Может ли егерь останавливать и досматривать автомобиль?

ДОСМОТР

В октябре я вместе с семьей поехал за грибами, мне позвонили и сказали, что пошли боровики. Тихая охота оказалась очень результативной. Когда мы вернулись к машине, погрузили в багажник наши трофеи, вдруг из леса вышли какие-то люди в грязной камуфляжной одежде, заявили, что они егеря и в грубой форме потребовали открыть машину для досмотра. Спорить с ними было бесполезно. Досмотр машины не выявил никаких нарушений. Егеря ушли, а осадок на душе остался.

Может быть, в рубрике «Юридическая консультация» вы ответите, имеют ли егеря право проводить досмотр и как себя вести в подобных случаях?

Николай Орефьев, Москва

Уважаемый г-н Орефьев!

Досмотр является мерой административного обеспечения и, поскольку он ограничивает права граждан (ч. 3 ст.55 Конституции России), то он может проводиться только при наличии условий, указанных в ст. 27 Кодекса об административных правонарушениях. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, обследование транспортного средства, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости В ЦЕЛЯХ ОБНАРУЖЕНИЯ ОРУДИЙ СОВЕРШЕНИЯ ЛИБО ПРЕДМЕТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, обследование транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В качестве понятого, в соответствии со ст. 25.7 КоАП, может быть привлечено любое, не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей и обследование транспортного средства могут быть осуществлены без понятых.

Досмотр должен проводиться с обязательным составлением протокола (ст. 27.7 КоАП). В протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, обследовании транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо ВЛАДЕЛЬЦЕМ ВЕЩЕЙ, ПОДВЕРГНУТЫХ ДОСМОТРУ, понятыми. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, обследовании транспортного средства, вручается владельцу вещей, подвергнутому досмотру, ПО ЕГО ПРОСЬБЕ.

Как правило, протокол не составляется. Следует отметить, что составление протокола является ОБЯЗАННОСТЬЮ уполномоченных лиц, которая установлена законом и которую они должны исполнять без каких-либо просьб или ходатайств. Несоставление протокола является прямым НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА уполномоченными лицами и является основанием для обжалования таких действий. При отсутствии мотивировки в протоколе также имеются все основания для обжалования действий по досмотру. Досмотр по принципу «лезь в багажник, что-нибудь найдешь» допускается законом только в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Что касается должностных лиц, уполномоченных осуществлять досмотр, то их перечень содержится в ст. 27.2 КоАП, в их числе должностные лица органов внутренних дел, должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, а также должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о животном мире, правил охоты и рыболовства и прочие должностные лица. Сотрудники частных охранных предприятий к должностным лицам, уполномоченным осуществлять досмотр, не относятся. Что касается правового статуса егерей, то независимо от формы собственности охотхозяйства, в котором они работают, он не позволяет им осуществлять действия, отнесенные к исключительной компетенции уполномоченных государством должностных лиц, в том числе личный досмотр и обследование транспортного средства. Вполне возможно, Вы обратили внимание на публикации в «РОГ», в которых говорится о совместных рейдах егерей с сотрудниками правоохранительных органов или сотрудников охотнадзора, которые относятся к категории уполномоченных государство должностных лиц и лишь они, а не егеря осуществляют указанные действия во время проведения рейдов.

Как это ни печально, но строгость российских законов очень часто компенсируется необязательностью их соблюдения и даже прямым нарушением самими ДОЛЖНОСТНЫМИ лицами. Что касается возможных вариантов поведения, могу только рекомендовать Вам в случае повторения подобных ситуаций в будущем (увы, от подобного никто не застрахован) узнать фамилии должностных лиц, проводивших досмотр, чтобы в случае ущемления Ваших прав или превышения уполномоченными лицами должностных полномочий в дальнейшем обжаловать их действия в суде.

В случае если досмотр был проведен людьми, не относящимися к уполномоченным должностным лицам, то Вы также имеете право обратиться в суд. Ст. 330 УК РФ квалифицирует подобные действия как самоуправство, то есть «самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред». Самоуправство наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев (ч.1 ст.330 УК РФ). То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет (ч.2 ст.330 УК РФ).

Охотники поневоле

Напомним, до этого пристреливать оружие можно было только на специально оборудованных стрельбищах. А еще раньше, лет двадцать назад, — в любых удобных местах. Главное, чтобы расстояние до ближайшего жилья было не менее ста метров, а пули или дробь ложились в естественный, так сказать, пулеуловитель — стенку оврага или холм, а не летали по открытому пространству. Теперь, кстати, расстояние от жилья увеличили до 200 метров.

С одной стороны, такая поправка вызвана самой жизнью. В стране около 4 миллионов владельцев оружия. Теоретически каждый из них вправе ходить на охоту и предварительно проверять и пристреливать свое оружие, тем более что тот же закон запрещает охотиться с неисправным оружием. Потому что это не только небезопасно, но и чревато появлению подранков. Но где на всех напасешься этих самых оборудованных стрельбищ и площадок? Тем более все они — платные. Не проще ли пойти в ближайший овраг и пострелять? Вот и разрешили охотникам ходить в этот самый овраг. Но только если этот овраг — в охотугодьях и у стрелка есть документы на право здесь охотиться.

И вот тут, с другой стороны, хождение с оружием в охотугодьях высветило многочисленные вопросы.

Не будем вдаваться в чисто охотничьи нюансы — когда какую дичь и каким калибром можно брать. Будем считать, что чиновникам минприроды это виднее. А вот новые правила нахождения в охотугодьях с оружием явно пересекаются с компетенцией Росгвардии. И не всегда совпадают. Неудивительно, что форумы переполнены недоуменными и критическими комментариями.

Читайте также  Нужно ли грунтовать перед шпаклевкой автомобиль?

Так, теперь почему-то считается, что любой человек, оказавшийся в охотугодьях с оружием, даже зачехленным и разобранным, уже охотник. И подлежит проверке инспекторами. И если, не дай Бог, у него нет путевки на охоту именно здесь и сейчас, то у него могут изъять оружие и документы.

Но как быть, если человек идет с оружием самообороны в свою деревню через лес или поле, которые считаются охотугодьями? Тем более, если эти угодья вплотную примыкают к его населенному пункту. Или, скажем, пересекает «чужие» охотугодья, чтобы попасть в «свои», где он имеет право стрелять. Человека могут остановить и досмотреть даже в машине на дороге, которая пролегла через эти угодья. Право на хранение и ношение длинноствольного оружия у человека есть. Люди не понимают, почему они должны позволять себя досматривать егерям, а не полицейским или росгвардейцам? Да и вообще, кто вправе остановить машину, кроме сотрудников ГИБДД? А если владелец оружия откажется подчиняться?

Участники форумов удивлены внезапным расширением полномочий различных проверяющих. Охотничьи инспекторы, а также все должностные лица, уполномоченные на проверку, при предъявлении документа могут потребовать у вас разрядить и передать на осмотр оружие, показать любые документы, проверить ваши личные вещи и транспорт. Отказ от проверки может повлечь за собой решение о нарушении правил охоты и последующую конфискацию оружия и средств охоты. Вот только есть опасения, что не все вооруженные люди и не помышлявшие об охоте, но подвергнувшиеся проверке, с этим согласятся. Ведь если человек не охотился, то и никаких правил охоты не нарушал. А это значит, что возможны конфликты. Насколько известно, Росгвардия своими полномочиями по контролю за оборотом гражданского оружия ни с кем не делилась. А если и есть какие-то административные нюансы, то их надо людям разъяснять и закреплять законодательно. Возможно, именно это в скором времени произойдет — появятся новые обновления в законы и подзаконные акты.

Многих участников форумов удивляют и другие, вполне абсурдные с точки зрения здравого смысла, позиции. Например, вас могут обвинить в незаконной охоте, если вы выгуливаете в охотугодьях собачку охотничьей породы, даже не имея оружия. Или жарите там шашлык. А вдруг на мангале дичь, которую вы здесь незаконно добыли? И это при том, что люди могут даже не подозревать, что они в охотничьих угодьях. Ведь многие зоны отдыха вплотную к ним прилегают. Получается, что меры, призванные приструнить браконьеров, прежде всего ударят по законопослушным гражданам и, как это у нас обычно бывает, только подстегнут коррупцию — у чиновников появится дополнительная «статья доходов».

ГИБДД хочет провести обыск машины. Это законно?

У инспекторов ГИБДД есть право останавливать машины для осмотра и досмотра. ГИБДД опубликовала на официальном сайте обращение к водителям по этому поводу: там рассказывают, чем осмотр отличается от досмотра, когда проводятся эти процедуры и какие права есть у водителей.

Вот инструкция для водителей с учетом разъяснений ГИБДД и действующих нормативных актов.

Осмотр и досмотр автомобиля — это не одно и то же?

Осмотр и досмотр — разные процедуры, каждая со своими правилами. Инспектор не может сказать, что проводит досмотр, а назвать причину для осмотра. Оформить результаты на свое усмотрение он тоже не может. Если инспектор перепутает осмотр с досмотром, это повод признать проверку незаконной.

Обе процедуры нужны, чтобы проверять, не везет ли водитель что-то запрещенное и опасное, не скрывает ли кого-то и не готовит ли преступление. По крайней мере, формально так.

Осмотр — это визуальное обследование машины и груза

Основания для осмотра:

  1. Есть ориентировка или информация, что машину используют для чего-то незаконного.
  2. Инспектор хочет сверить маркировку машины с документами.
  3. Кажется, что на самом деле везут не тот груз, который числится по документам.

Других оснований для осмотра в регламенте нет.

Как проводится. Инспектор осматривает машину при водителе. Пассажиры не обязаны выходить из машины, водитель тоже. Инспектор может заглянуть в бардачок, багажник, под капот , сверяет пломбы с таможенными документами, но только если водитель не против и показывает все сам .

При осмотре машину именно осматривают, но не трогают вещи , не простукивают обшивку, сотрудник не садится в машину. Если инспектор сделал что-то такое — стоп! Это уже досмотр и другие правила. Требуйте их соблюдать.

Понятые и видеосъемка не обязательны, но не запрещены.

Результат оформляется актом. Специальной формы нет: нужно указать дату, место, данные инспектора, кто присутствовал, что за машина и какой груз, велась ли съемка, были ли понятые. Акт составляют после осмотра .

Что потом. Если все в порядке, водителю разрешают ехать дальше. Если нет, действуют по ситуации: например, могут начать разбираться с грузом. Но это будут уже другие мероприятия. Для тех, кто не возит ничего запрещенного, осмотр занимает несколько минут.

Если отказаться. ГИБДД пишет, что отказ от осмотра — это повод провести досмотр. Это более строгая процедура, в которой участвует не только сотрудник ГИБДД и все нужно фиксировать. Но Верховный суд отменил этот пункт регламента еще в 2012 году. Для досмотра нужны свои основания.

Справедливости ради надо сказать, что при необходимости найти основания для досмотра не так уже сложно, даже если водитель ничего не нарушил. Выполнить требование сотрудника полиции чаще всего проще, чем вступать в конфликт.

Досмотр — это когда можно трогать

Это тоже обследование, но не только визуальное: можно проверять содержимое и элементы автомобиля. Досмотр — серьезная процедура, для которой нужны веские основания и есть свои требования.

Основания для досмотра:

  1. Нужно проверить, нет ли в машине чего-то для совершения административных нарушений. Например, могут искать оружие, опасные вещества, мигалку, поддельные номера, документы или что угодно еще: в законах нет конкретного списка орудий и предметов. Кстати, съемная тонировка или шторки на окнах — это тоже повод для досмотра . Необязательно искать запрещенные предметы. Достаточно признаков или подозрений в административных нарушениях.
  2. Ищут людей, которых подозревают в нарушении. Например, если кого-то надо арестовать, или ищут беглых преступников, или должник по алиментам скрывается от приставов, а призывник — от сборов. Их могут разыскивать, в том числе путем проверки машин. Если найдут — задержат.

Как проводится. Водитель и пассажиры должны выйти из машины. Выходить надо только после составления протокола о досмотре. До этого водитель и пассажиры выходить не обязаны — документы можно передать через окно.

При досмотре должен присутствовать владелец машины. Владелец — это не обязательно собственник. Это тот, у кого во владении фактически находится машина. Если очень надо, могут обойтись и без владельца : всегда найдутся обстоятельства, когда нельзя откладывать. Но если таких обстоятельств не было, результаты досмотра недействительны.

Читайте также  Сколько свинца в аккумуляторе автомобиля?

Инспектор начинает обследовать машину, все элементы, места для груза и багажа. Он может сам открывать багажник, заглядывать в бардачок и доставать оттуда вещи. Лучше помогать ему в этом и показывать все лично.

Досмотр проводят так, чтобы не нарушить конструктивную целостность — это когда можно разобрать какой-то элемент, чтобы потом его несложно и быстро можно было собрать и он при этом не сломается. Поднять коврик в багажнике, достать запаску, передвинуть вещи в бардачке, откидывать сиденья — это все не нарушает конструктивную целостность. Так можно при досмотре .

Когда нужно досмотреть таможенный груз, будут связываться с дежурным отделением ДПС . Если надо, вскроют пломбы.

Понятые и видеосъемка. При досмотре нужны обязательно: либо два понятых, либо видеозапись всего процесса . Понятые должны быть незаинтересованными. Это может быть кто угодно старше 18 лет. Но коллега инспектора понятым быть не может. Понятые должны реально присутствовать при досмотре , а не просто быть указанными в документах.

Результат. Еще до начала досмотра нужно составить протокол. В этом важное отличие от осмотра: при осмотре акт составляют после, а при досмотре — протокол в начале . Нет протокола — нет досмотра.

В протоколе должны быть подписи инспектора, понятых и владельца машины. Если не подписать протокол, там поставят отметку об отказе. Лучше подписывать и перечислять возражения. Копию протокола должны выдать водителю.

Что потом. Если нарушений нет, машина поедет дальше. Если что-то найдут или в чем-то заподозрят, могут отправить на освидетельствование и изъять запрещенное. Для всего этого составляют отдельные протоколы: об изъятии, задержании машины, человека, аресте груза. Может понадобиться следственная группа — тогда для нее оставляют отдельные документы и вызывают сотрудников.

Если отказаться. За отказ от досмотра могут оштрафовать на 1000 рублей.

Если при досмотре не составили протокол или не позвали понятых

Это самоуправство. Протокол, понятые или видеосъемка — это не желание водителя и инспектора, а требование закона. Нарушение этого правила грозит инспектору штрафом в 300-500 рублей, а результаты досмотра нельзя считать доказательствами.

Можно ли снимать действия полицейских при осмотре и досмотре

Да, можно. Если это не спецоперация с законным запретом на съемку, документами и основаниями, снимать можно все — от первого слова инспектора до подписи протокола . Как инспектор досматривает машину, что находит и что делают понятые, тоже можно снимать на свой телефон.

Если инспектор говорит, что он против съемки и просит убрать камеру, это незаконно. Еще инспектор может ссылаться на то, что из регламента ГИБДД исключили условие о съемке. Это правда: из регламента исключили. Напомните ему, что регламент не для водителей, запрета на видеосъемку нет, а закон о полиции никто не отменял.

Имеет ли право сотрудник ВАИ остановить вас

Военная автомобильная инспекция обеспечивает безопасность на дорогах при движении колонн, сопровождающих армейский транспорт и выявляет причины возникновения дорожных аварий с участием армейской техники. Законодатель планирует внести изменения в устав военной автоинспекции, которые коснутся и обычных, гражданских автомобилистов.

  1. Что такое ВАИ
  2. Могут ли ВАИ останавливать и проверять гражданские автомобили
  3. Планируемые изменения

Что такое ВАИ

Военная автомобильная инспекция (ВАИ) – это структурное подразделение Главного управления военной полиции Министерства обороны России. Она включает: ВАИ Министерства обороны РФ, территориальные и региональные ВАИ.

В обязанности служащего автоинспекции входит:

  • следить за безопасностью движения военной техники;
  • проверять документы у водителей армейского транспорта;
  • выяснять причины аварий с участием транспортных средств, принадлежащих Министерству обороны.

Могут ли ВАИ останавливать и проверять гражданские автомобили

В настоящее время служащие военной автоинспекции вправе останавливать только авто Вооружённых сил России. Сотрудники уполномочены сами задерживать, досматривать и отстранять от управления военнослужащих внутренних войск, МЧС, инженерных и строительных структур МО РФ. Инспекторы не вправе останавливать и проверять гражданские авто, личный транспорт военнослужащих и пешеходов.

Планируемые изменения

Законодатель готовит изменения в уставе военной полиции, которые значительно расширят полномочия ВАИ. Сотрудники смогут фиксировать дорожные нарушения обычных автомобилистов и пешеходов. Выписывать штраф сами служащие не будут, но смогут направить информацию в госинспекцию. А уже ГИБДД оформит штрафы и вышлет их.

Для обнаружения нарушений ВАИ будет применять различные технические средства: радары, видео- и фотоаппаратуру. Специальная техника будет использоваться в местах скопления армейских машин и при движении автоколонн по дорогам общего пользования. Изменения в уставе позволят фиксировать не только превышение скорости, но и такие нарушения дорожных правил как выезд на встречную полосу, пересечение сплошных линий и проезд под запрещающий знак.

Такие изменения закрепят уже сложившуюся практику. На данный момент редакция ПДД разрешает останавливать транспорт и пешеходов регулировщикам. Сейчас при движении армейских колонн перекрёстки перегораживаются комендантскими автомобилями и транспортом военной полиции. Они обеспечивают безопасное движение и проверяют, нет ли посторонних в колонне, контролируют потенциально опасные машины: ракетные пусковые установки, танки, цистерны с горючими веществами или грузовые машины с боеприпасами.

Согласно новым поправкам будет усилен и контроль за армейскими водителями. Сейчас сержант или солдат, управляющий личным авто, не является объектом полномочий служащих ВАИ. С изменённым уставом такие нарушители будут оштрафованы автоинспекцией по информации из военной полиции. Передавать информацию ВАИ будут в Центр автоматизированной фиксации ГИБДД региона.

Приобретение спецтехники уже началось. В конце прошлого года Министерство обороны провело электронные торги по закупке ста видеорегистраторов для авто ВАИ. Бюджет на их покупку составил 2,28 миллиона рублей.

Служащие военной автомобильной инспекции в будущем могут быть наделены полномочиями останавливать и гражданские автомобили. Пока правки не внесены, сотрудники ВАИ имеют право проверять только водителей армейского транспорта. По новому уставу инспекторы также смогут останавливать и гражданский автотранспорт и пешеходов. Штрафовать нарушителей они не будут, но смогут передать информацию работникам ГИБДД, которые уже сами выпишут штраф.

Где и когда сотрудники ГИБДД могут останавливать водителей ?!

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Многие автомобилисты полагают, что для проверки автомобиля инспектор имеет право остановить машину только на предусмотренных для этих целях стационарных постах. Но в тоже время в приказе под номером 185 нет никакой информации о том, что инспекторы могут это делать.

Где могут остановить вашу машину сотрудники ГИБДД ?!

Согласно последним внесенным изменениям инспекторы Государственной автомобильной инспекции могут останавливать машины вне стационарных постов или проще говоря фактически в любом месте и в любое время. Также исключена проверка документов без причины на стационарных постах ГИБДД. Был введен так называемый единый список оснований, которые могут быть предусмотрены для проверки водителя и его авто сотрудником инспекции.

Основаниями для проверки документов могут служить следующие факторы:

  • Имеющиеся признаки дорожно-транспортного происшествия;
  • Проведение специальных мероприятий, связанных с безопасностью дорожного движения, таких как «безопасность ребенка», «трезвый водитель;
  • Наличие у сотрудников ГИБДД ориентировки о причастности автомобиля или водителя к дорожно-транспортному происшествию.
Читайте также  Как правильно установить зимние шины на автомобиль?

Иметь надо в виду то, что перечисленные выше факторы могут служить основаниями для того, чтобы ваши документы были проверены. Помимо прочего могут быть и основания для остановки и самого автомобиля, такие как:

  • Визуальные или зафиксированные камерами признаки нарушения правил дорожного-движения;
  • Организация органами ГИБДД регулировочных действий (часто требуется остановка всего движения на магистрали);
  • Когда нужно произвести опрос свидетелей и пассажиров о том, как произошло дорожно-транспортное происшествия;
  • Для проверки достоверности ориентировок на автотранспортное средство либо водителя машины;
  • При необходимости организации помощи другим лицам;
  • Для привлечения в качестве понятных лиц пассажиров авто либо же непосредственно самого водителя;
  • При необходимости остановки авто для организации проезда машинам оперативных служб или автомобилям скорой медицинской помощи.

Исходя из сказанного можно обозначить то, что инспектор может остановить вашу машину фактически где угодно, будь то шумная магистраль или пустая сельская дорога для того, чтобы проверить документы. Отказ от проверки может привести к административному наказанию со стороны водителя.

Должен ли сотрудник автомобильной инспекции предоставлять документ или ориентировку, подтверждающие наличие специального мероприятия? Согласно имеющемуся административному регламенту сотрудник Государственной автомобильной инспекции не может препятствовать ознакомлению автомобилиста со специальными мероприятиями или ориентировками на автомобиль или человека за рулем. Конечно, если вас остановят можно возразить и потребовать предоставить какой-либо документ, подтверждающий требования представителя власти.

Между тем, это не обязывает инспектора держать при себе документ и по первому требованию водителя предъявлять сведения, подтверждающие такие мероприятия или ориентировки. Документы могут храниться как раз на стационарном посту или в отделении ГИБДД. В этом случае задача сотрудников Государственной автомобильной инспекции заключается лишь в том, чтобы не препятствовать ознакомлению с ними. То есть предъявить их водителю по месту непосредственного нахождения этих документов.

Какими обязанностями и правами обладает инспектор ГИБДД ?!

При остановке машины инспектор ГИБДД обязан представиться водителю, назвав свое ФИО и звание. Также он должен предупредить гражданина о том, что будет вестись видеозапись, устройство для проведения которой находится на инспекторе или же в служебной машине представителя Государственной автомобильной инспекции. Инспектор может записывать как видео, так и разговор на диктофон, поэтому нужно следить за тем, что вы говорите ему. Водитель в свою очередь по требованию инспектора обязан предъявить свое водительское удостоверение без обложки вместе с документами на машину.

Помимо прочего инспектор может попросить автомобилиста выйти из машины в следующих ситуациях:

  • При подозрении на совершение ДТП;
  • При наличии подозрения на состояние алкогольного либо наркотического опьянения водителя;
  • Для устранения неисправности в авто или нарушений, связанных с транспортировкой грузов;
  • Для проверки соответствия государственных автомобильных номеров, которые указаны в водительских документах с фактическими номерными знаками;
  • Когда инспектору требуется помощь автомобилиста в качестве свидетеля или понятного лица.

Если машина требуется инспектору ГИБДД для служебных целей, регламентированных законодательными нормами, то тогда он должен заполнить путевой лист для автотранспортного средства, принадлежащего организации или выдать справку водителю. По требованию инспектора Государственной автоинспекции водитель машины может предъявлять документы не только на право управления автомобилем, но и документацию на груз, если он везет его. Просят при остановке инспекторы также и страховой полис ОСАГО, если он имеется.

Остановить машину может инспектор и в темное время суток и даже на безлюдной трассе. Но это делается только для предупреждения преступления или для устранения угрозы совершения правонарушений. Используется обычно для осуществления этих целей специализированный транспорт, оборудованный спецсигналами. А как быть, если вы переживаете и думаете, что инспектор ненастоящий? Бывают случаи, когда преступники таким образом грабили и даже угоняли машины. Вы можете не останавливаться по первому требованию на остановке, но при этом следует обязательно по телефону сообщить об этом факте в органы полиции или же доложить о происшествии на ближайшем стационарном посту ГИБДД.

В любом случае, если вы считаете, что вас незаконно остановил инспектор, то тогда обязательно обжалуйте примененные санкции к вам. Делать это лучше не самостоятельно, а при помощи обращения к опытному юристу, который прекрасно разбирается в тонкостях и нюансах административных правоотношений.

Когда инспектор не имеет права останавливать водителя ?!

Мы обозначили выше то, что порядок остановки автотранспортных средств регламентирован нормами автомобильной инспекции. Согласно установленным законодательным нормам сотрудник ГИБДД не имеет права останавливать автомобили в следующих случаях:

  • Если это отрезки автомобильных дорог, где нельзя прекращать движение;
  • На трамвайных путях и участках автомобильных дорог, которые плотно прилегают к ним;
  • В области локации пешеходных коммуникаций;
  • В мостах, тоннелях, эстакадах, которые имеют одну или две полосы для перемещения автомобильного транспорта;
  • В местах, где имеются переезды, оборудованные для движения автомобиля на железнодорожных путях;
  • На перекрестках автомобильных дорог;
  • На отрезках автомобильных шоссе с ограниченным обзором на расстоянии меньше ста метров;
  • В районе дорожек для велосипедистов и в тех местах, где останавливается общественный транспорт в виде автобусов, троллейбусов, маршрутного такси.

Опять же из правил есть и исключения. Автомобильным инспекторам можно останавливать автотранспортные средства в неустановленных выше обозначенных местах, если это требуется при пресечении уголовно-наказуемого деяния или административного правонарушения. Потребоваться принудительная остановка может для того, чтобы урегулировать поток транспорта, когда иными методами осуществить разъезд машин не предоставляется возможным. При подаче сигнала об остановке в неустановленном месте полицейский обязан принять все возможные меры для обеспечения безопасности остальных водителей и пешеходов. Также он должен обратиться к водителю разъяснив ему причины возможной принудительной остановки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: