, причем связаться с ним диспетчер может сразу при обнаружении нарушения.
  • Повышения безопасности движения и снижения аварийности. Система ГЛОНАСС дает возможность контролировать скорость движения, сигнализируя диспетчеру о превышении скорости. Кроме того, мониторинг позволяет отслеживать переработку для соблюдения режима труда и отдыха. Это не только снижает риск аварий из-за переутомления, но и гарантирует отсутствие штрафов при проверке показаний тахографа.
  • Контроль уровня горючего. Установка датчиков уровня топлива с подключением их к терминалу практически полностью исключает возможность хищения ГСМ.

Что такое ЭРА ГЛОНАСС?

Система определения координат с помощь спутников ГЛОНАСС может решать и еще одну задачу – экстренное оповещение об аварии. Для этого в машину устанавливается терминал ЭРА-ГЛОНАСС (УВЭОС) с SIM-картой для работы в мобильной сети, и «тревожная кнопка» для вызова диспетчера.

Если машина оборудуется ЭРА-ГЛОНАСС при производстве или поставке в РФ, то кроме терминала с кнопкой вызова в нее устанавливаются также датчики, реагирующие на повреждения и автоматически подающие сигнал тревоги при ударе или перевороте.

Основная задача системы — оповестить экстренные службы (ДПС ГИБДД, МЧС, Скорую Помощь) о ДТП, передав им координаты места аварии и базовые сведения о машине и пассажирах. При этом сигнал о произошедшем принимает диспетчер колл-центра, он же передает полученные сведения спасательным службам.

Особенности работы экстренного информирования

  • Сигнал тревоги может быть активирован автоматически (сработал датчик удара/переворота) или в ручном режиме (водитель либо кто-то из пассажиров нажал кнопку).
  • После того как сигнал поступит в колл-центр, диспетчер связывается с машиной в голосовом режиме (конструкция терминала включает динамик и микрофон). Это необходимо для исключения ложных вызовов или случайных срабатываний кнопки «SOS».
  • Если ответ не был получен, или водитель подтвердил факт ДТП, информация передается спасательным службам.

Автоматическая работа системы минимизирует время между аварией и прибытием помощи на место происшествия. Это значительно снижает смертность на дорогах, потому что у Скорой Помощи и спасателей появляется больше времени на оказание квалифицированной помощи.

Надежность системы очень высока: терминалы снабжаются автономными источниками питания, и даже при обесточивании бортовой сети во время аварии они сохраняют работоспособность в течение минимум нескольких часов. Этого вполне хватает для определения координат, а также для связи с колл-центром.

SIM-карта, установленная в терминале, обеспечивает устойчивую связь с диспетчером везде, где есть покрытие мобильной сети. Для обеспечения надежной связи приборы комплектуются эффективными антеннами для сотовой связи и спутников ГЛОНАСС. Обычно при хорошем качестве сигнала данные передаются по GPRS (используется 3G модем), при проблемах со связью терминала может отправлять служебные SMS с основной информацией для экстренных служб.

И сам сеанс связи с диспетчером, и вызов помощи путем активации экстренного информирования спасательных служб полностью бесплатны.

Какие данные собирает ?

УВЭОС обязательны к установке для всех автомобилей, которые выпускаются в обращение на территорию РФ. Но если новые машины оснащаются терминалами, тревожными кнопками и датчиками на производстве, то при импорте техники владелец обязан за свой счет установить ЭРА-ГЛОНАСС, иначе эксплуатировать машину в РФ будет невозможно.

Один из аргументов против оборудования автомобиля ЭРА-ГЛОНАСС – возможное отслеживание перемещения техники по спутниковой сети (т.е. незаконная передача личных данных спецслужбам) или прослушка салона. На практике же в терминалах не реализована функция трекинга, потому без ведома владельца отследить движение машины нельзя.

По информации производителей, терминал собирает и передает только такие данные:

  • Координаты места аварии.
  • Скорость на момент аварии.
  • Тип срабатывания сигнала тревоги (датчик удара/переворота, принудительный вызов).
  • Данные о машине: номер, марку, тип двигателя (бензин/дизель).
  • Количество пристегнутых ремней безопасности.

Также службам спасения передается информация, полученная диспетчером при разговоре с водителем.

Сегодня ГЛОНАСС — это не просто навигатор, который позволит не потеряться на незнакомых дорогах. Возможности спутникового позиционирования куда шире, и воспользоваться ими может как рядовой автовладелец, так и руководитель коммерческого предприятия с обширным парком автомобилей.

Что такое ГЛОНАСС на автомобиле и как он работает

Что такое ГЛОНАСС? Российская система позиционирования, являющаяся аналогом GPS, предназначенная для определения местоположения объектов на земной поверхности и решения иных задач. В ее основе лежит 24 спутника, расположенные в трех орбитах по восемь спутников в каждой из них. Средняя точность измерений составляет от двух до шести метров, а площадь покрытия земного шара — 10%, в том числе территория России. Ниже подробно рассмотрим, что это за система, и как она работает.

Что такое ГЛОНАСС на автомобиле

Официально стартом работ по созданию GLONASS стал декабрь 1976 года, когда правительство поставило задачей создать собственную спутниковую систему. Первоначально ее целью была защита от военного нападения, но в дальнейшем она стал использоваться в мирных целях.

В 2021 году трудно найти человека, который не знает, что значит ГЛОНАСС. Это отечественная система позиционирования, созданная на базе 24 спутников, имеющая высокую точность и охватывающая всю территорию России.

Поговорим простыми словами, систему ГЛОНАСС на авто, и что это. Речь идет об устройстве контроля, позволяющем быстро определять местоположение объекта, контролировать расход топлива, определять маршрут, прослушивать и решать иные задачи. В зависимости от целей система устанавливается на личном авто или транспортных средства, принадлежащих транспортным компаниям. Одним из ответвлений является ЭРА ГЛОНАСС, предназначенная для информирования аварийных служб.

Функции

Руководство большей части компаний хорошо знают особенности системы ГЛОНАСС для контроля транспорта, что это, и какие функции она выполняет. Главная задача состоит в определении координат объекта на поверхности. При этом сферы деятельности, в которых нужно измерять расстояние между точками на плане и контролировать перемещение транспорта, очень много. Особенно это важно при поиске местоположения такого объекта.

Рассматривая функции ГЛОНАСС, что это такое в машине, выделяется ряд основных возможностей:

  1. Перемещение с помощью установки системы.
  2. Определение скоростного режима с помощью трекера.
  3. Выявление режима работы / отдыха, благодаря тахометру.
  4. Сохранение безопасности груза и водителя, благодаря своевременному нажатию тревожной кнопки.
  5. Связь с водителем.

При изучении, что такое ГЛОНАСС в автомобиле, к его функциям можно отнести накопление и анализ статистики, поиск транспортного средства в случае угона, повышение качества перевозки и повышение общей безопасности движения.

Кроме того, устройство ГЛОНАСС применяется не только для автомобиля, а активно используется в сфере народного хозяйства. Спутниковая система применяется в построении геодезических сетей, при проведении научных исследований, в кадастровом учете, автопилотировании, информационном обеспечении диспетчерских служб и решении иных задач.

Читайте также  Как сделать дарственную на автомобиль?

Как работает система

Много вопросов касается принципа работа ГЛОНАСС на автомобиле. Как и в любом другом навигационном устройстве, здесь происходит отправка данных о расположении спутника с указанием времени. Приемник получает сигнал, сравнивает полученную информацию и определяет расстояние до объекта. Благодаря выполнению такой работы, определяется точное расположение.

Принцип действия ГЛОНАСС построен на взаимодействии со 24 спутниками, которые находятся на орбите. При этом для определения местоположения достаточно связи с тремя-четырьмя. Точность достаточно высока, но в зависимости от ситуации она может отличаться. Причины погрешности следующие:

  1. Не идеальное расположение объектов относительно друг к другу, что может привести к отклонению до 150 м. В этом случае то, что показывает ГЛОНАСС, не всегда корректно. Для повышения точности может потребоваться применение дополнительных спутников или параллельное включение GPS.
  2. Плохая погода или нахождение в городе с высокими зданиями. В таком случае высок риск отражения сигнала и появления трудностей с определением местоположения.
  3. Искусственное ограничение точности для гражданских лиц из-за того, что военные не желают делиться всеми своими технологиями.
  4. Качество модуля ГЛОНАСС для автомобилей, от которого также зависит, что видит устройство, и насколько точными являются данными.

Определенная погрешность не должна расстраивать, ведь в остальном система хорошо справляется со своими задачами. Принцип работ системы ГЛОНАСС на автомобиле всегда одинаковый, что позволяет быстро разобраться с возможностями работы девайса и пользоваться его возможностями.

Устройство системы

Вопрос, как работает ГЛОНАСС на автомобиле, необходимо изучать в комплексе с конструктивными особенностями системы. К главным элементам относятся устройства для коммуникации со спутниками или элементами сотовой связи, а также девайсы для обработки информации и цифровые карты. В течение всего движения объект накапливает информацию о нахождении и передает ее в диспетчерские службы.

При рассмотрении, как работает система ГЛОНАСС на грузовом автомобиле, важно знать ее составляющие элементы. Чаще всего в комплекс входит:

  1. Терминал — обеспечивает связь со спутниками.
  2. Серверная — принимает данные с трекеров и обрабатывает ее.
  3. Программное обеспечение. Устанавливается на ПК, ноутбук, телефон для получения информации о работе.
  4. Другие элементы системы.

В состав устройств, находящихся в машине, входит сам терминал, антенна и датчики, с которых информация поступает к главному блоку. Конструктивно девайс может отличаться, но принцип действия идентичный.

Как выглядит

Многие спрашивают, как выглядит ГЛОНАСС на автомобиле. Простыми словами, это комплекс оборудования, обеспечивающего связь со спутником, сбор информации и ее передачу на центральный сервер. В комплект входит сам терминал, бесконтактный считыватель, расходометр топлива и датчик уровня топлива. Комплектация может меняться в зависимости от задач и производителя.

В чем отличие от ЭРА ГЛОНАСС

Много дискуссий возникает по поводу того, для чего нужна кнопка ГЛОНАСС на авто, что это, и для чего она предназначена. Важно понимать, что ЭРА ГЛОНАСС имеет немного другое назначение. В ее функции входит передача данных в специальные службы при попадании транспортного средства в ДТП. Система работает в двух вариантах:

  1. Автоматический. В случае удара или переворота формируется сигнал с данными о координатах, скорости, виде сигнала, марке / технических характеристиках авто. Далее по каналам GSM связи он формируется и передается в оперативный центр. Специалисты принимают запрос, проверяют его и передают данные в соответствующие службы.
  2. Ручная. Здесь связь с оператором происходит путем нажатия кнопки. Выше мы рассмотрели особенности поддержки ГЛОНАСС, и что это. Здесь принцип тот же, но водитель или пассажиры сами связываются с оператором, рассказывают о ситуации и просят вызвать помощь.

Что касается обычного ГЛОНАСС, он создан для мониторинга и контроля, а не только связи с водителем и вызова специальных служб. Кроме того, ответвление «ЭРА» используется больше для частных лиц, а вот основная система чаще всего актуальна для компаний.

Что показывает

При установке устройства необходимо знать, что контролирует ГЛОНАСС. С его помощью можно получить следующие сведения:

  • местоположение на карте;
  • контроль перемещений;
  • отчеты о движении за определенный период;
  • уровень топлива;
  • скоростной режим;
  • маршрут перемещения;
  • точный пробег и т. д.

Водители должны понимать, что означает ГЛОНАСС, ведь с его помощью работодатель может определить факт неэффективного применения транспорта, выявить махинации и т. д.

Как пользоваться

В вопросе как пользоваться ГЛОНАССОМ, нет ничего сложного. После установки системы ее контролем занимаются специалисты, которые снимают данные с сервера и формируют отчеты. При частном использовании можно установить специальное приложение и получить информацию о маршруте, координатах, расходе и т. д.

В комментариях опишите, что вы знаете о системе, и как ее используете.

Новости

за последнее десятилетие стала привычным, а во многих случаях обязательным инструментом глобальной навигации. Российский комплекс, основанный на трансляции сигнала со спутников, доступен пользователям из РФ и других государств. Сегодня это одна из двух глобально ориентированных систем, открывающих бесплатный доступ к навигационным сервисам. В чем же ее особенности отличия от второго комплекса — GPS — и практическая польза?

История развития

Понятие системы сформировалось в 1976 году, когда был развернут проект советского навигационного комплекса, продолжившего военную программу «Циклон». Запущен ГЛОНАСС был шестью годами позже, одновременно с СПРН для ракетного предупреждения. В 1986 году на орбиту вывели первую тройку спутников, а к 1991 году их было уже 12. Официально систему ввели в эксплуатацию через 2 года, и она была уже российской.

В 2001 году программа развития комплекса была принята на федеральном уровне, и после первой стадии модернизации наземного оборудования и увеличения количества спутников многократно возросла его точность. К 2010 году удалось развернуть систему для полного покрытия планеты.

Следующая стадия модернизации была направлена на рост точности навигационного определения, реализацию дополнительных CDMA-сигналов. Также целью изменений стала совместимость ГЛОНАСС с аналогичным комплексом КНР — «Байдоу». Заключительные испытания готового комплекса были проведены в 2015 году. Сегодня полномочия по его развитию и совершенствованию возложены на Роскосмос и два АО — «Российские космические системы» и «Информационные спутниковые системы».

Как работает система ГЛОНАСС

Система предназначена для обслуживания военных и «гражданских» пользователей. Для работы глобальной сети используется наземное оборудование и спутники — сегодня их 24. С конечными пользователями они взаимодействуют через клиентские устройства — навигаторы, трекеры, «маяки» и так далее.

Спутники, которые используются в ГЛОНАСС:

  • находятся на высоте 19,4 тыс. км;
  • развернуты по трем орбитальным плоскостям и наклонены на 64,8 градуса — это сделано для более полного охвата полярной области, в которой находится немалая часть РФ;
  • передают сигнал с направленностью в 38 градусов, круговая поляризация правая.

Чтобы определить гео-координаты с достаточной степенью точности, достаточно соединения хотя бы с четырьмя спутниками. Система устанавливает долготу и широту, высоту объекта и время, в которое сняты эти параметры, сообщение с показателями отправляется на принимающие клиентские устройства. Они, сопоставляя время отправки и получения, определяют дистанцию до спутников и, благодаря этому — местонахождение объекта, на котором установлены. Так осуществляется мониторинг движущейся техники, устанавливаются координаты.

Погрешность измерений отличается на 10 и более метров, в зависимости от климатических факторов, ограничений по безопасности, качества техники для приема и других факторов. Пользовательские устройства принимают два типа сигналов — FDMA и CDMA. Они, в свою очередь, могут быть открытыми и защищенными, особо точными, передавать сообщения в разных сигнальных форматах.

Чем система отличается от GPS

ГЛОНАСС-мониторинг по принципу измерения практически аналогичен второму глобальному комплексу — GPS. Однако разница между ними есть. В первую очередь это положение группировок. Спутники у американской Navistar расположены по шести плоскостям, орбиты вращения у них круговые. Благодаря этому в каждой точке земного шара обеспечен прием минимум с 6 из 24 аппаратов, из-за чего говорят о большей точности GPS. Конкретный показатель зависит от многих факторов, поэтому для повышения качества измерений разумно использовать обе системы.

Орбиты спутников GPS

Орбиты спутников ГЛОНАСС

Другие отличия ГЛОНАСС:

  • отсутствие у спутников резонанса — нет синхронности, поэтому стабильность аппаратов выше, корректировать их не нужно в течение всего срока эксплуатации (но он ниже, чем у американской системы);
  • большая, по сравнению с GPS, дешевизна оборудования для поддержки работы системы, что обеспечивает финансовую выгодность для коммерческих пользователей;
  • лучшая защита от сбоев благодаря функционированию на других частотах и разделению сигнала — это снижает опасность его потери и ухудшения из-за естественных, архитектурных и технических препятствий;
  • учет потребностей российских пользователей, актуального законодательства РФ и так далее.

Благодаря совершенствованию системы ее точность приближается к GPS и может даже превысить ее. Чтобы улучшить уровень работы комплекса, стоит выбирать качественное клиентское оборудование от проверенных поставщиков — например, компании Omnicomm, крупнейшего поставщика российского рынка, чью продукцию и решения в Свердловской области, Кузбассе и Крыму официально представляет компания «Омникомм Урал».

Читайте также  Как остановить коррозию кузова автомобиля своими руками?

Где используется ГЛОНАСС-мониторинг

Отслеживание местоположения стационарных и перемещающихся объектов — основная практическая функция системы. Ее можно применять для определения местоположения пользователей, находящихся в местах, где не работают мобильные телефоны. Расходы на эксплуатацию устройств, поддерживающих ГЛОНАСС, минимальны — она бесплатна.

Мониторинг — контроль положения и перемещения движущихся объектов — используют в государственном, оборонном секторе, а также в бизнес-целях, для оптимизации работы транспорта предприятий, компаний, служб логистики и грузоперевозок. Устройства для связи с ГЛОНАСС устанавливают на частные и коммерческие автомобили. Во втором случае предприятие-владелец автопарка получает доступ к гибкому и современному инструменту оптимизации транспортных расходов.

Основные функции мониторинговой бизнес-системы:

сквозное слежение за транспортом, движущимся по коммерческим маршрутам — определение местоположения, отклонений от заданного пути, простоев;

определение технического состояния транспорта из автопарка компании и фиксация расхода топлива в режиме «реального времени» с помощью специальных датчиков, синхронизируемых с глобальной системой;

организация непрерывного диспетчерского контроля за работой автопарка;

защита транспорта от угона, повышение безопасности перевозки пассажиров и грузов и так далее.

ЭРА-ГЛОНАСС: обязательный комплекс экстренного реагирования

Российская спутниковая система давно стала обязательной частью мониторинга движущихся объектов, ее функционал обширен и используется во многих сферах. Одним из наиболее полезных практических «инструментов» навигации стала ЭРА-ГЛОНАСС. Это комплекс, разработанный в РФ и предназначенный для экстренного реагирования в опасных ситуациях — при автомобильных авариях, ДТП, когда каждая сэкономленная секунда повышает шансы пострадавших на выживание. Помощь, оказанная вовремя, позволяет уменьшить ущерб для здоровья, травматизм и минимизировать смертность из-за транспортных несчастных случаев.

Система, схожая с европейским аналогом eСall и технически совместимая с ней, была введена в эксплуатацию в 2015 году. Она повышает безопасность пассажирских и грузоперевозок, и с 2017 года обязательна к применению по условиям техрегламента ТС. Транспорт, выпускающийся в обращение, должен оснащаться устройствами для связи со службами экстренного реагирования — смартфонами с картой, модемом, навигационным блоком и SOS-кнопкой. Сведения о них необходимо вносить в паспорт ТС. Документ-одобрение выдается на трехлетний срок, изготовители и импортеры должны получать на новые модели сертификаты соответствия.

Система работает по следующему принципу:

  • датчики, установленные в транспорте, срабатывают при ударах, нажатии на тревожную кнопку, опрокидывание кузова;
  • автотерминал определяет координаты местонахождения ТС, количество людей, скорость перед аварией, перегрузки, данные о машине;
  • информация передается по сотовой сети в центр обработки;
  • операторы связываются с людьми в ТС или, если это невозможно, удостоверяются, что вызов не ложный и передает вызов спасательной службе.

Транспортный мониторинг: безопасность, экономическая выгода и простота контроля

Наиболее наглядно преимущества системы ГЛОНАСС реализуются при ее применении для нужд бизнеса. Благодаря более доступной, чем у GPS, стоимости, комплексы выгодно размещать на коммерческом транспорте. Цена оборудования и поддержки постоянно оптимизируется, что повышает финансовую привлекательность ГЛОНАСС-мониторинга . При этом предприятия, транспортные и логистические компании могут оценить все преимущества прогрессивного спутникового слежения:

  • автоматическое определение маршрута, местоположения, скорости ТС с помощью трекеров-маяков обеспечивает полный контроль сохранности автотранспорта, позволяет предупредить отклонения от пути, простои и опоздания, нарушения водителями трудовой дисциплины и скоростного режима;
  • скоростная обработка, сохранение данных позволяют моментально отреагировать на внештатную ситуацию и получить доступ к развернутому анализу информации, чтобы улучшить логистику и, в конечном итоге, повысить прибыльность компании;
  • дополнительно устанавливаемые топливные датчики позволяют отследить количество горючего, его расход, ГЛОНАСС-комплекс определяет места заправки ТС, что минимизирует риски слива топлива, замены его менее качественным и уменьшает транспортные издержки предприятий;
  • владельцы компании, руководство транспортной службы получают информацию о безопасности грузов и сотрудников, надежную и постоянную связь с водителями и множество других преимуществ.

Обратившись к официальному дилеру Omnicomm, компании «Омникомм Урал», вы получите развернутую информацию о плюсах современных ГЛОНАСС-решений и сможете воспользоваться комплексными инструментами спутникового мониторинга.

ЭРА ГЛОНАСС

Оборудование системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в обязательном порядке должно быть установлено на все новые машины, попадающие на территорию Евразийского союза, ЭРА расшифровывается как «экстренное реагирование при аварии». ГЛОНАСС – глобальная навигационная система — аналог американской системы GPS: точные координаты определяются по сигналам, поступающим от спутников. У России и у США одинаковое число спутников – по 24 – однако системы отличаются траекториями спутников и методами обсчета.
Сейчас ГЛОНАСС полностью контролирует всю территорию России и около 80% всего земного шара.
Данную систему используют для навигации, точность позиционирования у ГЛОНАСС – 20 метров, у GPS – 5 метров. Однако постепенно у российской системы улучшаются технические параметры.

Устройство

Оборудование системы «ЭРА ГЛОНАСС» состоит из навигационного и коммуникационного модулей, блока интерфейса с кнопкой экстренного вызова, дополнительного датчика удара, микрофона, громкоговорителя. На автомобиле это оборудование необходимо для обеспечения безопасности в случае аварии: экспертные исследования говорят о том, что своевременное прибытие врачей на место ДТП сохранило бы ежегодно порядка 4000 жизней россиян.

Принцип действия

Как работает система? При столкновении срабатывает датчик удара, и сигнал поступает на пульт служб экстренного реагирования. Оператор связывается с автомобилем, и, если не получает ответа, направляет на место врачей. Так же предусмотрена возможность самостоятельного вызова – достаточно нажать на кнопку. Таким образом, координаты автоматически рассчитываются по поступившей информации от спутников, а сигнал к экстренным службам приходит по каналам сотовой связи.

Экспертные оценки показывают, что ЭРА действительно существенно повышает шанс выжить в аварии. Даже в идеальных условиях информация к экстренным службам при звонке по телефону приходит за 45 секунд, через систему «ЭРА ГЛОНАСС» — за 10 секунд.

Но в случае ДТП телефон может потеряться, а кнопка экстренного вызова расположена на видном месте в автомобиле. Водителю достаточно протянуть руку и нажать на кнопку SOS.

Опасения

Не стоит бояться случайного нажатия – оператор предварительно связывается и выясняет причину вызова.
Неоднократно звучали опасения, что такое оборудование позволяет прослушивать разговоры в машине. Да, есть микрофон и сотовая связь – теоретически действительно можно получить информацию. Однако те, кто по каким-то причинам обеспокоен конфиденциальностью разговоров, всегда использует специальные «глушилки». Тотальная прослушка дорога и малоэффективна. Поэтому обычным гражданам не стоит опасаться установки системы «ЭРА ГЛОНАСС».
Так же иногда говорят о том, что с помощью данной системы можно дистанционно остановить автомобиль. Это не так: оборудование не имеет связи с двигателем и топливной системой, может передавать только голосовой сигнал и координаты автомобиля.
В перспективе обсуждают возможность взаимодействия системы с охранными комплексами.

Стоимость оборудования

Само оборудование стоит порядка 4000 рублей. Но для получения необходимых документов изготовителю автомобиля нужно провести сертификацию, в которую, в том числе, входит краш-тест – необходимо разбить несколько автомобилей. Расходы по сертификации, разумеется, увеличивают стоимость автомобиля. Понятно, что широко распространенные модели дорожают в меньшей степени.

Ориентировочные расчеты таковы:

  • цена массовых машин увеличивается примерно на 15 тысяч рублей.
  • моделей бизнес-класса – на 100 тысяч рублей;

Стоимость люксовых автомобилей, продажи которых единичны, растет колоссально.

Сейчас идет некий переходный период и в автосалонах ГК FAVORIT MOTORS представлены автомобили как с системой «ЭРА ГЛОНАСС», так и без нее.

Законодательство

Большинство производителей уже сертифицировали свою продукцию, однако в автосалонах сейчас можно встретить машины без средств экстренного реагирования. Дело в том, что установка обязательна для автомобилей, прошедших оценку соответствия после 1 января 2017 года. Поэтому автомобили, выпущенные до этого времени, могут быть без этого оборудования.
Более того, законодательство допускает в отдельных случаях выпуск машин или ввоз их на территорию страны без комплекса «ЭРА ГЛОНАСС» и после указанного срока. Дело в том, что основной документ для производителя и импортера автомобиля — одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Это свидетельство, подтверждающее соответствие машины требованиям, установленным на территории стран Евразийского союза, в который входит и наша страна. Срок действия этого документа – три года. Таким образом, остаются действительными ОТТС, выданные еще до введения обязательной установки средств экстренного реагирования при аварии. Более того, при выпуске новой модификации документ автоматически продляют на основании старого.
Поэтому, если вы увидите в автосалонах автомобили без оборудования «ЭРА ГЛОНАСС», это означает, что ОТТС на данную модель было получено еще до 1 января 2017 года. Разумеется, эксплуатация такой машины абсолютно законна.
Нет требований к обязательной установке системы «ЭРА ГЛОНАСС» на автомобили, реализуемые на вторичном рынке, поэтому ожидать наличия оборудования не стоит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: